Спор россии с грузией

Содержание:

Напряжение на колючей проволоке

Россия и Грузия втягиваются в пограничный спор в Южной Осетии, который может положить конец мирному процессу в регионе

Грузия возмутилась действиями российских пограничников, протянувших колючую проволоку у грузинских сел Дици Горийского района и Двани Карельского района, граничащих с Южной Осетией, которую Тбилиси считает Цхинвальским регионом Грузии. По просьбе грузинских властей на место событий выехали международные наблюдатели. Ранее Тбилиси отверг предложение Цхинвали о создании совместной комиссии по демаркации и делимитации границы.

Российские пограничники (несущие службу на грузино-югоосетинской границе после войны августа 2008 года. — «Газета.Ru»), незаконно сдвинули «линию оккупации» вглубь Горийского и Карельского районов страны, утверждает официальный Тбилиси.

В Москве и Цхинвали данную «линию» протяженностью около 350 километров, считают государственной границей между Грузией и независимой Республикой Южная Осетия (РЮО). В соответствии с соглашением, подписанным в 2009 году президентами России Дмитрием Медведевым и главой РЮО Эдуардом Кокойты, границу охраняют российские пограничники. После вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию в 2008-м Россия признала ее независимость (так же как и Абхазии), в ответ на что Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой, объявив две свои бывшие автономные республики оккупированными территориями.

По информации официальных структур Грузии, российские пограничники незаконно протягивают колючую проволоку у сел Дици (Горийский район) и Двани (Карельский район), расположенных вблизи «линии оккупации». В Тбилиси отмечают, что эти действия начались сразу же после того, как 26 мая Грузия отметила свой День независимости. Первыми тревогу забили жители грузинских сел, которые обратились к властям за помощью. За колючей проволокой остались их сельскохозяйственные угодья. При этом Тбилиси утверждает, что российские пограничники перенесли границу вглубь Горийского района на 300 метров и возводят фортификационные сооружения. Это не первый подобный случай, ранее, в апреле, «колючку» протянули в селах Диди-Хурвалети, Гугутианткари, Квемо-Никози, Тамарашени, Двани и Атоци.

Глубокое возмущение в связи с данным фактом во вторник выразило грузинское внешнеполитическое ведомство.

«МИД Грузии выражает возмущение в связи с протягиванием колючих проволок оккупационной силой России близ оккупационной линии, что является грубым нарушением принципов международного права и в первую очередь нарушением территориальной целостности Грузии и нерушимости ее международно признанных границ, а также соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года», — сказано в заявлении. Действия пограничников России названы МИДом «провокационными». Министр иностранных дел страны Майя Панджикидзе сообщила накануне, что ее ведомство через посольство Швейцарии передало России ноту в связи с протягиванием колючих проволок в Цхинвальском регионе (Южной Осетии).

Тбилиси уже активизировал все свои международные каналы. Происходящее вблизи сел Дици и Двани станет одной из тем обсуждения в ходе визита в Тбилиси генерального секретаря ПАСЕ Жан-Клода Миньона (28–29 мая).

Панджикидзе встретилась с главой представительства ЕС в Грузии Филиппом Димитровым. По ее словам, целью встречи является мобилизация международной поддержки. «На днях мы продолжим осуществлять действия в этом направлении», — заявила она.

Наблюдатели миссии Евросоюза сразу же прибыли на место событий для проведения мониторинга действий российских пограничников. Вопрос о границе уже внесен в повестку встречи представителей Грузии, Южной Осетии, России и международных посредников, которая состоится 31 мая в селе Эредви — в рамках встречи по превенции инцидентов и механизмов реагирования на них.

По информации МИД Грузии, проблема будет рассмотрена и на очередном раунде женевских консультаций по безопасности в Закавказье. Не удастся ее избежать и во время встречи специального представителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе и замглавы МИД России Григория Карасина (4–5 июня в Праге), уверена глава МИД Грузии Майя Панджикидзе. Хотя сам Зураб Абашидзе сказал журналистам, что формат его встречи с Карасиным не предусматривает подобных тем.

«Я и мой российский коллега в этом двухстороннем формате не рассматриваем эти вопросы для того, чтобы один формат (женевские дискуссии) не дублировался вторым форматом. Это принципиальный вопрос, поэтому мы договорились, что в рамках этого двухстороннего диалога мы рассмотрим торговые отношения, проблему транспортной связи, вопросы гуманитарных и культурных отношений», — заявил Абашидзе журналистам во вторник.

Председатель комитета по внешним связям парламента Тедо Джапаридзе опасается, что ситуация с протягиванием колючей проволоки может серьезно повредить развитию мирного процесса как в формате женевских дискуссий, так и в рамках встреч Абашидзе и Карасина.

Вместе с тем, по его оценке, ситуация на «линии оккупации» чревата серьезными последствиями и может создать угрозы региональной безопасности. Об этом сказано в заявлении, распространенном Джапаридзе. Парламентарий возложил всю ответственность на российскую сторону.

Очередное российско-грузинское обострение поспешили использоваться противники новой власти в лице партии «Единое национальное движение», призвавшие правительство Бидзины Иванишвили к более твердой и эффективной позиции. По мнению оппозиции, в противном случае такие действия России возможны по всему периметру «линии оккупации».

Президент Грузии Михаил Саакашвили, находившийся во вторник недалеко от зоны конфликта, в городе Гори, не возложил вину за произошедшее на новое правительство.

Выступая в Национальной военной академии, он заявил, что Россия действует соответственно своему плану и ей все равно, какая у грузинской стороны риторика. «. Для них фундаментальной проблемой является грузинское государство. » — заметил он. Саакашвили заявил, что в ответ на действия России Грузия не должна ослабить закон об оккупации и термин «оккупация» не должен изыматься из обращения.

Как известно, парламент Грузии 17 мая принял в первом чтении поправки в закон «Об оккупированных территориях» (был внесен еще в феврале), согласно которому санкции против лиц, въехавших на территорию Абхазии и Южной Осетии, должны быть смягчены. Оппозиция (ЕНД) борется против этих поправок. Известно также, что если законопроект будет принят, то президент страны наложит на него вето.

Руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили увязывает происходящее вблизи сел Деци и Двани с «жесткой реакцией Цхинвали и Сухуми» на начавшийся российско-грузинский политический диалог.

«Я думаю, что обострение сенситивности в конфликтных зонах связано именно с начавшимся грузино-российским политическим диалогом, возможность которого появилась после смены власти в Грузии, — сказал он «Газете.Ru». — Это сразу же вызвало очень жесткую реакцию из Сухуми и Цхинвали. Они испугались, что начавшийся грузино-российский диалог в конечном счете приведет к какому-то сговору за их спинами об их же судьбе. Несмотря на то что Москва все время их убеждает в том, что такого не случится, эти опасения остаются. В связи с этим вполне ожидаемо и понятно, что активизировались те силы, которые хотели бы воспользоваться случаем и превратить «границу» между Грузией и Южной Осетией в абсолютную».

«И в Москве, и в Сухуми, и в Цхинвали есть люди, которые настолько себя комфортно чувствовали в условиях конфликта, что они ни в коем случае не хотят создать предпосылку для того, чтобы был урегулирован конфликт», — считает эксперт.

Впрочем, осетинская сторона в рамках дискуссии в Женеве предлагала Грузии совместно рассмотреть вопрос о демаркации границы. Однако Тбилиси отказался, так как считает эти территории оккупированными.

«О какой демаркации может идти речь, когда отношения заморожены. Давайте сначала начнем говорить с друг другом, а потом начнем обсуждать различные проблемы», — объясняет позицию Грузии Хуцишвили.

В свою очередь, МИД Южной Осетии в ответ на заявление МИД Грузии заявил, что «все работы по определению на местности линии прохождения государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией и ее фиксации проводятся в полном соответствии с законодательством Республики Южная Осетия» и «ни в коей мере не затрагивают государственный суверенитет соседней Грузии».

«Никаких самовольных переносов российские пограничники, конечно же, не совершали, а возмущения представителей грузинского руководства — это не более чем очередная провокация, рассчитанная на людей, живущих вдоль границ», — комментируют в МИД Южной Осетии. Как отмечает югоосетинское внешнеполитическое ведомство, согласно Конституции Южной Осетии, территория республики определена в пределах территориальных границ бывшей Юго-Осетинской автономной области.

«Хотят того или нет в Грузии, Южная Осетия — независимое, признанное государство, и она самостоятельно будет определять свою пограничную политику», — считают в Цхинвали.

Тем временем в Тбилиси перед зданием бывшего посольства России на вечер вторника запланирована акция под лозунгом «Нет ползучей оккупации!». Организаторы мероприятия — «Свободный клуб» и несколько других НПО. Их цель — привлечь к проблеме внимание международных организаций.

Спор россии с грузией

Игорь Адлейба победил Ахамджона Инакова в Сочи

Беслан Аджинджал: встреча сборной с московским «Ол…

Сборная Абхазии по футболу сыграет контрольный мат…

Мадина Кварацхелия выступит в рамках инвестфорума в Сочи

Отменены спектакли Абхаздрамтеатра

В Комитете по вопросам молодежи и спорта открылся киноклуб

Электра и Гарри Поттер сразу после выборов

Газета «НОВЫЙ ДЕНЬ»

Газета «ЭХО АБХАЗИИ»

Газета «АКУА-СУХУМ»

Автомобиль главы Ткуарчалского района сгорел в суб…

Мера пресечения в виде ареста избрана в отношении …

Свиной грипп обнаружен у первоклассника сухумской …

Давай, доливай! «Стандарт» проверил автозаправочны…

«Дежурная часть» МВД Абхазии. Выпуск от 15.02.2019…

Мурал — как новый вид искусства в Сухуме

О проблемах сухумского «Водоканала»

    Вы здесь:
  1. На Главную
  2. Политика
  3. Грузия отказалась спорить о независимости Абхазии ради торговли с Россией

Грузия отказалась спорить о независимости Абхазии ради торговли с Россией

Грузинский политолог: «Для Грузии это означает катастрофу, так как ведет к де-факто признанию Абхазии».

Грузия готова открыть пункты таможенного контроля на границах с Абхазией и Южной Осетией в рамках соглашения о торговле и транзите грузов с Россией. Об этом в понедельник, 4 февраля, сообщает «Коммерсантъ».

«По сути, обязательства по соглашению вынуждают Грузию признавать Абхазию и Южную Осетию как самостоятельные таможенные территории», – заявил изданию собеседник в российском правительстве.

Соглашение, которое предусматривает создание между Грузией и Россией трех торговых коридоров, два из которых проходят через указанные республики, готовилось с 2011 года. При этом документ жестко регламентирует только обязательства по мониторингу товарного потока, а не предполагает автоматического открытия коридоров.

Россия стала членом ВТО в 2012 году. Но соглашение с Грузией, предусматривающее создание между двумя странами трех торговых коридоров, два из которых проходят через независимые Абхазию и Южную Осетию, так и не заработало. Москве и Тбилиси понадобилось семь лет, чтобы все подготовить к его реализации.

Сейчас, утверждает источник, формальности улажены и запуску согласованного механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли больше ничего не препятствует.

Мониторингом потока грузов и их маркировкой займется швейцарская Societe Generale de Surveillance (SGS). Она основана в 1878 году как инспекционная компания по проверке зерновых грузов. Сегодня SGS — один из мировых лидеров в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации. Количество сотрудников компании превышает 97 тыс. человек, работающих более чем в 2,6 тыс. офисов и лабораторий по всему миру, в том числе с 1981 года в России. Недавно компания представила доклад с предложениями о том, как избежать таможенного коллапса после выхода Великобритании из ЕС.

Предполагается, что абхазский таможенный коридор будут обслуживать терминалы, расположенные в Адлере и южнее реки Ингур, южноосетинский – в Алагире и в окрестностях Гори, а российско-грузинский коридор – во Владикавказе и в районе Казбеги (Военно-Грузинская дорога).

Согласно договоренностям, сотрудники SGS приступают к работе после того, как от РФ и Грузии поступят взносы за их работу. Россия внесла платеж в июне 2018 года. Грузинская сторона оплатила работу швейцарской компании в прошлом ноябре. Сумма контрактов с SGS не раскрывается. Как выяснил «Коммерсантъ», в российском случае цена вопроса составляет около 5 млн швейцарских франков в год. Грузинский взнос такой же.

Окончательный срок начала мониторинга стороны определят на заседании совместного комитета, созданного в соответствии с соглашением 2011 года. Комитет впервые соберется в Швейцарии 6 февраля.

Спецпредставитель премьера Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе подтвердил, что подготовка к имплементации соглашения завершена.

«Понадобилось довольно много времени. Это объясняется тем, что проект очень неординарен. Прецедента такого нигде нет, и все реализовывается впервые», – сказал Зураб Абашидзе. По его словам, грузинская сторона надеется приступить к выполнению документа.

«Само соглашение не обязует стороны автоматически открыть коридоры. Там есть обязательства по поводу механизма мониторинга», – отметил Зураб Абашидзе. При этом он подчеркнул, что позиция Грузии состоит в том, что соглашение надо полностью выполнять – «мы будем действовать в строгом соответствии с ним».

Это значит, что весьма вероятна ситуация, при которой представители SGS в марте появятся на таможенных терминалах и мониторинг начнет действовать, но товары через согласованные коридоры так и не пойдут. Тем более что соглашение 2011 года ранее не раз вызывало споры между переговорщиками России и Грузии из-за разной интерпретации документа.

«В нем нет речи о российско-грузинской торговле. Даже в названии соглашения опустили упоминание о том, кто с кем торгует. В российском понимании это торговля трех типов: во-первых, между РФ и Грузией, во-вторых, между РФ и Абхазией и РФ и Южной Осетией, а в-третьих, между Абхазией и Грузией и Южной Осетией и Грузией.

По сути, обязательства по соглашению вынуждают Грузию признавать Абхазию и Южную Осетию как самостоятельные таможенные территории», – настаивает российский чиновник. По его словам, главный смысл соглашения в том, что после 2008 года «прочерчены новые таможенные границы Грузии».

Для Грузии эта тема настолько чувствительна, что в какой-то момент представители Грузии настаивали на том, чтобы не использовать в варианте соглашения, переведенном на грузинский язык, слово «таможенный». «Нам говорили, что в грузинском языке этого слова нет. Мы привели специалиста, и он это слово показал. Им пришлось признать его наличие, но нам было сказано, что это слово не используется. Тогда мы привели в пример их соглашения с другими странами, где было слово “таможенный”. И спор закончился», – вспоминает собеседник из числа российских переговорщиков.

Также, рассказал он, Грузия пыталась вписать в контракт с SGS формулировку, согласно которой эта компания должна работать в соответствии с грузинским законом «Об оккупированных территориях». В нем Абхазия названа Абхазской автономной республикой, а Южная Осетия – Цхинвальским регионом. Россия в ответ пригрозила потребовать, чтобы контракт с SGS учитывал указ президента РФ Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В итоге в контрактах нет ссылок на упомянутые правовые акты сторон.

Реакция политологов Грузии:

Гела Васадзе, политический аналитик Кавказского института стратегических исследований: «Открытие транспортного коридора через Абхазию – катастрофа для Грузии».

Гела Васадзе: «Достигнутые договоренности вызывают серьезную обеспокоенность у тех в Грузии, которые понимают, что это значит. В сущности это то, что можно было спрогнозировать, об этом говорили многие аналитики, в том числе и я в своей статье Главные внешнеполитические риски Грузии в 2017 году, написанной в начале года. Я вовсе не шаман, способный предсказывать будущее. Просто очевидно, что Кремлю, для возвращения доминирования на Южном Кавказе, необходима экономическая база. Экономическая база – это, прежде всего, энергетическая и логистическая зависимость от северного соседа. Так что мы просто наблюдаем за реализацией стратегии Кремля step-by-step, и предсказать следующие шаги не представляет труда.

Для Грузии это означает катастрофу, так как ведет к де-факто признанию Абхазии».

Спор россии с грузией

Отличный коммент!

Грудинин предвыборные обещания Спор выборы 2018 вДудь . политика

Дудь и Грудинин поспорили: если кандидат наберёт меньше 15% голосов, он сбреет усы. Если больше — Дудь побреется налысо.

По итогам обработки 99% протоколов, Грудинин набрал 11,8%. Дудь приготовился.

Читайте так же:  Служебная записка об увольнении за прогулы

Однако, Грудинин внезапно решил ввести в спор дополнительное условие — он согласился сбрить усы только если Дудь назовёт состоявшиеся выборы честными.

Журналист обязательно должен сделать это на камеру, заявил кандидат от КПРФ.

Отличный коммент!

либералы вата Спор песочница политоты песочница ватники . политика

Как спорить с либерастами, укропами и т.д.

Ватная памятка! ПРИГОДИТСЯ!

— Если вам нужно доказать мощь российской экономики, статус России как сверхдержавы, то ВСЕГДА сравнивайте экономические показатели России с Грузией, Украиной, Латвией. Этого достаточно!

— Если вам требуется доказать могущество России на мировой арене, то всегда приводите пример исторического разгрома Грузинской Империи в 2008 году, спасение Асада, КРЫМНАШ и указывайте союзников России (мощные и влиятельные государства: Северная Корея, Иран, Венесуэла, Куба, Новороссия, Южная Осетия и Абхазия). Готово! Все поняли, что Россия — величайшая страна планеты!

— Если вам требуется показать всю ничтожность заштатной недостраны США, то достаточно указать на госдолг Америки, прекращение полета Шаттлов, на недоавтомат м-16, сокрушительное поражение американской военщины в Афгане, Ираке, Вьетнаме, Грузии. Браво! Этого хватит! Оппонент повержен!

— Если необходимо доказать, что Европа вот-вот рухнет, то сокрушите либераста фактами о повальном гомосексуализме, педофилии, жирафьей смертности и нищете в Прибалтике! Либераст устоял? Напомните, как деды брали Берлин, что Ле Пен и Брейвик с Йоббиком на стороне Путина и теперь ЕС ждет развал!

— Если необходимо доказать величие Русской культуры, сообщите проклятому белоленточнику о Пушкине, Колотушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом. Не ввязывайтесь в конкретику! Помните — на Западе нет ни одного подобного сверхавтора! И мультики там бездуховные.

— Если необходимо аргументированно доказать бесперспективность и преступную ошибку отдаления Украины от Евразийского союза и России, сообщите укропам, что они зря скакали, выбрали нового олигарха, будут сосать, трахаться в жопу, мыть сортиры в Европе, погрязнут в нищите (как прибалты и болгары с греками). Готово! Этими фактами вы заставите грязного укра сожалеть, что он покинул братскую обитель с русскими и казахами!

Пользуйтесь ватной памяткой, будьте патриотами России!

Они завершили работу над процедурами торговли через Абхазию и Южную Осетию

Как стало известно “Ъ”, Москва и Тбилиси завершили процедуры, необходимые для выполнения на практике соглашения 2011 года «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Оно допускает использование территорий Абхазии и Южной Осетии для торговли и транзита товаров. Это, впрочем, не гарантирует, что через республики, признанные Россией независимыми, но считающиеся Грузией оккупированными, действительно пойдут грузы.

О том, что Россия и Грузия завершили подготовку к выполнению соглашения «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», сообщил собеседник “Ъ” в российском правительстве. Договор подписан в Женеве еще 9 ноября 2011 года. Это часть пакета документов, заключенных в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Россия стала членом ВТО в 2012 году. Но соглашение с Грузией, предусматривающее создание между двумя странами трех торговых коридоров, два из которых проходят через Абхазию и Южную Осетию, так и не заработало. Москве и Тбилиси понадобилось семь лет, чтобы все подготовить к его реализации.

Мониторингом потока грузов и их маркировкой займется швейцарская Societe Generale de Surveillance (SGS). Она основана в 1878 году как инспекционная компания по проверке зерновых грузов. Сегодня SGS — один из мировых лидеров в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации. Количество сотрудников компании превышает 97 тыс. человек, работающих более чем в 2,6 тыс. офисов и лабораторий по всему миру, в том числе с 1981 года в России. Недавно компания представила доклад с предложениями о том, как избежать таможенного коллапса после выхода Великобритании из ЕС.

Контракт с SGS Грузия подписала в 2017 году, а Россия — в 2018-м. Представители компании должны появиться на российских и грузинских таможенных терминалах на входе в торговые коридоры и на выходе из них.

Точные географические координаты коридоров записаны в соглашении 2011 года.

Согласно договоренностям, сотрудники SGS приступают к работе после того, как от РФ и Грузии поступят взносы за их работу. Россия внесла платеж в июне 2018 года. Грузинская сторона оплатила работу швейцарской компании в прошлом ноябре. Сумма контрактов с SGS не раскрывается. Как выяснил “Ъ”, в российском случае цена вопроса составляет около 5 млн швейцарских франков в год. Грузинский взнос такой же.

Замглавы МИД РФ Григорий Карасин — о финальном этапе работы над процедурами торговли через Абхазию и Южную Осетию

Окончательный срок начала мониторинга стороны определят на заседании совместного комитета, созданного в соответствии с соглашением 2011 года. Комитет впервые соберется в Швейцарии 6 февраля.

Спецпредставитель премьера Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе подтвердил “Ъ”, что подготовка к имплементации соглашения завершена.

« Понадобилось довольно много времени. Это объясняется тем, что проект очень неординарен. Прецедента такого нигде нет, и все реализовывается впервые»,— сказал господин Абашидзе.

По его словам, грузинская сторона надеется приступить к выполнению документа.

В начале выполнения соглашения заинтересована еще и Армения. Для последней южноосетинский коридор является альтернативой Военно-Грузинской дороге, которая в зимний период часто оказывается заблокированной из-за снегопадов и сходов лавин. «У нас на руках есть многочисленные просьбы армян о транзите в Россию, который нередко останавливается из-за снегопадов»,— подтвердил “Ъ” российский чиновник.

О том, что Ереван выиграет от запуска российско-грузинского механизма таможенного администрирования, в интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 25 января 2018 года) ранее говорил заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин: «Просьба Армении действительно есть».

Есть еще и комбинированный маршрут, часть которого пролегает по морю: паромная переправа Поти—порт Кавказ. В МИД России уверены, что, если заработают дополнительные коридоры, они будут востребованы и загружены.

«Само соглашение не обязует стороны автоматически открыть коридоры. Там есть обязательства по поводу механизма мониторинга»,— отметил Зураб Абашидзе. При этом он подчеркнул, что позиция Грузии состоит в том, что соглашение надо полностью выполнять — «мы будем действовать в строгом соответствии с ним».

Это значит, что весьма вероятна ситуация, при которой представители SGS в марте появятся на таможенных терминалах и мониторинг начнет действовать, но товары через согласованные коридоры так и не пойдут. Тем более что соглашение 2011 года ранее не раз вызывало споры между переговорщиками России и Грузии из-за разной интерпретации документа. Москва исходит из того, что документ придает границам Абхазии и Южной Осетии (РФ признает их независимость, а Грузия считает оккупированными территориями) признаки таможенной границы.

«В нем нет речи о российско-грузинской торговле. Даже в названии соглашения опустили упоминание о том, кто с кем торгует. В российском понимании это торговля трех типов: во-первых, между РФ и Грузией, во-вторых, между РФ и Абхазией и РФ и Южной Осетией, а в-третьих, между Абхазией и Грузией и Южной Осетией и Грузией.

По сути, обязательства по соглашению вынуждают Грузию признавать Абхазию и Южную Осетию как самостоятельные таможенные территории»,

— настаивает в разговоре с “Ъ” российский чиновник. По его словам, главный смысл соглашения в том, что после 2008 года «прочерчены новые таможенные границы Грузии».

Грузинская сторона с такой трактовкой категорически не согласна. «Неправильно в принципе ставить так вопрос. Это значит заранее тему в тупик загонять. Мы в политические дебаты не входим и всячески обходим острые углы, понимая, что ценность соглашения — его нейтральный статус. Если так начнут ставить вопросы, это будет очень неуклюже в политическом плане, и мы вряд ли достигнем успеха»,— подчеркивает Зураб Абашидзе.

Почему не удается достичь мира на Южном Кавказе

Для Тбилиси эта тема настолько чувствительна, что в какой-то момент представители Грузии настаивали на том, чтобы не использовать в варианте соглашения, переведенном на грузинский язык, слово «таможенный». «Нам говорили, что в грузинском языке этого слова нет. Мы привели специалиста, и он это слово показал. Им пришлось признать его наличие, но нам было сказано, что это слово не используется. Тогда мы привели в пример их соглашения с другими странами, где было слово «таможенный». И спор закончился»,— вспоминает собеседник “Ъ” из числа российских переговорщиков.

Также, рассказал он, Грузия пыталась вписать в контракт с SGS формулировку, согласно которой эта компания должна работать в соответствии с грузинским законом «Об оккупированных территориях». В нем Абхазия названа Абхазской автономной республикой, а Южная Осетия — Цхинвальским регионом. Россия в ответ пригрозила потребовать, чтобы контракт с SGS учитывал указ президента РФ Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В итоге в контрактах нет ссылок на упомянутые правовые акты сторон.

Еurasianet (США): Пограничный спор между Грузией и Азербайджаном — минное поле, политическое и реальное

В часе езды от Тбилиси есть минное поле, самое крупное из оставшихся в Грузии. На протяжении более чем 25 лет эту часть Грузии, по сути дела, контролируют вооруженные силы Азербайджана.

Британская благотворительная организация HALO Trust, известная своей успешной работой по всему миру, с 2005 года пытается получить у властей Тбилиси разрешение на разминирование поля. Она собрала под данный проект несколько миллионов долларов. Но, по всей видимости, это не нужно ни Грузии, ни Азербайджану.

По данным HALO Trust, начиная с 1991 года на минах, заложенных вблизи пограничного перехода под названием «Красный мост», погибли 13 местных жителей. Для 4400 человек, живущих в этом районе, мины являются постоянным источником беспокойства.

Азербайджанские вооруженные силы заложили мины в разгар войны между Азербайджаном и соседней Арменией за спорную территорию Нагорного Карабаха. В то время Грузия была страной с недееспособным правительством, значительную часть территории которой контролировали разношерстные вооруженные формирования.

В Баку опасались, что Армения может открыть на территории неуправляемой республики новый фронт, используя ее в качестве плацдарма для атак на Азербайджан.

Каталония и основной инстинкт человечества

Что в обмен на Карабах?

Возможен ли прорыв в Карабахе?

Разве Кремль задумал «Карабах»?

Карабахская война закончилась заключением перемирия в 1994 году. Хотя Азербайджан закончил разминирование своей стороны границы еще в 2016 году, грузинская сторона по-прежнему остается заминированной.

Двадцатипятилетний пастух Сархан Мусаев наступил в 2013 году на противопехотную мину и потерял ногу.

«Я думал, что умру, — сказал Мусаев. — Я не мог думать ни о чем кроме своего соседа Абдуллы, который погиб».

Сейчас Мусаев живет вместе со своей матерью в маленьком деревянном домике в поселке Качагани. Они живут в тяжелых условиях, кормясь тем, что выращивают сами, и получая скудное государственное пособие.

«Никто ко мне не приходил. Я помню только, что говорил с кем-то с [телевизионной] камерой — и все. «Красный крест» дал мне протез ноги, а грузинское государство платит всего 100 лари (38 долларов) в месяц».

Но гнев Мусаева обращен не на Тбилиси, а на Баку.

«Что они о себе думают?— спрашивает он, едва сдерживая ярость. — Это грузинская территория!»

Азербайджан не только не убирает из этого района свои мины, но и время от времени засылает за границу своих военных для их проверки, сообщило в этом году агентство JAM News, ссылаясь на неназванного бывшего сотрудника Министерства обороны Грузии.

«Агрессия Армении против Азербайджана все еще продолжается, — сказал Eurasianet.org глава пресс-службы Министерства иностранных дел Азербайджана Хикмет Гаджиев. — С учетом того, что этот район находится на стыке границ трех стран, эта тема рассматривается с точки зрения требований национальной безопасности. Обсуждение всех вопросов между Азербайджаном и Грузией проходит в атмосфере дружбы и взаимопонимания».

Министерство внутренних дел Грузии не ответило на просьбы дать свои комментарии.

Площадь минного поля составляет 2,2 квадратного километра. По оценке HALO Trust, его разминирование займет три года и будет стоить 3 миллиона долларов.

«Мы все боимся этих мин, они очень опасны, — сказал Гуссейн Гуссейнов, директор маленькой школы в Качагани. — Мы хотим, чтобы наши дети могли играть в безопасности и гулять по холмам, не боясь, что с ними что-то случится».

В 2016 году местные жители нашли противотранспортную мину в 800 метрах от границы. Родители боятся, что их дети могут раскопать взрывчатые устройства и начать играть с ними.

Кроме того, мины ненадежны. Как рассказывают работники школы, в январе 2018 года около 28 мин взорвались в результате пожара. Никто не пострадал, но это не мешает местным жителям, — большинство которых составляют этнические азербайджанцы, — обвинять во всем врага Азербайджана, Армению.

«Огонь пришел с армянской стороны, — говорит Айден Намазов, один из учителей школы. — Я не сомневаюсь, что его зажгли специально».

Тем не менее, он сомневается в необходимости сохранения минного поля.

«Мины никого не защищают. Если они должны защищать нас от [армян], из этого ничего не вышло, потому что они убили или искалечили многих из нас».

От местных властей помощи ждать не приходится. Мэр Качагани Ахмеджан Алиев работает в разваливающемся кабинете с плохим освещением и протекающим потолком.

«Люди винят не только Азербайджан в установке мин, но и Грузию в том, что их до сих пор не убрали, — сказал он Eurasianet.org. — В конечном счете я мало что могу сделать с этой ситуацией, разве что предупреждать людей об опасности мин».

По словам Алиева, мины также угрожают лишить местных крестьян средств к существованию. Мэрия получила сообщения о более чем 60 несчастных случаях, произошедших на минном поле со скотом.

В инструкции для финансирующих организаций говорится, что Азербайджан относится к вмешательству извне враждебно. В августе 2015 года, после того, как Министерство обороны Грузии предоставило HALO разрешение на обследование минных полей, Азербайджан вынудил эту организацию прекратить работы.

По словам свидетелей и данным инструкции, которую видели сотрудники Eurasianet.org, когда работники HALO Trust подъехали к минному полю приблизительно в 50 метрах от границы, азербайджанские военные привели в боевую готовность танки и тяжелую артиллерию. Азербайджанцы потребовали, чтобы представители HALO Trust покинули эту местность, несмотря на то, что группу сопровождали служащие Министерства обороны и пограничных войск Грузии.

Азербайджан отвергает эти обвинения. Они «не соответствуют истине», сказал пресс-секретарь Министерства иностранных дел Хаджиев.

После этого неподтвержденного инцидента Министерство обороны Грузии приостановило все работы в приграничной зоне.

Руководитель одного из проектов HALO Ираклий Читанава сказал Eurasianet.org, что по условиям, определенным графиком финансирования, в конце 2018 года, если разрешение на разминирование так и не будет получено, эта организация должна будет прекратить свою деятельность в Грузии. В HALO утверждают, что после ухода организации стоимость возобновления программы будет неподъемно высокой.

Причины задержек не вполне ясны. В этой связи упоминается враждебное отношение Азербайджана, которое некоторые источники связывают с работой HALO в Нагорном Карабахе, на азербайджанской территории, находящейся под контролем Армении.

Однако утверждается также, что агентство HALO жаловалось своим спонсорам на недостаточную поддержку со стороны грузинского правительства. Грузия действительно может быть заинтересована в сохранении минного поля. Мины значительно облегчают задачу охраны границы, сказал Eurasianet.org пожелавший остаться неназванным источник, близкий к местным пограничным войскам.

Это не единственный пограничный спор, существующий между Грузией и ее соседом и союзником.

В 1996 году эти страны договорились о необходимости определения и демаркации границы в районе монастырского комплекса Давид-Гареджа. К 2007 году было достигнуто соглашение о 70% границы, но с тех пор этот процесс практически застопорился.

Азербайджан и территорию вокруг монастыря также считает важной с военной точки зрения, так как он находится на вершине холма, на «стратегической высоте». Общая площадь комплекса с учетом близлежащих древних пещер составляет около 25 квадратных километров.

Напряженность вокруг этого места периодически обостряется. В 2012 году азербайджанские пограничники вошли в монастырский комплекс и не допускали в него священников и туристов. Это вторжение вызвало дипломатический кризис. Президенты двух стран обсудили этот инцидент на полях саммита НАТО в Чикаго, в результате чего было достигнуто соглашение, позволившее грузинским священникам вернуться в монастырь.

Читайте так же:  Льготы для семей с четырьмя детьми

Озабоченность по поводу посягательств Азербайджана на суверенитет Грузии вновь обострилась после похищения азербайджанского оппозиционного журналиста Афгана Мухтарли, произошедшего в Тбилиси в 2017 году.

Зависимость Грузии от поставок энергоносителей из Азербайджана продолжает расти (Грузия получает из этой страны 90% потребляемого природного газа). Некоторые критики грузинского правительства стали называть Грузию «Сокартвело» — это слово образовано слиянием английской аббревиатуры названия Государственной нефтяной компании Азербайджана, SOCAR, и названия страны на грузинском языке, Сакартвело.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Территориальные споры России

В этой статье содержится список спорных с точки зрения государственной принадлежности территорий и пространств, над которыми Россия имеет контроль или претендует на него.

[править] Споры о территориальной принадлежности

[править] Абхазия

Предмет спора — пограничное село Аибга, расположенное в верховьях реки Псоу. Река делит село на две части — правобережную (село в Адлеровском районе г. Сочи) и левобережную (село в Гагрском районе Абхазии). Было основано в 1869 году на месте упраздненного аула Айбога.

Вплоть до распада Российской Империи село Аибга входило в состав сначала Сухумского округа Кутаисской губернии, а с 1904 года Сочинского округа Черноморской губернии, который простирался на юг до города Гагра.

9 февраля 1918 года — Национальный совет Грузии и Абхазский народный совет подписали соглашение, по которому граница Абхазии была отодвинута на север до р. Мзымта, то есть к северу от нынешней границы по реке Псоу. Позднее граница была сдвинута к югу от р. Псоу и до 1929 года являлась административной границей между РСФСР и ССР Абхазией.

12 апреля 1929 года — административная граница учреждена по реке Псоу, разделив тем самым село Аибга на две части. В Абхазии утверждают, что формально граница между Абхазской автономной республикой в составе Грузинской ССР и РСФСР проходила по реке Псоу, так что село одной своей половиной располагалось по одну, а другой — по другую сторону границы.[1]

По причине грузино-абхазского конфликта Россия не смогла в 1990-е гг. установить точную границу с Грузией. С правительством Звиада Гамсахурдиа переговоры о границе не велись, а с Абхазией, провозгласившей де-факто независимость осенью 1993 года, такие переговоры были бы юридически необоснованны, ибо независимость Абхазии Россия признала лишь в 2008 году.[2]

27 июля 2001 года — мэрия г. Сочи издала постановление № 395, по которому граница между Адлеровским районом г. Сочи и Грузией проходила по реке Псоу:

То есть, территорией России считалась лишь правобережная часть села Аибга.[3]

21 мая 2010 года — парламент Абзахии внес поправки в закон О государственной границе, в котором говорится следующее:

Примечательно мнение ряда официальных лиц Грузии и Абхазии по данному вопросу[4]:

В декабре того же года была создана совместная комиссия по делимитации сухопутной и морской границы между двумя странами. 10 ноября 2011 года состоялась последняя встреча комиссии, где абхазская сторона пыталась обосновать принадлежность Абхазии левобережной стороны села Аибга. К сожалению, это не помогло урегулировать вопрос.[5]

21 ноября 2014 года — заседание Парламента Абхазии, на котором был поднят вопрос села Аибга по инициативе Валерия Кварчия, депутата Парламента и по совместительству председатель делимитационной комиссии. На заседании была показана запись репортажа кубанского телевидения от 7 ноября 2014 года, в котором рассказывалось о посещении Аигбы главой Сочи Анатолием Пахомовым, где он обсудил проблемы села с его жителями и пообещал решить проблемы инфраструктуры, в частности начать ремонт трассы.

Несмотря на то, что Пахомов в сюжете говорил о правобережной стороне села Аибга, видеозапись вызвала острую реакцию в Парламенте Абхазии. Депутаты расценили визит Пахомова в спорное село как провокацию и даже посчитали, что данный визит был санкционирован руководством России.[6] В принятом на том заседании постановлении сказано:

Между тем, территориальный спор между Россией и Абхазией по поводу с. Аибга наносит ущерб местным жителям, так как они испытывают трудности с въездом и выездом, не говоря уже о дефиците электроэнергии, отсутствия хороших дорог и медицинской помощи. Парламент Абхазии потребовал от службы госбезопасности усилить контроль над пересечением государственной границы Республики Абхазия в районе села Аибга.[7]

24 ноября 2014 года — между Россией и Абхазией заключён договор О союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор устанавливал свободу пересечения границы:

Ещё в начале ноября 2014 года президент Абхазии Рауль Хаджимба положительно оценил стремление обеих стран сделать границу свободной. По его словам: Все эти годы мы просили Россию открыть границу, чтобы наши люди могли свободно передвигаться.[8] С учётом данной позиции президента Абхазии и договора от 24 ноября есть основания полагать, что вопрос села Аибга будет решен цивилизованным способом.

Предмет спора — граница России с Китаем в районе Алтайских гор.

Как известно, в 2004 году был решен территориальный спор по поводу Фуюаньского треугольника. [2] , после которого исчез последний спорный участок в восточной части русско-китайской границы. Однако остались ещё споры по поводу прохождения границы в районе Алтая протяженностью 55 км, а точнее её западной части.

Русско-китайская граница в данном районе определяется рядом соглашений, заключённых между нашими странами, как-то:

  • Чугучакский протокол 1864 года — документ, по которому Китай отказывался от претензий на Казахстан и Киргизию в пользу России
  • Санкт-Петербургский договор 1881 года — договор о разделе территории Илийского края (север нынешнего Синьцзя́н-Уйгу́рского автоно́много райо́на КНР), который также установил нынешнюю границу между Казахстаном и Китаем.
  • Соглашение между РФ, КНР и Казахстаном 1999 года — договор о точке стыка границ трёх государств.

Работы по проверке и демаркации границы завершились ещё в 2012 году, но в процессе возникли разногласия по линии прохождения границ. Китайская сторона считала необходимым сместить границу вглубь российской территории, что означало отторжение от неё участка площадью в 17 га (0,17 км2). Дальнейшее решение вопроса отложено до очередного заседания демаркационной комиссии, а проведённую демаркацию следует считать промежуточной.

С учётом того, что России удалось решить вопрос с восточной частью русско-китайской границы ещё в 2004 году в дополнительном соглашении, решение данного территориального конфликта должно также пройти без эксцессов.

[править] Республика Корея

Предмет спора — остров Ноктундо (бывший Олений) на реке Туманная [3] (Приморский край), в низовьях которой проходит русско-корейская граница (далее РКГ).

Остров стал территорией России по Пекинскому договору с Китаем, причём передача острова прошла без согласия Кореи — вассала Китая. Правящая в Корее династия Чосон владела территорией острова с XV века, а в 1587 году на территории острова одержал победу представитель этой династии и национальный герой Кореи Ли Сунсин (местный аналог Суворова).

Вопрос принадлежности острова не поднимался вплоть до 1985 года, даже после образования в 1948 году независимой КНДР, которая граничила с СССР по реке Туманная. Ввиду дружеских отношений с СССР установившаяся граница признавалась и соблюдалась почти 40 лет, даже несмотря на юридические сложности, а именно: русско-китайские договоры о границе середины XIX века, косвенно затрагивающие и РКГ, не могли играть роль основы территориального разграничения с КНДР.

14 октября 1957 года — подписание советско-корейской конвенции о порядке разрешения пограничных вопросов, по которой река Туманная была объявлена сферой влияния двух государств от точки стыка границ СССР, КНДР и КНР до впадения в Японское море, при этом не было проведено даже делимитации границы. Частично проблема была решена переговорами 1984 года в Пхеньяне — был достигнут консенсус в вопросе прохождения границы по реке Туманная и её естественного продолжения — государственной морской границы.

17 апреля 1985 года — в Москве подписан советско-корейский договор о прохождении линии государственной границы. По нему граница была установлена, как это принято в международной практике, по середине её главного русла и была делимитирована в соответствии с договоренностями 1984 года, что видно из описания прохождения границы, приведённое в договоре как приложение. В период 1986—1990 гг. специальной комиссией была осуществлена демаркация 22-километровой РКГ. К сожалению, полностью завершить процесс демаркации границы по реке Туманная было невозможно без участия Китая, поэтому данный вопрос было решено перенести в формат трёхсторонних переговоров. К сожалению, один участок РКГ, хотя и небольшой (меньше ста метров), остаётся до сих пор недемаркированным. Для демаркации подавляющей части РКГ требовалось заключить договор, в котором регламентировались бы практические вопросы по содержанию и обслуживанию всех её участков.

3 сентября 1990 года — в Пхеньяне подписан договор О режиме советско-корейской границы, в котором регламентировались разнообразные вопросы, включая пересечение сухопутной и морской границ людьми и транспортными средствами, а также хозяйственное использование пограничных вод. Следует также упомянуть другой важный договор — договор о разграничении морского пространства, а точнее договор от 22 января 1986 года «О разграничении экономической зоны и континентального шельфа», в основу которого легли положения Конвеции 1982 года по морскому праву.

Тем не менее, не была решена проблема поиска места стыка границ трёх стран по 2 причинам:

  • Русло реки Туманная изменяется постоянно, из-за намыва рекой обширных масс песка пограничная линия в отдельных местах вышла наружу, что не только постоянно меняет ширину реки, но и нарушает принцип прохождения границы по середине фарватера реки. Благо в договоре предусмотрен совместный мониторинг изменения фарватера реки раз в 10 лет, при необходимости чаще.
  • Способы прохождения границы КНДР с РФ и КНДР с Китаем по реке Туманная различаются. Если граница КНДР-РФ проходит по середине реки и имеет вид линии, то граница КНДР-Китай проходит по всей ширине реки и поэтому имеет вид полосы (уникальный случай в мировой практике).

В трёхсторонних переговорах на данную тему необходимо прибегнуть к общемировому правилу проведения государственных границ по несудоходным рекам — когда за ширину реки принимается величина, соответствующую состоянию реки в меженный период, то есть при среднем устойчивом уровне воды в реке. Пока что достигнуть такого единого понимания трудно.

Возвращаясь к вопросу об острове Ноктундо: несмотря на вышеописанные сложности с урегулированием границы по реке Туманная, КНДР не имеет к России претензий на остров Ноктундо в отличие от Южной Кореи. Во многом это объясняется взаимным непризнанием КНДР и Южной Кореей суверенитета друг друга и притязаниями обеих стран на объединение Кореи под своим управлением. Аналогичная ситуация наблюдается с Китаем и Тайванем.

[править] Тайвань

Предмет спора — территории Цинского Китая, отошедшие России, а именно Республика Тыва.

1949 год — окончание гражданской войны в Китае между коммунистической партией Китая и прозападным правительством (партия Гоминьдан). Остатки Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров Тайвань, основав там Китайскую республику, [4] которая благодаря поддержке со стороны стран Запада, в частности США до сих пор независима от Китая.

Международное положение Тайваня неоднозначно — её суверенитет признают лишь 22 страны-члена ООН, среди которых нет государств Восточной Азии, включая Россию и сам Китай, а также нет стран Запада. Китай и ряд других стран активно поспособствовали непринятию Тайваня в ООН. Тайвань, в свою очередь, тоже не признаёт Китай, так как не считает коммунистический режим легитимным.

Руководство Тайваня претендует не только на власть в континентальной части Китая, но и также претендует на все земли, которые контролировал Цинский Китай и Китайская Республика (1912—1928), как-то (см. карту):

  • Континентальный Китай — территория КНР.
  • Внешняя Монголия — территория Монголии. [5] В 2002 году это требование было отозвано.[9]
  • Небольшие пограничные территории Индии, Афганистана, Мьянмы, Японии, Пакистана, Таджикистана, Бутана.

Территории на левом берегу Амура отошли нашей стране после подписания с КНР договора о границе 1991 года. У Тайваня иное мнение, так как он позиционирует себя как преемник Цинского Китая и Китайской Республики и не признаёт правительство КНР, а следовательно, отказывается признавать любые договоры о границе, заключённые коммунистическим Китаем. Аналогичная ситуация с территорией Урянхайского края (ныне Республика Тыва).

Поскольку Тайвань не признается ни Россией, ни Китаем, ни Монголией, ни Индией как суверенное государство, да и общий уровень международного признания Тайваня сокращается, какие-либо территориальные претензии с его стороны никто всерьёз не рассматривает.

[править] Украина

О событиях Крымской Весны (23 февраля-4 апреля 2014 года) — см. Крымская Весна

О правовых аспектах сецессии Крыма и Севастополя — см. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией

Предмет спора — территория полуострова Крым за исключением отошедших 3 марта 1955 года Херсонской области УССР сельсоветов сёл Стрелковское и Счастливцево. С 18 марта 2014 года Крым является территорией России с расположенными на ней субъектами РФ — Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем по итогам прошедшего 2 днями ранее референдума, на котором большинство голосов было отдано за присоединение к России.

Итоги референдума не были признаны многими странами мира, в частности Украиной, где 21-23 февраля 2014 года произошёл госпереворот, завершивший собой Евромайдан и ставший одной из главных причин Крымской Весны. Официальная позиция Киева состоит из следующих пунктов:

  • Сецессия Крыма и Севастополя — односторонний выход из состава Украины, который нарушает её территориальную целостность.
  • 20 марта 2014 года — Конституционный Суд Украины постановил (дело #1-15/2014), что крымский референдум не соответствует ни Конституции Украины, ни Конституции самого Крыма. Акцент был сделан на несоблюдении 73 статьи Конституции Украины, результатах референдума 1 декабря 1991 года о выходе из СССР (большинство голосовавших в Крыму и Севастополе отдали голоса ЗА) и статусе АР Крым как неотъемлемой части Украины (как по его Конституции, так и по Конституции Украины).
  • 15 апреля 2014 года — Верховная Рада Украины объявила Крым и Севастополь «временно оккупированными территориями» (закон № 1207-VII).
  • Россия ранее признала территориальную целостность Украины, а значит и нахождение в её составе Крыма и Севастополя рядом международных договоров, в частности договором о дружбе 1997 года, договором о границе 2003 года, а также пактом СБСЕ 1975 года и Будапештским меморандумом 1994 года.

Примерно такой же позиции придерживаются западные страны, не заинтересованные в сецессии Крыма от Украины, а также Генассамблея ООН, Парламентская ассамблея ОБСЕ и Парламентская ассамблея Совета Европы. При этом игнорируется тот факт, что Украина, как бывший владелец Крыма, за 3 недели до референдума пережила госпереворот, который ввиду явно неконституционного низложения действующего президента Верховной Радой поставил всю высшую власть в стране вне Конституции и юридически уничтожил государство как таковое.

Позиция России основывается на итогах крымского референдума и договора с Республикой Крым о принятии её в состав России, а также на закреплённом в международном праве праве народов на самоопределение и имеющемся прецеденте — одностороннем выходе Косово из состава Сербии (так называемый Косовский прецедент).

Позиция руководства Крыма прописана, прежде всего, в декларации о независимости Крыма от 11 марта 2014 года:

То есть сецессия Крыма была обоснована примерно теми же причинами, по которым из состава СССР в 1991 году вышла сама Украины, а именно: право народов на самоопределение и угроза безопасности из-за государственного переворота. Значимая разница заключается в наличии ссылки на прецедент сецессии в одностороннем порядке путём провозглашения независимости местными властями — несмотря на многочисленные сецессии второй половины XX века, в частности со стороны бывших колоний и зависимых территорий, такой прецедент появился лишь в 2010 году и получил название косовского.

Дальнейший статус Крыма и Севастополя, а значит и решение данного территориального спора напрямую зависят от готовности идти на конструктивный диалог с Россией как со стороны западных стран, так и со стороны властей Украины. Также судьба Крыма связана с дальнейшей судьбой юга и юго-востока Украины (Новороссия) — будет ли сохранена украинская власть на этих территориях или будет провозглашено независимое государство, которое либо будет оставаться таким, либо войдёт в состав России.

[править] Эстония

Предмет спора — Печорский район Псковской области, город Ивангород Лениградской области. Обе территории имеют русскоязычное большинство русского населения — население Печорского района по переписи 2010 года на 92,66 % русское, население Ивангорода (вместе с Нарвой) на 97 %.

Читайте так же:  Договор о проведении лотереи

Данные территории вошли в состав Эстонии по мирному договору от 2 февраля 1920 года. Установленная по нему граница не изменилась после вхождения Эстонии в состав СССР (6 июля 1940 года), хотя согласно позиции МИД РФ в 1940 году договор 1920 года утратил силу.[10]

После освобождения Эстонии от нацистской оккупации произошло размежевание её границы с РСФСР:

  • Указ ВС РСФСР от 24 ноября 1944 года — граница двух союзных республик установлена по р. Нарев, из-за чего некогда объединенные города Ивангород и Нарва оказались на территории двух разных союзных республик.
  • Указ ВС РСФСР от 16 января 1945 года — к территории РСФСР присоединён Печорский район.

Действие обоих указов было закреплено указом от 27.08.1946 Президиума ВС РСФСР, в основу которого вошёл указ от 24 ноября 1944 года, а также указ от 23.08.1944 об образовании Псковской области РСФСР. Подробнее процесс формирования границы описан здесь.

Проблема прохождения границы стала актуальной после распада Союза, когда образовались независимые Россия и Эстония. Договорённость не достигнута до сих пор ввиду претензий России по поводу вставок в договор, внесённых эстонской стороной[11], в частности пункты про «советскую оккупацию», «десятилетиях оккупации», а также ссылка на договор 1920 года.

У России есть шансы успешно разрешить данный спор как минимум благодаря наличию удачного опыта в аналогичном вопросе о границах с Литвой (договор от 12.08.2003) и Латвией (договор от 27.03.2007), а также подписанному 18 февраля 2014 года договору, который формально признал нынешнюю границу между странами.

Предмет спора — южная часть Курильских остров, а именно: острова Итуруп, Кунашир и группа островов (включает в себя Шикотан, Полонского Зелёный, Юрий, Анучина, Танфильева, острова Демина и Осколки), известная как Малая Курильская гряда или архипелаг Хабомаи. Входят в состав Сахалинской области России, население — порядка 6-8 тысяч человек (города Курильск и Южно-Курильск). На эти острова претендует Япония.

В XVIII веке российские первооткрыватели впервые появились на Курильских островах, куда они пришли с Камчатки. На старинных российских картах Курильские острова обозначены как территория России — это было связано с тем, что до XIX века Япония фактически не интересовалась ни Курильскими островами, ни Сахалином, ни даже неплодородной северной частью острова Хоккайдо, на южной оконечности которого со средних веков существовало японское княжество.

Однако в XIX веке, когда русские и японцы начали активно колонизировать острова Охотского моря, интересы двух стран столкнулись. В середине XIX века Курильские острова от острова Уруп и севернее отошли к России, остров Хоккайдо и более южные Курильские острова — к Японии, а Сахалин находился в совместном владении. Позднее Россия получила преимущественные права на Сахалине, гарантировав, однако, права японских предпринимателей на острове, но взамен отдала все остальные Курильские острова Японии.

По итогам Русско-японской войны (1904—1905), в которой Япония без объявления войны и с целым рядом нарушений международного законодательства напала на Россию, Российская Империя потеряла оккупированную японцами южную половину острова Сахалин, однако в северной его части льготы японским предпринимателям были отменены.

Заново Курильские острова мы получили по итогам Второй мировой войны. Тем не менее у Японии до сих пор есть территориальные претензии на некоторые южные острова, а именно крупных Кунашира и Итурупа, а также на Малую Курильскую гряду (крупнейший остров Шикотан). В целом это преподносится как возврат к самой первой редакции российско-японских договоров XIX века, хотя с тем же успехом можно было бы ткнуть пальцем в любой другой период. Однако при поддержке США именно такой вариант конфликта был раздут местными СМИ и политиками.

Существует малоизвестный либеральный миф о том, что, если бы «тиран Сталин» отдал эти одинокие голые скалы Японии, у нас был бы сейчас мощный союзник в Азии. Это неверно. После войны Япония сразу попала в зону влияния США, и «задобрить» японцев островами, естественно, не получилось бы. За первым требованием, весьма вероятно, последовали бы и второе, и третье, и так далее. Существует также и стратегическая составляющая этой проблемы — именно между двумя южными островами, Кунаширом и Итурупом, проходит незамерзающий водный путь из Владивостока в Тихий океан. Показателен в этом плане случай, когда ещё в советское время проблему едва было не решили — был подписан протокол о передаче Японии Малой Курильской гряды в обмен на отмену претензий, но Япония отозвала подпись под уже одобренным документом, как считается, под давлением США, пригрозивших оставить в этом случае себе остров Окинава. С тех пор официальная японская дипломатия придерживается позиции «всё либо ничего».

Значение Курильских островов заключается как в чисто географическом положении, так и в имеющихся биоресурсах. Кроме того, на островах в связи с их вулканическим происхождением имеются месторождения редкоземельных элементов (рения, например) [12] — ресурс чрезвычайно редкий и ценный с точки зрения современных технологий.

Дискуссии насчёт Курил проходят практически на всех саммитах, где встречаются президент РФ и премьер-министр Японии, например, на саммите АТЭС. Тем не менее в силу прежде всего влияния США на внутрияпонскую политику каких-либо изменений в вопросе ожидать не приходится, а после нескольких демаршей японского парламента российские власти также утратили интерес к «размену», поскольку в новой ситуации он существенно подорвал бы престиж и суверенитет страны.

[править] Споры об экономических правах

[править] Шпицберген

Архипелаг Шпицберген (по-древнерусски — Грумант, по-норвежски — Свальбард) принадлежит Норвегии, однако согласно договору об особом статусе этого архипелага, помимо Норвегии, хозяйственную деятельность там может осуществлять и Россия, равно как и другие страны, подписавшие Шпицбергенский трактат 1920 года. В целом этот договор можно охарактеризовать как навязанный России в период её слабости, так как на тот момент исторических оснований претендовать на Шпицберген (Грумант) у неё было явно больше, чем у Норвегии, поскольку практически 100 % археологических памятников архипелага составляют временные поселения и захоронения архангельских поморов, посещавших его в течение сотен лет. В 1935 году к договору присоединился и СССР, а в 1947 году Норвегия признала особые интересы СССР, а ныне и России на архипелаге.

С тех пор до настоящего момента Россия предпринимает шаги для обеспечения явного присутствия на архипелаге, а Норвегия пытается ставить ей в этом палки в колёса. Так, российский трест Арктикуголь, добывавший уголь на острове в посёлках Баренцбург, Грумант (законсервирован в 1961 году) и Пирамида (законсервирован в 2000 году) вынужден был в конце концов почти свернуть проект, так как все перспективные залежи были включены норвежцами в состав заповедников, а единственная работающая[13] на конец 2014 года шахта имеет запасы угля лишь до 2024 года. Кроме того, для посещения архипелага, в том числе единственного ныне российского посёлка Баренцбург, необходима норвежская виза. Недавним примером подобной конфронтации стала попытка норвежцев заставить НИИ Арктики и Антарктики согласовывать с норвежским губернатором установку антенн приёма спутниковых данных на территории, принадлежащей тресту Арктикуголь, которую норвежцы тоже попытались объявить «рекреационной».[14]

[править] Арктический шельф

Россия с 2001 года ведёт активную работу по признанию обширной арктической акватории частью своей исключительной экономической зоны (речь идёт о праве на хозяйственную деятельность, включая вылов рыбы и добычу полезных ископаемых). Российская заявка простирается вплоть до Северного полюса и включает такие подводные объекты, как хребет им. М. В. Ломоносова, котловина Подводников и поднятие им. Д. И. Менделеева. Российские учёные доказали, что эти объекты являются продолжением континентального шельфа России за пределы 200-мильной экономической зоны, что является основанием для включения их в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России. После того, как в 2001 г. комиссия ООН отклонила заявку России, были потрачены значительные усилия на исследования этих территорий. Самой известной из проведённых экспедиций стала «Арктика-2007», в ходе которой россияне на подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2 установили российский флаг на дно Северного полюса.

Реализация российской заявки, официально презентованной 9 февраля 2016 года, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь в 1,191,000 кв. км. Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском море площадью 52 тыс. км², который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.

Однако на акватории Арктики также претендуют другие арктические страны, а именно Канада, Дания, Норвегия и США, и российская заявка на Арктику отчасти сталкивается с возможными заявками со стороны этих стран. В особенности острая конкуренция может сложиться с Канадой и Данией, территории которых (остров Элсмир и датская Гренландия) ближе к Северному полюсу, чем российская Земля Франца-Иосифа и прочие российские арктические острова.

[править] Антарктика

Помимо Арктики не следует забывать также о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.

До вступления в силу в 1961 г. Договора об Антарктике, закрепляющего статус-кво и запрещающего выдвигать новые претензии, целый ряд государств успел выдвинуть и оформить соответствующие претензии на сектора Антарктики. Это сделали Франция, Чили, Аргентина, Австралия, Великобритания, Норвегия и Новая Зеландия, а также Германия и Япония, которые, однако, после Второй мировой войны были вынуждены от этих претензий отказаться. Также выдвинули претензии, но не успели оформить заявки Бразилия, Уругвай, Перу и Эквадор.

США и Россия не выдвинули претензий, но сохранили за собой такую возможность, при этом не признавая претензии других стран. В США в середине XX века неоднократно обсуждались планы объявления суверенитета над частью Антарктиды, но американский Конгресс отказался их реализовывать.

Россия на 2017 год имеет наибольшее среди всех стран число постоянных полярных станций в Антарктиде (4) и является одним из лидеров по научным исследованиям Антарктики (см. бурение подлёдного озера Восток в 2012—2013 гг.).

[править] Космическое пространство

Хотя в настоящий момент Россия и не имеет явных территориальных споров в космосе, но многие части космического пространства являются потенциальными объектами споров, которые могут возникнуть практически в любой момент из-за слабо урегулированного статуса.

[править] Границы космоса и воздушного пространства

В настоящий момент не существует международной установленной верхней границы суверенного воздушного пространства, выше которой начинается общедоступный космос. Во многих странах такой границей считается высота 100 км, однако, из-за отсутствия чётких международных договоров здесь возможны различные варианты провокаций — либо пролёт неких летательных аппаратов на высотах порядка 50 км с заявлениями о том, что они находятся в космосе, либо наоборот — продление некими странами «суверенного воздушного пространства» вплоть до высот полёта обычных спутников и космических станций.

[править] Орбитально-частотный ресурс

Далеко не все радиодиапазоны подходят для связи с Землёй с орбиты, поэтому тот факт, что разрешение на применение тех или иных диапазонов частот для какого-либо спутника или спутниковой группировки, запрещает её применение другим космическим аппаратам, находящимся неподалёку создаёт достаточно серьёзную проблему в связи с исчерпанием доступных диапазонов и незанятых орбитальных параметров.

Особенно острый дефицит сложился на геостационарной орбите. Эта круговая орбита, лежащая в плоскости экватора на высоте 35 786 км над уровнем моря, является единственной, находясь на которой спутник всё время остаётся неподвижным для земного наблюдателя, поскольку движение спутника по орбите синхронизируется с вращением Земли. В связи с этим именно на ней находится большая часть тяжёлых спутников связи и непосредственного телевещания — в частности, над Европой весь доступный орбитально-частотный ресурс был выбран ещё в XX веке, причём наиболее активно он потреблялся в 1990-е. В связи с этим Россия в настоящий момент имеет непропорционально малый орбитально-частотный ресурс в этой части геостационарной орбиты.

[править] Статус Луны и других небесных тел

Согласно Договору о космосе Луна и другие небесные тела не могут быть объявлены собственностью какой-либо страны, однако краткость формулировок договора оставляет массу дыр, в которые уже пытаются пролезать целые государства и отдельные аферисты. В частности, в Конгрессе США , было озвучено предложение придать статус памятников всем следам пребывания американских астронавтов на Луне, а отдельные личности пытаются приватизировать астероиды и незаконно торгуют лунной поверхностью. Но даже помимо этого, нынешнее международное законодательство о космосе устроено так, что государство, установившее где-либо своё оборудование, фактически получает поверхность под ним в бессрочное пользование.

Что касается Луны, то уже сейчас понятно, что её поверхность отнюдь не является равноценной. В регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита — минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан. Кроме того, привлекательными в смысле строительства обитаемых баз являются окрестности полюсов Луны, в частности гора Пик Вечного Света, который освещается Солнцем почти постоянно. А в перспективе важнейшими могут стать точки непосредственно в центре видимого и невидимого полушарий Луны, поскольку только в них возможно строительство лунных лифтов — тросовых транспортных систем, напрямую соединяющих поверхность Луны с точками Лагранжа, то есть фактически с орбитами системы Земля-Луна.

Следует отметить, что благодаря успешной работе отечественных учёных часть крупных объектов на небесных телах Солнечной системы носит значимые для русских названия. В частности, по всей Луне расположено множество крупных кратеров, названных именами великих российских, русских учёных и космонавтов, в том числе несколько гигантских кратеров на обратной стороне Луны, в частности, кратеры Менделеев и Королёв. Там же, на обратной стороне Луны, находится Море Москвы — самый заметный объект невидимого с Земли полушария.

В целом же, применительно к небесным телам Солнечной Системы и, в первую очередь, к Луне, в будущем следует ожидать постепенного их раздела по образу Шпицбергена или ожидающегося в более ближней перспективе раздела Антарктиды.

[править] Видео по теме

Другие статьи:

  • Органы опеки воронеж железнодорожный район Органы опеки воронеж железнодорожный район Проект поддержки приемных семей «Ванечка» реализуется с 2009 года.Суть проекта – люди, допускающие для себя возможность когда-либо принять в семью ребенка, с нашей помощью дозревают до конкретных действий по устройству […]
  • Отдел опеки г Клинцы Отдел опеки г Клинцы Проект поддержки приемных семей «Ванечка» реализуется с 2009 года.Суть проекта – люди, допускающие для себя возможность когда-либо принять в семью ребенка, с нашей помощью дозревают до конкретных действий по устройству детей в семью и […]
  • Лицензия у банка мдм Банк создан Андреем Мельниченко в 1993 году на базе сети валютно-обменных пунктов. При участии олигархов, известных финансистов и крупных промышленников, подтянувших свои «империи» на обслуживание в банк, МДМ к 2001 году занял уверенные позиции в первой двадцатке […]
  • Иск ренессанс капитал МОСКВА, 10 авг - РАПСИ, Дмитрий Щитов. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрит 31 августа 2010 года кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России на постановление суда о признании незаконными актов в отношении ООО "КБ […]
  • Первый арбитражный третейский суд магнитогорск Третейский суд \ Арбитражное учреждение Первый Арбитражный третейский суд разрешает любые экономические споры с участием юридических и физических лиц независимо от местонахождения сторон или места заключения договора на всей территории Российской […]
  • Приказ минтранса 34 2010 Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2010 N 16708) МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА […]
  • Приказ мвд рф 777 от 10082012 Приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. N 777 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МВД РФ от 14 августа […]