Акименко в м новые логопедические технологии учебно-методическое пособие

Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие

Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образовательных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикулотерапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ринолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.
Пособие предназначено для студентов колледжей, изучающих по учебному плану логопедию, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.

Название: Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие
Автор: Акименко В.М.
Издательство: Феникс
Год: 2009
Формат: TIF

Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие

Они служат полигоном новых идей, после испытания на котором школа принимает или отторгает нетрадиционные решения. Литература Гаврилова Т.Н., Кузнецов А.Н. Теории и технологии обучения: Учебное пособие. Ярославль, 2008 Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М., 1999 История образования и педагогической мысли: Краткое учебное пособие/ под ред. В.Б.Успенского. Ярославль, 2002 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ под ред. Е.С.Полат. М., 1999 Основы общей педагогики: Теория и история воспитания: Учебное пособие/ под ред. В.А.Сластенина. М., 2000 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М., 2004 Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2005 Лекции под руководством Успенского В.Б.

Обсуждаются вопросы управления современными сетями связи. Гребешков А.Ю. Эко-Трендз

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии — файл n1.doc


В.М. Акименко

Развивающие технологии в логопедии

Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).

ISBN 978-5-222-18343-4
В предлагаемом пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями.

При использовании методик обследования особое внимание уделя­лось простоте и надежности их применения, а представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может существенно упростить сам механизм обследования детей и постановку логопеди­ческого заключения. Для надежности фиксации результатов обследо­вания разработаны таблицы, что может существенно упростить отчет­ность логопеда, а также проследить динамику коррекционной работы.

Предлагаемое пособие может быть интересно студентам дефек­тологических факультетов педагогических вузов, логопедам, воспитателям, родителям и всем, воспитывающим детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррек­ции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). Но, тем не менее, предпринята еще одна попытка разработки практического материа­ла, направленного на оказание помощи данной катего­рии детей. Это объясняется тем, что:

  • во-первых, сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррек­ции речевых нарушений;
  • во-вторых, для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс, что и обеспечивается данным пособием;
  • в-третьих, у любого специалиста, работающего с деть­ми, имеющими речевые нарушения, должна быть воз­можность быстрого и эффективного выбора методи­ки для конкретного ребенка, большое количество ко­торых логопеды могут найти в пособии.

При разработке технологий логопедического воздей­ствия были использованы современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляцион­ной моторики, фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, такие как кинезитерапия; японская методика пальцевого массажа; гидрогимнастика; Су-джок терапия; аурикулотерапия; ИЛГ; синквейн; лимерик; методы мозгового штурма, обратной связи, мозговой атаки, ассоциативных связей, каталога, маленьких человечков, аналогии Синектика, интеллектуальных карт; корабельный совет; оператор РВС и др.

Пособие может быть интересно студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, логопе­дам, воспитателям, родителям и всем воспитывающим детей с нарушениями речи.
Глава 1 Технологии развития мелкой моторики

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, JI . B . Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г) игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

От греч. kinesis — движение, therapia — лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы­полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

«Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

«Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко л бу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

«Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

Читайте так же:  Приказ минрегионразвитие 480

«Ухо нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

«Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика , одну или двух бусинок, массажё ров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.
3. Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма (рис. 1).

При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эф­фективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич­ным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает испол ьзование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

«Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

«Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

«Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

4. Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

  • массаж большого пальца повышает активность мозга;
  • массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
  • массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
  • массаж безымянного пальца стимулирует печень;
  • массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

Советвзрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систе­му упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

Массажладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:

  • вертеть в руках;
  • щелкать по ним пальцами;
  • «стрелять»;
  • направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания. Массажгрецкими орехами:
  • катать два ореха между ладонями;
  • один орех прокатывать между пальцами;
  • удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж«четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:
Оборудование: пуговицы.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.
Оборудование: разноцветные скрепки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфора­ции мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.
Оборудование: вата.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.
Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.
Оборудование: пустые деревянные катушки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.
Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.
Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Читайте так же:  Доверенность на машину отменена

Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.
Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.
Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
Оборудование: веревки капроновые плетеные.

Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.
Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Использование логопедических технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Столичный учебный центр
г. Москва

Использование логопедических технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

учитель – логопед Малькова О.Н.,

МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок»

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.

Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей общение со взрослыми и сверстниками – все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.

Важность ознакомления с педагогическими и логопедическими технологиями заключается в том, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, что говорит о необходимости овладения специалистами научно обоснованной системой методов преодоления речевых нарушений в условиях дошкольных образовательных учреждений.

В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся следующие логопедические технологии:

Технология логопедического обследования

Содержание этапов логопедического обследования

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

2) дифференцировочный этап , включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование: строения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения, понимания речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи у детей, слоговой структуры слова, лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи );

4) заключительный (уточняющий этап).

Технология логопедического обследования детей раннего возраста

Особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи

1) Особенности логопедического обследования при заикании.

2) Особенности логопедического обследования при дизартрии.

3) Особенности логопедического обследования при ринолалии.

Нейропсихологический подход к обследованию речи

Нейропсихологический метод обследования речевой деятельности имеет большие диагностические возможности при обследовании нарушений речевой деятельности и других высших форм психики детей. В последние годы разработаны и опубликованы различные варианты нейропсихологических методик, адаптированных к детскому возрасту (И.Ф. Марковская, Л.С. Цветкова, А.Н. Корнев).

Многие пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедическими приемами обследования звуковой, лексической, грамматической сторон речи; письма и чтения.

Технология коррекции звукопроизношения

Содержание этапов коррекции звукопроизношения

Технология постановки разных групп звуков.

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): имитативный (по подражанию), механический и смешанный.

Технология коррекции звукопроизношения при дизартрии

Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии

Технология коррекции речевого дыхания

Технология формирования речевого дыхания при заикании

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап – Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)

Второй этап – Формирование длительного фонационного выдоха ( тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных).

Третий этап – Формирование речевого выдоха ( здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.)

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного – ключичного на глубокое – диафрагмальное.

Технология коррекции дыхания при дизартрии ( Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Г.В.

Технология коррекции дыхания при ринолалии ( А.Г. Ипполитова, Н.В. Червякова)

Технология коррекции голоса при различных нарушениях речи

Технология коррекции голоса при заикании ( Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова)

Технология коррекции голоса при ринолалии ( И.И. Ермакова)

Технология коррекции голоса при дизартрии ( Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В.)

Технология формирования интонационной стороны речи

Технология коррекции интонационной стороны речи при заикании ( Л.И. Белякова и Е.А.

Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией

( Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В.)

Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии ( С.Ф.

Технология формирования темпо-ритмической стороны речи

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании ( Л.И. Белякова и Е.А.

Дьякова, Л.И. Богомолова, Л.З. Андронова, В.М. Шкловский, Н. А. Чевелева и С. А. Миронова)

Технология коррекции ритмической стороны речи при дизартрии ( Лопатина Л.В. и

Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии ( Г.В. Дедюхина)

Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию

Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий

Имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции

Компьютерные технологии в коррекции речи

Проблемой изучения и внедрения технических средств коррекции речи занимались сурдопедагоги Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и педагоги-логопеды Ю.Б. Зеленская, Т.П. Смирнова, Ю.О. Филатова.

Использование компьютерных технологий в коррекции речи является современным и очень актуальным направлением в логопедической науке и практике. Эффект коррекционной работы достигается благодаря следующим возможностям компьютерных программ и тренажёров:

1) визуализация всех базовых компонентов звучащей речи;

2) режим реального времени;

3) стабильная обратная связь с возможностью последующего многократного прослушивания (слуховой контроль);

4) игровой принцип коррекции речи;

5) многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала;

6) использование различного стимульного материала;

7) работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;

8) комплексность программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей;

9) учёт индивидуальных психологических особенностей детей с различными речевыми нарушениями при помощи дополнительных настроек;

10) одновременное осуществление логопедической работы и коррекции психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

Эффективность применения компьютерных программ и тренажёров заключается также в следующем. Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них. У ребёнка появляется уверенность в своих силах, желание говорить правильно, развивается осознанность деятельности по преодолению нарушений речи, а также происходит освоение позиции субъекта обучения. Дети меньше утомляются, а в случае неуспеха чаще обращаются за помощью к логопеду. Всё это способствует перестройке взаимоотношений педагога и ребёнка. Эти факты позволяют говорить об оптимизации коррекционно-педагогического процесса в целом.

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — 105 с.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

5. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.

Современные логопедические технологии и методики В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями

Автор: Customer. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Современные логопедические технологии и методики В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 3079 КБ.

Современные логопедические технологии и методики В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями

Современные логопедические технологии и методики В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями

«Современные технологии обучения» — Востребованность выпускников на рынке труда. Дистанционное обучение. Коллаборативное обучение. Множество пользователей оценивают все разнообразие элементов учебного проекта. 8. Коллаборативное обучение – ответ на запрос рынка труда. Современные педагогические парадигмы. Коллаборативность обучения помогает адаптироваться выпускникам вузов.

«Современные технологии» — Эффекты. Внедрение систем управления предприятием. Цели и задачи Заказчика. Ситуация у Заказчика. Перспективная ситуация. Моделирование, описание, оптимизация, реинжиниринг бизнес-процессов. Пример модели процессов верхнего уровня. Имитационное моделирование и ABC-анализ. Группа компаний «Современные технологии».

«Логопедические занятия» — Комплектование логопункта. Организация деятельности. Основные задачи учителя – логопеда на логопункте. Документация. Воспитатель. Развивающие игры Музыкально-ритмические занятия ИЗО. Пмпк. Ребенок. Родители. Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО: 20-25 воспитанников по результатам ПМПК.

«Увеличение числа» — 10 морей и 1 залив. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Северный ледовитый океан. В 4 раза больше. Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать. Интересные задачки. 6 морей и 3 залива. Группа туристов состоит из 6 иностранцев. Сколько человек говорят на двух языках: и по-французски, и по-английски?

Читайте так же:  Приказ об утверждении штатного расписания и тарификации в доу

«Современный урок технологии» — Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения. Практики. Регулятивных УУД. Грамотность чтения. Модели современного урока. Технологическая карта урока. 1997-1998 год окончания начальной школы. ВСЕГО -110 умений универсальных учебных действий. Задача начальной школы. Технологичность обучения.

«Современные технологии на уроках» — Требования к педагогу. Желаю вам дальнейших успехов в педагогической деятельности! Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Познавательная деятельность. Повышение мотивации к предмету. Экономия учебного времени. ИКТ – компетентность педагога. ИКТ-компетентность.

Использование «Су-Джок» массажеров в работе логопеда

Наталья Дороднова
Использование «Су-Джок» массажеров в работе логопеда

Использование «Су-Джок» массажеров

в работе логопеда.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

– это комплексная система, направленная на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребёнка и его личностное развитие.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому одним из оздоровительных приемов, реализуемых нами в работе, являются упражнения с «Су-Джок» массажерами. «Су–Джок» массажеры мы используем в виде разноцветных пластмассовых шариков с шипами, в каждом таком шарике есть два массажных металлических колечка.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж данным шариком. Прокатывая шарик между ладошками круговыми и продольными движениями, дети массируют мышцы ладошек, поочередно захватывая разными пальчиками шарик, массируют подушечки пальцев рук. Массажные колечки надеваются на каждый пальчик, при этом действия можно сопровождать речевым материалом. Необходимо помнить, что массажировать ручки нужно до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее действие на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Метод «Су-Джок» терапии используем два раза в день во время организованной образовательной деятельности с детьми, включаем и во время непосредственно образовательной деятельности. Дети с большим удовольствием включаются в «игру» с массажером, что способствует не только развитию моторики рук, но и развитию познавательной, эмоционально-волевой сферы каждого ребенка.

Приведем несколько примеров упражнений с массажером «Су-Джок»:

1. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

Шарик я в руке катаю, (кругообразные движения между ладошками)

Взад — вперед его гоняю. (движения продольные: от основания ладони до кончиков пальцев и обратно)

Им поглажу я ладошку. («сметаем крошку» шариком от основания ладони Буд-то я сметаю крошку, вдоль каждого пальчика по очереди)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик к кулачке)

Каждым пальцем шар прижму,

И другой рукой начну. (прижимаем шарик между большим и указательным,

Большим и средним и т. д. до мизинца)

Ну и больше не начну,

А теперь последний трюк,

Шар летает между рук.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шариком)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

2. Игры и упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков, закрепление правильного произношения.

Ёжик шёл, шёл, шёл,

Ёжик шёл, шёл, шёл

И до ёлочки дошёл.

И до ёлочки дошёл.

Что за чудо ёлка-

Как ты ёлочка мила.

Ёжик ёлку обошёл.

Снова ёлку обошёл.

Долго ёжик так ходил.

И под ёлочкой заснул.

(кругообразные, продольные и точечные движения шариком-массажером)

Шёл ёжик неспеша.

Вышли пышки хороши.

(кругообразные, продольные и точечные движения шариком-массажером)

3. Игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи.

Перекатывание массажеров-мячей разного размера.

«Одина, два, три, слово ласково скажи»

«Мы волшебники немного, был один, а станет много»

«Я ловлю, а ты кати, овощи все назови»

«Мяч ловлю, а ты кати, одним словом назови»

Раз, два, три, четыре, пять, будем мячик мы катать, кто, что делает называть»

«Фокус мы сейчас покажем: было что?, а нет чего?»

«Отгадай загадку, расставь все слова по порядку»

«Мой, моя, моё, мои, сразу правильно скажи»

«Чья, чьё, чьи, ну-ка правильно скажи» и т. д.

Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей.

Лодка по волнам плывёт,

Лодка ёжика везёт.

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Вновь на лавочку поднялся.

Волна лодку подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Ёжик выскочил из лодки

4. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.

В левую руку мячик возьми,

К правой коленке его приложи,

Над головою теперь подними,

Левого ушка мячом ты коснись,

Громко вздохни и мне улыбнись.

В правую руку, мячик возьми,

Теперь перед грудью его подержи,

Правую щёчку мячом ты погладь,

За спину спрячь и пониже присядь.

(Все действия по тексту)

Есть на пальцах наших ногти

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь,

И живот свой не забудь.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри

Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой.

5. Игры и упражнения с колечками «Су-Джок»

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз-пальчик большой он красивый такой.

Два — пальчик указательный очень обаятельный.

Три — пальчик средний он совсем не вредный.

Четыре — безымянный пальчик очень славный.

Пять — мизинчик маленький счастливчик.

-Мальчик-пальчик, где ты был?

(надеваем кольцо на большой палец)

-С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо на указательный палец).

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж, метод «Су-Джок терапии» с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Воробьева Т. Д., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. Издательство: «Литера», 2010.

3. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Подготовил учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №47»

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно — коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Другие статьи:

  • Приказ мо 55 2002 года Приказ Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5"О […]
  • Адвокат в чалтыре Адвокаты и юристы в Чалтыре Ростовской области Адвокат - это юрист оказывающий профессиональную помощь консультированием или защитой интересов обвиняемого в суде. Адвокаты могут оказывать услуги физическим и юридическим лицам. Адвокату запрещено заниматься […]
  • Подарок это гражданский кодекс Взятка или подарок Подборка наиболее важных документов по запросу Взятка или подарок (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Взятка или подарок Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взятка или […]
  • Приказ мвд no 750 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 25 августа 2008 г. N 750 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ 1. Объявить для руководства и исполнения органами дознания во внутренних войсках МВД […]
  • Новый трудовой кодекс беларусь Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З Трудовое законодательство регулирует одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека – сферу применения труда. Право человека на труд относится к основным правам человека. Состояние […]
  • Банкротство в россии анализ Банкротство в россии анализ Алтухов А. Некоторые вопросы установления требований участников строительства о передаче жилых помещений в делах о банкротстве застройщиков // Хоз. и право. - 2013. - N 11. - С.96-111. Алтухов А. Срок закрытия реестра […]
  • Требования к шкафам управления СТО 56947007-29.120.70.042-2010 Требования к шкафам управления и РЗА с микропроцессорными устройствами Купить СТО 56947007-29.120.70.042-2010 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Официально распространяем нормативную […]