Федеральный закон фз 5487-1

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июля 1993 года №5487-1

Об охране здоровья граждан

(В редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. N2288, Фед.законов РФ от 02.03.1998 г. №30-ФЗ, 20.12.1999 г. №214-ФЗ, 02.12.2000 г. №139-ФЗ, 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 27.02.2003 г. №29-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 01.12.2004 г. №151-ФЗ, 29.12.2004 г., 07.03.2005 г. №15-ФЗ, 21.12.2005 г. №170-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, 02.02.2006 г. №23-ФЗ, 29.12.2006 г. №258-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 18.10.2007 г. №230-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 08.11.2008 г. №203-ФЗ 25.12.2008 г. №281-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 24.07.2009 г. №213-ФЗ, 25.11.2009 г. №267-ФЗ, 27.12.2009 г. №365-ФЗ, 27.07.2010 г. №192-ФЗ, 28.09.2010 г. №243-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 07.12.2011 г. №420-ФЗ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Раздел I. Общие положение


Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Особенности правового регулирования отношений в области охраны здоровья граждан на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправление в области охраны здоровья


Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся следующие полномочия:

1) принятие и изменение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;

3) установление и проведение единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) организация оказания специализированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной федеральными законами для определенных категорий граждан Российской Федерации, в том числе формирование государственного задания на оказание этой помощи в медицинских организациях в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) формирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в медицинских организациях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

8) организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами, лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами федеральных организаций здравоохранения;

9) организация и обеспечение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

10) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

12) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

13) установление стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения;

14) подтверждение соответствия (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, контроль за их производством, оборотом и за порядком их использования; подтверждение соответствия продукции, работ и услуг;

15) организация и осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, качества лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, качества донорской крови и ее компонентов установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации);

16) разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

17) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

18) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении и номенклатуры организаций здравоохранения;

19) координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);

20) установление порядка организации и производства медицинских экспертиз;

21) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

22) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

23) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

24) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан;

25) выдача разрешений на применение новых медицинских технологий, включая новые методы профилактики, диагностики и лечения;

26) ведение федеральных баз данных и иных информационных ресурсов в области охраны здоровья граждан;

Научная электронная библиотека

Лекция 3. Общая характеристика законодательства РФ о здравоохранении.

Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой — это, прежде всего Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении.

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой — имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности, как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни — сфере здравоохранения. Существенно с большими трудностями и проблемами, чем в этих странах, формируется подобный комплекс и в Российской Федерации. Рассмотрим основные законы, принятые законодателем в этой области за минувшее десятилетие:

— Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

— Федеральный закон от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»;

— Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

— Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции)»;

— Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

— Закон РФ от 09.06.1993 г. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;

— Закон РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии»;

— Закон РФ от 22.12.1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

— Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Имея свои собственные цели и задачи указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи — обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан.[1]

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей 2019 ст 28

В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.[2] Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов) Конституция определила в 41 ст. государственную политику закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же обеспечения закреплённых Конституцией прав граждан должен реализоваться на других уровнях законодательства об охране здоровья граждан. Сегодня именно реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является наиболее активно обсуждаемой темой из-за её социальной значимости.

Базовым нормативным актом, регулирующим оказание медицинской помощи в РФ являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1.[3] В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, организацию охраны здоровья и права граждан и отдельных групп населения в РФ, медицинскую деятельность по планированию семьи и регулировании репродуктивной функции человека, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Основы необходимо рассматривать как ключевой Федеральный закон, на основе которого строится всё остальное законодательство об охране здоровья граждан — «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и т.д. Кроме «специальных медицинских» законов законодатель закрепил регулирование охраны здоровья граждан и деятельности медицинских работников в других Федеральных законах — Трудовом, Уголовном, Семейном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ законодательно по сравнению с другими сферами мало представлены в здравоохранении и имеют единичный характер. Наиболее социально значимыми из них являются Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ достаточно многочисленны и в своей основе разрабатывают механизм реализации Федеральных законов. Например, приказом Минздрава России от 20.12.2001 N 460 утверждена Инструкция «По констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга», приказом от 30.12.2004 г. №336 установлена оплата руководителей Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.[4]

Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно. Хотя базовый закон -Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1 содержит основные механизмы реализации прав граждан при оказании медицинской помощи, однако содержание указанных механизмов в ненормативных актах РФ часто мешает их практической реализации из-за неоднозначности толкования и противоречивости.

[1] Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. О теоретических основах и концепции национального медицинского права // Медицинское право. — Москва, 2003. — № 3. — Стр. 3-8.; Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы Российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. — Москва, 2005. — №3. — Стр. 4-7.

[2] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря (№ 237).

[3] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями) (утратили силу)

Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г., 24 июля, 18 октября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 24 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 сентября 2010 г., 18 июля, 7 декабря 2011 г.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ настоящие Основы законодательства признаны утратившими силу с 1 января 2012 г.

См. Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5489-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

22 июля 1993 года

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана здоровья гарантируется государством.

Закреплены основные принципы охраны здоровья граждан: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; и др. Определены задачи законодательства в этой области.

Подробно рассмотрены вопросы компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ в области охраны здоровья граждан.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются: средства бюджетов всех уровней; средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование; средства целевых фондов; и иные источники.

Определены составляющие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Права в области охраны здоровья закрепляются как в отношении отдельных граждан (право на охрану здоровья, на медико-социальную помощь, на информацию о факторах, влияющих на здоровье), так и в отношении отдельных групп населения (права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов и т.д.). Отдельно рассмотрены права пациента при оказании медико-социальной помощи: на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; на отказ от медицинского вмешательства; и др.

Рассмотрены вопросы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Большая роль отведена гарантиям осуществления медико-социальной помощи гражданам.

Основами урегулированы основные вопросы проведения следующих видов медицинских экспертиз: временной нетрудоспособности; медико-социальной; военно-врачебной; судебно-медицинской; судебно-психиатрической; независимой медицинской.

Самостоятельный Раздел Основ посвящен правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников.

Сотрудничество с другими государствами в области охраны здоровья граждан осуществляется на основе международных договоров РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Основах, то применяются правила международного договора.

В рамках положений об ответственности за причинение вреда здоровью граждан рассмотрены: основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан; вопросы возмещения затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий; вопросы ответственности медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Закреплено право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I

Настоящие Основы законодательства вводятся в действие со дня опубликования

Текст Основ опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318, в газете «Российские вести» от 9 сентября 1993 г. N 174

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ настоящие Основы законодательства признаны утратившими силу с 1 января 2012 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статьи 8, 38 и 39 настоящих Основ, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений статьи 5 настоящих Основ, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2005 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Приказ мчс от 05062019 288

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2000 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон №151-ФЗ от 1 декабря 2003 г.

Федеральный закон, 01 декабря 2003

Принят
Государственной Думой
12 ноября 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 ноября 2004 года

Внести в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в части второй статьи 24 слова «Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет» заменить словами «Несовершеннолетние — больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет»;

2) в части второй статьи 31, части третьей статьи 32, части третьей статьи 33, части третьей статьи 43 слова «возраста 15 лет» заменить словами «возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ»;

3) в пункте 4 части четвертой статьи 61 слова «в возрасте до 15 лет» заменить словами «в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ,».

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Москва, Кремль
1 декабря 2004 года
N 151-ФЗ

Категории: закон; закон; Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральный закон фз 5487-1

21 ноября 2011 года ГД приняла Федеральный Закон №323н «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Это первый нормативный базовый документ прямого действия в истории России, который определяет самые разные вопросы в сфере охраны здоровья, касающийся всех граждан, пациентов, медицинских работников и всех сфер государственного, муниципального и частного управления здравоохранением.

Первый нормативный документ в сфере здравоохранения федерального уровня «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был принят ГД РФ 22.07.1993 года №5487-1 до принятия Конституции РФ. Это первый законодательный акт, включая нормативные акты законодательства СССР, который был принят с учетом и в соответствии с международными нормами в сфере охраны здоровья. В отличие от предыдущих документов, он впервые был не декларативным, а отражал актуальные проблемы того времени. С момента его принятия произошли значительные изменения как структуры исполнительной власти и экономики государства, так и организационно-правовых основ здравоохранения. Принято большое количество законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Для дальнейшего развития здравоохранения, его модернизации, как и всей системы охраны здоровья граждан России, назрела необходимость подготовить и принять основной рамочный закон в этой сфере жизни государства, своеобразная Конституция в области обеспечения охраны здоровья граждан, и народа в целом. После продолжительных, но не законченных дискуссий, с участием Председателя Правительства РФ и Министра Минздравсоцразвития РФ, ведущих ученых-медиков и организаторов здравоохранения, но без всенародного обсуждения (вместо которого помещение его в сети «Интернет») принят названный выше Федеральный Закон. Он направлен на конкретизацию конституционных прав граждан в области охраны здоровья в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения в современных условиях. Этот документ прямого действия имеет цель совершенствовать законодательство в сфере охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи, заменяет ряд устаревших нормативно-правовых актов. В законе осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, записана ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Этот Федеральный закон включает новые аспекты правового регулирования, призван создать современную и эффективную систему российского здравоохранения. Он расширен по объёму, в нем 101 статья (в прежних основах законодательства было 69). В закон включены определения и понятия, которые вызывали неоднозначную понимание или уточнения трактовки и конкретизации прежних понятий.

Впервые в Закон (статья77) включены порядок и особенности подготовки медицинских работников, ограничения в их работе, вопросы последипломной подготовки врачей, порядок сертификации и аттестации медицинских работников. Так, указано, что организация первичной практической подготовки медицинских работников (интернов) осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и медицинской организацией. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, порядок участия интернов в оказании медицинской помощи гражданам. Практическая подготовка на базе государственных организаций осуществляется на безвозмездной основе, что до этого по некоторым узким специальностям проводилось платно. Послевузовское образование осуществляется под контролем преподавателей вузов, которые несут ответственность за проведение практической подготовки медицинских работников. При оказании медицинской помощи пациент (потерпевший) должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от их участия. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся. Новым является также то, что выпускники сразу после получения диплома (без прохождения интернатуры) могут работать врачами-терапевтами и врачами общего профиля. Первичная специализация — интернатура, начиная с поступивших в 2011 году, вообще будет отменена, а вместо неё с 2016 года будет использована учеба в ординатуре, аспирантуре и докторантуре, что очевидно нереально.

Право на осуществление медицинской деятельности (статья 69) тоже несколько изменилось. С 2015 г. для занятия практической работой нужно иметь свидетельство об аккредитации специалиста, то есть процедуры определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование. В соответствии с порядком и стандартами медицинской помощи аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского образования, не реже одного раза в пять лет. Нынешние сертификаты действуют до 31 декабря 2016 года, а позже не только медицинские учреждения, но и врачи, должны будут лицензироваться.

Федеральный закон определил, что охрана здоровья базируется на трёх системах здравоохранения — государственной, муниципальной и частной. Придавая значение актуальной проблеме – доступности и качеству медицинской помощи, ФЗ включил их в перечень основных девяти принципов охраны здоровья. Внёс много нового, очень важного для регулирования и развития сферы охраны здоровья граждан. Определен приоритеты оказания медицинской помощи: профилактика, отношение к пациенту и охрана здоровья детей. Впервые закон определил ограничения (ст.74) и урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности (ст.75). Впервые узаконено создание информационных систем в сфере здравоохранения (ст.91) и введение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности о лицах, оказывающих и получающих медицинскую помощь. При этом предусмотрены сведения по 23 пунктам, включая сведения об оказании медицинских услуг, объеме, применении стандартов, о медицинских работниках и пр.(ст.92). Статья 93 предусматривает вопросы ответственности медицинских работников в сфере охраны здоровья граждан.

Федеральный Закон впервые чётко определил уровни и виды медицинской помощи. Первая помощь, которую в случаях угрозы жизни при травмах и отравлениях, обязаны оказывать военные, полиция, спасатели, пожарники, водители и др. Медицинская помощь делится на виды: первичная (доврачебная и врачебная), специализированная, включая высокотехнологичную, скорая и паллиативная. Расширено и конкретизировано понятие медицинской экспертизы, приведены её виды: кроме временной нетрудоспособности, медико-социальной (МСЭ), военно-врачебной (ВВЭ), судебно-медицинской и судебно- психиатрической, введены новые виды экспертиз: экспертиза профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией и экспертиза качества медицинской помощи, которую осуществляют эксперты качества службы ОМС. Хочу обратить внимание на то, что эта экспертиза составит конкуренцию судебно-медицинской экспертизе по делам о правонарушениям медицинских работников. Критерием оценки качества медицинской помощи являются стандарты, утвержденные Минздравсоцразвитием РФ, то есть ведомственные нормативные акты, а не норма закона, как должно быть. Последние, однако, не могут быть созданы, так как создать законы, предусматривающие медицинские правонарушения невозможно. Например, невозможно представить себе закон о запрете переливания иногруппной крови или оставления в полости тела больного при хирургической операции инородного тела.

Отдельная глава посвящена ФЗ «Организации контроля в сфере охраны здоровья граждан». Контроль качества и безопасности медицинской деятельности определен в три уровня: государственный, ведомственный и внутренний, введен государственный контроль и мониторинг безопасности медицинских изделий, медицинских отходов.

Примечательно, что с годами закон не расширяет права пациентов до уровня прав европейских стран. Примерно 15 лет назад в ГД внесен законопроект «О правах пациента». Он прошел первое чтение, несколько лет обсуждался в регионах, но так и не был принят. В новом законе исчезла даже статья под таким названием, а права пациента скрываются во второй части статьи 19 «Право на медицинскую помощь». Как и прежде, к правам пациента относятся: право на бесплатную медицинскую помощь, облегчения боли, право на выбор медучреждения и врача (чему впервые будет содействовать информация на сайтах в Интернете), право на предоставление медицинской документации, медицинское вмешательство только при согласии пациента и право на отказ от медицинской помощи, вмешательство без согласия пациента, право на врачебную тайну, за исключением случаев, когда разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается. Кстати, последние вдвое расширены. Разглашение таких сведений по согласию пациента может быть доступно любому названному им гражданину, а также с медицинской, учебной и научной целью, при опубликовании в печати, при обмене информацией, в целях учета ОМС, при проведении судебно-медицинской, судебно-психиатрической, военно-медицинской экспертизы и в целях контроля оказания качества медицинской помощи.

В законе уделено внимание организации медицинской помощи больным в состоянии последней стадии болезни и впервые выделена статья о паллиативной помощи, то есть медицинской, психологической и социальной помощи умирающим. Совет Европы в 2003 г. выпустил специальные рекомендации с 10-ю принципами оказании паллиативной помощи. По данным ВОЗ, в мире более 100 тыс. человек нуждается в палллиативной помощи, получает ее лишь 8%, а в России — менее 1%.

Впервые в нашей стране закон упоминает орфанные (редкие) заболевания и уделяется внимание порядку оказания медицинской помощи гражданам, страдающим орфанными заболеваниями (включая орфанные лекарственные средства). Это в основном генетические или онкологические хронические болезни, которые имеют настолько низкую встречаемость, что необходимы специальные усилия для предотвращения ранней смертности и повышения качества жизни. В мире ими страдает до 6-8% населения, которые становятся инвалидами и 30% из них не доживает до 5 лет. В России к ним относят заболевания, встречающиеся одно на 10 тыс. населения (В США 1 на 1,5 тыс., в Японии 1 на 2,5 тыс.), 86 включены в перечень Минздравсоцразвития РФ, хотя в стране насчитывается более 700 таких болезней.

Читайте так же:  Транспортный налог томск 2019

Впервые в федеральном законе (статья 65) введено понятие медицинского освидетельствования с целью обеспечения введенных Федеральным Законом медицинских осмотров, направленных на установление состояния здоровья человека, которое влечет юридические последствия. Различают следующие виды медицинского освидетельствования: на состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения; на наличие противопоказаний для вождения транспортом, к владению оружием, к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности; психиатрическое освидетельствование. Все они проводятся в соответствующих медицинских учреждениях.

Есть и другие назревшие нововведения. Например, в статье 55 нового Федерального Закона №323ФЗ «Об основах …» впервые указано, что граждане России имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток в случаях риска потери способности к воспроизводству за счет личных средств. Сюда можно отнести и криоконсервацию тела умершего, что практикуется в США и ряде стран с 60-х годов, а у нас — с прошлого года. Впервые в российском законодательстве статья 55 предусматривает право на криоконсервацию (за счет граждан), то есть замораживание спермы и эмбрионов с последующем использованием. В Армении и в ряде стран дальнего зарубежья эти законы приняты более 10 лет назад и на его основании при гибели единственного сына, не имеющего детей, по заказу его родителей была изъята сперма и с помощью экстракорпорального оплодотворения решен вопрос о продлении рода.

Вместе с тем в этом важном базовом законе государства осталось много недостатков некоторые из которых являются весьма важными для нормального функционирования медицинской деятельности. Одним из них является отсутствие каких-либо ограничений на вынашивание и рождение ребенка на коммерческой основе. Роль женщины-матери через посредника, выполняющего роль предпринимателя, сводится к роли инкубатора суррогатного материнства, что противоречит всем международным правовым нормам, основанным на этике. В статье 27 записано, что граждане обязаны проходить медосмотры, корректней было бы не обязывать (при отсутствии подозрений на опасные для окружающих заболевания), а рекомендовать. Ведь даже в случае установленного заболевания, гражданин может отказаться дать согласие на медицинское вмешательство.

В случае болезни и лечения ребенка до достижения 4-х лет (и старше, но уже с оплатой за предоставление услуг) статья 51 ФЗ гарантирует бесплатное совместное нахождение одного из родителей или иного члена семьи или законного представителя, при условии отсутствия инфекционного заболевания в стационаре, в течение всего периода лечения. Однако неясно, кто входит в определение иной член семьи, так как такого понятия в Семейном кодексе нет, а при бюджетном финансировании может возникнуть проблема.

В статье 36 указано, что паллиативная медицинская помощь адресуется неизлечимым больным, но есть такие болезни, которые являясь неизлечимыми, но не содержат угрозы жизни, то есть не являются паллиативными. В соответствии с определением ВОЗ, паллиативная помощь предусматривает и помощь членам семьи пациентов, что упущено в рассматриваемом законе. Например, не предусмотрена психологическая поддержка родителей, находящихся в критической ситуации больных детей или новорожденных.

В статье 66 указано, что реанимационные мероприятия прекращаются при констатации смерти человека с учетом неэффективного применения комплекса реанимационных мероприятий, направленных на поддержание жизни в течение 30 минут, а также отсутствие у новорожденного сердцебиения в течение 10 минут после применения реанимационных действий. Между тем неясно, имеется в виду нерезультативность помощи при качественно проведенной реанимации или при ненадлежащем их осуществлении, в результате чего не получен положительный эффект.

В ФЗ отсутствуют понятия дефектов медицинской помощи, врачебной ошибки, несчастного случая.

Медицинским особенностям гражданских прав, осуществляемых в связи со смертью человека, посвящена специальная глава. В ней предусмотрено, что установление момента биологической смерти человека (смерти мозга), устанавливается консилиумом врачей лечебного учреждения, где находится пациент. Впервые на законодательном уровне предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, учебных и научных целях на основании наличия письменного волеизъявления, сделанного умершим и заверенного нотариусом при жизни, а также если тело не было востребовано для погребения членами семьи. Прежде это относилось к правонарушению, по поводу которого, в частности, привлекался к уголовной ответственности начальник Новосибирского бюро СМЭ профессор В.П.Новоселов.

Существенно расширены основания, при которых в обязательном порядке проводится патолого-анатомическое вскрытие без согласия близких родственников. Так, кроме случаев подозрения на насильственную смерть, они будут проводиться:

— при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти;

— в случаях оказания умершему пациенту медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;

— при подозрении на передозировку, непереносимость лекарственных средств или диагностических препаратов, (что по смыслу является подозрением на насильственную смерть и является поводом для судебно-мед экспертизы); а также при смерти:

а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов, что тоже нередко является поводом для судебно-медицинской экспертизы); б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода, рождения мертвого ребенка.

В перечень оснований патолого-анатомического вскрытия отнесены такие трупы, которые имели повод для судебно-медицинского исследования, что, на мой взгляд, должно повлечь обязательное знание патологоанатомом особенностей и методики судебно-медицинского исследования трупа. Создается впечатление, что составители и законодатель имели цель снизить число назначения судебных экспертиз, связанных с дефектом медицинской помощи.

Эвтаназия давняя и неоднократно обсуждаемая проблема и, тем удивительней, что в новом законе дословно повторяется статья 45 нового закона, хотя эта статья в Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ (1993) подвергалась критике, в том числе в Ростовской Электронной газете (№24 от 21.12.1999 http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w. ;level1=main&level2=articles ). Например, так и не решено противоречие: эвтаназия недвусмысленно запрещена, но, в рассматриваемом законе (статья 19) указано, что пациент имеет право на отказ от медицинской помощи в любой стадии заболевания, а это и есть пассивная эвтаназия. Из содержания этой статьи непонятно, почему за использование эвтаназии несут ответственность только медицинские работники, а не родственники, друзья или законные представители по просьбе больного или даже без неё, ускорившие его смерть? Не обоснована диспозиция статьи и о том, что лицо, сознательно побуждающее больного к эвтаназии, в соответствие с законодательством РФ, несет уголовную ответственность, так как УК РФ не содержит статьи об эвтаназии. Закон в значительной мере лишен той позитивной этико-деонтологической основы, которая заложена в аналогичные акты многих стран и которая, правда, в недостаточной степени была в прежнем законодательстве об охране здоровья граждан РФ. Необъяснимой ошибкой авторов закона является исключение, раннее имевшейся статьи о такой актуальной, хорошо зарекомендовавшей структуре, как этические комитеты при медицинских учреждения разных уровней. В отличие от этого, ФЗ «О лекарственных средствах» (2010) предусмотрел этические комитеты.

Ответственность за охрану здоровья граждан закон по-прежнему возлагает в большей степени на медицинскую отрасль, которая просто некомпетентна и не имеет возможности решать многие проблемы, отрицательно влияющие на здоровье людей, и меньше на государство и его руководителей. В этом законе некоторые права граждан и пациентов, в частности, не подкреплены конкретикой и ограничены.

Чтобы иметь право заниматься целительством, то есть народной медициной, можно не иметь ни медицинского, ни иного образования. На основания заявления гражданина и совместного разрешения медицинского учреждения и некоммерческой организации исполнительные власти ему выдадут удостоверения на право заниматься диагностикой и лечением больного человека. Не сказано об обязательной проверке при выдачиеразрешения степени умения и навыков с учетом характера болезни по оценке и восстановлению здоровья претендента, этико-деонтологических познаний. Учитывая, что целительство не входит в программу государственных гарантий оказания медицинской помощи и проводится за устанавливаемую самим целителем плату, нельзя избежать как финансовых злоупотреблений со стороны целителя и коррупционных составляющих, так и причинения вреда здоровью человеку в процессе оказания медицинской помощи.

По-прежнему не решена проблема независимости судебной медицинской экспертизы, особенно на региональном уровне, т.к. механизма передачи производства экспертизы в другие регионы или в не медицинские организации не решена совсем. Несмотря на то, что в законе определено профилактическая направленность, как приоритетное, ничего не отмечено об организации школьной и производственной медицины, не конкретизирована (например, в отношении эффективности расходования общественных средств) ответственность руководителей управлений здравоохранения всех уровней. Не улучшит проблему подготовки врачебных кадров отмена в будущем обязательной послевузовской первичной специализации, которую не смогут обеспечить другие послевузовские профессиональные специализации.

Нами указывалось выше, что данный Федеральный закон еще на этапе его обсуждения вызвал беспрецедентно многочисленные протесты и жесткую критику со стороны, как профессионального медицинского сообщества, так и другой части гражданского общества, включая организации, специализирующиеся на защите прав пациентов. Отчасти поэтому, особенностей принятого закона является большое количество пунктов ряда статей, которые будут введены в действие не с 23 ноября 2011 года, как весь закон, а в разные сроки вплоть до 1 января 1917 года, что конкретно перечислено в статье 101.

Таким образом, положительный факт самого принятия закона, многие новые понятия и уточненные определения, пояснение неоднозначных понятий, приближение его к европейским стандартам и другие достоинства не исключают необходимость последующих изменений и дополнений в этот важный документ с целью устранения недостатков.

Другие статьи:

  • Договор оказания жилищных услуг образец ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА ДОГОВОР N ______/16Фна оказание юридических услуг г. Москва "___" ___________ 2016г. Индивидуальный предприниматель Воробьев Юрий Анатольевич, свидетельство о государственной регистрации серия 77 № 012446060 от «22» апреля 2011 г., […]
  • Обязанности бесплатного адвоката 24 часа, 365 дней в году Бесплатный адвокат по уголовным делам Предлагаем ознакомится с порядком назначения адвоката по уголовным делам бесплатно, с последующей оплатой за счет бюджетных средств. Данный порядок утвержден Решением Совета АПМО №4 от 11.12.2002 г. с […]
  • Личная медицинская книжка приказ Медицинская книжка Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинская книжка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Медицинская книжка Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Медицинская […]
  • Договор о границе с монголией Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (Москва, 8 декабря 2006 г.) Договормежду Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы(Москва, 8 декабря 2006 […]
  • Мировой суд 70 участок киров Мировой суд 70 участок киров Заявление на государственную регистрацию актов гражданского состояния можноподать через Единый портал государственных услуг со скидкой в 30 %. Вниманию граждан! С 1 октября 2018 года во всех органах ЗАГС Российской Федерации вводится […]
  • Приказ от 29082019 80 Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены […]
  • 107 приказ министерства образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]