О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон

О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2001 года №73-ФЗ

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, 05.02.2007 г. №10-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 28.06.2009 г. №124-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Читайте так же:  Английский пособие по деловому

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (в редакции от 08.03.2015)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

ФЗ «О судебной экспертизе»

Проведение судебной экспертизы является неотъемлемой частью при расследовании тяжких преступлений и других правонарушений. ФЗ-73 об экспертизе был издан для регулирования процесса проверки, ее сроков и объективности. В статьях закона описаны права экспертов и запрещенные им действия.

Описание закона

Федеральный закон №73 об экспертной деятельности был принят 5 апреля 2001 года Государственной Думой РФ. Одобрен законодательный акт был 16 мая 2001 года. Действовать ФЗ-73 начал 31 мая 2001 года.

ФЗ-73 регламентирует основные направления, цели и принципы организации судебно-экспертной деятельности.

Задача государственной судебно-экспертной деятельности — содействие судам и их судьям, следователям в раскрытии тяжелых преступлений, в дознании и в других следственных моментах, в которых нужны научно-медицинские знания.

Правовой основой судэкспертизы являются:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ-73;
  • Кодекс судопроизводства России;
  • Уголовно-процессуальный кодекс;
  • законодательные акты в сфере охраны труда и другие.

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности:

  • законность;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • соблюдение прав юридического лица;
  • независимость эксперта;
  • объективность;
  • полнота и обширность исследований;
  • использование современного оборудования и знаний.

Обязательным условием в проведении судебной экспертизы является независимость эксперта. Он не должен принадлежать ни одному из органов власти, в частности тому, для кого проводится экспертиза. Полагаясь на свои знания и проведенные исследования, эксперт выдает заключение.

Давление на эксперта уголовно наказуемо. Согласно закону, исследования должны проводиться объективно с использованием научных знаний и показателей.

Скачать текст закона

Закон включает в себя 6 глав и 43 статьи. ФЗ-73 регламентирует информацию об обязанностях и правах руководителей судебно-экспертной деятельности. Последние поправки в закон о государственной экспертизе были внесены 15 сентября 2015 года.

Чтобы ознакомиться подробнее с последней редакцией Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации», скачайте его по ссылке.

Последние изменения ФЗ «О судебной экспертизе»

Последний раз в закон вносились поправки 15 сентября 2015 года.

В статью 13 ФЗ-73 был добавлен Кодекс административного судопроизводства РФ в правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

Статья 37 закона была дополнена информацией о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу. Согласно закону, экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

Статья 16 73 ФЗ регламентирует обязанности эксперта:

  • беспрекословное принятие полученной от руководителя экспертизы;
  • проведение объективной экспертизы с использованием научных знаний;
  • если проведение экспертизы по веским причинам невозможно, то эксперт пишет аргументированное письмо лицу, которое ее заказало;
  • держать в тайне информацию, которая была выявлена в ходе проведения проверки;
  • сохранить в целостности объект, предоставленный для проверки.

В ст.16 ФЗ также описано, что эксперт не вправе делать:

  • принимать приказы о проведении экспертизы от посторонних лиц. Назначать осуществление проверки вправе только руководитель судебно-экспертной организации;
  • проводить судебную экспертизу от лица не госэксперта;
  • самостоятельно принимать решение о материалах и методах проверки;
  • разглашать данные о проведенной проверке и ее результатах;
  • уничтожать исследуемые объекты.

При последней редакции закона изменения в статью не вносились.

Статья 20 ФЗ 73 регламентирует причины проведения повторной экспертизы. Она назначается, если судья и иные органы проверки считают первую проверку необъективной.

При последней редакции закона изменения в ст 20 ФЗ 73 не вносились.

Читайте так же:  Образец заявления о толковании завещания

Статья 25 ФЗ-73 отражает основные понятия, связанные с заключением эксперта.

Что должно содержать заключение?

  • место и время проведения проверки;
  • основания, на которых осуществлялась проверка;
  • данные о назначавшем проверку;
  • данные о государственном эксперте;
  • сведения об объекте исследования;
  • вопросы, на которые необходимо дать ответ;
  • указание методов для проверки;
  • заключительные выводы.

Обязательным условием является подкрепление всех подписей печатью.

При последней редакции законодательного акта изменения в ст. 25 ФЗ о ГСЭД не вносились.

Статья 41 регламентирует условия проведения экспертизы не государственными учреждениями.

При последней редакции ФЗ-73 поправки в ст 41 не были внесены.

Следственный комитет Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Действующая редакция Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» не предусматривает полномочий по организации и производству судебных экспертиз в Следственном комитете Российской Федерации (далее – Следственный комитет), но допускает их осуществление в случаях, если они прямо предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В частности, в соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации») Следственный комитет обладает полномочиями по осуществлению криминалистической и судебно-экспертной деятельности, ведению и использованию учетов криминалистической и иной информации. В соответствии с пунктами 12 и 14 вышеуказанного Положения в систему Следственного комитета входят экспертные подразделения и предусматриваются должности экспертов.

Вместе с этим Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», разработанным до образования Следственного комитета, предусматривается осуществление государственной судебно-экспертной деятельности только в органах государственной исполнительной власти, к которым Следственный комитет не относится в силу правового статуса федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

По указанной причине эксперты Следственного комитета осуществляют производство судебных экспертиз в порядке, установленном статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся государственными судебными экспертами. При этом с момента создания экспертных подразделений в системе Следственного комитета в российской судебной практике не имеется случаев отводов экспертов Следственного комитета или признания выполненных ими заключений недопустимыми доказательствами.

Предлагаемые изменения законодательства Российской Федерации позволят модернизировать положения и нормы Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и укрепить нормативную правовую основу осуществления судебно-экспертной деятельности в Следственном комитете.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительного привлечения средств из федерального бюджета, так как судебно-экспертная деятельность в Следственном комитете Российской Федерации осуществляется с 2011 года на основании пунктов 7 и 8 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или принятию, в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.

О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон

Правовые требования к экспертной деятельности

Согласно ФЗ №-73 “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” – Судебно-экспертная деятельность может проводиться не только государственными, но и негосударственными экспертными учреждениями.

Соответственно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N28 г. Москва “О судебной экспертизе по уголовным делам” Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Скачать законодательство о регулировании экспертной деятельности в Российской Федерации можно здесь:

Автономная Экспертная Организация ЭПЦ “Топ Эксперт” осуществляем свою деятельность согласно Уставу АНО ЭПЦ “Топ Эксперт”. А также: Федеральному закону от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Читайте так же:  Заявление об определении места жительства ребенка подается в

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов

В каждой отдельной правовой отрасли имеется свои особенности, которые предусматривают особый порядок регулирования Экспертизы:

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:
+7(495) 127-09-35, +7 (916) 435-72-27

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА “TOP EXPERT”

Другие статьи:

  • Федеральный закон об образовании в редакции 1992 года Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 […]
  • Отрадное встать на учет Женская консультация поликлиники №107 Женская консультация - 8 (499) 904-26-90 Часы работы: понедельник-пятница с 7.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 18.00, воскресенье с 9.00 до 16.00 Зона обслуживания: • Проезд Якушкина, д.: 1, 2, 3, 5, 6, 6а, 6б, 8 • Отрадный […]
  • Иск ренессанс капитал МОСКВА, 10 авг - РАПСИ, Дмитрий Щитов. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрит 31 августа 2010 года кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России на постановление суда о признании незаконными актов в отношении ООО "КБ […]
  • Закон прав потребителей возврат товара ненадлежащего качества Товар ненадлежащего качества - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 […]
  • Федеральный закон о социальной защите 442 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N […]
  • Пособие для инженера по качеству Управление качеством. Мазур И.И., Шапиро В.Д. М. : Высшая школа, 2003. — 334 с. Учебное пособие подготовлено на основе изучения новейшего российского опыта, а также проведения специальных инжиниринговых работ. Книга содержит ситуации для анализа, тесты, […]
  • Приказ 1302 Приказ Федеральной таможенной службы от 15 июля 2013 г. № 1302 “О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПРОФЛОДЖИСТИК-ТБ» На основании пункта 6 статьи 16 Таможенного кодекса Таможенного союза, […]