Налог на 520 л с

Расчет транспортного налога и авансовых платежей

«Главная книга», 2006, N 13

(Рекомендации организациям по заполнению расчета по авансовым платежам за квартал и декларации по транспортному налогу за 2006 год)

Напомним, что новую форму расчета по авансовым платежам по транспортному налогу, которую налогоплательщики должны были представлять за I квартал 2006 г., Минфин России утвердил только в конце марта этого года . Из-за этого Приказ был зарегистрирован Минюстом России только 17 апреля 2006 г., а официально опубликован 25 апреля 2006 г. и, как следствие, вступил в силу только 6 мая 2006 г. , то есть уже после окончательного срока представления расчета по авансовым платежам за I квартал, приходящегося в этом году на 2 мая. Поэтому за I квартал 2006 г. расчет по авансовым платежам по транспортному налогу можно было сдавать по старой форме налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной МНС России . Ведь раньше формы расчета по авансовым платежам по транспортному налогу вообще не было, так как гл. 28 НК РФ не были установлены отчетные периоды . Хотя многие субъекты РФ все же их устанавливали. И как раз на этот случай в разд. 1 декларации были отведены строки для указания сумм исчисленных авансовых платежей и сроков их уплаты .

О том, что до 1 января 2006 г. субъекты РФ не могли устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу и потому с налогоплательщиков нельзя было взыскивать пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по этому налогу, Минфин России высказывался неоднократно .

Но вот в отношении возврата незаконно взысканных пеней за 2003 — 2005 гг. Минфин России занял довольно интересную позицию. Оказывается, вернуть их себе имеют право не все налогоплательщики, а только те, чьи транспортные средства зарегистрированы на территории Амурской и Ленинградской областей, так как положения законов только этих субъектов в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признаны недействующими .

Если же закон субъекта РФ в части установления авансовых платежей по транспортному налогу не признавался судом недействующим, то вернуть излишне взысканные пени нельзя .

А вот за II квартал 2006 г. уже все налогоплательщики должны будут представлять расчет по авансовым платежам по транспортному налогу по новой форме. Напомним, что с 1 января 2006 г. отчетными периодами по транспортному налогу являются I, II и III кварталы . При этом субъект РФ сам решает, устанавливать на своей территории отчетные периоды по транспортному налогу или нет . О том, как субъекты РФ установили на 2006 г. отчетные периоды по транспортному налогу, см. рубрику «Справочная служба» на с. 85 этого номера.

И если с расчетом Минфин России припозднился, то с декларацией по транспортному налогу, которую налогоплательщики должны будут представлять за 2006 г. не позднее 1 февраля 2007 г., он медлить не стал и утвердил ее в апреле этого года . Немного забегая вперед, заметим, что форма расчета по авансовым платежам и форма декларации по транспортному налогу практически одинаковые. Различия есть только в показателях разд. 1. Поэтому все, что мы будем рассказывать о порядке заполнения расчета по авансовым платежам, в полной мере относится и к порядку заполнения декларации по транспортному налогу. И если в чем-то они будут различаться, мы об этом будем говорить. Но обо всем по порядку.

Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н.
Пункт 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.
Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724; п. 7 ст. 80 НК РФ (ред. от 09.07.1999); Письмо Минфина России от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03; Письмо ФНС России от 14.02.2005 N ГВ-6-21/[email protected]
Статья 360 НК РФ (ред. от 24.07.2002).
Пункты 3.4, 3.7 Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утв. Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724.
Письма Минфина России от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23, от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02.
Письмо Минфина России от 02.06.2006 N 03-06-02-02/73; Определения ВС РФ от 01.02.2006 N 59-Г05-26, от 29.03.2006 N 33-Г06-4.
Письмо Минфина России от 02.06.2006 N 03-06-02-02/73.
Пункт 2 ст. 360 НК РФ (ред. от 20.10.2005).
Пункт 3 ст. 360 НК РФ (ред. от 20.10.2005).
Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Кто представляет отчетность?

Организации представляют расчет по авансовым платежам, если:

  1. законом субъекта РФ установлены отчетные периоды по транспортному налогу ;
  2. на организацию в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы следующие транспортные средства :
  • наземные: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани;
  • воздушные: самолеты, вертолеты и др.;
  • водные: теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.

Налоговую декларацию по транспортному налогу также представляют организации, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы вышеуказанные наземные, воздушные и водные транспортные средства .

Внимание! Физические лица никакую отчетность по транспортному налогу в налоговую инспекцию не представляют, а уплачивают налог на основании налоговых уведомлений, которые им высылает налоговая инспекция .

Подробнее о порядке уплаты транспортного налога физическими лицами в 2006 г. см. в журнале «Главная книга», 2006, N 9, с. 44.

Организации, на которых зарегистрированы только транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения (поименованы в п. 2 ст. 358 НК РФ), плательщиками транспортного налога не являются и, следовательно, ни расчет по авансовым платежам, ни декларацию представлять не должны .

Однако налоговые инспекции настаивают на представлении отчетности по транспортному налогу и такими организациями. Эти организации в декларации налог не исчисляют, а вот код льготы указывают . Налоговые инспекции требуют представлять документы, которые подтверждают, что принадлежащее организации транспортное средство действительно не является объектом налогообложения .

Итак, главным критерием признания организации плательщиком транспортного налога является факт регистрации на нее транспортного средства . В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики на практике.

Пункты 2, 3 ст. 360 НК РФ.
Статья 357, п. 1 ст. 358, п. 2 ст. 363.1 НК РФ; п. 2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее — Методические рекомендации).
Статья 357, п. 1 ст. 358, п. 1 ст. 363.1 НК РФ.
Пункт 3 ст. 363 НК РФ.
Статья 357, п. п. 1, 2 ст. 363.1 НК РФ.
Ответ на вопрос 2 Письма УФНС России по Московской области от 07.02.2006 N 19-42-И/0127.
Пункт 17 Методических рекомендаций.
Письма Минфина России от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15, от 08.06.2005 N 03-06-04-04/26.

Лизинг: кто является плательщиком транспортного налога — лизингополучатель или лизингодатель?

Напомним, что при приобретении автомобиля в лизинг его можно зарегистрировать двумя способами :

  • сначала постоянно на лизингодателя как на собственника, а потом временно, на срок действия договора лизинга, на лизингополучателя. Изначально за лизингодателем автомобиль, предназначенный для передачи в лизинг, обычно регистрируется в тех случаях, когда после истечения договора лизинга этот автомобиль остается в собственности лизингодателя, то есть лизингополучатель его не выкупает. Транспортный налог в этом случае всегда платит лизингодатель, так как на него как на собственника постоянно зарегистрирован автомобиль. Временная регистрация автомобиля за лизингополучателем, как правило, нужна для удобства прохождения техосмотра лизингополучателем и не отменяет постоянной регистрации. Следовательно, лизингополучатель в этом случае не является плательщиком транспортного налога ;
  • сразу за лизингополучателем по письменному соглашению между лизингодателем и лизингополучателем. Такая регистрация, как правило, производится в тех случаях, когда по истечении договора лизинга автомобиль по условиям договора переходит в собственность лизингополучателя, то есть он его выкупает. И только в этом случае плательщиком транспортного налога будет являться лизингополучатель .

Пункт 52 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. утв. Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.
Пункт 40 Методических рекомендаций; Письма Минфина России от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 14.09.2005 N 03-06-04-04/38.
Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 14.09.2005 N 03-06-04-04/38.

Автопогрузчики: надо ли платить с них налог?

Автопогрузчики тоже подлежат регистрации (но только не в ГИБДД, а в органах гостехнадзора, так как они обычно не ездят по дорогам общего пользования) в том случае, если они имеют рабочий объем двигателя более 50 куб. см . Таким образом, с зарегистрированных автопогрузчиков надо платить транспортный налог.

Если же автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя не более 50 куб. см, то они регистрации не подлежат, а значит, и транспортный налог с них платить не надо. Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы .

ГИБДД занимается регистрацией только тех транспортных средств, которые ездят по дорогам общего пользования и имеют рабочий объем двигателя более 50 куб. см, а максимальную скорость более 50 км/ч .

Органы гостехнадзора занимаются регистрацией тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих рабочий объем двигателя более 50 куб. см и не предназначенных для движения по дорогам общего пользования .

Адреса и телефоны территориальных инспекций Гостехнадзора Московской области можно посмотреть на сайте http://gtn.mosobl.ru/total-ri.htm, а госинспекций Мосгостехнадзора — на сайте http://www.gai.ru/articles/?addr=23.

Поскольку автопогрузчики обычно работают на территории организации и не ездят по дорогам общего пользования, то некоторые организации, у которых много погрузчиков, не регистрируют их в органах гостехнадзора, чтобы сэкономить на транспортном налоге. При этом нужно иметь в виду, что если инспектор гостехнадзора не придет на проверку в организацию , то ей удастся избежать уплаты транспортного налога. А если проверка все-таки нагрянет, то организацию обяжут зарегистрировать автопогрузчик в органе гостехнадзора. При этом за отсутствие регистрации автопогрузчиков на организацию может быть наложен штраф в размере от 1000 до 3000 руб., а на должностных лиц — в размере от 100 до 300 руб. . Но обязанность платить транспортный налог у организации в этом случае все равно возникнет только после регистрации автопогрузчика в органе гостехнадзора.

Читайте так же:  Устное согласие на увольнение

Кстати, на эту тему есть интересные решения федеральных арбитражных судов Волго-Вятского и Восточно-Сибирского округов, которые говорят, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта государственной регистрации транспортных средств, признаваемых объектом обложения данным налогом. И если транспортные средства не зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке, то они не являются объектом обложения транспортным налогом. При этом причина, по которой эти транспортные средства не зарегистрированы, значения не имеет .

Налог за автопогрузчики будет уплачиваться с каждой лошадиной силы по ставке, установленной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938; п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов. и иных машин. утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995.
Письмо УМНС России по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938; п. 1 Правил, утв. Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.
Пункты 5, 7 Положения о государственном надзоре. утв. Постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291.
Статья 19.22 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; Постановление ФАС ВСО от 02.07.2004 N А69-1595/03-10-Ф02-2388/04-С1.
Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548; ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1.

Утилизация автомобиля: когда можно не платить налог?

Организация не будет платить с утилизированных автомобилей транспортный налог не с момента их фактической утилизации (сдачи на металлолом), а с момента снятия с регистрационного учета.

Подтверждением этому является отмена ФНС России своего ранее выпущенного Письма, в котором говорилось, что в случае физической ликвидации транспортного средства объект налогообложения по транспортному налогу отсутствует. То есть документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, которая фактически утилизировала автомобиль, теперь не является основанием для неуплаты транспортного налога .

Так что, если не хотите переплачивать налог, утилизированный автомобиль надо сразу же снимать с учета.

Письма ФНС России от 19.05.2005 N ММ-6-21/[email protected], от 24.01.2005 N ММ-6-21/[email protected]

Определяем категорию транспортного средства: легковой, грузовой, а может, специальный.

Для правильного расчета суммы транспортного налога (авансовых платежей по налогу) нужно, прежде всего, определиться, к какой категории относится ваше транспортное средство, так как ставки налога установлены именно по категориям транспортных средств .

Из-за отсутствия в НК РФ отсылки к документу, которым надо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории, между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникают разногласия.

Налоговая служба предписывает руководствоваться двумя документами :

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) ;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) .

На практике при отнесении транспортного средства к той или иной категории выяснялось, что налогоплательщики, налоговые органы и суды руководствуются совершенно разными документами, порой и не являющимися нормативными. Например, Отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66, письмами заводов — изготовителей автомобилей, Классификацией транспортных средств комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН), классификацией по Конвенции о дорожном движении .

Например, многие налогоплательщики относят автомобили УАЗ-3962, УАЗ-3303 и УАЗ-3909 к легковым автомобилям. Некоторые суды согласны с налогоплательщиками. По их мнению, категорию транспортного средства надо смотреть именно в паспорте транспортного средства (ПТС) или в ОКОФ, а не в Отраслевой нормали автомобильной промышленности ОН 025 270-66 .

Но есть и другие решения. Некоторые арбитражные суды УАЗ-3962 относят к автобусам, руководствуясь Отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66 и письмами завода-изготовителя . А УАЗ-3303 и УАЗ-3909 относят к категории грузовых автомобилей, поскольку об этом свидетельствует заключение завода-изготовителя ОАО «Ульяновский автомобильный завод» .

Категории транспортных средств, на управление которыми выдается удостоверение :

B — автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

C — автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

E — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Точку в споре об отнесении транспорта к соответствующей категории попытался поставить Минфин России. В частности, он сказал, что Конвенция имеет приоритетное значение по сравнению с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94. Ведь ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 НК РФ. Поэтому он может применяться для целей исчисления транспортного налога только в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении . Также Минфин России упомянул, что гл. 28 НК РФ предусмотрено распределение транспортных средств по тем категориям, которые установлены Конвенцией. Кроме того, и в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении .

Таким образом, для того чтобы правильно платить транспортный налог за автомобили, достаточно просто посмотреть на категорию транспортного средства, указанную в строке 4 ПТС.

Но дело в том, что в Конвенции предусмотрены только такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы. А при отнесении к той или иной категории специальных автомобилей Минфин России также предписывает руководствоваться международным законодательством, но только уже не Конвенцией, а Классификацией транспортных средств, введенной Женевским соглашением 20 марта 1958 г., которая используется в РФ при сертификации транспортных средств. В ней, в частности, сказано, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям . То есть получается, что автокран — это грузовой автомобиль. Кстати, такую позицию поддерживают и некоторые арбитражные суды .

Но есть и противоположные решения, согласно которым автокраны относятся к категории «другие самоходные транспортные средства» .

Исходя из такой позиции Минфина России, можно сделать вывод, что к грузовым автомобилям надо относить и передвижные предприятия — автомобили, выполняющие производственные и хозяйственно-бытовые функции. Хотя на основании ОКОФ они относятся к зданиям и сооружениям (например, передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы и т.п.). Заметим, что, по мнению налоговых органов, с этих автомобилей транспортный налог платить не надо было, что прямо указывалось в их методичке . А теперь неизвестно, какую позицию займут налоговые органы.

Что же касается специализированных машин, то при отнесении их к той или иной категории надо по-прежнему руководствоваться ОКОФ. И это не снимает ранее возникших разногласий. Так, например, машины марки БелАЗ, которые не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, а используются на открытых горных разработках, на строительстве, сам же Минфин России (впрочем, как и налоговые органы) относит к категории грузовых без каких-либо обоснований . В то время как налогоплательщики относят их к категории «другие виды самоходной техники», поскольку именно так они зарегистрированы в органах гостехнадзора. К счастью, с налогоплательщиками согласны и суды. Но руководствуются они ГОСТ 30537-97 «Самосвалы карьерные. Общие технические условия» и ОСТ 37.001.490-90 «Самосвалы карьерные. Общие технические требования», в соответствии с которыми БелАЗ является самоходной карьерной колесной машиной и эксплуатируется вне автомобильных дорог общего пользования. И поэтому он относится к категории «другие самоходные транспортные средства» .

Аналогичное судебное решение есть и в отношении таких специальных автомобилей, как поливомоечные машины, снегоочистители, мусоровозы, пескоразбрасыватели. Они, так же как и карьерная техника, относятся к категории «другие самоходные транспортные средства» . В то время как Минфин России относил их к грузовикам .

Как видим, при отнесении транспортных средств к той или иной категории возникает довольно много спорных вопросов. Судя по всему, они будут до тех пор, пока в гл. 28 НК РФ не будет указан документ, которым надо руководствоваться при отнесении транспортного средства к той или иной категории.

Теперь посмотрим, куда надо представлять отчетность, когда и как ее заполнять.

Пункт 1 ст. 361 НК РФ.
Пункт 16 Методических рекомендаций.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее — Конвенция).
Приложение N 3 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее — Приказ МВД России N 496).
Постановления ФАС ЗСО от 17.01.2005 N Ф04-9561/2004(7805-А75-23), от 15.05.2006 N Ф04-1874/2006(21182-А81-26); ФАС ПО от 31.01.2005 N А72-7458/04-8/682, от 26.04.2005 N А72-10381/04-12/305; ФАС СЗО от 14.02.2005 N А05-7602/04-12, от 17.02.2006 N А56-20745/2005, от 14.04.2006 N А26-8059/2005-28, от 26.12.2005 N А26-5998/2005-211; ФАС УО от 21.12.2005 N Ф09-5847/05-С1, от 08.11.2005 N Ф09-5061/05-С1, от 17.01.2006 N Ф09-6113/05-С1, от 14.03.2006 N Ф09-1425/06-С1, от 21.12.2005 N Ф09-5822/05-С1, от 16.03.2005 N Ф09-760/05-АК, от 09.02.2006 N Ф09-176/06-С1.
Постановления ФАС ВВО от 11.11.2005 N А38-3245-5/441-2004, от 27.02.2006 N А17-4069/5-2005, А17-4756/5-2005; ФАС ЗСО от 10.05.2006 N Ф04-2399/2006(22153-А75-37).
Постановления ФАС ЗСО от 17.04.2006 N Ф04-2095/2006(21527-А81-33), Ф04-2095/2006(21203-А81-33); ФАС УО от 22.11.2005 N Ф09-5406/05-С1.
Пункт 5 Приложения 6, Приложение 7 к Конвенции.
Письма Минфина России от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15.
Пункт 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496.
Приложение N 3 к Приказу МВД России N 496.
Письма Минфина России от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1, от 02.02.2005 N 03-06-04-05/03.
Постановления ФАС ВСО от 18.05.2005 N А33-14269/04-С3-Ф02-2203/05-С1, А33-14269/04-С3-Ф02-2287/05-С1, от 21.04.2005 N А33-16057/04-С3-Ф02-1600/05-С1.
Постановления ФАС ВВО от 08.04.2005 N А28-22606/2004-862/18; ФАС МО от 02.09.2005 N КГ-А40/7424-05.
Пункт 12 Методических рекомендаций.
Письмо Минфина России от 26.05.2004 N 04-05-11/82.
Постановления ФАС ЗСО от 21.11.2005 N Ф04-5745/2005(17040-А27-15), от 21.11.2005 N Ф04-4920/2005(17042-А27-26), от 05.03.2005 N Ф04-813/2005(8899-А27-33), от 16.11.2005 N Ф04-8239/2005(16891-А27-15); ФАС ВСО от 13.07.2005 N А33-30176/04-С3-Ф02-3281/05-С1.
Постановление ФАС УО от 18.04.2005 N Ф09-1446/05-АК.
Письма Минфина России от 30.12.2004 N 03-06-04-04/17, от 15.12.2004 N 03-06-04-04/14.

Куда представлять отчетность?

И расчет по авансовым платежам, и налоговую декларацию нужно представить в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствующем субъекте РФ . Проще говоря, отчетность нужно представить в ту налоговую инспекцию, из которой организации пришло уведомление о постановке ее на учет по месту регистрации транспортного средства по форме N 09-1-3 .

Читайте так же:  Арбитражный суд хмао официальный сайт калькулятор госпошлины

Напомним, что постановку на учет и снятие с учета организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств налоговые инспекции производят самостоятельно в течение 5 дней со дня поступления сведений от органов, регистрирующих транспортные средства . В этот же срок налоговая инспекция обязана выдать или направить по почте организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе .

Пункт 2 ст. 363 НК РФ.
Приложение N 4 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
Пункт 3 ст. 83, п. 2 ст. 84, п. 4 ст. 85, п. п. 4, 5 ст. 362 НК РФ.
Пункты 2.1.4, 2.1.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Сроки представления отчетности

Расчеты по авансовым платежам в 2006 г. представляются :

  • за I квартал — не позднее 2 мая;
  • за II квартал — не позднее 31 июля;
  • за III квартал — не позднее 31 октября.

Налоговая декларация по транспортному налогу за 2006 г. представляется не позднее 1 февраля 2007 г. .

Заметим, что с 1 января 2006 г. регионы ограничены в установлении сроков уплаты и налога, и авансовых платежей. Устанавливаемые ими сроки не могут быть ранее упомянутых выше сроков представления расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации .

Пункт 2 ст. 363.1 НК РФ.
Пункт 3 ст. 363.1 НК РФ.
Пункт 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.04.2006 N 03-06-04-02/12.

Ответственность

За несвоевременное представление расчета по авансовым платежам штраф незначителен и составляет 50 руб. за каждый несвоевременно представленный расчет, так как это все-таки не налоговая декларация .

А вот за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу сумма штрафа будет зависеть от количества дней просрочки :

  • до 180 дней после установленного срока — в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
  • более 180 дней после установленного срока — штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня просрочки.

Кроме того, за нарушение сроков представления расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. .

Пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; ст. 126 НК РФ.
Статья 119 НК РФ.
Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

Рекомендации по заполнению отчетности

Сразу скажем, что расчеты по авансовым платежам заполняются отдельно за каждый квартал, а не нарастающим итогом. То есть в них отражаются данные о транспортных средствах, которые были зарегистрированы на организацию в течение 3 месяцев каждого конкретного квартала (I, II или III). А вот в налоговой декларации указываются данные о транспортных средствах, которые были зарегистрированы на организацию в течение всего года.

Обращаем внимание: в каждой строке и соответствующей ей графе расчета (декларации) указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке соответствующей графы ставится прочерк.

Сумма исчисленного авансового платежа (налога) и сумма исчисленной льготы указываются в полных рублях без копеек.

И расчет по авансовым платежам, и декларация по транспортному налогу состоят из титульного листа и двух разделов — 1 и 2.

При этом в разд. 1 указываются:

  • в расчете по авансовым платежам: сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет за конкретный квартал (сумма показателей графы 14 всех страниц разд. 2 по соответствующему коду ОКАТО за квартал), код ОКАТО и КБК;
  • в налоговой декларации:
  • сумма налога, исчисленная за год (сумма показателей графы 14 всех страниц разд. 2 по соответствующему коду ОКАТО за год);
  • сумма авансовых платежей, уплаченных за год (суммируются показатели строк 030 разд. 1 расчета по авансовым платежам за I, II, III кварталы);
  • сумма налога, которую нужно уплатить в бюджет или вернуть из бюджета по итогам года. Она определяется как разница между исчисленным за год налогом (строка 030) и уплаченными авансовыми платежами (строка 040). Заметим, что исходя из методики расчета авансовых платежей у организации по итогам года суммы налога к уменьшению в принципе быть не должно. Ведь в каждом квартале учитывается срок фактического владения транспортом в этом квартале и применяется не полная ставка, а 1/4 ставки;
  • код ОКАТО и КБК.

Порядок заполнения титульного листа и разд. 1 мы рассматривать не будем, поскольку он такой же, как и при заполнении расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по другим налогам.

Обратим внимание лишь на одну особенность. Если у организации имеется несколько транспортных средств, зарегистрированных на территории разных муниципальных образований, подведомственных одной налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, то разд. 1 и 2 расчета по авансовым платежам (налоговой декларации) заполняются отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства организации .

Это связано с тем, что в разд. 1 предусмотрено указание кода ОКАТО только одного муниципального образования. Соответственно, надо печатать и две разные платежки на уплату налога.

Если же все транспортные средства организации зарегистрированы на территории одного муниципального образования, то, соответственно, заполняются только один разд. 1 и один разд. 2 расчета по авансовым платежам и декларации.

Поскольку в разд. 2 рассчитывается сумма авансового платежа по транспортному налогу (за год — налога), мы рассмотрим порядок его заполнения подробнее.

Пункты 7, 12 Рекомендаций по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу, утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н; п. п. 7, 15 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Заполнение раздела 2

Этот раздел заполняется по всем транспортным средствам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования .

В разд. 2 расчета (декларации) указываются все данные о транспортном средстве, а также величины, влияющие на размер суммы авансового платежа (налога), подлежащего уплате в бюджет по итогам отчетного периода (года).

Мы не будем рассматривать порядок заполнения всех граф разд. 2, поскольку об этом достаточно ясно написано в рекомендациях по заполнению расчета и декларации, а обратим внимание лишь на порядок заполнения некоторых из них.

Все данные о транспортном средстве (идентификационный номер, марка, регистрационный знак, мощность двигателя), необходимые для заполнения расчета (декларации), берутся из документа о регистрации транспортного средства (по автомобилю — из ПТС).

В некоторых графах разд. 2 указывается «закодированная» информация, которая берется из Приложений к Рекомендациям по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам (далее — Рекомендации) (Приложений к Порядку заполнения налоговой декларации (далее — Порядок)):

  • в графе 2 расчета (декларации) указывается код вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, вертолет, самолет, теплоход и т.д.), который берется из Приложения N 1 к Рекомендациям (Порядку). Так, например, легковому автомобилю любой мощности (полученному не по льготным основаниям) соответствует код 510 04 «прочие автомобили легковые (кроме включенных по кодам 566 00 «Мотосани», 567 00 «Снегоходы»);
  • в графе 7 расчета (декларации) указывается код единицы измерения налоговой базы транспортного средства. Так, например, код лошадиных сил — 251, код регистровой тонны — 181. Эти коды берутся из Приложения N 2 к Рекомендациям (Порядку);
  • в графе 12 указывается код налоговой льготы по транспортному налогу, который берется из Приложения N 3 к Рекомендациям (Порядку). Заметим, что в этом Приложении всего два кода льгот: 20200 — льготы по транспортному налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, и 30200 — льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Это значит, что указывать код в этой графе должны только те организации, для которых законом субъекта РФ предусмотрена льгота по транспортному налогу (в виде полного или частичного освобождения, понижения ставки налога). Остальные организации в ней ставят прочерк.

Заметим, что в старой декларации по транспортному налогу указывался код транспортных средств, которые не являются объектами обложения транспортным налогом и упомянуты в п. 2 ст. 358 НК РФ (код 030 разд. 3 старой декларации). Именно поэтому налоговые органы и требовали представления декларации даже теми организациями, которые имеют только транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения.

В новой же декларации и расчете по авансовым платежам, как видим, такой информации нет. А это лишний раз подтверждает наш вывод о том, что если у организации имеются транспортные средства, поименованные в п. 2 ст. 358 НК РФ, то их в отчетности указывать не надо.

Графу 8 расчета (декларации) «Срок использования транспортного средства (полных лет)» заполняют только те организации, в законах субъектов РФ которых указаны разные ставки по категориям транспортных средств в зависимости от срока полезного использования. Различные ставки по одной категории транспортного средства в зависимости от его «возраста» установлены, например, в Приморском крае, Амурской области, Кабардино-Балкарской Республике. С реквизитами законов о транспортном налоге указанных регионов можно ознакомиться в рубрике «Справочная служба» на с. 85 этого номера.

Показатель срока использования транспортного средства по-прежнему определяется в календарных годах от года его выпуска (года постройки), вне зависимости от фактического использования. При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января года, за который подается расчет (декларация), в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства . Например, если год выпуска транспортного средства — 2000, то в расчете за II квартал (декларации за 2006 г.) указывается срок использования, равный 5 годам (с 2001 по 2005 г.).

Читайте так же:  Образец заявления на загранпаспорт старого образца ребенку

В графе 9 расчета по авансовым платежам (декларации) указывается коэффициент, который применяется для исчисления транспортного налога в случае владения транспортным средством в течение неполного квартала (календарного года), например при регистрации, снятии с учета, угоне в течение квартала (года).

При этом в расчете по авансовым платежам он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к 3 (количество месяцев квартала). А в налоговой декларации этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к 12 (количество календарных месяцев в году). При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с учета по-прежнему принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как 1 полный месяц .

Внимание! Раньше этот коэффициент считался только по итогам года, а теперь рассчитывается и по итогам каждого квартала.

Причем в графе 9 надо указать уже посчитанное значение коэффициента в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей. Заметим, что в расчете по авансовым платежам за квартал возможно только три варианта значения коэффициента:

  • 1 (3/3) — если все 3 месяца квартала транспортное средство было зарегистрировано на организацию;
  • 0,67 (2/3) — если 2 месяца квартала транспортное средство было зарегистрировано на организацию;
  • 0,33 (1/3) — если 1 месяц квартала транспортное средство было зарегистрировано на организацию. Этот же коэффициент будет и в том случае, если только 1 день транспортное средство было зарегистрировано на организацию.

Поскольку в графе 9 указывается уже рассчитанный коэффициент, то его значение надо предварительно вычислить на отдельном листочке. Причем представлять его в налоговую инспекцию вовсе не обязательно. Но помните, что запросить расчет коэффициента при камеральной проверке они могут.

В графе 11 указывается :

  • в расчете — сумма исчисленного авансового платежа за квартал. Она определяется по формуле:
  • в декларации — сумма исчисленного налога, которая определяется по формуле:

Пример. В июне 2006 г. организация приобрела и поставила на учет легковой автомобиль ВАЗ-21083 с мощностью двигателя 70,5 л. с.

Допустим, что в законе субъекта РФ для этой категории автомобиля налоговая ставка установлена в размере 7 руб. на каждую лошадиную силу.

Сумма авансовых платежей в 2006 г. составит:

  • во II квартале — 41 руб. (1/4 x 70,5 л. с. x 7 руб. x 0,33 (1 мес. / 3 мес.));
  • в III квартале — 123 руб. (1/4 x 70,5 л. с. x 7 руб. x 1 (3 мес. / 3 мес.)).

Исчисленная сумма налога за 2006 г. составит 286 руб. (70,5 л. с. x 7 руб. x 0,58 x (7 мес. / 12 мес.)).

Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по итогам 2006 г., составит 122 руб. (286 руб. — 41 руб. — 123 руб.).

В графе 13 расчета (декларации) указывается сумма налоговой льготы. Данные в этой графе, так же, как и в графе 12, указывают только те организации, для которых законом субъекта предусмотрена льгота по транспортному налогу. Остальные организации в ней ставят прочерк. При этом надо иметь в виду следующее.

Если льгота установлена в виде полного освобождения транспорта от налогообложения, то сумма налоговой льготы (графа 13 строки 020 разд. 2 расчета) будет определяться в расчете по авансовым платежам по формуле (1), а в налоговой декларации по формуле (2), то есть графа 13 = графе 11.

Льготы в виде полного освобождения транспорта от налогообложения, как правило, есть во всех регионах, и устанавливаются они для определенных категорий налогоплательщиков. Например, в г. Москве от уплаты налога освобождаются организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). В Тюменской области налог не уплачивают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления, а также образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм — в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. В Ярославской области от уплаты налога освобождаются предприятия общественного питания, обслуживающие школьные столовые, столовые при высших и средних учебных заведениях, больницах, а также предприятия, основным видом деятельности которых является производство составных частей и принадлежностей протезов и ортопедических приспособлений. С реквизитами законов о транспортном налоге указанных регионов можно ознакомиться в рубрике «Справочная служба» на с. 85 этого номера.

Если льгота установлена в виде уменьшения исчисленной суммы налога в процентах (например, исчисленная сумма налога уменьшается на 50%), то сумма налоговой льготы рассчитывается:

  • в расчете по авансовым платежам по формуле:
  • в налоговой декларации по формуле:

Льготы в виде уменьшения исчисленной суммы налога в процентах есть во многих регионах. Они устанавливаются как для определенных категорий налогоплательщиков, так и в зависимости от «возраста» транспортного средства. Так, в Республике Северная Осетия — Алания установленные законом ставки уменьшаются по мере увеличения «возраста» транспорта. Например, по транспорту со сроком полезного использования свыше 10 лет ставка уменьшается на 20%, свыше 15 лет — на 50%, свыше 20 лет — на 70%. В Оренбургской области налог в размере 50% уплачивают колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более, а также организации автотранспорта, осуществляющие пассажирские перевозки на городских, пригородных, междугородных, международных и межреспубликанских маршрутах, соблюдающие единые условия перевозки пассажиров, у которых наибольший удельный вес доходов составляют доходы от пассажирских перевозок, по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме легкового такси и автобусов (микроавтобусов), работающих в платном режиме маршрутных такси). С реквизитами законов о транспортном налоге указанных регионов можно ознакомиться в рубрике «Справочная служба» на с. 85 этого номера.

Если льгота установлена в виде снижения налоговой ставки, то сумма налоговой льготы будет рассчитываться:

  • в расчете по авансовым платежам по формуле:
  • в налоговой декларации по формуле:

Льготы в виде снижения налоговой ставки также установлены во многих регионах. Например, в Республике Марий Эл организации жилищно-коммунального хозяйства при исчислении и уплате транспортного налога по зарегистрированным на них специальным автомашинам применяют понижающий коэффициент 0,4 к установленным законом ставкам. В Архангельской области организации, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции и доля производства сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70% от валового объема производства в течение налогового периода, по объектам налогообложения грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно и свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно уплачивают транспортный налог по ставкам, установленным законом, с коэффициентом 0,5. Реквизиты законов о транспортном налоге указанных регионов см. в рубрике «Справочная служба» на с. 85 этого номера.

В графе 14 указывается исчисленная сумма авансового платежа (налога), подлежащая уплате в бюджет за квартал (год). Если для организации региональным законом не установлены льготы, то показатель графы 14 будет равен показателю графы 11. Если же льготы установлены, то показатель графы 14 определяется:

  • в расчете по авансовым платежам по формуле:
  • в налоговой декларации по формуле:

Если законом субъекта РФ установлена льгота в виде полного освобождения от налогообложения транспортного средства, то в графе 14 ставится прочерк.

Рассмотрим порядок заполнения расчета на следующем примере.

Пример. Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу за II квартал 2006 г.

Условие

ООО «Сатурн» расположено по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Чехова, д. 7. Состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 8 по Владимирской области (ИНН 3338123456, КПП 333801001, ОКАТО 17215501000).

Организация является собственником двух грузовых и трех легковых автомобилей, зарегистрированных в гг. Вязники и Гороховец. Один из автомобилей был угнан в мае 2006 г. При этом у организации есть справка из милиции, подтверждающая факт нахождения автомобиля Daewoo Lanos в розыске, от 25.05.2006. Данные об автомобилях и ставки транспортного налога в соответствии с законом Владимирской области приведены в таблице.

Другие статьи:

  • О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон О государственной судебно-экспертной деятельности в рф федеральный закон Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля […]
  • Майами налог на недвижимость Налог с продаж в штате Флорида Майами Налог с продаж в штате Флорида Штат Флорида требует минимальный налог с продаж на уровне 6%. Однако закон позволят изменять на местном уровне это налог свыше установленого штатом. Проще говоря вы платите разный уровень […]
  • Обращение в арбитражный суд не может осуществляться в 2.Подведомственность и подсудность дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд, основания. Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа2. В Российской Федерации существуют три вида […]
  • Проводки госпошлина по иску Проводки госпошлина в суд «Финансовая газета», 2006, N 22 УПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСКОМ В СУД При обращении с иском в суд истец должен уплатить государственную пошлину до подачи заявления. В дальнейшем в зависимости от обстоятельств конкретного дела […]
  • Расчет стоимости чистых активов приказ минфина Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (утратил силу) Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 […]
  • 6 арбитражный апелляционный суд Четвертый арбитражный апелляционный суд Арбитражные суды Правовые основы Информационное письмо от 14 апреля 2009 года № 128 от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 от 25 декабря 2012 года № 178 Указ Президента РФ от 21 сентября […]
  • Приказ мвд рф 1161 Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) (утратило […]