Арбитражный суд ветвь власти

7.5.1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

* Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

** См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» . ***

* СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее — Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127
Конституция Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак — эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Регламент арбитражных судов Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Судебная система РФ

Судебная власть – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти, подчиненной принципу разделения властей. В такой государственной системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также процедурой назначения судей на их должности. При этом судебная власть обладает возможностью отмены законов, указов президента и постановлений правительства, если они будут признаны ею неконституционными. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной ветви власти каком-либо иным властным институтом.

Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется на основании принципов равенства перед законом и судом, участия граждан в осуществлении правосудия, гласности в деятельности судов, состязательности, независимости, несменяемости, неприкосновенности судей.

Структура и условия единства судебной системы РФ

Судебная система РФ представляет совокупность судебных органов различной компетенции и всех уровней, действующих на территории России. Назначение судебной системы – защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия Конституции РФ актов законодательной и исполнительной власти, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Законодательной основой функционирования судебной системы являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», федеральные законы о высших судебных органах РФ и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции этих судов.

  • Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поскольку Россия по виду государственного устройства является федеративным государством, в ней действуют следующие суды, составляющие судебную систему РФ.
  • Федеральные суды: Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  • Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Эта структура судебной системы РФ установлена Законом о судебной системе. В зависимости от компетенции судебную систему РФ можно представить следующим образом:

  • Конституционная юстиция. Она включает Конституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным судом.
  • Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
  • Арбитражные суды. В эту систему входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.

Провозглашая наряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РФ, которое обеспечивается:

  • установлением судебной системы Конституцией и Федеральным конституционным законом;
  • применением всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов)_ и других законодательных актов субъектов РФ;
  • соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами, а также применением Конституции РФ и других законов;
  • признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • закреплением подчиненных и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • обеспечением единого статуса судей;
  • финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судопроизводство в Конституционном суде, Верховном суде, арбитражных и военных судах ведется на русском языке, а в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судо-производство у мировых судей и в других судах субъектов ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принципы функционирования судебной системы РФ

Основополагающими принципами судебной системы РФ являются принципах независимости, несменяемость и неприкосновенность судей, а также гласность, состязательность, равенство.

В целях справедливости и беспристрастности осуществления правосудия в РФ законодательно закреплен и гарантирован принцип независимости судей.

Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ:

  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность;
  • возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимость судьи обеспечивается также запретом вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, вынесением судебного решения с соблюдением тайны совещательной комнаты.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Судья имеет право на отставку – почетный уход с должности но собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Независимость судей гарантируется также предоставлением им за счет государства материального и социального обеспечения. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности.

Несменяемость судей – одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Несменяемость судьи означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.

Неприкосновенность судей – необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение и не может являться препятствием для привлечения судьи к ответственности. В отношении судьи уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокурором при наличии на это согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Виновным в совершении преступления судью, как и любого другого гражданина, вправе признать только суд, вынося обвинительный приговор.

Принцип гласности судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматривает уголовные и гражданские дела в открытых заседаниях. Любые граждане могут свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости в строгом соответствии с законом. К таким случаям относится рассмотрение дел, касающихся охраны государственной тайны.

Разбирательство дела в суде осуществляется на основе принципа состязательности. Это означает, что обвинение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защита осуществляются сторонами, наделенными равными правами.

Принцип равенства всех перед законом и судом означает, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Полномочия судей и требования к ним

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в РФ» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом:

  • судьей Конституционного суда может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
  • судьей Верховного Суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
  • судьей Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через десять дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через десять дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи.

Любой гражданин, соответствующий вышеперечисленным требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок».

При том, что полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком, законом предусмотрен предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судей Конституционного суда) – 65 лет.

Прокуратура РФ как гарант соблюдения законности

Прокуратура как системе органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ, законов, действующих на территории РФ, занимает особое место в организации правопорядка и соблюдения законности в РФ.

Прокуратура РФ играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укрепление законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений закона и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Прокуратуре посвящена Ст. 129 Конституции РФ. Однако необходимо знать, что, несмотря на то, что эта статья включена в главу «Судебная власть», это не делает прокуратуру субъектом судебной власти, поскольку таковым в соответствии с Конституцией может быть только суд.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В этом законе закреплены задачи и функции органов прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах прокуратуры. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная власть — самостоятельная ветвь государственной власти

В соответствии с принципом разделения властей Конституция РФ закрепляет судебную власть в качестве самостоятельной ветви государственной власти.

Судебная власть осуществляется в различных формах судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Конституция не допускает создания чрезвычайных судов.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды и мировые суды (см. схему 20). К федеральным судам относятся:

  • • Конституционный Суд РФ;
  • • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  • 1. Судебная власть — самостоятельная ветвь.
  • 131

Схема 20. Судебная система Российской Федерации

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов, мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

  • • установления судебной системы РФ Конституцией и вышеназванным Федеральным конституционным законом;
  • • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями правил судопроизводства;
  • • применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • • признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституция РФ (ст. 123) закрепляет следующие демократические принципы осуществления правосудия:

  • • открытое разбирательство дел во всех судах;
  • • недопущение заочного разбирательства уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • • осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;
  • • участие в осуществлении судопроизводства присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Структура судебной власти

Власть в России в соответствии с принципом разделения властей разделена на три независимые ветви:

Правосудие может осуществляться только судом. Судебная власть реализуется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного производства.

Разбирательство дел проходит на основе принципа состязательности сторон.

Функции судебной ветви власти

К основным функциям суда как самостоятельной ветви власти следует отнести:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • контроль за законностью работы государственных органов;
  • гарантирование обеспечения исполнения судебных решений;
  • разъяснение законодательства для правоприменения.

Система судебной власти

Система судебной власти строится на принципах иерархии и соподчинения низших судов высшим. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, в то время как суды высших инстанций, как правило, занимаются проверкой законности и обоснованности вынесенных ими решений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В судебной системе нашей страны выделяется несколько специализированных юрисдикций:

    Конституционные (уставные) суды. Сюда относятся Конституционный Суд России, а также уставные суды субъектов. Данные судебные органы можно назвать обязательным атрибутом правового государства в наше время. Уставные суды субъектов не образуют системы с Конституционным судом в том смысле, что каждый из них является независимым от другого, и действует в рамках собственных полномочий. Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных и иных законов страны, в то время как уставный суд проверяет локальные правовые акты субъекта на соответствие уставу (конституции) субъекта.

Суд общей юрисдикции. Он занимается разрешением дел по гражданским, уголовным и административным спорам. Данная юрисдикция включает в себя:

  • мировых судей,
  • районные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции;
  • верховные суды субъекта, рассматривающие дела, в том числе, в кассационном, апелляционном и надзорном порядке;
  • Верховный Суд России, который является высшим судебным органом страны и выступает руководящим звеном в этой цепи.

Арбитражные суды. Их система построена на принципе, когда судебный округ не совпадает с административно-территориальным делением страны и включает с себя несколько территориальных единиц. Это является гарантией независимости суда от органов местной власти. Арбитражные суды разрешают экономические споры и некоторые категории дел, касающиеся компетенции хозяйствующих субъектов. В системе арбитражных судов выделяется специализированный суд по интеллектуальным правам. Система арбитражных судов выступает гарантией хозяйственной независимости организаций и невмешательства государства в их работу, развития предпринимательства, гарантирует поиск баланса между интересами хозяйствующих субъектов и общества. В систему арбитражных судов входят:

  • арбитражные суды субъектов;
  • апелляционные арбитражные суды;
  • окружные арбитражные суды.

Возглавляет систему также Верховный суд РФ. Ранее также существовал Высший арбитражный суд, однако в 2014 году он был упразднен. В данный момент его компетенция передана судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Три ветви судебной власти

Судебная власть характеризуется особыми специфическими функциями, которые не реализует ни одна другая ветвь власти (ни законодательная, ни исполнительная) .Судебнаяя ветвь власть независима от других, при этом она имеет с ними особую взаимосвязь, что отражает систему сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.

Ветви судебной власти

В свою очередь судебная власть имеет подразделение на три самостоятельных ветви власти, реализующих специфические функции. Это следующие ветви:

  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • Конституционный Суд РФ.

Реализация судебной власти данными ветвями производится на основе общих принципов, которые установлены действующим законодательством. В частности, данные органы являются самостоятельными, действуя независимо от законодательной и исполнительной властей. Деятельность данных судов базируется на национальном законодательстве, в частности, главенствующим законом здесь является ФКЗ «О судебной системе РФ», которые предусматривает существование особой системы судов, которую мы подробно рассмотрим ниже.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика ветвей судебной власти

    Конституционный Суд РФ и конституционные суды, которые действуют в республиках РФ, а также уставные суды, которые действуют в иных субъектах РФ, выступают в качестве органов конституционного контроля, реализуя самостоятельность и независимость судебной власти, осуществляемой данными видами судов. При этом данные категории судов отправляют особый вид правосудия – конституционный.

В качестве второй категории выделятся суды общей юрисдикции, которые выступают в качестве второй ветви власти. Данные суды отправляют различные виды правосудия – уголовное, гражданское, административное, иные виды. Данную систему судов возглавляет Верховный Суд РФ, который занимает здесь руководящую позицию. В цепь данных звеньев относятся суды субъектов РФ. Также сюда относятся районные суды, которые имеют свою компетенцию, рассматривая как суд первой и второй инстанции. При этом осуществляются полномочия, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.

Также действуют мировые суды на территории своих судебных участков, иные суды являются вышестоящими судами по отношению к ним. Компетенция мировых судей установлена действующим законодательством, зачастую на данной стадии возможно достижение примирения.

В качестве третьей ветви судебной власти выступают арбитражные суды, основное предназначение которых заключается в рассмотрении категорий экономических споров, например, это споры, которые касаются прекращения договоров, признания права собственности на какое-либо имущество, дела о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, дела, касающиеся денежных средств бюджета, разрешение споров экономического характера между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и т.д. Таким образом, в качестве сторон данной категории дел могут выступать предприниматели и юридические лица. Данную систему ранее возглавлял Высший Арбитражный Суд РФ (сокращенно – ВАС РФ). Однако 7 октября 2013 г. Президентом РФ был подписан законопроект, который упразднил данный суд, а его полномочия и численность передал ВС РФ. После реорганизации данный суд прекратил свою деятельность 6 августа 2014 года, после полной передачи всех полномочий Верховному Суду РФ. На сегодняшний день данный суд осуществляет все полномочия в данной области.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Подобные функции обусловлены сутью существующих правовых норм, которые регламентируют правоотношения в различных сферах.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Другие статьи:

  • Федеральный закон от 1 декабря 2019 года 408-фз Федеральный закон от 1 декабря 2019 года 408-фз РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.06.2000, N 118, СТР. 4 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 26.06.2000, N 26, СТ. 2729 ТВЕРСКАЯ, 13, 26.07.2000, N 30 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 07.10.2003, N 19, СТР. 82 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА […]
  • Доверенность на двух людей генеральную доверенность можно написать на двоих можно ли сделать одну генеральную доверенность от двоих людей?у меня и у брата имущество одно и то же, мы делаем доверенность на маму. нужна на каждого своя или одна на двоих подойдет? Доверенность можно выписывать […]
  • Налог крестьянского хозяйства Налог крестьянского хозяйства 18 февраля 2019 Отчетность КФХ на ЕСХН в 2018 году Деятельность КФХ относится к предпринимательской (коммерческой) и облагается налогами. Выбор системы налогообложения для КФХ широк: можно применять традиционную систему […]
  • Заявление в налоговую продажа автомобиля BlackGrizzly › Блог › Инструкция по заполнению налоговой декларации на автомобиль Данная инструкция действительна только для физических лиц Так как при продаже машины по закону каждый обязан отчитаться в Налоговую инспекцию по месту жительства вне зависимости, […]
  • Проживание в отелях испании Сравнение цен на проживание в отелях Испании и других стран Сводные данные по изменениям в ценах на размещение в отелях Испании и других стран за 2015–2016 годы были предоставлены поставщиком решений гостиничного бизнеса HRS. В Испании отельные цены выросли на […]
  • Штраф за недоимку по ндс Штрафные санкции, пеня Штрафные (финансовые) санкции. Расчет пени. Административная ответственность налогоплательщиков в Украине. ! Штрафные санкции по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений […]
  • Лицензия на 1 рабочее место 1с 1С:Предприятие 8 Клиентская лицензия на 1 рабочее место (USB) эта программа участвует в акциях: 11.02.19 Вопрос: Добрый день. Нужно купить 1С:Предприятие 8. Клиентская лицензия на 1 рабочее место USB под Linux. Она отличается от лицензии для Windows? Ответ: […]
Читайте так же:  Купить осаго в волжском