Налог за пользование недрами

Платежи за пользование недрами

Подборка наиболее важных документов по запросу Платежи за пользование недрами (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Платежи за пользование недрами

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Платежи за пользование недрами

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Платежи за пользование недрами

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Налог за пользование недрами

Статья 451. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на пользование недрами (далее в настоящей главе — налога) признаются пользователи недр — организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4 части второй настоящей статьи.

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого — геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно — геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно — оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва Российской Федерации.

Указанные в пунктах 2 — 4 настоящей части пользователи недр не признаются налогоплательщиками только в отношении указанных в этой части видов пользования недрами.

Статья 452. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж — бонус подписи);

2) Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи — бонусы добычи);

3) Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж — ренталс);

4) Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж — роялти);

5) Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).

Статья 453. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя)..

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги

Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата ( прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).

При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья , включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

4. При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

5. При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.

Статья 454. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами. Размер ставки ренталс и роялти в пределах, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, устанавливается по результатам конкурса или аукциона. При этом, не допускается установление ставки ниже размера, указанного в конкурсном предложении победителя и (или) в условиях конкурса (аукциона).

Размеры ставок ренталс и роялти, установленные в лицензиях, выданных ранее даты вступления в силу настоящего Кодекса, не подлежат пересмотру, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи и статьей 455 настоящего Кодекса.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в зависимости от вида добываемого минерального сырья и географического положения лицензионного участка (в рублях на кв. км ):

При продлении срока поисковых, оценочных и разведочных работ свыше, первоначально предусмотренного в лицензии, ставка ренталс на период продления срока увеличивается в 1,5 раза относительно установленной в лицензии.

В случае, если право ведения поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах лицензионной территории, предоставлено более, чем на один вид минерального сырья, применяется большая из ставок ренталс.

3. При добыче минерального сырья в зависимости от вида добываемого минерального сырья устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры (в процентах) налоговых ставок роялти:

В отношении сверхнормативных потерь полезных ископаемых налоговые ставки удваиваются.

4. Налогообложение при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей минерального сырья производится в зависимости от размеров соответствующих участков недр, предоставленных в пользование, полезных свойств недр, степени экологической опасности при их использовании и природно — климатических условий по налоговым ставкам, размеры которых устанавливаются органами, выдающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право строительства и эксплуатации таких сооружений.

При этом минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются как соответственно:

1) 0,5 процента и 1 процент — в отношении строительства подземных сооружений;

2) 1 процент и 3 процента — в отношении эксплуатации подземных сооружений.

5. При установлении случаев пользования недрами без получения в установленном порядке соответствующей лицензии, предприятиями, организациями и физическими лицами вносятся платежи за фактически добытый объем минерального сырья по максимальной ставке, установленной частью третьей настоящей статьи для данного вида сырья.

Статья 455. Налоговые льготы

1. Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки, предусмотренные статьей 454 настоящего Кодекса, могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются:

1) разработка трудноизвлекаемых запасов и (или) их истощение;

2) поздняя стадия разработки запасов;

3) разработка некондиционных запасов;

4) применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых;

5) применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов Российской Федерации.

Статья 456. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.

Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

3. Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

4. При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.

5. Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. .

Читайте так же:  Дидактическое пособие мой дом

При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.

6. Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

7. Уплата регулярных платежей, предусмотренных частями третьей, пятой и шестой настоящей статьи (кроме второго абзаца части пятой настоящей статьи), производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал — для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц — для остальных налогоплательщиков.

8. Уплата разовых платежей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в следующем порядке:

1) 50 процентов бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма — не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии;

2) бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.

При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

9. Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых (абзац второй части четвертой настоящей статьи) производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.

Статья 457. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на пользование недрами и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Система налогообложения за пользование недрами

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра налогов и налогообложения

по теме: Система налогообложения за пользование недрами.

Студент группы _____________ _________________

Руководитель _______________ _______________ Байбородина В. Г.

уч. степень, уч. звание подпись, дата

1. Экономическое содержание, исторический характер и значение системы платежей за недропользование

2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами

2.1 Разовые платежи

2.2 Регулярные платежи за пользование недрами

3. Экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты НДПИ

3.1 Особенности действия НДПИ на современном этапе

3.2 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов – альтернатива НДПИ

Список использованных источников

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Шарль Л. Монтескьё

Говоря об истоках происходящего сегодня в России кризиса, называют разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль, что кризис в Россию импортирован извне: из Америки, из Европы, из других частей света. При этом анализируются причины, приведшие к мировому системному финансовому кризису.

По мнению некоторых российских исследователей, основой и первопричиной происходящих в России кризисных событий является кризис недропользования, те глубинные экономические процессы, которые связаны с воспроизводством, добычей и реализацией полезных ископаемых. Мировой кризис обнажил кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована высоким спросом на российское минеральное сырье на мировом рынке. С начала рыночных реформ (да и в последние годы советской власти) недропользование — это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Это — более половины доходной части консолидированного бюджета и созданные накопительные фонды нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния). Это — основа создания необходимой рынку финансовой системы и финансовой олигархии. Это — основная часть рынка ценных бумаг, его «голубых фишек». Это — львиная доля экспорта и поступления валюты в страну. Это — основа притока и оттока капиталов и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это — основа геополитического влияния нашей страны, основа нашей «великости». Это — основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим, важность системы налогообложения недропользования сложно переоценить, наиболее важные экономические и финансовые показатели поставлены в зависимость от эффективности ее функционирования. Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый кодекс Российской Федерации, стал, по сути, ключевым нормативным документом, задачами которого было установление единых правил и условий для обеспечения устойчивых темпов экономического развития, а также повышения деловой активности российского бизнеса. Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении налогового администрирования недропользования.

В связи с этим, целью данной курсовой работы был анализ существующей системы налогообложения недропользования в России, ее законодательной основы и эффективности реализации на практике, возникающих проблем и возможностей совершенствования в дальнейшем.

1. Экономическое содержание, исторический характер и значение системы платежей за недропользование

Платежи за пользование недрами по своей правовой природе представляют собой вознаграждение, уплачиваемое пользователем недр собственнику недр — государству в связи с предоставлением участков недр в пользование. Этим они отличаются от налогов — обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ). К другим отличительным чертам платежей за пользование недрами следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование их по целевому назначению — на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В принципе платежи за пользование недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают в виде:

1) бонусов (bonus) — разовых платежей, уплачиваемых при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения;

2) ренталс (rentals) — ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;

3) роялти (royalty) — регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.

Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США добывающие компании в связи с предоставлением права пользования недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение предприятий в нефтегазовой отрасли включает в себя стандартный налог на компании в 28%, специальный налог в 50% и роялти на месторождениях.

Месторождения полезных ископаемых значительным образом отличаются друг от друга. Природные характеристики полезных ископаемых на данном месторождении, глубина их залегания и сложность извлечения, а также местоположение участка недр по отношению к населенному пункту, транспортным путям, рынку сбыта и другие факторы — все это в совокупности определяет доходность того или иного месторождения. Понятно, что данный показатель существенным образом отличается на каждом месторождении. Как следствие, применение равного налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что добывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (которых не так и много), извлекая сверхдоходы в свою пользу, а в отношении других месторождений — лишь «снимают сливки». Очевидно, что подобный подход не способствует полному извлечению полезных ископаемых и тем самым эффективному использованию недр. Именно это лежит в основе критики существующей системы налогообложения в недропользовании.

С нашей точки зрения, целью налогообложения пользования недр должно быть, с одной стороны, максимальное извлечение государством как собственником недр ренты в свою пользу, а с другой — полное извлечение полезных ископаемых из недр при их добыче.

В экономической литературе различают абсолютную и дифференцированную ренту. Абсолютная рента как избыточный доход собственника природных ресурсов возникает при эксплуатации любого объекта (земельного участка, месторождения полезных ископаемых и т.д.).

Помимо абсолютной ренты у собственника может возникнуть дополнительный сверхдоход — дифференцированная рента при условии, что доход от использования природного объекта превышает издержки и среднюю прибыль на капитал. Она представляет собой избыточный чистый доход, создаваемый на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением и природным качеством добываемого сырья (горная рента 1) или ведущих более интенсивно (за счет дополнительных капитальных вложений) свое производство (горная рента 2). Некоторые авторы полагают, что при эксплуатации самоневоспроизводимых природных ресурсов не возникает дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в прочих условиях имеют место оба эти вида ренты.

Ясно, что дифференциальная рента I должна принадлежать собственнику месторождений — государству, а дифференциальная рента II — лицу, применяющему передовую технологию, — недропользователю.

Итак, рента всегда отражает разницу в прибыли при добыче полезных ископаемых на разных участках недр, возникающую в связи с разницей в затратах на добычу, обусловленную как природными условиями, так и применением новой передовой технологии извлечения природных ресурсов, в транспортных расходах, а также в доходах от реализации полезных ископаемых, имеющих разную физико-химическую характеристику, и т.д.

При разработке старых месторождений затраты на извлечение природных ископаемых будут с каждым годом увеличиваться, а значит, у недропользователя скорее будет формироваться убыток, а не нормативная прибыль и тем более сверхприбыль. Государство, стремящееся извлекать в полном размере находящиеся в недрах полезные ископаемые, обязано использовать гибкую систему налогообложения с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Вместе с тем при образовании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размер платежей за пользование природными ресурсами на участках недр с лучшими горно-геологическими, природными и экономико-географическими условиями разработки месторождения.

В рыночной экономике рента изымается через налоговую систему. В мировой практике применяются различные налоговые схемы изъятия ренты:

Читайте так же:  Интеллектуальная собственность книги

— устанавливаются специальные налоги на добычу нефти с плавающей налоговой ставкой, которая варьируется в заданных пределах — минимальном и максимальном — в зависимости от текущей рентабельности разработки месторождения; — устанавливается дополнительная или увеличенная ставка налога на доходы (прибыль) предприятия;

— применяется специальный налоговый режим раздела продукции, при котором государство получает свою, установленную в концессионном соглашении долю продукции в виде товарной нефти, либо ее стоимостном выражении. Доля государства зависит, как правило, от потока наличности предприятия-концессионера.

Каждая из этих налоговых схем дополняется системой штрафов и налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в геологоразведку и добычу и обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства. Также устанавливаются различные скидки при добыче трудно извлекаемых запасов, на истощенных месторождениях и т.п. После перехода на рыночные условия в России действовали две налоговые схемы в недропользовании (и соответственно в нефтедобыче), кардинально отличавшиеся друг от друга.

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ» в других словарях:

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

Налог за пользование недрами

Статья 245. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются:

1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований;

2) недропользователи, осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 246. Объект обложения

1. Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта.

2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

3. Объект обложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

4. Объектом обложения для углеводородов являются:

1) добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

5. Не является объектом обложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и извлечения газового конденсата в рамках замкнутого технологического цикла.

6. Объектом обложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

7. Объектом обложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

1) добытые или (и) извлеченные твердые полезные ископаемые, в том числе из техногенных минеральных образований;

2) полезные ископаемые, извлеченные в процессе переработки перерабатывающими предприятиями.

8. Не являются объектом обложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

9. К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности);

глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина);

суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности);

песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности);

кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности);

мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности);

известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема);

сланец (кроме горючего и кровельного);

аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности);

магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 247. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период.

2. Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

3. В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

4. При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период.

5. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

6. При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

7. По полезным ископаемым, использованным для собственных производственных нужд, налогооблагаемая база определяется отдельно, исходя из себестоимости данного объема полезных ископаемых, но не выше декларируемых цен.

Статья 248. Ставки налога за пользование недрами

Перечень готовых продуктов и ставки налога за пользование недрами устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 249. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц;

для физических лиц ? календарный год.

Статья 250. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

1. Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации в следующие сроки:

микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

физическими лицами ? один раз в год не позднее 1 февраля следующего года.

3. Уплата налога за пользование недрами производится не позднее срока представления расчета.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Закон РФ «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования — введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с Федеральным законом от 03.03.1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользованием недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

С вступлением в силу с 1 января 2002 г. гл. 26 НК РФ структура платежей за пользование недрами, предусмотренная Законом РФ «О недрах» претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами, кроме налога на добычу полезных ископаемых, включает:

  • • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • • регулярные платежи за пользование недрами;
  • • платежи за геологическую информацию о недрах;
  • • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • • сбор за выдачу лицензии.
Читайте так же:  Детские пособия малоимущим в московской области

Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, так как введены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все

платежи, а только разовые за пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами, информация по которым поступает в их распоряжение.

Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых, введенный гл. 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели — пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность необходимо получить отдельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».

В п. 2 ст. 336 НК РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу.

  • • общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
  • • геологические коллекционные материалы;
  • • ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т.д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;
  • • полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • • дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых.

НК РФ вводит новый термин «добытые полезные ископаемые». Под этим термином в ст. 337 НК РФ понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организации. В ст. 337 НК РФ приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для чего определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.

Предусматриваются два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства и учитываются фактические потери полезного ископаемого. Косвенный способ можно применять только в случаях, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

  • • цены реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;
  • • расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).

Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 105.3 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входит оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магис- тральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.

Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей — 3,8%, а самая высокая для газового конденсата — 17,5%.

Правительство РФ одобрило рост налоговых ставок на газ, установив их в рублях за 1000 м 3 добытого газа, в размерах, приведенных в табл. 9.1.

Ставка налога на добытую нефть установлена в рублях за одну тонну нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с 1 января 2013 г. — 470 руб.) При этом она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности конкретного участка недр. При добыче некоторых

Для независимых производителей

полезных ископаемых применяется налоговая ставка — 0%, в частности для:

  • • нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;
  • • попутного газа;
  • • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;
  • • полезных ископаемых, остающихся в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в России технологии, позволяющей их извлекать;
  • • минеральных вод, в случае их использования в лечебных и курортных целях без непосредственной реализации;
  • • подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях и др.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых — календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых можно сделать вывод, о его основном недостатке — он не делает разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, так как ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.

Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Следовательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с помощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования добычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Однако проблема изъятия ренты при нефтедобыче не решена до конца, так как ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи. Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, которые невозможно подробно рассмотреть в рамках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообложения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей промышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рентабельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежащим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, результатом которых является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтяных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальнейшего технического совершенствования и, как следствие, снижения соответственно издержек по добыче сырья.

Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая определяется исходя из стоимости основных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налоговым последствием такого варианта является то, что он стимулирует увеличение затрат разработки месторождений, так как сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет отсутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании получить убыток.

Возможно совершенствование рентных отношений в недропользовании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регулярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Величина регулярных платежей зависит от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится возможность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.

Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разработки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях при решении проблемы рентных платежей следует не только руководствоваться фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.

Другие статьи:

  • Уссурийский арбитражный суд Арбитражный суд Приморского края Арбитражные суды Депозитный счет Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока) Правовые основы Федеральный […]
  • Договор дарения денег на строительство дома Образец договора дарения денег между близкими родственниками Договор дарения – это документ, по которому одна сторона безвозмездно передает другой имущество. Деньги – это вид имущества, и ими можно распоряжаться как любым другим имуществом, в том числе […]
  • Приказ 67 разъяснения Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, […]
  • Закон о банкротстве юридических Банкротство юридического лица Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство юридического лица (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Банкротство юридического лица Статьи, комментарии, […]
  • Договор действует с согласия своего законного представителя Письмо Федеральной нотариальной палаты от 21 июня 2017 г. N 2664/06-08 "О дарении недвижимого имущества несовершеннолетнему" В связи с Вашим обращением, касающимся дарения недвижимого имущества единственным родителем своему несовершеннолетнему ребенку, сообщаю […]
  • Казанцев в возмещение морального вреда Казанцев в возмещение морального вреда Список использованной литературы: / Процессуальные особенности рассмотрения дел о компенсации морального вреда Законодательные и иные нормативные акты: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская […]
  • Адвокат золотарева Адвокат золотарева г. Сургут, ул. Маяковского, д. 31 оф. 603 (приёмная) График дежурств 2019 ГРАФИК январь-май, сентябрь-декабрь 2019 года. СГКА - ДЕЖУРСТВО с 9-00 16 числа до 9-00 26 числа 2019 г. Руководители - Харь Сергей Борисович – 72-53-74. Золотарев […]