Спор деревьев это

Константин Ушинский — Спор деревьев: Сказка

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Сказка про деревья для детей дошкольников

Сказка «Спор деревьев»

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая.

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Читайте так же:  На стоянке поцарапали машину осаго

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

Вопросы и задания

— Какой спор затеяли деревья?

— Какие деревья спорили между собой?

— Как хвалила себя Березка?

— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.

— Как хвалила себя Липа?

— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.

— Как себя хвалила Рябина в сказке?

— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.

— Как о себе рассказывал Клен?

— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.

— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?

— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.

— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?

— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?

— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?

— Попробуйте похвалиться от их имени.

— Какие стихи вы знаете о деревьях, споривших в сказке? Прочитайте их. Какие хороводы посвящены деревьям? Давайте поводим хоровод вокруг березки.

— Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.

Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)

Ноги — это корни.

Их расставим шире?

(Ноги расставляют на ширину плеч.)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)

Из глубин далеких

(Нагибаются вперед, разгибаются.)

Тело наше — ствол могучий.

(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)

И своей верхушкой острой

(Делают из пальцев рук шалашик.)

В небо упирается.

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Наши руки — это ветви,

(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)

Крону вместе образуют.

(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)

Пальцы — веточками будут,

(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)

Листья закрывают их.

(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)

Как придет за летом осень,

(На кулак правой руки ставят кулак левой.)

Разлетятся листья вмиг.

(Резко расставляют руки в стороны.)

— Поиграем в игры: «С какого дерева лист?», «Узнай дерево летом и зимой».

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Наливное яблочко – золотое блюдечкоЖили себе старик со старухою, родили они себе три дочери. Две девки — умные, а третью прозвали дурочкой. Отец был рыбаком. Наловил он раз много.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочкеЖил мужик с женою, и у них были три дочери: две — нарядницы, затейницы, а третья — простоватая, и зовут ее сестры, а за ними.

Последний сон старого дубаВ лесу, высоко на круче, на открытом берегу моря стоял старый-престарый дуб, и было ему ровно триста шестьдесят пять лет, – срок немалый, ну а.

Правда и КривдаВариант 1 Вот, знашь, было какое дело, скажу твоему здоровью. Вот, не во гнев твоей милости, к речи сказать, как мы теперича, с тобой, раскалякались.

ДуэльI Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон.

Сказки-несказки: ТеремокСтоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить.

Батыр, сын медведяВ одном ауле жили муж с женой. Дожили они до старости, а детей у них не было. И вдруг родился у них мальчик. – Коли.

Наказанная царевнаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка. Говорит она раз отцу: – Прикажи, батюшка, кликнуть клич: пусть к нам.

Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения 2019

Иван СосновичНе в котором царстве, не в котором государстве жил-был крестьянин. Жил он не богато, не бедно, а так – средне. И жили они двое со.

Баба-яга и жихарьВариант 1 Жил кот, воробей да жихарько третей. Кот да воробей пошли дрова рубить и говорят жихарьку: «Домовничай да смотри: ежели придет яга-баба да станет.

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Отзыв о сказке Ушинского «Спор деревьев»

Главные герои сказки Константина Ушинского «Спор деревьев» — три дерева: дуб, яблоня и сосна. Однажды между ними вышел спор. Начал его могучий дуб, который заявил, что он хозяин всех деревьев. Свое главенство дуб обосновал тем, что у него глубокий корень, толстый ствол и крепкие ветви. Дуб гордо сказал, что он не гнется даже перед самой сильной бурей.

Яблоня не согласилась с дубом, она сказала, что хоть дуб и огромен, но его плодами, желудями, питаются только свиньи. А вот ее плоды, яблоки, вкусны и приятны многим, и находится им место на столе у человека.

Сосна, послушав дуб и яблоню, сказала, что к зиме у тех не останется ни одного листочка, а вот у нее иголки зеленеют круглый год. А еще сосна гордилась тем, что ее древесина нужна людям, как топливо для печей и как строительный материал.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Ушинского «Спор деревьев» заключается в том, что причина спорой часто бывает надуманной. Деревья спорили о том, что не составляло предмета спора. В природе нет бесполезных растений, каждое дерево приносит свою пользу. Дуб кормит желудями свиней, его крепкая древесина используется людьми для изготовления мебели. Яблоня потчует своими плодами людей и животных. А сосна радует глаз своими зелеными ветвями круглый год.

Сказка Ушинского «Спор деревьев» учит жить в дружбе и согласии, не спорить попусту друг с другом.

Кто же прав в споре деревьев? В том споре, что затеяли дуб, яблоня и сосна, правых нет. Каждое дерево хорошо по-своему, и им нет смысла выбирать того, кто главнее, потому что в природе все растения одинаково важны.

Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Спор деревьев»?

О пустяках спорить — дело упустить.
Век спорят, сами не зная, о чем.
На спор не будь скор.

«Спор деревьев» К. Д. Ушинский

Название: Спор деревьев
Автор: К. Д. Ушинский
Год: 2015
Жанр: Учебная литература

О книге «Спор деревьев» К. Д. Ушинский

Известный российский автор Константин Ушинский посвятил свою жизнь работе и стал новатором в сфере педагогики. Книжка «Спор деревьев» — это не только прекрасные произведения, но и отличный образец методички для обучения маленьких читателей чтению по слогам.

В сборник «Спор деревьев» вошли два идентичных рассказа. Произведения рассказывают о важности каждого дерева и животного, играющего особую роль в жизни человека. Труд и вклад любого чрезвычайно важен и нет смысла спорить о том, чья работа важнее и кто человеку нужнее.

Небольшие рассказы книги «Спор деревьев» призваны выполнять двойную работу – нести глубокий смысл и научить юного ученика читать по слогам. В сборнике выделены все слоги в словах, а сам текст напечатан крупным шрифтом, чтобы ребенок мог читать самостоятельно.

Константин Ушинский был новатором российской педагогики и внес значительные изменения в манеру преподавания, а также изменил порядки в тех учебных заведениях, где ему пришлось работать. К карьере учителя автор шел долго. Преподавание в гимназии или университете были его заветной мечтой.

Желание осуществилось — Ушинский получил должность в учебном заведении, целью которого была подготовка воспитанников к государственной службе. Заведение находилось под патронажем императрицы. Ценный опыт преподавания в престижном заведении был преумножен обнаруженной в библиотеке педагогической литературе, послужившей основой для создания российской педагогики.

Спустя пять лет Константин Ушинский устроился на работу в Смольный институт благородных девиц. Здесь царили строгие порядки, но новоиспеченный преподаватель занялся их корректировкой. С его легкой руки воспитанницы получили возможность покидать стены заведения в праздники и выходные и гостить у родителей. Другим новшеством Ушинского было стирание различий между сословиями учащихся, имевших дворянское и мещанское происхождение.

Писатель продолжал черпать знания из опыта ведущих европейских университетов и школ. Параллельно Ушинский занимался популяризацией педагогики, публикуя научные труды в профильных журналах. Учебники, разработанные педагогом, пережили сотни переизданий.

Книга «Спор деревьев» — прекрасный тренажер для чтения, благодаря которому ребенок научится составлять слова и понимать смысл прочитанного.

Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Гармония». На нем учащиеся знакомятся с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»»

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

— На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

-Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

5. Знакомство с биографией автора.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Читайте так же:  Договор на бункеровку

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

а) — Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам — но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

-Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

-Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

— яблоня — все деревья

— Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

-Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

-А на каком дереве растут яблоки?

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

-Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

-Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

-Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

-Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

-Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

-Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

Другие статьи:

  • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
  • Полюс осаго казань Агент "ОСАГО Казань": Оформление ОСАГО с бесплатной доставкой в пределах г.Казани. т. +7 843 267-59-30 с 09.00 до 19.00 без выходных! Больше не надо ехать к страховщику и тратить время в очередях: Присылайте данные для ОСАГО - и мы привезем готовый полис к вам […]
  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]
  • Заявление на банковский перевод составляет Сущность банковских переводов. Банковский перевод – это безналичная форма оплаты за услуги. Заключается в осуществлении платежа одной стороной (Плательщиком) другой стороне (Получателю). Перевод осуществляется посредством факсимильной, телеграфной или электронной […]
  • Штраф за административное правонарушение беларусь Кодекс Республики Беларусь об Административных ПравонарушенияхСтатья 6.5. Штраф 1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о […]
  • Онлайн административный штраф по фамилии Как узнать и оплатить штраф за административное правонарушение Очень важно, чтобы люди соблюдали правила, требования и нормы, предусмотренные административным законодательство России. Сегодня уровень ответственности и сознательности россиян находится на […]
  • Подать заявление р13001 Как подать одновременно в налоговую формы Р13001 и Р14001? Можно ли одновременно подать формы Р13001 и Р14001 в налоговую. Получается обе формы нужно заверять нотариально (отдельно) или можно 2 формы сшить вместе и заверить нотариально? Если отдельно, то в […]