Общедидактических требования

Общедидактических требования

Сколько всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: «. Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это одно уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

Система дидактических принципов

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Логической основой этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, а все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требований к содержанию обучения, к обучающим и к обучающимся. К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

— сознательности и активности;

— систематичности и последовательности;

— связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Общедидактических требования

Дидактические требования к современному уроку

  • Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность;
  • Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • Реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • Создание условий успешного учения учащихся.

    Этапы комбинированного урока

  • Организация начала урока
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Всесторонняя проверка знаний
  • Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  • Закрепление новых знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы

  • Организация начала урока
  • Подготовка к активному усвоению нового учебного материала
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

    В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока

    Дидактические требования к современному уроку

    — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

    Определение места в общей системе уроков;

    — определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    — прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    — выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    — реализация на уроке всех дидактических принципов;

    — создание условий успешного учения учащихся.

    Основные типы уроков:

    1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

    2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Структурные элементы учебного занятия

    ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи

    1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

    3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

    4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

    6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

    7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

    8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

    9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

    10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

    11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

    Этапы комбинированного урока:

    Организация начала урока

    Проверка выполнения домашнего задания

    Всесторонняя проверка знаний

    Подготовка к усвоению нового учебного материала.

    Усвоение новых знаний.

    Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

    Закрепление новых знаний.

    Подведение итогов урока.

    Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

    Организация начала урока

    Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

    Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Дидактические принципы

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К наиболее важным из них относятся следующие:

    1. Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых. Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессами образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне и гармонически развитая личность, т.е. образованная, нравственно воспитанная, психологически и физически совершенная, может наиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Вот поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и развивающего влияния обучения, наряду с формированием у учащихся необходимых знаний, умений и навыков. Реализация этого принципа на практике путём комплексного планирования задач урока позволяет за одно и то же время решать их более широкий круг и поэтому интенсифицирует учебный процесс, повышает его результативность и разностороннюю эффективность. Наличие этого принципа обучения повышает роль и значение целеполагания в учебном процессе, делает обучение более целенаправленным. Применение этого принципа требует, чтобы учитель хорошо знал основную цель и задачи обучения в нашей школе, умел в конкретной ситуации избирать наиболее рациональное сочетание задач образования, воспитания и развития, выделять среди них самые главные, учитывая реальные учебные возможности учеников данного класса, их сильные и слабые стороны. Таким образом, рассматриваемый принцип через основные задачи обучения оказывает затем опосредствованное влияние на все последующие компоненты обучения, включая и анализ его результатов.

    2. Принцип научности обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию её современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Реализуется П. научности прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания. Содержание учебного предмета и самой отрасли науки не могут быть идентичными, т.к. необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющееся для изучения данной дисциплины время. Поэтому в программы необходимо отбирать лишь основы данной науки, избегать включения спорных и не устоявшихся ещё вопросов. В противном случае возникает перегрузка учащихся. В соответствии с рассматриваемым принципом в процессе обучения надо обеспечить формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, т.к. оно научно отображает картину мира. Неотъемлемой составной частью преподавания должно стать ознакомление учащихся с новостями науки. П. научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска, ознакомление их со способами научной организации труда. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, развивающего обучения, обучение школьников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

    Читайте так же:  Тяньши развод

    3. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой государственного строительства. В условиях научно-технического прогресса наука превращается в непосредственную производительную силу. Изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. Реализация этого принципа обучения имеет большое мировоззренческое значение, т. к. способствует усвоению диалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой, которая является критерием истины. Этот принцип предполагает тесную связь обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Учеников надо знакомить не только с техникой, но и с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач, прослушивание научно-образовательных радиопередач и т.д.

    4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с др., последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, который считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объёме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. П. систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников. Опираясь на достижения современной науки, данные передового опыта и результаты педагогических экспериментов, авторы программ выбирают наиболее рациональную для определённого периода обучения систему и последовательность изучения учебных предметов, а также учебного материала внутри одной темы. Разумеется, при этом возможны различные последовательности изучения темы, но неизменным остаётся сохранение логически стройного подхода, вытекающего из внутренних связей между явлениями, понятиями, фактами, а также между теоретическими положениями и проведением практических работ. Соблюдение в обучении определённой системности предполагает вычленение в изучаемом материале ведущих (ключевых) понятий, установления их связи с др. понятиями (причинных, функциональных и др.), раскрытия генезиса их развития, показа их значения для некоторых более общих законов. В свою очередь столь же необходимо рассматривать связи между понятиями, законами, теориями различных учебных предметов, т.е. устанавливать межпредметные связи в обучении. Например, молекулярно-кинетическая и электронная теория в физике имеют применение в химии и биологии и т.п. П. с. и п. должен применяться не догматически, не путём возведения в абсолют какой-то последовательности основных этапов урока, единой схемы плана урока и т.д. Он предполагает творческий подход к обучению, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой педагогической ситуации. В практике обучения П. с. и п. реализуется в процессе различных форм планирования (установление определённого порядка изучения отдельных вопросов темы, последовательности теоретических и лабораторных работ, повторения и контроля за степенью усвоения учебного материала). Но систематичность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе самих учеников.

    5. Принцип доступности. П. д. требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложнённом содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем П. д. ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощённым, предельно элементарным. Опыт показывает, что при упрощённом содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Упрощённое содержание обучения снижает его развивающее влияние. Именно в связи с этим Л.B. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. К сожалению, при использовании этого принципа некоторые составители программ и учебников не смогли найти оптимальную меру трудности и включили в школьное обучение слишком усложненные вопросы, которые теперь сняты. Но это ни в коей мере не означает, что принцип, выдвинутый Л.В. Занковым, ошибочен. Важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определённых усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учеников, а находиться в зоне их ближайшего (т.е. потенциального) развития, т.е. требовать от них раздумий, размышлений, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при со-ответствующей помощи учителя.

    6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподаёт, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражает активную роль личности учащихся в обучении, подчёркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом. Активность учащихся должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда учащихся сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, конкретизирует свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями. Когда сливается воедино активность преподавателя и активность обучаемых, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время. Учение должно быть не только активным, но и сознательным. Удачно выразил значение сознательности в обучении Л.В. Занков, который считал осознание учения учащихся важнейшим условием развивающего влияния учебного процесса. Сознательное усвоение знаний обеспечивает предотвращение формализма и вместе с тем способствует превращению их в глубокие и устойчивые убеждения учащихся. Для успешной реализации этого принципа можно рекомендовать педагогам всемерно разнообразить методы обучения, с тем чтобы обеспечить активное применение школьниками разнообразных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся на уроках, учить их рациональным приёмам организации учебной деятельности, умению составлять план ответа, план сочинения и др.

    7. Принцип наглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Обратим внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Оно включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия. Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ. Подчёркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, что одновременно у учащихся надо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление. Поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением наглядных средств.

    8. Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения — словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учащихся. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает особенности содержания и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях. На разных уроках и на различных этапах одного и того же урока могут доминировать определённые методы. Вот почему нельзя требовать от учителя, чтобы на каждом уроке были проблемность, наглядность или практические действия. Важно, чтобы педагог мог увидеть их перспективное распределение по всей теме, чтобы он мог показать, что применение этих методов в др., более удачных ситуациях окажется эффективнее, чем применение их в данном случае. Естественно, что это не оправдывает однообразия методов на уроках.

    Читайте так же:  Перевести паспорт и заверить

    9. Принцип сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. В современной дидактике формы организации обучения чаще всего подразделяют на урочные и внеурочные (экскурсии, практикумы, занятия на производстве, работа на компьютерах, зачёты, экзамены и пр.). В ходе уроков различного типа, а также во время внеурочных учебных занятий используются общеклассные, групповые и индивидуальные формы организации обучения. Дидактикой выявлены связи между формами и эффективностью обучения. Когда учебный материал требует проведения лабораторно-практических занятий или когда урок проводится в виде экскурсии, а также в форме производительного труда школьников, то здесь чаще всего превалируют не общеклассные, а групповые формы занятий. Однако они имеют слабые стороны, состоящие в том, что при бригадном, звеньевом, групповом обучении отдельные ученики всё же остаются пассивными, т.к. большую часть работы выполняют наиболее активные члены группы. Не в полной мере учитываются при этом и индивидуальные особенности учащихся. В процессе обучения необходимо использовать не только общеклассные, групповые, но и индивидуальные формы работы. Они позволяют учесть особенности темпа учебной работы каждого ученика, его подготовленность и стиль умственной деятельности. Вместе с тем организация индивидуальных форм работы требует от учителя значительной интенсификации своего труда, и поэтому ему необходимо обязательно сочетать эти формы работы с др. — общеклассными и групповыми. На это и ориентирует рассматриваемый принцип обучения.

    10. Принцип создания необходимых условий для обучения. Учебный процесс зависит от наличия по крайней мере четырёх основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических. Руководство и педагогический коллектив призваны создать в школе нормативные учебно-материальные, школьно-гигиенические и эстетические условия для успешного выполнения требований всех учебных программ, а также примерного содержания воспитания школьников. Основную часть оборудования школа закупает через специализированные магазины по заявкам. Некоторые раздаточные материалы, наглядные пособия, простые приспособления изготавливаются в школьных мастерских, а также в учебных кабинетах с помощью ученических лаборантских бригад. Прямой заботой учителей является создание в ходе обучения благоприятных морально-психологических условий в соответствии с требованиями педагогической этики.

    11. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатам обучения значительно более высокие требования, чем традиционный П. прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными были идейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретённых знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков и способов поведения, т. е. их практической направленности, обращённости к решению жизненных проблем.

    Завершая рассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение Д. п. позволит успешно решить задачи современной школы (см. подробнее об этом: Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект, М., Педагогика, 1977).

    Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 185-190.

    Дидактические принципы разработки учебно-методических комплексов

    Анализ педагогической практики использования программных средств учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественных (с педагогической точки зрения) компьютерных программ являются, во-первых, частичное, а порой и полное игнорирование при их разработке дидактических принципов обучения и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер. Судя по всему, одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПК, так и полная замена этих подходов новыми конструкциями. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. При этом программным средствам (системам, комплексам), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции, и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к педагогическим программным средствам. Вместе с тем, методика преподавания каждого учебного предмета, в свою очередь, учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому правомерно говорить о методических требованиях к педагогическим программным средствам, которые отражают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета. Определяя педагогические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, необходимо учитывать также обоснование выбора темы для педагогических программных средств, аргументированное определенными методическими целями, и обеспечивать проверку педагогической эффективности использования педагогических программных средств.

    Помимо этого, при разработке педагогических программных средств следует учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к студенту, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки. Все это обусловливает позитивный фон общения пользователя с ПК, определяя эргономические требования к содержанию и оформлению педагогических программных средств. Большое значение при разработке педагогических программных средств необходимо уделять таким характеристикам как удобный интерфейс, простота использования, защита от несанкционированного доступа, надежность, возможность отмены ошибочных действий, рассылки по сети (в условиях использования сетевых технологий), аппаратной переносимости.

    Разработка программных средств, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, специалистов по эргономике, дизайнеров. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым педагогическим программным средствам, чтобы их использование не вызывало отрицательных (в психолого-педагогическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило бы целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого.

    Итак, рассмотрим дидактические принципы организации обучения с использованием информационных технологий, под которым будем понимать исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения с использованием компьютера. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

    Большинство исследователей данной проблемы, как правило, идут по пути создания особой системы принципов, отражающих специфику компьютерного обучения или разработки частных принципов применения в учебном процессе отдельных информационных средств. Оценка существующих при этом подходов позволяет усомниться в правильности данного направления, так как уже сегодня таких принципов насчитывается не один десяток. Причем в подавляющем большинстве случаев, как показывает проведенный анализ, заявленные принципы по существу не являются совершенно новыми, а лишь в определенной степени дополняют, уточняют, конкретизируют или развивают принципы традиционной дидактики.

    На современном этапе развития педагогики высшей школы при определении методологических требований к применению в учебном процессе ИТО речь должна идти не о замене традиционных дидактических принципов новыми, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.

    В качестве первоосновы для этого будут приняты общедидактические принципы, изложенные в, а также отдельные идеи, предложенные в теориях поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения. Такой подход обусловлен тем, что именно последние теории в настоящее время применяются в качестве базовых при реализации компьютерного обучения. При этом система требований к процессу использования информационных технологий обучения в вузе будет рассмотрена с позиций системного подхода, то есть как целостному явлению, протекающему в рамках педагогической системы.

    Выделим основные принципы, используемые в ходе дидактического процесса, касающиеся дидактической системы (системы методов, средств и форм обучения). К ним следует отнести:

    Соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения.

    Главная суть проявления закономерностей учения состоит в поэтапном овладении обучаемыми научным содержанием учебной дисциплины, носителем которой является компьютерная обучающая программа. Отсюда следует, что цель обучения при использовании информационных технологий должна достигаться поэтапно, путем решения ряда частных дидактических задач.

    Принцип ведущей роли теоретических знаний, единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

    Изучение любой темы с использованием информационных технологий должно начинаться с представления о теоретическом содержании темы в целом, на промежуточном этапе следует уделить внимание отдельным видам содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах довести изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения.

    При выборе методов обучения с применением информационных технологий, а также при разработке и создании компьютерных обучающих программ следует учитывать, что обучение как дидактический процесс выполняет не только образовательную, но и воспитательную, а также развивающую функции. Будучи носителями преобразованного в учебный материал содержания обучения, они реализуют не только процессуальный, но также целевой и содержательный аспекты образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

    В кругу специалистов компьютерного обучения бытует мнение о том, что обучающие системы на базе персонального компьютера не обладают воспитательными возможностями. Этот подход глубоко ошибочен, на наш взгляд. Действительно, личность может воспитывать только человек, а не машина. Но обучающая программа, реализованная на «бездушной машине», в том или ином виде опосредовано представляет личный опыт преподавателей-разработчиков и обязательно оказывает воздействие на чувства и эмоции обучаемых. Опыт проведения экспериментального обучения в рамках исследования подтверждает этот тезис. Так, например, по мнению студентов, работа с компьютерным лабораторным практикумом, включенным в состав образовательных информационных технологий, способствует развитию у них умственных способностей, совершенствует стиль мышления, вырабатывает привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным, точным расчетом, формируя таким образом многие нравственные качества: добросовестность, ответственность, честность, гордость за выбранную профессию и другие. Отрицание данного факта не просто ошибочно, но и вредно тем, что снимает ответственность с разработчиков за достижение воспитательных целей в обучающей программе. Если сегодня эти заблуждения негативно не сказываются на воспитательной стороне обучения (что уже ощутимо в системе образования на Западе), то только по причине относительно малого времени работы обучаемых на персональном компьютере.

    Читайте так же:  Дтп с участием заместителя прокурора курской области

    Из сказанного ясно, что данный принцип имеет исключительно важное значение для разработки, создания и применения как компьютерных обучающих программ, так и информационных технологий в образовании.

    Реализация его позволит обеспечить продуктивный переход знаний через чувства и эмоции в убеждения и навыки.

    Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению.

    В обучении с применением информационных технологий делается акцент на учете трех групп мотивов учения: социальных, профессиональных, познавательных. Их рекомендуется учитывать при проектировании средств образовательных информационных технологий еще на стадии постановки дидактической задачи, а также непосредственно в ходе дидактического процесса.

    На стадии постановки дидактической задачи реализуются целевой и содержательный аспекты рассматриваемого принципа. Здесь закладывается основа для стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и реализации дидактического процесса. Это достигается четким заданием систем целей обучения через систему умений, которыми должен овладеть обучаемый. При этом каждое из умений представляется как действие (деятельность), имеющее жизненный смысл для обучаемого, успешность выполнения которого зависит от уровня усвоения им изучаемого содержания учебного материала.

    Ставя дидактическую задачу, преподаватель должен отчетливо представлять, что должны получить обучаемый в результате изучения учебной дисциплины или ее смысловой части и зачем это ему необходимо. Предусмотренные процедуры целеполагания, отбора и структурирования научного содержания курса, установления внутрипредметных и межпредметных связей, указания роли и места изучаемого материала для овладения деятельностью, предписанной государственным образовательным стандартом специальности, позволяют ответить на вопросы: что и зачем будет изучаться обучаемым, — а значит предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. Оно должно рассматриваться как процесс проявления активной деятельности обучаемого, отвечающий мотиву. Задача преподавателя заключается в том, чтобы инициировать такую деятельность вначале изучения каждой смысловой части изучаемого материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего дидактического процесса. При этом первостепенное значение придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации для использования информационных технологий, позволяющей вызвать у обучаемого познавательный интерес за счет стимулирования социальной и лично значимой сферы, новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении проблемных задач.

    Принцип проблемности, соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении.

    Этот принцип требует от преподавателя при проектировании средств образовательных информационных технологий изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать (интенсифицировать) учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности.

    Принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью, ориентированности обучения на активность личности.

    Он ориентирует проектировать средства образовательных информационных технологий таким образом, чтобы была возможность использовать ее как при проведении плановых занятий под руководством преподавателя, где последний будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и в части самостоятельной подготовки обучаемых без участия педагога.

    Проектирование образовательных средств информационных технологий изначально должно быть нацелено на развитие личности, выявление особенностей обучаемого (способностей, интересов, потребностей) как субъекта, признание его субъективного опыта как самобытного и самоценного, построение педагогических воздействий с максимальной опорой на этот опыт (постоянное согласование в ходе обучения двух видов опыта — общественного и индивидуального), раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы. Задаваемое в обучении содержание (понятия, правила, приемы), фиксирующее результаты общественно-исторического опыта научного познания, обязательно переосмысливается в ходе его усвоения и применения. Информационные технологии в образовании, направленные на личностно-развивающее обучение, предполагают не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развития его познавательных способностей. Обучающая среда при таких технологиях не навязывает будущему специалисту нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляющие ему возможность самому определять траекторию индивидуального развития. Преподаватель, опираясь на выявленные интересы и субъективный опыт обучаемого, формирует содержание обучения (научное знание), которое должно быть принято обучаемым как личностно-значимое для него, «пропущенное» через собственный субъективный опыт. Такое содержание будущий специалист усваивает с помощью форм, методов и средств активного обучения.

    Принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе.

    Практическая реализация требований этого принципа возможна лишь в том случае если создание учебно-информационной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, разрабатываемых преподавателями.

    В связи со сказанным следует выделить основные дидактические требования, предъявляемые к информационным средствам в образовании:

    мотивированность в использовании различных дидактических материалов,

    четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных обучающих программ;

    ведущая роль педагога в проведении занятий;

    тесная взаимосвязь конкретного класса компьютерных обучающих программ с другими видами применяемых технических средств обучения;

    введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

    соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

    учет того, что введение в комплект учебных средств компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

    обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

    обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и другие. Применение общедидактических принципов обучения и реализация

    обозначенных требований к использованию в образовательном процессе вуза информационных технологий будет способствовать повышению качества подготовки специалистов. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности.

    Методические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, связаны с необходимостью учета своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования ее закономерностей, реализации современных методов обработки информации. При разработке педагогических программных средств необходимо аргументировать педагогическую целесообразность их использования и методические цели, достижение которых осуществимо только при реализации возможностей системы новых информационных технологий.

    Проведя анализ возможностей использования программных средств, отражающих наиболее распространенные тенденции их применения в учебных целях, следует отметить следующее:

    — программные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование компьютерной грамотности, развитие умений принимать оптимальное решение в сложных реальных условиях; приобретение умений и навыков самостоятельной работы, в частности, по обработке информации, осуществление самоконтроля, самокоррекции результатов учебной деятельности выработку умений и навыков работы с информацией;

    — усиление дидактической значимости программных средств достигается в результате реализации возможностей средств современной компьютерной графики, создания моделей изучаемых объектов, процессов, систем управления базами данных, прикладных программ, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией;

    — значительное внимание авторами программных средств и систем уделяется организации различных видов «экранного творчества», способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения;

    — подавляющее большинство программных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение интерактивной деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;

    — характерной особенностью проанализированных программных средств является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы с компьютером;

    — использование большинства программных средств не «привязано» к определенной методике их применения и не предполагает использования дополнительных или других средств обучения.

    Другие статьи:

    • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
    • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
    • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
    • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
    • Деньги под залог птс вологда Автоломбард в Вологде — кредиты под залог ПТС, автомобиля за 30 минут Кредитный калькулятор Заполните анкету онлайн и приезжайте сразу за деньгами Условия и программы кредитования в автоломбарде Автоломбард в Вологде одобряет кредиты под залог автомобиля и ПТС […]
    • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
    • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]