Требования к конструкции одежды

Требования к конструкции одежды

§ 3. Общие сведения об одежде и требования к ней

Одежда является предметом первой необходимости для человека. Она покрывает более 80% тела человека и защищает его от неблагоприятных воздействий внешней среды. Благодаря одежде человек способен сравнительно легко переносить различные климатические условия, физико-механические, химические воздействия и др.

По назначению одежда разделяется на повседневную, выходную, рабочую, спортивную и т. д. Вместе с этим одежда является средством украшения человека. Отсюда разнообразны и многочисленны требования к ней.

Требования, предъявляемые к одежде, можно разделить на потребительские и производственные.

К потребительским требованиям относятся гигиенические, механические, эстетические и эксплуатационные.

К производственным требованиям относятся технические и экономические.

Гигиенические требования включают теплозащитность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, водонепроницаемость и др.

Теплозащитные свойства одежды необходимы для поддержания теплового баланса на поверхности тела человека и зависят» от теплового сопротивления пакета одежды и ее конструкции.

Воздухопроницаемость способствует вентиляции пододежного слоя воздуха и удалению углекислого газа. Воздухообмен может осуществляться благодаря воздухопроницаемости пакета одежды, а также путем вентиляции через открытые участки (горловину, низ, рукава, вентиляционные сетки, отверстия под проймой и др.).

Гигроскопичность (гидрофильность) необходима для поглощения водяных паров, выделяемых человеком через кожу, передачи их в окружающую среду. Она зависит от способности волокон ткани впитывать влагу и передавать ее в окружающую среду. Отведение влаги от тела может осуществляться также посредством вентиляции воздуха.

Водонепроницаемость необходима для отдельных видов одежды типа плащей с целью защиты от влаги.

Механические требования включают прочность на разрыв, устойчивость к трению, многократным изгибам, к окраске, сохранению формы и др.

Одежда должна быть устойчивой к различного рода механическим, химическим, биологическим воздействиям, а также к свето-погоде.

Эстетические требования включают художественное оформление изделия, подбор материала по расцветке и фактуре. Эта группа требований должна учитываться в основном при разработке моделей одежды художниками-модельерами и конструкторами.

Удобство в эксплуатации заключается в том, что одежда должна быть удобной в носке, не стеснять движений человека.

Все эти требования должны учитываться при разработке модели и конструкции одежды.

К техническим требованиям относятся требования по соблюдению технических условий на подготовку ткани и раскрой, на шитье, на влажно-тепловую обработку деталей и изделий в целом, а также на прием, маркировку, сортировку и упаковку швейных изделий. Эти требования должны выполняться в процессе производства одежды в полном соответствии с предъявляемыми к ним требованиями технических описаний, ТУ и ГОСТ.

Экономические требования — это факторы, обеспечивающие снижение себестоимости изделий, К ним относятся: экономичность модели (минимальный расход материалов), технологичность конструкции (уменьшение трудоемкости обработки, типизация и унификация деталей, узлов и др.), совершенные методы обработки, использование высокопроизводительного оборудования, повышение качества продукции и др.

Требования к одежде

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5-6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Конструирование одежды – важный этап швейного производства

Процесс конструирования – важная часть технологической цепочки швейного производства. В его задачу входит изготовление чертежей деталей одежды и создание швейных лекал, необходимых для последующего раскроя тканей. Лекалами называются плоские шаблоны элементов изделий, реализованные из картона, бумаги или металла. В дальнейшем из плоских элементов должна сформироваться объемная оболочка, то есть законченная конструкция изделия (одежда).

Что учитывается при конструировании одежды?

Разработка конструкции швейных изделий должна учитывать не только требования к одежде со стороны потребителя. Не менее важной является оценка конструкции как объекта массового производства. Конечно, если предполагается производство одежды оптом, а не изготовление отдельных новомодных образцов.

Требования к конструкции швейных изделий:

  • формирование всех необходимых потребительских свойств изделия – удобство использования, формирование комфортных условий для организма человека, соответствие размерам человеческого тела, износостойкость и прочее;
  • соответствие начальной модели по форме, силуэту, отделке и другим характеристикам, что реализуется путем точного расчета лекал;
  • технологичность и экономичность. Это крайне важное условие, если швейный цех по пошиву одежды рассчитан на массовое производство изделий. Под технологичностью подразумевается снижение трудозатрат на производство изделия, а экономичность предполагает минимизацию расходов и отходов материалов;
  • оптимальная посадка изделия на человеческой фигуре. Для этого учитываются особенности будущей эксплуатации изделий, нагрузки на отдельные элементы и их возможная деформация, подбор соответствующих материалов для отдельных элементов конструкции и т.д.;
  • формирование возможности разработки семейства изделий на основе базовой конструкции.

Особенности человеческой фигуры и размеры изделий

Чтобы реализовать рассмотренные выше требования, в процессе конструирования необходимо учитывать определенные условия, которые важны для потребительской эксплуатации создаваемой одежды.

К числу таких условий относят:

  • размерные характеристики будущих покупателей;
  • особенности строения человеческой фигуры, особенно, осанки;
  • возрастные отличия фигур различных групп населения;
  • особенности конструкции и последующей эксплуатации отдельно взятых изделий.

Что учитывается при создании размеров одежды?

Массовое производство любых видов швейных изделий, например, пошив мужских рубашек, не позволяет принимать во внимание индивидуальные характеристики телосложения отдельно взятого потребителя. Поэтому производится ограниченное число вариантов изделий, рассчитанных на фигуры типовых размеров. При этом за стандарт берутся фигуры, характерные для основной части покупателей по ключевым измерениям и формам.

Система стандартных фигур, в которой учитываются размерные характеристики и формы тела основной части населения, получила название типологии. В качестве основы берутся данные о размерах и строении фигур, а также закономерности их изменения, после чего данные обрабатываются с учетом принципов стандартизации. При этом принимается во внимание множество размерных признаков: обхваты, продольные и поперечные измерения туловища, различных частей и участков тела.

Одной из важных характеристик размеров, отражающей не только тип телосложения, но и возрастное изменение фигуры, является полнота. Для женской аудитории полнота определяется обхватом бедер (с учетом живота), для детской и мужской – обхватом талии. В размерную линейку входит несколько вариантов фигур: для женщин – 88-144, для мужчин – 70-130.

Осанка фигуры, которая включает в себя высоту плеч и положение корпуса, также должна учитываться при конструировании швейных изделий. Существует три основных типа осанки: нормальная, перегибистая и сутулая. Причисление к тому или иному типу зависит от изгиба позвоночника, наклона тела, отклонение осей коленного, тазобедренного или плечевого суставов в ту или иную сторону. Также принимается во внимание высота плеч, которая представляет собой расстояние по вертикали от нижней точки плеч до седьмого шейного позвонка.

Возрастные изменения

Не секрет, что фигура, размеры и форма тела с возрастом меняются. Для учета данного фактора, при разработке конструкции одежды покупателей условно разделяют на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. В младшую группу входит аудитория 20-29 лет, в среднюю – 30-44 года, в старшую – от 45 лет и более.

Конструктивные свойства и особенности эксплуатации

Особенности устройства и способы применения тех или иных швейных изделий также оказывают влияние на процесс их конструирования.

Выделяют следующие категории:

  • плечевые изделия, для которых основой служит плечевой пояс (пошив блузок, пальто, рубашек, платьев и т.д.);
  • поясные изделия, где основой является тазовый пояс (пошив юбок, брюк и т.д.);
  • головные уборы;
  • швейная продукция, не принадлежащая к категории одежды (постельное белье, полотенца, спортинвентарь и т.д.).

Каждая из перечисленных групп имеет определенную конструктивную основу, где есть базовые и производные детали.

Как осуществляется конструирование одежды?

Главная цель процесса конструирования швейных изделий – разработать объемную оболочку, которая будет определенным образом покрывать тело человека. Для достижения этой цели необходимо последовательно выполнить ряд шагов.

Этапы конструирования:

  • сбор информации о размерных свойствах фигур, определение припусков к ним;
  • выстраивание чертежа базовой конструкции;
  • создание лекал для различных деталей изделия;
  • раскрой тканей по лекалам, пошив и примерка изделия на типовом манекене;
  • уточнение формы лекал и базовой конструкции по итогам примерки;
  • создание чертежа основы конструкции изделия.

В качестве исходных данных для создания чертежа используются размерные признаки фигур, модели, прибавки/припуски.

Муляжный, расчетный и расчетно-аналитический методы конструирования

Муляжный способ конструирования заключается в развертывании объемной формы модели на плоскость. Например, после подгонки изделия (муляжа) на фигуре (манекене) деталей из дешевых тканей и последующего размещения деталей на плоскости. Данный метод используется ограниченно, чаще всего для создания индивидуальных конструкций.

Расчетный метод заключается в применении специальных формул для предварительных расчетов, после чего вычерчиваются детали.

Расчетно-аналитический способ, получивший наибольшее распространение, основывается на данных антропометрических исследований. Данный метод стал базой для единой методики конструирования одежды (ЕМКО). В нем используется размерная сетка и расчеты, при которых учитываются прибавки (технические, конструктивно-декоративные, припуски на свободное облегание).

Разработка лекал

После создания чертежа основы, разрабатываются чертежи отдельных элементов изделия. В качестве основы берутся положения ЕМКО с учетом припусков. Далее на базе чертежей изготавливаются оригинальные лекала изделий, выполняющие функции эталонов. В дальнейшем, используя методику пропорциональных приращений, создается комплект лекал на весь комплекс размеров, полнот и ростов, предусмотренных для данной модели. В этом процессе могут активно участвовать системы автоматического проектирования (САПР), что значительно снижает временные затраты.

Техническое описание

Разработка технического описания – последний этап перед запуском изделия в производство. Это ведущий нормативно-технический документ на изделие, в котором описываются все его основные характеристики: размерный ряд, материалы и детали, технологические особенности обработки деталей, контроль качества. Также техническое описание содержит зарисовку (фото) модели и ее полное описание. В дальнейшем на основе технического описания осуществляется запуск и контроль параметров производства сконструированной модели.

Основные потребительские свойства и требования к одежде

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело

иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Читайте так же:  Образец заявления на рвп 2019 год

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).

Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.

Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.

Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.

Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.

Психофизиологические свойства швейных изделий—свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.

Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.

Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.

Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.

Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.

Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.

Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.

Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.

Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.

Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.

КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ

Требования к качеству швейных изделий

Качество изготовленной одежды зависит от многих факторов. Наиболь­шее значение имеют показатели, непосредственно формирующие качество швейных изделий, такие как:

  • качество исходных материалов,
  • качество проектирования (моделирования и конструирования) изде­лий,
  • качество технологической обработки.

Качество тканей, трикотажных, нетканых полотен и других материалов, их свойства (эстетические, гигиенические, проч­ностные) во многом определяют соответствующие свойства одежды. От материалов зависит соответствие одежды функци­ональному назначению, облику и возрасту потребителей, а также направлению моды.

Комплекс гигиенических свойств материалов влияет на состояние микроклимата пододежного пространства, что, как известно, сказывается на самочув­ствии и работоспособности человека. От упруго-пластических свойств материалов, их жесткости, драпируемости, формовоч­ной способности, зависят возможность создания требуемой объемно-пространственной формы одежды и ее устойчивость в эксплуатации.

В процессе проектирования одежды создаются объемно-пространственная форма и композиция одежды, ее конструк­тивное решение, предопределяющие размеры, способы соеди­нения и взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия. На этой стадии формируются не только художественно-эстети­ческие свойства одежды, но и обеспечиваются такие важные показатели ее качества, как экономичность и технологич­ность. Последние, как известно, обусловливают экономичес­кую целесообразность промышленного производства одежды.

Технологическая обработка одежды также оказывает боль­шое влияние на ее качество. Качество соединения деталей и узлов, влажно-тепловой обработки и заключительной отделки во многом определяет такие показатели качества одежды, как качество посадки ее на фигуре, износостойкость и др. В процессе технологической обработки изделие приобретает необходимую объемную форму, товарный вид. Качество одежды, формируемое в процессе технологической обработ­ки, зависит в значительной степени и от качества и состояния применяемого технологического оборудования (машины, полуавтоматы, прессы и т.д.), от качества труда исполни­телей.

Немаловажное значение для сохранения качества одежды имеют упаковка и маркировка изделий, условия их хранения, транспортирования, реализации и эксплуатации.

Под контролем качества одежды понимают проверку соответствия показателей качества изделий требова­ниям, изложенным в нормативно-технической документации. Контроль качества одежды неразрывно связан с ее производ­ством.

Для обеспечения высо­кого качества одежды на предприятиях проверяют качество сырья, материалов, фурнитуры и т.д. (входной контроль), контролируют технологические операции по изготовлению одежды (внутрипроцессный контроль), осуществляют конт­роль качества готовых изделий (выходной контроль), а так­же контроль за упаковкой, хранением, транспортированием изделий, средствами производства, нормативно-технической документацией.

Качество одежды проверяют внешним осмотром со стороны верха и подкладки, а также измерением изделий и их отдельных узлов и деталей. Объектами контроля являются:

  • внешний вид изделия,
  • качество посадки изделия на фигуре,
  • качество технологической обработки узлов и изделия в целом.

Внешний осмотр изделий проводят на манекенах или манекенщиках (применительно к плечевым изделиям), либо на специальных формах (для головных уборов). Бельевые и трикотажные изделия чаще всего просматривают на столах. В процессе осмотра устанавливают соответствие изделия утвержденному образцу по силуэту, форме, покрою и т.п., а также правильность подбора материалов верха, подкладки, отделки, фурнитуры.

Качество посадки изделия на фигуре проверяют на манеке­нах или манекенщиках типового телосложения. Для проверки качества посадки изделие, надетое на манекен (манекенщика), застегивают на пуговицы и поправляют.

Правильную посадку изделия на фигуре характеризуют следующие признаки :

  • гладкая поверхность полочек и спинки, отсутствие на них перекосов и заломов (морщин);
  • отвесное положение краёв бортов полочек ( они не должны расхо­диться или заходить одна на другую больше, чем предусмотре­но в образце);
  • отвесное положение боковых швов,
  • горизонтальное положение низа изделия (за исключением моделей с асимметричным или фигурным низом),
  • отсутствие участков натяжения ткани на поверхности деталей (например, из-за недостатка выпуклости полочки в области груди или спинки в области лопаток),
  • отсутствие свободных складок на поверхности деталей из-за излишней ширины или длины соответствующих участков,
  • правильное расположение воротника и лацканов — углы их не должны отгибаться, воротник должен быть без перекосов и плотно прилегать к горловине (за исключением вариантов моделей с отстоящей от шеи формой воротника),
  • правильное расположение рукавов: они должны быть отвесными, па­раллельны линии полузаноса и не должны отклоняться вперед или назад; посадка рукавов должна быть равномерно распре­делена по окату без образования морщин;
  • правильное расположение сторон шлицы спинки: они долж­ны плотно прилегать друг к другу, не расходиться и не захо­дить друг на друга больше, чем предусмотрено в образце;
  • правильное соединение подкладки и утепляющей проклад­ки с верхом изделия: верх изделия не должен быть деформи­рован из-за укорочения, обужения или перекоса подкладки.

Качество посадки изделия на фигуре проверяют визуально.

Требования к качеству конструкции втачного рукава.

Хороший внешний вид и высокое качество посадки рукава в изделий достигается:

  • соответствием размеров рукава размерам и форме руки,
  • пропорциональным соотношением размеров рукава с размерами всего изделия,
  • правильной ориентацией рукава относительно проймы изделия,
  • увязкой размеров и формы оката с размерами и формой проймы,
  • правильным распределением посадки по окату,

Напомню, что ориентация рукава в изделий определяется положением и формой руки человека .

Требования к качеству посадки и внешнему виду классических брюк .

Для классических костюмных брюк характерно прилегание к фи­гуре на несущей опорной поверхности (от линии талии до верхних участков бедер и живота) и контакт с фигурой в области касательной опорной поверхности (икроножной мышцы).

Степень свободного облегания брюк на других участках различна в зависимости от силуэта Силуэт брюк определяют разнообразные сочетания поперечных размеров брюк на уровнях линии бёдер, подъягодичной складки, колена и низа (наиболее информативной характеристикой силуэта брюк является их вид в профиль).

В классических брюках должны быть четко выражены передний и задний сгибы («стрелки») Конфигурация сгибов на виде в профиль должна слегка повторять абрис ноги человека. Внизу брюки должны касаться задника обуви, передний сгиб ( в зависимости от ширины брюк внизу) в той или иной мере отклоняется вперед.

Для вида брюк спереди и сзади характерна отвесность сгибов брюк, причем передние ориентированы на центры коленных чашечек и на носок обуви внизу, задние — на центры ягодиц.

Форму и пропорции брюк характеризуют также положение верхнего края (пояса) и низа. В современних мужских брюках линия притачивания пояса располагается ниже антропометри-ческого уровня линии талии не менее, чем на3см .

Линия низа брюк распо­лагается на некотором расстоянии от уровня пола и имеет скос из-за подьема стопы.

В готовом изделии, уложенном на плоскости (например, для приутюживания сгибов), боковой шов должен совпадать с шаговим швом на участке от низа брюк до уровня колена, далее вверх совпадение швов необязательно.

Укладываемость сформованных брюк на плоскости с образованием плавних криволинейних сгибов является одним из требований к классическим брюкам. Образование криволинейних сгибов обеспечивается правильной влажно-тепловой обработкой (формованием).

Высокие требования предьявляются к динамическому соответствию брюк фигуре человека. Удобство брюк в динамике зависит в первую очередь от их ширины на уровне коленей, так как в большой мере определяется свободой необходимого перемещения брюк вверх-вниз вдоль ноги при ходьбе, подьеме по лестнице, приседании до плоскости стула.

Безусловно, показатель динамического соответствия брюк оценивается в результате надевания брюк на фигуру соответствующего размера с выполнением манекенщиком определённого ряда движений, характерных для условий эксплуатации изделия.

При внешнем осмотре изделия определяют также качество выполнения технологических соединений — ниточных, клеевых и сварных. В ниточных швах контролируют правильность натяжения ниток в строчке растяжением ее в продольном и поперечном направ­лениях. Если нитки чрезмерно натянуты, строчки рвутся при растяжении вдоль шва. При растяжении поперек шва недоста­точно затянутые нити стежков видны в просвете между соеди­няемыми деталями.

Анализ внешнего вида изготовленного изделия позволяет также определить качество его влажно-тепловой обработки. При этом обращают внимание на правильность фор­мы изделия и деталей, наличие лас, опалов и т.д.

При контроле качества одежды проверяют правильность маркировки и упаковки изделия, руководствуясь при этом соответствующей нормативно-технической документацией. Правила и порядок контроля качества готовых швейных изделий описаны в соответствующей нормативно-техни­ческой документации.

При обнаружении дефектов во внешнем виде, посадке изде­лия, материалах и технологической обработке изделия возвращают для исправления.

Более подробно информация о конструктивных и технологических дефектах, возникающих при изготовлении одежды, будет представлена в дальнейшем в ряде статей на указанную тему.

Хотите знать о новинках сайта?

Подписывайтесь на получение статей!

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

Конструирование одежды

Конструирование — второй этап создания швейного изделия. Его цель — разработка чертежей деталей изделий и изготовление по ним лекал для последующего раскроя материалов. Лекала — это плоские шаблоны деталей одежды, выполненные из бумаги, картона или металла. Последующие преобразования плоских деталей должны обеспечить создание объемной оболочки, покрывающей тело человека или отдельные его части. Конструкция — это детали изделия, соединенные между собой.

При разработке конструкции следует исходить не только из требований к одежде как к предмету личного потребления, но одновременно учитывать и требования как к объекту массового производства. С этих позиций конструкция должна:

♦ соответствовать исходной модели по силуэту, форме, конструктивным линиям, отделке и т.д. Это достигается за счет точности расчета лекал;

♦ способствовать формированию комплекса свойств с учетом предъявляемых требований к одежде. Это, прежде всего, соответствие конструкции размерам и форме тела человека, удобство пользования, обеспечение комфортности условий для функционирования организма, высокая износостойкость и др.;

♦ быть экономичной и одновременно технологичной. Это особенно важно для условий массового производства швейных изделий. Экономичной является конструкция, создание которой характеризуется наименьшими как расходами, так и отходами материалов. Технологичность связана с минимизацией трудовых затрат на изготовление изделия;

♦ обеспечивать хорошую посадку изделия на фигуре человека. Она закладывается в чертежах конструкции и в определяющей мере зависит от правильности расчетов. При этом следует учесть влияние возможных нагрузок на отдельные узлы, детали в процессе будущей эксплуатации изделий, приводящих к изменению их формы. Естественно, необходим оптимальный выбор конструктивной схемы изделия, членение отдельных его элементов, которые обеспечивали бы наиболее приемлемые условия «работы» материалов и деталей на всех участках одежды;

♦ обеспечивать возможность создания семейства конструкций на базе оптимальной (метод базовых конструкций).

Реализация рассмотренных требований требует учета при конструировании ряда признаков, важных для потребителей и эксплуатации будущих изделий.

Такими основными признаками являются:

♦ размерные характеристики населения;

♦ особенности осанки фигур людей;

♦ конструктивные отличия и способ употребления изделий.

Условия массового производства не позволяют учесть индивидуальные особенности телосложения каждого потребителя. Выходом является изготовление ограниченного количества вариантов одежды на фигуры стандартных (типовых) размеров. Типовой считают фигуру, наиболее характерную для большинства населения по основным измерениям и форме. Рациональная система типовых фигур, наиболее полно учитывающая особенности формы тела и размерные признаки населения, называется размерной типологией. Она базируется на данных о строении и размерах фигур, закономерностях их изменчивости, принципах стандартизации. Сведения о строении и особенностях формы получают на основе измерений (антропометрии) тела человека и его частей. Сложное его строение требует учета 60—70 различных размерных признаков: обхватных (обхваты туловища, шеи, головы, конечностей); продольных (длина тела, рук); поперечных (ширина груди, спины, расстояние между центрами груди).

Информацию о телосложении и размерных характеристиках населения получают на основе обмеров фигур по методи

кам, разработанным Научно-исследовательским институтом антропологии имени Д.Н. Анучина (НИИА МГУ) совместно с Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности (ДНИИШП) (рис. 4.3, 4.4, а—в). Результаты обмеров явились основой разработки размерной типологии, а также размерных антропологических стандартов фигур взрослого и детского населения.

Рис. Основные конструктивные горизонтальные и вертикальные линии обмера фигур

Рис. Основные конструктивные горизонтальные и вертикальные линии обмера фигур

Из многообразия размерных признаков фигур определены ведущие: размер» рост, полнота.

Размер — это обхват туловища на уровне груди. Типовые Фигуры по размерам (межразмерный интервал — 4 см): мужчины — 84—128; женщины — 84—136.

Рис. Типы телосложения мужчин (по Бунаку): а — грудной; 6— мускульный; в — брюшной

Рис. Типы телосложения мужчин (по Бунаку): а — грудной; 6— мускульный; в — брюшной

Читайте так же:  Федеральный закон о районном суде

Рост — это длина туловища без обуви от верхушечной точки головы до пола. Типовые фигуры по ростам (межростовой интервал — 6 см): мужчины — 158—188; женщины — 146—176.

Полнота отражает тип телосложения и изменения фигуры с возрастом. Она определяется обхватом талии у мужчин и детей, обхватом бедер с учетом выступания живота у женщин.

По полноте выделены следующие варианты фигур (межпол-нотный интервал ± 2 см): мужчины — 70—130; женщины — 88—144.

Определенные особенности имеет размерная типология детей .

Размерная типология детского населения

Размерная типология детского населения

Возрастная группа, лет

Размерный признак, см

Ясельная (до 3 лет), мальчики и девочки

девочки (3,0—6,5) мальчики (3,0—6,5)

Окончание табл. 4.1

Окончание табл. 4.1

Младшая школьная: девочки (6,5—11,5) мальчики (6,5—12,0)

Старшая школьная: девочки (11,5—15,5) мальчики (12,0—15,5)

девочки (15,5—18,0) мальчики (15,5—18,0)

Большое значение для конструирования одежды имеет учет осанки фигур. Осанка характеризуется положением корпуса и высотой плеч. Положение корпуса определяется расстоянием от седьмого шейного позвонка до плоскости, которой человек касается лопатками и ягодицами.

По осанке выделяют пять типов фигур: нормальные, переги-бистые, сутулые, очень перегибистые и очень, сутулые. Основные — первые три типа фигур.

Нормальная, или пропорционально сложенная, фигура по осанке имеет волнообразный изгиб позвоночника, выпрямленные колени и небольшое уклонение осей плечевого, тазобедренного и коленного суставов вперед от вертикали, проходящей через голеностопный сустав.

В условно типовой фигуре ширина груди и спинки одинаковы или отклоняются незначительно.

Перегибистая фигура имеет наклон туловища назад. Изгибы позвоночника у такой фигуры сглажены, плечи оттянуты назад, ширина груди больше ширины спины.

Сутулая фигура имеет наклон вперед, широкую округлую спину, впалую грудь и длинную талию.

Высота плеч определяется расстоянием по вертикали от касательной к седьмому шейному позвонку до нижней точки плечевого ската. Выделяют фигуры нормальные, низкоплечие и высокоплечие.

Так как форма и размеры тела изменяются с возрастом, то это должно быть учтено при разработке размерной типологии и в конструировании. Условно население делят на три группы: младшую (20—29 лет), среднюю (30—44 года) и старшую (45 лет и старше). Такое деление обусловлено завершением формирования тела человека к 20 годам и существенными изменениями в телосложении после 60 лет.

При конструировании необходимо также учесть конструктивные особенности и способ употребления изделий. По этому признаку можно выделить четыре категории:

1) поясные изделия — их основой является плечевой пояс туловища человека (пальто, платье, сорочка и др.);

2) поясные изделия, для которых основой служит тазовый пояс (брюки, юбки и др.);

3) головные уборы;

4) швейные изделия, не относящиеся к одежде (постельное белье, спортивный и туристский инвентарь и др.).

Для каждой категории характерна конструктивная база с выделением основных и производных деталей (табл. 4.2, рис. 4.5—4.7).

Группировка швейных изделий и деталей по конструкции

Группировка швейных изделий и деталей по конструкции

Ко нстру ктивная группа

Полочки (или целый перед), спинка, рукава, нижний воротник

Верхний воротник, подборта, детали карманов застежки, подкладки, промежуточные, отделочные

Передние или задние половинки брюк (или полотнища юбки), пояс

Детали застежки, карманов, подкладки, прокладки, отделочные

Донышко, стенка (цельнокроеная или из частей), околыш

Детали козырька, подкладки, прокладки, отделочные

Общая цель конструирования одежды — создание объемной оболочки, покрывающей тело человека, что предусматривает последовательное выполнение ряда работ:

♦ сбор данных о строении размерных характеристик фигур и определение прибавок (припусков) к ним;

♦ построение чертежа основы конструкции;

♦ изготовление лекал деталей изделия;

♦ раскрой материалов по лекалам, пошив изделия и примерка на фигуре (манекене типового телосложения);

♦ уточнение лекал и чертежа основы конструирования по итогам примерки изделия на фигуре;

♦ разработка чертежа основы конструкции.

Рис. Детали пиджака:

1 — полочки и спинка; 2 — рукав; 3 — воротник, подборт, клапан и обтачка бокового кармана, листочка; 4 — внутренние и промежуточные части и детали: а — бортовая прокладка, 6 — волос, в — сводка волоса, г — прокладка под петли, 3 — бортовая кромка, е —долевик под карманы, ж— плечевая прокладка, з — плечевая накладка

Рис. Детали брюк и места соединения деталей:

1 — пояс; 2—крестообразные швы; 3—боковой карман в рамку; 4—накладной карман с клапанами; 5—гульфик; б—передняя половина брюк; 7—боковой шов; в—шаговый шов; 9 — задняя половинка брюк; 10 — манжеты; 11 — откосок

Исходными для разработки чертежа основы являются: модель, размерные признаки фигур людей, а также припуски (прибавки) к измерениям фигур.

Объемная форма моделей при разработке конструкции должна быть развернута на плоскости. Это осуществляется путем рассекания модели по основным линиям конструкции.

При последующем раскладывании материала на плоскости получают конструкцию. Такой способ конструирования называется муляжным. Он может быть реализован и на основе размещения на плоскости макета (муляжа) модели, т.е. подогнанных на фигуре (манекене) деталей из легких дешевых материалов. Использование этого метода ограничено оригинальными, индивидуальными конструкциями.

Наряду с муляжным при конструировании могут использоваться расчетный и расчетно-аналитический методы конструирования. Сущность расчетного метода состоит в использовании формул для предварительного расчета и последующего вычерчивания деталей. Наибольшее распространение получил расчетно-аналитический метод как основа единой методики конструирования одежды (ЕМКО), усовершенствованной Центральной опытно-технической швейной лабораторией (ЦОТШЛ). Метод научно обоснован, базируется на данных антропометрических исследований. При этом все элементы конструкции определяются расчетным путем. Метод базируется на единстве принципа построения конструкционной развертки мужской, женской и детской одежды ЕМКО и включает два этапа построения чертежа конструкции:

♦ построение чертежа основы конструкции;

♦ построение чертежа деталей изделия на основе конструкции.

Чертеж основы конструкции (сетка размеров) представляет

систему горизонтальных и вертикальных линий, отражающих средний размер, рост и полноту типовой фигуры. Так, для мужчин типовой является фигура 176—100—88, т.е. рост 176 см, размер 100 см и полнота (обхват талии) — 88 см.

На втором этапе конструирования на чертеже основы конструкции выполняются чертежи деталей изделия. Основаниями для этого служат стандарты размерных признаков фигур,

Рис. Детали головных уборов:

Рис. Детали головных уборов:

1 — донышко; 2 — четвертинки; 3 — околыш; 4 — пуговица; 5 — шлевка; б — ремешок; 7— козырек

положения ЕМКО. При этом одновременно учитываются прибавки (припуски). Их можно разделить на три группы:

1) припуски на свободное облегание, которые обеспечивают свободу движения, дыхания, минимизацию давления одежды на тело человека;

2) конструктивно-декоративные — для обеспечения определенного силуэта и объемно-пространственной формы, предусмотренной художественным оформлением модели;

3) технические — на швы и подгибы, толщину основных и вспомогательных материалов.

Чертежи деталей изделия являются основой лекал-оригиналов изделия, которые выполняют роль эталонов. На их основе по методу пропорциональных приращений или сокращений изготовляют комплект лекал на весь диапазон предусмотренных для модели размеров, ростов, полнот. Применяются и активно совершенствуются системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие не только построение чертежей деталей (лекал), но и их размножение на другие размеры, роста, полноты. Заключительным элементом конструирования является разработка и размножение технического описания.

Техническое описание следует рассматривать как основной нормативно-технический документ на изделие. Оно включает основные характеристики модели:

♦ зарисовку (фотографию) модели и ее описание;

♦ диапазон размеров, ростов и полнот;

♦ спецификации материалов и деталей;

♦ особенности технологической обработки деталей и узлов;

♦ контроль и оценку качества;

♦ таблицы измерений лекал и изделия.

Важность технического описания в том, что оно позволяет: провести контроль хода производства; осуществить приемку по качеству на предприятиях промышленности и торговли; оценить расход материалов на изделие — важнейший элемент его себестоимости.

Размерная типология населения для массового производства одежды

Главные размерные признаки тела человека — размерные признаки, определяющие типовую (стандартную) фигуру и, соответственно, размеры изделий.

Интервал безразличия — промежуток между соседними главными признаками типовых фигур взрослых и детей, внутри которого разница между размерами не ощущается потребителем. Устанавливается опытным путем и означает, что один и тот же размер подойдет фигурам, у которых он не только совпадает с фактическим, но и больше или меньше его величины в пределах половины интервала безразличия.

Нормальная осанка — правильная, равновесная осанка, характеризуемая прямой постановкой туловища. Плечи в основном средней высоты, спина слегка округлая, без резкого выступания лопаток, грудная клетка ровная, прямая со средним положением грудных желез, живот слегка выступающий, прогиб в области талии по позвоночнику умеренный, средний.

Обхват — периметр определенного участка тела человека (обхват груди, обхват талии, обхват шеи и др.). Определяет ширину изделия на соответствующем участке.

Обхват бедер с учетом выступа живота — главный размерный признак типовых фигур женщин и девочек-подростков, определяемый в горизонтальной плоскости через ягодичные точки и гибкую пластину, приложенную вертикально к животу для учета его выступа.

Обхват талии — главный размерный признак типовых фигур мужчин, мальчиков и девочек старше трех лет, кроме девочек-подростков, измеряемый в горизонтальной плоскости на уровне линии талии.

Осанка — индивидуальная особенность конфигурации тела человека, характеристика равновесного, вертикального, естественного (спокойного) положения тела человека стоя и при прямохождении. Осанка зависит от формы позвоночника и туловища, положения головы и ног. Осанка определяет посадку изделия на фигуре.

Перегибистая осанка — тип осанки, характеризуемый большим или меньшим отклонением корпуса назад. Плечи развернуты назад; спина имеет сравнительно прямое положение по вертикали; грудная клетка развернута с повышенным положением грудных желез; живот плоский или впалый; прогиб в области талии по позвоночнику и выступу ягодиц больше, чем у фигуры с нормальной осанкой.

Подчиненные размерные признаки тела человека — размерные признаки (за исключением главных), дающие детальную размерную характеристику типовой фигуры.

Полнота — характеристика типа телосложения фигуры, а также возрастной изменчивости фигуры. Показателем полноты у женщин и девочек-подростков является обхват бедер с учетом выступа живота, у мужчин, мальчиков и девочек старше трех лет, кроме девочек-подростков, — обхват талии.

Полнотная группа — набор типовых фигур с определенными соотношениями размера фигуры и полноты, вариантами роста.

Полнотная подгруппа — часть полнотной группы типовых фигур, включающей боле пяти-шести вариантов фигур.

Поперечное измерение — ширина отдельного участка тела человека (спины, груди и др.). Определяет ширину соответствующей части тела или детали изделия.

Продольное измерение — длина тела человека (рост) или длина его отдельной части (руки, высота линии талии и др.) Определяет длину изделия в целом или его отдельной части.

Размер одежды — величина, определяемая половиной размера типовой фигуры.

Размер фигуры — главный размерный признак типовой фигуры взрослых и детей, определяемый величиной обхвата груди третьего, измеряемого в горизонтальной плоскости через выступающие точки грудных желез.

Размерная типология населения — рациональная система стандартных (типовых) фигур, достаточно точно отражающая формы тела человека.

Размерно-ростовочно-полнотный ассортимент одежды — процентное соотношение одежды различных размеров, длин, полнот.

Размерный признак тела человека — измерение определенной части тела по поверхности или расстояние между двумя точками тела в проекции на вертикальную или горизонтальную плоскости.

Рост — главный размерный признак типовой фигуры взрослых и детей, определяемый длиной тела от верхушечной точки головы до пола (без обуви).

Соразмерная одежда — одежда массового производства, соответствующая по размерам большинству населения.

Сутулая осанка — тип осанки, характеризуемый большим и ми меньшим наклоном туловища вперед. Плечи чаще всего направлены вперед и занимают пониженное или низкое положение; спина круглая, с увеличенным выступом лопаток; грудь впалая, узкая, с пониженным положением грудных желез; живот выступающий; прогиб в области талии по позвоночнику и выступу ягодиц меньше, чем у фигуры с нормальной осанкой.

Шкала процентного распределения типовых фигур (шкала типоразмероростов) — таблица, отражающая численность принятых для производства типовых фигур (мужских, женских или детских) в процентах (частоту встречаемости фигур) в различных районах России. Определяет размерно-ростовочно-полнотный ассортимент одежды.

Проектирование швейных изделий

Проектирование швейных изделий — процесс создания нового (первичного) образца изделия и разработки всей необходимой технической документации. Включает два взаимосвязанных этапа — моделирование и конструирование.

Моделирование швейных изделий

Гармоническая целостность формы одежды — художественное единство, согласованность частей единого целого (цветов, фактур, материалов и др.).

Декоративные линии — линии, созданные разнообразными отделками — строчками, рельефами, вышивкой, кантами, поясами, манжетами и т. д.

Зауженный силуэт — очертание изделия, которое заужено от верхней части до низа.

Комбинированный силуэт — очертание изделия с прямой верхней частью и расширенной или зауженной нижней.

Композиционное равновесие — сбалансированность всех элементов изделия, зависящая от распределения массы, цвета, фактуры материала относительно центра с учетом равновесия фигуры. Композиционными связями частей формы являются цвет, колорит, пропорции, контраст, подобие, нюанс, симметрия, асимметрия, ритм.

Композиция одежды — объединение всех элементов формы изделия в единое целое, выражающее его идейно-художественное содержание. Основными свойствами композиции являются гармоническая целостность, соподчиненность частей, композиционное равновесие.

Конструктивно декоративные линии — конструктивные линии, оформленные отделками.

Конструктивные линии — линии, обозначающие контуры изделия в целом и его деталей, а также линии соединения частей и деталей (швы, вытачки, рельефы и др.).

Линии — ограничения контуров формы изделия в целом и его частей, а также основные средства сопряжения частей формы. По характеру линии делятся на конструктивные, декоративные, конструктивно-декоративные.

Макси — расположение линии низа в силуэте на уровне лодыжки или на уровне пола.

Масса формы одежды — зрительное объемное восприятие формы изделия в целом или его отдельных частей.

Миди — расположение линии низа силуэта на уровне икр (между мини и макси).

Мини — расположение линии низа в силуэте выше колен.

Моделирование швейных изделий — творческий процесс создания (разработки) новой модели или первичного образца изделия с учетом его назначения, условий окружающей среды, свойств материалов. Объектами разработки являются форма, силуэт, покрой изделия; выбор материалов, способов формообразования; композиция элементов, цветовое решение.

Модель швейного изделия — первичный образец, в котором в материале воплощен замысел художника-модельера, служащий эталоном для дальнейшего процесса изготовления (тиражирования) изделий.

Объемно-пространственная структура формы швейного изделия — пространственная система геометрических элементов — размеров, пропорций и др.

Поверхность формы одежды — конфигурация формы изделия — прямолинейная, криволинейная (выпуклая, вогнутая), ломаная (складки, плиссе, гофрировка).

Покрой швейного изделия — конструктивное решение объемно-пространственной структуры формы путем ее членения на части по горизонтали, вертикали и диагонали и сопряжения отдельных частей по линиям.

Полуприлегающий силуэт — очертание изделия, линия талии в котором слегка подчеркнута.

Прилегающий силуэт — очертание изделия, которое плотно облегает и подчеркивает линию талии.

Прямой силуэт — очертание изделия, ширина которого одинакова на уровне линий груди, талии, бедер и низа.

Силуэт одежды — абрис, внешнее очертание, плоскостное изображение объемной формы изделия. Силуэт одежды классифицируется по степени прилегания изделия к фигуре (прямой, полуприлегающий, прилегающий, расширенный или зауженный к низу, комбинированный), по виду геометрической формы, к которой он приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, Х-образный), по положению линии низа (мини, миди, макси).

Соподчиненность частей изделия — подчиненность второстепенных частей главному элементу — композиционному центру, в качестве которого в одежде может выступать любой элемент или участок формы (линии воротника, карманов, цвет, отделка и др.).

Трапециевидный (свободный) силуэт — очертание изделия, которое расширено от линии груди до низа.

Форма модели швейного изделия — граница, отделяющая изделие от внешней среды, его контуры. Характеризуется объемно-пространственной структурой и композицией.

Формовочные свойства материалов — способность материалов под действием деформаций изгиба, растяжения, сжатия, утонения принимать объемную форму.

Формообразование — создание объемной формы изделия с помощью швов, вытачек, формовочных свойств материалов, влажно-тепловой обработки и их различных комбинаций.

Конструирование швейных изделий

Баланс в одежде — показатель конструкции изделия, определяющий уравновешенность передней и задней частей, устанавливаемый путем правильного расчета. Баланс определяет посадку изделия на фигуре.

Вспомогательные лекала — лекала, предназначенные для нанесения вспомогательных линий, контуров срезов, линий расположения карманов, петель и др.

Декоративно — конструктивный припуск — припуск, устанавливаемый в процессе моделирования в зависимости от вида одежды, направления моды, силуэта, степени прилегания изделия к телу.

Композиционный припуск — сумма припусков на свободное облегание по линии груди, талии, бедер и на толщину материалов.

Конструирование швейных изделий — процесс разработки по первичному образцу (модели) чертежей деталей изделия и изготовление лекал (выкроек). Конструирование одежды осуществляется на фигуру среднего размера и роста в полнотной группе или подгруппе, на которую рекомендована данная модель.

Конструкция — строение изделия из отдельных деталей, связанных в единое гармоничное целое. Конструкция должна обеспечивать экономическую целесообразность изделия. В массовом производстве конструкция должна быть экономичной и технологичной.

Контрольные лекала — эталонные лекала, предназначенные для периодической проверки рабочих лекал.

Лекала (выкройки) — плоские шаблоны деталей изделия из бумаги, картона, пластмассы, металла, по которым осуществляется раскрой материалов.

Читайте так же:  Доверенность на стороннюю организацию

Минимально необходимый припуск на свободное облегание — припуск, обеспечивающий свободу дыхания, движения, минимальное давление изделия на тело, наличие воздушной прослойки для кожного дыхания и регулирования теплообмена в под одежном слое (между одеждой и телом). Размер припуска зависит от вида и назначения изделия, устанавливается опытным путем.

Опорная поверхность одежды — участки контакта одежды и тела человека. Верхняя опорная поверхность ограничивается сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, снизу — линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди. Нижняя опорная поверхность сверху ограничивается линией талии, снизу — линией бедер.

Преемственность моделей швейных изделий — возможность использования в новых моделях разработанных ранее вариантов конструкций деталей.

Припуск (прибавка) — разница между измерением одежды и соответствующим размерным признаком фигуры.

Припуск на свободное облегание — разница между внутренними размерами одежды ниже опорной поверхности и соответствующими размерами фигуры. Состоит из минимально необходимого припуска на свободное облегание и декоративноконструктивного.

Припуск на технологическую обработку — прибавка на возможную усадку материалов в процессе изготовления.

Припуск на толщину пакета материалов одежды — разница между внешними и внутренними размерами в многослойных изделиях.

Рабочие лекала — шаблоны, служащие непосредственно для раскроя материалов.

Система автоматизированного проектирования одежды

(САПР) — система проектирования, в которой используются современные технические средства (автоматика, ЭВМ, дисплеи, графопостроители), позволяющая существенно сократить сроки проектирования и повысить качество.

Стандартизация элементов конструкции швейных изделий — установление единых норм на величину унифицированных деталей.

Техническое описание на модель (технические условия) — документ, разработкой которого завершается конструирование, включающий: зарисовку и описание внешнего вида изделия, рекомендуемые материалы, размеры и роста, таблицу измерений изделия в готовом виде, содержащую абсолютные величины измерений лекал и готового изделия по основным местам и допустимые отклонения от них, рекомендуемые методы обработки сложных узлов изделия, спецификацию деталей и лекал, нормы расхода материалов на изделие среднего размера и роста.

Техническое размножение лекал — изготовление лекал всех необходимых размеров и ростов (длин) путем пропорционального уменьшения и увеличения линейных размеров лекал среднего размера и роста.

Технологичность конструкции швейного изделия — показатель конструкции, характеризующий ее способность обеспечить минимальные трудовые затраты на изготовление изделия за счет использования передовых технологий и оборудования. Технологичность конструкции зависит от преемственности моделей: типизации, унификации, стандартизации элементов конструкции.

Типизация элементов конструкции швейных изделий — обоснованное сведение многообразия конструкций деталей к минимально необходимому количеству типовых.

Унификация элементов конструкции швейных изделий — приведение к единообразию конструкций отдельных узлов и деталей без ущерба для внешнего вида и качества изделий одинакового функционального назначения.

Экономичность конструкции швейного изделия — показатель конструкции, характеризующий ее способность обеспечить минимальный расход и минимальные потери материалов при производстве изделия, а также минимальные потребительские расходы на его эксплуатацию.

Подготовка к раскрою и раскрой материалов

Безнастильный способ раскроя материала — раскрой материала в одно полотно непосредственно с рулона лучом лазера, микроплазменной дугой и др.

Выкраивание деталей швейного изделия — вырезание деталей по намеченным контурам посредством раскройного оборудования.

Вырубание деталей швейного изделия — вырубка деталей изделий стабильных конструкций на прессах с помощью ножей-пуансонов, имеющих форму выкраиваемых деталей.

Дефектное полотно — полотно материала, использование которого в настиле ограничено из-за наличия значительных дефектов. Недопустимые понятия по ГОСТу (Ндп). Красное полотно.

Карта раскроя материала — технологический документ, содержащий задание для настилания партии материала и фактические данные раскроя.

Карта расчета материала — технологический документ, содержащий задание на раскрой. Ндп. Расчетная карта, планировочная карта.

Контрольная надсечка детали швейного изделия — небольшой надрез по краю детали, предназначенный для обозначения правильного соединения деталей.

Конфекционирование — подбор для каждой модели всех материалов (основных, прокладочных, теплозащитных, фурнитуры, отделочных и др.) по артикулам, цветам, рисункам и т. д. в соответствии с техническими описаниями на модели и заказами торговых организаций.

Конфекционная карта — карта, составляемая на каждую модель и содержащая зарисовку модели, образцы основных и вспомогательных материалов с указанием артикулов, расцветок, рисунков и др.

Копирование раскладки лекал — воспроизведение раскладок лекал на материале в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Ндп. Копировка раскладки лекал.

Крой швейного изделия — детали и их части, полученные в результате раскроя.

Многокомплектная раскладка лекал — раскладка лекал, включающая более одного комплекта лекал деталей изделия.

Настил — несколько полотен материала на плоскости, наложенных одно на другое с выравниванием их по двум перпендикулярным сторонам и предназначенных для разрезания в соответствии с картой расчета материала.

Настилание материала “лицом вниз” — настилание полотен материала лицевой стороной вниз.

Настилание материала “лицом к лицу” — настилание полотен материала попарно лицевой стороной друг к другу. Ндп. Настилание материала “лицо с лицом”.

Настилание полотен материала — укладывание полотен материала для получения настила.

Обмелка — полотно материала, на котором обведены контуры лекал в раскладке, разрезаемое вместе с настилом на детали. Обмелку применяют при раскрое материалов для часто сменяемых моделей.

Однокомплектная раскладка лекал — раскладка лекал, включающая комплект лекал деталей одного изделия.

Подрезка детали (материла) швейного изделия — уточнение размеров и контуров детали по лекалам с применением раскройного оборудования. Ндп. Осноровка.

Полотно материала — один слой материала, подготовленный для раскроя. К материалу относятся ткани, кожа и другие, применяемые для изготовления швейных изделий.

Раскладка лекал деталей швейного изделия — схема расположения деталей изделия.

Раскрой материала (настила) — разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей изделия и их частей.

Рассекание настила — разделение настила на части, предназначенные для дальнейшего раскроя. Ндп. Рассечка настила.

Расчет куска материала — предварительный расчет каждого куска материала на основе норм расхода с целью определения рационального варианта его использования. Ндп. Расчет использования материала.

Трафарет — полотно крафт-бумаги или клеенка, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия. Контуры деталей на верхнем полотне настила остаются после пропудривания через отверстия трафарета мелом или синькой. Трафареты применяют при раскрое материалов для длительно выпускаемых моделей.

Соединение деталей и узлов швейных изделий

Вметывание деталей швейного изделия — временное ниточное соединение деталей по овальному контуру.

Втачивание деталей швейного изделия — ниточное соединение деталей по овальному контуру.

Выметывание деталей швейного изделия — временное ниточное закрепление обтачанных краев для сохранения приданной им определенной формы.

Высекание среза детали швейного изделия — оформление края детали фигурным вырезом. Ндп. Высечка среза детали, высечка зубчиком.

Выстегивание деталей (материала) швейного изделия — соединение двух или более деталей или слоев материала, наложенных друг на друга, потайными или сквозными стежками на отдельных участках или по всей поверхности. Ндп. Стежка, пристегивание.

Вытачка — шов, не проходящий по всей длине или ширине детали.

Длина стежка — расстояние между двумя проколами иглы швейной машины, измеряемое в миллиметрах.

Дублирование (фиксирование) деталей швейного изделия — соединение по поверхности двух и более, в основном мелких, деталей посредством склеивания или сваривания.

Заклепочное соединение деталей швейного изделия — соединение деталей и их частей расклепыванием специальной фурнитуры (пуговиц, кнопок, заклепок, блочков и др.).

Заметывание деталей швейного изделия — временное ниточное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов.

Застрачивание шва — прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов.

Клеевое закрепление среза детали швейного изделия — проклеивание среза детали для предохранения его от осыпания.

Клеевое соединение деталей швейного изделия — соединение деталей и их частей или слоев материала с помощью клеевых материалов (нитки, паутинка, сетка, пленки).

Комбинированное соединение деталей швейного изделия — соединение деталей и их частей сочетанием ниточного способа с клеевым или сварным.

Настрачивание шва — прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения; закрепление припусков шва, складок, направленных в одну сторону.

Ниточное соединение деталей швейного изделия — соединение деталей и их частей машинными или ручными стежками с помощью швейных ниток.

Обметывание детали швейного изделия — ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания. Ндп. Обметка детали.

Обтачивание деталей швейного изделия — ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием.

Окантовывание детали швейного изделия — обработка среза детали полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения от осыпания. Ндп. Окантовка детали.

Оплавление среза детали швейного изделия — обработка среза детали из термопластичных материалов тепловым методом для предохранения от осыпания.

Подшивание детали швейного изделия — прикрепление подогнутого края детали потайными стежками. Ндп. Подшивка деталей.

Пошив швейных изделий — изготовление изделий с применением ниточного соединения. Ндп. Шитье.

Приклеивание детали швейного изделия — клеевое соединение мелкой детали с основной.

Приметывание деталей швейного изделия — временное ниточное соединение мелких деталей с крупными.

Припуск шва — прибавка к срезам деталей для предохранения шва от разрушения.

Притачивание деталей швейного изделия — ниточное соединение мелких деталей с крупными.

Проклеивание шва — нанесение клея на детали в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы.

Расстрачивание шва — прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складок, направленных в противоположные стороны.

Сварное соединение деталей швейного изделия — соединение деталей и их частей свариванием термопластичных материалов без использования дополнительных материалов (швейных ниток, клеевых материалов).

Сметывание деталей швейного изделия — временное ниточное соединение двух или более деталей.

Стачивание деталей швейного изделия — ниточное соединение двух или более деталей по совмещенным краям.

Стежок — один элемент структуры строчки, полученный при ниточном способе между двумя последовательными проколами материала иглой, при безниточном — между контактами инструмента с соединяемыми материалами.

Строчка — последовательный ряд стежков.

Фронтальное дублирование (фронтальное фиксирование) деталей швейного изделия — соединение крупных деталей по всей поверхности или ее части посредством склеивания или сваривания.

Цепной стежок — элемент ниточной строчки, имеющий петельную структуру, полученную с помощью петлителя, путем ввода каждой новой петли в предыдущую.

Частота стежков — количество стежков в одном сантиметре строчки.

Челночный стежок — элемент ниточной строчки, полученный переплетением двух ниток — верхней, сматываемой с катушки, и нижней, сматываемой со шпульки челнока швейной машины.

Швейное соединение — соединение двух и более слоев материала посредством одного или нескольких швов.

Ширина шва — расстояние от среза детали, подогнутого края, края тесьмы и др. до строчки или от строчки стачивания до строчки настрачивания, отделочной и др. по модели, измеряемое в сантиметрах.

Шов — место скрепления, последовательный ряд стежков на материале толщиной в один или несколько слоев.

Влажно-тепловая обработка и заключительно отделочные операции

Влажно-тепловая обработка швейного изделия — обработка деталей или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, тепла, давления для придания деталям объемной формы, фиксации швов, выравнивания поверхности, придания изделию товарного вида и др.

Внутрипроцессная влажно-тепловая обработка швейного изделия — обработка деталей и узлов изделия для придания объемной формы, загибки краев, обработки швов и др.

Выдавливание линий — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в образовании рельефных (вогнутых) линий на отдельных участках детали для ее отделки посредством прессования.

Выравнивание поверхности деталей швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в устранении морщин, складок, заминов материала для придания изделию товарного вида посредством глажения, прессования или отпаривания.

Заключительно отделочные операции изготовления швейного изделия — операции, предназначенные для окончательного оформления изделия, придания ему товарного вида и заключающиеся в изготовлении петель, закрепок, пришивке фурнитуры, чистке, окончательной влажно-тепловой обработке.

Закрепка — ряд продольных стежков длиной 3-16 мм, густо обвитых поперечными зигзагообразными стежками, выполняемыми насквозь в концах петель, прорезей карманов, углах лацканов и воротников, складок для предотвращения их от разрушения, а также для отделки.

Заутюживание шва (детали) швейного изделия — операция влажно- тепловой обработки, заключающаяся в укладывании (заглаживании) припусков шва, края или складок детали на одну сторону и закрепление их в этом положении посредством глажения или прессования. Ндп. Заутюжка.

Окончательная влажно-тепловая обработка швейного изделия — обработка готового изделия для придания товарного вида.

Отпаривание швейного изделия — способ влажно-тепловой обработки готового изделия для окончательного формирования товарного вида посредством паровоздушных манекенов или отпарочных аппаратов.

Отпаривание швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в обработке поверхности изделия паром для удаления лас (см. “Дефекты швейных изделий”), снятия напряжений в волокнах, придания товарного вида посредством глажения или отпаривания.

Оттягивание деталей швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в принудительном растяжении отдельных участков деталей посредством глажения или прессования с целью улучшения облегания фигуры.

Прессование швейного изделия — способ влажно-тепловой обработки швов, краев, формования деталей посредством прессов автоматического или полуавтоматического действия, гладильные поверхности которых имеют различную форму и размеры.

Приутюживание шва (детали) швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в уменьшении толщины шва, сгиба или края детали посредством глажения или прессования.

Пропаривание швейного изделия — влажно-тепловая обработка, обеспечивающая насыщение изделия паром.

Разутюживание деталей швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в раскладывании (разглаживании) припусков шва или складки на противоположные стороны и закреплении их в этом положении посредством глажения или прессования. Ндп. Разутюжка.

Сутюживание деталей швейного изделия — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в принудительном сокращении размеров отдельных участков детали для придания объемной (выпуклой) формы посредством глажения или прессования.

Утюжильная обработка (глажение) швейного изделия — способ влажно-тепловой обработки для формования деталей; обработки швов, краев, деталей, готового изделия посредством утюгов и колодок различной формы, каландров (для обработки изделий простых форм).

Фальцевание — операция влажно-тепловой обработки, заключающаяся в принудительной загибке краев деталей (карманов, манжет, поясов и др.) посредством глажения или прессования.

Борт — верхняя и самая широкая часть чулка, располагающаяся на бедре ноги (высота борта 5-9 см).

Мысок — следовая часть чулочно-носочного изделия, покрывающая пальцы ноги и имеющая форму клиновидного кармана.

Поголенок — наибольшая часть чулка, получулка или носка, покрывающая часть бедра, колено и голень ноги.

Пятка — следовая часть чулочно-носочного изделия, покрывающая пятку ноги и имеющая сферическую форму.

След — нижняя часть чулочно-носочного изделия, покрывающая стопу ноги.

Детали перчаточных изделий

Корпус — часть варежки, покрывающая ладонь до запястья.

Краги — отрезной подолик, расширенный книзу. Подолик и краги бывают с разрезом, без разреза, с застежкой и без нее.

Напульсник — часть варежки, покрывающая запястье руки и нижнюю часть предплечья.

Палец — часть перчаточного изделия, покрывающая все фаланги пальца.

Подолик — нижняя неотрезная часть перчатки, облегающая запястье руки.

Другие статьи:

  • Растаможка грузового автомобиля в беларуси калькулятор Таможенный калькулятор с новыми тарифами 2019 года. Тарифы и расчет платежей. Ставки таможенных пошлин для физических лиц Таможенная стоимость / Объем двигателя, см. куб. С объемом двигателя от 1501 см 3 до 1800 Автомобили с бензиновым двигателем. Ставки […]
  • Оформить визу в германию в иркутске Оформить визу в германию в иркутске Виза в Германию бывает национальной и Шенгенской. Национальная виза выдается, если условия действия визы вступают в противоречие со стандартами, установленными Шенгенским соглашением. Чаще всего для туристов оформляются […]
  • Возражение на ходатайство о рассрочке исполнения решения суда Образец возражения о рассрочке исполнения решения суда Заявление о рассрочке исполнения решения суда по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП г. Москва, ул. д. кв. 141060, г. Королев, о рассрочке исполнения решения суда Решением Дорогомиловского […]
  • Пособие на ребенка работающему пенсионеру Как выплачивается доплата к пенсии на иждивенца в 2019 году Согласно действующему законодательству, каждому пенсионеру, на попечении которого находится нетрудоустроенное лицо, положена доплата к пенсии на содержание иждивенца. Это фиксированная сумма или […]
  • Приказ на переход фгос в доу Материал по теме: Основные отличия ФГОС от ФГТ На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 ) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены […]
  • Оформить пособие по уходу за пенсионером старше 80 лет Как оформить уход за пожилым человеком после 80 лет За что полагается компенсация? Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 гражданину полагается компенсация за заботу (поговорить, купить продукты и лекарства, приготовить поесть, убраться, […]
  • Оформить книгу для парня 101-на причина, почему я люблю тебя Иногда так трудно признаться в своей любви. Многие люди просто боятся произнести эти три заветных слова, считая их своеобразным табу, ведь признание в любви позволяет чувствовать себя уникальным и особенным. Вы говорите, что […]