Доверенное лицо кандидата полномочия

Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ статья 43 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 43 . Доверенные лица кандидатов, политических партий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 1 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение пяти дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации письменного заявления кандидата либо письменного представления политической партии о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. В названных заявлениях и представлении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Список доверенных лиц (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по установленной ею форме.

2. Доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. Работодатель обязан предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ пункт 4 статьи 43 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их кандидата, политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

5. Кандидат, политическая партия, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных лиц. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначивших его кандидата, политическую партию. Информация об отзыве доверенных лиц и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

6. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или кандидатом, выдвинутым политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, — не позднее дня вступления в законную силу решения суда.

7. Регистрация доверенного лица аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующие кандидат, политическая партия уведомляются в трехдневный срок со дня принятия решения.

См. комментарии к статье 43 настоящего Федерального закона

Статья 43. Статус доверенных лиц

Статья 43. Статус доверенных лиц

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности. Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона. Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного голосования и при повторном подсчете голосов), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.

1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения. Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е. кандидат, избирательное объединение сами решают, назначать или не назначать доверенных лиц и как распределить между ними предоставленные законом широкие полномочия. Комментируемый Федеральный закон также не содержит для гражданина ограничений быть одновременно доверенным лицом нескольких кандидатов и (или) избирательных объединений, но если агитационная деятельность осуществляется методами, требующими материальных затрат, доверенное лицо может проводить агитацию только в пользу только того назначившего его кандидата или избирательного объединения, который создал избирательный фонд, из средств которого производится оплата затрат на проведение агитации (пункт 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Регистрацию доверенных лиц осуществляет избирательная комиссия, к полномочиям которой относится регистрация самого кандидата, списка кандидатов. Так, регистрацию доверенных лиц избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, осуществляет ЦИК России. А регистрацию доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации будут осуществлять соответственно ОИК и ИКСРФ. Основанием для регистрации является письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) и письменное согласие самого гражданина быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц носит в целом заявительный характер и осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления. В прежней редакции комментируемого Федерального закона регистрация осуществлялась незамедлительно, что приводило на практике к нечеткости исполнения данной нормы. Такой срок для регистрации доверенных лиц установлен законодателем в связи с тем, что сведения о доверенных лицах, представленные в избирательную комиссию, требуют от избирательной комиссии проверки факта наличия у доверенного лица гражданства Российской Федерации, достижения им возраста 18 лет, а также отсутствия других обстоятельств, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, препятствующих регистрации. В комментируемом пункте не установлены требования к форме заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц и к форме заявления о согласии быть доверенным лицом гражданина. Однако во избежание возможных ошибок и споров при регистрации целесообразно в законе субъекта Российской Федерации установить такие требования 1 .

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами. Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица. Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

Читайте так же:  Приказ об увольнении за пьянку

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона. На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо. При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва. Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения. Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы. Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц. Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение. Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

Глава 7. Статус доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации, иностранных (международных) наблюдателей

Статья 55. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов

1. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до десяти доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией, осуществлявшей регистрацию кандидата.

2. Регистрация доверенных лиц осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией незамедлительно на основании письменного заявления зарегистрированного кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства доверенного лица, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также объем полномочий, переданных доверенному лицу зарегистрированным кандидатом. Список доверенных лиц представляется в территориальную избирательную комиссию в печатном виде по форме, установленной территориальной избирательной комиссией.

3. Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от территориальной избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, вправе назначать наблюдателей и представлять интересы зарегистрированного кандидата в объеме переданных им полномочий. Доверенное лицо также вправе осуществлять полномочия наблюдателя.

4. Доверенными лицами кандидатов не могут быть должностные лица органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, командование воинских частей, а также члены избирательных комиссий.

5. С момента регистрации кандидата соответствующей территориальной избирательной комиссией и до дня официального опубликования общих результатов выборов главы администрации города, района администрация (работодатель) обязана представить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

6. Зарегистрированный кандидат, назначивший своих доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в территориальную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата, назначившего его.

7. Полномочия доверенных лиц зарегистрированного кандидата начинаются со дня их регистрации территориальной избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Закона, ведется судебное разбирательство, — не позднее окончательного решения суда.

Статья 56. Наблюдатели

1. Каждый зарегистрированный кандидат, а также каждое избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, общественное объединение вправе назначить в территориальную избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые в период досрочного голосования, а также в день голосования в период, указанный в части 4 настоящей статьи, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении территориальной избирательной комиссии.

2. Каждый зарегистрированный кандидат, а также каждое избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, общественное объединение вправе назначить в участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в период досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования в период, указанный в части 3 настоящей статьи, а также осуществлять наблюдение за проведением голосования вне помещения для голосования участковой избирательной комиссии.

3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, назначенные зарегистрированными кандидатами, а также избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, общественным объединением.

4. Наблюдатели вправе присутствовать в территориальной избирательной комиссии при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протокола о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

5. Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.

6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, номера телефона (если имеется), а также номера избирательного участка, наименования (территориальной, участковой) избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

7. Указанные в части 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

8. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день выборов (голосования) в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней;
визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе с протоколом, составляемым повторно), а также с протоколом территориальной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в части 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании;
по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать ему заверенные копии указанных документов;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию, в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Читайте так же:  Федеральный закон 322-фз

9. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательных комиссий с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Статья 57. Представители средств массовой информации

1. Представители средств массовой информации вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивая гласность и открытость их деятельности;
2) знакомиться с протоколами и сводными таблицами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
3) получать заверенные в установленном порядке копии решений, протоколов и приложенных к ним документов избирательных комиссий и передавать их для опубликования в средствах массовой информации;
4) присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать в средствах массовой информации ход их проведения;
5) находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями.

2. По требованию представителей средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись «Копия верна», расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.

3. На представителей средств массовой информации -журналистов, должностных лиц редакций печатных изданий, должностных лиц и творческих работников телерадиокомпаний, если указанные лица зарегистрированы кандидатами либо являются доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, распространяются положения части 5 статьи 53 настоящего Закона.

Статья 58. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели, представляющие иностранную или международную организацию, получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, аккредитацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов главы администрации города, района в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

2. Иностранный (международный) наблюдатель вправе:

1) находиться в день выборов в помещении для голосования избирательного участка;
2) присутствовать при подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, определении результатов выборов;
3) встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, представителями общественных объединений.

3. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для действий, не связанных с наблюдением за ходом выборов.

Последние новости

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов и/или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Число доверенных лиц кандидата и/или избирательного объединения устанавливается законом для конкретных выборов.

Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Статус доверенного лица кандидата

Доверенным лицом кандидата может быть любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Российской Федерации. За исключением лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, глав местных администраций, работников аппаратов избирательных комиссий.

Доверенное лицо кандидата получает в избирательной комиссии удостоверение.

Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует ранее выданные удостоверения. Вместо выбывшего доверенного лица, кандидат имеет право назначить новое доверенное лицо.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата и/или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом.

Права и обязанности доверенного лица кандидата

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:

  • осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата
  • представлять перед избирателями выборные программы кандидатов
  • выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях
  • участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления
  • присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий
  • присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)
  • знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов
  • участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
  • обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
  • присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии

В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя.

Доверенное лицо кандидата не вправе:

  • участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации
  • вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий
  • расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня
  • заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах
  • выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней
  • осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц
  • осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом

Доверенные лица кандидата. Институт представителей в избирательном процессе

Действующее избирательное законодательство предоставляет кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, списки кандидатов достаточно широкие права в части решения вопросов представления их интересов в процессе подготовки и проведения выборов. Интересы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут представлять доверенные лица, уполномоченные по вопросам подготовки и проведения выборов, в том числе по финансовым вопросам, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Доверенные лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока — специальный институт избирательного права.

Доверенные лица имеют право осуществлять в допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, списка кандидатов, представлять их предвыборные программы. Они могут выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать им необходимую помощь в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.

Они имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях и в следственных изоляторах, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования; знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

Новое в статусе доверенных лиц заключается в том, что они имеют теперь также полномочия наблюдателя, то есть наделяются правом изготавливать или получать от избирательной комиссии копии протоколов о результатах выборов, а также иных документов, обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии.

Доверенными лицами не могут быть назначены лица, замещающие государственные должности категории «А» либо выборные муниципальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами в случае их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.

Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе осуществляют агитационную деятельность. Закон не регулирует порядок выдачи удостоверений доверенным лицам, не устанавливает обязательного принятия решения избирательной комиссии о такой выдаче, как и ее право на проверку каких-либо данных или сведений о доверенном лице, представленных кандидатом, за исключением того случая, когда доверенным лицом назначается государственный или муниципальный служащий.

Регистрация доверенного лица осуществляется при поступлении в избирательную комиссию письменного заявления кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, избирательного блока устанавливается соответствующим законом о выборах.

Читайте так же:  7032 льготы

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившим этих доверенных лиц.

Доверенные лица не вправе:

вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;

расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

выдавать избирателям бюллетени для голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;

заниматься благотворительной деятельностью (данный запрет распространяется и на организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются доверенные лица, а также на иных физических и юридических лиц, действующих по просьбе или по поручению доверенных лиц);

обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг гражданам и юридическим лицам;

осуществлять от имени зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно указанными лицами.

Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов.

3. Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.

документ, официально удостоверяющий статус данного гражданина в качестве доверенного лица кандидата. Выдается соответствующей избирательной комиссией.

К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков).

К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков).

Доверенное лицо кандидата полномочия

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с доверенными лицами

кандидата

Успех избирательной кампании во многом зависит от единства действий всех субъектов и структур ее осуществляющих.

Доверенные лица являются представителями кандидата, поэтому необходимо оказывать им всестороннюю поддержку, что позволит согласованно проводить стратегию избирательной кампании. Этот документ поможет четко представить деятельность доверенных лиц и более эффективно организовать их работу.

I. Общие положения

Нормативно-правовые аспекты деятельности доверенных лиц определяются законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Статья 35), соответствующими федеральными и региональными законами о выборах в различные органы власти, нормативными актами соответствующих избирательных комиссий.

1. назначаются зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;

2. незамедлительно регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина быть доверенным лицом;

3. получают от избирательной комиссии удостоверения;

4. на период избирательной кампании администрация (работодатель) обязаны по просьбе доверенных лиц предоставить им неоплачиваемый отпуск;

5. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов);

6. вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, находиться в помещении для голосования в ходе голосования, наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов, определения результатов выборов, составления по ним протоколов, обжаловать действия или бездействие избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд;

7. зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки праве отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверение доверенных лиц;

8. число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока определяется соответствующими федеральными и региональными законами;

9. полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса, назначившего их зарегистрированного кандидата или с утратой статуса кандидатов, внесенных в списки кандидатов.

В общем виде деятельность доверенных лиц и их взаимодействие с другими участниками избирательной кампании кандидата можно представить следующим образом.

II. Критерии отбора доверенных лиц

Деятельность доверенных лиц кандидата законодательством представлена достаточно широко. Практика показывает, что как правило большинство доверенных лиц кандидатов выполняет разного рода представительские функции, занимается агитацией и пропагандой (самое распространенное встречи с избирателями совместно или вместо кандидата). Доверенные лица — это основные помощники кандидата.

Какими же характеристиками должен обладать человек для того, чтобы быть доверенным лицом:

  • · обладать достаточным авторитетом у определенных групп населения или жителей территории, где проводятся выборы;
  • · уметь выступать перед аудиторией, чувствовать настроение аудитории и уметь перестраивать свое выступление в соответствии с настроением аудитории;
  • · иметь хорошие внешние данные;
  • · быть контактным, коммуникабельным человеком;
  • · уметь аргументированно отстаивать собственную позицию.

III. Виды деятельности

Всю деятельность доверенного лица кандидата условно можно разбить на следующие виды:

агитационно-пропагандистская работа;

организационно-методическая работа;

работа с избирательными комиссиями.

1. Агитационно-пропагандистская работа.

  • · Выступления на массовых мероприятиях перед избирателями (митинги, концерты и т.д.).
  • · Выступления в электронных СМИ (теле-, радиоинтервью , дебаты, круглые столы и т.д.).
  • · Выступления в прессе (стать, интервью, комментарии).
  • · Участие в агитационных поездках кандидата и других доверенных лиц.
  • · Выполнение представительских функций от имени кандидата на официальных мероприятиях, конфиденциальных встречах и т.д.

2. Организационно-методическая работа.

  • · Участие в адаптации программных, пропагандистских, агитационных материалов к местной (региональной или социальной) специфики.
  • · Участие в деятельности регионального штаба избирательной кампании.
  • · Организация и руководство добровольческими группами поддержки кандидата.

3. Работа с избирательными комиссиями.

  • · Присутствие на заседаниях избирательной комиссии.
  • · Присутствие в помещении для голосования во время выборов и осуществление контроля за правильностью соблюдения процедуры голосования.
  • · Присутствие при подсчете голосов избирателей и подведении результатов выборов, кроме того может требовать копии протоколов избирательной комиссии.
  • · Право обжалования действия или бездействия избирательной комиссии при проведении выборов в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Практика показывает, что при работе с избирательными комиссиями, присутствие доверенного лица кандидата на заседаниях избирательной комиссии менее эффективно, чем его присутствие на избирательном участке во время голосования.

Для того, чтобы иметь наиболее полную информацию о деятельности избирательной комиссии и быстро реагировать на происходящие изменения, лучше зарегистрировать членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, поскольку по закону они имеют большую полноту прав в деятельности избирательной комиссии.

С другой стороны, присутствие доверенного лица во время голосования на избирательном участке может иметь достаточно положительный эффект в том случае, если доверенное лицо хорошо знакомо и авторитетно у избирателей и они точно знают какого кандидата представляет человек.

IV. Механизм деятельности

В своей работе доверенному лицу целесообразнее всего опираться на такие организационные структуры как:

1) штаб кандидата или избирательного объединения, избирательного блока

2) собственные группы поддержки или группы поддержки кандидата.

Знание основных направлений работы штаба и непосредственная работа по ним поможет доверенным наиболее эффективно планировать и осуществлять свою деятельность, координировать свои действия с действиями остальных участников избирательной кампании. Кроме того, если доверенные лица работают в тесном контакте с штабом, это поможет руководителям избирательной кампании использовать деятельность доверенных лиц с максимальным эффектом.

1. Штаб избирательной кампании:

  • общая координация и управление избирательной кампанией;
  • консультирование по избирательным технологиям, помощь в распространении агитационных материалов, рассылка и доставка пропагандистской и агитационной продукции, проведение учебных семинаров, треннингов и инструктажей;
  • координация деятельности доверенных лиц кандидата;
  • получение и согласование программных документов;
  • планирование, согласование, координация, организационное и методическое обеспечение поездок;
  • помощь в создании и публикации пропагандистских и агитационных материалов;
  • помощь в создании и выходе в эфир агитационных и пропагандистских материалов в электронных СМИ;
  • помощь в выстраивание контактов и налаживании связей;
  • учебно-методические, организационно-технические и другие подразделения федерального штаба управления избирательной кампанией.

2. Собственная группа поддержки

Данная группа формируется из собственных ресурсов доверенного лица или с помощью возможностей регионального штаба. Основное ее предназначение — организационное, техническое и прочая помощь доверенному лицу в выполнении его агитационной деятельности.

Управление деятельностью групп может вестись либо самими доверенными лицами, либо из единого координационного центра (соответствующего отдела регионального штаба).

Другие статьи:

  • 103 приказ рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления […]
  • Ласточка зеленоград льготы Стоимость проезда Оформление билетов за полную стоимость и льготных билетов (федеральные льготы и региональные льготы для жителей Москвы) начинается за 10 суток до даты отправления поезда, включая день продажи. Быстро приобретать разовые билеты за полную […]
  • Финансовая отчетность по x5 ​​​​​​​​​​​​​​Финансовые результаты Финансовые результаты за 1 кв. 2016 г. Загрузить (PDF. 401 KB) Финансовые результаты за 2015 г. Загрузить (PDF. 277 K​​B) ​Финансовые результаты за 3 кв. 2015 г. Загрузить (PDF. 318 Kb) Финансовые результаты за 2 кв. 2015 г. […]
  • Банкротство жк царицыно Обманутые дольщики ЖК «Царицыно» Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных): 8 (499) 938-42-45 - Москва и Московская обл. 8 (812) 425-64-57 - Санкт-Петербург и Лен. обл. ЖК «Царицыно»- один из крупнейших долгостроев […]
  • Приказ мвд 569 2000 Приказ МВД РФ от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с […]
  • Приказ о надбавке за категорию Приказ МВД РФ от 15 марта 2012 г. № 177 “Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) военнослужащим внутренних войск МВД России” (не вступил в силу) О надбавках и других […]
  • 728 приказ мчс Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФот 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н"Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, […]