Трудовой кодекс рф ст108

Содержание:

Статья 108 ТК РФ — Перерывы для отдыха и питания

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 108 — 113)

Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Трудовой кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 108

§ 1. Изменения, внесенные в ст. 108, состоят в исключении из текста ч. 2 и 3 слова «организации». Это вполне оправданно, поскольку во всем ТК проводится линия на обеспечение действия его норм и других норм, регулирующих трудовые отношения, не только в организациях, но и у индивидуальных предпринимателей. Такое же изменение внесено и в следующие статьи раздела V (ст. 109, 111 и др.).

§ 2. Текст ст. 108 ТК почти полностью соответствует тексту ст. 57 КЗоТа 1971 г. В дополнение к прежним нормам, касающимся перерывов для отдыха и питания, в ч. 1 ст. 108 ТК установлена не только максимальная (не более двух часов), но и минимальная (не менее 30 минут) продолжительность этого вида отдыха.
Однако затруднительно предоставлять перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут там, где работа организована по трехсменному графику. При этом один час, на который должна сокращаться ночная смена, делится на все три смены.
Если строго соблюсти продолжительность перерыва для отдыха и питания режим работы не позволяет, работодатель должен обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в соответствии с ч. 3 ст. 108 ТК.

§ 3. В ст. 108 ТК отсутствует указание на необходимость предоставления перерыва для отдыха и питания, как правило, через четыре часа после начала работы (ср. с ч. 3 ст. 57 КЗоТа 1971 г.).
Вопрос о времени предоставления перерыва для отдыха и питания, а также о его конкретной продолжительности должен решаться правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

§ 4. Сложилась практика, по которой работники с неполным рабочим временем трудятся без перерыва для отдыха и питания.
По-видимому, вопрос о предоставлении этим работникам указанного перерыва может решаться в зависимости от продолжительности неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем.

§ 5. В связи с тем что в соответствии со ст. 106 ТК время отдыха, в том числе перерыва для отдыха и питания, работник может использовать по своему усмотрению, он вправе на это время отлучиться с места работы (в том числе с территории организации, с которой состоит в трудовых отношениях).

§ 6. В связи с этим перерывы для отдыха и питания в рабочее время не включаются.

§ 7. Решение вопроса организации приема пищи на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, отнесено на уровень локального регулирования.
Обязанность работодателя в таких случаях обеспечить работнику отдых и прием пищи в рабочее время реализуется в правилах внутреннего трудового распорядка. В них должен быть предусмотрен перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи.

Тарифы на коммунальные услуги 2018 в харькове на воду

Тарифы на коммунальные услуги 2018 в харькове на воду

Обсуждение о необходимости изменения тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод проводит «Харьковводоканал».

Собрание на тему тарифов состоится в четверг, 24 мая. Заявлены три вопроса:
1. Обсуждение об одобрении Инвестиционной программы КП «Харьковводоканал» на 2018 год;
2. О необходимости изменения тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод на 2018 год;
3. О необходимости установления тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод на следующий год, 2019.

Напомним, что с 3 мая 2018 года в Харькове уже повысились тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению.

Теперь услуга по централизованному снабжению холодной воды стоит 10,9 гривен за один куб, а услуга по водоотведения — 5,71 гривен за куб.

В связи с увеличением тарифов на электрическую энергию и изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Украины КП «Харьковводоканал» планирует повысить тарифы ещё и утвердить в НКРЕКП их в 2018 году на уровне:

— услуга по централизованному снабжению холодной воды — 11,87 гривен за куб;
— услуга по водоотведения — 5,99 гривен за куб.

На 2019 год тарифы будут повышаться дальше:

— централизованное водоснабжение — 14,42 грн/1 ​​куб;
— централизованное водоотведение — 10,08 грн/ 1 ​​куб.

Обсуждения будут открытыми, сообщает Харьковский антикоррупционный центр.

Повышение тарифов в Харькове: факт или выдумка

О подорожании коммуналки мы спросили в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Вода

Вопрос о подорожании воды в Харькове открытый до сих пор. На общественных слушаниях 31 августа 2018 года руководство КП «Харьковводоканал» объяснило, что выросли затраты на электроэнергию для водоснабжения и водоотведения, налоги и сборы. Из-за этого предприятие вынуждено поднять тарифы.

В сентябре население и бюджетные учреждения еще будут платить 8,96 гривен за кубический метр без НДС за воду и 4,55 грн — за канализацию. Если Нацкомиссия утвердит новые тарифы, то с октября 2018 года тарифы для харьковчан за воду обойдутся в 9,28 грн за кубический метр. Оплата за канализацию не подорожает. Но может подорожать и централизованная поставка холодной воды — с 9,69 грн за кубометр до 10,02 грн (без НДС).

Пока НКРЭКУ решает, утверждать ли новые тарифы на холодную воду для харьковчан.

Тепло

Тарифы на теплоэнергию зависят от стоимости природного газа. Цены на отопление и горячую воду также включают себестоимость теплоэнергии. То есть в основном на цену за теплоэнергию может повлиять цена за природный газ.

По прогнозам Минэкономразвития в 2018 году розничные цены на газ могут подняться на 18%. Но пока официальных распоряжений о подорожании не было.

Газ

По постановлению Кабмина поставщики природного газа поставляли сырье бытовым потребителям по цене, не превышающей 2,5% от цены закупки. Такие условия должны были действовать до 1 сентября 2018 года. Об изменениях цены в дальнейшем будет информировать Министерство энергетики и угольной промышленности.

Свет

Как сообщили в НКРЭКУ, тарифы на свет одинаковы по всей Украине. Сейчас харьковчане платят 90 копеек за один киловатт-час.

Тарифы на коммунальные услуги 2018 в харькове на воду

Согласно расчётам «Харьковводоканала», с 2018 года тариф на услуги по централизованному снабжению холодной водой составит 14,80 грн за 1 м3, по водоотведению — 6,40 грн за 1 м3.

Теперь слово за Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

«Заявление и расчётные материалы по установлению тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги по снабжению холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем) на 2018 год представлены на рассмотрение в НКРЭКУ 10 августа 2017 года», — отмечают в «Харьковводоканале».

Планируемое повышение на предприятии обсуждали 8 августа. По мнению общественников, собрание не состоялось. Руководство «Харьковводоканала» считает его успешным — по итогам обсуждения на сайте коммунального предприятия опубликовали протокол.

В нём говорится, что решение об установлении тарифов принято вместе с Инвестиционной программой «Харьковводоканала» на 2018 год, а полученные замечания и предложения «приняты к сведению», но «не учтены при принятии решения, поскольку не относятся к теме открытого обсуждения и не имеют влияния на изменение составляющих тарифов».

Участники обсуждения, представители общественной организации «Харьковский антикоррупционный центр», настаивают: слушания нельзя считать состоявшимися, а вопрос об инвестиционной программе при обсуждении вообще не поднимался. Сооснователь «ХАЦ» Евгений Лисичкин назвал позицию коммунального предприятия «подтасовкой фактов и манипуляцией».

После последнего повышения, с 30 июля, тарифы на услуги по централизованному снабжению холодной водой и централизованному водоотведению составляют 9,324 грн/м3 и 5,22 грн/м3 соответственно.

Харьковские Тепловые Сети

Коммунальное предприятие «Харьковские Тепловые Сети»

(прием показаний по холодной воде и канализации)

Читайте так же:  Приказ министерства экономического развития 189 от 31032019

  • Наш партнер ООО «КП Вода»
  • календарь 2018

    Коммунальное предприятие «Харьковские тепловые сети»

    Тарифы на тепловую энергию показать

    • Тарифы на тепловую энергию для нужд бюджетных учреждений, религиозных организаций и прочих потребителей (кроме населения), установленные соответствующими постановлениями НКРЭКУ Taryfy_teplo_organizatsii.pdf
    • Тарифы на тепловую энергию для нужд населения, установленные соответствующими постановлениями НКРЭКУ Taryfy_teplo_naselennia.pdf

    Тарифы на услуги централизованного отопления и централизованной поставки горячей воды показать

    • Тарифы на услуги централизованного отопления для абонентов жилых домов с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии для населения, установленные соответствующими постановлениями НКРЭКУ Taryf_CO_naselennya_lichylnyk.pdf
    • Тарифы на услуги централизованного отопления для абонентов жилых домов без домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии для населения, установленные лицензиатам НКРЭКУ Taryf_CO_naselennya_bezlichylnyk.pdf
    • Тарифы на услуги централизованной поставки горячей воды при условии подключения полотенцесушителей к системам горячего водоснабжения для населения, установленные лицензиатам НКРЭКУ Taryf_GVP_naselennya_rushnyk.pdf
    • Тарифы на услуги централизованной поставки горячей воды при условии отсутствия полотенцесушителей для населения, установленные лицензиатам НКРЭКУ Taryf_GVP_naselennya_bezrushnyk.pdf

    Тарифы на тепловую энергию
    для бюджетных учреждений, прочих потребителей (кроме населения) и религиозных организаций

    Постановлением НКРЄКУ №1529 от 28.12.2017 г., опубликованным в газете «Урядовий кур`єр» №2 от 4 января 2018 года, внесены изменения в Постановление НКРЭКУ №1368 от 30.04.2015 г. «Об установлении тарифов на тепловую энергию, ее выработку, транспортировку, поставку для бюджетных учреждений, религиозных организаций и прочих потребителей (кроме населения) КП «Харьковские тепловые сети»» об установлении новых тарифов на тепловую энергию за 1 Гкал (без НДС):

    • для нужд бюджетных учреждений – 1 325,86 грн.;
    • для религиозных организаций (кроме объемов, которые используются для производственно-коммерческой деятельности) – 676,06 грн.
    • для прочих потребителей – 1 449,71 грн.;

    Тарифы действуют с 5 января 2018 года.

    Постановление НКРЭКУ №1529 от 28.12.2017 г. «О внесении изменений в некоторые постановления НКРЭКУ» Загрузить

    Структура тарифов на тепловую энергию, ее выработку, транспортировку и поставку для бюджетных учреждений, религиозных организаций и прочих потребителей Таблица Диаграмма1/1 Диаграмма1/2

    Тарифы на тепловую энергию для нужд населения

    Тариф на тепловую энергию для нужд населения установлен Постановлением НКРЭКУ №1944 от 07.11.2016 г. «Об установлении тарифов на тепловую энергию, ее выработку, транспортировку, поставку для нужд населения КП «Харьковские тепловые сети»» и составляет:

    • для нужд населения — 1020,69 грн. за 1 Гкал. (без НДС).

    Тариф действует с 1 декабря 2016 года..

    Постановление НКРЭКУ №1944 от 07.11.2016 г. «Об установлении тарифов на тепловую энергию, ее выработку, транспортировку, поставку для нужд населения КП «Харьковские тепловые сети» Загрузить

    Структура тарифа на тепловую энергию, ее выработку, транспортировку и поставку для нужд населения Таблица2 Діаграмма2

    Тарифы на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения для населения

    С 31 декабря 2017 года введенные в действие новые тарифы на услуги централизованного отопления и услуги централизованной поставки горячей воды, которые предоставляются населению КП «Харьковские тепловые сети», установленные Постановлением НКРЭКУ №1536 от 28.12.2017 г. (внесены изменения в Постановление НКРЭКУ №1171 от 31.03.2015 г.), которое опубликовано в газете «Урядовий кур`єр» №247 от 30.12.2017р., и составляют (с НДС):

    • для абонентов жилых домов с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии – 1 238,88 грн./Гкал (в том числе: топливная составляющая — 1038,11 грн/Гкал; остальные затраты, кроме топливной составляющей — 200,77 грн/Гкал);
    • для абонентов жилых домов без домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии – 31,69 грн. за 1 кв.м в месяц на протяжении отопительного периода (в том числе: топливная составляющая — 26,55 грн за 1 кв.м; остальные затраты, кроме топливной составляющей — 5,14 грн за 1 кв.м);

    централизованная поставка горячей воды (с учетом стоимости холодной воды):

    • при условии подключения полотенцесушителей к системам горячего водоснабжения – 73,29 грн. за 1 куб. м (в том числе: топливная составляющая — 56,01 грн за 1 куб.м; остальные затраты, кроме топливной составляющей — 17,28 грн за 1 куб.м);
    • при условии отсутствия полотенцесушителей – 67,74 грн. за 1 куб.м (в том числе: топливная составляющая — 51,36 грн за 1 куб.м; остальные затраты, кроме топливной составляющей — 16,38 грн за 1 куб.м).

    Причины уменьшения тарифов для населения

    Тарифы на услуги централизованного отопления и поставки горячей воды, которые действовали с 02 декабря 2016 года до 31 декабря 2017 года, были установлены Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг №1945 от 07.11.2016 г, и составляли (с НДС):

    • для абонентов жилых домов с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии – 1243,19 грн./Гкал;;
    • для абонентов жилых домов без домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии – 31,80 грн. за 1 кв. м в месяц на протяжении отопительного периода;

    централизованная поставка горячей воды (с учетом стоимости холодной воды):

    • при условии подключения полотенцесушителей к системам горячего водоснабжения – 73,95 грн. за 1 куб. м;;
    • при условии отсутствия полотенцесушителей – 68,34 грн. за 1 куб. м.

    Основные причины изменения тарифов на услуги централизованного отопления и услуги централизованной поставки горячей воды:

    1. Изъятие из структуры тарифов на услуги централизованной поставки горячей воды затрат на проведение периодической поверки квартирных приборов учета горячей воды согласно требованиям Закона Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» от 22.06.2017 г. №2119-VIII;
    2. Приведение (сокращение) затрат на оплату услуг банков по приему и перечислению средств потребителей за предоставленные услуги централизованного отопления и централизованной поставке горячей воды к фактическим показателям за 2016 год;
    3. Остальные затраты осталась без изменений.

    Холодная вода и канализация в Харькове снова подорожают

    12 августа 2018 г.

    Информация о том, что КП «Харьковводоканал» намерено поднять тарифы на централизованное водоснабжение и водоотведение появилась на официальном сайте коммунального предприятия.

    — Согласно этому сообщению, 31 августа предприятие собирается провести два общественных слушания, — говорит эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин. — Одно – по поводу корректировки тарифов 2018 года, которые хотят увеличить приблизительно на 7% за водоснабжение и на 4% за водоотведение. Второе – по поводу роста тарифов в 2019 году – уже гораздо более существенное: на 42,3% за водоснабжение и 89% за водоотведение (по сравнению с ныне действующими тарифами).

    Действующие тарифы в Харькове (с 3 мая 2018 года) составляют: на услугу по централизованному снабжению холодной водой — 10,9 грн за 1 кубометр; на услугу по централизованному водоотводу — 5,71 грн за 1 кубометр.

    Плановый размер тарифов до конца 2018, предлагаемый «Харьковводоканалом», составляет: на услугу по централизованному снабжению холодной водой — 11,63 грн за 1 кубометр; на услугу по централизованному водоотводу — 5,89 грн за 1 кубометр.

    — Первые слушания по этому поводу на предприятии уже были, изменения утвердила и НКРЭКУ. Теперь согласно прописанной в законе процедуре в «Харьковводоканале» должны пройти повторные слушания по уже утвержденным Нацкомиссией тарифам. Затем регулятор снова должен их утвердить на своем заседании, и после публикации постановления в «Урядовом курьере» они уже вступят в силу, — говорит Евгений Лисичкин. – На это может уйти несколько месяцев. Так что первое подорожание холодной воды произойдет, скорее всего, не раньше осени.

    В 2019 году, по словам Евгения Лисичкина, услуга по централизованному водоснабжению планируется на уровне 15,5 грн (с НДС) за 1 кубометр, услуга по водоотведению – на уровне 10,81 грн (с НДС) за 1 кубометр. Все вместе (вода плюс стоки) — 26,31 грн за 1 кубометр.

    — Если посчитать, то стоимость тарифа (вода-стоки) в 2019 году вырастет почти на 60% — по сравнению с ныне действующим, — говорит эксперт.

    Коммунальщики считают нынешние тарифы убыточными и повышение обосновывают традиционно — подорожание электроэнергии, затраты на банковские услуги и т.д.

    Все друг перед другом в долгах

    По мнению эксперта, чтобы дабы не терроризировать население постоянным повышением тарифов, коммунальному предприятию нужно переходить от метода «расходы плюс» на новый — метод «стимулирующего тарифного регулирования». И тогда не придется все время зависеть от стоимости электроэнергии, повышения минимальной заработной платы, растущих затрат на горюче-смазочные материалы и т.д.

    — Если объяснить на пальцах, то при таком методе тариф утверждается на 3-5 лет – достаточно высокий, но в течение этого периода повышаться он уже не может. При этом все, что экономит предприятие, оно забирает себе на обновление инфраструктуры, развитие и так далее. Таким образом, у него появляется хоть какой-то стимул экономить, — рассказывает Евгений Лисичкин. — А на сегодняшний день у предприятия нет абсолютно никакого стимула для экономии – коммунальщики уверены, что они подсчитают все затраты и просто включат их в очередной новый тариф. Вот и все.

    Кстати, отмечает эксперт, «Харьковводоканал» вовсе не против перейти на новую систему, о чем не раз заявлял руководитель предприятия. Но для этого на законодательном уровне должен быть принят ряд соответствующих нормативных документов

    Что касается потребителей, то, безусловно, существенно выросшие расценки на воду могут привести к еще большему накоплению долгов предприятием – и не только за счет населения, но и за счет частных организаций, бюджетных структур.

    — У нас в стране вообще сложилась такая система – все друг перед другом в долгах, как в шелках. Потребители – те же предприятия — должны «Водоканалу», тот, в свою очередь, – более миллиарда должен облэнерго… Вот так, по уши в долгах, они и ведут свою деятельность, — разводит руками Евгений Лисичкин. – Виной тому – неэффективная деятельность коммунальщиков, поскольку предприятие не заинтересовано в уменьшении расходов. Вносит свою негативную лепту и Национальная комиссия, которая утверждает тарифы с большим опозданием; не проводит аудит предприятия. Мы не знаем, насколько административные, операционные затраты, рассчитанные предприятием, имеют право на жизнь и т.д. Регулятор не проводит проверку этих расчетов.

    Открытое обсуждение вопроса по повышению тарифов в 2018 году состоится 31 августа в 10.00, по поводу тарифов на 2019 год — 31 августа в 10.30. Мероприятия пройдут по адресу: пр. Юбилейный, 28а в актовом зале на третьем этаже.

    Трудовой кодекс рф ст108

    Трудовой кодекс РФ

    c комментариями

    Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни.

    Статья 108. Перерывы для отдыха и питания.
    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
    Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
    На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

    Читайте так же:  Про фскн ликвидация

    Статья 109. Специальные перерывы для обогревания и отдыха.
    На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
    Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

    Статья 110. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха.
    Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

    Статья 111. Выходные дни.
    Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.
    Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
    У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

    Статья 112. Нерабочие праздничные дни.
    Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
    — 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы;
    — 7 января — Рождество Христово;
    — 23 февраля — День защитника Отечества;
    — 8 марта — Международный женский день;
    — 1 мая — Праздник Весны и Труда;
    — 9 мая — День Победы;
    — 12 июня — День России;
    — 4 ноября — День народного единства (часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 201-ФЗ).
    При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
    Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере (часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
    Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
    В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации вправе переносить выходные дни на другие дни. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

    Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
    Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
    Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
    Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
    1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
    2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
    3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
    Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
    В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
    Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.
    Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

    Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания

    Ст 108 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

    Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

    Комментарий к статье 108 ТК РФ:

    1. Статья 108 ТК РФ гласит, что время перерыва для отдыха и питания не включается в счет рабочего времени и не оплачивается, поэтому работник вправе использовать его по своему усмотрению.

    Длительность перерыва должна определяться с учетом конкретных условий и специфики деятельности того или иного подразделения и существующей организации питания работников. Она не может превышать 2 часов и быть менее 30 минут.

    2. Для отдельных категорий работников, в частности тех, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств, продолжительность перерыва для отдыха и питания и порядок его предоставления определяются в специальных положениях об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха (см. коммент. к ст. 329).

    Так, согласно п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 // БНА РФ. 2004. N 11), диспетчеру службы УВД при работе в ночную смену должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью 1 час с правом сна в специально оборудованном помещении.

    3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время (ч 3 ст 108 ТК РФ). Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

    4. Помимо обеденного перерыва в течение рабочего дня (смены) работникам могут предоставляться краткосрочные перерывы для отдыха и личных надобностей, которые включаются в рабочее время путем учета их при установлении норм труда, а также специальные перерывы, предусмотренные в целях охраны труда для некоторых категорий работников (см. коммент. к ст. 109).

    Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помимо перерыва для отдыха и питания предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые 3 часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

    При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее часа (см. коммент. к ст. 258).

    Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания

    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

    Читайте так же:  Заявление в полицию о розыске человека

    Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

    Комментарии к ст. 108 ТК РФ

    1. Перерыв для отдыха и питания предоставляется работникам для отдыха и приема пищи продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин. Этот отрезок времени не включается в рабочее время. Каждый работник использует этот перерыв по своему усмотрению. На это время он может отлучаться с рабочего места.

    Перерыв для отдыха должен предоставляться, как правило, через 4 ч после начала работы. Правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем определяется время предоставления перерыва и его продолжительность.

    2. На отдельных видах работ предоставляются, кроме того, краткосрочные 5 — 10-минутные перерывы для работников (ст. 109 ТК). Эти перерывы включаются в рабочее время.

    Статья 108 Перерывы для отдыха и питания

    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабоче время не включается.

    Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

    Комментарий к статье 108 ТК РФ:

    Перерывы в течение рабочего дня (смены) предоставляются работникам для отдыха и питания. Продолжительность перерывов не может превышать двух часов и не должна быть менее 30 минут. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность определяются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    Режим труда и отдыха указывается в трудовом договоре согласно ст. 57 ТК, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных работодателем. На тех работах, где по условиям производства (работы) перерыв установить нельзя, работникам должна быть предоставлена возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ и места отдыха, приема пищи устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя.

    По соглашению между работником и работодателем перерывы для отдыха и приема пищи могут не предоставляться при работе с неполным рабочим днем, а также в предвыходные и предпраздничные дни (см. ст. 224 ТК).

    Приведенные ранее положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников (см. коммент. к ст. ст. 106, 107) предусматривают для работников с особым характером труда особенности использования перерывов для отдыха и питания. Так, например, диспетчеру службы Управления воздушным движением при работе в ночную смену предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении.

    Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса предусмотрено, что перерывы для отдыха и питания плавающему составу с особым характером работы устанавливаются капитаном судна графиками и расписаниями в установленном порядке.

    Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

    Адаптация персонала
    Обучение персонала
    Персонал организации
    Отбор персонала
    Кадровый потенциал

    Назад | | Вверх

    Ст. 108 ТК РФ: вопросы и ответы

    Ст. 108 ТК РФ: официальный текст

    Ст. 108 ТК РФ: вопросы и ответы

    Обеденный перерыв (ст. 108 ТК РФ) предоставляется работающим гражданам в течение рабочего процесса времени для того, чтобы поесть и отдохнуть. О том, как это осуществляется на практике, расскажем в нашей статье.

    Статья 108 ТК РФ: общие комментарии

    Требования, определенные в статье 108 ТКРФ, вытекают из нормативов по охране труда. В данном случае забота законодателей о работниках выражается в предоставлении им права иметь обеденные перерывы в ходе выполнения трудовых обязанностей.

    Формально обеденные перерывы нужно использовать для отдыха и приема пищи. Вместе с тем никому не вменяется в обязанность контролировать, как именно использует их работник. То есть перерывы положены, а что работник в это время делает, остается на его усмотрение.

    Порядок предоставления перерывов зависит от режима работы организации и специфики выполняемых работником трудовых функций.

    Перерывы по ст. 108 ТК РФ должны найти свое отражение во внутренних регламентах, касающихся трудового распорядка организации.

    Как должны соблюдаться требования Трудового кодекса РФ при общем режиме работы?

    При стандартном режиме работы правилами внутреннего распорядка организации должны быть предусмотрены:

    • время начала обеденного перерыва;
    • как долго продолжается обеденный перерыв.

    В чем специфика требований ТК РФ при особых режимах работы?

    Есть режимы работы, когда установить для всех единый обеденный перерыв по Трудовому кодексу невозможно, например:

    • скользящий сменный график;
    • ненормированный график;
    • непрерывный характер работы (на конвейере, при производстве непрерывного цикла).

    В этом случае работодателю следует предоставить работникам возможность делать передышки и питаться во время трудового процесса. Порядок предоставления таких обеденных перерывов должен быть зафиксирован во внутренних регламентах организации и/или соглашениях с работниками.

    Подробнее о внутренних регламентах читайте в статье«Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2015».

    Какие дополнительные требования предъявляются в отношении перерывов в течение рабочего дня?

    Установлено максимальное и минимальное время обеденного перерыва по Трудовому кодексу (ст. 108):

    • не менее 30 минут;
    • не более 2 часов.

    Другие дополнительные требования к продолжительности обеденного перерыва по ТК сохранились со времен бывшего СССР. Положения советских документов до сих пор регламентируют такие аспекты, как:

    • обеденный перерыв устанавливается таким образом, чтобы рабочий день (смена) делился им примерно пополам (постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55);
    • назначение перерыва не ранее чем через 4 часа после начала работы при стандартных нормах рабочего времени, но отсутствие нормирования временного промежутка с начала работы до того времени, как начнется обеденный перерыв, при сокращенных нормах и гибком графике (постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 № 111/8-51).

    Документы СССР, чтобы нормировать обеденный перерыв, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

    В отдельных отраслях (обычно с особыми требованиями по охране и безопасности труда) существуют дополнительные внутриотраслевые положения, устанавливающие порядок и время перерывов в работе.

    Можно ли перенести обеденный перерыв на вечер?

    Часто сотрудники обращаются к работодателю с просьбой перенести обеденный перерыв на последний час работы. Так они надеются получить сокращенный на время перерыва рабочий день.

    Однако мнение юристов и трудовой инспекции по данному вопросу однозначно: переносить обеденный перерыв по Трудовому кодексу РФ на время ужина нельзя. Этим будет нарушено требование ст. 108 ТКРФ, согласно которому обеденное время по Трудовому кодексу предоставляется именно в течение рабочего дня, а не после него.

    Включаются ли перерывы в рабочее время?

    Если работник на время обеденного перерыва по ТК РФ покидает (или может покинуть) рабочее место, то время, затраченное на обеденный перерыв, из учитываемого рабочего времени исключается.

    Если работник, уходя на обеденный перерыв, лишь ненадолго отрывается от работы, не покидая рабочего места (при особых режимах труда), такие временные промежутки учитываются в составе рабочего времени.

    Другие статьи:

    • Пособия по молодёжной работе Пособия по молодёжной работе Частное образовательное учреждениедополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Звонок по РФ бесплатный 8 800 250 10 15 Время работы: Программа повышения квалификации "Специалист по […]
    • Иоанна хмелевская проклятое наследство Иоанна Хмелевская «Проклятое наследство» Проклятое наследство Роман, 1977 год; цикл «Пани Иоанна» Язык написания: польский Перевод на русский: И. Колташева, В. Селиванова (Проклятое наследство, Проклятое наследство ), 1990 — 8 изд. В. Селиванова (Проклятое […]
    • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
    • Закон о защите прав потребителей схема Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 […]
    • Федеральный закон о кредитной кооперации с изменениями Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ"О кредитной кооперации" С изменениями и дополнениями от: 21, 30 ноября 2011 г., 7 июня, 23 июля, 2 ноября, 21 […]
    • Федеральный закон об образовании в редакции 1992 года Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 […]
    • Возврат обуви бывшей в употреблении Добрый день,я приобрела в магазине обувь,но после 3 дней использования после покупки появился дискомфорт,обувь стало невозможно носить. Решила вернуть сразу же ,но продавец отказался ее принимать, так как она была в употреблении,хотя в этом магазине в инструкции […]