Налог на украшения

Налог на украшения

Вопрос: Можно ли по налогу на прибыль учесть расходы на украшение офиса к Новому году и Рождеству?

Ответ от 27.12.2018 :

Мы считаем, учитывать в целях налога на прибыль расходы на украшение офиса к праздникам не стоит.

Такие затраты не имеют производственной направленности и не являются экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ). Также расходы на украшение офисного помещения (в отличие от праздничного украшения витрин и фасадов) нельзя признать рекламными расходами (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Это объясняется тем, что реклама предназначена для неопределенного круга лиц, а в офисе, как правило, бывают только сотрудники.

Обращаем внимание, что вычет «входного» НДС по расходам на праздничное оформление также вызовет претензии со стороны проверяющих, поскольку произведенные затраты не связаны с операциями, облагаемыми НДС.

Как задать вопрос

Налогообложение ювелирных изделий

Налогообложение ювелирных изделий

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

1. О перечне ювелирных изделий, признаваемых подакцизными товарами

Подпунктом 6 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) установлено, что ювелирные изделия признаются подакцизными товарами. Вместе с тем в данном подпункте конкретизировано понятие «ювелирные изделия для целей налогообложения акцизами».

В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.

Как следует из определения ювелирных изделий, каких-либо исключений для ювелирных изделий, изготавливаемых по заказам населения из материала заказчика (то есть из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или из лома таких изделий) Кодексом не предусмотрено.

Согласно главе 22 НК РФ не признаются ювелирными изделиями:

государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;

монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;

предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении;

изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.

Часто задается вопрос: какие изделия относятся к ювелирной галантерее?

В отраслевом стандарте ОСТ 117-3-003-95 «Ювелирная и металлическая галантерея» данный термин определен как «изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных металлов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта».

При изготовлении изделий ювелирной галантереи допускается использование драгоценных металлов только в виде покрытий. Согласно вышеназванному ОСТу использование в изделиях ювелирной галантереи деталей из сплавов драгоценных металлов не допускается.

На практике у налогоплательщиков возникает ряд других вопросов по налогообложению изделий из драгоценных металлов. Наиболее часто задаются следующие вопросы.

1. Являются ли часы наручные и карманные механические в золотых корпусах подакцизными товарами, так как согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг часы относятся к группе приборов времени, а не к ювелирным изделиям?

Согласно определению ювелирных изделий, признаваемых в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ подакцизными товарами, данному в подпункте 6 п. 1 ст. 181 НК РФ, часы наручные и карманные механические в золотых корпусах относятся для целей налогообложения акцизами к подакцизным товарам.

2. Признаются ли подакцизными товарами государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ?

В перечне изделий, не признаваемых в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ подакцизными товарами, данные изделия отсутствуют. Следовательно, они подлежат налогообложению акцизами в общеустановленном порядке.

3. В процессе производства ювелирных изделий из драгоценных металлов и их сплавов задействованы несколько организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами и выполняющих только часть технологического процесса изготовления изделия (например отливку изделия), то есть изготовление полуфабриката. Облагается ли такое изделие акцизами?

В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ ювелирными изделиями признаны изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. При этом в данной главе не предусмотрено исключение из перечня ювелирных изделий, признаваемых подакцизными, изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты.

Следовательно, в соответствии со ст. 179 и 182 НК РФ организации или иные лица, осуществившие реализацию произведенных ими с использованием драгоценных металлов и их сплавов изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты, являются налогоплательщиками акцизов в общеустановленном для производителей подакцизных товаров порядке.

4. В соответствии с п. 3 ст. 187 НК РФ налоговая база при передаче ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, определяется как стоимость переработки. Включаются ли в стоимость переработки затраты на клеймение ювелирных изделий и почтовые расходы на их пересылку в пробирную палату?

Расходы, осуществляемые на клеймение ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, должны включаться в общие затраты на производство этих изделий (стоимость переработки).

5. Как определяется налоговая база ювелирных изделий, изготовленных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, принадлежащих заказчику, с добавлением собственных драгоценных металлов?

Кодексом не предусмотрено увеличение налоговой базы при реализации (передаче) ювелирных изделий, произведенных налогоплательщиком по индивидуальным заказам населения из давальческого сырья заказчика с использованием собственных драгоценных металлов. Следовательно, в данном случае налоговая база определяется согласно п. 4 ст. 187 НК РФ.

2. Об определении налогоплательщиков акцизов по ювелирным изделиям

В отношении плательщиков акцизов по ювелирным изделиям следует руководствоваться следующим.

Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ.

Вместе с тем в практической работе у налоговых органов и налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся налогоплательщиков акцизов, которые требуют разъяснений.

Так, часто задается вопрос об определении плательщика акцизов в случае, если организация имеет филиалы или иные обособленные подразделения.

Филиалы и обособленные подразделения юридических лиц — российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками. Вместе с тем согласно части второй ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят такие обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Одновременно ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Глава 22 «Акцизы» НК РФ устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами.

Таким образом, организация-налогоплательщик или ее филиал либо иное обособленное подразделение осуществляет уплату акцизов в порядке, установленном главой 22 «Акцизы» НК РФ. В частности, ст. 204 указанной главы НК РФ установлено, что акцизы уплачиваются по месту производства подакцизных товаров, в том числе и ювелирных изделий.

Нередко в отношении налогоплательщиков акцизов задаются следующие вопросы.

1. Одна организация заключила с другой организацией договор на аренду производственных мощностей и оборудования для производства ювелирных изделий. Для обслуживания арендованного оборудования также заключен договор о возмездном оказании услуг персоналом организации-арендодателя. Производство ювелирных изделий будет осуществляться из собственного сырья арендатора и из давальческого сырья третьих лиц. Какая организация (арендатор или арендодатель) будет в данном случае налогоплательщиком акцизов по ювелирным изделиям?

При определении налогоплательщика следует руководствоваться следующим.

Согласно ст. 179 НК РФ организации признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров, а согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 — передача на территории Российской Федерации организациями произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).

При этом данная норма законодательства применяется независимо от того, на каких производственных площадях и оборудовании (собственных или арендованных) осуществляется процесс производства подакцизного товара, а также (поскольку договорные отношения между хозяйствующими субъектами не могут вступать в противоречие с законодательными нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты налогов) от того, на каких договорных условиях это оборудование обслуживается.

В связи с этим налогоплательщиком акцизов по ювелирным изделиям, изготовленным как из собственного, так и из давальческого сырья, независимо от того, кому принадлежит это сырье, а также производственные мощности и оборудование, на котором эти ювелирные изделия изготовлены, признается непосредственно производитель готовых ювелирных изделий, то есть арендатор производственных мощностей и оборудования.

2. Является ли налогоплательщиком акцизов организация розничной торговли, которая осуществляет по договору комиссии продажу конфискованных ювелирных изделий?

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ у организаций розничной торговли и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, возникает объект налогообложения акцизами. Но они не будут являться налогоплательщиками акцизов только в случае, если переведены на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Читайте так же:  Прохождение с лололошкой спор

3. Являются ли налогоплательщиками акцизов организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие изготовление ювелирных изделий, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплату единого налога?

В главе 22 «Акцизы» НК РФ не предусмотрено норм, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты акцизов по ювелирным изделиям, производимым организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению ювелирных изделий, являются налогоплательщиками акцизов на общих основаниях, и уплата ими акцизов по ювелирным изделиям, произведенным как из собственного, так и из давальческого сырья, должна осуществляться в установленном НК РФ порядке.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В то же время, как следует из ст. 3 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», такой вид деятельности, как «производство ювелирных изделий», не входит в определенный указанной статьей перечень видов деятельности, по которым может быть введена уплата единого налога.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ предусматривает лишь замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Таким образом, переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не предполагает освобождения этого предпринимателя от его обязанностей налогоплательщика акцизов по производимому им подакцизному товару, в том числе по ювелирным изделиям.

3. Об объектах налогообложения акцизами

Операции, признаваемые объектом налогообложения в отношении ювелирных изделий, можно разделить на две группы:

1) операции, совершаемые производителями ювелирных изделий:

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий, в том числе реализация предметов залога и передача ювелирных изделий по соглашению о предоставлении отступного или новации.

В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров;

— передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) ювелирных изделий собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Обращаем внимание читателей на то, что согласно п. 3 ст. 39 НК РФ данная операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;

— передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею ювелирных изделий своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества).

Согласно п. 3 ст. 39 НК РФ эта операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;

2) операции, совершаемые иными лицами с ювелирными изделиями:

— ввоз ювелирных изделий на таможенную территорию Российской Федерации;

— первичная реализация ювелирных изделий, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);

— продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

В отношении определения объекта налогообложения задается вопрос: возникает ли объект налогообложения акцизами у организации, производящей ювелирные изделия и раздающей их бесплатно в целях рекламы своей продукции?

Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров, а операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами.

Следовательно, ювелирные изделия, розданные организацией в целях рекламы производимой ими продукции на безвозмездной основе (бесплатно), облагаются акцизами.

4. О налогообложении операций по реализации ювелирных изделий в государства-участники Содружества Независимых Государств

Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2001 года операции по реализации подакцизных товаров (в том числе и ювелирных изделий), помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации и вывозимых в государства-участники СНГ, выведены из-под налогообложения акцизами.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 184 НК РФ из-под налогообложения данные операции выводятся только при условии представления в налоговый орган поручительства банка, предусмотренного ст. 74 НК РФ. Этой статьей установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором, заключенным между налоговым органом и поручителем.

Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены п. 6 ст. 198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пени.

Указанные договора должны заключаться налоговыми органами с теми банками, в которых у налогоплательщиков открыт расчетный и (или) валютный счет.

При отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, а именно: в день отгрузки ювелирных изделий, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщик начисляет по этим изделиям сумму акциза по установленным налоговым ставкам; начисленная по таким изделиям сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки согласно п. 4 ст. 204 НК РФ.

Сумма акциза, уплаченная налогоплательщиками (производителями подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья) в бюджет по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, подлежит возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п. 6 ст. 198 НК РФ.

Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком указанных документов.

Согласно п. 6 ст. 198 НК РФ эти документы должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.

Таким образом, условием для освобождения от уплаты акцизов является соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.

Если документы представлены по истечении указанного срока, то у организации нет основания для освобождения от уплаты акцизов.

Вместе с тем обращаем внимание читателей на то, что данный режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в государства-участники СНГ, введен в действие с 1 июля 2001 года, за исключением операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в Кыргызскую Республику, Республику Армения и в Азербайджанскую Республику.

Во взаимной торговле подакцизными товарами с Кыргызской Республикой и Республикой Армения режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, аналогичный действующему со странами дальнего зарубежья, введен с 1 января 2001 года, а с Азербайджанской Республикой — с 1 апреля 2001 года.

5. О сроках и порядке уплаты акцизов

Датой (моментом) реализации, а следовательно, моментом начисления акцизов по ювелирным изделиям является день отгрузки (передачи) ювелирных изделий, включая произведенные из давальческого сырья.

Обращаем внимание читателей на то, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок уплаты акцизов в бюджет по ювелирным изделиям (п. 4 ст. 204 НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы при реализации произведенных ими ювелирных изделий исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ акциз по ювелирным изделиям уплачивается по месту их производства.

Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Хотел купить подарок на 8 Марта, а без паспорта не продали

Пришли сегодня с женщиной в магазин за подарком. Покупал кольцо с бриллиантом за 110 тысяч. Собрался оплатить, а у меня требуют паспорт. У меня его не было с собой, но, вообще-то, она мне не жена и я не планировал держать кого-то в курсе своих расходов.

По какому праву в ювелирном у меня требуют паспорт? Можно ли пожаловаться на магазин и отсудить у него моральный ущерб, если мне отказали в обслуживании?

Денис, требование продавца законное. Покупка ювелирных украшений находится под контролем государства. В вашем случае магазин действительно обязан потребовать у вас паспорт, снять с него копию и зафиксировать все данные о вас и вашей покупке.

Есть федеральный закон 115- ФЗ , с помощью которого государство пытается бороться с обналом, нелегальными доходами и финансированием преступлений. Обычно об этом законе вспоминают в контексте банковского обслуживания, но контролировать своих клиентов обязаны не только банки. Мы уже рассказывали, что бухгалтерские и юридические фирмы тоже должны следить за своими клиентами и в случае чего сообщать о своих подозрениях.

Читайте так же:  Адвокат ижевска отзывы

Покупка ювелирных изделий тоже регулируется законом № 115- ФЗ . Магазины, которые продают украшения, в некоторых случаях должны идентифицировать своих клиентов. Они обязаны проверять паспорта и фиксировать, что вот этот человек купил в этом магазине кольцо с бриллиантом за столько-то денег. Но и это еще не все.

Если украшение стоит дороже 600 тысяч рублей, о покупке обязательно сообщат в Росфинмониторинг. Многие ошибочно считают, что это касается только денежных переводов. Но требование об обязательном контроле распространяется и на сделки с некоторыми видами имущества, например на покупку ювелирных украшений.

Если украшение стоит меньше 600 тысяч, магазин все равно обязан проверить паспорт и может снять его копию. Это нужно для идентификации клиента — такое требование по закону. Еще вам могут предложить заполнить анкету. Может быть, вы даже не поймете, что это документ для исполнения 115- ФЗ .

Лимиты для обязательной идентификации при покупке ювелирных изделий такие:

  • при расчете наличными — от 40 тысяч рублей;
  • при оплате картой — от 100 тысяч рублей.

Если кольцо стоит 20 тысяч, у вас все равно могут попросить паспорт: закон позволяет это делать, если продавец засомневался в легальности денег. Хотя сложно представить, что где-то есть такие бдительные продавцы.

Если не представить паспорт по требованию магазина, он имеет право не продать украшение. В вашем случае так и получилось. Покупка была дороже лимита, паспорт вы представить отказались — кольцо вам не продали.

Магазин здесь ничего не нарушил — он выполнял требование закона, чтобы не попасть на большой штраф.

Вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, но только потратите время и привлечете к себе внимание. Дело в том, что, когда магазин отказывается продавать вам украшение из-за паспорта, он обязан сообщить об этом факте в Росфинмониторинг — именно о самом факте отказа. Скорее всего, ни один продавец в здравом уме этого не сделает. Вы просто уйдете без покупки, и все.

Но если вы пожалуетесь и придет проверка, требование придется выполнить. Тогда магазину гораздо проще будет раздобыть ваши паспортные данные: в Роспотребнадзор ведь нельзя пожаловаться анонимно.

Как не оставить дорогого человека без дорогого подарка

Если идете за украшением, берите с собой паспорт. Если вы ничего не нарушаете и платите честно заработанными деньгами, вам это ничем не грозит. Росфинмониторинг проверяет легальность доходов и сделок, а не ваши любовные связи. Сообщать жене или кому-то еще о покупках от вашего имени никто не будет.

Если не хотите показывать паспорт, выбирайте украшение дешевле 40 тысяч рублей. Или платите картой — тогда лимит 100 тысяч.

Выберите другой подарок, например дорогие туфли, косметику или шубу. Купите даме Макбук или оплатите курсы английского, в конце концов. При таких покупках паспорт точно не попросят. Еще можно подарить деньги — не бойтесь, несмотря на мифы в СМИ , налоги при этом женщине платить не придется.

В декабре 2015 года заработали схожие правила при покупке и продаже валюты в банках на сумму более 15 тысяч рублей. Требуется показать паспорт и сообщить для составления анкеты дополнительные данные.

Не станет исключением и покупка ювелирных украшений, и все — ради борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Закон, предполагающий введение порога в «ювелирке», с этого года уже вступил в силу.

Как пояснили «Российской газете» в Ассоциации «Гильдия ювелиров России», изменения также предусматривают заполнение анкеты, в которой будут указаны, среди прочего, источники дохода гражданина, его положение (наемный работник, руководитель среднего или высшего звена и т.д.) и цель приобретения ювелирного украшения. Например, для жены или сестры, если покупку делает мужчина. А если для любовницы? Тогда можно указать любую цель покупки или не отвечать на этот пункт вовсе. Каждый магазин сам решит, нужны ли ему такие данные.

Эти правила предусматривала и прежняя редакция закона. «До 2016 года при любой покупке украшений — дорогих или дешевых — нужно было предоставлять паспорт. Однако на практике это положение мало кто соблюдал», — пояснил генеральный директор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин.

Теперь закон обозначил пороговые суммы, и его исполнение легче проследить, так как если ювелирам дадут повод для сомнений, то они обратятся в Росфинмониторинг.

По словам Эдуарда Уткина, с точки зрения идентификации клиента магазина внешний вид покупателя или манера его общения — вещь не столь важная. Если у персонала возникают сомнения в том, что перед ними недобросовестный гражданин, который занимается легализацией преступного дохода, то менеджер или продавец имеет право спросить паспорт при любой сумме покупки, начиная с копейки.

С проверенными клиентами магазины, наоборот, работают по упрощенной схеме: если один и тот же человек постоянно покупает украшения, все данные о себе рассказывает и подходит к прилавку вместе с женой — поводов для сомнений в его надежности нет, достаточно предъявить паспорт и не отвечать на дополнительные вопросы по анкете.

Однако помните, что ювелирный магазин может отказать клиенту в приобретении украшений, если есть сомнения в происхождении дохода клиента, и объяснять причину отказа персонал не обязан. В Гильдии ювелиров напоминают, что было несколько случаев с физлицами, которые хотели приобрести обручальные кольца, но магазин отказал им в этом праве. Конституционный суд подтвердил, что ретейл действовал в рамках закона.

Идентификационную анкету в случае необходимости будет заполнять сотрудник магазина, рассказали «РГ» в компании АДАМАС. «Регламент Росфинмониторинга предполагает, что мы сверяем данные покупателя (на основании удостоверения личности) с базой лиц, состоящих на учете, и впоследствии отчитываемся по фактам всех сделок перед регулятором, — уточнил «РГ» Дмитрий Баранов, операционный директор холдинга. — Анкетирование проводится на добровольной основе. Поле анкеты предполагает указание ФИО, телефона, даты рождения, пол, электронную почту, пункт о согласии получения информационных сообщений и разрешения на обработку этих данных».

Формат анкеты, от которой могут отталкиваться ювелирные магазины, был утвержден еще в феврале 2011 года Росфинмониторингом. В документе было указано, что организации обязаны идентифицировать клиентов, которым оказываются услуги или с которыми заключают разовые сделки. В примечании подчеркивалось, что сюда относят покупку «ювелирки», денежные почтовые переводы и прочее.

Магазины могут спросить и об ИНН (при наличии). Перечень могут дополнить и другими сведениями, которые не обязательны. Этот список ювелиры вправе формировать самостоятельно.

Если покупатель решил приобрести украшения на сумму менее 600 тысяч рублей, то анкета с данными будет храниться в магазине, где совершена покупка, говорит Эдуард Уткин. Это привилегия службы внутреннего контроля. В случае если персонал магазина заподозрит клиента в отмывании доходов, он может обратиться в Росфинмониторинг, где будет проведена собственная экспертиза. При покупке на сумму свыше 600 тысяч рублей анкета в любом случае направляется в надзорное ведомство. Эти правила действуют в отношении банковских операций, сделок с недвижимостью и другими, для рынка и потребителя это не в новинку.

Ювелиры изначально предлагали сделать порог для идентификации более высоким: 150 тысяч при наличном расчете, 600 тысяч — по банковской карте. «К сожалению, нам не удалось добиться этого, — рассказывает президент «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров. — Эти цифры были озвучены несколько раз на стадии формирования закона, но на обсуждение бизнес не пригласили».

За 2015 год спрос на «ювелирку» упал вдвое, и основными потребителями изделий стали иностранные туристы. Новые правила их тоже вряд ли впечатлят. В перспективе, по оценкам Флуна Гумерова, издержки ювелиров вырастут за счет увеличения объемов бюрократической работы, следом могут немного подорожать украшения, как следствие — это может еще сильнее отпугнуть потребителей и снизить ликвидность ювелирного рынка.

Кроме дополнительного документооборота персонал ведет еще и разъяснительную работу, так как многие покупатели настороженно относятся к необходимости предъявления документов, замечает Дмитрий Баранов.

«В последние годы в России всячески стимулируется переход на безналичный расчет, и ювелирная отрасль в этом плане не исключение, — замечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — В развитых странах давно произошел переход на электронные площадки расчета. Люди, покупающие «ювелирку», в основной массе — продвинутые. Полагаю, что около 80-90 процентов клиентов подобных магазинов укладываются в 40 тысяч рублей, может быть, чуть больше, на них и направлены новые правила, чтобы они отошли от бумажных денег и перешли в новую реальность».

«Думаю, государство таким образом хочет ограничить покупки золота населением, так как, возможно, оно может понадобиться для других целей», — допускает Эдуард Уткин. Так, в 2014 году Банк России стал единственным мегарегулятором, который закупил для резервов 171 тонну золота. Для сравнения: на втором месте — Ирак с объемом 47,6 тонны золота. В то же время спрос на золото со стороны ювелирной отрасли к 2020 году превысит закупки драгметалла фининститутами, такими как ЦБ, полагают аналитики агентства Morningstar.

«Международная практика показывает, что порог колеблется между тремя и 10 тысячами долларов (от 235 тысяч до 786 тысяч рублей по курсу ЦБ. — Прим. «РГ»). При безналичном расчете идентификацию можно и не производить, так как на банковской карте, которой вы расплачиваетесь, есть все необходимые данные, остальные — хранятся в банке», — говорит Эдуард Уткин.

Сегодня один грамм золота в розничной продаже стоит примерно три тысячи рублей. Обручальное кольцо средней ширины весит 4-4,5 грамма, пара колец — девять граммов. Сумма такого чека — 27 тысяч рублей. Цепочка — от пяти до шести граммов, сумма — до 18 тысяч рублей. Средний чек по золотым изделиям экономкласса — от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, по всем изделиям — 50-60 тысяч рублей, однако большая часть покупок укладывается в пределах суммы, при которой можно не предъявлять паспорт.

Читайте так же:  Договор на обслуживание недвижимости

Новогодние траты: как учесть без последствий

Уже вовсю идет подготовка к Новому году. В том числе и в организациях, которые создают праздничную атмосферу, украшая помещения. Некоторые компании закупают подарки, организовывают детские праздники, договариваются с ресторанами о проведении «корпоратива» и т.п. Но как все эти расходы «провести» по бухгалтерии?

Наверняка многие компании планируют отмечать Новый год. Одни фирмы ограничивается праздничным оформлением офиса, а другие готовы пойти на большие траты, закупая детские сладости для детей своих работников, организовывая банкет для самих работников, приглашая артистов, аниматоров и т.п. Но для бухгалтера эти составляющие праздника оборачиваются еще и дополнительными заботами. Основной вопрос заключается в том, можно ли отнести «новогодние» траты на расходы, и нужно ли уплачивать с них НДФЛ со страховыми взносами. Давайте разберемся.

Украшаем помещение

Можно ли учесть данные расходы при налогообложении прибыли?

Вспомним условия признания расходов в целях налогообложения прибыли. Расходы должны быть документально подтверждены и обоснованы, то есть экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на покупку елки и прочих новогодних атрибутов для украшения офиса нельзя отнести к расходам, направленным на получение дохода. Поэтому вряд ли налоговики спокойно отнесутся к тому, что фирма учтет их при налогообложении прибыли.

А вот если речь идет об украшении торгового зала, витрин и фасадов здания, холла гостиницы и т.п., то тут можно попытаться «подвести» эти расходы под экономически оправданные. Ведь такое оформление, прежде всего, «радует глаз» потребителей, а значит, привлекает дополнительных покупателей и повышает потребительскую активность. К тому же во многих городах местные власти требуют, чтобы в предновогодний период витрины магазинов, торговых центров, ресторанов и других предприятий сферы услуг были украшены соответствующим образом.

Но и здесь нужно быть готовыми к спорам с проверяющими. Если такой конфликт возник, то свою правоту компания может попробовать отстоять в суде. Арбитражная практика показывает, что в большинстве случаев суды принимают сторону компаний (Постановления ФАС Московского округа от 10.06.13 по делу № А40-68259/12-107-374, от 27.06.11 № КА-А40/6029-11 по делу № А40-55988/10-142-307, от 25.11.09 № КА-А40/12070-09). Однако встречаются и решения с противоположными выводами. Например, банк, украсивший холл и витрины гирляндами и букетами цветов, не смог отстоять свое право на включение этих трат в состав расходов, учитываемых при налогообложении (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.10.09 № А55-1113/2009).

Новогодние подарки сотрудникам и детям

Что касается налога на прибыль, то включить стоимость подарков в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не получится. Во-первых, опять же не выполняются условия для признания расхода – обоснованность и направленность на получение дохода. Во-вторых, Налоговый кодекс прямо запрещает учитывать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ). Минфин РФ в Письме от 22.11.12 № 03-04-06/6-329 подтверждает невозможность отнесения на «налоговые» расходы стоимость ценных подарков, не связанных с производственными результатами работников.

Вопросы возникают и в части НДФЛ. Тут все зависит от стоимости подарка. Если стоимость новогоднего сувенира укладывается в 4000 руб., и в течение года сотрудник не получал от своего работодателя других подарков, то дохода у него не возникает (подп. 28 ст. 217 НК РФ). Соответственно, если новогодний сувенир стоит дороже 4000 руб. либо в течение года компания уже презентовала своему работнику подарки, и их общая стоимость больше этого лимита, то сумма превышения будет являться доходом, облагаемым НДФЛ. В этом случае работодатель как налоговый агент должен будет удержать налог по ставке 13 процентов из денежных доходов работника, например, из его зарплаты.

Страховые взносы на стоимость «новогодних» подарков не нужно начислять. Однако на практике бывают случаи, когда проверяющие с таким выводом не согласны. При спорах с ними следует указать на то, что выдача подарков не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, указанные выплаты не относятся к системе оплаты труда и не зависят от результатов работы. Судебная практика в большинстве случаев подтверждает данный вывод (Определение Верховного Суда РФ от 24.10.14 № 303-КГ14-2755 по делу № А73-11200/2013, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.12.12 по делу № А42-1088/2012, ФАС Центрального округа от 01.08.12 № А14-10305/2011).

По общему правилу затраты работодателя, связанные с оплатой отдыха сотрудников, проведением для них культурно-зрелищных и иных аналогичных мероприятий, в целях налогообложения не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ). К тому же подобные расходы напрямую не связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. То есть не соответствуют одному из обязательных критериев, которым должны отвечать учитываемые расходы (п. 1 ст. 252 и п. 49 ст. 270 НК РФ). А значит, расходы на проведение праздников и банкета нельзя признавать в налоговом учете.

Минфин РФ подтвердил, что при расчете налога на прибыль организация не может учесть расходы, связанные с подготовкой и проведением новогодних и иных праздничных банкетов, приглашением на них артистов и клоунов (Письма от 11.09.06 № 03-03-04/2/206 и от 20.12.05 № 03-03-04/1/430).

А нужно ли удерживать НДФЛ с работников, участвующих в новогоднем вечере? С одной стороны, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата за работника организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания, отдыха в интересах налогоплательщика (п. 2 ст. 211 НК РФ). Но с другой стороны, НДФЛ рассчитывается индивидуально по каждому работнику исходя из его дохода. А в случае с корпоративной вечеринкой практически невозможно определить, сколько именно съел и выпил каждый сотрудник. То есть отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную сотрудниками. А это значит, что НДФЛ компании удерживать не нужно. Такие же выводы делает и Минфин РФ в Письме от 14.08.13 № 03-04-06/33039.

Чтобы у налоговиков не было оснований доначислить НДФЛ с доходов сотрудников от участия в «корпоративе», в документах, связанных с его проведением (договоры, счета на оплату, акты об оказанных услугах и т.д.) лучше избегать прямого указания на количество участников мероприятия, стоимости на одного человека и тем более подробных списков присутствующих.

По поводу вопроса начисления страховых взносов с указанных расходов есть разъяснения Минтруда. Чиновники поясняют, что расходы на проведение корпоративных мероприятий по случаю праздников не являются адресными выплатами в пользу конкретных работников. Поэтому сумма оплаты данных мероприятий не признается объектом обложения страховыми взносами (п. 4 Письма от 24.05.13 № 14-1-1061). Суды с этим соглашаются (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.15 № Ф09-1827/15, Определение ВАС РФ от 26.11.12 № ВАС-16165/12).

Премии к Новому году

Чиновники считают, что такие премии не отвечают условиям, необходимым для признания расходов в налоговом учете. А значит, их нельзя учесть при налогообложении прибыли. Такой вывод можно встретить, например, в Письме Минфина РФ от 24.04.13 № 03-03-06/1/14283. При этом для ведомства не имеет значение, предусмотрены такие премии в трудовом (коллективном) договоре или нет.

Между тем, к расходам на оплату труда относятся «другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором» (п. 25 ст. 255 НК РФ). Поэтому компания может попробовать рискнуть, включив «новогодние» премии в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Но чтобы шансов на отстаивании своей позиции у нее было больше не стоит называть премию праздничной или новогодней. Правильнее указать, что премия полагается за результаты работы за год, а ее выплата приурочена к празднованию Нового года. Ну и, конечно, эту премию следует прописать в коллективном договоре. Тогда у инспекторов будет меньше шансов доказать непроизводственный характер премии.

В судебной практике есть положительные примеры разрешения судебных споров в пользу компаний (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.12.14 № Ф09-8372/14 по делу № А50-2698/2014).

С сумм премий нужно будет исчислить и удержать НДФЛ, поскольку такие выплаты не указаны в составе «льготных» выплат.

Другие статьи:

  • Как оформить партнерское соглашение Партнерство с NSP Оформив Партнерское Соглашение NSP, вы получаете статус "Партнера NSP". Первая форма партнерства - Вы просто покупаете продукцию для себя 1. Дистрибьюторские (партнерские) цены (без 40% розничной наценки) 2. Дополнительные бонусы 5%-10%-20% от […]
  • Пособие на ребенка работающему пенсионеру Как выплачивается доплата к пенсии на иждивенца в 2019 году Согласно действующему законодательству, каждому пенсионеру, на попечении которого находится нетрудоустроенное лицо, положена доплата к пенсии на содержание иждивенца. Это фиксированная сумма или […]
  • Приказ счетчик Поверка счётчиков воды отменена 2019 Москва Собянин Отменена не поверка, а ее фиксированные сроки! Об этом статья из газеты "Звездный бульвар" Четыре вопроса про водосчётчики В редакцию приходит немало вопросов, которые касаются обязательной поверки […]
  • Госпошлина при подаче заявления о несостоятельности Госпошлина для физлиц, подающих в суд заявление о банкротстве, составит 300 рублей В настоящее время госпошлина при подаче заявления в ВС РФ и в арбитражные суды о признании должника несостоятельным (банкротом) составляет 6 тыс. руб. (подп. 5, п. 1 ст. 333.21 НК […]
  • Транспортный налог в петербурге на 2019 год Ставки транспортного налога в Санкт-Петербурге в 2018 и 2019 году Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления Как уплатить налоги через интернет Транспортный налог является региональным - это означает, что он начисляется и […]
  • Транспортный налог 2019 московская обл Транспортный налог 2019 московская обл Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления Как уплатить налоги через интернет Транспортный налог является региональным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании главы 28 […]
  • Ст 28 п1 судебная практика Обзор судебной практики по обжалованию решений призывных комиссий Как правило, работа призывной комиссии и военного комиссариата при призыве граждан на военную службу ведётся со множество нарушений процедуры призыва, регламентированной законодательством. В […]