Требования к охране водоемов

Статья 50. Общие требования по охране вод

Охрана вод обеспечивается путем:

нормирования в области охраны и использования вод;

установления водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной и иной деятельности;

создания и функционирования системы мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод, локального мониторинга;

соблюдения требований к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных (шахтных, рудничных), дренажных вод в поверхностные водные объекты;

реализации государственных, отраслевых и региональных программ, региональных мероприятий в области охраны и использования вод, планов управления речными бассейнами и водохозяйственных балансов;

недопущения загрязнения, засорения вод, поверхности ледяного покрова поверхностных водных объектов;

установления ответственности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за нарушение законодательства об охране и использовании вод.

Требования к охране водоемов

УДК 502.7:551.493:628.19 Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА

Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

Nature protection. Hydrosphere. General requirements for surface water protection against pollution

Дата введения 1986-07-01

ВНЕСЕН Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР

УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.06.86 № 1790 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 4468-84 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения».

Настоящий стандарт распространяется на поверхностные воды и устанавливает общие требования к охране их от загрязнения.

Настоящий стандарт не распространяется на воды морей.

1. Охрана поверхностных вод на народнохозяйственном уровне обеспечивается экономическими, юридическими и техническими мероприятиями, содержащимися в планах развития народного хозяйства.

2. При использовании водных объектов для различных хозяйственных целей необходимо проводить комплекс мероприятий по предотвращению их загрязнения, засорения и истощения.

3. Пригодность поверхностных вод, используемых для одного или нескольких видов водопользования, определяется соответствием их состава и свойств установленным требованиям и нормативам. В случае одновременного использования водного объекта или его участков для нескольких видов водопользования следует исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов качества поверхностных вод.

4. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние поверхностных вод, должны предусматриваться и осуществляться необходимые мероприятия по охране вод. Не допускается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, которые не обеспечены сооружениями для предотвращения загрязнения водных объектов.

5. На промышленных предприятиях при соответствующем технико-экономическом обосновании должны создаваться замкнутые системы водоснабжения.

6. В поверхностные воды не допускается сброс стоячих вод, вызывающих загрязнения водных объектов. Степень очистки сточных вод определяется их составом и свойствами, ассимилирующей способностью водного объекта и требованиями водопользователей к качеству воды.

7. Сброс сточных вод в поверхностные воды, а также проведение различного рода работ в пределах водных объектов и водоохранных зон допускается только после получения в установленном порядке разрешения, выдаваемого компетентными органами.

8. При изменении условий водопользования на водном объекте ранее согласованные требования к условиям сброса сточных вод должны пересматриваться компетентными органами.

9. Не допускается сброс в поверхностные воды технологических и бытовых отходов, а также загрязнение ими ледового покрова водных объектов и поверхности ледников.

10. Не допускается сброс с судов и других плавучих средств в поверхностные воды загрязненных вод, мусора и транспортируемых грузов, а также утечка нефти и нефтепродуктов.

11. Если сточные воды, подлежащие сбросу в канализационную сеть населенных пунктов, содержат вредные вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы, то их следует подвергать предварительной очистке.

12. В проектах населенных пунктов и промышленных предприятий следует предусматривать мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов поверхностным стоком с территории населенных пунктов и промышленных площадок.

13. В целях предотвращения загрязнения поверхностных воды, используемых для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, устанавливают зоны санитарной охраны. Водоохранные зоны устанавливают и при других видах водопользования.

14. Для предотвращения евтрофирования вод, в особенности водоемов, предназначенных для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, следует ограничивать поступление биогенных элементов.

15. Не допускается загрязнение поверхностных вод при проведении строительных и взрывных работ, при добыче полезных ископаемых, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, сельскохозяйственных и других видах работ в водных объектах или прибрежных водоохранных зонах.

16. В местах проведения лесосплава допустимые концентрации в воде вымываемых из древесины смолистых и дубильных веществ и допускаемое количество растворенного в воде кислорода должны соответствовать установленным нормам.

17. Сельскохозяйственное орошение не должно приводить к поступлению в поверхностные воды возвратных вод, содержащих минеральные и органические удобрения или пестициды в концентрациях, превышающих нормы.

18. Качественные и количественные показатели состояния поверхностных (степень загрязненности) и сточных вод следует контролировать с помощью надежной системы наблюдений, контроля и оценки. Они подлежат государственному учету.

19. Для объектов, представляющих потенциальную угрозу загрязнения поверхностных вод, должны быть разработаны план мероприятий и инструкции по предотвращению аварий на этих объектах.

ГОСТ 17.1.3.10-83 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировании по трубопроводу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ПО ТРУБОПРОВОДУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

РАЗРАБОТАН Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР

В.Н. Ладыженский, канд. техн. наук; Ю.В. Ермоленко; И.С. Колобков; В.В. Волковинский, канд. биол. наук; И.С. Самуйлов; Л.З. Блисковская; Л.Г. Лейбчик; Н.Ю. Хасанов, канд. техн. наук; А.Г. Нугуманов

ВНЕСЕН Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР

Зам. министра Б.Г. Штепа

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 4 октября 983 г. № 4758

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Охрана природы.
ГИДРОСФЕРА
Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировании по трубопроводу

Nature protection. Hydrosphere. General requirements for surface and underground water control against pollution by oil and oil products while supplying by pipe-line

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 4 октября 1983 г. № 4758 дата введения установлена

1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами (далее — «нефть») при их транспортировании по магистральному трубопроводу.

Стандарт не распространяется на общие требования к охране вод при транспортировании нефти по трубопроводам, проложенным по территории промышленных предприятий, по дну морей, а также при добыче нефти.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3545-82.

2. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью при транспортировании и хранении — по ГОСТ 17.1.3.05-82.

3. Трасса, материал и конструкция трубопровода должны быть выбраны таким образом, чтобы предотвратить возможность загрязнения водных объектов. Трубопровод должен иметь антикоррозионную и электрохимическую защиту.

4. Трасса трубопровода должна проходить, как правило, ниже по течению водотока от мостов, пристаней, водозаборных устройств и других сооружений, а также нерестилищ и мест массового обитания промысловых рыб и других водных организмов.

При расположении трассы трубопровода выше по течению водотока от указанных объектов необходимо разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих надежность эксплуатации подводного перехода.

5. При расположении трубопровода вдоль береговой линии морей, водоемов или водотоков следует использовать особенности рельефа местности или предусматривать специальные мероприятия (устройство каналов, перемычек) с целью исключения загрязнения водных объектов при утечке нефти. На участках, подверженных ветровой эррозии, следует укреплять грунт.

6. В насыпях для прокладки трубопровода должны устраиваться водопропускные сооружения.

Дно водопропускных сооружений и прилегающие откосы должны быть укреплены. Количество и размеры водопропускных сооружений определяются расчетом с учетом рельефа местности, площади водозабора и интенсивности стока поверхностных вод.

7. В районах шахтных разработок переходы трубопровода через водотоки и овраги должны проектироваться надземными.

8. Трубопровод в горных ущельях, подверженных действию селевых потоков и снежных лавин, должен располагаться над землей и пролегать на высоте, безопасной для динамического удара.

9. Трубопровод и его основание вблизи водных объектов должны рассчитываться с учетом сейсмических условий района.

10. Трубопровод на участках, подверженных оползневым явлениям, должен располагаться ниже поверхности скольжения с учетом возможного смещения грунта.

11. Вдоль трубопровода должна быть установлена собственная зона охраны в каждую сторону от оси трубопровода.

12. При пересечении водотоков трубопровод следует заглубить ниже дна русла с учетом возможных деформаций русла и дноуглубительных работ в перспективе.

13. Трубопровод в пределах русел водотоков, подверженных переформированию, необходимо прокладывать надводным или подводным на специальных основаниях, исключающих разрыв трубопровода при любых возможных изменениях русел.

14. Прокладка подводных переходов трубопровода должна производиться таким образом, чтобы верхняя образующая труба была не менее чем на 1,0 м ниже дна при рыхлых слагающих породах и 0,5 м — при скальных породах.

Читайте так же:  Как ездить и не платить налог 2019

15. На трубопроводе необходимо предусматривать установку оборудования для гашения гидравлических ударов и компенсации температурного расширения.

16. При расположении трубопровода над временными и постоянными водотоками расчетный расход воды необходимо определять в соответствии с требованиями по проектированию мостов.

17. Расстояние между запорной арматурой при секционировании трубопровода следует определять с учетом рельефа местности и пересечения трассой зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также — условий эксплуатации, но не должно превышать 30 км.

18. Запорная арматура на переходах через водотоки должна располагаться на обоих берегах выше уровня при максимальных расходах и не должна препятствовать проведению работ по расчистке и регулированию русла.

19. В местах пересечения водотоков и водоемов при проходке их дюкерами должны быть предусмотрены устройства для откачки из трубопровода нефти при авариях.

20. На берегах судоходных водотоков, в местах их пересечения трубопроводом необходимо разместить информационные знаки, запрещающие бросать якоря.

21. В месте пересечения с водопроводом трубопровод должен быть проложен ниже водопровода, на безопасном расстоянии между пересекающимися трубопроводами.

22. Должна быть обеспечена возможность контроля за утечкой нефти на любом участке трубопровода.

23. При опорожнении и очистке трубопровода с помощью трубных ершей или другими методами необходимо предусматривать сооружения и устройства для складирования или утилизации и средства для вывоза нефти и нефтяных отходов с соблюдением мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

24. Трасса трубопровода не должна проходить во внутреннем поясе зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также по акватории пристаней погрузочных площадок и в местах стоянки судов на якорях.

25. Перед укладкой трубопровода в русле водотока трубопровод необходимо подвергнуть испытанию на прочность и герметичность давлением воды.

26. На дренированной территории и болотах все сварные швы трубопровода необходимо подвергать испытанию неразрушающими методами.

27. При пересечении трассой трубопровода водопровода или канализационного коллектора все сварные швы трубопровода должны быть подвергнуты испытанию неразрушающими методами на расстоянии 10 км от края пересекаемого сооружения. На этих участках должны быть приняты дополнительные меры по антикоррозийной и электрохимической защите трубопровода.

28. При окончательном выводе трубопровода из эксплуатации производится его полное опорожнение с учетом требований безопасности труда, противопожарной охраны и охраны окружающей природной среды. В трубопроводе не должны оставаться остатки нефти.

Требования к охране водоемов

2.3. Охрана водных рес у рсов

2.3.1. Общие требования законодательства

Законодательством РФ пред у смотрен контроль за использованием природных рес у рсов (нед р , земельных рес у рсов, водных рес у рсов, растительного и животного мира) и контроль в области охраны природы, или экологический контроль. Понятн о , что вопросы ведения контроля в сфере природопол ь зования и контроля в сфере охраны природы взаимосвязан ы . Особенно эта взаимозависимость наблюдается в области использования и охраны водных рес у рсов, прежде всего – водных рес у рсов поверхностных водных объектов.

Законодательным актом высшего у ровня, который определяет основные средств а , использ у емые гос у дарством для рег у лирования использования и охраны водных рес у рсов является Водный Кодекс Российской Федерации о т 03.06.2006 № 74 -Ф З .

Основными принципам и , на которых основывается водное законодательство Р Ф , являютс я :

— значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человек а ;

— приоритет охраны вод перед их использование м ;

— целевое использование водных объектов.

Водные объекты (природные или иск у сственные водоемы и водоток и ) использ у ются для питьевого и хозяйственн о -бытового водоснабжени я , сброса сточных вод, производства электрической энергии и др у гих целей. Они предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам на основе договоров водопользовани я . Пользование водными рес у рсами является платны м .

Основными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являютс я :

— сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод;

— у течки вредных веществ из емкосте й , тр у бопроводов и др у гих соор у ж ени й .

Водопользователи обязаны ос у ществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнени я , засорения и истощения вод.

При проектировани и , размещени и , строительстве и экспл у атации гидротехнических соор у ж ений и при внедрении новых технологических процессов должно у читываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы доп у стимого воздействи я .

Водным кодексом запрещаетс я :

— проектирование прямоточных систем технического водоснабжени я ;

— сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживани ю ;

— изъятие водных рес у рсов в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объек т ;

— сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возб у дители инфекционных заболевани й , а также вредные веществ а , для которых не у становлены нормативы предельно доп у стимых концентраци й .

В целях защиты водных рес у рсов о т загрязнения и истощения у станавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полос ы .

В границах водоохранных зон запрещаются (ст. 65):

— использование сточных вод для у добрения почв;

— размещение кладби щ , скотомогил ь ников, мест захоронения отходов производства и потреблени я , радиоактивны х , химически х , взрывчаты х , токсичны х , отравляющих и ядовитых веществ;

— ос у ществление авиационных мер по бор ь бе с вредителями и болезнями растени й ;

— движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально обор у дованных места х , имеющих твердое покрытие.

В водоохранных зонах доп у скаются строительство и экспл у атация объектов, обор у дованных соор у ж ениям и , обеспечивающими охрану водных объектов о т негативного воздействи я .

В границах прибрежных защитных полос, кроме тог о , запрещаютс я :

— размещение отвалов размываемых гр у нтов;

— выпас сел ь скохозяйственных животных и организация для них летних лагере й , ванн.

Ширина водоохранной зоны рек или р у ч ь ев у станавливается о т их истока для рек или р у ч ь ев протяженность ю :

— до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

— о т десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

— о т пятидесяти километров и более — в размере дв у х сот метров.

Ширина водоохранной зоны озера или водохранилища у станавливается в размере пятидесяти метров.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователе й . Собственники земель и землепользовател и , на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полос ы , обязаны соблюдать у становленный ре ж им использования этих зон и полос.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязан ы :

— не доп у скать нар у шение прав др у гих собственников водных объектов, водопользователе й , а также причинение вреда окр у ж ающей среде;

— содержать в исправном состоянии экспл у атир у емые ими очистные соор у ж ения и располо ж енные на водных объектах гидротехнические и иные соор у ж ения;

— информировать у полномоченные исполнительные органы гос у дарственной власти и органы местного само у правления о б авариях и иных чрезвычайных сит у ациях на водных объекта х ;

— своевременно ос у ществлять мероприятия по пред у преждению и ликвидации чрезвычайных сит у аций на водных объекта х ;

— вести в у становленном порядке у чет объема изъятия водных рес у рсов и объема сброса сточных вод, их качеств а ;

— вести рег у лярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в у становленные сроки представлять рез у льтаты такого у чета и таких рег у лярных наблюдений в у полномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

— выполнять иные пред у смотренные Водным Кодексо м , др у гими федеральными законами обязанност и .

На основании п.4 ст. 15 ФЗ « Об охране окр у ж ающей сред ы » о т 10.01.200 2 № 7 -Ф З , « юридические лица и индивид у альные предпринимател и , ос у ществляющие хозяйственн у ю и ин у ю деятельность, оказывающ у ю негативное воздействие на окр у ж ающ у ю сред у , обязаны планировать, разрабатывать и ос у ществлять мероприятия по охране окр у ж ающей сред ы …». Водопользователи должны иметь План мероприятий по охране и рациональному использованию водных рес у рсов.

Все водопользователи разрабатывают планы ликвидации аварий, содержащие у казания по оповещению заинтересованных сл у ж б и организаци й , перечень соор у ж ений и территорий, подлежащих особой защите о т загрязнения (водозаборы, пляжи и д р .), порядок действий при возникновении аварийных сит у аций, перечень треб у емых технических средств, способ сбора и у даления загрязняющих веществ, а также ре ж им водопользования в сл у чае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально у полномоченными органами планы мероприяти й , обеспечивающие ф у нкционирование предприятий в сл у чае аварийного загрязнения водного объекта др у гими предприятиями или с у дам и .

Читайте так же:  Кто должен платить налог на воду 2019

Выполнение законодательных требований к использованию и охране водных объектов обеспечивает гос у дарственный контроль и надзор.

При ос у ществлении гос у дарственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов гос у дарственные инспектора имеют право в у становленном порядке:

— ос у ществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

— проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

— составлять по рез у льтатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователя м ;

— давать обязательные для исполнения предписания об у странении выявленных нар у шений и контролировать исполнение у казанных предписаний в у становленные сроки;

— осматривать и при необходимости задерживать с у да и др у гие плав у чие средств а , доп у стившие загрязнение водных объектов;

— у в ед о млять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользовани я , о рез у льтатах проверок;

— предъявлять требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за сбросом сточных вод;

— предъявлять иски в с у д;

— привлекать в у становленном порядке на у чн о — исследовательски е , проектн о -изыскательские и др у гие организации для проведения соответств у ющих анализо в , проб, осмотров и выдачи заключений в сл у чаях аварий на водных объекта х .

Решения органов исполнительной власти, ос у ществляющих гос у дарственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми у частниками водных отношений. Указанные решения мог у т быть об ж алованы в с у дебном порядке.

Нар у шение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничени е , приостановление или запрещение экспл у атации хозяйственных и др у гих объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Действ у ющий Водный Кодекс РФ пред у сматривает предоставление водных объектов в пользование:

на основании договоров водопользования для:

— забора (изъятия) водных рес у рсов из поверхности водных объектов;

— использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;

— использования водных объектов без забора (изъятия) водных рес у рсов для целей производства электрической энергии;

на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для:

— обеспечения обороны страны и безопасности гос у дарств а ;

— сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

— размещения причалов, с у доподъемных и с у доремонтных соор у ж ени й ;

— размещения стационарных и (или) плав у чих платформ и иск у сственных острово в ;

— строительства и размещения гидротехнических соор у ж ений (в том числе мелиоративных систе м ), мостов, подводных и подземных переходов, а также тр у бопроводов, подводных линий связ и , др у гих линейных объектов, подводных комм у никаци й ;

— разведки и добычи полезных ископаемы х ;

— проведения дно у гл у бительны х , взрывны х , б у ровых и др у гих работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

— подъема затон у вших с у дов;

— сплава леса в плотах с применением кошеле й ; забора (изъятия) водных рес у рсов для орошения земель сел ь скохозяйственного назначения (в том числе л у гов и пастби щ );

— организованного отдыха дете й , а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидо в .

Не треб у ется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в сл у чае, если водный объект использ у ется для:

— с у доходств а , плавания маломерных с у дов;

— ос у ществления разового взлета, разовой посадки возд у шных с у дов;

— забора (изъятия) из подземного водного объекта водных рес у рсов, в том числе водных рес у рсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными рес у рсам и , а также термальных вод;

— забора (изъятия) водных рес у рсов в целях обеспечения по ж арной безопасност и , а также предотвращения чрезвычайных сит у аций и ликвидации их последстви й ;

— забора (изъятия) водных рес у рсов для санитарны х , экологических и (или) с у доходных поп у сков (сбросов вод ы );

— забора (изъятия) водных рес у рсов с у дами в целях обеспечения работы с у довых механизмов, у стройств и технических средств;

— воспроизводства водных биологических рес у рсов;

— проведения гос у дарственного мониторинга водных объектов и др у гих природных рес у рсов;

— проведения геологического из у чения, а также геофизически х , геодезически х , картографически х , топографически х , гидрографически х , водолазных работ;

— рыболовства, рыбоводств а , охоты;

— ос у ществления традиционного природопол ь зования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

— санитарног о , карантинного и др у гого контроля;

— охраны окр у ж ающей сред ы , в том числе – водных объектов;

— на у чны х , у чебных целей;

— разведки и добычи полезных ископаемых размещения и строительства тр у бопроводов, дорого и линий электропередачи на болота х , за исключением болот, отнесенных к водн о -болотным у г о д ь я м , а также болот, располо ж енных в поймах рек;

— полива садовы х , огородны х , дачных земельных у частков, ведения личного подсобного хозяйств а , а также водопоя, проведения работ по у ходу за сел ь скохозяйственными животным и ;

— к у пания и у довлетворения иных личных и бытовых н у жд граждан (при использовании водных объектов общего пользования, или общедост у пны х ).

С введением в действие нового Водного кодекса изменился подход к предоставлению права на использование водных объектов физическим и юридическим лица м : если ранее водопользователи пол у чали такое право лишь после пол у чения лицензии, то новая редакция пред у сматривает возможность использования водных объектов для целей предпринимательства только после заключения договора на право пользования водными объектами и их водными рес у рсам и .

Таким образо м , Водный кодекс отменяет действ у ющ у ю в настоящее время систему лицензирования водопользовани я . Водопользовател и , в настоящее время ос у ществляющие свою деятельность на основании лицензии, сохранят право пользования водными объектами на прежних у сл о в иях до истечения срока ее действия.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

ГОСТ 17.1.3.11-84 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями

Скачать документ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА

Общие требования охраны поверхностных
и подземных вод от загрязнения
минеральными удобрениями

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА

Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями

Nature protection. Hydrosphere. General requirements for surface and underground water protection against pollution with mineral fertilizers

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 мая 1984 г. № 1713 срок введения установлен

1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями (далее — удобрениями) при их применении, транспортировании и хранении.

Стандарт не распространяется на воды морей.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4035-83.

2. При осуществлении хозяйственной деятельности необходимо препятствовать загрязнению поверхностных и подземных вод удобрениями.

3. Внесение удобрений следует производить по плану, их фактическое применение необходимо регистрировать в журнале с указанием количества фактически внесенных удобрений, размеров обрабатываемой территории, способов и даты внесения.

4. На территории первого пояса зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения запрещаются все способы внесения удобрений.

5. Во втором поясе зоны санитарной охраны допускается временное хранение удобрений, предназначенных для использования в этом поясе, в помещениях, обеспечивающих предотвращение загрязнения вод этими удобрениями.

6. В первом и втором поясах зоны санитарной охраны, в прибрежных водоохранных зонах, а также на затопляемых территориях не допускается:

производить уничтожение тары из-под удобрений;

производить чистку, мытье тары, машин и оборудования, применяемого для транспортирования и внесения удобрений.

7. Во втором поясе зоны санитарной охраны не допускается:

Читайте так же:  Регистрация движимого имущества нотариус

внесение удобрений в период непосредственной угрозы паводка;

8. Внесение удобрений путем авиараспыления при скорости ветра более 10 м/с не допускается.

9. Не допускается внесение удобрений на замерзшую или покрытую снегом почву.

10. Не допускается внесение удобрений вместе с поливной водой, если сброс этой воды в водные объекты вызывает загрязнение поверхностных и подземных вод.

11. Транспортирование твердых и жидких удобрений должно осуществляться в специально оборудованных транспортных средствах, исключающих возможность рассыпания удобрений или их утечки.

12. При хранении удобрений должна быть исключена возможность загрязнения ими поверхностных и подземных вод. Места хранения удобрений не должны быть подвержены затоплениям.

Воды, стекающие с площадок для хранения, должны собираться в водонепроницаемые сборники, с последующим использованием этих вод для удобрения сельскохозяйственных угодий.

13. Не допускается производить мойку в водных объектах тары, машин и оборудования, загрязненных удобрениями.

Указанную мойку следует осуществлять на специальных моечных площадках. Сточные воды, образующиеся в результате мойки, необходимо собирать, использовать или очищать перед сбросом в водные объекты.

14. Утилизация, уничтожение и захоронение тары должно проводиться с соблюдением мер по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод.

15. Термины, применяемые в стандарте, — по ГОСТ 17.1.1.01-77, ГОСТ 20432-83.

16. Основные пути поступления удобрений в водные объекты приведены в приложении 1. Перечень нормативных документов, регламентирующих упаковку, транспортирование и хранение конкретных видов минеральных удобрений, приведены в приложении 2.

13.3.3. Основные требования к охране вод

Важным элементом управления водными ресурсами становятся установление и предъявление государственными и муниципальными органами в соответствии с экологическим и другим законодательством РФ природоохранных требований к использованию вод. Граждане и юридические лица, согласно водному законодательству РФ, обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции – Росводресурсы, Минприроды России, Роспотребнадзор, на иных юридических и физических лиц с учетом разграничения их компетенции, прав и обязанностей. На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов. Субъекты РФ организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной вод.

Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод и имеющие конкретное смысловое наполнение. К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ. Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет существенно уменьшать загрязнение водных объектов. Важно, чтобы установление и предъявление названных требований к физическим и юридическим лицам, в том числе к проведению водоохранных мероприятий, соответствовало федеральному закону, которым только, согласно ч. 3 ст. 1 ГК, и могут ограничиваться гражданские, имущественные права юридических и физических лиц; это допустимо в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Там же обеспечение жизни и здоровья людей, охрана природы и культурных ценностей названо как основание ограничения федеральным законом свободного перемещения товаров и услуг.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производится в соответствии с ВК, экологическими требованиями, установленными в ФЗ об охране окружающей среды и об экологической экспертизе. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую среду, что особенно важно при реализации курса на интенсификацию производства, инновационную политику, выполнение государственного плана 2020.

Определение мест строительства хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производится в соответствии с ЗК, ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Их месторасположение согласуется с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти, органами в области охраны окружающей среды, другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и с согласия, в ряде случаев, органов местного самоуправления. В необходимых случаях при размещении хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, решение о месте их расположения принимается по результатам обсуждения или референдума.

При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО), проектировании хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, надо учитывать уровень научно-технического прогресса, предельнодопустимые нагрузки на водные объекты; должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов. Эти важные природоохранные требования страдают, в большинстве случаев, неопределенностью, отсутствием четких и категорических правовых характеристик и показателей, что затрудняет их конкретное внедрение, публичную проверку и справедливое установление и применение правовых положительных и отрицательных санкций.

Ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещен ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля над загрязнением, без завершения запроектированных работ по охране природы.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов нельзя:

  • – осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • – производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • – осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В интересах размежевания сфер действия отраслей российского права необходимо разграничить понятия «воды» и «вода» для окончательного размежевания действия различных отраслей российского права. Воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах, в естественном состоянии, в окружающей среде – отношения по поводу них регулируются водным, природоресурсным, экологическим правом. Вода – химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии – отношения по поводу изъятой из окружающей среды воды регулируются гражданским правом. Особенности охраны вод находятся в зависимости от целей водопользования [1] .

  • [1] Стандартные термины в водном хозяйстве / под ред. Η. Н. Михеева. М.: Минприроды России, 1999; Сиваков, Д. О. Правовое регулирование водопользования: науч.-практ. пособие. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2010.

Другие статьи:

  • Бесплатная лицензия на avast pro antivirus Антивирусы и Ключи Ключи для антивирусов Protect 26 декабря 2018, 12:41 Protect 5 октября 2018, 09:42 Protect 17 сентября 2018, 08:57 Protect 24 июля 2018, 08:04 Protect 24 июля 2018, 07:58 Антивирусы56.50 Ключи для антивирусов51.98 Нужный софт38.42 […]
  • Ип усн налоговая декларация 2019 Что собой представляет декларация УСН в 2019 Кто обязан отчитываться Налоговый отчет по упрощенке сдают все налогоплательщики, которые перешли на упрощенный режим налогообложения. Причем статус плательщика не играет никакой роли. Заполнять НД на УСНО обязаны как […]
  • Пожарная техника огнетушители требования к эксплуатации статус НПБ 166-97 Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации Дайджест документа (выдержка из текста) Название: Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации Текст документа входит в версии : Пожарная техника огнетушители требования к […]
  • 1с отчетность интернет электронная отчетность через интернет — это просто Более 300 000 организаций выбрали «1С-Отчетность» «1С-Отчетность» — это современный и удобный функционал сдачи отчетов, работающий в привычной для вас программе «1С-Предприятие». Отправка электронной отчетности в […]
  • Как получить награду за стаж Как получить звание "Ветеран труда" в Санкт-Петербурге без наград? Слышала, что в Санкт-Петербурге принято какое-то постановление, в соответствии с которым можно получить звание "Ветеран труда" без наград, а только при наличии стажа. У меня трудовой стаж в […]
  • Приказ 800н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 декабря 2018 г. № 800н “О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 419н "Об утверждении Административного регламента предоставления […]
  • Штраф за отсутствие трудовых договоров За работу без договора будут штрафовать Автор: Комментируют Сергей Щёлоков, Алексей Иванов За работу без договора будут штрафовать Чиновники предложили штрафовать компании за незаключение трудового договора со своими работниками. По их мнению, ненадлежащее […]