Ликвидация системы советов произошла

Содержание:

Российская Федерация в 1991-2012 годах

Мы завершаем печатать «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» от Российского исторического общества. Девятый и последний раздел — «Российская Федерация в 1991-2012 годах» — ориентирован на десятиклассников. Заодно мы публикуем перечень трудных вопросов отечественной истории.

После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Его можно условно разделить на три основных хронологических периода: 1991-1993-е, 1993-2000-е, 2000-2012-е годы.

Первый период (1992-1993) следует характеризовать как постсоветский, во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Такие задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 года. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса, представлявшего интересы избирателей.

Нараставшее с середины 1992 года противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народный депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993-м к политико-конституционному кризису, выразившемуся в «войне законов» и параличу власти. Он грозил развалом страны.

В результате победы Бориса Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 года ныне действующей российской Конституции.

Второй период в истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998-м экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр Владимир Путин, избранный вскоре новым президентом России.

В ходе третьего периода (2000-2012 год) Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008-го. При президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Путине (май 2008-го — май 2012 года) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России Владимира Путина в 2012-м.

Становление новой России (1991-2000)

Б.Н. Ельцин и его окружение. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Особенности осуществления радикальных реформ в регионах России. Меры по смягчению последствий «шоковой терапии» в Татарстане.

Противостояние исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 годах. Причины и последствия политико-конституционного кризиса. Трагические события осени 1993 года в Москве. Референдум по новой Конституции: ликвидация Советов и новая система государственного устройства. Принятие новой Конституции России. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992-1993 годов.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Альтернативные модели федеративного процесса («модель Татарстана»). Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Чеченская война: основные этапы, экономические и морально-политические последствия.

Экономика во второй половине 1990-х. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 года и его последствия.

Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Кризис образования и науки. Падение престижа интеллектуальных профессий. Религиозный ренессанс. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. «Новые русские».

Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е.

Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х, их лидеры и платформы. Болезнь Ельцина и кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 года. Политтехнологи. «Олигархический» капитализм. Правительство Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок на территорию Дагестана. Отставка Ельцина.

Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации

Политические и экономические приоритеты

Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Избрание В.В. Путина президентом на третий срок. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти. Стратегия развития страны. Совершенствование строительства гражданского общества. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2008 годов и кризис 2008-го. Структура экономики и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.

Человек и общество в конце XX-го — начале XXI веков

Новый облик российского общества. Социальная структура. Основные направления социальной политики. Демографическая проблема. Здравоохранение. Повседневная жизнь. Качество и уровень жизни. Модернизация бытовой сферы. Принятие новых правовых кодексов и правоприменительная практика. Россиянин в информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет.

Внешняя политика в конце XX-го — начале XXI веков

Внешнеполитический курс в годы президентства Б.Н. Ельцина. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Дальневосточное и другие направления политики России.

Культура и наука России в конце XX-го — начале XXI веков

Изменения в условиях развития культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные научные достижения. Конфессии и их роль в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Массовая культура.

Персоналии:

Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, B.C. Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, Б.А. Березовский, М.Б. Ходорковский, М.М. Фридман, П.О. Авен, В.А. Гусинский, В.О. Потанин, А.П. Смоленский, М.Ш. Шаймиев, А.И. Лебедь, Е.М. Примаков, Д.М. Дудаев, А.А. Масхадов, А.Х. Кадыров, В.А. Гергиев, И.Д. Кобзон, В.Т. Спиваков, Ю.А. Башмет, Д.Л. Мацуев, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, A.M. Шилов, Л.М. Рошаль, Ж.И. Алферов, В.Л. Гинзбург.

Понятия и термины:

«шоковая терапия», дефолт, ваучер, залоговый аукцион, либерализация цен, приватизация, Международный валютный фонд (МВФ), Конституционный суд, импичмент, олигархи, вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная торговля), «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), вертикаль власти.

События/даты:

1992 год, 2 января — начало экономической реформы

1992 год — указ президента РФ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров), начало приватизации госимущества

1993 год, январь — подписание договора СНВ-2 между Россией и США

1993 год, 25 апреля — референдум о доверии президенту Б.Н.Ельцину и Верховному совету

1993 год, 21 сентября — указ президента РФ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», объявление о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции

1993 год, октябрь — трагические события в Москве, расстрел Белого дома

1993 год, 12 декабря — принятие Конституции РФ и выборы в Госдуму

1994 год, декабрь — начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике

1995 год, июнь — нападение боевиков на Буденновск

1996 год — выборы президента РФ

1996 год — подписание перемирия в Чеченской республике

1998 год, август — дефолт, финансовый кризис

1999 год — возобновление военного конфликта на Кавказе

2000 год — выборы и вступление в должность президента РФ В.В.Путина

2000 год — создание института полномочных представителей президента РФ в федеральных округах, создание Государственного совета РФ

2000 год — утверждение новой концепции внешней политики РФ

2003 год — выборы в Государственную Думу

2004 год — избрание В.В. Путина президентом РФ на второй срок

2008 год — избрание Д.А. Медведева президентом РФ

2008 год, август — операция по принуждению Грузии к миру

2008 год — мировой финансовый кризис. Корректировка тактики социально-экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ

2008 год — закон об увеличении срока полномочий Государственной Думы до пяти лет и президента РФ до шести лет

2012 год — избрание В.В. Путина президентом РФ

Примерный перечень трудных вопросов истории России

Перечень трудных вопросов истории России составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.

Читайте так же:  Мировой суд города чайковский

1. образование Древнерусского государства и роль варягов;

2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

4. роль Ивана IV Грозного в российской истории;

5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач;

6. присоединение Украины к России (причины и последствия);

7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

10. причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

11. характер национальной политики большевиков и ее оценка;

12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;

13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

15. оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х;

20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Ликвидация системы советов произошла

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Артюшенко Олег Григорьевич

Сове́ты — избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской Империи (в 1905—1907 гг.), в Российской республике , в СССР , в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках . Возникли как органы руководства стачками , а в дальнейшем и руководства борьбой с правительством , в том числе и вооружённой [1] :129 .

В период Первой русской революции

8 марта 1905 года в городе Алапаевске был создан первый в России Совет рабочих депутатов. Однако, более известен общегородской Совет уполномоченных, организованный 15 мая 1905 года бастующими рабочими текстильных и ткацких предприятий в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново ) [4] . Это был собственно забастовочный комитет, управлявший стачечной борьбой по примеру заводских советов (а также рабочих советов ) в Европе. Подробнее см. Иваново-Вознесенские стачки , Иваново-Вознесенский общегородской совет рабочих депутатов .

Осенью 1905 года Советы рабочих, солдатских, железнодорожных, казачьих, матросских, батрацких и крестьянских депутатов организуются трудящимися во многих городах и посёлках. Депутаты избирались по производственному принципу — от коллективов рабочих фабрик, заводов, на сельских сходах и т. д. Возникая как органы для руководства восстанием, с победой восстания над местной властью они начинали действовать как революционная власть. Пропагандистами идеи «власти Советов», как высшей формы демократии , первоначально были Парвус и Л. Д. Троцкий (фактические лидеры Петербургского совета ), меньшевики , эсэры-максималисты . Большевики считали их зачаточными, разрозненными, стихийными, а потому бессильными органами революции. Позже В. И. Ленин выдвинул идею Советов как форму политической организации трудящихся в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата.

Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании.

Ленин «Победа кадетов и задачи рабочей партии». 1906 г.

В ходе первой русской революции возникли 62 Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 47 Советов возглавлялись большевиками или находились под их влиянием, 10 возглавляли меньшевики. [5]

Во время Декабрьского восстания в Москве , возглавляемый большевиками Московский Совет рабочих депутатов и Советы окраин руководили восстанием рабочих, став революционными органами власти. Советы были ликвидированы правительством после поражения Революции 1905—1907 года , депутаты подверглись преследованию.

В период Февральской революции

Немедленно после восстания в Петрограде было избрано два петроградских Совета — рабочих и солдатских депутатов, которые 1 марта объединились в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов [6] , осуществлявший власть в столице наряду с Временным правительством и вопреки ему, а кроме того, пытавшийся брать на себя полномочия всероссийского органа власти [7] .

Вслед за тем, Советы стали образовываться по всей стране, становясь органами диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Исполкомы Советов формируют рабочую милицию. Как правило создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникали Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронте функции Советов выполнялисолдатские комитеты (полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и прочие). На Всероссийском совещании Советов в марте-апреле 1917 г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В марте 1917 в городах и губерниях существовало около 600 Советов рабочих и солдатских депутатов.

На данном этапе развития советской власти нетрудовые классы (буржуазия, интеллигенция , служащие, учащиеся) на практике не имели возможности воспользоваться избирательным правом, хотя формально они не были лишены его, так как выборы в советы проходили не по территориальному, а по производственному принципу [1] :129 .

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА:

В википедии про советы вранье и это вполне естественно. Парвуса с троцким приплели, никогда не имевших никакого отношения к советам. Это говорит только о том, насколько важен вопрос о Советской власти советы — не стачкомы. Уже разница в названии указывает на разницу этих организаций. Стачечные комитеты возникли вместе со стачками (забастовками). Стачечные комитеты занимались организацией забастовок — постановка цели, планирование, проведение, организация связи с общественностью, материальное обеспечение забастовщиков — вот работа стачкомов. Советы возникли (стали известны для широкой грамотной публики) во время РЕВОЛЮЦИИ 1905 года. Советы возникли как форма власти. Они являлись центрами организации порядка новой революционной власти вместо власти царской администрации. Борьба с преступностью, городское хозяйство, организация работы предприятий, борьба с голодом, экономика города — вот сфера деятельности первых советов в далеко не полном объеме.
Советы были замечены многими партиями, но именно Ленин увидел в них форму власти трудящихся. До появления советов марксисты обсуждали формы власти — на основе теории маркса и пракктики Парижской Коммуны. Советы заявили о себе практически по всей стране — в считанные дни Советы возникли во всех уголках царской россии. Они возникли как полностью готовая форма власти, эффективно действующая власть и имели одинаковую структуру по всей стране. Принимая во внимание, что ни одна политическая партия до появления Советов не подозревала о возможности такой формы власти, можно сделать вывод, что Советы всегда были (на протяжении веков) в русской деревне, были тайной для царской власти и являются древнейшей формой русской власти. Троцкий и парвус здесь совершенно ни при чем.

Про Советы.

Главное — 1. Эта форма власти была в деревне давно (след первобытных коммун)

2. В европе о ней не слыхали до 1905 года.

3. Выбор не по деньгам а по авторитету среди трудящихся.

4. Организовывает все стороны жизни.

5. Мобильно реагирует на все возможные житейские проблемы.

6. Действует в интересах не меньшенства, а всего населения — большинства.

7. Даже набрав в верховный совет перестроечных предателей невозможно было допустить ворам жировать, пришлось в 1993 году расстреливать Белый дом.

Сила и эффективность Советов были замечены в революции 1905 года многими политиками, и в 1917 году буржуи решили перекрыть возможность настоящей Советской власти, и создали петросовет практически одновременно с временным правительством. Во главе пертросовета были те же представители временного правительства.

Двоевластие

В марте 1917 года в Петрограде оформляется режим двоевластия: с одной стороны, власть Госдумы и Временного правительства, с другой — власть Петросовета. Первоначально у руководства Петросовета, большинство которого составляли меньшевики и эсеры , не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру государственной власти. Противовесом Временному правительству Советы стали стихийно. В. И. Ленин, разглядев в советской системе власти инструмент с помощью которого возможно полное разрушение буржуазного государства, в силу своего прагматизма, согласился следовать за спонтанным творчеством народных масс, хотя и выступал ранее против этой формы власти. Он выдвинул в «Апрельских тезисах» идею передачи Советам всей полноты власти и лозунг: «Вся власть Советам!», характеризуя систему Советов как новый тип государства. При этом он уже тогда понимал, что после того, как вся полнота власти в государстве перейдёт к советам, следующим этапом борьбы за власть для его партии станет захват и большевизация уже самих советов [8] .

Однако меньшевики и эсэры, лидеры в большинстве Советов, расценили лозунг Ленина как экстремистский, будучи уверены в необходимости коалиции с буржуазией и преждевременности преобразований социалистического толка в России. Позднее, советской исторической школой период с февраля по июль характеризовался как «возможность мирного перехода власти к Советам». Союзники большевиков того времени — эсеры и меньшевики — считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии» [9] .

В армии и на флоте Временное правительство опиралось на традиционное командование, Петросовет — на солдатские и матросские комитеты. Власть Госдумы на местах опиралась на традиционные земства и городские думы, Петросовета — на Советы на местах. Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, невыборного органа, поголовно состоявшего из радикальной интеллигенции, представлявшей различные социалистические партии. Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху — выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу — неуправляемый сельский сход».

В течение марта 1917 г. Исполком Петросовета образовал ряд комиссий, параллельных соответствующим министерствам Временного правительства, и фактически превратился в теневое правительство . Были образованы комиссии по железным дорогам, почте и телеграфу, продовольствию, финансам, назначены комиссары в штаб Верховного Главнокомандующего и штабы Командующих фронтами и флотами. Также Исполком по своему усмотрению занимался законодательной деятельностью, в частности, выпустив декрет о восьмичасовом рабочем дне.

Основным механизмом режима «двоевластия» стала Контактная Комиссия исполкома Петросовета, образованная 8 (21) марта 1917 года [10] , и фактически осуществлявшая контроль Советов над Временным правительством «в целях осведомления Совета о намерениях и действиях Временного правительства, осведомления последнего о требованиях революционного народа, воздействия на правительство для удовлетворения этих требований и непрерывного контроля над их осуществлением». В состав Контактной комиссии входили Чхеидзе Н. С. , Скобелев М. И. , Стеклов Ю. М. , Суханов Н. Н. и Филлипповский В. Н.

Весной 1917 г. по инициативе Всероссийского совещания Советов (29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля) была начата подготовка к созыву высшего органа власти Советов — непостоянного Съезда Советов . 3-24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов . В течение 1917 года таких съездов было проведено два, в их отсутствие высшим органом считался ВЦИК в составе 320 человек (из них 123 меньшевика , 119 эсеров , 58 большевиков , 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей остальных партий). В период между Февральской революцией и I Съездом Советов, сформировавшим первый состав ЦИК летом 1917 года, высшей властью фактически являлся Исполком Петросовета. Даже после появления ВЦИК, Исполком Петросовета не оставил попыток вмешиваться в решение всероссийских дел, конкурируя таким образом с ВЦИК [7] .

К маю 1917 года было сформировано до 50 тыс. солдатских и матросских комитетов разных уровней, в которых состояло до 300 тыс. человек. Значительной революционной силой становится Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) во главе с Дыбенко П. Е. .

В российской промышленности шло стихийное формирование фабрично-заводских комитетов, выдвинувших лозунг рабочего контроля над производством. К июню 1917 года был сформирован Центральный совет фабрично-заводских комитетов, к октябрю 1917 такие комитеты были сформированы в 50 основных промышленных центрах.

Читайте так же:  Кодекс гражданский ст 244

В условиях России с её многовековыми сословными традициями Советы разделились на рабочие и солдатские секции, вплоть до 1918 года Съезды крестьянских депутатов проходили отдельно от Съездов рабочих и солдатских депутатов. Нормы представительства были не равными; так, при выборах первого в 1917 году состава Петросовета были приняты нормы: один делегат от тысячи рабочих и один от роты солдат (то есть примерно от ста человек).

На выборах I Съезда Советов крестьянских депутатов Организационным комитетом по созыву съезда была установлена норма: один делегат от 150 тыс. крестьян, в то же время на I Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов норма составляла — один делегат от 25 тыс. человек. Фактически, представительство было перекошено, в первую очередь, в пользу солдат, во вторую — в пользу рабочих. Отличались также нормы представительства рабочих крупных (один делегат от тысячи рабочих) и мелких предприятий (один делегат от каждого предприятия), в результате в первых составах Петросовета в 1917 году рабочие крупных заводов, составлявшие 87 % всех рабочих, направили столько же делегатов, сколько и рабочие мелких заводов [11] .

В целом система Советов в 1917 году отличалась значительным хаосом: кроме Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов на местах могли также существовать Советы военных депутатов, Советы матросских и офицерских депутатов, Советы безземельных крестьян, Советы казачьих депутатов, Советы студенческих депутатов [12] , Советы рабочих старост, Советы депутатов трудовой интеллигенции и т. д. По данным исследователя Бориса Колоницкого , в Прибалтике организовывались «Советы пасторских депутатов» [13] ; по другим источникам, предпринимались даже безуспешные попытки организовать «Совет дворянских депутатов». Нормы представительства при выборах на местах советов уровня волости также назначались хаотично: в Роминской волости избиралось по 3-10 депутатов от селения, в Подбужской — 3 депутата от 1000 избирателей, в Будской — 1 от 200, в Яровщинской — по 5 от селения, Пупповской — по 1 депутату от 10 дворов [14] ; как видно, не были унифицированы не только нормы представительства, но даже единицы измерения — в одних случаях это был двор, в других определённое количество жителей, в третьих — деревни в целом. Нормы представительства были унифицированы только большевистской конституцией 1918 года. При всей хаотичности власти Советов общим местом было то, что в Советах не был представлен буржуазный класс («цензовые элементы», «цензовая буржуазия»), составлявший большинство в Госдуме III созыва (см. Избирательная система 1907 года ). Следствием этого стало резкое преобладание в Советах представителей социалистов и анархистов.

Сравнивая степень представительности Временного правительства и Советов, историк Александр Рабинович писал, что последние были более представительны. В поддержку этого вывода историк приводил следующие аргументы: депутаты IV Думы избирались по нормам , исключавшим, по мнению Рабиновича, участие большинства населения в выборах; Советы представляли собой «низовые демократические организации», которые возникли в городах и сельской местности по всей стране; в мае в столице был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, а в июне — I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, которые избрали постоянно действующие органы — Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ЦИК) и Исполнительный Комитет Всероссийского Совета крестьянских депутатов (ИВСКД), «которые вместе были более представительны и благодаря поддержке рабочих, крестьян и особенно солдат потенциально более сильны, чем Временное правительство» [15] .

Июльское восстание

После поражения июльского восстания , возглавленного большевиками [16] , двоевластие закончилось и власть перешла в руки Второго коалиционного правительства, большевики быстро теряли популярность, их влияние в советах резко сократилось. Ввиду этого Шестой съезд РСДРП(б) снял лозунг «Вся власть Советам!», нацелив рабочих на подготовку вооруженного восстания.

После Корниловского выступления

В дни корниловского выступления для защиты революции через попавшие под влияние большевиков Советы происходила организация вооружённых отрядов — «красной гвардии» . После подавления выступления Корнилова популярность большевиков резко возросла. Прошедшие в сентябре перевыборы дали большинство во многих Советах большевикам. РСДРП(б) вновь выдвинула лозунг «Вся власть Советам!». При Советах создавались Военно-революционные комитеты .

Накануне Октябрьской революции действовало 1429 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 — Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись Исполнительным комитетом Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов уже после октябрьскго вооружённого восстания .

В период Октябрьской революции

После победы вооружённого восстания , 25 октября ( 7 ноября ) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов , решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передаётся вся государственная власть.

— Ленин , «Что такое Советская власть?»

Советы рабочих и солдатских депутатов исполняли функции власти в городе, а Советы крестьянских депутатов — на селе. Высшим органом власти в стране в период между Съездами Советов был Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). Временным рабочим и крестьянским Правительством являлся Совет народных комиссаров (СНК), избранный II Всероссийским съездом Советов. Все три государственных органа имели законодательные полномочия. 24 ноября 1917 года СНК принял Декрет о праве отзыва, вводивший право избирателей отзывать своих депутатов.По мнению российского политика- кадета А. А. Червен-Водали и министра внутренних дел во Всероссийском правительстве А. В. Колчака , «Советы основывались на насильственном навязывании всему населению воли небольшой его части» [17] .

Осенью 1917 года большинство крестьянских Советов находилось под влиянием эсеров, много эсеров было делегировано на Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10 (23) ноября —25 ноября ( 8 декабря ) и II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 26 ноября ( 9 декабря ) — 10 (23) декабря . Большевиков поддержали левые эсеры, и Съезды признали все декреты Советской власти и необходимость объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоялось слияние Центральных исполнительных комитетов Советов крестьянских депутатов и Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 года III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал альтернативой разогнанному Учредительному собранию . Была утверждена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , объявившая Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К марту 1918 года в основном завершился процесс объединения Советов на местах. Возникла единая система Советов. Местные советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. 15 (28) января 1918 года был принят Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии и Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (от слова «солдат» в Советской России отказались, как от «контрреволюционного» [1] :129 ).

По Конституции РСФСР 1918 года

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР , определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования.

На высшем уровне Советы представлял Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — высший орган власти в РСФСР. Таким образом, Съезды Советов рабочих и солдатских депутатов окончательно объединялись со Съездами Советов крестьянских депутатов, в 1917 году проходившими раздельно.

При этом сами выборы в высший орган власти оставались, как и в Российской империи , непрямыми и неравными ( дискриминационными ) [18] : корпус его депутатов составлялся из представителей городских советов«по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей» [19] :Cт.25 . Таким образом городской пролетариат получал преимущество перед сельским населением, имеющим право голоса. Сделано это было специально в интересах правящей партии большевиков, так как деревенские избиратели имели меньше склонности к большевизму, чем городские избиратели [7] . С другой стороны, подобное неравное представительство возникло ещё в феврале — марте 1917 года.

Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал свой постоянный орган — ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство — Совет Народных Комиссаров РСФСР .

Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 уполномачивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты.

Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов составлявшиеся из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы — исполнительные комитеты (Исполкомы).
В советских республиках и областях (Украина, Белоруссия и пр.) во главе системы Советов стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Была унифицирована также и структура Советов на местах. Попытки отдельных местных Советов учредить собственные Совнаркомы и даже «наркоматы иностранных дел» стали незаконными: ст. 48 Конституции устанавливала, что «звание Народного Комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может».

Конституция сохранила сложившуюся в 1917 году многоступенчатость выборов. Так, ст. 25 определяла, что Всероссийский Съезд избирается не напрямую, а городскими Советами и губернскими Съездами Советов. В свою очередь, согласно ст. 53 губернские Съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов, а волостные Съезды — из представителей отдельных сельсоветов. Нормы представительства, численность Советов и сроки полномочий депутатов впервые с февраля 1917 года были унифицированы (см. ст. 53, 54, 57 и т. д.)

Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет (или даже младше — если решение опонижении возрастной нормы примет местный Совет) и добывающие средства к жизни «производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда»: рабочие, земледельцы, служащие (вышеперечисленные категории — только при условии, что они не пользуются наёмным трудом с целью извлечения прибыли), солдаты и матросы «Советской армии» и все вышеперечисленные категории граждан, если они в какой-то мере лишились своей трудоспособности. Правом избирать и быть избранными наделялись так же и иностранцы, проживающие на территории Российской Советской республики и удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям — норма невиданная ещё в практике избирательного права. [7]

Для осуществления принципа диктатуры пролетариата избирательных прав были лишены лица:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В период Гражданской войны

В период Гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов , осуществлялась дальнейшая организация и развитие системы местных Советов на подконтрольных большевикам территориях. В декабре 1919 года был установлен сессионный порядок работы ВЦИК Советов, сессии созывались каждые два месяца. В декабре 1920 года Президиум ВЦИК, проводивший заседания ВЦИК, наблюдавший за выполнением его постановлений, назначавший наркомов и пр., был наделен законодательными полномочиями.

Читайте так же:  Заявление об установлении факта имени

Органом управления, сосредоточившим всю власть в области обороны, в ноябре 1918 года стал Совет Рабочей и Крестьянской обороны (СРКО), преобразованный в апреле 1920 в Совет Труда и Обороны (СТО) на правах комиссии при СНК . Возникли чрезвычайные органы власти — Революционные комитеты (Ревкомы) для организации обороны, поддержания порядка, проведения мобилизации и прочее. 2 сентября 1918 для осуществления руководства вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет).

На первоначальном этапе в Советах, особенно в сельской местности, существовала многопартийность (был представлен спектр левых партий). Однако уже в то время партия большевиков заявила претензию на монопольное руководство деятельностью Советов через партийные фракции. Не всегда подобные стремления большевистской партии к контролю над Советами осуществлялись демократическим путём. 14 июня 1918 г. ВЦИК исключил социал-демократов (меньшевиков) и эсеров (всех, кроме левых эсеров) их советов, мотивируя это решение участием этих партий в вооружённой борьбе против «советской власти» (а на деле против власти большевиков). После разгрома июльского восстания левых эсеров в том же году и запрета их партии, из Советов исключили и их. После этого Советы де-факто превратились в чисто-большевистские органы, которые руководствовались в своих решениях инструкциями ЦК РКП(б) [1] :130 . Повсеместно по советской стране большевики разгоняли те Советы, в которых в результате выборов преобладание получали иные партии [7] . К примеру, в Одессе , одном из крупнейших центров советской Украины, большевики, при помощи ревкомов, изгоняли из советов неугодных им депутатов (избранных, тем не менее, согласно действующей системы выборов), добиваясь таким образом безусловного подчинения Советов местным ячейкам большевистской партии [20] [21] . Как было заявлено в постановлении VIII съезда РКП(б) , «коммунистическая партия особенно добивается проведения своей программы и своего полного господства в современных государственных организациях, какими являются Советы» [22] .

По Конституции СССР 1924 года

22 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР и Конституциях союзных республик отразились изменения в системе Советов. Съезд Советов СССР стал верховным органом власти, созывался один раз в год, по требованию — созывался чрезвычайный Съезд. Он составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений — по 1 депутату на 25 тыс. жителей (рабочих) и из представителей губернских съездов Советов — по 1 депутату на 125 тыс. жителей (крестьян).

Для руководства страной в период между Съездами избирался Центральный исполнительный комитет СССР , в свою очередь избиравший Президиум ЦИК СССР из 21 члена. Президиум созывал очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год. ЦИК состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов СССР избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), автономных областей РСФСР (по одному от каждой) и утверждался Съездом Советов СССР.

ЦИК СССР образовывал исполнительный и распорядительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР во главе с Председателем СНК СССР.

В союзных и автономных республиках власть осуществляли Съезды Советов. На период между съездами они избирали ЦИКи республик, которые образовывали свои исполнительные органы — СНК республик . Краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные Съезды Советов, избираемые Советами депутатов городов и селений, избирали свои исполнительные органы — Исполнительные Комитеты и их Президиумы. С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы.

Депутаты избирались трудящимися прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц, лишённых избирательных прав ( лишенцев ), аналогичный Конституции РСФСР 1918 года . Количество лишённых избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2 %, в 1934 году — 2,4 %.

По Конституции СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата — победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18 летнего возраста, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР , избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по норме: 25 депутатов от союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от автономной области и 1 от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР (после 1946 г. — Совет Министров СССР ), высший исполнительный и распорядительный орган. Аналогично формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись Исполнительные Комитеты . Все Советы избирались гражданами по установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы норме представительства.

При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако, негативное отношение партийной номенклатуры [23] помешало воплотить это в жизнь.

На XIX съезде ВКП(б) в 1952 году партийные органы были отграничены от Советской власти, однако быстро вернулись к прямому руководству после смерти И. В. Сталина . [24]

По Конституции СССР 1977 года

Основная статья: Конституция СССР 1977 года

Все Советы депутатов трудящихся избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик — на 4 года, местные Советы — на 2 года. Советы образовывали систему, низовым уровнем которой были сельские и поселковые Советы, высшим — Верховный Совет СССР . Советы были обязаны систематически отчитываться перед населением в своей работе.

Верховный Совет СССР был высшим представительным и единственным законодательным органом в СССР. Верховные Советы союзных и автономных республик — высшими органами власти на территории республик. Местные Советы — органами власти на территории административно-территориальных единиц (краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов). Полномочия каждого уровня системы местных Советов подробно определялись Указами Президиума Верховного Совета СССР, законами союзных и автономных республик. Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1968), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» (1971), «Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся» (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971).

Верховный Совет избирал Совет Министров СССР , а Советы республик избирали Советы Министров союзных и автономных республик. Местные Советы избирали из числа депутатов Исполнительные Комитеты (Исполкомы) — исполнительные и распорядительные органы Советов, подотчетные им и вышестоящим исполкомам.

Исполкомы созывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов. Советы образовывали отраслевые депутатские комиссии.

Значение Советов

Поначалу обретение Советами власти происходило даже вопреки намерениям их руководства (эсеров и меньшевиков)… …Та сила, которая стала складываться сначала в согласии, а потом и в противовес Временному правительству и которую впоследствии возглавили большевики, была выражением массового стихийного движения. Идейной основой его был не марксизм и не идеология, а народная философия более фундаментального уровня. Сила эта по своему типу не была «партийной». …На уровне государства это был, конечно, новый тип, но на уровне самоуправления это был именно традиционный тип, характерный для аграрной цивилизации — тип военной, ремесленной и крестьянской демократии доиндустриального общества. В России Советы вырастали именно из крестьянских представлений об идеальной власти. .. Совет, имея авторитет в среде рабочих и солдат, оказался гораздо более дееспособным, чутким и гибким в создании условий жизни граждан. [25]

По мнению ряда исследователей, Советы всех уровней в СССР до 1989 г. не обладали никакой реальной властью и выполняли чисто декоративные функции [26] [27] [28] . В своём исследовании советской системы историк Михаил Восленский писал [26] :

Центрами принятия решений являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба в СССР.
Верховным органом партийных комитетов КПСС являются, — в полном соответствии с партийным уставом, — пленумы этих комитетов, то есть собрания всех их членов. Но фактически не пленумы решают вопросы. Их решают бюро (в ЦК КПСС — Политбюро) и секретариаты партийных комитетов. Здесь принимаются окончательные решения. На рассмотрение пленумов выносятся лишь немногие из них, причем только для проформы.

В феврале 1979 г. возникла группа «Выборы-79», члены которой намеревались явочным порядком осуществить предоставляемое Конституцией СССР право выдвижения независимых кандидатов на выборах в Верховный Совет СССР . Были выдвинуты кандидатуры Роя Медведева и Людмилы Агаповой, жены невозвращенца Агапова, добивавшейся выезда к мужу. Группа подала документы на регистрацию этих кандидатов, но не получила ответа к положенному сроку, в итоге соответствующие избирательные комиссии отказали в регистрации кандидатов. [29]

Другие статьи:

  • Банкротство торвз Торжокский вагоностроительный завод банкротство Торжокский вагоностроительный завод банкротство Дорогие читатели! Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи. Для оперативного […]
  • Основные законы в области охраны окружающей среды рф Основные законы в области охраны окружающей среды рф Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной […]
  • Обучение экспертиза и оценка недвижимости Профессиональная переподготовка Оценщиков в РЭУ им. Г.В. Плеханова ФАКУЛЬТЕТ « БИЗНЕСА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » (ФБДО) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Программа профессиональной переподготовки «Оценочная […]
  • Пенсия для военных с 1 января 2019 года расчет Калькулятор (ПРОЕКТ) военной пенсии за выслугу лет на 2019 г. Данный калькулятор подготовлен специалистами юридической компании "Стратегия" Все права защищены! *Следует учитывать, что в соответствии со ст. 45 "г" и ст. 46 ч. 1 Федерального закона от 12 февраля […]
  • Возврат качественного товара в течении 14 дней Какие права у потребителя при возврате любого товара по закону? Несмотря на то, что закон, защищающий потребителей от недобросовестных продавцов, был принят более двадцати лет назад, не все граждане знают, что могут возвратить в магазин товары, которые им не […]
  • Нотариус советского района по буквам Нотариус советского района по буквам Информация о ведении наследственных дел нотариусами ТОНП Оформление наследственных прав к имуществу умерших после 1 января 2015 года осуществляется у любого нотариуса нотариального округа по месту жительства […]
  • Полномочия территориального фонда обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - юридическое лицо, созданное Республикой Дагестан в организационно-правовой форме государственного социального фонда, некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная для […]