Единый налог 2004

Содержание:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/70 Об исчислении суммы единого налога на вмененный доход при прекращении деятельности

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/70

См. комментарии к настоящему письму

Вопрос: Наша организация занимается розничной торговлей, имеет несколько торговых точек. С 01 января 2004 года мы применяем, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. При расчете единого налога на вмененный доход используется величина физического показателя. При осуществлении розничной торговли — физический показатель принимается равным площади торгового зала согласно Налоговому Кодексу РФ.

По одной из торговых точек с площадью торгового зала 56 кв. м. розничная торговля осуществлялась нами в период с 01.03.04. по 23.03.04. С 24.03.04. договор аренды по данной торговой точке расторгнут.

Согласно НК ст. 346.29 п. 9 «в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя».

Правильно ли мы принимаем величину физического показателя по данной торговой точке в марте месяце равной нулю при расчете единого налога на вмененный доход?

Просим ответить на наш вопрос.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 Кодекса налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход (далее — единый налог) признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При этом в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя (пункт 9 статьи 346.29 Кодекса).

Данная норма не распространяется на изложенную в вашем письме ситуацию, так как по торговой точке произошло не изменение величины физического показателя (площади торгового зала в квадратных метрах), а расторжение договора аренды, то есть прекращение деятельности по данной торговой точке.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что исчисление суммы единого налога за 1 квартал 2004 г. должно производится с учетом величины физического показателя за март текущего года.

Единый налог на вмененный доход

«Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», N 11, 2004

К вопросу об исчислении налога на имущество при совмещении налоговых режимов

Тема исчисления налога на имущество при использовании основных средств одновременно в деятельности, подпадающей под исчисление единого налога на вмененный доход, и в деятельности, по которой применяется общий режим налогообложения, уже обсуждалась нами на страницах журнала.

В журнале N 9 за 2004 г. мы комментировали Письмо Минфина России от 10 июня 2004 г. N 03-05-12/45, в котором разъясняется, что в том случае, если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных, так и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации, т.е. аналогично порядку, ранее установленному Инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

В Письме от 18 августа 2004 г. N 03-06-05-04/05 Минфин России еще раз подчеркивает вышеизложенное, обращая внимание на то, что при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в отчете о прибылях и убытках (форма N 2).

Порядок налогообложения при использовании смешанных форм расчета

Под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадает розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (пп.4 п.2 ст.346.26 НК РФ). При этом под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (ст.346.27 НК РФ).

Отсюда следует, что розничная торговля, применяющая безналичные расчеты, не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Организации розничной торговли, продающие товары как за наличные, так и по безналичному расчету, в соответствии с п.7 ст.346.26 НК РФ обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом (в нашем случае — розничной торговли за наличный расчет), и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (розничной торговли по безналичному расчету).

При этом установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

А как поступить в том случае, если один и тот же товар оплачивается частично наличными, а частично по безналичному расчету? То есть имеет место так называемая смешанная форма расчетов.

Подмосковные налоговики отвечают на этот вопрос следующим образом. Поскольку НК РФ не предусмотрено определение дохода от реализации одной части единицы товара по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а другой — по общей системе налогообложения, организации в части реализации товаров с использованием смешанных форм расчетов (когда оплата за один и тот же товар производится как в наличной, так и в безналичной форме) не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должны производить уплату налогов по общей схеме (см. Письмо Управления МНС России по Московской области от 10 августа 2004 г. N 04-23/16171).

Порядок исчисления единого налога на вмененный доход при прекращении деятельности

Порядок исчисления единого налога на вмененный доход при прекращении деятельности в середине налогового периода разъяснен в Письме Минфина России от 19 августа 2004 г. N 03-06-05-04/07.

Согласно указанному Письму Минфина России поскольку организация осуществляла деятельность в рассматриваемом налоговом периоде, она является плательщиком единого налога на вмененный доход за этот период. При этом исчисление суммы единого налога должно производиться только за те месяцы налогового периода, в которых осуществлялась соответствующая деятельность. При этом месяц, в котором организация прекратила свою деятельность, принимается за полный месяц.

То есть при прекращении деятельности в середине августа, организация является плательщиком налога за III квартал. Сумма налога должна быть исчислена исходя из двух месяцев — июль и август.

О невозможности совмещения специальных налоговых режимов — ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога

Минфин России в Письме от 25 июня 2004 г. N 03-05-13/11 разъяснил порядок применения специальных налоговых режимов организациями — сельскохозяйственными товаропроизводителями, реализующими товары в розницу.

В Письме рассматривается следующая ситуация: с 1 января 2004 г. организация подала заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В феврале 2004 г. было принято решение об открытии розничных торговых точек для реализации собственной готовой и сопутствующей продукции на территории субъекта Российской Федерации, где введен единый налог на вмененный доход.

Возникает вопрос: должна ли такая организация перейти на единый налог на вмененный доход в отношении розничной торговли и можно ли одновременно уплачивать единый сельскохозяйственный налог в отношении производства сельскохозяйственной продукции?

Так же как и упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется не на какой-либо конкретный вид деятельности, а на организацию в целом. Однако в отличие от упрощенной системы налогообложения единый сельскохозяйственный налог не может быть применен наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Так согласно пп.2 п.3 ст.346.2 НК РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ.

Следует учитывать, что для целей применения гл.26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет и с использованием платежных карт.

При этом необходимо иметь в виду, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности. А реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Таким образом, если организация, подавшая заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, через принадлежащие ей торговые точки реализует продукцию собственного производства и продукцию, приобретенную для перепродажи, она должна перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли покупными товарами и на общий режим налогообложения в отношении производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Если же через розничные торговые точки реализуется только продукция собственного производства и эти торговые точки не указаны в учредительных документах в качестве филиалов и представительств (см. пп.3 п.3 ст.346.2 НК РФ), то организация вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 4 июня 2003 года № 299-35 «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 4 июня 2003 года № 299-35 «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Закон подготовлен и принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Закон № 299-35 принят без должного экономического обоснования и юридической проработки. Значения корректирующего коэффициента К2 для всех видов деятельности установлены по максимальной величине равной единице без учета районной специфики, рентабельности отдельных видов предпринимательской деятельности, сезонности работы предприятий и других факторов, предусмотренных Федеральным законом. Такая редакция Закона вызвала негативную реакцию предпринимательского сообщества. Введение в действие данного Закона привело к ухудшению предпринимательского климата, увеличению общей финансовой нагрузки и уходу предприятий в «тень».

В связи с принятием Закона в бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год были запланированы доходы по единому налогу на вмененный доход в сумме 1 070 782,9 тыс. рублей, в том числе 973 439 тыс. рублей в доходной части бюджета города и 97 343,9 тыс. рублей в доходной части бюджета муниципальных образований (из расчета 10% от сумм, подлежащих зачислению в бюджет города по единому налогу на вмененный доход). Исполнение по налогу за 2004 год составило 877 143 тыс. рублей или 82% от запланированного.

Недополучение в бюджет Санкт-Петербурга ЕНВД в размере 193 639,9 тыс. рублей обусловлено следующим.

В первом квартале 2004 года налогообложение ЕНВД осуществлялось в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003 № 299-35 «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», которым коэффициент базовой доходности К2 установлен для всех видов деятельности равным единице.

По результатам работы за 1 квартал 2004 года налоговые декларации по ЕНВД в районные налоговые инспекции представили 28 тысяч налогоплательщиков, в т.ч. 8277 организаций и 19913 индивидуальных предпринимателей. Сумма исчисленного ЕНВД составила 343 591 тыс. рублей, а сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджеты всех уровней 282032 тыс. рублей.

Недополучение по ЕНВД в бюджет города объясняется следующим:

  • Невозможностью уплаты налогоплательщиками ЕНВД в полном объеме при коэффициенте базовой доходности К2=1;
  • Изменением налогоплательщиками физических показателей с целью ухода от уплаты ЕНВД (увеличение площади торгового зала свыше 150 кв.м, увеличение парка автомобилей свыше 20 и т.д.);
  • Многие налогоплательщики, информированные о том, что готовятся поправки в закон Санкт-Петербурга о ЕНВД в части уменьшения значения коэффициента базовой доходности К2, которые вступят в силу с 01.01.2004 года, оплачивали налог в соответствии со значением К2, установленном в проекте Закона Санкт-Петербурга о ЕНВД, одобренном на заседании Правительства Санкт-Петербурга и внесенном в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Читайте так же:  Возврат подоходного налога за дом и земельный участок

В этой ситуации приказом по Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли была создана Рабочая группа по разработке предложений и дополнений в Закон. Результатами деятельности Рабочей группы, в состав которой вошли представители ассоциаций, объединений предпринимателей, Комитета, Комитета финансов, Комитета по транспорту, Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Санкт-Петербургу, стал проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», который был принят 26.05.2004 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В принятом законе Санкт-Петербурга введены дифференцированные значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в интервале от 0,5 до 1,0 в зависимости от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, а также предусмотрено введение понижающих коэффициентов базовой доходности для объектов стационарной розничной торговли, расположенных на внутридворовых территориях, для плательщиков единого налога, в которых более 70 процентов от общей численности работающих составляют инвалиды. В связи с разработкой и принятием Закона из-под ЕНВД со II квартала был выведен общепит. Кроме того, при уплате ЕНВД за 2 квартал налогоплательщикам на основе уточненных расчетов налога за 1 квартал, в соответствии с уменьшенными значениями корректирующего коэффициента базовой доходности К2, был произведен зачет переплаченных в 1 квартале сумм ЕНВД. С момента вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2003 № 299-35 «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» наметился стабильный рост числа налогоплательщиков по ЕНВД с 28 тысяч человек в 1 квартале 2004 года до 38 тысяч человек в 3 квартале 2004 года.

Единый налог 2004

Предприниматель с 2000 года уплачивает единый налог по ставке 100 за себя и по 50 грн. за наемных работников. Как будет засчитан этот период для предпринимателя при начислении пенсии?

Предприниматели, как и обычные граждане, при достижении пенсионного возраста имеют право на начисление пенсии по возрасту. Вместе с тем порядок расчета пенсии предпринимателям несколько отличается от расчета пенсий наемным работникам. Зависит этот расчет от системы налогообложения, которую использовал предприниматель до выхода на пенсию. Кроме того, есть различия в порядке определения страхового стажа и размера дохода, используемого для начисления пенсии, в период до 01.01.2004 г. (до вступления в силу Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон № 1058) и после 01.01.2004 г. (в период действия этого Закона)).

При оформлении документов для назначения пенсии предпринимателю необходимо руководствоваться Порядком представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1 (далее — Порядок № 22-1).

Нормами Закона № 1058 определено, что с 01.01.2004 г. страховой стаж считается по данным персонифицированного учета, а за период до вступления в силу этого Закона — на основании документов и в порядке, определенном ранее действовавшим законодательством.

До 01.01.2004 г. при назначении пенсии учитывался трудовой стаж, а не страховой, как в настоящее время, и подтверждался он записями в трудовой книжке. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено заполнение трудовой книжки предпринимателями, для них в Порядке № 22-1 установлен свой способ подтверждения стажа. Периоды осуществления предпринимательской деятельности (в том числе и по упрощенной системе налогообложения) с 01.07.2000 г. подтверждаются данными персонифицированного учета. При отсутствии таких данных в Пенсионном фонде предпринимателю необходимо представить справку из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за этот период о размере уплаченного единого налога в разрезе каждого месяца или размере чистого дохода также за каждый месяц.

Одним из документов, который обязательно оформляется при расчете пенсии, является справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за период до 01.01.2004 г. (приложение 5 к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1). Данная справка будет оформлена предпринимателю при условии, что он был своевременно зарегистрирован в соответствующем территориальном управлении Пенсионного фонда и исправно уплачивал страховые взносы (производились отчисления из единого налога). В справке будет указано, что предприниматель являлся в определенный период плательщиком единого налога. В соответствии с данной справкой предпринимателю, уплачивавшему единый налог, за период до 01.01.2004 г. при расчете пенсии будет учтен только стаж, поскольку денежные средства в Пенсионный фонд поступали и деятельность велась. А вот доход, к сожалению, учтен не будет. Это вызвано тем, что в законодательстве, действовавшем до 1 января 2004 года, отсутствовал порядок определения размера дохода, в зависимости от размера отчислений из состава единого налога в Пенсионный фонд, как это предусмотрено с 01.01.2004 г. Законом № 1058.

Несмотря на то, что с 01.07.2000 г. все субъекты хозяйствования обязаны были представлять отчетность в отдел персонифицированного учета, предприниматели-единщики до 01.01.2004 г. данные о себе в отделы персонифицированного учета не представляли (в связи с отсутствием порядка определения размера дохода), поэтому за этот период будут использоваться именно данные налоговой инспекции. Пенсионный фонд выдаст справку только о том, что предприниматель состоял на учете в Пенсионном фонде и являлся плательщиком единого налога.

С 1 января 2004 года (времени вступления в силу Закона № 1058), независимо от системы налогообложения, физические лица — предприниматели должны ежегодно представлять сведения на себя в отделы персонификации, и соответственно эти данные будут использоваться для учета как стажа, так и дохода при начислении пенсии.

Но с этого периода изменился порядок определения стажа, размер которого имеет немаловажное значение при начислении пенсии.

Согласно ст. 24 Закона № 1058 «страховой стаж — период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса».

При этом следует иметь в виду, что размер страхового стажа напрямую зависит от размера уплаченных взносов. Напомним, что минимальный страховой взнос — произведение законодательно установленной суммы минимальной заработной платы на тариф страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий период. Исходя из размера минимальной заработной платы можно рассчитать размер минимального страхового взноса. Поскольку размер минимальной заработной платы постоянно увеличивается, изменяется и размер минимального страхового взноса.

Так, в 2004 году его размер составлял:

с 01.01 по 31.08 — 65,60 грн. (205 грн. х 32%);

с 01.09 по 31.12 — 75,84 грн. (237 грн. х 32%);

в 2005 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 83,84 грн. (262 грн. х 32%);

с 01.04 по 30.06 — 92,80 грн. (290 грн. х 32%);

с 01.07 по 31.08 — 99,20 грн. (310 грн. х 32%);

с 01.09 по 31.12 — 106,24 грн. (332 грн. х 32%);

в 2006 году соответственно:

с 01.01 по 30.06 — 111,30 грн. (350 грн. х 31,8%);

с 01.07 по 30.11 — 119,25 грн. (375 грн. х 31,8%);

с 01.12 по 31.12 — 127,20 грн. (400 грн. х 31,8%);

в 2007 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 132,80 грн. (400 грн. х 33,2%);

с 01.04 по 30.06 — 139,44 грн. (420 грн. х 33,2%);

с 01.07 по 30.09 — 146,08 грн. (440 грн. х 33,2%);

с 01.10 по 31.12 — 152,72 грн. (460 грн. х 33,2%);

в 2008 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 170,98 грн. (515 грн. х 33,2%);

с 01.04 по 30.09 — 174,30 грн. (525 грн. х 33,2%);

с 01.10 по 30.11 — 180,94 грн. (545 грн. х 33,2%);

с 01.12 по 31.12 — 200,86 грн. (605 грн. х 33,2%).

Предпринимателям следует помнить о том, что если начиная с 01.01.2004 г. уплаченные страховые взносы за месяц у предпринимателя менее минимального страхового взноса, то страховой стаж считается не в полном объеме месяц за месяц (отработанный месяц — месяц страхового стажа), а пропорционально уплаченному взносу.

Для предпринимателей-единщиков такая ситуация является правилом, так как часть единого налога, поступающая в Пенсионный фонд, изначально менее минимального страхового взноса.

Как было сказано выше, отработанный месяц полностью может быть включен в страховой стаж при условии, что в Пенсионный фонд от плательщика единого налога поступит взносов в размере не менее минимального страхового стажа. Для предпринимателей, уплачивающих единый налог, отчисления в Пенсионный фонд из единого налога составляют 42% установленной ставки. В нашем вопросе размер отчислений из единого налога предпринимателя составляет 42 грн. (100 грн. х 42%), что намного меньше минимального страхового взноса. Поскольку за период с 1 января 2004 года неоднократно менялся и размер страхового тарифа, используемого при расчете минимального страхового взноса, и размер минимальной зарплаты, то, для того чтобы определить размер дохода, который будет учтен для пенсии, в ст. 40 Закона № 1058 приведена формула:

где З — доход, с которого фактически уплачены страховые взносы за соответствующий месяц;

Н — сумма фактически уплаченного налога за соответствующий месяц;

Ч — процент отчислений в Пенсионный фонд от фактически уплаченной суммы налога;

Т — размер страхового взноса в систему Пенсионного фонда, существующий на момент получения дохода.

Приведем пример расчета размера дохода в 2004-2006 г.

Подведем итоги. За период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2003 года у предпринимателя-единщика будет учтен только стаж, дающий право для назначения пенсии по возрасту. С 1 января 2004 года доход в размере минимальной зарплаты и стаж в полном объеме может быть учтен только в том случае, если предприниматель произведет доплату до минимального страхового взноса.

Единый налог 2004

от 24 ноября 2004 года N 457

О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Принят Калининградской областной Думой

11 ноября 2004 года

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон Калининградской области в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит на территории Калининградской области систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящем Законе — единый налог).

2. На территории Калининградской области единый налог вводится в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

6) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

7) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;

8) распространения и (или) размещения наружной рекламы.

Статья 2. Корректирующий коэффициент базовой доходности К2

Значение корректирующего коэффициента базовой доходности определяется по формуле:

К2 = К2/1 х К2/2 х К2/3,

К2/1 — коэффициент, учитывающий покупательную способность населения в различных населенных пунктах (приложение N 1 к настоящему Закону);

К2/2 — коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товаров в розничной торговле (приложение N 2 к настоящему Закону);

К2/3 — коэффициент, учитывающий величину дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности (приложение N 3 к настоящему Закону).

Статья 3. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года:

Глава администрации (губернатор)

Калининградской области В.Г. Егоров

к Закону Калининградской области

«О системе налогообложения в виде

единого налога на вмененный доход

для отдельных видов деятельности»

Корректирующий коэффициент (К2/1), учитывающий покупательную

способность населения в различных населенных пунктах

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД) В АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент» N 9, 2004

В Налоговом Кодексе РФ (ред. от 05.04.2004 г.) специальному налоговому режиму — единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) посвящена глава 26.3. В своем письме от 09.04.2004 N 27-0-10/99 МНС РФ подчеркивает, что, на отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов, в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов, Налоговый кодекс Российской Федерации распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога».
Позиция налоговых органов по применению Налогового Кодекса в отношении ЕНВД нашла отражение в Методических рекомендациях по применению главы 26.3., которые утратили силу совсем недавно (Приказ МНС РФ от 01.03.2004 N БГ-3-22/[email protected]).

1. Кто применяет систему налогообложения в виде ЕНВД
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также наряду с упрощенной системой налогообложения. Налоговым Кодексом предусмотрены 6 видов деятельности, которые переводятся на ЕНВД:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Законами субъектов РФ определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог;
3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27. Кодекса.
ЕНВД был введен в 2003 г. практически во всех регионах России кроме Москвы и некоторых др. Аптечные предприятия переводятся на ЕНВД в обязательном порядке, как предприятия розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, если на территории региона введен ЕНВД.
Здесь необходимо определиться, что следует понимать под розничной торговлей в целях налогообложения ЕНВД?
Статья 346.27. НК РФ дает следующее определение: «розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт». Это определение принципиально отличается от понятия розничной торговли, которое вытекает из Гражданского кодекса (в соответствии со статьей 492 ГК РФ (ред. от 23.12.2003) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью — при этом форма расчета (наличная, безналичная) значения не имеет.
Таким образом, исходя из определения «розницы», данного в главе 26.3. НК РФ, можно сделать вывод, что все продажи за наличный расчет можно отнести к розничной торговле для целей обложения ЕНВД независимо оттого, кто является покупателем физическое или юридическое лицо.
Правомерность этого вывода подтвердило и МНС РФ в своем письме от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» — налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами за наличный расчет независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных у них товаров, признаются розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.
Теперь рассмотрим, какие виды деятельности аптечных предприятий подпадают под специальный налоговый режим — ЕНВД, а по каким необходимо уплачивать налоги по общей системе налогообложения.
В соответствии с главой 26.3. аптека признается налогоплательщиком ЕНВД в части доходов, полученных:
— от реализации товара населению за наличный расчет или с использованием платежных карт;
— от реализации товара ЛПУ за наличный расчет;
— за изготовление лекарств для населения или ЛПУ при оплате наличными или с использованием платежных карт;
— от реализации лекарственных средств (код 52.31) относится к розничной торговле (код 52).
Подлежат налогообложению в общеустановленном порядке доходы, полученные:
— от реализации товара ЛПУ по безналичному расчету;
— в централизованном порядке от органов здравоохр
анения в виде возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией лекарств по бесплатным рецептам с оплатой по безналичному расчету.
Непростая ситуация возникает в случае частичной оплаты лекарственных средств покупателями (отпуск по 50%-ным льготным рецептам). Такой вид расчетов не отражен ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве.
Только к середине 2004 г. МНС РФ в своем письме от 13.05.2004 N 22-1-15/[email protected] «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» разъяснило, что доходы, полученные от осуществления розничной торговли с использованием смешанной формы расчетов (наличной и безналичной) с 01.01.2004 не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, по мнению МНС РФ, налогообложение данных доходов должно производиться в общеустановленном порядке. При этом МНС РФ с детской непосредственностью указывает, что до 01.01.2004 (в 2003 году) розничная торговля с использованием смешанной формы расчетов подпадала под действие ЕНВД.
Отнесение налоговыми органами доходов, связанных со смешанной формой расчетов, к общеустановленной системе налогообложения облегчает работу бухгалтеру аптеки в части раздельного учета. Так как в соответствии с п. 7 статьи 346.26. налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Необходимо вести также раздельное ценообразование лекарственных средств, так как доходы, связанные с безналичной формой оплаты будут облагаться НДС, следовательно, цена товара, проданного за наличный расчет, будет отличаться от цены на тот же самый товар, который реализуется по безналичному расчету на сумму НДС с торговой наценки.
А если учесть, что цены на лекарственные средства регулируются государством (Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»), причем торговые надбавки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ, некоторые из которых устанавливают отдельные торговые надбавки на лекарства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам, то отпускные цены на один и тот же товар, реализуемый за наличный расчет и по безналичному расчету будут разные.
Например, в соответствии с Постановлением Правительства МО от 29.12.2001 N 457/49 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» предельная розничная надбавка на лекарства из Перечня ЖНВЛС, отпускаемые бесплатно и со скидкой — 20%, учреждениям здравоохранения — 20%, поступающие от производителя — 35%, для всех остальных лекарств из Перечня — 30%.

Читайте так же:  Приказ о назначении министра рф

2. Какие налоги уплачиваются при применении ЕНВД
Для наглядности налоги, которые уплачиваются при применении общей системы налогообложения и ЕНВД, приведены в таблице N 1.
Следует иметь в виду, что организации, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Общая система налогообложения ЕНВД
Налог на прибыль

Единый налог
Налог на добавленную стоимость
Налог на имущество
Единый социальный налог
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование Страховые взносы на обязатель-
ное пенсионное страхование
Страховые взносы на страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний Страховые взносы на страхование
от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
Налоговые агенты по Налогу на
доходы физических лиц Налоговые агенты по Налогу на
доходы физических лиц
Местные налоги (налог на рекламу,
земельный налог, местные
лицензионные сборы) Местные налоги (налог на
рекламу, земельный налог,
местные лицензионные сборы)

Как и любой другой налог, единый налог на вмененный доход имеет все элементы налогообложения в соответствии со статьей 17 НК РФ:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Характеристика элементов налога приведена в таблице N 2.

Элемент режима Характеристика
Налогоплательщики Осуществляющие на территории РФ, где введен
налог, деятельность, облагаемую единым
налогом (статья 346.28.)
— Организации
— Индивидуальные предприниматели
Объект
налогообложения Вмененный доход налогоплательщика
(статья 346.29.)
Налоговая база
и порядок
исчисления налога Произведение базовой доходности по
определенному виду предпринимательской
деятельности (устанавливается НК РФ — статья
346.29.), исчисленной за налоговый период, и
величины физического показателя
(устанавливается НК РФ — статья 346.29.)
Базовая доходность корректируется на
коэффициенты: К1, К2, К3
Налоговая ставка 15% величины вмененного дохода (статья
346.31.)
Уменьшение суммы
налога На суммы:
— Страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование (статья 346.32.)
— На суммы пособий по временной
нетрудоспособности, уплачиваемые
работникам за свой счет (статья 346.32.)
Налоговый период Квартал (статья 346.30.)
Порядок и сроки
уплаты Не позднее 25 числа первого месяца,
следующего налогового периода
(статья 346.32.)
Форма налоговой
декларации и
порядок заполнения Приказ МНС РФ от 21.11.2003 N БГ-3-22/647
Вводится в действие с отчетности 2004 г.

Рассмотрим факторы, от которых зависит величина налоговой базы для единого налога для розничной торговли в аптечных предприятиях (см. таблицу N 3).

Величина
базовой
доходности
для
розничной
торговли
(статья
346.29.) Физический
показатель
для
розничной
торговли
(статья
346.29.) Корректирующий
коэффициент
базовой
доходности К1
(статья
346.29.) Корректирующий
коэффициент
базовой
доходности К2 Корректирующий
коэффициент
базовой
доходности К3
(статья 346.29.)
1 2 3 4 5
1200 Площадь
торгового
зала
в кв.
метрах В 2003-2004 гг.
не применяется,
определяется в
зависимости от
кадастровой
стоимости земли Учитывает
совокупность
особенностей
ведения
предпринимательской
деятельности,
зависит от
ассортимента
товара, сезонности,
особенности места
ведения
предпринимательской
деятельности,
определяется
субъектами РФ Коэффициент-
дефлятор,
соответствует
индексу
изменения
потребительских
цен. В 2004 г.
равен 1,133
(Приказ
Минэкономразвития
РФ от 11.11.2003
N 337)

Таким образом, налоговая база будет определяться как произведение всех пяти граф таблицы:
гр. 1 x гр. 2 x гр. 3 x гр. 4 x гр. 5

3. Как переход на ЕНВД повлияет на НДС
По мнению налоговых органов суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ по товарам, основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, но не использованным для указанных операций, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед его переходом на специальные налоговые режимы налогообложения (письмо МНС РФ от 30.10.2002 N 03-1-09/2827/13-АЛ095 «О налоге на добавленную стоимость», письмо УМНС РФ по Московской области от 13.05.2003 N 04-20/3693/и945 «О едином налоге на вмененный доход»).
Однако НК РФ не обязывает налогоплательщика при переходе на другую систему налогообложения восстановить в бюджете ранее произведенный вычет по НДС. Судебная практика подтверждает этот вывод. Позицию налогоплательщиков поддерживают арбитражные суды почти во всех округах (в частности, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.01.2004 N А39-1824/2003-138/11, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.03.2004 N Ф03-А51/04-2/155, Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2003 N КА-А41/10733-03, Постановление ФАС Московского округа от 24.03.2003 N КА-А41/1312-03, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2004 N А42-4871/03-15, Постановление ФАС Центрального округа от 12.04.2004 N А09-8042/03-31).

4. Обязанности налоговых агентов
Необходимо помнить, что несмотря на то, что аптечные организации, перешедшие на ЕНВД, не признаются плательщиками НДС, они не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. В частности, при аренде федерального имущества, являясь налоговым агентом, аптека должна исчислить налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы в порядке, установленном п. 3 ст. 161 НК РФ, представить соответствующую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения и уплатить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость в бюджет.
Принять к вычету уплаченный НДС, если арендованное помещение используется для необлагаемых НДС операций, организация не сможет, так как вычеты предоставляются только плательщикам НДС (п. 1 статьи 171 НК РФ).
Если в арендуемом помещении осуществляются также операции, облагаемые НДС в общеустановленном порядке (реализация лекарственных средств по безналичному расчету, отпуск по бесплатным и льготным рецептам), то можно принять к вычету часть уплаченного НДС пропорционально выручке, полученной по этим операциям.

5. Раздельный учет в аптеках
Требования п. 7 статьи 346.26. НК РФ о ведении раздельного учета при применении наряду с ЕНВД общей системы налогообложения — это требование к налоговому учету, порядок ведения такого учета в главе 26.3. не прописан, однако он закреплен в других главах НК РФ:
— Гл. 21 — «Налог на добавленную стоимость».
— Гл. 25 — «Налог на прибыль».

5.1. Раздельный учет операций, облагаемых и необлагаемых НДС
Обязанность ведения раздельного учета установлена п. 4 статьи 149 НК РФ: в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет таких операций.
Порядок ведения раздельного учета определен в п. 4 статьи 170 НК РФ: налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.

Содержание операции Дебет Кредит Первичный документ
Оприходованы товары,
полученные от поставщика 41.1 60 Накладная от поставщика
Выделен НДС 19 60 Счет-фактура
Отражена торговая
наценка на товар,
реализуемый в розницу 41.1 42.1 Бухгалтерская справка
Товар передан на
реализацию по
безналичному расчету 41.2 41.1 Бухгалтерская справка
Сторно торговой наценки 41.2 42.1 Бухгалтерская справка
Отражена торговая
наценка на товар,
реализуемый по
безналичному расчету 41.2 42.2 Бухгалтерская справка
Оплата товара 60 51 Выписка банка по
расчетному счету
Продажа товаров
Отражена выручка от
продажи лекарств по
безналичному расчету 62 90.1.2 Товарная накладная
Начислен НДС в части
доходов, учитываемых по
общей системе
налогообложения 90.3 68.2 Счет-фактура на продажу
Отражена выручка от
продажи лекарств за
наличный расчет 50 90.1.1 Приходный кассовый
ордер. Справка кассира-
операциониста
Списана фактическая
себестоимость товара,
проданного за наличный
расчет 90.2.1 41.1 Бухгалтерская справка
Списана фактическая
себестоимость товара,
проданного по
безналичному расчету 90.2.2 41.2 Бухгалтерская справка
Сторно реализованной
торговой наценки 90.2.1 42.1 Бухгалтерская справка
Сторно реализованной
торговой наценки 90.2.2 42.2 Бухгалтерская справка
В конце налогового периода по НДС
Принят к вычету НДС по
товарам, реализованным по
безналичному расчету 68.2 19 Бухгалтерская справка
расчет (в соответствии
с пропорцией), счета-
фактуры полученные
НДС учтен в себестоимости
товаров 90.2.1 19 Бухгалтерская справка
расчет (в соответствии
с пропорцией)

Читайте так же:  Страховка мобильного телефона отзывы

Сумма НДС, уплаченная поставщикам товаров (работ, услуг), частично учитывается в стоимости товара, а частично принимается к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ. Также учитывается входной НДС по основным средствам и нематериальным активам, используемым для операций, облагаемых и необлагаемых НДС.
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Таким образом, чтобы рассчитать пропорцию, необходимо знать выручку от реализации товаров по каждому виду деятельности. Указанную пропорцию необходимо рассчитывать каждый налоговый период по НДС (месяц или квартал).
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается (п. 4 статьи 170 НК РФ).
Как отмечалось выше цена товара, реализуемого за наличный и безналичный расчет, будет отличаться, поэтому, если товар учитывается в продажных ценах, учитывать его надо на отдельных субсчетах по каждому виду деятельности.
41.1 — «товары, реализуемые за наличный расчет»
41.2 — «товары, реализуемые по безналичному расчету», в том числе и товары, реализуемые по бесплатным и льготным рецептам
42.1 — «торговая наценка на товар, реализуемый за наличный расчет»
42.2 — «торговая наценка на товар, реализуемый по безналичному расчету, в том числе и на товар, реализуемый по бесплатным и льготным рецептам»
90.1.1 — «выручка от продажи товара за наличный расчет»
90.1.2 — «выручка по безналичному расчету», в том числе и по товарам, реализуемым по бесплатным и льготным рецептам
90.2.1 — «себестоимость продаж за наличный расчет»
90.2.2 — «себестоимость продаж по безналичному расчету», в том числе и продаж по бесплатным и льготным рецептам.
Для удобства учета и распределения «входного» НДС при приобретении товаров, используемых для реализации за наличный расчет и по безналичному расчету, НДС, предъявленный поставщиком товаров, учитывается на счете 19 до конца налогового периода по НДС. В конце налогового периода можно определить пропорцию, согласно которой часть «входного» НДС принимается к вычету, а часть учитывается в себестоимости розничного товара.
Хозяйственные операции, отражающие движение товара в аптеке:
Если, аптека приобретает основное средство, которое используется при проведении операций, как облагаемых, так и необлагаемых НДС (например, компьютер или витрина и т.д.), при вводе в эксплуатацию этого основного средства, при наличии счета-фактуры от поставщика и при его оплате поставщику часть «входного» НДС принимается к вычету согласно рассчитанной пропорции. Оставшаяся часть «входного» НДС учитывается в первоначальной стоимости основного средства.
Также учитывается «входной» НДС при оказании услуг сторонними организациями.

5.2. Раздельный учет доходов и расходов, облагаемых и необлагаемых налогом на прибыль
В соответствии со статьей 274 НК РФ и п. 7 статьи 346.26. организации, занимающиеся видами деятельности, по которым они уплачивают налоги по разным системам налогообложения, должны вести раздельный учет доходов и расходов.
Налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК РФ специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам (п. 10 статьи 274 НК РФ).
При этом расходы организаций, перешедших на уплату налога на вмененный доход, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Доходы и расходы необходимо учитывать по правилам 25 главы НК РФ.
Например, при приобретении амортизируемого по правилам 25 главы НК РФ основного средства необходимо начислять налоговую амортизацию в соответствии со статьей 259 НК РФ.
Однако ввиду того, что основное средство предполагается использовать в двух видах деятельности, доходы и расходы по которым должны учитываться раздельно, всю сумму ежемесячных амортизационных отчислений при расчете налога на прибыль включать в расходы нельзя. Здесь нужно применять аналогичную пропорцию, как и при распределении НДС. А именно: согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, расходы распределяются пропорционально доходу, полученному от каждого вида деятельности. И только та часть амортизации, которая соответствует доле торговли по безналичному расчету, принимается для целей налогообложения прибыли. Остальная часть амортизационных отчислений относится на расходы по «вмененной» деятельности и при расчете налога на прибыль учитываться не должна.
Такой расчет надо делать в каждом отчетном периоде, следовательно сумма амортизации, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, может меняться в зависимости от ежемесячного объема дохода от разных видов деятельности.

5.3. Раздельный учет при исчислении налога на имущество
Необходимо отметить, что при исчислении налога на имущество не учитывается стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 4 статьи 346.26. НК РФ).
Минфин РФ предлагает стоимость имущества, которое нельзя однозначно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД, распределять пропорционально выручке от разных видов деятельности (Письмо Минфина России от 03.06.2003 N 04-05-12/60). В этом письме Минфин РФ ссылается на то, что такая норма установлена Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий». Несмотря на то, что Инструкция Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 N 33 утратила силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 01.06.2004 N САЭ-3-21/[email protected], по нашему мнению, этой нормой воспользоваться можно, если прописать ее в учетной политике организации.
При исчислении суммы ЕНВД в отношении розничной торговли в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (статья 346.29. Кодекса), но, как отмечается в письме МНС РФ от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», порядок распределения площади торгового зала в случае осуществления на данной площади одновременно деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, Кодексом не определен.
Поэтому налоговики предлагают, что при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать всю площадь торгового зала, на которой осуществляется данный вид предпринимательской деятельности.

6. Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении ЕНВД
Аптеки, переведенные на ЕНВД, и выступающие в качестве работодателей, продолжают уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Налогооблагаемую базу по обязательному пенсионному страхованию надо определять по правилам, установленным в ст.ст. 236 и 237 гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ. В соответствии с этими статьями взносы нужно начислять на суммы, выплачиваемые по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Исключением являются выплаты, которые перечислены в ст. 238 НК РФ:
— пособия по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, уходу за ребенком;
— компенсации, предусмотренные законодательством и др.
Аптека может уменьшить единый налог на сумму пенсионных взносов (п. 2 статьи 346.32. НК РФ), а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Пенсионные взносы не могут уменьшить налог более чем на 50 процентов.
Необходимо обратить внимание на то, что аптеки, применяющие ЕНВД, не могут воспользоваться нормой п. 3 статьи 236 НК РФ, согласно которому выплаты физическим лицам не признаются объектами обложения ЕСН (а значит и на них не начисляются взносы по обязательному пенсионному страхованию), если они не отнесены к расходам в налоговом учете по налогу на прибыль. Дело в том, что такие аптеки не являются плательщиками не только ЕСН, но и налога на прибыль. Поэтому данная норма Кодекса на них не распространяется.

7. Начисление пособий о временной нетрудоспособности при применении ЕНВД
Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) работникам производится за счет следующих источников:
— средств ФСС РФ, поступающих от единого налога для организаций, применяющих УСНО, в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (МРОТ с 01.10.2003 равен 600 руб. — Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ);
— средств работодателя (в данном случае — организации, применяющей ЕНВД) в части суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда.
Выплата других видов пособий (пособие по беременности и родам, при рождении ребенка и т.д.) для предприятий, перешедших на ЕНВД, полностью производится за счет средств ФСС.
Чтобы платить пособие полностью за счет ФСС, аптека должна перечислять в Фонд взносы на соцстрахование работников, причем в добровольном порядке.
Порядок добровольной уплаты страховых взносов определен в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 «О порядке добровольной уплаты в фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Добровольные страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности начисляются по тарифу 3% от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ «Единый социальный налог».
Отметим, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, превышающая 1 МРОТ (600 руб.) за полный календарный месяц, рассчитанная в порядке, установленном Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (ред. от 15.04.1992, с изм. от 18.02.1999), и выплачиваемая за счет предприятия в пределах 11700 руб. за календарный месяц 2003 г., гарантируется государством (ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской федерации на 2003 год»; ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (с изм. от 08.02.2003), на эту сумму не начисляются взносы по обязательному пенсионному страхованию и по страхованию от несчастных случаев на производстве. Что касается суммы пособия, превышающей 11700 руб. за календарный месяц, то такая выплата включается в базу для исчисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве на общих основаниях (Письмо ФСС РФ от 18.04.2003 N 02-18/05-2417) и взносов по обязательному пенсионному страхованию.

8. Применение упрощенной системы налогообложения для аптек, переведенных на ЕНВД
С 01.01.2004 в соответствии со статьей 346.12. НК РФ организации, переведенные на уплату ЕНВД по определенным видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2. НК РФ, по отношению к таким организациям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. Следует иметь в виду, что аптеки, производящие подакцизную продукцию (розлив этилового спирта — приравнивается к производству подакцизной продукции (п. 3 статьи 182 НК РФ), изготовление спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта более 9%), не вправе применять УСНО (статья 346.12. НК РФ).
Источник:
— «Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент» N 9, 2004

Другие статьи:

  • 30 подоходный налог НДФЛ по ставке 30, 35, 13, 15 и 9%: применение ставок в 2018 г. Налог на доходы физических лиц предусматривает применение разных ставок. Как определить величину налога, и какую ставку применять в каждом конкретном случае описано в ст. 224 Налогового Кодекса РФ. […]
  • Как начисляется пособие по уходу за ребенком после 15 лет С какого периода начисляется пособие 50 руб по уходу за ребенком до 3 лет В РФ государство оказывает материальную помощь многим категориям граждан. Одной из них являются родители, которым выплачиваются, в том числе, и пособия по уходу за ребенком. Здесь, кстати, […]
  • Льготы в калужской области Меры социальной поддержки и льготы в Калуге и Калужской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Калуге и Калужской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере […]
  • Заявление на мошенничество на ооо Заявление о мошенничестве ооо 6. 3. 4 Исковое заявление о мошенничестве ООО — Управляющая компания Запад — с протоколом №1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ул. Военная в г. Тюмени, где в квартире №15 я живу и мёрзну зимой, находится […]
  • Мировой суд 25 участок череповец Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за […]
  • Исковое заявление разрешение на строительство суд Исковое заявление разрешение на строительство суд В ________ районный суд Административный истец: … (Ф.И.О. или наименование) (место жительства или пребывания/ место нахождения, сведения о государственной регистрации), (для гражданина - дата и место рождения) […]
  • Трудовой договор в простой форме Нюансы заключения трудового договора В подавляющем большинстве случаев оформление приема на работу начинается с составления и подписания работником и работодателем трудового договора (контракта). Трудовой договор (контракт) является основным документом, […]