Основные требования к речи

Основные требования к речи

46. Чистота речи. Требования к правильной речи

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.

Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово». Общеизвестная значимость точного словесного общения была осознана многими писателями. Среди них Л. Н. Толстой, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский и др. В своих статьях, произведениях они вели пропаганду точного слова.

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную .

Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

Можно сделать вывод, что точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и (или) системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

1) экстралингвистическое условие – знание предмета речи;

2) собственно лингвистическое – знание языка, его системы, возможностей;

3) условие, опирающееся на два предыдущих – умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

Следующее качество речи – логичность . Она связана с точностью, но вместе с тем четко отличается от нее. Точность является предварительным условием логичности. Неточная логичность не может быть логичной.

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

1) логичность понятийная;

2) логичность предметная.

Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

1) экстралингвистическое условие – овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;

2) структурное условие, или собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

Разрушают чистоту речи следующие средства:

1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;

2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;

3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;

5) слова-паразиты, засоряющие речь ( так сказать, значит, как бы ).

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типологии выразительности пока не существует. Есть несколько оснований, различающих выразительность речи. Первое основание – ситуация общения. Например, выразительность речи учителя не совпадает с выразительностью речи оратора и т. д. Но при этом в любых условиях общения нужна выразительность! Другое основание – структурные области языка. Выделяется выразительность произносительная, акцентологическая, выразительность лексическая, интонационная и стилевая (или стилистическая).

Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Существует типология интонации. Они соответствуют разным синтаксическим структурам, их «актуальному» членению, т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом. Нужно заметить, что, усваивая язык, мы лучше всего усваиваем типы изменений тона по высоте. У нас больше свободы в возможностях варьирования тембра, темпа, силы, пауз.

Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».

Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.

Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д. Сюда относится и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, находящихся в активном языковом запасе человека.

Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Уместность регулирует в конкретной языковой ситуации содержание таких качеств, как точность, чистота, выразительность. Уместность относят к функциональным качествам, в ее основе – идея целевой установки высказывания. С этой точки зрения уместность – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания. Выделяют несколько видов уместности:

1) уместность стилевая;

Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»

Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Этот критерий очень близок первому. Случается, языковое средство, неприемлемое для определения стиля, условий общения, в конкретном контексте уместно. Пример: отглагольные существительные. Они наиболее часто употребляются в деловой и научной речи, но неуместны для многих других стилей. Но не всегда, например, отглагольные существительные хуже глагола. Здесь важным является чувство соразмерности.

Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

Во время общения необходимо учитывать характер собеседника, его психологические качества. Это поможет донести информацию до собеседника. Соотнося рассмотренные качества с разговорной речью, следует заметить следующее:

1) разговорная речь менее других стилей речи требовательна к правильности, логичности и точности;

2) разговорная речь под влиянием бестактности, невоспитанности может превращать в противоположность такое качество, как уместность;

3) не очень требовательна разговорная речь и к ее чистоте;

4) важными качествами разговорной речи стали ее выразительность и богатство. Это объясняется внеязыковыми факторами – неофициальностью и непосредственностью общения.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить многостороннюю действенность речи.

ГЛАВА 8. Основные требования, предъявляемые к речи адвоката в судебном процессе

Восьмая глава посвящена понятию судебной речи и ее значению в деятельности адвоката. После изучения данной главы магистрант должен

Читайте так же:  Договор на медицинские услуги с физическим лицом

знать:

  • • сущность и значение судебных прений для адвоката;
  • • понятие этических основ судебных прений;

уметь:

• ясно и точно произносить речь адвоката во всех видах судопроизводства;

владеть:

  • • культурой произнесения речи адвоката в суде;
  • • методикой правильного построения речи адвоката;
  • • стилем и техникой судебной речи адвоката.

8.1. Сущность и значение судебных прений

Оратор – это человек, обладающий даром красноречия (риторикой), однако одного лишь таланта бывает явно недостаточно, поскольку для того, чтобы стать хорошим оратором, адвокату необходимо много работать над собой.

Речь любого человека представляет собой его своеобразный «паспорт», который достаточно точно отражает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения адвокатом богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно он может выразить свою мысль, объяснить то или иное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому адвокату необходимо учиться культуре судебной речи.

Культура речи адвоката в значительной степени обусловлена его культурой мышления и сознательной любовью к языку. Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, т.е. отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае.

Выступление адвоката в суде – один из наиболее сложных и ответственных моментов его участия в судопроизводстве. Никакой другой вид процессуальной деятельности не предъявляет к адвокату столько требований, не нуждается в столь тщательной и углубленной подготовке, как произнесение им судебной речи в прениях сторон.

Поэтому успешное выступление адвоката в суде невозможно без достаточного знания им законов логики, психологии, педагогики, права. Данные глубокие знания дают ключ к раскрытию социальной сути исследуемых адвокатом событий, к выявлению им внутренних причин и побудительных мотивов совершенных его подзащитным поступков.

Особое место в овладении адвокатом ораторским мастерством должно занимать знание основ судебной речи. Адвокат должен иметь отчетливое представление о функциональном назначении, содержании, структуре и принципах построения судебной речи, о ее форме, композиции, стиле, технике и других компонентах. Без такого знания нельзя рассчитывать на произнесение им хорошей защитительной речи, надеяться на достижение посредством ее эффективных процессуальных целей судоговорения.

Умение выступать публично не приходит само собой, так как этому адвокату нужно учиться настойчиво и упорно, познавая и совершенствуя различные приемы ораторского мастерства.

Любое судебное рассмотрение гражданского или уголовного дела включает в себя в качестве самостоятельной составной части судебного разбирательства судебные прения, во время которых его участники оценивают обстоятельства дела, подводят итоги судебного следствия, излагают свои выводы и делают предложения, формулируют свою окончательную процессуальную позицию. Выступая с речами, участники судебных прений подвергают тщательному анализу собранный по делу доказательственный материал, дают юридическую оценку обстоятельствам дела, высказывают суду свои соображения относительно правильности и обоснованности предъявленного обвинения или гражданского иска, степени вины и ответственности подсудимого, характера и размера наказания, а также других вопросов, подлежащих разрешению судом.

Для адвоката судебные прения должны иметь цель помочь суду и всем присутствующим на судебном заседании лучше разобраться в фактических и юридических обстоятельствах уголовного, административного или гражданского дела, уяснить их смысл и значение, сделать правильные выводы. Непосредственное участие в судебных прениях адвоката, освещение им всех исследуемых по делу фактов с позиций защиты реально способствует установлению судебной истины, служит одной из гарантий предупреждения судебных ошибок. Вот почему суд обязан выслушать мнения участников судебных прений и обсудить их в совещательной комнате.

Слова адвоката характеризуют оратора как личность, поэтому его речь должна быть чистой: в ее структуре не должно быть чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной и жаргонной лексики.

Выступление адвоката, особенно в суде с участием присяжных заседателей, оказывает большое влияние на формирование внутреннего убеждения судей. В результате судебных прений, когда весь доказательственный материал, собранный по делу, подвергается юридическому анализу, когда все спорные вопросы дела становятся предметом живой дискуссии, когда каждый из участников процесса обосновывает свои требования и предложения и возражает против требований и предложений противной стороны, суду легче прийти к правильным выводам, постановить законный и обоснованный приговор или принять правильное решение.

Разумеется, внутреннее убеждение судей начинает складываться еще до начала судебных прений, во время судебного следствия. Выслушивая показания допрашиваемых лиц (подсудимого, потерпевшего, истца, ответчика, третьих лиц, свидетелей), знакомясь с заключением эксперта, изучая вещественные и письменные доказательства, проводя другие судебные действия, направленные на выяснение обстоятельств дела, судьи получают представление о них, определяют к ним свое отношение. Но эти суждения и выводы еще не являются полными и окончательными. После завершения судебного следствия у судей всегда возникает потребность систематизировать полученные данные, осмыслить их, разобраться в том, что оказалось бесспорно установленным, а что опровергнуто участниками судопроизводства.

В речах участников судебных прений суд нередко находит ответы на возникшие вопросы, черпает доводы в подтверждение своих, быть может, еще не совсем четко оформившихся выводов. Выслушав судебные речи, в которых адвокат и иные участники процесса дают свое толкование фактическим обстоятельствам дела, излагают свое мнение о доказанности или недоказанности предъявленного подсудимому обвинения или обоснованности гражданского иска, судьи получают возможность более глубоко вникнуть в суть дела, расширить круг анализируемых явлений, тщательно взвесить все «за» и «против» и на основе такого исчерпывающего исследования всех обстоятельств дела принять правильное решение.

Речь адвоката в судебном процессе должна быть обращена, прежде всего, к суду. Однако, обосновывая свою позицию, помогая суду глубже познать судебную истину и принять правильное решение, адвокат не вправе забывать и о судебной аудитории, не учитывать ее мнение.

Судебные прения, где весь собранный по делу фактический материал подвергается всестороннему анализу, где адвокат высказывает свои суждения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению суда, помогают суду и всем присутствующим на судебном заседании гражданам лучше разобраться в обстоятельствах дела, сделать из результатов судебного процесса правильные выводы.

Однако судебные прения – не состязание адвоката в пустом красноречии, не риторический диспут. Выступление адвоката всегда должно быть направлено на обеспечение полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, установление по нему судебной истины, оказание своему доверителю квалифицированной юридической помощи в целях принятия судом законного и обоснованного решения или приговора.

Основные требования к речи

Успехи человека в жизни, ее взаимоотношения с другими членами общества зависят от умения общаться

Чтобы преуспеть в общении, нужно хорошо владеть речью

Речь — это общение людей между собой посредством языка, т.е. процесс реализации речевой деятельности

Говорящий использует средства языка для передачи определенного содержания, в которое могут входить, кроме мысли, чувства и волеизъявления

Следовательно, речь и речь взаимосвязаны. Вещание невозможно без языка, а язык создан для того, чтобы осуществлять процесс речи

Язык является общей для всех, кто ею пользуется, а речь всегда индивидуально, поскольку языковые средства каждый из нас применяет по-своему

Развитие и обогащение языка происходит в процессе речевой деятельности. Если речевая деятельность средствами определенного языка прекращается, язык становится мертвым. Язык живет только в речи

Изучение языка, обогащение памяти различными средствами и способами выражения мыслей способствуют развитию речи. Не менее важное значение имеет также систематическое и целенаправленное практикования в. Говорю нии — родного языка с сотрудниками, знакомыми, приятелями, родственниками, поскольку умения и навыки вырабатываются лишь в процессе речевой деятельностиі.

Речевая деятельность представляется в общении. Различают общения: вербальное — невербальное, контактное — дистантные, непосредственное — опосредованное, устное — письменное, мизисособнст. Постное — массовое, монологическое — диалогическое — полилогичне, частное — официальное, информативное — неинформативный, нормативное — ненормативное, этикетных — неетикетне

13 основных ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ

Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты безупречного, образцового речи. Чтобы быть образцовым, речь должна характеризоваться следующими важнейшими и признаками:

o правильностью т.е. соответствовать литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпические, орфографические, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным);

o содержательностью которая предусматривает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме; разностороннее и полное раскрытие темы, избежание излишнего;

o последовательностью есть логичностью и лаконичностью мыслей;

o богатством предусматривающий использование различных средств выражения мнений в пределах соответствующего стиля, избежание ненужного повторения слов, однотипных конструкций предложений;

o точностью которая во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса. Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют высказываемому с содержания;

Читайте так же:  Штраф за незаконно выловленную рыбу

o выразительностью для достижения которой следует выделять важные места своего выражения и выражать собственное отношение к предмету речи;

o значимости и целесообразностью которая зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата. Кроме этого, следует избегать того, что могло бы поразить собеседника, выкл ликаты у него раздражение, и указывать на ошибки собеседников в тактичной формі.

Итак, высокую культуру речи человека определяет совершенное владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности

Культура речи — это еще и общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощание, приглашения и т.д.. Большое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно в поддержать тему. Внимательность, вежливость и вежливость — основные требования речевого этикетту.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Основные требования к качеству речи

Основными требованиями к качеству речи являются: точность, логичность, ясность и доступность, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность.

В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове.

Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство-различие и так далее), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу.

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.

Доступность (или доходчивость) изложения  это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике, может быть доступной в основном для специалистов.

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты), вульгаризмы (бранные слова).

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывают способ изложения, манера исполнения и так далее).

Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы  эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными.

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника.

Устная и письменная разновидности речи

Речевое общение происходит в двух формах  устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, то есть прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и так далее. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, телеинтервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Литературная речь  это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, то есть они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и так далее.

Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь  это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании  это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и так далее) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом, все-таки, говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа «э-э», «гм» или подобных) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

Основная функция письменной речи  фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима.

Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и так далее. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения (например, художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете). Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах  устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними.

Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основулитературный язык  и в практике занимают примерно равное место.

Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письменная речь использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили речи и функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи.

Основные требования к письменной деловой речи

Письменная деловая речь — языковое средство фиксации (документирования) управленческой, деловой, служебной информации. Итог документирования — создание документа. Согласно ГОСТ Р 51141—98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», документ — это «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Юридическая сила документа обеспечивается комплексом реквизитов — обязательных элементов оформления документа. К ним относятся: наименование автора и адресата документа, подпись, дата, печать и др.

Читайте так же:  Торговля в интернете налог

Мировой опыт официальной переписки показывает, что при всех особенностях национальных традиций к деловой письменной речи предъявляются общие требования.

1. Предметная и коммуникативная точность высказывания. Предметная точность — это точность факта, соответствие обозначаемому. С точки зрения языкового оформления высказывания — это использование слов в соответствии с их лексическим значением. Так, лексическая ошибка, приводящая к неточности, допущена в словосочетании «обсчитать данные». Глагол «обсчитать» имеет значение «умышленно неверно сосчитав, недодать», например, «обсчитать покупателя». Правильнее сказать — «обработать данные».

Под коммуникативной точностью понимают соответствие замысла автора тому, что написано. Она достигается правильностью употребления слов, грамматических конструкций, частей текста. Нарушение коммуникативной точности высказывания ведет к непониманию, осложняет восприятие содержания сообщения. Например: «Следует познакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад». Эта фраза трудно воспринимается, поскольку не отвечает требованию точности: содержит грамматические, стилистические и текстовые ошибки. Так, существительное «комиссия» может образовывать словосочетания с глаголами «образовать», «назначить», «выбрать», «избрать», но не сочетается с глаголом «провести», а следовательно, и с образованным от него причастием. Кроме того, важно не то, что комиссия была образована, а то, что она работала и пришла к определенным выводам. Таким образом, правильнее сказать: «С выводами комиссии, работавшей год назад». Вместо глагола «познакомиться», имеющего два значения: «вступать в знакомство с кем-либо» и «получать сведения, приобретать знания о чем-либо», — уместнее использовать глагол «ознакомиться», так как он употребляется только в значении «получать сведения, приобретать знания о чем-либо» и для него характерна окраска официально-делового стиля.

Как видно, лексические и грамматические ошибки лишают речь такого важного для языка деловых бумаг качества, как точность. Точность же неразрывно связана с грамотностью в широком смысле слова, умением подобрать необходимые слова и выстроить их в правильном порядке.

  • 2. Лаконизм и информативная достаточность. Лаконизм сочетается в официальных бумагах с требованием полноты информации, точнее, с принципом ее достаточности. Требование полноты предполагает, что официальное послание должно содержать достаточную для принятия обоснованного решения информацию. Глубина изложения вопроса зависит от целей документа: в информационном письме достаточно назвать факты и события, в заявлении предмет речи должен быть точно обозначен и обоснован. Недостаточность информации может вызывать необходимость запрашивать дополнительные сведения, порождая неоправданную переписку. Избыточность же информации приводит к тому, что документ плохо воспринимается, суть его затуманивается.
  • 3. Логичность и структурированность. Предметом официальной переписки при всем ее многообразии обычно является сообщение о некой ситуации, а также интерпретация (оценка) этой ситуации автором документа. Ситуативно-оценочная модель называется аспектом документа, а последовательное размещение этих моделей — его композицией. В качестве самостоятельных аспектов рассматриваются речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями — просьбами, сообщениями, предложениями. Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что в отношении каждой просьбы, каждого предложения принимается самостоятельное решение.

Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью и состоит из двух частей: первая содержит информацию об имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая называет желаемые, предполагаемые события, выраженные при помощи речевых действий (просьбы, предложения, требования). Красной строкой выделяется новая мысль, тема или новый поворот темы письма.

4. Стандартизация и унификация — обязательные признаки письменной деловой речи. В той или иной степени они характерны для всех типов деловых бумаг и обусловливают строгую композиционную соотносимость и закрепленность частей делового письма.

Способ изложения в документном тексте называется формальнологическим. Это означает, что предмет рассматривается с позиции экономико-правовых, социальных, а не межличностных отношений. Дело в том, что официальным автором и адресатом документа почти всегда являются организации в целом и, несмотря на то что документ подписывается одним лицом — руководителем организации, автором его является «коллективный субъект». То же можно сказать и об адресате документа. Следует отметить, что представление об отправителе и получателе документа как о коллективном субъекте, а также надличностный характер изложения информации не всегда одинаково проявляются в разных школах делового письма. В большей мере это характерно для отечественной официально-деловой письменной речи. В практике западной деловой переписки передаваемая информация, как правило, имеет индивидуально-личностную направленность.

Таким образом, особые условия делового общения: официальный характер, юридическая значимость, адресность, повторяемость управленческих ситуаций, — определяют общие требования, предъявляемые к письменному деловому общению.

Успехи человека в жизни, ее взаимоотношения с другими членами общества зависят от умения общаться.

Чтобы достичь успеха в общении, нужно хорошо владеть речью.

Речь — это общение людей между собой с помощью языка, то есть процесс реализации речевой деятельности.

Говорящий использует средства языка для передачи определенного содержания, в которое могут входить, кроме мысли, чувства и волеизъявления.

Итак, язык и речь взаимосвязаны. Речь невозможна без языка, а язык создан для того, чтобы осуществлять процесс речи.

Язык является общим для всех, кто им пользуется, а речь всегда индивидуальная, поскольку языковые средства каждый из нас применяет по-своему.

Развитие и обогащение языка происходит в процессе речевой деятельности. Если речевая деятельность средствами определенного языка прекращается, речь становится мертвой. Язык живет только в речи.

Изучение языка, обогащение памяти различными средствами и способами выражения мыслей способствуют развитию речи. Не менее важное значение имеет также систематическое и целенаправленное практикования в речи — общение на родном языке с сотрудниками, знакомыми, друзьями, родственниками, поскольку умения и навыки вырабатываются только в процессе речевой деятельности.

Речевая деятельность представляется в общении. Различают общения: вербальное — невербальное, контактное — дистантное, непосредственное — опосредованное, устное — письменное, межличностное — массовое, монологическое — диалогическое — полилогическое, частное — официальное, информативное — неинформативное, нормативное — ненормативное, этикетное — неэтикетное.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ

Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты идеальной, образцовой речи. Чтобы быть образцовой, речь должна характеризоваться следующими важнейшими признаками:

o правильностью, то есть соответствовать литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпическим, орфографическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным)

o содержательностью, которая предполагает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме; разностороннее и полное раскрытие темы, избежать лишнего;

o последовательностью, то есть логичностью и лаконичностью мыслей;

o богатством, что предполагает использование различных средств выражения мнений в пределах соответствующего стиля, избежание ненужного повторения слов, однотипных конструкций предложений;

o точностью, которая во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса. Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют высказываемому содержанию;

o выразительностью, для достижения которой следует выделять важнейшие места своего высказывания и выражать свое отношение к предмету речи;

o уместностью и целесообразностью, которая зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата. Кроме этого, надо избегать того, что могло бы поразить собеседника, вызвать у него раздражение, и указывать на ошибки собеседников в тактичной форме.

Следовательно, высокую культуру речи человека определяет владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности.

Культура речи — это еще и общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощания, приглашение и т. Большое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно поддержать тему. Внимательность, вежливость и обходительность — основные требования речевого этикета.

Другие статьи:

  • Госпошлина рэп РЭП ОГИБДД УВД по Пушкинскому муниципальному району РЭП ОГИБДД МУ МВД РОССИИ "ПУШКИНСКОЕ" Регистрация транспорта физических лиц: (496) 532-66-75, (495) 993-55-94 Регистрация транспорта юридических лиц: (496) 532-05-07 Приём экзаменов, выдача, замена в/у: (495) […]
  • Банкротство как инструмент рыночного хозяйства Банкротство как инструмент рыночного хозяйства Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также […]
  • Программа с проживание в семье Отдых с проживанием в семье местных жителей: полное погружение в языковую среду Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был полностью погружен в языковую среду? Чтобы ему не с кем было разговаривать по-русски? Хотите действительно глубокого знания языка? Или готовитесь к […]
  • Приказ зам министра обороны начальника тыла Приказ зам министра обороны начальника тыла ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИ НСКОЙ СЛУЖБЫ. I. На военное время. 1. Приказ МО РФ N 053 - 1996 года "Об органах военного управления медицинской службы, медицинских соединениях, воинских частях и […]
  • Образец заявление копии карточки подписей Заявление на предоставление заверенных Банком копий нотариально заверенных карточек с образцами подписей и оттиском печати Главная > Документ В ОАО Банк ОТКРЫТИЕ» От ____________________________________ (указать наименование и р./сч клиента ) на предоставление […]
  • Банкротство признаки неплатежеспособности Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты: 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от […]
  • Требования к bi системе Типовые этапы внедрения Системы BI Одним из ключевых факторов успеха реализации проекта является повышение эффективности сотрудников при выполнении производственных задач, повышение качества и сокращение сроков выполнения работ. Перед началом внедрения Системы […]