Мирный договор 1947 года

Парижские мирные договоры 1947 года, 10 февраля (СИЭ, 1967)

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 года, подписаны в Париже 10 февраля 1947 года между государствами — победителями во второй мировой войне 1939-1945 годов и бывшими союзниками Германии в Европе — Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Проекты договоров в соответствии с решением Потсдамской конференции 1945 года были подготовлены Советом министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции и рассмотрены на Парижской мирной конференции 1946 года. Парижские мирные договоры вступили в силу 15 сентября 1947 года. Договор с каждым из пяти государств был подписан теми государствами-победителями, которые находились с ним в состоянии войны.

Все Парижские мирные договоры построены по одному типу. Они состоят из преамбулы и постановлений: территориальных, политических, военных, экономических, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Помимо постановлений, общих для всех Парижских мирных договоров, договоры с Болгарией, Венгрией и Румынией содержат специальные постановления, относящиеся к Дунаю, статус которого был окончательно определен на конференции в Белграде в июле — августе 1948 года. Все Парижские мирные договоры, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют специальные постановления о сроках вывода союзных войск.

Мирный договор с Италией — подписан 20 государствами: СССР, Великобританией, США, Китаем, Францией, Австралией, Бельгией, БССР, Бразилией, Грецией, Индией, Канадой, Нидерландами, Новой Зеландией, Польшей, УССР, Чехословакией, Эфиопией, ЮАС и Югославией. Договор определяет изменения итало-югославской границы в пользу Югославии (к ней отошли: полуостров Истрия и часть Юлийской Крайни, город Фиуме, коммуна Зара с прилегающими островами и остров Пелагоза с прилегающими островами), выделение так называемой Свободной территории Триест (позже по итало-югославскому соглашению от 5 октября 1954 года Триест и зона с населением около 290 тысяч человек были переданы под управление Италии, а зона с населением около 70 тысяч человек — под управление Югославии). Договор также предусматривает передачу Италией Додеканесских островов Греции, незначительные изменения франко-итальянской границы в пользу Франции на 4 участках (перевал Малый Сен-Бернар, плато Мон-Сени, Мон-Табор-Шабертон и небольшие участки в верховьях рек Тине, Везубия и Ройя) и отказ Италии от ее колоний в Африке — Ливии (с 1951 года — независимое государство), Итальянское Сомали (в 1950-1960 годы находилось по решению Совета по опеке ООН под управлением Италии, в 1960 году образовалась независимая Сомалийская Республика), Эритреи (с 1952 года вошла на автономных началах в состав Эфиопии). Италия в договоре признает независимость и суверенитет Албании и Эфиопии и отказывается от всех прав и привилегий, полученных ею в результате агрессии против этих стран (соответственно в 1939 и 1935-1936 годы). Договор обязывает Италию обеспечить всем гражданам основные свободы (свободу слова, печати, религии, политических убеждений и публичных выступлений); не разрешать возрождения фашистских организаций; обеспечить задержание и выдачу для суда над ними военных преступников и граждан союзных стран, сотрудничавших с врагом во время 2-й мировой войны; принять ряд обязательств по ограничению итальянских вооруженных сил и вооружений: сократить численность военно-морских сил до 25 тысяч человек, армии до 250 тысяч человек и военно-воздушных сил до 25 тысяч человек, не производить и не испытывать любых видов атомного оружия и управляемых снарядов, и др. Договор определяет размеры репарационных сумм, которые Италия обязывалась выплатить СССР (100 млн. долл.), Албании (5 млн. долл.), Греции (105 млн. долл.), Югославии (125 млн. долл.), Эфиопии (25 млн. долл.), и предусматривает вывод всех союзных войск из Италии в течение 90 дней после вступления его в силу.

Мирный договор с Румынией — подписан 11 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией и ЮАС. Предусматривает установление границ Румынии по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением участка границы с Венгрией, к-рая определяется по состоянию на 1 января 1938 года (Трансильвания возвращалась Румынии), и границы с СССР, устанавливаемой в соответствии с советско-румынскими соглашением от 28 июня 1940 года и советско-чехословацким соглашением от 29 июня 1945 года. В соответствии с политическими постановлениями договора Румыния обязывается гарантировать всем своим гражданам основные свободы (свобода слова, политических убеждений и др.) и не разрешать возрождения организаций, целью которых является лишение народа его демократических прав, а также обеспечить задержание и выдачу для суда над ними военных преступников и граждан союзных стран, сотрудничавших с врагом в период 2-й мировой войны. Договор устанавливает размер репараций Советскому Союзу в сумме 300 млн. долл.

Мирный договор с Болгарией — подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Грецией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией, Югославией и ЮАС. Устанавливает границы Болгарии по состоянию на 1 января 1941 года. Политические постановления договора почти полностью соответствуют политическим разделам договора с Румынией. Договор устанавливает размер репараций в пользу Греции в сумме 45 млн. долл. и в пользу Югославии — 25 млн. долл.

Мирный договор с Венгрией — подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией, Югославией и ЮАС. Аннулирует решения Венских арбитражей 1938 и 1940 годов и оставляет границы Венгрии с Австрией, Румынией и Югославией, какими они были на 1 января 1938 года, внося незначительные изменения, касающиеся границы Венгрии с Чехословакией, в пользу последней. Политические постановления договора аналогичны соответствующим политическим разделам договоров с Румынией и Болгарией. Договор предусматривает частичное возмещение убытков Советскому Союзу в размере 200 млн. долл., а также Чехословакии и Югославии (вместе — 100 млн. долл.).

Мирные договоры с Румынией, Болгарией и Венгрией включают постановления об ограничении состава их вооруженных сил, а также содержат положения, относящиеся к проблеме судоходства по Дунаю. Специальные статьи договоров посвящены срокам вывода союзных войск из Румынии, Болгарии и Венгрии (90 дней со дня вступления договора в силу); исключение было сделано для СССР, вооруженные силы которого сохраняли право пребывания в Румынии и Венгрии для поддержания своих коммуникационных линий с советской зоной оккупации в Австрии, где до 25 октября 1955 года находились советские войска.

Мирный договор с Финляндией — подписан 10 государствами: СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией и ЮАС. Устанавливает границы Финляндии по состоянию на 1 января 1941 года; подтверждает возвращение Финляндией Советскому Союзу области Петсамо (Печенега), «добровольно уступленную Финляндии Советским Государством по мирным договорам от 14 октября 1920 года и от 12 марта 1940 года»; обязывает Финляндию предоставить СССР сроком на 50 лет территорию в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы (идя навстречу интересам Финляндии и учитывая известное ослабление международной напряженности, СССР в 1955 году досрочно отказался от своих прав на аренду Порккала-Удд); предусматривает, что Аландские острова остаются демилитаризованными. Договор ограничивает размер вооруженных сил и вооружений Финляндии (армия — 34 400 человек, военно-морской флот — личный состав — 4500 человек и общий тоннаж военного флота — 10 тысяч тонн, военно-воздушный флот — 60 самолетов с общей численностью личного состава 3000 человек), определяет сумму частичного возмещения Финляндией убытков, нанесенных Советскому Союзу (300 млн. долл.), и возвращение ею ценностей, вывезенных с советской территории.

Заключение Парижских мирных договоров 1947 года было важным шагом в послевоенном мирном урегулировании в Европе. Договоры сохраняли независимое существование побежденных государств и создавали возможность для их мирного демократического развития.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

Внешняя политика Советского Союза. 1947 год, ч. 1, М., 1952, с. 64-361.

Мирные договоры [по итогам Второй мировой войны] 1947 года, 10 февраля

Мирные договоры [по итогам Второй мировой войны] 1947 года — подписаны 10. II в Париже государствами-победителями во второй мировой войне с каждой из пяти стран — бывших союзниц гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией.

По решению Потсдамской конференции 1945 (см.) составление мирных договоров было возложено на Совет министров иностранных дел (см.). Этому вопросу была в основном посвящена первая сессия Совета министров иностранных дел, состоявшаяся 11. IX-2. X 1945 в Лондоне, где были согласованы некоторые условия мирных договоров. Уже на этой сессии представители США и Англии попытались нарушить принятые в Потсдаме постановления, в частности решение о том, что в выработке мирного договора с той или иной бывшей вражеской страной участвуют только те государства, которые подписали с ней условия перемирия (исключение было допущено в отношении договора с Италией: хотя Франция не подписывала перемирия с этой страной, ей всё-таки было предоставлено право участвовать в выработке и подписании мирного договора с Италией). Делегаты США и Англии настаивали на том, чтобы в подготовке мирных договоров с Румынией, Венгрией и Болгарией приняли участие также Франция и Китай, не объявлявшие этим странам войны. Советская делегация воспротивилась нарушению потсдамских постановлений, соглашения достигнуто не было, и лондонская сессия закончила свои заседания, не приняв никаких решений. Министры иностранных дел СССР, США и Англии, три месяца спустя собравшиеся в Москве (16-26. XII 1945), установили процедуру составления мирных договоров. Было решено, что проекты мирных договоров, выработанные Советом министров иностранных дел, будут затем поставлены на обсуждение мирной конференции, которая представит свои рекомендации, после чего Совет министров иностранных дел примет окончательный текст этих договоров. Заместители министров иностранных дел, заседавшие в Лондоне в феврале-апреле 1946, представили проекты мирных договоров на утверждение 2-й сессии Совета министров, происходившей в Париже 25. IV-16. V и 15. VI-12. VII 1946. На этой сессии была в основном закончена подготовка мирных договоров для Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Несогласованной осталась значительная часть условий мирного договора с Италией, в т. ч. вопросы о судьбе Триеста и итальянских колоний. Советской делегации пришлось вести на Парижской сессии Совета министров упорную борьбу с представителями США и Англии, которые стремились превратить мирные договоры в орудие своего политического и экономического господства в побеждённых странах.

Следующим этапом подготовки мирных договоров была Парижская мирная конференция 1946 (. ) в составе представителей 21 державы, происходившая с 29. VII по 15. X в Париже, а также состоявшиеся одновременно с ней совещания министров иностранных дел СССР, Великобритании, США и Франции и их заместителей. Англо-американский блок, располагавший на Парижской конференции большинством голосов, пытался навязать СССР пересмотр решений, ранее принятых Советом министров иностранных дел. В частности делались попытки лишить Советский Союз репараций, создать на Дунае режим, не обеспечивающий независимости прибрежных стран, и т. д. Упорная борьба советской делегации, возглавляемой В. М. Молотовым, сорвала эти планы. На последовавшей вслед за Парижской конференцией сессии Совета министров иностранных дел в Нью-Йорке (4. XI — 11. XII 1946) были решены вопросы о Триесте, о постановлениях, относящихся к Дунаю, и о репарациях с Италии и Болгарии.

Все М. д. 1947 построены по одному типу. Они состоят из преамбулы и постановлений: территориальных, политических, военных, экономических, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Помимо постановлений, общих всем М. д. 1947, договоры с Болгарией, Румынией и Венгрией содержат специальные постановления, относящиеся к Дунаю, статут которого был окончательно установлен на конференции в Белграде в июле-августе 1948 (см. Реки международные). Все М. д. 1947, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют специальные постановления о сроках вывода союзных войск. Договор с Италией содержит также особые постановления о военных преступниках, о собственности, правах и интересах Объединённых наций в Италии и о разрешении споров.

Мирный договор с Италией подписан 20 государствами: СССР, Великобританией, США, Китаем, Францией, Австралией, Бельгией, БССР, Бразилией, Грецией, Индией, Канадой, Нидерландами, Новой Зеландией, Польшей, УССР, Чехословакией, Эфиопией, Южно-Африканским Союзом и Югославией.

Территориальные постановления (ч. I, ст. 1-14) определяют незначительное изменение франко-итальянской границы в пользу Франции на 4 участках (перевал Малый Сен-Бернар, плато Мон Сени, Мон Табор-Шабертон ив верховьях рек Тине, Везубия и Ройя); изменение итало-югославской границы в пользу Югославии (к Югославии отошли: п-ов Истрия и часть Юлийской Крайны, г. Фиуме, коммуна Зара с прилегающими островами и о-в Пелагоза с прилегающими островами). Триест с небольшим округом выделен в т. н. Свободную территорию. Греции переданы Додеканезские о-ва.

Политические постановления договора (ч. II, ст. 15-44) обязывают Италию обеспечить всем своим гражданам без различия расы, пола, языка или религии все основные свободы, включая свободу слова, печати, религии, политических убеждений и публичных собраний. Ст. 17 устанавливает, что «Италия, которая в соответствии со статьёй 30 соглашения о перемирии предприняла меры по роспуску фашистских организаций в Италии, не должна разрешать возрождения на итальянской территории таких организаций, будь то политических, военных или военизированных, целью которых является лишение народа его демократических прав».

Читайте так же:  Как оформить карту мой сейф

Ст. 21 и 22 определяют создание и границы Свободной территории Триест, целостность и независимость которой должны обеспечиваться Советом безопасности организации Объединённых наций. Окончательная судьба итальянских колоний в Африке (Ливия, Эритрея и Итальянское Сомали) не была определена мирным договором; в ст. 23 лишь указывалось, что «Италия отказывается от всех прав и правооснований на итальянские территориальные владения вАфрике». Одновременно с подписанием М. д. правительства Советского Союза, Англии, США и Франции издали специальную декларацию относительно итальянских территориальных владений в Африке, взяв на себя обязательство в течение года после вступления договора в силу (т. е. до 15. IX 1948) определить судьбу этих владений; в случае отсутствия такого решения вопрос об итальянских колониях должен быть рассмотрен Генеральной ассамблеей ООН (приложение XI к договору).

В дальнейшем Великобритания и США, обосновавшиеся в Ливии, Сомали и Эритрее и построившие там ряд крупных военных баз, всячески тормозили решение вопроса о судьбе этих территорий. 31. VIII 1948 специальное совещание заместителей министров иностранных дел в Лондоне прекратило свою работу, не выработав согласованных рекомендаций о бывших итальянских колониях. Состоявшееся 13-15. IX в Париже совещание представителей СССР, США, Великобритании и Франции также не приняло никаких решений по существу проблемы и передало вопрос о судьбе итальянских колоний на рассмотрение третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН.

В ст. 27-32 и 33-38 мирного договора Италия признаёт независимость и суверенитет Албании и Эфиопии и отказывается от всех прав и привилегий, полученных ею в результате агрессии в этих странах.

В соответствии с частью III договора (Военные преступники) Италия обязалась принять все необходимые меры, чтобы задержать и выдать суду лиц, совершивших военные преступления, а также граждан союзных и соединённых держав, изменивших своей родине и сотрудничавших с врагом.

Эта часть договора итальянским правительством не выполняется. Большое число военных преступников (в т. ч. и участников войны с Советским Союзом) не понесло никакого наказания. Некоторым из них была предоставлена возможность бежать из-под ареста.

Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления договора (ч. IV, ст. 46-72) предусматривают уничтожение долговременных укреплений и военных сооружений вдоль итало-французской и итало-югославской границ, запрещение строительства новых военно-морских баз, частичную демилитаризацию о-вов Сардиния и Сицилия и полную демилитаризацию нескольких мелких островов (ст. 47-50). Италия не должна производить (или экспериментировать): 1> любые виды атомного вооружения; 2) самодвижущиеся или управляемые снаряды (за исключением торпед); 3) орудия, способные вести огонь на дистанцию свыше 30 км; 4) морские мины или торпеды неконтактного типа, действующие от чувствительных механизмов; 5) какие-либо торпеды, которые могут быть укомплектованы людьми (ст. 51). Общее число средних и тяжёлых танков в итальянской армии не должно превышать 200 (ст. 54).

Мирный договор запрещает Италии использовать в своих вооружённых силах в их прежних чинах бывших офицеров и унтер-офицеров фашистской милиции или армии (ст. 55).

Согласно ст. 56 Италия должна уменьшить свой флот до единиц, поименованных в приложении XII. Ст. 57 обязывает Италию передать часть её флота в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции; в приложении ХII-А точно поименованы военно-морские суда, оставляемые Италии (2 линейных корабля, 4 крейсера, 4 эсминца, 16 миноносцев и др.), и суда, подлежащие передаче в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции (3 линейных корабля, 5 крейсеров, 7 эсминцев, 6 миноносцев и др.).

Несмотря на предоставленные Советским правительством льготы, существенно облегчающие для Италии выполнение ст. 57 М. д., итальянское правительство при попустительстве США, Великобритании и Франции систематически срывало передачу итальянского флота Советскому Союзу. Лишь в результате переговоров между СССР и Италией, происходивших в Москве с 12. VIII по 11. XII 1948, было достигнуто соглашение о передаче Советскому Союзу 33 кораблей. В соответствии с этим соглашением передача кораблей должна быть произведена пятью отдельными группами начиная с 15. I 1949.

Ст. 59 оговаривает, что «Италия не должна строить, приобретать или заменять линейные корабли»; общее стандартное водоизмещение итальянского военно-морского флота (кроме линейных кораблей) уменьшается до 67 500 т; численность личного состава не должна превышать 25 тыс. офицеров и рядовых (ст. 60). Все подводные лодки (кроме 8, передаваемых союзникам) Италия обязалась потопить, а все излишние надводные корабли, в т. ч. и находящиеся в постройке, уничтожить (ст. 58). Италии запрещено иметь в составе флота авианосцы, подводные лодки и торпедные катера (ст. 59). Общая численность итальянской армии (включая и карабинеров) не должна превышать 250 тыс. чел. (ст. 61).

Военно-воздушные силы Италии ограничены количеством в 200 самолётов истребительных и разведывательных и 150 самолётов транспортных, морских, спасательных, тренировочных и связи; Италия не должна иметь или приобретать самолёты, спроектированные как бомбардировщики (ст. 64). Личный состав военно-воздушных сил ограничен общей численностью в 25 тыс. чел. (ст. 65).

Военные материалы и техника, превышающие количество, разрешённое для итальянских вооружённых сил, подлежат передаче в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции (ст. 67).

Вывод союзных войск, предусмотренный в части V (ст. 73) мирного договора, должен был быть осуществлён в течение 90 дней со дня вступления договора в силу.

Однако и после истечения этого срока американский военно-морской флот фактически не покидал итальянские территориальные воды.

Репарациям и реституциям посвящена часть VI договора (Претензии, вытекающие из войны, — ст. 74-77). Репарационные обязательства Италии в отношении Советского Союза определены в сумме 100 млн. ам. долл.

Количество и виды товаров, подлежащих поставке в счёт репараций, должны явиться предметом соглашений между правительством Советского Союза и правительством Италии. Материалы, необходимые для производства этих товаров, должны поставляться Италии Советским Союзом. Во время переговоров между СССР и Италией, происходивших в Москве в августе — декабре 1948, соглашение по этим вопросам было достигнуто.

В отношении других стран репарации распределяются следующим образом: Албании — 5 млн. ам. долл., Эфиопии — 25 млн., Греции-105 млн., Югославии — 125 млн. ам. долл.

Претензии других союзных и соединённых держав удовлетворяются за счёт итальянских активов, находящихся в пределах их юрисдикции, а также путём безвозмездной передачи тем государствам, к которым переходит часть итальянской территории, промышленных предприятий и оборудования, находящихся на этой территории (ст. 74).

Италия обязалась вернуть в кратчайший срок имущество и монетное золото, вывезенное с территории любой из Объединённых наций (ст. 75).

Часть VII договора определяет собственность, права и интересы Объединённых наций в Италии и положение итальянской собственности на территории союзных и соединённых держав (ст. 78-81). Правительство Италии обязалось восстановить все законные права и интересы этих держав в Италии, как они существовали на 10. VI 1940, и вернуть их собственность в исправном состоянии. За собственность, утраченную или понёсшую ущерб в результате действий итальянского правительства, выплачивается компенсация (ст. 78).

В соответствии со ст. 79 Италия теряет все права на свою собственность, находящуюся на территории любой из союзных и соединённых держав; стоимость этой собственности или выручка от её ликвидации используется для погашения претензий этих держав к Италии.

Часть VIII (ст. 82) определяет общие экономические отношения. До заключения торговых договоров правительство Италии обязалось предоставить гражданам и юридическим лицам Объединённых наций ряд специальных льгот, в т. ч. и режим наибольшего благоприятствования в торговле, промышленности и мореплавании.

Порядок разрешения споров с помощью согласительных комиссий определён в части IX (ст. 83) мирного договора.

Часть X (ст. 84-85) посвящена разным экономическим постановлениям, в которых определён порядок применения ряда статей договора и приложений к нему по отношению к союзным и соединённым державам и к тем из Объединённых наций, которые порвали дипломатические отношения с Италией или с которыми Италия порвала дипломатические отношения.

Заключительные постановления мирного договора (ч. XI, ст. 86-90) определяют порядок контроля за выполнением договора, присоединения к договору, ратификации его и вступления в силу.

К договору имеется 17 приложений (в т. ч. карты — приложение I). Важнейшими приложениями являются VI, VII, VIII, IX и X, относящиеся к режиму Свободной территории Триест, XI-Совместная декларация правительств Советского Союза, Соединённого Королевства, США и Франции относительно итальянских территориальных владений в Африке и XII — списки военно-морских кораблей, оставляемых Италии и передаваемых Италией союзникам.

Большинство постановлений М. д. итальянское правительство систематически нарушает. Это особенно касается постановлений, которые направлены против возрождения агрессивных планов итальянских реакционных кругов и усиления итальянских вооружённых сил и вооружений. Грубейшими нарушениями М. д., вызвавшими в июле 1949 протест Советского правительства, явились присоединение Италии к Северо-атлантическому союзу и соглашение с правительством США (путём обмена нотами 6-7. IV 1949) о военной помощи Италии с целью усиления её вооружённых сил и финансирования расширения итальянской военной промышленности.

Мирный договор с Румынией подписан 11 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР и Южно-Африканским Союзом.

Границы Румынии (ч. I, ст. 1-2) восстановлены такими, как они существовали на 1. I 1941, за исключением румыно-венгерской границы. Советско-румынская граница установлена в соответствии с соглашением между этими двумя странами от 28. VI 1940 и советско-чехословацким соглашением от 29. VI 1945 (ст. 1). Решения Венского арбитража (см.) от 30. VIII 1940 объявлены недействительными; восстановлена граница, существовавшая между Румынией и Венгрией на 1. I 1938 (ст. 2).

Политические постановления (ч. II, ст. 3-10) совпадают в основном с соответствующими постановлениями мирного договора с Италией, но включают, кроме того, и обязательство о задержании и выдаче военных преступников.

Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 11-20) ограничивают численность сухопутной армии 120 тыс. чел., зенитной артиллерии- 5 тыс. чел. и военно-морского флота — 5 тыс. чел. (общий тоннаж — 15 тыс. т). Военно-воздушные силы Румынии не должны превышать 150 самолётов (из них не более 100 боевых) с личным составом в 8 тыс. чел. (ст. 11).

Остальные ограничения (производство и эксперименты в области атомного вооружения, излишки военных и других материалов) подобны соответствующим ограничениям мирного договора с Италией.

Часть IV устанавливает сроки вывода союзных войск (через 90 дней после вступления договора в силу); за Советским Союзом остаётся право держать на территории Румынии такие вооружённые силы, какие будут ему необходимы для поддержания коммуникационных линий с советской зоной оккупации в Австрии (ст. 21).

В постановлениях о репарациях и реституциях (ч. V, ст. 22-23) указано, что убытки, причинённые Румынией Советскому Союзу, будут возмещены не полностью, а частично, т. к. Румыния не только вышла из войны против Объединённых наций, но и вела войну против Германии. Сумма репараций Советскому Союзу определена в 300 млн. ам. долл., с погашением в течение 8 лет начиная с 12. IX 1944 (ст. 22).

В 1947 Советское правительство предоставило Румынии ряд льгот в отношении выплаты репараций, а в июне 1948, в ответ на просьбу румынского правительства, решило сократить оставшуюся сумму репарационных платежей начиная с 1. VII 1948 на 50%.

Мирный договор обязал Румынию вернуть имущество, вывезенное с территории любой из Объединённых наций (ст. 23).

Часть VI договора (ст. 24-35), посвященная экономическим постановлениям, почти полностью соответствует части VII договора с Италией. Румыния обязалась восстановить законные права и интересы Объединённых наций и их граждан (ст. 24). Кроме того, румынское правительство признало право Советского Союза на все германские активы в Румынии (ст. 26).

Постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 36), устанавливают, что «навигация на реке Дунай должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства».

Заключительные постановления (ч. VIII, ст. 37-40) подобны соответствующим постановлениям договора с Италией. Приложения к договору (I-VI)- содержат карту границ Румынии, определение употребляемых в договоре терминов: «военное, военно-воздушное, военно-морское обучение» и «военные материалы и техника» и т. д.

Мирный договор с Болгарией подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Южно-Африканским Союзом, Грецией и Югославией.

Границы Болгарии (ч. I, ст. 1) остались неизменёнными, как они существовали на 1. I 1941.

Политические постановления договора (ч. II, ст. 2-8) почти полностью соответствуют политическим постановлениям договора с Румынией.

Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 9-19) определяют контингент вооружённых сил, которые Болгария имеет право содержать. Сухопутная армия не должна превышать 55 тыс. чел., личный состав зенитной артиллерии определён в 1800 чел. Болгарии разрешено иметь военно-морской флот с численностью личного состава в 3 500 чел. и общим тоннажем в 7 250 т, военно-воздушные силы не должны включать более 90 самолётов с численностью личного состава 5 200 чел. (ст. 9).

Читайте так же:  Служебная записка печать

К северу от греко-болгарской границы Болгарии запрещено строительство долговременных укреплений (ст. 12). Остальные статьи III части идентичны соответствующим статьям договора с Румынией. Договор предусматривает вывод союзных войск (ч. IV, ст. 20) в течение 90 дней со дня вступления в силу договора.

Размер репараций и порядок реституций определены в части V договора (ст. 21-22). К Болгарии применён принцип частичного возмещения убытков, причинённых её военными действиями и оккупацией территории Югославии и Греции. Общая сумма репараций определена в 70 млн. ам. долл. с погашением в течение 8 лет, причём сумма возмещения Греции составляет 45 млн. ам. долл., а сумма возмещения Югославии — 25 млн. ам. долл. (ст. 21).

Ст. 22 соответствует ст. 23 договора с Румынией.

Экономические постановления (ч. VI, ст. 23-33), постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 34), заключительные постановления (ст. 35- 38) и приложения к договору (I-VI) соответствуют одноимённым постановлениям и приложениям мирного договора с Румынией.

Мирный договор с Венгрией подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Южно-Африканским Союзом и Югославией.

Границы Венгрии (ч. I, ст. 1) с Австрией, Югославией и Румынией оставлены такими, как они существовали на 1. I 1938. Решения Венских арбитражей 1938 и 1940 аннулированы. Граница между Венгрией и Чехословакией подверглась незначительному изменению в пользу Чехословакии в районе Братиславы (ст. 1, подпункт «с»).

Политические постановления мирного договора с Венгрией (ч. II, ст. 2-11) в основном соответствуют политическим постановлениям мирных договоров с Румынией и Болгарией. Они содержат, кроме того, обязательство Венгрии передать Югославии и Чехословакии предметы, «составляющие культурное достояние этих стран, происходящие с их территорий и после 1848 года оказавшиеся во владении венгерского государства или венгерских государственных учреждений вследствие венгерского господства над этими территориями. » (ст. 11).

Постановления по военным вопросам (ч. III, ст. 12-21) разрешают Венгрии иметь сухопутную армию (включая пограничные войска и личный состав зенитной артиллерии и речной флотилии) общей численностью в 65 тыс. чел. Военно-воздушные силы не должны превышать 90 самолётов с общей численностью личного состава в 5 тыс. чел. Остальные статьи этой части договора, а также ст. 22 (ч. IV-Вывод союзных войск) подобны соответствующим статьям мирного договора с Румынией.

Объём репараций и реституций определён в части V (ст. 23-25) договора. Общая сумма репараций — 300 млн. ам. долл. — распределяется между Советским Союзом (200 млн. ам. долл.), Чехословакией и Югославией (всего-100 млн. ам. долл.). В июне 1948 в ответ на просьбу Венгрии Советское правительство снизило остающуюся к выплате сумму репарационных платежей с 1. VII на 50%. Реституции имущества, вывезенного с территории какой-либо из Объединённых наций, производятся в основном на тех же основаниях, что и реституции с Италии, Румынии и Болгарии.

Экономические постановления (ч. VI, ст. 26-37), постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 38), заключительные постановления (ч. VIII, ст. 39-42) и приложения к договору (I- VI) соответствуют одноимённым частям и приложениям мирных договоров с Румынией и Болгарией.

Мирный договор с Финляндией подписан 10 государствами: СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР и Южно-Африканским Союзом.

Территориальные постановления (ч. I, ст. 1-2) определяют новую границу Финляндии. В соответствии с соглашением о перемирии от 19. IX 1944 Финляндия подтвердила, что «она возвратила Советскому Союзу область Петсамо (Печенга), добровольно уступленную Финляндии Советским государством по мирным договорам от 14. X 1920 и от 12. III 1940» (ст. 2).

Согласно политическим постановлениям (ч. II, ст. 3-12) восстановлено действие советско-финляндского договора (см.) от 12. III 1940 с оговоркой, что ст. 4, 5 и 6 этого договора заменяются ст. 2 и 4 мирного договора 1947 (ст. 3). Советский Союз отказался от своих прав на аренду п-ова Ханко, предоставленных ему договором 1940; Финляндия предоставила Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет, с ежегодной уплатой Советским Союзом 5 млн. финских марок, территорию и водные пространства в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы. Финляндия обеспечивает Советскому Союзу пользование ж.-д. и др. путями для перевозок из Советского Союза в Порккала-Удд и право беспрепятственного пользования всеми видами связи между Советским Союзом и базой Порккала-Удд (ст. 4).

Ст. 5 устанавливает, что «Аландские острова должны оставаться демилитаризованными в соответствии с существующим в настоящее время положением». Остальные статьи этой части договора подобны соответствующим статьям договоров с придунайскими странами.

Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 13-22) ограничивают численность сухопутной армии Финляндии в 34 400 чел. Тоннаж военно-морского флота не должен превышать 10 тыс. m с общей численностью личного состава в 4 500 чел. Военно-воздушные силы ограничены 60 самолётами с численностью личного состава в 3 тыс. чел. (ст. 13).

Ограничения в отношении излишков вооружения, военной техники и военного экспериментирования соответствуют ограничениям, принятым в других М. д. 1947.

Репарации и реституции определены частью IV (ст. 23-24) мирного договора с Финляндией. Убытки, причинённые Советскому Союзу Финляндией, подлежат частичному возмещению, причём сумма возмещения установлена в 300 млн. ам. долл. с погашением в течение 8 лет начиная с 19. IX 1944 (ст. 23). В июне 1948 Советское правительство сократило оставшуюся сумму репарационных платежей с Финляндии начиная с 1. VII на 50%.

Все ценности и материалы, вывезенные с территории Советского Союза, должны быть возвращены (ст. 24).

Экономические постановления (ч. V, ст. 25-33), заключительные постановления (ч. VI, ст. 34-36) и приложения подобны соответствующим постановлениям и приложениям других М. д. 1947. В виде исключения Финляндия не потеряла права на свои активы, находящиеся на территории Объединённых наций.

15. IX 1947, после передачи ратификационных грамот М. д. с Италией на хранение французскому правительству и ратификационных грамот остальных М. д. на хранение Советскому правительству, М. д. 1947 вступили в силу.

Содержание М. д. 1947, подготовленных и заключённых при активном участии Советского Союза, отражает успех советской внешней политики в её стремлении обеспечить независимое и свободное развитие бывших вражеских стран, большинство которых покончило с реакционными режимами и вступило на путь демократии и социализма. Вместе с тем М. д. 1947 «являются важным вкладом в дело мирного урегулирования в Европе» (В. М. Молотов).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 — между государствами — участниками антигитлеровской коалиции и бывшими союзниками гитлеровской Германии.

Под­го­тов­ка мир­ной кон­фе­рен­ции.

Соз­дан­ный в ию­ле 1945 года Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел (СМИД) СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая ре­шил сна­ча­ла раз­ра­бо­тать про­ек­ты мир­ных до­го­во­ров с германскими со­юз­ни­ка­ми, что долж­но бы­ло об­лег­чить в даль­ней­шем за­клю­че­ние мир­но­го до­го­во­ра с Гер­ма­ни­ей. Со­глас­но ре­ше­ни­ям Бер­лин­ской (Пот­сдам­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года, в под­го­тов­ке про­ек­та до­го­во­ра с ка­ж­дой из стран — бывших со­юз­ниц Гер­ма­нии уча­ст­во­ва­ли те го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые под­пи­са­ли с ней до­го­вор о пе­ре­ми­рии или ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции (Фран­ция рас­смат­ри­ва­лась как дер­жа­ва, под­пи­сав­шая ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции Ита­лии). Этот прин­цип по­лу­чил название фор­му­лы 4-3-2: в под­го­тов­ке до­го­во­ра с Ита­ли­ей уча­ст­во­ва­ли СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция; с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей — СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­ния; с Фин­лян­ди­ей — СССР и Ве­ли­ко­бри­та­ния. На сес­сии СМИД в Лон­до­не (11.9-2.10.1945) советская по­зи­ция по про­бле­мам мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Сре­ди­зем­но­мо­рье, на Бал­ка­нах и в Япо­нии, а так­же по про­це­ду­ре об­суж­де­ния мир­ных до­го­во­ров на­толк­ну­лась на анг­ло-американскую оп­по­зи­цию. На московском со­ве­ща­нии СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии (16-26.12.1945) про­ти­во­ре­чия час­тич­но уда­лось пре­одо­леть. Бы­ли при­няты ре­ше­ния о со­зы­ве кон­фе­рен­ции в со­ста­ве 5 чле­нов СМИД и 16 других го­су­дарств ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции в Па­ри­же не позд­нее 1.5.1946 года. Кон­фе­рен­ция долж­на бы­ла пре­дос­та­вить свои ре­ко­мен­да­ции СМИД, за ко­то­рым ос­та­ва­лось при­ня­тие окон­чательного ре­ше­ния. Бы­ла дос­тиг­ну­та до­го­во­рён­ность о том, что бывшим со­юз­ни­кам Гер­ма­нии пре­дос­та­вят пра­во об­су­ж­де­ния пред­став­лен­ных им до­го­во­ров (по­бе­ди­те­ли не хо­те­ли по­вто­рять опыт Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919-1920 годов). Советской де­ле­га­ции уда­лось от­сто­ять сле­до­ва­ние фор­му­ле 4-3-2, не­смот­ря на анг­ло-американские по­пыт­ки рас­ши­рить круг стран, до­пу­щен­ных к раз­ра­бот­ке Парижских мирных годоворов (пу­тём при­вле­че­ния Фран­ции и Ки­тая к об­су­ж­де­нию всех 5 до­го­во­ров). На 1-м эта­пе сес­сии СМИД в Па­ри­же (25.4-16.5.1946) во­про­сы о грани­цах Ита­лии и её ко­ло­ни­ях, ре­па­ра­ци­ях с по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, а так­же американское пред­ло­же­ние о вклю­че­нии в по­вест­ку дня кон­фе­рен­ции мир­но­го до­го­во­ра с Ав­ст­ри­ей вы­зва­ли но­вые про­ти­во­ре­чия. Кон­фе­рен­ция бы­ла от­сро­че­на. На 2-м эта­пе па­риж­ской сес­сии (15.6-12.7.1946) уре­гу­ли­ро­ва­ние ря­да про­блем (в том числе по вы­пла­те итальянских ре­па­ра­ций СССР) по­зво­ли­ло до­го­во­рить­ся о её со­зы­ве к 29 ию­ля, не­смот­ря на со­хра­нив­шие­ся раз­но­гла­сия по 26 пунк­там различных до­го­во­ров (в том числе по про­бле­мам Трие­ста, су­до­ход­ст­ва по Ду­наю, ря­ду эко­но­мических во­про­сов). США и Ве­ли­ко­бри­та­ния со­гла­си­лись с советским пред­ло­же­ни­ем по про­це­ду­ре го­ло­со­ва­ния на кон­фе­рен­ции боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов.

Па­риж­ская мир­ная кон­фе­рен­ция (ПМК). В ра­бо­те ПМК (29.7-15.10.1946) уча­ст­во­ва­ли де­ле­га­ции СССР (гла­ва — В.М. Мо­ло­тов; его дей­ст­вия пу­тём шиф­ро­пе­ре­пис­ки на­прав­ля­лись и кон­тро­ли­ро­ва­лись лич­но И.В. Ста­ли­ным), США (Дж. Ф. Бирнс), Ве­ли­ко­бри­та­нии (К. Р. Этт­ли), Фран­ции (Ж. Би­до), Ки­тая, Ав­ст­ра­лии, Бель­гии, Бе­ло­русской ССР (министерства иностранных дел К.В. Ки­се­лёв), Бра­зи­лии, Гре­ции, Ин­дии, Ка­на­ды, Ни­дер­лан­дов, Но­вой Зе­лан­дии, Нор­ве­гии, Поль­ши, Украинской ССР (министерства иностранных дел Д.З. Ма­ну­иль­ский), Че­хо­сло­ва­кии, Эфио­пии, Юго­сла­вии, Южно-Африканского Сою­за (ЮАС, с 1961 года ЮАР); все­го 844 человека. В со­став де­ле­га­ции СССР вхо­ди­ли ми­ни­ст­ры иностранных дел Эстонской ССР (Х.Х. Кру­ус), Латвийской ССР (П.И. Ва­ле­скалн) и Ли­товской ССР (П.И. Ро­том­скис). Отдельное пред­ста­ви­тель­ст­во Украинской ССР и Бе­ло­русской ССР с пра­вом ре­шаю­ще­го го­ло­са бы­ло свя­зано с ре­ше­ния­ми Крым­ской (Ял­тин­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года о пре­дос­тав­ле­нии им ста­ту­са пер­во­на­чаль­ных чле­нов ООН. Го­су­дар­ст­вам, вы­ра­зив­шим за­ин­те­ре­со­ван­ность в об­су­ж­дав­ших­ся до­го­во­рах с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии (Мек­си­ка, Ку­ба, Еги­пет, Иран, Ирак, Ал­ба­ния и Ав­ст­рия), бы­ла да­на воз­мож­ность из­ло­жить свои по­зи­ции. В рам­ках ПМК ра­бо­та­ло 10 ко­мис­сий: ге­не­раль­ная, юри­ди­че­ская и по со­став­ле­нию до­го­во­ров, во­ен­ная, две ко­мис­сии по эко­но­мическим во­про­сам (од­на для Ита­лии, дру­гая для всех ос­таль­ных го­су­дарств), 5 ко­мис­сий по по­ли­тическим и тер­ри­то­ри­аль­ным во­про­сам (по од­ной на ка­ж­дое го­су­дар­ство). Ра­бо­та кон­фе­рен­ции ха­рак­те­ри­зо­ва­лась вы­со­кой сте­пе­нью глас­но­сти и от­кры­то­сти (её ос­ве­ща­ли свыше 2 тысяч жур­на­ли­стов).

США и Ве­ли­ко­бри­та­ния, рас­смат­ри­вая до­го­во­рён­ность по про­це­дур­ным пра­ви­лам, дос­тиг­ну­тую в рам­ках СМИД, как не­обя­за­тель­ную, до­би­лись её пе­ре­смот­ра. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (15 го­ло­сов про­тив 6) о том, что кон­фе­рен­ция мог­ла да­вать 2 ви­да ре­ко­мен­да­ций СМИД: при­ня­тые ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов и про­стым боль­шин­ст­вом.

Про­ек­ты 5 мир­ных до­го­во­ров опуб­лико­ва­ны 30.7.1946 года, де­ле­га­ци­ям по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств пре­дос­тав­ле­но правительство вы­ска­зать свои мне­ния. В ос­но­ве до­го­во­ров с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей, Ру­мыни­ей и Фин­лян­ди­ей ле­жа­ли ус­ло­вия пере­ми­рий, за­клю­чён­ных с эти­ми го­су­дар­ст­ва­ми, что от­ве­ча­ло сов. тре­бо­ва­ни­ям. На ПМК раз­го­ре­лась ди­пло­ма­тическая борь­ба по це­ло­му ря­ду про­блем. Ита­лия, под­дер­жи­вае­мая западными дер­жа­ва­ми, вы­сту­па­ла за соз­да­ние Сво­бод­ной тер­ри­то­рии Три­ест во гла­ве с гу­бер­на­то­ром, от­вет­ст­вен­ным лишь пе­ред ООН. СССР, хо­тя и счи­тав­ший наи­луч­шим ре­ше­ни­ем пе­ре­да­чу Юлий­ской Край­ны вме­сте с Трие­стом Юго­сла­вии, со­гла­сил­ся с иде­ей ней­траль­ной и де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной Сво­бод­ной тер­ри­то­рии Три­ест, од­на­ко во гла­ве с из­би­рае­мым на­се­ле­ни­ем Народным со­б­ра­ни­ем и от­вет­ст­вен­ным пе­ред ним ис­пол­нительным ор­га­ном. Пре­тен­зии Гре­ции на часть ал­бан­ской (Северный Эпир) и болгарской тер­ри­то­рии встре­ти­ли оп­по­зи­цию боль­шин­ст­ва де­ле­га­ций, од­на­ко во­прос о гра­ни­це Гре­ции с Бол­га­ри­ей, на­ря­ду с Трие­стом и про­бле­мой итальянских ко­ло­ний, так и ос­тал­ся не­уре­гу­ли­ро­ван­ным. Об­су­ж­де­ние эко­но­мических про­блем так­же про­хо­ди­ло в на­пря­жён­ной об­ста­нов­ке. Тре­бо­ва­ния западных дер­жав вы­пла­чи­вать ре­па­ра­ции не то­ва­ра­ми, а иностранной ва­лю­той (американскими долларами и фунтами стерлингами), ком­пен­си­ро­вать иму­ще­ст­во на тер­ри­то­рии вра­же­ских го­су­дарств в объ­ё­ме 75%, пре­дос­та­вить сво­бо­ду су­до­ход­ст­ва по Ду­наю всем го­су­дар­ст­вам, а так­же под­держ­ка, ока­зан­ная ими Гре­ции, тре­бо­вав­шей вы­со­ких ре­па­ра­ци­он­ных вы­плат от Ита­лии и Бол­га­рии, — всё это вос­при­ни­ма­лось советской де­ле­га­ци­ей как по­пыт­ка США и Ве­ли­ко­бри­та­нии уси­лить своё эко­но­мическое и фи­нан­со­вое влия­ние в Южной и Юго-Восточной Ев­ро­пе. Су­ще­ст­во­ва­ли про­ти­во­ре­чия и по по­ли­тическим во­про­сам. Ко­ле­ба­ния США и Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ста­тьи о за­пре­те воз­ро­ж­де­ния и дея­тель­но­сти фа­ши­ст­ских организаций, их пред­ло­же­ния соз­дать ко­мис­сию по на­блю­де­нию за ре­па­ра­ция­ми, ини­циа­ти­ва ав­ст­ралийской де­ле­га­ции по уч­ре­ж­де­нию Ев­ропейского Ме­ж­ду­народного су­да по пра­вам че­ло­ве­ка — эти ша­ги рас­смат­ри­ва­лись СССР как по­пыт­ка по­лу­чить ин­ст­ру­мен­ты для вме­ша­тель­ст­ва во внут­ри­по­ли­тическую жизнь на тер­ри­то­рии бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии в Центральной и Восточной Ев­ро­пе. В свою оче­редь американские и британские де­ле­га­ции счи­та­ли, что СССР за­нял на ПМК бес­ком­про­мисс­ную по­зи­цию и пре­пят­ст­во­вал вы­ра­бот­ке кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний.

Читайте так же:  Погашение ипотеки после развода

Не­смот­ря на серь­ёз­ную ди­пло­ма­тическую борь­бу и про­ти­во­ре­чия, с при­бли­же­ни­ем сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН (23 октября), на ко­то­рую стре­ми­лись по­пасть гла­вы многих де­ле­га­ций, ход пе­ре­гово­ров ус­ко­рил­ся. К 15 октября бы­ли под­го­тов­ле­ны 53 ре­ко­мен­да­ции СМИД, при­ня­тые боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов, и 41 ре­ко­мен­да­ция, одоб­рен­ная про­стым боль­шин­ст­вом.

Ре­ко­мен­да­ции ПМК по до­го­во­рам с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии об­су­ж­да­лись на сес­сии СМИД в Нью-Йор­ке (4.11-12.12.1946). В ре­зуль­та­те на­пря­жён­ных пе­ре­го­во­ров бы­ли дос­тиг­ну­ты ком­про­мисс­ные ре­ше­ния по Трие­сту, со­зы­ву кон­фе­рен­ции для вы­ра­бот­ки кон­вен­ции о ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае (со­стоя­лась в Бел­гра­де (30.7-18.8.1948) и при­ня­ла кон­вен­цию о ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вом ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае, всту­пив­шую в си­лу 11.5.1949). Были уч­те­ны советские пред­ло­же­ния по про­бле­мам итальянских ре­па­ра­ций, гре­ко-болгарской гра­ни­це и другие. В со­во­куп­но­сти СМИД при­нял 71 ре­ко­мен­да­цию, дан­ную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это по­зво­ли­ло за­вер­шить под­го­тов­ку Па­риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

Мир­ные до­го­во­ры.

20 января Парижские мирные договоры под­пи­са­ны от США Дж. Ф. Бирн­сом в Ва­шинг­то­не, 29 января от СССР В.М. Мо­ло­то­вым в Мо­ск­ве, 4 февраля Э. Бе­ви­ным от Ве­ли­ко­бри­та­нии в Лон­до­не. 10.2.1947 года Парижские мирные договоры под­пи­са­ны ос­таль­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми (от СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии свою под­пись по­ста­ви­ли по­слы в Па­ри­же).

До­го­вор с Фин­лян­ди­ей под­пи­са­ли 10 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русской ССР, Ин­дия, Ка­на­да, Но­вая Зе­лан­дия, Украинской ССР, Че­хо­сло­ва­кия и ЮАС), с Ру­мы­ни­ей — 11 го­су­дарств (те же, а так­же США), с Венг­ри­ей — 12 го­су­дарств (те же, а так­же США и Юго­сла­вия). До­го­вор с Бол­га­ри­ей под­пи­са­ли 12 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русская ССР, Ин­дия, Гре­ция, Но­вая Зе­лан­дия, Украинская ССР, Че­хо­сло­ва­кия, Юго­сла­вия и ЮАС), с Ита­ли­ей — 20 го­су­дарств (те же, а так­же Фран­ция, Ки­тай, Бель­гия, Бра­зи­лия, Ка­на­да, Ни­дер­лан­ды, Поль­ша, Эфио­пия).

Парижские мирные договоры со­став­ле­ны на трёх язы­ках: английском, русском и фран­цуз­ском. Все они по­строе­ны по од­но­му ти­пу и со­сто­ят из пре­ам­бу­лы, раз­де­лов по тер­ри­то­ри­аль­ным, по­ли­тическим, во­енны, эко­но­мическим во­про­сам, о ре­па­ра­ци­ях и рес­ти­ту­ци­ях, за­клю­чительных по­ста­нов­ле­ний о вы­пол­не­нии и тол­ко­ва­нии до­го­во­ров, по­ряд­ка их ра­ти­фи­ка­ции и всту­п­ле­ния в си­лу. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Ита­ли­ей) име­ют стан­дарт­ный на­бор при­ло­же­ний: кар­ту гра­ниц; оп­ре­де­ле­ние во­енного, во­ен­но-воздушного обу­че­ния и во­енно-морского обу­че­ния; оп­ре­де­ле­ние и пе­ре­чень во­енных ма­те­риа­лов и тех­ни­ки; специальные по­ста­нов­ле­ния, от­но­ся­щие­ся к не­ко­то­рым ви­дам соб­ст­вен­но­сти; о кон­трак­тах, сро­ках дав­но­сти и цен­ных бу­ма­гах; о су­дах и су­деб­ных ре­ше­ни­ях. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Фин­лян­ди­ей, ко­то­рая не бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на) со­дер­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о сро­ках вы­во­да со­юз­ных войск (че­рез 90 дней со дня всту­п­ле­ния до­го­во­ров в си­лу; СССР со­хра­нял пра­во со­дер­жать в Венг­рии и Ру­мы­нии воо­руженные си­лы для под­дер­жа­ния ли­ний коммуникации с кон­тин­ген­том сво­их войск в Ав­ст­рии). До­го­вор с Ита­ли­ей со­дер­жал отдельную часть по на­ка­за­нию во­енных пре­ступ­ни­ков (в других до­го­во­рах ана­ло­гич­ные ста­тьи вклю­че­ны в со­став по­ли­тических по­ста­нов­ле­ний). В до­го­во­рах с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей име­лись специальные по­ста­нов­ле­ния от­но­си­тель­но Ду­ная.

В пре­ам­бу­лах Парижских мирных договоров го­во­ри­лось о пре­кра­ще­нии со­стоя­ния вой­ны ме­ж­ду бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии и «Со­юз­ны­ми и Со­еди­нён­ны­ми дер­жа­ва­ми» и со­дер­жа­лось обя­за­тель­ст­во о под­держ­ке об­ра­ще­ния этих го­су­дарств в ООН с прось­бой о всту­п­ле­нии (в даль­ней­шем в свя­зи с дис­кус­си­ей по про­бле­ме со­блю­де­ния «прав че­ло­ве­ка» в этих стра­нах при­ня­тие их в ООН за­тя­ну­лось; всту­пи­ли в груп­пе из 16 го­су­дарств 14.12.1955 года).

Тер­ри­то­ри­аль­ные по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров за­кре­пи­ли но­вые гра­ни­цы ря­да ев­ропейских го­су­дарств по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Итальянские гра­ни­цы вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1938 год, за ис­клю­че­ни­ем ря­да ус­ту­пок Фран­ции (в рай­онах пе­ре­ва­ла Ма­лый Сен-Бер­нар, пла­то Мон-Се­ни и Мон-Та­бор-Ша­бер­тон, вер­ховь­ях рек Ти­не, Ве­зу­бия (Ве­зю­би) и Ройя (Ру­айа)), Юго­сла­вии (полуостров Ис­т­рия, восточная часть Юлий­ской Край­ны, город Фиу­ме (ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия), ком­му­на За­ра с при­ле­гаю­щи­ми ост­ро­ва­ми и остров Пе­ла­го­за (Па­лаг­ру­жа) с при­ле­гаю­щи­ми ост­ро­ва­ми), Гре­ции (острова До­де­ка­нес). Три­ест с не­боль­шим ок­ру­гом был вы­де­лен в Сво­бод­ную тер­ри­то­рию Три­ест (пред­по­ла­гав­ший­ся ре­жим управ­ле­ния не всту­пил в си­лу; по Лон­дон­ско­му ме­мо­ран­ду­му 5.10.1954 года часть тер­ри­то­рии вре­мен­но пе­ре­да­на под управ­ле­ние Ита­лии (200 км2, 220 тысяч человек), часть — Юго­сла­вии (520 км2, 70 тысяч человек); окон­ча­тель­но раз­дел за­кре­п­лён ита­ло-юго­славским до­го­во­ром 10.11.1975 года). Болгарские гра­ни­цы вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, венгерские гра­ни­цы — по со­стоя­нию на 1.1.1938 год, за ис­клю­че­ни­ем ус­туп­ки Че­хо­сло­ва­кии (не­боль­шая тер­ри­то­рия в рай­оне города Бра­ти­сла­ва). Ре­зуль­та­ты Вен­ских ар­бит­ра­жей 1938 года, 1940 года объ­яв­ля­лись «не­су­ще­ст­вую­щи­ми». Гра­ни­цы Ру­мы­нии вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, за ис­клю­че­ни­ем гра­ниц с Венг­ри­ей и СССР (советско-румынская гра­ни­ца ус­та­нав­ли­ва­лась в со­от­вет­ст­вии с со­гла­ше­ни­ем от 28.6.1940 года о пе­ре­да­че СССР Бес­са­ра­бии и Северной Бу­ко­ви­ны и советско-че­хословацким со­гла­ше­ни­ем от 29.6.1945 года о пе­ре­да­че СССР За­кар­пат­ской Ук­раи­ны). Гра­ни­цы Фин­лян­дии вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, она под­твер­жда­ла воз­вра­ще­ние Советскому Сою­зу область Пет­са­мо (ны­не Пе­чен­га).

По­ли­тические по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров обя­зы­ва­ли го­су­дар­ст­ва обес­пе­чить сво­им гра­ж­да­нам «без раз­ли­чия ра­сы, по­ла, язы­ка или ре­ли­гии» основные де­мо­кра­тические сво­бо­ды; не до­пус­кать су­ще­ст­во­ва­ния и дея­тель­но­сти фа­ши­ст­ских орг-ций на сво­ей тер­ри­то­рии; за­дер­жать и вы­дать су­ду лиц, со­вер­шив­ших во­ен. пре­сту­п­ле­ния и пре­сту­п­ле­ния про­тив ми­ра и че­ло­ве­че­ст­ва. Ита­лия при­зна­ва­ла не­за­ви­си­мость и су­ве­ре­ни­тет Ал­ба­нии и Эфио­пии, от­ка­зы­ва­лась от сво­их ко­ло­ний (Ли­вия, Эрит­рея, Италь­ян­ское Со­ма­ли), даль­ней­шая судь­ба ко­то­рых долж­на бы­ла быть оп­ре­де­ле­на на 4-й сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН (1949). В от­но­ше­ни­ях СССР с Фин­лян­ди­ей вос­ста­нав­ли- ва­лось дей­ст­вие Мо­с­ков­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1940 года с учё­том от­ка­за Советского Сою­за от прав на арен­ду полуострова Хан­ко и по­лу­че­ния вза­мен прав на арен­ду (сро­ком на 50 лет за еже­год­ную пла­ту в 5 миллионов финских ма­рок) тер­ри­то­рии и вод­ных про­странств в рай­оне Пор­кка­ла-Удд для соз­да­ния советской во­енно-морской ба­зы (в 1955 году СССР дос­роч­но от­ка­зал­ся от этих прав). Аланд­ские острова ос­та­ва­лись де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ны­ми.

Во­енные по­ста­нов­ле­ния парижских мирные договоров ог­ра­ни­чи­ва­ли чис­лен­ность воо­руженных сил и во­енное про­изводство по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, ус­та­нав­ли­ва­ли ряд за­пре­тов. Чис­лен­ность итальянской ар­мии (вклю­чая ка­ра­би­не­ров) не мог­ла пре­вы­шать 250 тысяч человек; Ита­лия не мог­ла иметь бо­лее 200 тя­жё­лых и сред­них тан­ков, до­пус­кать к служ­бе в преж­них чи­нах офи­це­ров или ун­тер-офи­це­ров фа­ши­ст­ской ми­ли­ции или ар­мии (за ис­клю­че­ни­ем реа­би­ли­ти­ро­ван­ных), стро­ить дол­го­вре­мен­ные ук­ре­п­ле­ния и во­енные со­ору­же­ния вдоль гра­ниц с Фран­ци­ей и Юго­сла­ви­ей, на ост­ро­вах Си­ци­лия и Сар­ди­ния; острова Пан­тел­ле­рия, Пиа­но­за, Пе­лаг­ские острова ос­та­ва­лись де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ны­ми. Чис­лен­ность болгарской ар­мии ог­ра­ни­чи­ва­лась 55 тысячами человек, вен­гер­ской — 65 тысячами человек, ру­мын­ской — 120 тысяч человек, фин­лянд­ской — 34,4 тысячи человек. Во­до­из­ме­ще­ние итальянских ВМФ не мог­ло пре­вы­шать 67,5 тысяч т; Ита­лии за­пре­ща­лось стро­ить, иметь или при­об­ре­тать лин­ко­ры и авиа­нос­цы; чис­лен­ность лич­но­го со­ста­ва итальянских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лась 25 тысячами человек; 163 итальянских во­енных ко­раб­ля под­ле­жа­ли пе­ре­да­че СССР, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США и Фран­ции. Во­до­из­ме­ще­ние болгарских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лось 7,25 тысяч т, его лич­ный со­став — 3,5 тысячи человек; румынские ВМФ — 15 тысяч т и 5 тысяч человек; финляндские ВМФ — 10 тысяч т и 4,5 тысячи человек. Итальянские ВВС за­пре­ща­лось иметь бо­лее 350 са­мо­лё­тов, чис­лен­ность их лич­но­го со­ста­ва не мог­ла пре­вы­шать 25 тысяч человек (со­от­вет­ст­вен­но болгарски ВВС — 90 са­мо­лё­тов и 5,2 тысячи человек; венгерские ВВС — 90 са­мо­лё­тов и 5 тысяч человек; румынские ВВС — 105 са­мо­лё­тов и 8 тысяч человек; финляндские ВВС — 60 са­мо­лё­тов и 3 тысячи человек). Всем 5 го­су­дар­ст­вам за­пре­ща­лось иметь лю­бые ви­ды атом­но­го ору­жия, са­мо­лё­ты, спро­ек­ти­ро­ван­ные как бом­бар­ди­ров­щи­ки, под­вод­ные лод­ки, тор­пед­ные ка­те­ра и ряд других, воо­ру­же­ний.

Эко­но­мические по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров оп­ре­де­ля­ли по­ря­док рес­ти­ту­ции соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая бы­ла вы­ве­зе­на из стран, при­над­ле­жа­щих к Объ­е­ди­нён­ным На­ци­ям, обя­зы­ва­ли по­бе­ж­дён­ные го­су­дар­ст­ва вос­ста­но­вить на сво­их тер­ри­то­ри­ях эко­но­мические пра­ва и ин­те­ре­сы гра­ж­дан Объ­е­ди­нён­ных На­ций. На бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­тить ре­па­ра­ции: Ита­лия долж­на бы­ла вы­пла­тить СССР 100 миллионов американских долларов, Ал­ба­нии — 5 миллионов, Эфио­пии — 25 миллионов, Гре­ции — 105 миллионов, Юго­сла­вии — 125 миллионов американских долларов; Бол­га­рия вы­пла­чи­ва­ла Гре­ции 45 миллионов американских долларов, Юго­сла­вии — 25 миллионов американских долларов; Венг­рия вы­пла­чи­ва­ла СССР 200 миллионов американских долларов, Че­хо­сло­ва­кии и Юго­сла­вии (вме­сте) — 100 миллионов американских долларов; Ру­мы­ния и Фин­лян­дия вы­пла­чи­ва­ли СССР по 300 миллионов американских долларов ка­ж­дая. Ус­та­нав­ли­ва­лись сро­ки вы­пла­ты ре­па­ра­ций: для Ита­лии — 7 лет, для ос­таль­ных го­су­дарств — 8 лет. Бол­га­рия, Венг­рия и Ру­мы­ния при­зна­ва­ли пра­ва СССР на все германские ак­ти­вы на сво­их тер­ри­то­ри­ях. Позд­нее Советский Со­юз, со­дей­ст­вуя эко­но­мическому раз­ви­тию Бол­га­рии, Венг­рии и Ру­мы­нии, от­ка­зал­ся от зна­чительной час­ти ком­пен­са­ций за на­не­сён­ный ему ущерб (объ­ём ре­па­ра­ций в поль­зу СССР впос­лед­ст­вии был так­же сни­жен и для Фин­лян­дии).

Для всту­п­ле­ния в си­лу ка­ж­до­го из до­го­во­ров тре­бо­ва­лась его ра­ти­фи­ка­ция по­бе­ж­дён­ным го­су­дар­ст­вом и те­ми стра­на­ми, ко­то­рые от­ве­ча­ли за его со­став­ле­ние. Парижские мирные договоры бы­ли ра­ти­фи­ци­ро­ва­ны в те­че­ние 1947 года: Фин­лян­ди­ей 18 апреля, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей 29 апреля, США 14 ию­ня, Фран­ци­ей 26 ию­ня, Венг­ри­ей 27 ию­ня, Ита­ли­ей 31 ию­ля, Ру­мы­ни­ей 23 августа, Бол­га­ри­ей 25 августа, СССР 29 августа. До­го­во­ры всту­пили в си­лу 15 сентября по­сле пе­ре­да­чи ра­ти­фи­кационных гра­мот до­го­во­ра с Ита­ли­ей французскому пра­ви­тель­ст­ву, ра­ти­фи­кационных гра­мот ос­таль­ных до­го­во­ров — советскому пра­ви­тель­ст­ву. За­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в ООН 15.3.1950 года.

Парижские мирные договоры га­ран­ти­ро­ва­ли су­ве­ре­ни­тет го­су­дарств — бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии, за­фик­си­ро­ва­ли но­вый тер­ри­то­ри­аль­ный ста­тус-кво в Южной, Центральной и Восточной Ев­ро­пе, сло­жив­ший­ся по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны, соз­да­ли ус­ло­вия для де­мо­кра­ти­за­ции внут­ри­по­ли­тической жиз­ни в по­бе­ж­дён­ных го­су­дар­ст­вах и ус­та­но­ви­ли барь­е­ры для воз­ро­ж­де­ния фа­шиз­ма. В це­лом Парижские мирные договоры бы­ли под­пи­са­ны на ус­ло­ви­ях, близ­ких со­вет­ским, спо­соб­ст­во­ва­ли ук­реп­ле­нию по­зи­ций СССР в Центральной и Восточной Ев­ро­пе, яви­лись ус­пе­хом советской ди­пло­ма­тии.

Исторические ис­точники:

Со­вет­ские де­ле­га­ции на Па­риж­ской кон­фе­рен­ции. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Бол­га­ри­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Венг­рией. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ита­ли­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ру­мы­ни­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Фин­лян­ди­ей. М., 1947;

Treaty Series. / United Nations. [N. Y.], 1950. Vol. 49;

Внеш­няя по­ли­ти­ка Со­вет­ско­го Сою­за. 1947 год. М., 1952. Ч. 1;

Foreign relations of the United States. 1946. Wash., 1970. Vol. 3-4;

Со­вет­ско-аме­ри­кан­ские от­но­ше­ния. 1945-1948. М., 2004.

Дополнительная литература:

Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния по­сле вто­рой ми­ро­вой вой­ны. М., 1962. Т. 1;

Ис­ра­элян В.Л. Из ис­то­рии под­го­тов­ки мир­но­го до­го­во­ра с Бол­га­ри­ей (1944–1946 гг.) // Из ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. М., 1963;

Мун­тян М. А. Под­го­тов­ка мир­но­го до­го­во­ра с Ру­мы­ни­ей и по­зи­ция со­вет­ской ди­пло­ма­тии // Про­шлое и на­стоя­щее. М., 1967; он же. Ду­най­ская про­бле­ма в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях (1945–1948). Киш., 1977;

Inter­si­mone G. L’Italia e il Trattato di pace del 10-2-1947. Roma, 1970;

Lache S., Tutui C. Romania si conferinta de pace de la Paris din 1946. Napoca, 1978;

Внеш­няя по­ли­ти­ка СССР и про­бле­мы по­сле­во­ен­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Ев­ро­пе. М., 1978;

Другие статьи:

  • Субсидия на лизинг 2019 Субсидии на лизинг: условия программы от Минпромторга + размер льготы по авансовому платежу В статье мы разберем, как получить субсидию на лизинг. Узнаем, какие льготы предоставляются при покупке автомобиля и чем интересна государственная программа «Мое дело». Мы […]
  • Отчетность цб банка Отчетность в ЦБ РФ Подборка наиболее важных документов по запросу Отчетность в ЦБ РФ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Отчетность в ЦБ РФ Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 […]
  • Требования к качеству коньяков Большой электронный сборник рецептур для предприятий общественного питания Бизнес-курсы и тренинги для рестораторов, обучение ресторанному бизнесу, 2018 год Бизнес-курс «Как открыть кафе или ресторан» Дата проведения: 5-9 февраля, 12-16 марта, 2-6 […]
  • Договор дарения долевой ДОГОВОР ДАРЕНИЯ ДОЛИ КВАРТИРЫ БЛИЗКОМУ РОДСТВЕННИКУобразец, форма, бланк, шаблон, пример 2019 год ДОГОВОР дарения доли квартиры Россия, город Ростов-на-Дону, восьмое апреля две тысячи девятнадцатого года Мы, нижеподписавшиеся: гражданин Петров Петр Петрович, 20 […]
  • Стажер адвоката в санкт-петербурге Занятия для стажеров адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАЖЕРОВ адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга будут проходить в помещении ДОМА ЮРИСТА по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, дом 28, Белый зал 12, 13, 14, 15 ноября […]
  • Изменится ли пенсия в казахстане Пенсия в Казахстане в 2018 году Повышение пенсии с 1 июля 2018 РК. Перерасчет пенсии по стажу С 1 июля 2018 году произуйдут большие изменения в методике расчета пенсии в Казахстане. Насколько существенным будет повышение пенсии и как будет начисляться пенсия в […]
  • Отчетность по зп сроки alishavalenko.ru Свежие комментарии Какую отчетность надо сдавать зп полугодие для снт 08.08.2018 / 0 Коментарьев Сроки сдачи: — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, — для отчета на бумаге; — не позже 20-го […]