Трудовой договор с ирс

Содержание:

Трудовой договор с ирс

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Под редакцией И.А.Семенякина

Краснодар, Совет. Кубань, 2009, 136 страниц

Сборник предназначен для руководителей организаций, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, работников кадровых служб, индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, в Краснодарском крае. В сборнике подробно изложены права, обязанности и ответственность трудовых мигрантов и их работодателей в соответствии с российским миграционным законодательством по состоянию на 1 октября 2009 г., приведены перечни документов и формы заявлений, которые потребуются при въезде в Российскую Федерацию и оформлении разрешительных документов на труд.

Сборник содержит обширную информацию о миграционном законодательстве и разъяснения нормативных правовых актов, анализ сложившейся практики оформления документов на работу и рекомендации по упрощению прохождения процедур, связанных с трудоустройством мигрантов,

В сборнике использованы рекомендации и текстовые фрагменты памяток иностранным гражданам, опубликованные на официальных сайтах ФМС России, ПФР России, ФНС России, МИД РФ, Роструда и Бюро Международной организации по миграции в Москве.

Основные понятия, часто используемые в данном пособии

Часть I.
ПРИБЫТИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, ЗАПОЛНЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ КАРТЫ И ПОСТАНОВКА НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ

1. Документы, необходимые иностранному гражданину для въезда в РФ
2. Миграционная карта
3. Оформление приглашения и визы
4. Правила временного пребывания в России

Часть II.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ СТРАН С ВИЗОВЫМ РЕЖИМОМ ВЪЕЗДА

1. Оформление разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы
2. Оформление разрешения на работу
3. Трудоустройство иностранного гражданина
4. Расторжение трудовых договоров досрочно и аннулирование разрешений на работу

Часть III.
ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА РАБОТУ ДЛЯ ГРАЖДАН ИЗ ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ УСТАНОВЛЕН БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА

1. Получение первичного разрешения на работу
2. Трудоустройство и заключение трудовых отношений
3. Продление разрешения на работу при трудоустройстве
4. Правила расторжения трудовых договоров

Часть IV.
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИВЛЕКАЮЩИХ И ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНОСТРАННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ

1. Участие в заявочной кампании на квоту и соблюдение обязанностей работодателя в сфере занятости
2. Заключение трудовых отношений с иностранным работником
3. Подача уведомлений о привлечении и использовании иностранных работников
4. Запрет на привлечение и использование труда иностранных граждан
5. Проведение

Часть V.
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ТРУДУ

1. Трудоустройство иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ
2. Трудоустройство граждан, имеющих разрешение на временное проживание в РФ
3. Трудоустройство иностранных граждан-преподавателей
4. Трудоустройство иностранных граждан-студентов
5. Трудоустройство иностранных граждан в сфере торговли и спорта
6. Трудоустройство иностранных граждан, прибывших из Киргизской Республики
7. Трудоустройство иностранных работников, прибывших из Эстонии и Латвийской Республики
8. Трудоустройство граждан Республики Беларусь
9. Трудоустройство иностранных граждан, имеющих статус беженцев и вынужденных переселенцев
10. Трудоустройство иностранных граждан по ряду профессий, которые не входят в квоту на выдачу разрешений на работу
11. Особенности отправления иностранных работников в командировки
12. Особенности работы иностранных граждан на «олимпийских» объектах
13. Категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок трудоустройства
14. Оформление индивидуальной предпринимательской деятельности

Часть VI.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1. Ответственность иностранного гражданина
2. Ответственность работодателя

Часть VII.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОГО И ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

1. Иностранные граждане как налогоплательщики
2. Пенсионное страхование иностранного гражданина
3. Медицинское страхование иностранного гражданина

Приложение 1
Образцы основных документов

Приложение 2
Адреса и телефоны подразделений УФМС России по Краснодарскому краю

Приложение 3
Адреса и телефоны международных и общественных организаций, представительств, консульств, национальных диаспор Краснодарского края, «горячих линий» ряда ведомств

ТЕЛЕФОНЫ «горячих линий» городских и районных центров занятости населения Краснодарского края

Приложение 4
Порядок медицинского освидетельствования иностранных граждан в Краснодарском крае. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ

Приложение 5
Права иностранных граждан в случае задержания или ареста

Приложение 6
Список основных нормативных документов в сфере трудовой миграции

ИРС и срочный трудовой договор

Мы получили разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Собираемся оформить с этими работниками трудовые отношения. Подскажите, как правильно прописать в трудовом договоре, то что они у нас будут работать 1 год (так как, разрешение выданно на год). Спасибо.

Включить в трудовой договор условие о том, что он заключен на определённый срок – 1 год (ст. 58 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранным работником

Безусловно, практически каждый работодатель хотя бы раз в своей практике сталкивался с проблемой приема на работу иностранного гражданина или лица без гражданства. В рамках одной статьи практически невозможно описать и разъяснить все аспекты данной темы, но можно дать общее представление о мерах, связанных с приемом иностранных граждан.

С одной стороны часть 3 статьи 62 Конституции РФ гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. А, следовательно, на них так же как и на граждан РФ распространяется ч.1 ст.37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Но следует учитывать, что определен круг некоторых исключений, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Для начала попробуем разобраться кто такой иностранный гражданин? Казалось бы — все предельно просто. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданства (подданства) иного иностранного государства. Но понятие «иностранный гражданин» немного шире. Оно включает в себя так же «лиц без гражданства» — то есть физических лиц, не являющихся гражданином РФ и не имеющих доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На территории Российской Федерации установлен разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников.
Основными правовыми актами, регулирующими отношения по трудоустройству иностранных граждан на территории РФ, являются — Трудовой кодекс РФ, Федеральный Закон от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее Закон № 115-ФЗ) и Указ Президента от 16.12.1993 за № 2146 «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» (с изм. и доп. от 05.10.2002г.).

Есть основное правило, которого должен придерживаться российский работодатель, пожелавший принять на работу иностранца. Ему необходимо получить разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Итак, работодатель, пригласил иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключил с иностранным работником в РФ трудовой договор. Теперь попробуем выяснить, что же включается в его обязанности:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
5) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением им законодательного порядка привлечения и использования иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанное требование не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации;
3)являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6)обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7)обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8)приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Читайте так же:  Как объединить собственность

Существуют случаи, когда разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

Например, если иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность либо является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Указанный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется к лицам, которые:

1) официально признаны беженцами;
2) постоянно проживают на территории Российской Федерации;
3) получили убежище на территории Российской Федерации;
4) подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Также он не применяется к:

1) деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
2) работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатически статусом, находящихся на территории Российской Федерации;
3) религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
4) членам экипажей российских морских и речных судов;
5) студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
6) корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;
7) лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
8) лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Таким образом указанные лица приобретают особый вид трудовой правосубъектности. Их правосубъектность ограничена в определенных сферах деятельности (запрет на службы в милиции, таможенных органах прокуратуре и т.д.), однако в отношении их не применяется разрешительный порядок их найма на работу.

Особенности трудового договора данных категорий работников вряд ли подлежат рассмотрению, поскольку вне специального порядка привлечения иностранной рабочей силы такие особенности практически отсутствуют. Заключения, изменение и расторжение трудового договора происходит в общем порядке и не позволяет выявить какие-либо существенные различия по сравнению с соответствующими процедурами с участием российских граждан.

Трудовой Кодекс РФ не ограничивает иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы действия трудового законодательства России.

Главной особенностью регулирования труда иностранных граждан являются ограничения при приеме на работу.

Так ст.14 Закона № 115-ФЗ запрещает иностранному гражданину:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено еще одно ограничение трудовых прав иностранных граждан. Правительству РФ делегировано полномочие установить Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ.
Особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами существуют уже на стадии предварительных переговоров.

Беря во внимание указанный выше разрешительный порядок привлечения на работу иностранцев, работодатель сначала проводит переговоры с иностранным работником. Оговаривает условия контракта и представляет этот контракт в Федеральную миграционную службу, наряду с заявлением и предложением (заключением) органа исполнительной власти региона.

Даже после достижения соглашения по условиям контракта он тем не менее еще не является заключенным. Заключение его становится возможным только после получения разрешения от Федеральной миграционной службы.

После заключения контракта работодатель направляет в Федеральную миграционную службу сведения об этом контракте.
Следует учитывать, что договор с иностранными гражданином может быть заключен сроком не более чем один год, поскольку именно на этот срок выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Соответственно, на этот же срок продлевается и действие контракта.

Довольно часто возникает неопределенность в вопросе о возможности включения в трудовой договор с иностранным работником условия об испытании. Законодательство каких-либо ограничений на этот счет не содержит, а следовательно можно сделать вывод, что установление испытания возможно. Но попробуем посмотреть на данный вопрос с другой стороны. Когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Целью же установления испытания является проверка соответствия работника. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта. Так что в нашей ситуации установление испытания представляется не нелогичным.
Но несмотря на всю свою нелогичность увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно.

Следует уточнить, что трудовой договор ущемляющий права и свободу иностранных граждан признается недействительным.
Как уже отмечалось законодательством установлены определенные особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками.

В частности это касается перевод иностранных работников.

Российское трудовое законодательство устанавливает следующие виды перевода:
— перевод на другую работу в той же организации;
— перевод в другую организацию;
— перевод в другую местность вместе с организацией;
— перевод в другую местность без организации.

Перевод иностранного работника в другую организацию, а также перевод в другую местность без организации прямо запрещены, так как разрешение не подлежит передаче другим работодателям.

Также установлено, что привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Сложнее решается вопрос с переводом на другую работу на том же предприятии. Смены работодателя и передачи разрешения не происходит. Однозначного запрета на перевод иностранного работника на другую работу законодательство не содержит. Тем не менее представляется, что иностранный работник не может быть переведен на другую работу, поскольку в разрешении, выдаваемом Федеральной миграционной службой, указывается профессия привлекаемого работника. Кроме того, в подтверждении на право трудовой деятельности прямо указывается, что подтверждение действительно для профессиональной деятельности у указанного работодателя в качестве работника по определенной профессии (должности).

Еще больше неясности вызывает ситуация с переводом иностранного работника в другую местность вместе с организацией. Как и в предыдущем случае смены работодателя и передачи разрешения не происходит. Так же не происходит изменения характера выполняемой работы — изменяется только место ее выполнения. Будет ли такой перевод соответствовать законодательству?

Положительный ответ можно дать в том случае, когда перевод организации происходит на территории одного субъекта Российской Федерации. Поскольку решение Федеральной миграционной службы России о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдается на основании предложения (заключения) органа исполнительной власти данного региона, такое разрешение вне всякого сомнения продолжает действовать при перемене места нахождения юридического лица, происходящего в пределах территории данного региона.

Вопрос же о необходимости получать новое разрешение в случае перевода иностранного работника вместе с организацией в другой субъект Российской Федерации остается открытым.

Помимо перевода изменение трудового договора возможно еще в случае изменения существенных условий труда. Для того чтобы понять значение таких изменений в отношении иностранного работника необходимо установить правовое значение проекта трудового контракта или иных документов, подаваемых в Федеральную миграционную службу и подтверждающих предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Если данный контракт носит чисто формальное значение, то изменение существенных условий труда возможно (за исключением, быть может, только изменения наименования должности, поскольку в данном случае может возникнуть несоответствие с должностью, указанной в разрешении на право трудовой деятельности). В пользу данной трактовки говорит тот факт, что ни разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, ни подтверждение на право трудовой деятельности не содержат ссылки на проект контракта, либо какие-то аналогичные документы.

Однако возможно и другое решение данного вопроса. Изменение существенных условий труда может рассматриваться Федеральной миграционной службой как отклонение от условий, на которых выдано разрешение. Добавляет неопределенности в эту ситуацию и то, что положение не определяет форму и состав сведений, о заключении контрактов на основании разрешения, которые должны представить работодатели.

Читайте так же:  Федеральный закон о рыбной ловле

Более правильным представляется все же первое решение. Изменение условий уже действующего конкретного трудового контракта вряд ли может повлиять на состояние занятости в регионе.

С другой стороны, экономическая обстановка в стране может предопределять необходимость корректировки ряда условий трудового договора. Например при резком росте инфляции администрация вынуждена увеличивать заработную плату для сохранения квалифицированный кадров. И связывать с таким изменением прекращение действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может поставить предприятие в крайне сложное положение.

Необходимо сказать несколько слов о временных переводах, производимых в соответствии Трудовым Кодексом, т.е. о переводе на другую работу в случае производственной необходимости и переводе на другую работу в случае простоя. Законодательство не предусматривает исключения для данного вида переводов. Из чего следует заключить, что данные нормы к иностранным работникам применяться не могут

Трудовой договор с иностранными гражданами прекращаться по тем же основаниям, что и с российскими работниками.
Единственным исключением из общих правил, установленных Трудовым Кодексом РФ является перевод на другую работу, а также призыв или поступление на военную службу.

Но помимо основных правил, в отношении иностранных работников существуют и определенные особенности.
Так трудовые отношения с данной категорией работников могут быть прекращены при истечении срока указанного в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы.
Стоит отметить, что при расторжении трудового договора разрешение так же прекращается свое действие.

В отношении досрочного прекращения трудовых отношений с иностранными работниками Министерство труда РФ дало достаточно интересное разъяснение, относящееся, правда, только к конкретной ситуации. В письме от 4.04.94 № 6 «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (зарегистрированного в Минюсте 11.04.94 № 542) в отношении прекращения трудовых отношений в связи с отсутствием разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, указывается следующее:
«Поскольку увольнение по указанному основанию производится не по инициативе работника, то уволенным работникам должны предоставляться льготы и компенсации. установленные действующим законодательством, в частности компенсация расходов, связанных с переездом (ч. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»), а также льготы и компенсации, предусмотренные индивидуальным трудовым договором (контрактом)».

Данное правило, отвечающее требованию социальной справедливости, в том же время имеет сомнительную правовую основу. Поскольку законодательство не содержит норм, распространяющих действие указанного закона на иностранных граждан, не работающих в соответствующих местностях. Принятие такого разъяснения было вызвано неопределенностью в вопросе о гарантиях прав иностранных работников в случаях досрочного прекращения трудовых отношений, при отсутствии виновных действий сторон.
Прекращение действия разрешения при отсутствии виновных действий сторон предусмотрено законодательством. В соответствии с указанным пунктом в случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

Как уже было сказано, прекращение трудового договора влечет прекращение действия разрешения на использование иностранной рабочей силы.

Однако не вполне понятна судьба данного разрешения в случае, когда иностранный работник был незаконно уволен из организации и впоследствии восстановлен. Следует предположить, что в этом случае действие разрешения восстанавливается и действует до срока его окончания.

Однако если восстановление не может иметь место после окончания срока действия разрешения. В этом случае иностранному работнику должна быть выплачена средняя заработная плата за все время вынужденного прогула с момента увольнения и до окончания срока действия разрешения. Само же восстановление невозможно, поскольку срок разрешения истек, и право на осуществление трудовой деятельности в РФ прекратилось.

Как уже отмечалось выше, некоторые исключения устанавливаются не только федеральным законом, но и международным договором РФ. Поэтому, принимая иностранного гражданина на работу, необходимо выяснить, не заключен ли Российской Федерацией соответствующий международный договор с государством, гражданином которого является принимаемый иностранный гражданин.
Международный договор может содержать положения, касающиеся не только процедуры приема на работу, но содержания трудового договора.

Примером подобного международного договора может служить Договор от 08.12.1999 г. о создании Союзного Государства, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Договор). С вступлением данного договора прекратил свое действие Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.1996 г. Но правовые акты, принятые в рамках Сообщества России и Белоруссии до заключения Договора, продолжают действовать в части, не противоречащей ему. Одним из таких актов является Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4, которым установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования и привлечения иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется, а, следовательно, граждане Республики Беларусь осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в том же порядке, что и российские граждане.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что общим правилом и проблемой приема иностранных граждан на работу является получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а так же получение самими работниками разрешения на работу на территории России.

На данный момент вопрос работы иностранных граждан на территории Российской Федерации законодательством урегулирован не совсем полно, что часто приводит к ошибкам и нестыковкам.

Привлечение иностранной рабочей силы на работу в 2019 году

Правила оформления иностранных граждан на работу

Закон о привлечении иностранной рабочей силы

Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ГУВМ МВД (ФМС) и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).

Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:

1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:

  • права и обязанности для иностранных граждан,
  • сроки постановки на миграционный учет по месту проживания для лиц, временно или постоянно проживающих,
  • место пребывания для лиц, временно пребывающих на территории РФ.

2. ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) регулирует правовое поле, в рамках которого иностранные граждане находятся на территории РФ, и самое главное — право, по которому они могут осуществлять трудовую деятельность. Можно выделить:

  • главные принципы и понятия миграционного права,
  • способы взаимодействия иностранцев с государственными органами.

3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).

  • Суть: трудовые отношения, в которых участвуют иностранные граждане, регулируются согласно нормам российского трудового права. Т.е. иностранные работники имеют право на законодательную защиту своей трудовой деятельности и несут ответственность наряду с гражданами Российской Федерации. Исключения: организация, привлекающая иностранных граждан на работу, при оформлении в компанию должна заключить с ним бессрочный трудовой договор, который должен содержать сведения об основании приема сотрудника на работу, такие как патент или разрешение на работу, данные о страховке ДМС.
  • Статьи в отношении увольнения иностранных граждан.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI — подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.

  • Суть: граждане этих четырех стран могут осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов.

Порядок привлечения иностранной рабочей силы с 2015 года и правила привлечения мигрантов на работу в 2019 году

Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.

«Временно пребывающий»

  • иностранец, который прибыл по визе или в безвизовом порядке в РФ
  • получил миграционную карту, но не имеет таких документов, как разрешение на временное проживание или вид на жительство

«Временно проживающий»

  • иностранец, которым был получен документ — разрешение на временное проживание

«Постоянно проживающий»

  • иностранец, получивший вид на жительство

Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, – разный.

Далее мы рассмотрим особенности привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ более подробно.

Порядок привлечения иностранных работников с РВП и ВНЖ – привлечение на работу иностранцев в статусе «временно проживающий» и «постоянно проживающий» и его оформление в компанию

Привлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу – это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).

Читайте так же:  Приезжать в увольнение

Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:

  • Паспорт
  • Вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ
  • Трудовая книжка образца РФ (если такой нет, работодатель обязан ее завести)
  • СНИЛС
  • ИНН

После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ГУВМ МВД (ФМС).

Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ГУВМ МВД (ФМС) по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГУВМ МВД (ФМС).

Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан в статусе временно пребывающего иностранца и его оформление в компанию

В данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.

Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту)

Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.

1. Для трудоустройства такому гражданину потребуется получить патент

2. Работодателю НЕ НУЖНО получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2019 году.

Для того что бы оформить на работу иностранца с патентом, от такого сотрудника работодателю потребуются следующие документы:

  • Паспорт
  • Патент
  • Миграционная карта
  • Чек об оплате ежемесячного авансового платежа по патенту
  • Регистрация
  • Полис ДМС
  • Трудовая книжка
  • СНИЛС
  • ИНН
  • Документ об образовании

При наличии всех перечисленных выше документов работодатель может заключать трудовой договор. При этом необходимо помнить о том, что нужно отправлять в ГУВМ МВД (ФМС) уведомления о привлечении иностранного работника и заключении с ним трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения.

Порядок привлечения визовых иностранных граждан с разрешением на работу

А вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.

Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.

Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:

1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы – подробнее о квотах на иностранных работников читайте ниже

2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в РФ

3. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в РФ

4. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

5. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу

Документы, которые получает организация:

  • Квота на привлечение иностранной рабочей силы
  • Разрешение на привлечение иностранных работников
  • Приглашение для самого иностранца.

Документы, получаемые иностранцем:

  • Копия паспорта с переводом
  • Виза
  • Миграционная карта
  • Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина
  • Полис добровольного медицинского страхования
  • Документ об образовании/ квалификации/ наличии специальных знаний
  • Разрешение на работу
  • Трудовая книжка (российский образец). Если ее нет, её оформляет работодатель
  • СНИЛС
  • ИНН

При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить ГУВМ МВД (ФМС) о данном факте.

Разрешение и квота на привлечение иностранных граждан к работе

Для начала разберемся, что такое «квоты на привлечение иностранной рабочей силы».

Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, то есть максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.

В 2019 году квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом режиме.

Для того чтобы организация могла получить такую квоту, она должна каждый год писать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения.

При том, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников на 2019 год, заявление нужно было подать до первого августа 2017 года. При этом у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.

Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих

  • Выдачей квот на привлечение иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге занимается Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов». Туда же и следует подавать заявку о необходимости в привлечении трудовых мигрантов к работе. Заявка должна быть подана в установленные службой труда и занятости населения сроки, которые можно найти на их официальном сайте.
  • Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы в 2019 году будущему работодателю необходимо подать в «Центр трудовых ресурсов» следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости». С правилами регистрации и заполнения заявки можно ознакомиться по этой ссылке.

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

  • После подачи всех документов в «Центр трудовых ресурсов» заявка рассматривается в двадцати пятидневный срок, после чего выносится решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказ в выдаче квоты.

Уведомление о привлечении иностранных работников

Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ГУВМ МВД (ФМС) и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.

Процедура не сложна – работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ГУВМ МВД (ФМС) лично или по почте.

Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников — это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.

Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ГУВМ МВД (ФМС) при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.

Бланк «Уведомление о привлечении иностранных работников» 2019

Форму «Бланк уведомления о привлечении иностранных работников в 2015 году» можно скачать на сайте ГУВМ МВД (ФМС) или по ссылкам:

Другие статьи:

  • Приказ на переход фгос в доу Материал по теме: Основные отличия ФГОС от ФГТ На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 ) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены […]
  • Приказ минобрнауки россии 531 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 июля 2013 г. № 531 г. Москва Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 июля 2013 г. № 531 г. Москва "Об утверждении образцов и […]
  • Транспортный налог ярославская область оплата Транспортный налог ярославская область оплата от 05.11.02 N 71-з О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 1. Общие положения 1. Настоящим Законом на территории Ярославской области вводится транспортный налог (далее - налог), устанавливаются ставки […]
  • Образец заявление копии карточки подписей Заявление на предоставление заверенных Банком копий нотариально заверенных карточек с образцами подписей и оттиском печати Главная > Документ В ОАО Банк ОТКРЫТИЕ» От ____________________________________ (указать наименование и р./сч клиента ) на предоставление […]
  • Приказ 389 от 30042012 года Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 19.06.2014) Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ […]
  • Приказ об обучении работников охране труда образец ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации Автор: admin. 18 Сен 2009 в 19:42 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации. « _______________» (наименование […]
  • Аджигардак проживание частный сектор Отдых на горнолыжном курорте Аджигардак горнолыжный курорт Аджигардак Коттедж для отдыха, горнолыжный курорт Аджигардак Коттедж находится на окраине города Юрюзань, рядом с горнолыжным курортом «Завьялиха». Новый коттедж (2009 год строительства) расположен на […]