Нормативная база органов опеки и попечительства

Нормативно — правовая база

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. ст. 31-37).

Семейный кодекс Российской Федерации (глава 19 «Усыновление», глава 20 «Опека и попечительство над детьми», глава 21 «Приемная семья»).

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» .

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 г. № 829 «Положение о приемной семье» (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (далее – Постановление Правительства РФ № 927);

Законом Оренбургской области от 06.03.1998 № 256/76-ОЗ «Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области» (далее –Закон № 256/76-ОЗ);

Законом Оренбургской области от 22.09.2011 № 418/95-V-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, а также совершеннолетними гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве по состоянию здоровья»

Перечень законодательных и нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот

1. Закон Оренбургской области от 06.03.1998 № 256/76-ОЗ «Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области».

2. Закон Оренбургской области от 26.11.2007 № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними».

3. Закон Оренбургской области от 08.07.1997 №104/26- ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Оренбургской области»

4. Закон Оренбургской области от 19.11.2001 №364/340-II-ОЗ «О патронатном воспитании».

5. Закон Оренбургской области от 09.11.2004 № 1533/259-III-ОЗ «О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка».

6. Закон Оренбургской области от 01.09.2006 №550/97-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Оренбургской области по выплате денежных средств патронатному воспитателю».

7. Закон Оренбургской области от 01.09.2006 №551/98-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Оренбургской области по выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)».

8. Закон Оренбургской области от 01.09.2006 №552/99-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Оренбургской области по выплате денежных средств приемной семье».

9. Закон Оренбургской области от 29.09.2009 г. № 3128/699-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью».

10. Закон Оренбургской области от 23.11.2005 № 2733/489-III-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

11. Закон Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-III-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области».

12. Закон Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

13. Закон Оренбургской области от 12.01.2005 № 1756/284-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

14. Закон Оренбургской области от 18.12.2009 № 3271/751-IV-ОЗ «Об осуществлении и финансовом обеспечении оздоровления и отдыха детей в Оренбургской области».

15. Закон Оренбургской области от 04.11.2002 № 295/45-III-ОЗ «Об установлении областной социальной пенсии детям».

16. Закон Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».

Постановления

1. Постановление Правительства Оренбургской области от 07.08.2014 № 552-п «Об утверждении порядков предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Оренбургской области».

2. Постановление администрации Оренбургской области от 16.02.2005 № 43-п «О порядке возмещения расходов, связанных с бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Оренбургской области.

3. Постановление правительства Оренбургской области от 02.03.2006 № 61-п «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных автономных, бюджетных и казенных образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области».

4. Постановление Правительства Оренбургской области от 19.01.2007 № 8-п «Об уполномоченном органе исполнительной власти Оренбургской области для организации работы по выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью».

5. Постановление Правительства Оренбургской области от 19.01.2007 № 9-п «О порядке предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на выплату денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), приемным семьям, патронатным воспитателям и их расходования».

6. Постановление Правительства Оренбургской области от 18.06.2007 № 208-п «Об утверждении порядка выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемной семье».

7. Постановление Правительства Оренбургской области от 18.06.2007 № 209-п «Об утверждении порядка выплаты патронатному воспитателю денежных средств на содержание ребенка (детей)».

8. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 № 734-пп «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы».

9. Постановление Правительства Оренбургской области от 12.07.2013 № 596-п «Об утверждении порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации».

10. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 № 646-п «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».

11. Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 № 782-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

12. Постановление Правительства Оренбургской области от 03.11.2011 № 1077-п «О порядке постинтернатного сопровождения в Оренбургской области выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет».

13. Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.06.2009г. № 01/20-856 «О правилах приема в образовательные учреждения, подведомственные министерству образования».

14. Приказ министерства образования Оренбургской области от 31.01.2013 № 01-21/190 «О подготовке граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Виды устройства детей:

Усыновление (удочерение) — является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Усыновление устанавливается в судебном порядке.
Не каждый ребенок, находящийся в учреждениях внесемейного типа может быть усыновлен, а только тот, который имеет для этого правовые основания.
Правовыми основаниями являются обстоятельства, когда единственный или оба родители:
— Умерли;
— Неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
— Признаны судом недееспособными;
— Лишены судом родительских прав;
— Дали в установленном порядке согласие на усыновление;
— По причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон№ 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).
Опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов.
Для назначения опекуна или попечителя не требуется заявления такого лица, необходимо только его согласие (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Таким образом, как указывается в большинстве законов субъектов Российской Федерации, посвященных опеке и попечительству, «орган опеки и попечительства производит подбор кандидатуры опекуна или попечителя».

Приемная семья создается на основании договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. По отношению к приемному ребенку приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
В данном случае не может быть заключен трудовой договор. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.
Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.

Патронат устанавливается на основании договора между органом опеки и попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья, на срок не более 6 месяцев.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).
Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
Срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 1 месяц.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка.
При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 3 месяца.
Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

Нормативная база органов опеки и попечительства

Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Федеральный закон №169-ФЗ от 17.07.2009 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»»

Закон города Москвы № 12 от 14.04.2010 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»

Постановление правительства Российской Федерации №433 от 20.09.2011 «О мерах по обеспечению реализации закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»»

Читайте так же:  Ночные прогулки по неве на развод мостов

Закон города Москвы № 51 от 26.12.2007 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа»

Закон города Москвы № 87 от 15.10.2004 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)»

Закон города Москвы № 61 от 30.11.2005 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»

Постановление правительства Российской Федерации №432 от 19.05.2009 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

Постановление правительства Москвы №93-ПП от 29.03.2011 «Об утверждении порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приёмному родителю (приёмным родителям), патронатному воспитателю»

Постановление правительства Москвы №927-ПП от 17.11.2010 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или полностью дееспособных граждан»

Постановление правительства Москвы №854-ПП от 02.11.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»

Постановление правительства Москвы №1169-ПП от 25.12.2007 «О Реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве»

Постановление правительства Москвы №850-ПП от 07.12.2004 «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг»

Постановление правительства Москвы №206-ПП от 06.04.2004 «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей»

Извлечения из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

Нормативная база органов опеки и попечительства

“СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 04.11.2014)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101
“Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей”

Закон Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО “О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния”

Закон Пензенской области от 12 сентября 2006 г. N 1098-ЗПО
“О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области”

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2000 г. N 275 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ИХ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИЛ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ КОНСУЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Постановление Администрации Мокшанского района №489 от 14.05.2012 года “Об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства”

Положение Управления образованием администрации Мокшанского района

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

Соглашение о взаимодействии Управления образованием Мокшанского района и Муниципального автономного учреждения “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мокшанского района Пензенской области”

1) организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении малолетних и несовершеннолетних граждан;
2) организация и осуществление деятельности по опеке в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3) организация и осуществление деятельности по попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
4) организация и осуществление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами;
5) назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством;
6) назначение и выплата вознаграждения опекунам или попечителям за счет
средств бюджета Пензенской области.

Специалисты:
Для выполнения названных полномочий в штатном расписании Управления образованием, утвержденном 01.10.2008 г. руководителем аппарата администрации Мокшанского района, предусмотрены две ставки (главного и ведущего) специалиста по опеке и попечительству. Должностные инструкции специалистов утверждены 01.03.2008г. начальником Управления образованием.
Буренина Любовь Анатольевна, главный специалист по опеке и попечительству, 1964 года рождения, имеет высшее педагогическое образование.

Вознаграждение опекунам:
В соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1396-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года» (с последующими изменениями) для осуществления отдельных государственных полномочий Пензенской области Мокшанскому району предусмотрена субвенция:
на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также на выплату вознаграждения опекунам или попечителям в размере 6487,5 тыс. рублей (2008 г.), в размере 8183,2 тыс. рублей (2009г.);
по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в размере 277,1 тыс. рублей (2008г.), в размере -322,1 (2009г.).

Учредитель:
В соответствии с Положением об Управлении образованием администрации Мокшанского района Пензенской области, утвержденным Решением Собрания представителей от 18.07.2008 №293-26/2 «Об органе образования администрации Мокшанского района Пензенской области» (далее — Положение), Управление образованием администрации Мокшанского района Пензенской области (далее — Управление образованием) является отраслевым исполнительным органом, созданным в структуре администрации Мокшанского района, проводящим государственную политику в области образования и осуществляющим управление в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, а также деятельность в области установления опеки и попечительства.

Нормативная база и полномочия:
Положение Управления образованием выполняет следующие полномочия:
— выполняет государственные полномочия Пензенской области по опеке и
попечительству в соответствии с пунктами 1,5, 6 статьи 9.1. Закона Пензенской
области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления
Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской
области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации,
переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской
области» (с последующими изменениями):
а) опека и попечительство над несовершеннолетними;
б) назначение и выплата денежных средств на содержание детей,
находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с
Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 638-ЗПО «О размере и порядке
выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой
(попечительством), в приемной семье»;
в) назначение и оплата труда приемных родителей (единственного приемного
родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом
Пензенской области от 22 декабря 2006 года №1139-ЗПО «Об оплате труда
приемных родителей»;
— обследует условия жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье;
— принимает меры к временному устройству выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранности их имущества или оказанию им другой требуемой социально-правовой, материальной помощи до окончательного решения вопроса о форме устройства;
— ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан на усыновление (удочерение),
под опеку (попечительство), в приемную семью;
— выбирает для несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей,
педагогически целесообразную форму устройства и готовит заключение о
соответствии интересам несовершеннолетнего установления усыновления
(удочерения), опеки (попечительства), передачи ребенка на воспитание в приемную
семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
— представляет в администрацию района все необходимые документы и
заключение для решения вопроса об установлении над несовершеннолетним опеки
(попечительства), а после принятия решения выдает опекуну (попечителю)
удостоверение;
ведет учет несовершеннолетних, находящихся под опекой, (попечительством), в приемной семье;
— готовит проект договора о создании приемной семьи;
— осуществляет систематический надзор за воспитанием, обучением,
состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием подопечных, выполнением
опекуном (попечителем), приемных родителей своих обязанностей;
— готовит материалы о назначении денежных выплат на содержание
несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), в приемной
семье;
— принимает к рассмотрению жалобы на действия опекуна (попечителя), приемного родителя, представляет главе администрации заключение по вопросу отстранения (освобождения) опекуна (попечителя), приемного родителя от выполнения своих обязанностей или передает материал прокурору района;
— в установленном законом порядке осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, в случаях использования опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем (удочерителем) опеки (попечительства), образования приемной семьи, усыновления (удочерения) в корыстных целях, а также в случаях оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
— на представленных кандидатов в опекуны, попечители, усыновители (удочерители), приемные родители, по документам и результатам личной беседы готовит заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители), усыновители (удочерители), приемные родители или отказе;
— участвует в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
— осуществляет наблюдение за условиями воспитания, развитием и
состоянием здоровья усыновленных детей; готовит материалы и заключение по
отмене усыновления (удочерения);
— готовит необходимую документацию для помещения ребенка в учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проводит работу по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством) и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
— проводит профилактическую работу с родителями, в отношении которых решается вопрос об отобрании у них ребенка или лишении их родительских прав;
— готовит материалы и предъявляет иск о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав;
— готовит заключение о возможности возвращения родителям отобранных детей;
— готовит заключение по делам о восстановлении в родительских правах;
— принимает участие в судебных процессах при рассмотрении споров,
связанных с воспитанием детей;
— участвует в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей в
случаях, предусмотренных законодательством;
— представляет в администрацию района все необходимые документы и
заключение по вопросу присвоения или изменения фамилии несовершеннолетнему;
— представляет в администрацию района заключение с приложением
требуемых документов для решения вопроса распоряжения имуществом
несовершеннолетних (продажи, отчуждения, использования, раздела имущества,
получения (распоряжения) вклада, обмена и сохранения жилой площади и других
сделок);
— осуществляет охрану интересов не родившегося наследника при разделе
наследственного имущества.

Администрация Мокшанского района проводит отбор образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства на безвозмездной основе. С подробной информацией можно ознакомиться здесь.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 г. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 351-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (далее — Постановление № 391) Минобрнауки России сообщает.

Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391 издан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы»,

В рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — подготовка).

В целях соблюдения требований Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391, обеспечения граждан, желающих принять ребенка в семью на воспитание, информацией о порядке прохождения подготовки, Министерство просит принять в возможно короткие сроки исчерпывающие меры, обеспечивающие:

Читайте так же:  Приказ о назначении на государственную должность

организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями;

проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки;

оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

Приложение: на 14 л.
П.М. Реморенко

Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07
Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 351-ФЗ) с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее также — граждане, кандидаты в приемные родители), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку (далее — подготовка кандидатов в приемные родители).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 (далее — Постановление № 391) внесены изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.*(1)

Постановлением № 391 вводится обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для получения заключения о возможности быть усыновителем (удочерителем) (далее — усыновитель) либо заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (далее — опекун) несовершеннолетнего ребенка. При усыновлении ребенка документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители также должен быть представлен в суд.

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для усыновителей, опекунов, приемных родителей — близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.*(2)

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона № 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.*(3)
2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители

Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе:

подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Органы и организации, уполномоченные проводить подготовку кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.*(4)

Следует учитывать, что, в отличие от подготовки кандидатов в приемные родители, проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей полномочие органа опеки и попечительства по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).*(5)

Согласно пункту 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями:

за счет собственных средств (в том числе за счет средств, выделяемых организациям на реализацию государственного (муниципального) задания, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников);

на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на оказание услуг, связанных с проведением подготовки кандидатов в приемные родители, к организациям могут быть предъявлены требования, установленные Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334.

Представляется целесообразным осуществлять подготовку кандидатов в приемные родители на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями, в частности, на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Поскольку программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» видов образовательных программ, и, таким образом, не является образовательной программой, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Подготовка кандидатов в приемные родители согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» — это полномочие органа опеки и попечительства, являющегося органом государственной власти, которое в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» в установленном порядке может быть передано соответствующим организациям.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании каких-либо видов деятельности.

При передаче полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители проводится отбор организаций, претендующих на осуществление указанного вида деятельности, и проверка их на соответствие установленным требованиям.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями на безвозмездной основе, то есть взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.*(6)
4. Порядок осуществления и программа подготовки кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть утверждены программа и порядок осуществления подготовки кандидатов в приемные родители (далее — Порядок подготовки), устанавливающий основные правила проведения подготовки кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации.

При разработке Порядка подготовки и организации подготовки кандидатов в приемные родители в субъекте Российской Федерации следует исходить, прежде всего, из интересов граждан и необходимости обеспечить удобство для граждан процесса прохождения подготовки.

Подготовка кандидатов в приемные родители должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и доступность для всех граждан. Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в приемные родители должен быть минимальным (по возможности, не более двух месяцев). Рекомендуемая длительность курса подготовки — не более трех месяцев. При этом для удобства граждан необходимо предусмотреть возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и в выходные дни.

В Порядке подготовки целесообразно установить, что зачисление граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. Неправомерно устанавливать в Порядке подготовки требования по предоставлению гражданами документов, указанных в пункте 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в пункте 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, или иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.

Следует предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.

Необходимо определить порядок информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, обеспечивающий легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц.

Органам опеки и попечительства, организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в приемные родители, следует проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители.

В Порядке подготовки целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно-заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения. Порядок подготовки должен включать в себя описание процедуры использования таких методов.

Читайте так же:  Лицензия на розничную торговлю в рф

Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Кроме того, следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.

Порядок подготовки также должен содержать требования к проведению итоговой аттестации, которая проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка.

Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей органом опеки и попечительства или организацией свидетельства о прохождении указанной подготовки (далее — свидетельство).

Также в Порядке подготовки следует определить процедуру выдачи свидетельства слушателям, прошедшим программу подготовки кандидатов в приемные родители, процедуру выдачи дубликата свидетельства в случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, порядок ведения документации, в том числе регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку, а также выданных свидетельств в соответствующих журналах учета, утвердить формы таких журналов.

Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.

До вступления в силу приказа Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» необходимо руководствоваться примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г. № 1681 (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2011 г., регистрационный № 21495) (далее — примерная программа).

В связи с тем, что содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.

Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.
5. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители

Порядок подготовки должен включать требования к составу специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, и их квалификации.

К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.

К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут быть привлечены приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рекомендуется организовать в субъекте Российской Федерации проведение повышения квалификации специалистов, которые осуществляют (будут осуществлять) подготовку кандидатов в приемные родители, по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп, не реже одного раза в три года.
6. Особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации требование о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители распространяется также и на кандидатов в усыновители — граждан иностранных государств, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее — иностранные граждане).

Иностранные граждане проходят подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства должна проводиться с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, а документы о прохождении такой подготовки, представляемые иностранными гражданами, должны подтверждать соблюдение указанных требований.

При этом следует учитывать, что документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд (пункт 8 части первой статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представление указанных документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако, при обращении иностранных граждан к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители необходимо разъяснять им требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Минобрнауки России, являются в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может при необходимости затребовать и иные документы.

В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Информирование иностранных граждан о порядке прохождения подготовки кандидатов в приемные родители и организациях, уполномоченных на ведение указанной деятельности, на территории конкретного субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Порядке подготовки.

В Порядке подготовки также целесообразно отразить, на каком языке осуществляется подготовка кандидатов в приемные родители. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.
Исполняющий обязанности
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей С.В. Вителис

*(1) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

*(2) Пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

*(3) Статья 3 Федерального закона № 351-ФЗ.

*(4) Пункт 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(5) Пункт 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(6) Пункт 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

С 1 сентября 2012 г. вступают в силу поправки к СК и ГПК РФ. Согласно им лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это касается и тех, кто хочет создать приемную семью, стать патронатным воспитателем. Исключение составляют усыновители-отчимы (мачехи), близкие родственники детей, усыновители или опекуны, которые уже являются (являлись) таковыми и не были отстранены от исполнения соответствующих обязанностей.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить кандидатов в приемные родители. В частности, нужно организовать обучающие семинары, тренинги по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан (с их согласия).

Целесообразно проводить такую подготовку на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями. Речь идет об организациях для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Подготовка осуществляется бесплатно. Рекомендуемая длительность курса обучения — до 3 месяцев. Максимальное количество человек в группе — 25.

Гражданам следует разрешить самостоятельного выбирать организацию, в которой они будут проходить подготовку на территории региона.

Обучать должны специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющие навыками обучения взрослых. Также могут привлекаться приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Другие статьи:

  • Как выписывать рецепты приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" […]
  • Приказ минздрава россии от 15122019 835н на кого распространяется Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835н г. Москва "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" Комментарии Российской […]
  • Разрешение органов опеки на продажу квартиры 2019 Разрешение органов опеки на продажу квартиры подопечного: читайте как получить в 2019 году Российское законодательство, определяя правовой режим имущества граждан, находящихся под опекой, признает за опекунами как законными представителями опекаемых […]
  • 1539 приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1539н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при дистониях" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1539н"Об утверждении стандарта первичной […]
  • Приказ минобрнауки рф от 28072019 г 839 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год" (с […]
  • Приказ 599н мз рф Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 599н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при доброкачественных заболеваниях шейки матки" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 599н"Об утверждении […]
  • Приказ мзРф 252н Эпидемиологический надзор Вопросы вакцинации Размещен: 19.01.2016 г. Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" Файл для […]