Требования к авторынку

Юридические вопросы авторынка. Часть 8. Ремонтная организация и потребитель – взаимные права и обязанности

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В прошлой статье цикла мы остановились на определении размера неустойки: «Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена – исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Указанные выше требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя».

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

– безвозмездного повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданные ему исполнителем материалы (запасные части);

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Однако удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Под «существенным недостатком работы (услуги)» Закон понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Возвращаемая цена на выполненную работу (оказанную услугу), которую исполнитель выплачивает потребителю в случае отказа последнего от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также уменьшение цены на выполненную работу (оказанную услугу), определяется следующим образом:

– в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении цены работ (услуг) в расчет принимается цена работ (услуг) на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены работ (услуг);

– при возврате стоимости работ (услуг) ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой работ (услуг), установленной договором, и ценой соответствующих работ (услуг) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения;

– в случае возврата стоимости работ (услуг) ненадлежащего качества, проданных в кредит, потребителю возвращается уплаченная за работы (услуги) денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата результата выполненных работ (услуг) или отказа от них (если возврат невозможен) кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в ходе выполнения работы (оказания услуги), либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение следующих сроков: потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).

Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую гарантийный срок установлен, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить следующие требования.

1. Безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги). 2. Соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги). 3. Безвозмездное повторное выполнение работы. 4. Возмещение понесенных потребителем расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. 5. Отказ от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и предъявление требования полного возмещения убытков), если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

– соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

– отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение указанных выше сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена – исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования:

– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

– безвозмездного повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить результат ранее выполненной работы (услуги);

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

– отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и предъявления требования полного возмещения убытков;

– возмещения убытков, причиненных потребителю в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Требование потребителя о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежит удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, – в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

За нарушение указанных сроков удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает ему (потребителю) за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется за каждый день (час, если срок определен в часах), в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа.

Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена – исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Также за нарушение указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования:

– назначить исполнителю новый срок;

– поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

– отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги);

Читайте так же:  Регистрация ип по патенту казахстан

– потребовать также полного возмещения убытков;

– потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

– отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.

Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Смета на выполнение работы (оказание услуги)

На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.

Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.

Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Требования к авторынку

PwC прогнозирует рост продаж легковых автомобилей в РФ в 2018 году на 12%, до 1,65 млн штук. При этом оптимистичный сценарий PwC предполагает увеличение продаж машин на 14%, до 1,68 млн штук, пишет «Коммерсант». В дальнейшем эксперты ожидают резкого падения темпов роста: с 2019 года продажи будут расти примерно на уровне 6% ежегодно.

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в этом году вырастет на 8%, до 117 тыс. штук, по мере восстановления экономики и за счет продления господдержки — льготных лизинга и автокредитования. По оценке аналитиков, продажи грузовиков в 2018 году увеличатся на 27%, до 102 тыс. машин, автобусов — на 22%, до 14,2 тыс. штук, полагают в компании. В PwC также отмечают, что российские концерны потеряли в доле на рынке грузовиков по итогам января—июня, в то же время ее наращивают Volvo (8,6%), Scania (7,1%) и MAN (5,9%).

Автопродажи за прошлый год, по данным АЕБ, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. По прогнозу ассоциации, продажи легковых машин и LCV в 2018 году вырастут на 10%, до 1,75 млн штук. В среднем на рынке дают прогнозы на том же уровне.

Главным ограничительным фактором роста реализации в PwC называют ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности нацвалюты. Также замедлить темпы роста рынка может ужесточение требований к потенциальным участникам специнвестконтрактов (СПИК), считают аналитики PwC. При этом росту продаж может способствовать повышенный спрос на автомобили в преддверии увеличения НДС до 20% с 1 января, отмечают в PwC.

Авторынок России: рост цен не прекратится

Объем продаж новых автомобилей в России сокращался на протяжении четырех лет подряд – с 2013 по 2016 год. Обвал прекратился в прошлом году: россияне купили 1 595 737 автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016‑м. Это успех. Но относительно благополучного 2012 года, когда было продано 2,94 млн машин, – скромное достижение. Лишь каждый сотый житель страны приобрел автомобиль. В России зарегистрировано около 42 млн легковых машин – выходит, за год обновилось меньше 4%. А средний возраст легковушки в России достиг двена­дцати с половиной лет. Треть наших автомобилей старше 15 лет!

В тучном 2012 году больше 100 тысяч машин продали девять марок, а Skoda почти стала десятой, поскольку вплотную приблизилась к этой отметке. Ныне 100‑тысячный рубеж перешагнули лишь четыре. Залог успеха – хороший набор бюджетных моделей и кроссоверов (в том числе с приставкой «псевдо»).

*По данным АЕБ. **Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общий объем продаж.

В компании самым успешным неудачником выглядит Hyundai: продажи выросли всего на 9%, тогда как у ближайших конкурентов – на 17–22%, что гораздо выше среднерыночного показателя. Очень неплохо подросли Volkswagen, Ford, Mazda и Datsun. Впечатляет прогресс Mitsubishi (+ 45%), но в сложившейся ситуации такой результат лишь отражает глубину пропасти, в которую свалились продажи машин этой марки в предыдущие годы.

Ravon и вовсе шокирует темпами роста: 733%! Объясняется это просто: в 2016 году молодой узбекистанский бренд лишь осваивался на рынке, поэтому продажи были мизерными. А машин Daewoo в последний полный год их присутствия на российском рынке было реализовано 20,5 тысячи.

Любопытное наблюдение: пока все катились вниз, УАЗ, Lexus и Porsche показывали положительную динамику или минимальное падение. Как только рынок сменил направление, делá у этих марок, напротив, пошли хуже. Продажи ульяновских автомобилей просели на 15%. Самое заметное относительное падение – у Хантера и Карго: свыше 50%. А в абсолютном выражении больше других потеряли Патриот (минус 3,5 тыс. машин) и древние «буханки» и «головастики» (минус 2,5 тыс. машин). Сумеет ли помочь УАЗу полуторка Профи? За последний квартал года завод отчитался о 812 проданных Профи. Новичок только набирает обороты, но всё же: ГАЗелей за этот же период продано в 20 раз больше.

Немало на нашем рынке брендов, у которых основную кассу делают одна-две модели. Это, в частности, Datsun (on-DO и mi-DO), Honda (CR-V и Pilot), Mazda (CX‑5 и 6), Mitsubishi (Outlander и Pajero Sport), Subaru (Forester и Outback) и Suzuki (Vitara и SX4). Причем во всех случаях первая из указанных машин отбирает львиную долю покупателей. Эхо кризиса и новая реальность: в благополучные времена линейки были гораздо разнообразнее.

Истощение премиума

В 2015–2016 годах премиальные бренды тоже страдали от кризиса, но в меньшей степени. В 2015‑м в массовом сегменте спрос сократился на 37%, а в дорогом – лишь на 23%. Аналогичные показатели год спустя составили минус 12,2% и минус 7,2% соответственно. В 2017 году объемы продаж «ширпотреба» выросли на 13,6%, а «элита» поднялась всего на 0,6%. Доля премиума на рынке за последние три года минимальная – 9,3%.

Из крупных игроков на позитивной ноте закончил год только BMW (+ 9%). Mercedes-Benz остался «при своих», у Audi серьезное падение (– 18%). В линейках Audi и BMW лидеры продаж прежние – большие кроссоверы Q7 и X5/X6. У Мерседеса состарившийся GLS пропустил вперед GLC/GLC Coupe и Е‑класс. Баварцы празднуют не только рост продаж – их «пятерка» обошла «ешку»-седан (4919 машин против 4833), а третья серия и раньше опережала С‑класс. Для полной радости не хватает превосходства в представительском сегменте, но S‑класс непоколебим.

Благодаря выходу кроссовера F‑Pace продажи Ягуаров в России в 2016 году выросли более чем вдвое. Результат 2017‑го – скромные тем не менее плюс 5%. Спрос на все модели снизился, а общую статистику вытянул F‑Pace. В наступившем году начнутся продажи компактного кроссовера E‑Pace – можно ждать очередного всплеска покупательского интереса. Родственный Land Rover ничем похвастаться не может: Discovery 5 и принципиально новый Velar не спасли марку (– 3%). В 2018‑м вытягивать спрос призваны рестайлинговые Range Rover и Range Rover Sport. Новый Evoque вступит в бой только в 2019 году.

С 2012 года список из 25 самых востребованных машин претерпел серьезные изменения: в нем появилось десять новых имен. Валятся вниз вазовские старички. Из перечня лучших исчезла Приора, с 17‑го на 23‑е место переместилась за год Калина. Спрос на «классическую» Ниву подрос, но это не помогло ей удержать позиции: 16‑я строчка против 13‑й годом ранее.

*Выделены модели, не присутствующие в соседнем столбце. **По данным АЕБ.

Прогресс новичков колоссален. XRAY расходился на 67% лучше, чем в 2016 году, Веста – на 40%. XRAY вошел в десятку лидеров рынка, Веста – в тройку! Причем Веста достигла такого результата фактически без помощи универсалов: они появились в продаже только во второй половине осени, в 2017 году их сделали около 5,5 тысячи штук. Свой вклад в полную силу они внесут в 2018‑м: предполагается сделать 40 тысяч машин SW/SW Cross. У Весты есть все шансы побороться за первую строчку рейтинга.

Впрочем, не собирается сдаваться и Гранта. Ее продажи выросли почти на 7%, а в середине года спрос на нее должен подстегнуть рестайлинг. В этом году Гранту и Калину объединят в одно семейство по имени Гранта. А хэтчбеки и универсалы Калина – это, если опираться на продажи за 2017 год, 20 тысяч машин! Борьба за лидерство обостряется.

В 2016‑м Hyundai Solaris стал первой иномаркой, обошедшей по годовым продажам Ладу. Но с выходом в начале 2017 года машины второго поколения что-то пошло не так. Если в 2016‑м бóльшую часть месяцев тираж Соляриса не опускался ниже 7,5 тысячи экземпляров, то в минувшем году этой планки он достиг лишь единожды. Винить в этом следует Крету: она ненамного дороже, а выглядит солиднее. Опять же кроссовер. В последнем квартале отчетного года Creta стабильно обходила Solaris по ежемесячным продажам.

Есть и другое мнение: от Соляриса отвернулись из-за повышения цен. Однако ближайший родственник и конкурент Kia Rio после смены генерации летом 2017 года и неминуемого подорожания хуже продаваться не стал. А значит, причина не только в ценовой политике. Кроме того, у Rio появилась псевдокроссоверная комплектация X-Line. Так что в топ-тройке неизбежна напряженная борьба.

Отметим также взрывной рост продаж кроссоверов Hyundai Creta (ожидаемый) и Volkswagen Tiguan (неожиданный). «Немец» в своем сегменте сожрал всех, кроме Тойоты: RAV4 остался на вершине по итогам всего года, хотя и уступил Тигуану в декабре.

*Седан. **По данным АЕБ.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) давала прогноз на следующие 12 месяцев даже в самые тяжелые для российского автомобильного рынка времена. А сейчас ступор: «Нам нечего сказать», – заявил на итоговой пресс-конференции Йорг Шрайбер, глава комитета автопроизводителей АЕБ. По его словам, еще в октябре все сходились во мнении, что в 2018 году рост составит 5–10%, но обнародовать такой прогноз АЕБ не решилась. И причин тому несколько.

Реальные доходы населения сокращаются. Доля новых автомобилей, продаваемых в кредит, достигла 50%. Ставки по займам снижаются, но далеко не все россияне имеют достаточный запас финансовой прочности для своевременного погашения кредита.

С момента обвала рубля прошло больше трех лет, однако рост цен на машины не прекращается. Только с 16 декабря по 15 января два десятка производителей переписали прайс-листы в сторону повышения. По нашим данным, у некоторых марок и моделей цéны до конца года могут подскочить на 10–15%.

Читайте так же:  Зарабатывание денег развод

С 1 января акцизы на автомобили с двигателем мощностью 301–400 л.с. выросли на 240–319 тысяч рублей, на машины мощностью 401–500 л.с. – на 337–420 тысяч, а на те, что мощнее 500 л.с., – на 442 тысячи. Более демократичные модели придавлены повышением утилизационного сбора. На момент сдачи материала новые ставки еще не были утверждены, но обсуждаемые размеры таковы: для машин с двигателем объемом от одного до двух литров утильсбор вырастет на 90%, от 2 до 3 литров – на 49%, в сегменте ГАЗели – на 52%, в сегменте КАМАЗа – на 130%.

Такие меры могут окончательно похоронить импорт массовых моделей (местные производители получают субсидии) и привести к серьезному росту цен в премиум-сегменте. А ведь дорогие машины и без того изрядно прибавили в цене. Например, Mercedes-Benz CLA 200 стоил летом 2014 года 1,39 млн рублей, а в конце 2017‑го – 2,21 миллиона. И хотя на нашем рынке давно уже правят бал автомобили местной сборки, подобная налоговая политика приведет к очередному сокращению ассортимента.

Добавим сюда вложения в сертификацию системы ЭРА-ГЛОНАСС (немало автомобилей пока еще продается без нее, по старым ОТТС) и переход на электронные ПТС. Часть потребителей отвадит от автосалонов снижение объемов господдержки автопрома: на адресные программы стимулирования спроса в 2018 году из бюджета выделяют 16 млрд рублей против 27,5 млрд годом ранее. К чему может привести такое сокращение, подскажет статистика АВТОВАЗа: в прошлом году по госпрограммам продали 45% автомобилей Лада! И не будем забывать про активную антиавтомобильную политику московских властей, которую с удовольствием подхватывают регионы.

Так что позитива не очень много. Но есть надежда, что некогда отложенный спрос и доступность кредитов позволят авторынку продолжить рост. По нашим прогнозам, в течение года продажи вырастут примерно на 5%. До трехмиллионного рекорда 2012 года еще очень далеко. Запасемся ­терпением – нам не впервой.

Эксперты ждут, что рост продаж с 2019 года замедлится вдвое

В PwC ждут роста рынка легковых автомобилей в 2018 году на 12%, оптимистичный вариант предполагает увеличение продаж на 14%. Ограничить рост реализации могут колебания курса рубля. На рынке же, наоборот, на этом фоне ожидали ажиотажного спроса в последние месяцы года. Но в дальнейшем, считают в PwC, рынок перейдет к умеренному росту — порядка 6% в год.

PwC прогнозирует рост продаж легковых автомобилей в РФ в 2018 году на 12%, до 1,65 млн штук, говорится в подготовленном компанией обзоре российского авторынка за первое полугодие 2018 года. При этом оптимистичный сценарий PwC предполагает увеличение продаж машин на 14%, до 1,68 млн штук. В дальнейшем в PwC ожидают резкого падения темпов роста: с 2019 года продажи будут расти примерно на уровне 6% ежегодно.

Главным ограничительным фактором роста реализации в PwC называют ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности нацвалюты. Впрочем, на рынке, наоборот, ждут положительного эффекта от падения рубля. Ажиотажный спрос в связи с этим в четвертом квартале прогнозируют в Porsche. Об этом же говорил “Ъ” операционный директор люкс-направления автодилера «Авилон» Вагиф Бикулов. А в Mitsubishi недавно скорректировали прогноз роста рынка до 15% с учетом «недавних валютных колебаний».

Благодаря чему экспорт автомобилей из России вышел в плюс

Также замедлить темпы роста рынка может ужесточение требований к потенциальным участникам специнвестконтрактов (СПИК), считают аналитики PwC. Контракты ввел Минпромторг с 2016 года, они фиксировали налоговые и иные льготы на десять лет в обмен на инвестиции. Но сейчас заявки на СПИК заморожены по поручению вице-премьера Дмитрия Козака, у которого возникли вопросы к прозрачности процедуры, а также на фоне подготовки правительством механизма СПИК 2.0 (см. “Ъ” от 11 июля). Росту продаж может способствовать повышенный спрос на автомобили в преддверии увеличения НДС до 20% с 1 января, отмечают в PwC. О том, что повышение налога обеспечит высокий уровень спроса до конца 2018 года, ранее говорили в АЕБ.

Но аналитики PwC считают, что рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в этом году вырастет на 8%, до 117 тыс. штук, по мере восстановления экономики и за счет продления господдержки — льготных лизинга и автокредитования. Отметим, что средства на эти программы в 2018 году уже исчерпаны (см. “Ъ” от 25 и 30 июля). Такие же оценки ранее называли “Ъ” аналитики рынка при общем росте продаж за год на 11%. А лидер сегмента группа ГАЗ закладывает на год увеличение продаж лишь на 5–6%.

Продажи грузовиков в 2018 году увеличатся на 27%, до 102 тыс. машин, автобусов — на 22%, до 14,2 тыс. штук, полагают в компании. В PwC также отмечают, что российские концерны потеряли в доле на рынке грузовиков по итогам января—июня, в то же время ее наращивают Volvo (8,6%), Scania (7,1%) и MAN (5,9%).

Ольга Никитина о том, почему в России не будет дешевых автомобилей

Напомним, в 2017 году российский авторынок начал восстанавливаться после многолетнего падения, начавшегося в марте 2013 года. Автопродажи за прошлый год, по данным АЕБ, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. По прогнозу ассоциации, продажи легковых машин и LCV в 2018 году вырастут на 10%, до 1,75 млн штук. В среднем на рынке дают прогнозы на том же уровне (см. “Ъ” от 31 августа).

Бизнес для небольшого города: свой авторынок

В России около 75% людей покупают и эксплуатируют автомобиль уже бывший в употреблении. Подержанные автомашины пользуются постоянным спросом, потому что их цена значительно ниже, чем при покупке аналогичного нового авто в автоцентре. При этом на перепродаже автомобилей зарабатывают очень многие, и их бизнес очень часто оказывается успешным.

Но обращаться к дилерам или перекупщикам не хотят очень многие по причине того, что посредник предложит за авто заведомо низкую цену. Машины до сих пор очень часто продают через интернет и даже через объявления в газетах. Но бывает так, что человеку некогда заниматься продажей автомобиля, а к дилерам идти нет никакого желания. Тогда он обращается к владельцу авторынка, чтобы последний разместил машину на своей площадке. В случае, если кто-то машиной заинтересуется, он звонит хозяину или сообщает об этом владельцу рынка.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако сложностей в данном начинании достаточно. Дело в том, что в больших городах уже есть свои авторынки, они существуют ещё с девяностых, и уже тогда эта ниша была занята. В достаточно крупных городах не больше пяти авторынков, при этом большой и всеми используемый – один, максимум два. Большие населённые пункты могут содержать несколько авторынков в том случае, если они располагаются на разных концах города, и добираться до каждого из них очень долго. Таким образом, город географически делится владельцами авторынков, и они мирно уживаются друг с другом, никому не мешая.

Суметь выйти в этот бизнес можно в случае если есть возможность предложить какое-либо конкурентное преимущество. Основные клиенты – продавцы машин, именно они за арендную плату располагают свои автомобили в ожидании продажи. Самый очевидный вариант привлечь клиента – предложить ему более низкую плату за размещение автомобиля. Но дело всё в том, что многие ныне существующие и устоявшиеся авторынки в большинстве своём возникли стихийно, и уже позже были выкуплены предпринимателями, и жители города уже привыкли к проверенным авторынкам, считают их неотъемлемой частью всего населённого пункта. Изменить эту привычку в сознании будет очень нелегко.

Однако всё же ещё есть незанятые места. Например, в небольших городах своего авторынка нет, это может касаться и города с населением до сотни тысяч человек. На стыке нескольких районов или даже регионов можно организовать авторынок чуть ли не в открытом поле, и это даст возможность собирать продавцов с большого количества близлежащих городов и сёл.

Главное преимущество такого начинания – в выкупе земли, в городе придётся отдать не меньше пяти миллионов за относительно большой участок, располагаясь при этом не в центре, а ближе к окраинам; в сельской местности для этого не потребуется и миллиона (можно обойтись суммой в 200-300 тысяч). Но если располагаться вне города, то на юге России, да и в центральной её части, сложно найти землю не под сельскохозяйственные нужды, особенно если есть желание начать бизнес далеко от крупных городов. Переоформить участок под частное строительство не получится, поэтому на этом этапе очень часто возникают сложности с поиском подходящего места.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если же есть твёрдое желание заняться организаций авторынка, то нужно зарегистрировать как субъект предпринимательской деятельности. По закону ограничений на форму предпринимательства не предусмотрено. Далее нужно определиться с кодом деятельности. Авторынок может предлагать множество услуг, при этом основным источником дохода могут быть совершенно разные направления деятельности. Так, если просто сдавать площадку продавцам для выставления своего автомобиля на продажу, то потребуется код (ОКПД 2) 68.2 Услуги по сдаче в аренду (внаём) собственного или арендованного недвижимого имущества. Если же самостоятельно заниматься продажей или перепродажей автомобилей, то (ОКПД 2) 45.1 Услуги по торговле автотранспортными средствами; при этом нужно учитывать, что если предполагается продажа легковых автомашин, то код уточняется до (ОКПД 2) 45.11 Услуги по торговле легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъёмности, продажа запчастей – (ОКПД 2) 45.3 Услуги по торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. И, наконец, можно использовать площадку как дополнительны источник дохода, вплотную занимаясь предпродажной подготовкой или просто ремонтом автомобилей (с учётом большого количества посетителей это становится хорошей идеей), тогда нужен код (ОКПД 2) 45.20 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Но все эти возможности нельзя упускать из виду, и можно заняться абсолютно всем вышеперечисленным, ведь территория авторынка должна быть большой и оборудованной. Если хватает денег только на покупку и оформление земли, то можно найти партнёров, которые готовы инвестировать в проект и разместить на авторынке свои гаражи и автосервисы для ремонта. Сюда же можно отнести желающих открыть свой магазины автомобильных товаров – от лампочек до деталей на грузовики. Хорошо, когда на авторынке круглые сутки дежурит небольшая каморка, помогающая заключать договоры купли-продажи – доход с неё будет идти не только при совершении сделок с машинами, разместившимися на авторынке, но и при заключении договоров сторонних людей. Здесь же можно возвести представительство страховой компании.

Авторынок по возможности нужно как можно быстрее превратить в оживлённый автолюбителями центр, где есть всё необходимое для практически любой машины (и даже сами готовые машины), заострять внимание только на организации всего лишь площадки не стоит. Этот способ хоть и простой и не требует лишний затрат, уже изжил себя, людям нужен сервис, и ни продавцы, ни покупатели не поедут туда, где кроме поля ничего нет. На всё это без партнёров уйдёт несколько миллионов, а может даже и десятков миллионов рублей – зависит это от размеров самого рынка. Но даже если выкупить просто землю, то её нужно будет облагородить – возвести ограду, заасфальтировать, установить служебные постройки.

Читайте так же:  Кто может получить льготы на жилье

Нельзя забывать, что авторынок должен круглосуточно охраняться, и для охранников нужно своё отдельное помещение. Помимо своей собственной службы безопасности нужно заключить договор с частным охранным предприятием, которое сможет выехать в экстренных случаях. Это, конечно, маловероятные риски, но позаботиться о них стоит. Облагораживание территории может обойтись не в один миллион рублей.

Вообще авторынок больше чем на 50 мест вряд ли будет интересен в небольших населённых пунктах. Поэтому небольшое своё предприятие можно открыть в маленьких городах, и вложения здесь потребуются не столь значительные. Да и, как было сказано выше, в мегаполисах эта ниша уже занята, и стать новым игроком достаточно сложно. В небольшом городе авторынков ещё нет, магазинов по продаже автозапчастей мало, сервис предлагают немногие компании; если это всё собрать на одном месте, то народ может потянуться.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но где бы ни располагался авторынок, ему нужна реклама. Указатели и баннеры своё дело сделают, но эффективней всё же сообщения и ролики в СМИ. В целях экономии можно ограничиться только рекламой на местном радио, это должно сработать очень хорошо. Но придётся ждать немало времени, прежде чем население привыкнет к авторынку и начнёт совершать покупки и продажу автомобилей через него. Для небольших населённых пунктов, где это будет первый авторынок, появление интереса жителей может затянуться на несколько месяцев вплоть до года, в крупных городах всё зависит от конкурентов. Население больших городов привыкло проводить сделки через авторынки, и если себя правильно подать и заинтересовать клиентов, то можно рассчитывать на посещаемость в первое же время. Но заинтересовать людей в таком деле очень сложно.

Непосредственно авторынок может зарабатывать двумя способами. Первый – это взимание арендной платы за размещаемый автомобиль. Но и здесь есть разные способы получения денег, некоторые авторынки требуют почасовую или по дням оплату, другие же требуют оплатить въезд на рыночную площадку, после чего машина может располагаться на ней столько, сколько нужно. Однако неограниченно хранить автомобиль тоже обычно нельзя, то есть прописывается договор на долговременное хранение, но не на постоянное.

Второй способ заработка – это получение процента со сделки. Для автовладельца это бывает выгодно, особенно если автомашина не обладает потребительской привлекательностью и продаваться будет долго. Помимо того, что автомобиль представлен на рынке длительное время, владелец рынка, будучи сам заинтересован в продаже автомашины, будет всячески помогать её реализации. Но и в этом случае безвозмездно держать машину не получится, в случае, если владелец уезжает, так автомобиль и не продав, он оплачивает стоимость хранения.

Потребитель оценит, если владелец авторынка предлагает разные тарифы на оплату своих услуг. Ведь кто-то приезжает на авторынок только каждые выходные и самостоятельно пытается авто продать, после чего уезжает; кто-то оставляет машину на длительное хранение; кого-то интересует максимальная поддержка в продаже. Лучше всего иметь некий общий список цен, но условия сотрудничества с каждым клиентом при этом обсуждать индивидуально. Когда клиенты поймут, что на авторынке пытаются им помочь, а не просто зарабатывать на них, сработает замечательное маркетинговое понятие «сарафанное радио». И тогда на авторынок будут ехать и продавцы, и покупатели, и автолюбители за запчастями и аксессуарами, и владельцы машин, нуждающихся в ремонте. Репутация в таком начинании очень важна, и без неё будет трудно стать успешным предпринимателем. Помимо самой площадки авторынка на нём должны быть:

Автосервисы и автомойки. Они станут не просто дополнительным источником дохода, но и важным инструментов в предпродажной подготовке автомобилей. Это особенно важно, если предприниматель решил сам заняться перепродажей авто. В этом случае просто покупать машину с целью продать подороже не так эффективно, как купленный автомобиль предварительно довести до товарного вида и до блеска вымыть в автомойке. Автосервис должен заниматься всеми видами работ, а его сотрудники должны уметь оценивать автомобиль и проверять его на наличие скрытых дефектов.

Магазины запчастей, аксессуаров, автотоваров. Для многих людей понятие «авторынок» связывается именно не с продажей автомобилей, а с возможностью купить всё, что угодно для своей машины. На свои деньги открывать такие торговые точки не нужно, лучше найти людей, готовых возвести здания и ежемесячно платить аренду.

Автоюрист и консультант. Могут размещаться круглосуточно в маленьком вагончике и за вознаграждение оформлять договоры купли-продажи. Если на территории авторынка есть своё хорошее административное здание (но на первых порах его наверняка не будет), то они могут переехать туда. Если получится, можно нанять нотариуса, который необходим в некоторых операциях в автомобильной сфере, и представителя страховой компании.

Дополнительные услуги. Очень неплохо иметь на территории авторынка точки по продаже напитков и еды или даже открыть полноценное кафе. Окупит себя подобное начинание достаточно скоро (но только если сам авторынок популярен), но можно открыть не самому, а привлечь сторонних людей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На организацию автосервиса понадобится не меньше полумиллиона – но в итоге можно получить небольшую заасфальтированную площадку и только в небольшом населённом пункте. Облагораживание территории обойдётся уже значительно дороже. На самом деле, подобный бизнес может быть актуален и выгоден сегодня только при открытии в небольших, но быстрорастущих городах, в этом случае инвестиции в авторынок становятся вложениями в будущее выгодное дело, которое на первых порах таковым не будет.

Авторынок слишком сложный комплекс, чтобы его было легко окупить и сделать рентабельным в короткие сроки. Нужно быть готовым, что поначалу клиентов будет мало, если вообще кто-нибудь приедет. Некоторые предприниматели вкладывают сами деньги в покупку автомашин, не выжидая, пока появятся продавцы, и начинают свою деятельность как перекупщик. Если иметь соответствующие мощности (автосервис и станцию технического обслуживания), то можно восстанавливать уже битые автомашины или даже организовывать авторазборки. На покупку 4 битых автомашин можно выделить 200 тысяч рублей, после чего их разобрать на запчасти и продать целые детали. Либо просто закупить те же 4 машины по 250 тысяч, продать каждую после косметического ремонта можно по 280-300 тысяч. То есть, в первое время нельзя сидеть и выжидать клиентов, нужно пытаться зарабатывать при помощи альтернативных и сопутствующих способов.

Потом, когда авторынок получит свою известность, клиенты начнут приезжать уже для размещения своих автомобилей, и тогда рынок начнёт приносить прямой доход. Рассчитывать на окупаемость в несколько месяцев не стоит, авторынок может возвращать вложенные в него средства несколько лет.

Но нужно отметить, что собственная земля предполагает отсутствие важной статьи расходов – аренды, поэтому ежемесячное содержание авторынка предполагает оплату коммунальных платежей и сотрудников, которыми являются исключительно охранники. Если, конечно, рынок не обустроен дополнительными сооружениями. Если иметь в штате 6 охранников для дежурства 24/7, то их заработная плата составит 90 тысяч рублей на всех (по 15 тысяч на одного). При этом стоимость размещения одного автомобиля или въезд на рынок в среднем составляет 200 рублей. Если 50 машин в течение дня заедут на рынок (или там будет находиться 50 машин), то ежемесячный доход составит 300 тысяч рублей. За вычетом зарплаты и прочих мелких расходов останется 200 тысяч операционной прибыли. Но эти цифры предприниматель сможет увидеть очень нескоро.

Подводя итог, можно сказать, что авторынки ещё будут существовать какой-то продолжительный промежуток времени, в ближайшие годы такая форма продажи автомобилей наверняка не будет испытывать серьёзных сложностей или снижения уровня потребителей. Но вот в крупных городах эта ниша почти везде полностью занята, для выхода нужны крупные вложения и даже некоторое влияние, поэтому начинающему предпринимателю рассматривать такие перспективы даже не стоит.

Чуть лучше дело обстоит с небольшими населёнными пунктами, его жители ещё не настолько обеспечены интернетом, чтобы проводить поиск через него. Поэтому свой рынок, где можно в одно время и в одном месте выбирать из множества автомобилей, для маленького города может стать хорошим начинанием. При этом здесь предполагается меньшая сумма вложений (недорогая земля и отсутствие необходимости в больших площадях), да и клиенты не столь требовательны к рынку, для них главное – просто наличие территории. Можно разместиться действительно в проездном месте поблизости от дороги, что позволит охватить клиентуру из сразу нескольких городов, но в этом случае нужно тщательнейшим образом проводить исследование, очень сложно найти место вне городов, которое станет общим рынком для многих. Перспектив в данном начинании немного, но они есть, и их можно использовать.

Все материалы по тегу: авторынок

150 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 72634 раз.

Другие статьи:

  • Тойота камри 35 налог в год Отзыв Toyota Camry 2.4 (2008 г.) Это даже не отзыв в принципе! Сравнивать Камри и Короллу как-то не совсем правильно. Они из разных весовых и классовых категорий. Да и судить о машине после пробега в 560 км. тоже рановато. Но судя по ощущениям от Тойота Королла, […]
  • Мазда 3 сколько стоит осаго Купить ОСАГО онлайн на Mazda 3 ↶ Выберите марку авто, чтобы рассчитать стоимость ОСАГО Сколько стоит ОСАГО на Mazda 3 (Мазда) Стоимость полиса ОСАГО на Mazda 3 (Мазда) зависит от следующих характеристик: длительности периода страхования; марки и модели […]
  • Нижневартовск арбитражный суд Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО - Югры Новости арбитражных судов Арбитражные суды Правовые основы 07 мая 2013 года Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года от 02 апреля 2014 г. № 78 Арбитражный суд объявляет Арбитражный суд […]
  • О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля […]
  • Нотариус база налоговой Налоговики рассказали, как должны платить страховые взносы нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой ФНС России разъяснила, что такие плательщики страховых взносов, как ИП, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские […]
  • Требования к камерам видеофиксации Видеофиксация нарушений ПДД - как работают камеры фото и видео фиксации нарушений правил дорожного движения Довольно часто можно обнаружить спрятанные под мостом или в тоннеле камеры. Эти камеры фиксируют нарушения в фото или видео формате. Данный метод пришел к […]
  • Приказ 80н 15 августа 2008 Приказ Минфина РФ от 15 августа 2008 г. N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и […]