Судебная экспертиза правовое регулирование

Судебная экспертиза: правовое регулирование, организация, современные возможности

(Нестеров А. В.) («Журнал российского права», 2005, N 8)

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

А. В. Нестеров, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Государственного университета Высшая школа экономики, доктор юридических наук.

Книга Елены Россинской «Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе» посвящена рассмотрению теоретических и организационных основ судебной экспертизы, порядку назначения и производства экспертизы, оценке и использованию ее результатов в судопроизводстве. ——————————— Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2005. 656 с.

Происходящие в последние годы в России социально-экономические преобразования, укрепление рыночных отношений, тенденции к построению правового государства явились причинами возросшей потребности граждан и юридических лиц в высококвалифицированной юридической помощи. Однако сложившаяся система юридического обслуживания организаций и населения традиционно обеспечивает, в основном, нотариальную или адвокатскую поддержку. Между тем такой важнейшей сфере юридической деятельности, как производство различных судебных экспертиз, уделяется явно недостаточное внимание. До сих пор незначительное место занимает применение специальных знаний при разрешении гражданских дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Практически не используются судебно-экспертные исследования в производстве по делам об административных правонарушениях. В то же время доказательственная база, полученная в результате производства судебных экспертиз, дает возможность быстро и обоснованно выносить решения при рассмотрении дел. Социально-экономические процессы последних десятилетий сопровождаются криминализацией общества, ростом и видоизменением структуры преступности, в которой все более значительное место занимает деятельность организованных, технически хорошо оснащенных криминальных групп, располагающих значительной материальной базой, что существенно осложняет выявление и расследование преступлений, обусловливает возрастание роли специальных знаний в доказывании и в первую очередь основной процессуальной формы их применения — судебной экспертизы. Принятие нового процессуального законодательства РФ, а также Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» 2001 г. расширяет возможности использования специальных знаний в судопроизводстве. Однако зачастую квалифицированные юристы, в том числе следователи, дознаватели, судьи, адвокаты, лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, весьма смутно представляют себе возможности судебной экспертизы (не говоря уже о гражданах). Несмотря на то, что многие экспертные исследования могут способствовать защите прав и законных интересов предпринимателей и потребителей, открывающиеся при этом широкие возможности вовсе неизвестны населению и хозяйствующим субъектам. В этих вопросах они привыкли всецело полагаться на помощь юристов. Имеющаяся литература по вопросам судебной экспертизы за редким исключением ориентирована почти исключительно на проблемы назначения и производства экспертиз по уголовным делам. К тому же эти публикации разрозненны, носят ведомственный характер и посвящаются обычно одному или нескольким родам экспертиз. Книга Е. Р. Россинской с успехом восполняет этот пробел, что делает ее весьма актуальной. В монографии рассмотрены серьезные проблемы общей теории судебной экспертизы, теоретические вопросы правового регулирования этого института, намечены и обоснованы пути разрешения существующих противоречий. Первый раздел посвящен теоретическим, процессуальным и организационным основам судебной экспертизы. Рассматриваются современные процессуальные и непроцессуальные формы применения специальных знаний, разграничивается роль специалиста и эксперта в доказывании. Весьма интересна позиция Е. Р. Россинской по вопросу отнесения к специальным юридических и общеизвестных знаний. Она полагает, что дефиниция «общеизвестные знания» носит субъективный оценочный характер. Соотношение специальных и общеизвестных знаний по своей природе изменчиво, зависит от уровня развития социума и интегрированности научных знаний в повседневную жизнь человека. Расширение и углубление знаний о каком-то явлении, процессе, предмете приводит к тому, что знания становятся более дифференцированными, системными, доступными более широкому кругу лиц. В конечном итоге сфера обыденных знаний обогащается. Одновременно идет и обратный процесс. За счет более глубокого научного познания явлений, процессов, предметов вроде бы очевидные обыденные представления о них отвергаются, возникают новые научные обоснования, которые приобретают характер специальных знаний. Е. Р. Россинская подвергает критике распространенное мнение, основанное на презумпции: Jura novit curia (суду известно право: судьи знают право), о том, что юридические знания не являются специальными. Она указывает, что этот подход сейчас представляется устаревшим, поскольку процессы дифференциации научного знания, сопровождающие развитие науки вообще, не обошли стороной и юридические науки. В настоящее время судья, следователь, дознаватель, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, как правило, владеют знаниями только из определенных отраслей права и не ориентируются в необходимой степени во всех тонкостях всего современного законодательства, постоянно изменяющегося и развивающегося. Такое быстрое развитие неизбежно сопровождается принятием порой противоречащих друг другу законов, постановлений и иных нормативных актов. В каждой из отраслей права можно условно очертить круг общеизвестных для практикующих юристов, наиболее часто востребуемых ими общих и специальных знаний. В то же время знание тонкостей современного законодательства во многих случаях крайне необходимо для полного, объективного и всестороннего установления истины по гражданским делам (особенно в арбитражном процессе), делам об административных правонарушениях, а иногда и по уголовным делам. Автор подробно на современном уровне рассматривает понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты, методологию, классификацию. Причем основной единицей классификации Е. Р. Россинская считает род экспертиз, который связан с определенными задачами и объектами исследования. Некоторые роды имеют видовое деление. Что касается классов экспертиз, то объединение в них родов почти всегда далеко не бесспорно и вызывает неутихающие дискуссии. Классы экспертиз — это динамичная, изменяющаяся категория, в наибольшей степени зависящая от интеграции и дифференциации научного знания. Большой интерес представляют главы, посвященные процессуальному статусу и компетенции судебного эксперта, его независимости, а также функциям и полномочиям руководителя судебно-экспертного учреждения. Важнейшей стороной независимости эксперта является его процессуальная самостоятельность, которая гарантируется порядком назначения и производства судебной экспертизы, а также обеспечивается возможностью его отвода. Судебный эксперт независим в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для изучения данных конкретных объектов экспертизы. Руководитель экспертного учреждения может рекомендовать эксперту воспользоваться тем или иным методом, средством, применить ту или иную методику, однако право выбора остается за экспертом. В то же время автор справедливо указывает, что на самостоятельность суждений эксперта, на независимость судебной экспертизы влияют многие факторы и одних процессуальных требований явно недостаточно. Анализируется вопрос о целесообразности создания государственной судебно-экспертной службы, не связанной с органами дознания и предварительного расследования, другими ведомствами. С другой стороны, при производстве экспертизы в негосударственных судебно-экспертных учреждениях, частными экспертами, несмотря на то что многие из них именуют себя независимыми, экспертный вывод может находиться в прямой зависимости от суммы гонорара за проведенное исследование. Утверждается, что выход — не в обеспечении абсолютной независимости эксперта, которая, как и любая абстракция, недостижима, а в состязательности сведущих лиц, возможности проведения альтернативных судебных экспертиз, в конкуренции государственных и негосударственных экспертных учреждений. Значительное внимание в книге уделено особенностям назначения судебных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. Рассмотрены основные стадии судебно-экспертного исследования, форма и содержание заключения эксперта. Полезными для читателей будут систематизированные описания типичных ошибок, допускаемых при назначении экспертиз, а также наиболее часто встречающихся экспертных ошибок, существенно снижающих или вообще сводящих на нет доказательственное значение выводов эксперта. Особую актуальность имеют главы, посвященные оценке экспертного заключения, поскольку эта оценка, производимая лицами, не обладающими специальными знаниями, часто сводится к формальной процедуре. И хотя на словах декларируется, что заключение судебной экспертизы не является особым доказательством и оценивается наравне с другими, на деле все обстоит как раз наоборот. В книге подробно описаны основные этапы оценки заключения с точки зрения его полноты и всесторонности, научной обоснованности использованной экспертом методики и правомерности ее применения в конкретном случае. Описываются возможности допроса эксперта, участия в нем специалиста. В своей работе профессор Е. Р. Россинская не ограничивается рассмотрением только судебных экспертиз. Также уделяется внимание экспертизам и исследованиям при осуществлении таможенного и налогового контроля; применению методик, разработанных в судебно-экспертной сфере, при проведении несудебных экспертиз; в повседневной предпринимательской деятельности. Во втором разделе рассмотрены основные роды и виды судебных экспертиз, их современные возможности. В отношении каждого рода экспертиз указаны объекты и материалы, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта, а также вопросы, подлежащие разрешению. Представляют интерес главы, посвященные новым родам судебных экспертиз: — речеведческим (автороведческая, лингвистическая и почерковедческая); — компьютерно-техническим (аппаратно-компьютерная, программно-компьютерная, информационно-компьютерная и компьютерно-сетевая); — почвоведческим (экспертиза почвенных наслоений на объекте-носителе; минералого-почвоведческая, землеустроительная, эколого-почвоведческая); — экологическим (экспертиза экологического состояния почвенно-геологических объектов; экологического состояния биогеоценозов; экологического состояния водных объектов; экологического состояния атмосферного воздуха; радиационной обстановки; экспертиза воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду и др.). В заключении отметим, что рецензируемая книга Е. Р. Россинской написана простым, доступным языком и ориентирована на широкий круг читателей: практикующих юристов, сотрудников хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех лиц, проявляющих интерес к судебным экспертизам.

Читайте так же:  Как оформить визу в сингапур пошаговая инструкция

Судебная экспертиза правовое регулирование

В настоящее время в российском законодательстве в особую группу выделены нормативноправовые акты, регулирующие вопросы организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан содержат специальный раздел, посвященный медицинской экспертизе (раздел IX). Согласно этому разделу, выделены пять видов медицинских экспертиз.

1. Экспертиза временной нетрудоспособности (ст. 49 Основ).

Субъектами данного вида экспертизы (экспертами) являются лечащие врачи государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, которым предоставляется право выдачи листка нетрудоспособности единолично сроком до 30 дней. На больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медикосоциальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

2. Медико-социальная экспертиза (ст. 50 Основ).

Устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан. Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.

Гражданин или его законный представитель имеют право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Таким образом, в качестве субъектов медико-социальной экспертизы могут выступать врачи-эксперты СМО, ТФОМС и иных независимых экспертных организаций.

Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.

3. Военно-врачебная экспертиза (ст. 51 Основ).

Определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, устанавливает у военнослужащих и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой, определяет виды, объем и сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.

Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.

4. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (ст. 52 Основ).

Судебно-медицинская экспертиза проводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего расследование, или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.

5. Независимая экспертиза (ст. 53 Основ).

Недостатком данной статьи является то, что в качестве независимых могут производиться только военно-врачебные экспертизы и патолого-анатомические исследования.

Независимая экспертиза производится по заявлению граждан при их несогласии с вынесенным экспертным заключением экспертом или группой экспертов (комиссией), не находящихся в служебной или иной зависимости от учреждения, производившего медицинскую экспертизу, а также от учреждений, заинтересованных в результатах экспертизы. Гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

Вопросам экспертизы качества медицинской помощи посвящены отдельные статьи Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 15 Закона, страховая медицинская организация обязана контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора. Таким образом, речь идет об осуществлении страховой медицинской организацией экспертной деятельности, которая и позволит осуществлять надлежащий контроль качества медицинской помощи.

Порядок контроля качества медицинской помощи является обязательным элементом договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС между страховой медицинской организацией и лечебным учреждением (ст. 23). В том случае если указанный договор не содержит элемента, являющего обязательным для данного вида договоров, то он может быть признан недействительным.

Особое значение при производстве отдельных видов медицинских экспертиз (судебномедицинской и судебно-психиатрической) имеют ГПК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее — УПК РФ).

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает эксперта. Медицинский эксперт может выступать в роли судебного эксперта, и тогда он при производстве экспертизы руководствуется нормами процессуальных кодексов.

В УПК РФ и ГПК РФ дано определение экспертизы независимо от ее вида.

Экспертиза — это исследование экспертом (экспертами) представленных судом объектов с целью извлечения сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое судом к рассмотрению дела для специального исследования и дачи заключения.

Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей и другими органами и лицами в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, других лиц и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если им поручается производство судебной экспертизы, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими органами исполнительной власти.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.

В обязанности руководителя входит также обеспечение контроля над соблюдением сроков производства судебных экспертиз, за полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта.

При этом руководитель не вправе истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы, а также самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившими экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении.

Руководитель также обязан по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу.

— принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт не вправе:

— принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

— осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

Читайте так же:  Лесгафта судебная экспертиза

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

— уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

— ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебноэкспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством. В частности, эксперт не вправе: принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.

При этом эксперт вправе делать подлежащие занесению в протокол судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний, а также имеет права, предусмотренные процессуальным законодательством.

Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются постановление следователя, определение суда.

Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Участники процесса не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

Согласно статье 41 Закона в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебноэкспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экспертизы качества медицинской помощи.

1. Экспертиза временной нетрудоспособности:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 января 1995 г. N 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», утвердивший Положение о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории (в п. 2.1 Приказа руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ поручено совместно с исполнительными органами социального страхования, ТФОМС, СМО, профессиональными медицинскими ассоциациями разработать и утвердить порядок межведомственного контроля за организацией и качеством лечебного процесса);

совместный Приказ Министерства здравоохранения РФ и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. N 291/167 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности».

2. Медико-социальная экспертиза:

Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы;

Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

3. Военно-врачебная экспертиза:

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

4. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы:

Приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. N 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»;

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (Российская газета. N 185. 24.08.2007).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Домнина О.В. 1 , Хижняк В.С. 2

1 ORCID: 0000-0002-6324-039X, Соискатель кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВО СГЮА, старший преподаватель кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики ФГБОУ ВО СГЮА, 2 Доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
ФГБОУ ВО СГЮА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопросов международного сотрудничества в сфере проведения судебной экспертизы. Анализируются проблемы взаимодействия с международными и зарубежными организациями в данной области. Предлагается оптимизация процессуальных положений на внутригосударственном уровне с учетом международных документов и зарубежного опыта.

Ключевые слова: международное законодательство, судебная экспертиза, процессуальные положения, международные организации, правовая политика.

Domnina O.V. 1 , Khizhnyak V.S. 2

1 ORCID: 0000-0002-6324-039X, Postgraduate student of the chair of civil process of FSBEI HE «Saratov state law Academy», senior lecturer in legal psychology, judicial expertise and pedagogy, FSBEI HE «Saratov state law Academy», 2 PhD in Jurisprudence, associate professor of constitutional and international law, FSBEI HE «Saratov state law Academy»

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF EXPERTISE AND LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

The article is devoted to the issues of international cooperation in the field of forensics. The problems of interaction with international and foreign organizations in this field are analyzed. It is proposed to optimize the procedural provisions at the national level considering international instruments and foreign experience.

Keywords: international law, forensics, procedural provisions, international organizations, legal policy.

Система регулирования межгосударственных отношений основана на тесном взаимодействии и требует своевременного оказания правовой помощи, что нередко вызывает ряд некоторых затруднений. Конституцией РФ, часть 4 статья 15, предусмотрена возможность непосредственного применения общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ, в целях урегулирования отношений внутри государства, поскольку они являются неотъемлемой частью правовой системы. Оказание взаимной правовой помощи в части уголовного и гражданского судопроизводства – одно из главных направлений системы урегулирования взаимоотношений между государствами. В большинстве случаев, принципы международных договорных отношений являются основанием для выдачи предметов, выплат компенсаций, решений имущественных споров и т.д. Органы РФ выступают в роли участника договора заключенного между государствами, поэтому имеют право обращаться к иностранному государству, с запросом о производстве судебной экспертизы.

На сегодняшний день, РФ является участников 80 международных договоров, заключенных в двустороннем м многостороннем порядке, на основании которых, Россия может использовать процессуальные положения и оказывать помощь иностранным государствам[1]. Еще 15 документов, оговаривающих договорные отношения, ожидают вступления в законную силу. Договора, подписанные между государствами, предусматривают определенную ответственность, включая принятие обязательств, направленных на регулирование системы гражданского права в международном законодательстве. Большинство международных договоров устанавливают процессуальные нормы, а также положения, предписывающие участникам заключенного соглашения (государствам), использовать меры по включению в национальное законодательство процессуальных правил для максимально широкого сотрудничества в гражданском процессе[2].

Министерство юстиции РФ принимает активное участие в интегрировании региональных и национальных правовых пространств. Формирование взаимоотношений между государствами и развитие сотрудничества с международными организациями, требует комплексного подхода, для реализации которого разработан широкий спектр задач. Наиболее важной целью является повышение эффективности участия МЮ РФ в международном сотрудничестве, что должно осуществляться на уровне государств, регионов и в более глобальном масштабе. Не менее важно изучение и понимание опыта иностранных государств, а также практическое применение актуальных достижений мировой науки, в целях соблюдения основных принципов гражданского судопроизводства.

Учитывая особенности практики международного права и геополитическое расположение России, можно выделить наиболее приоритетные области развития – это налаживание связей со странами СНГ, в части организации проведения судебной экспертизы. Таким образом, Кишиневская конвенция об оказании правовой помощи и формировании правовых взаимоотношений гражданского, семейного и уголовного процессуального кодексов 2002 года, нуждается в ратификации со стороны России. Данные меры требуются для обеспечения приграничного международного сотрудничества органов внутренних дел, изучения правового, гражданско-процессуального опыта, а также производства судебных экспертиз на территории стран СНГ, поскольку учреждения, ответственные за функционирование и исполнение соответствующих процедур, выполняют ключевые задачи в обеспечении правосудия. Практическое применение международного законодательства, в части производства судебно – экспертных процедур, свидетельствует о недостаточности системы регулирования внутри государства. Например, действующее федеральное законодательство России «О государственной судебно – экспертной деятельности» от 31.05.2001г., не учитывает необходимость применения международных договоров для производства судебной экспертизы[3].

Если следовать проекту законодательства «О судебно – экспертной деятельности РФ», договорные отношения между государствами могут стать основой для урегулирования международного права, относительно осуществления судебных экспертиз, при условии противоречия правил их производства в иностранном государстве и законодательных норм РФ. Международная правовая политика судебно – экспертной деятельности прописана в Главе 5 законопроекта. На основании положения ст. 34 судебно – экспертные учреждения РФ могут устанавливать межнациональные связи с соответствующими органами иностранных государств, с целью научно – информационного обмена, проведения совместных исследований, повышения квалификации и т. д. В ст. 35 регламентируется порядок привлечения иностранных экспертов для сопровождения судебно – экспертной деятельности[4].

Читайте так же:  Договор дарения земельного участка и дома образец 2019

Стоит учесть, что сегодня наблюдается направленность действующего законодательства в сторону установления приоритета норм права межнационального значения, над нормами права, используемыми внутри государства. При этом, положения международных договорных отношений, прописывающие порядок осуществления экспертной деятельности в рамках международного сотрудничества и оценки приемлемости ее результатов, не регламентируются, что может повлечь не соблюдение основных правовых принципов судопроизводства. Поэтому при разрешении возникающих вопросов, касательно производства экспертиз в иностранном государстве, приходится руководствоваться нормативно – правовой базой международного законодательства. Гражданский – процессуальный кодекс РФ регламентирует нормы международных взаимоотношений в области гражданского судопроизводства. В это же время существуют и неразрешенные задачи, которые требуют безотлагательного рассмотрения, внесения изменение в некоторые законодательные акты, нормативно – правовые положения, что возможно при непосредственном участии соответствующих исследований, сопоставлений и согласований. Правовое урегулирование сотрудничества компетентных органов и международных организаций, в части осуществления судебно – экспертной деятельности и прочих специализированных исследований, требует более широкого внимания. Разрешение данного вопроса, становится более актуальным, поскольку для осуществления правосудия, сегодня имеется достаточно емкая технологичная база и все необходимые научные знания. На этот счет правовая доктрина России располагает разнообразными положениями в отношении норм законодательства, действующих внутри государства. Например, В. М. Волженкина указывает, что до назначения экспертизы за рубежом, она должны быть произведена на территории РФ. При направлении на экспертизу за границу предметов, необходимо провести различные следственные мероприятия в России[5]. Другие авторы предлагают осуществлять проверку результатов экспертизы, проведенной на основании международного договора по запросу Российской Федерации на ее территории. Т. е. опять же предлагается проконтролировать качество проведенной экспертизы, но уже после ее осуществления. К данным мероприятиям относят и судебно – экспертную деятельность[6]. В таком случае возникает вопрос о целесообразности проведения судебной экспертизы за рубежом, поскольку ее результаты будут актуальны и найдут свое применение в процессе гражданского судопроизводства, только, если они будут совпадать с выводами экспертной оценки, выполненной в пределах РФ.

К сожалению, и в международном праве вопросы, касающиеся проведения судебной экспертизы мало конкретизированы. Наиболее полно они определены Регламентом Европейского Суда по правам человека[7]. Однако и здесь все сводиться только к аспектам допустимости результатов экспертизы, как доказательства. Эксперты приводятся к присяге, а в ходе процесса судьи задают им вопросы и сами решают, может ли быть использовано мнение данного эксперта при вынесении решения или нет. Если, по мнению судей, эксперт нарушил присягу, то Суд информирует об этом государство – участника под юрисдикцией которого находится это лицо[8].

Свой вклад в развитие международного обмена информацией о научных достижениях, повышающих качество экспертиз и подготовки кадров вносят международные неправительственные организации. Так, в 1992 году была создана Европейская Академия судебной экспертизы (ENFSI), действующая на территориях государств – членов Евросоюза. Данная организация поддерживает отношения и с государствами, не являющимися членами. Кроме указанных вопросов организация уделяет внимание и таким вопросам, как унификация, сертификация и стандартизация методик судебно – экспертного исследования[9].

Еще в 1914 году в США была создана Международная ассоциация по идентификации (International Association for Identification – IAI), которая на настоящий момент имеет свои отделения во многих странах мира. В России такое отделение действует с 1992 г. Ассоциация сертифицирует экспертов по семи разным направлениям[10].

Таким образом, международные взаимоотношения в сфере осуществления судебно – экспертной деятельности, не достаточно урегулированы. Можно сделать вывод о необходимости более детальной проработки процессуальных моментов производства экспертизы на основании международных договорных отношений, как на межнациональном уровне, так и внутри самого государства. Последнее может быть достигнуто путем заключения отдельных международных соглашений, касательно сотрудничества в сфере осуществления судебно – экспертной деятельности, а также международных договоров о сотрудничестве с иностранными судебно – экспертными организациями. Такой договор может регулировать, как взаимоотношения в научной области или обучении специалистов и повышении их квалификации, так и выполнение различных разработок по просьбе одной или обеих сторон договора. Это может подразумевать и создание групп экспертов, являющихся гражданами различных государств для проведения экспертизы, что, в свою очередь сможет гарантировать их беспристрастность.

Существенное влияние на развитие судебно – экспертной деятельности окажет развитие взаимоотношений в рамках ENFSI (Европейской ассоциации экспертных учреждений), включая регулярное участие и организацию тематических конференций, обмен методиками и справочными материалами, пополнение списка российских членов организации. Формирование системы непрерывного обмена информацией с иностранными экспертными учреждениями, а также принятие выводов судебных экспертиз, произведенных российскими экспертами в международной практике, значительно повлияет на оптимизацию отношений между государствами в сфере проведения судебно – экспертной деятельности.

[1] URL: http://minjust.ru/ru/activity/worldwide/russia_agreements (23.08.2014)

[2] Волеводз А. Г. «Правовые основы новых направлений меж/нар сотрудничества в области уголовного судопроизводства» Автореф. дис. … докт. юр. наук. М., 2002. С. 21.

[3] ФЗ РФ «О государственной судебно – экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г. в редакции от 25.11.2013 г. // Косультант Плюс.

[4] Проект ФЗ РФ «О судебно – экспертной деятельности РФ», подготовленный Минюстом РФ// Косультант Плюс.

[5] Волженкина В. М. «Нормы меж/нар права в рос. уголовном процессе» Санкт-Петербург: Юр. пресс – центр, 2001. С.179.

[6] Шинкевич Д. В. «Особенности доказательства по уг. делам при оказании правовой помощи иностр. государствами» Авто реф. дис… канд. юр. наук. Красноярск. 2006. С. 26.

[7] URL: http://www.echr.ru/documents (23.08.2014)

[9] Хазиев Ш. Н. «О Европейской сети судебно – экспертных учреждений» //Адвокат. №8. 2005. С.14−19.

[10] Хазиев Ш. Н. «Международная ассоциация по идентификации» // Адвокат. 2005. -№3. С.37−39.

Литература

  1. Волеводз А. Г. «Правовые основы новых направлений меж/нар сотрудничества в области уголовного судопроизводства» Автореф. дис. … докт. юр. наук. М., 2002. С. 21.
  2. ФЗ РФ «О государственной судебно – экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г. в редакции от 25.11.2013 г. // Косультант Плюс.
  3. Проект ФЗ РФ «О судебно – экспертной деятельности РФ», подготовленный Минюстом РФ// Косультант Плюс.
  4. Волженкина В. М. «Нормы меж/нар права в рос. уголовном процессе» Санкт-Петербург: Юр. пресс – центр, 2001. С.179.
  5. Шинкевич Д. В. «Особенности доказательства по уг. делам при оказании правовой помощи иностр. государствами» Авто реф. дис… канд. юр. наук. Красноярск. 2006. С. 26.
  6. Хазиев Ш. Н. «О Европейской сети судебно – экспертных учреждений» //Адвокат. №8. 2005. С.14−19.
  7. Хазиев Ш. Н. «Международная ассоциация по идентификации» // Адвокат. 2005. -№3. С.37−39.

Другие статьи:

  • Доверенное лицо кандидата полномочия Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ статья 43 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Статья 43 . Доверенные лица кандидатов, политических […]
  • Конный развод караула в кремле расписание 2019 Церемония развода караулов на Соборной площади Кремля В тёплое время года в Кремле на Соборной площади каждую субботу в 12 часов дня проходит церемония развода пеших и конных караулов президентского полка. Увидеть её может любой, кто приобретёт стандартный билет […]
  • Штраф за несвоевременную постановку на учет в военкомат Я прописан, но на учет не встал В 2005 году я прописался в Белгородской области, но на учет в военкомат не встал. (в паспортном при прописке, видимо, "договорились" (просто, пропиской, родственник на тот момент занимался)). Потом сам хотел выписаться, они […]
  • Учебные пособия литература по менеджменту Учебники по менеджменту Учебники по менеджменту: скачивайте полные тексты без регистрации. Вы можете скачать без регистрации полные тексты учебников, учебных пособий, курсов лекций. Вы можете также читать учебники онлайн. По этим учебникам вы можете изучать […]
  • Бракеражная комиссия в лпу приказ Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330"О мерах по совершенствованию […]
  • Налог за наследство дом Нужно ли платить налог или пошлину на наследство? 11 апреля 2018 г. – По завещанию получаю квартиру от отца (я единственный наследник). Я неработающая пенсионерка, пенсия немногим больше 8 тысяч рублей. Должна ли платить какой-либо налог либо пошлину за квартиру […]
  • Адвокат по трудовым спорам в новокузнецке Дорофеева и партнёры Юридическое агентство "Дорофеева и партнеры" – это команда профессионалов с классическим высшим юридическим образованием. Это слаженный коллектив с богатой уникальной практикой. Мы ставим реальные цели и делаем всё возможное, чтобы добиться […]