Договор автомобильной перевозки пассажиров и багажа

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 103 ВК).

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа — реальным. Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями.

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • — перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • — провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

Законом предусмотрено и право пассажира сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК), что означает обязательность для перевозчика заключения с пассажиром по желанию последнего договора на перевозку багажа.

Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами, которые также регламентируют ответственность сторон и по договору перевозки багажа.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК).

Законодательство (п. 1 ст. 795 ГК) устанавливает обстоятельства-служащие основанием для освобождения от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. К таким обстоятельствам относятся:

  • • непреодолимая сила;
  • • устранение неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • • иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Доказательство наличия данных обстоятельств возлагается на перевозчика.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира выступают только граждане, что обусловливает возможность применения при нарушении договора перевозчиком норм Закона о защите прав потребителей.

Особое место среди транспортных договоров занимают договоры перевозки груза отдельными видами транспорта.

Договор железнодорожной перевозки груза

Содержание данного договора составляет комплекс прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя. Эти права и обязанности в значительной мере определены транспортным законодательством: УЖТ, Правилами, регулирующими отдельные виды перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также самим договором перевозки.

По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении — с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, выступает в качестве законного представителя всех других железных дорог, участвующих в гаком сообщении.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц (ст. 5 УЖТ).

Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 УЖТ).

Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости оттого, чьими средствами производится погрузка.

При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки груза, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению (ст. 34, 36 УЖТ). Обязанностью грузополучателя является окончательный расчете перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

Договор перевозки пассажира в российском законодательстве

Страницы в журнале: 91-97

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственно университета управления e — mail : dina _ str @ list . ru

Рассматривается договор перевозки пассажира в российском законодательстве. Исследуется определение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, анализируется его предмет, источники правового регулирования, права и обязанности сторон договора, ответственность перевозчика за неисполнение обязательства по перевозке.

Ключевые слова: договор, перевозка, пассажир, перевозчик, багаж, потребитель, публичный договор, договор присоединения, провозная плата, права и обязанности перевозчика и пассажира, сроки доставки, ответственность перевозчика.

The contract of carriage of a passenger in Russian law

We consider the contract of carriage passenger in the Russian legislation. We study the definition of contract of carriage, the passenger, carried out by public transport, analyzes its subject, the sources of legal regulation, the rights and obligations of parties to the contract, the carrier’s liability for failure to fulfill obligations under the carriage.

Keywords: contract, the transportation, the passenger, the carrier, luggage, consumer, public contract, a contract of adhesion, the freight charge, the rights and obligations of the carrier and the passenger, time of delivery, the carrier’s liability.

Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере транспорта, является договор перевозки пассажира. «В сфере транспортного обслуживания пассажиров складывается система транспортных договоров, опосредствующих организацию перевозки, а также собственно перевозку пассажиров. Непосредственно потребности граждан в перемещении удовлетворяются путем заключения и исполнения договора перевозки пассажира»[1].

Перевозки пассажиров, равно как и грузовые перевозки, могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные[2]. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т. д.)[3].

Рассмотрим договор перевозки пассажира как основного инструмента регулирования взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком, заключаемого в целях перемещения пассажира в пространстве из места отправления в место назначения, особое внимание сосредоточив на российских регулярных перевозках пассажиров, осуществляемых транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

В российском гражданском законодательстве перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно общему определению договора перевозки пассажира, содержащемуся в ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Помимо этого соответствующие определения договора перевозки пассажира и нормы, регламентирующие перевозку пассажира на том или ином виде транспорта, содержатся в транспортных уставах и кодексах (гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — ВК РФ), гл. IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее — КТМ РФ), гл. XIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее — КВВТ РФ), гл. III Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее — УАТ РФ), гл. VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ)).

Существенным условием договора перевозки пассажира является его предмет. Предметом договора перевозки пассажира выступают действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — также указанного багажа, и кроме того действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.

Еще одним условием договора перевозки пассажира является его срок. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. По мнению В.А. Егиазарова, «срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира»[4]. Следует признать, что применительно к договору перевозки пассажира транспортом общего пользования условие о сроке наряду с предметом договора также представляется существенным, указанный срок необходимо четко определить, он не должен измеряться понятием «разумный срок».

В литературе высказывается мнение, что существенным условием договора перевозки пассажира выступает также его цена. Так, В.В. Мосашвили, рассматривая договор международной воздушной перевозки пассажира, считает: «цена договора является не только важнейшим условием, но и существенным условием с правовой точки зрения»[5].

Читайте так же:  Заявление в полицию о краже золота

Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и у перевозчика, и у пассажира имеются как права требования, так и обязанности[6]. Возмездность договора перевозки пассажира обусловлена тем, что услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, поскольку он считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией.

В юридической литературе ставится вопрос о том, является ли обязательство по перевозке багажа самостоятельным договором либо оно носит дополнительный (факультативный) характер по отношению к обязательству по перевозке пассажира? Так, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, Г.П. Савичев считают договор перевозки багажа самостоятельным по отношению к договору перевозки пассажира и относят его к реальным договорам[7]. Вместе с тем В.В. Витрянский, Е.А. Суханов полагают, что обязательство по перевозке багажа носит факультативный по отношению к обязательству по перевозке пассажира характер[8]. Как отмечает В.В. Витрянский, «указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира»[9]. Представляется, что обязательство по перевозке багажа возникает в момент сдачи пассажиром багажа перевозчику. Однако содержащееся в законе определение договора перевозки пассажира и тот факт, что сдача пассажиром багажа производится в рамках заключенного им договора перевозки пассажира, дают основания считать обязательство по доставке багажа дополнительным по отношению к обязательству по перевозке пассажира, которое к тому же (в отсутствие багажа) может вовсе не возникнуть. При этом от собственно багажа необходимо отличать ручную кладь (каютный багаж и т. п.), которая следует вместе с пассажиром и не занимает отдельного места в пределах установленных норм.

Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного судна — это «гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта» (п. 3 ст. 61 ВК РФ). Согласно ст. 3 КВВТ РФ перевозчик — это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения». Согласно ст. 8 КТМ РФ в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец, т. е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Согласно ст. 2 УЖТ РФ «перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».

Таким образом, действующее транспортное законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика, как юридическому лицу, так и гражданину. Однако поскольку деятельность по осуществлению в данном случае перевозок пассажиров носит систематический характер и осуществляется за плату, т. е. является предпринимательской в смысле ст. 2 ГК РФ, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.

Между тем в ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозке транспортом общего пользования, говорится только о коммерческой организации и ничего не сказано об индивидуальном предпринимателе как о перевозчике. Так, согласно п. 1 ст. 789 «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке». Представляется, что в этот перечень подлежат включению не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.

Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством (на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренды). Кроме того, перевозочная деятельность подлежит лицензированию. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) подлежат лицензированию: деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (п. 20 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (п. 22 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (п. 25 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным, правила о котором предусмотрены ст. 426 ГК РФ. Согласно указанной статье публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе сюда отнесена перевозка транспортом общего пользования). Однако в ст. 426 ГК РФ также не учтено то обстоятельство, что в качестве стороны, заключающей публичный договор с потребителем, может выступать индивидуальный предприниматель. Попытка устранить указанную неточность предпринята в п. 216 Проекта федерального закона № 47536-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Проект № 47536-6)[10], согласно которому под публичным договором понимается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (в частности, перевозка транспортом общего пользования).

Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). В Проекте № 47536-6 содержится положение о том, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Заключение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, для перевозчика является обязательным; перевозчик не вправе отказаться от его заключения при возможности предоставить потребителю услугу по перевозке. Перевозчик также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст. 426 ГК РФ). Помимо прочего, публичный характер рассматриваемого договора предоставляет возможность Правительству РФ издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора перевозки пассажира[11].

Следует отметить, что пассажир как потребитель, помимо норм статей 426 и 789 ГК РФ, пользуется правами, предоставленными ему в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300- I «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами.

Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Как правило, условия договора перевозки пассажира определены в проездном билете. «Однако они могут быть опубликованы в средствах массовой информации, размещены в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов либо заменяющих их абонементов, жетонов и иных аналогов»[12]. Как отмечает В.В. Витрянский, «и в этом случае гражданин, покупая соответствующий жетон и т.п., заключает договор перевозки, по существу присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира»[13].

Содержание договорного правоотношения по перевозке пассажира составляют права и обязанности его участников. Одним из прав пассажира, купившего билет, является его возможность в любое время отказаться от договора перевозки пассажира. При этом в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются условия и порядок возврата уплаченной суммы, а также ее размер (например, ст. 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 183 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 108 ВК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет также права провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Указанные права конкретизируются в транспортных уставах и кодексах (например, ст. 22—23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 106 ВК РФ).

Читайте так же:  Нотариус с переводом на французском

Основой обязанностью пассажира является внесение платы за проезд и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров, багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Помимо внесения платы за проезд и провоз багажа пассажиры имеют еще ряд обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством и связанных, в частности, с необходимостью соблюдения общественного порядка, соблюдения санитарных и других формальностей, необходимостью сохранять билет и багажную квитанцию и в целом соблюдения правил перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта. Например, согласно п. 2 ст. 100 КВВТ РФ пассажир обязан соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.

Что касается перевозчика, то указанное лицо также пользуется определенными правами, вытекающими из договора перевозки пассажира и правовых актов. Прежде всего перевозчик имеет право на получение платы за проезд и провоз багажа. Кроме этого, в определенных случаях перевозчик в одностороннем порядке вправе прекратить договор перевозки пассажира. В частности, согласно ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если: пассажир нарушает паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки; пассажир отказывается выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими требованиями, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; а также в других указанных в ст. 107 ВК РФ случаях. Отказ перевозчика от договора морской перевозки пассажира, а также одностороннее изменение условий такого договора возможны в соответствии со ст. 184—185 КТМ РФ.

По инициативе перевозчика прекращение или изменение договора перевозки пассажира по внутренним водным путям предусмотрено ст. 101 КВВТ РФ.

Обязанности перевозчика могут быть представлены следующим образом. Прежде всего перевозчик должен предоставить пассажиру всю необходимую информацию о предстоящей перевозке, в том числе информацию, связанную с временем отправления и прибытия транспортного средства.

Другой основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок. Понятно, что перевозка транспортом общего пользования осуществляется по расписанию, в котором указаны сроки начала и окончания перевозки и которые не должны быть нарушены перевозчиком. Сроки отправления и доставки пассажира указаны также в его проездном билете.

Перевозчик обязан обеспечить своевременную подачу транспортных средств для посадки пассажиров. Обязанностью перевозчика является также предоставление пассажиру места, указанного в его билете (ст. 103 ВК РФ, п. 1 ст. 99 КВВТ РФ, ст. 82 УЖТ РФ). Между тем «в договоре перевозки пассажира городским общественным пассажирским автомобильным транспортом пассажиру предоставляется вместимость транспортного средства, при этом конкретное место размещения пассажира не согласовывается сторонами»[14].

Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Интересно, что «на морском транспорте для определения временной сферы действия обязанностей перевозчика по обеспечению его безопасности и сохранности его багажа (“время перевозки”) используются так называемые периоды перевозки, которыми охватываются не только время нахождения пассажира на судне, но и периоды посадки и высадки пассажира, а также его доставки водным путем с берега на судно и наоборот»[15]. «Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей… обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ РФ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК РФ»[16].

Помимо сказанного, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру комплекса услуг, оплаченных при покупке билета, а также дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.

С обязанностями перевозчика тесно связан вопрос о его ответственности перед пассажиром. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон. В литературе подчеркивается, что ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер[17].

В соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. При этом перевозчик может освободиться от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ «перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». При этом в общем виде размер ущерба, причиненного при перевозке багажа, определяется по правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.

И, наконец, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Указанная ответственность определяется по правилам гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

1 Микрюкова Г.А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Свердловск, 1986. С. 4.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов (и др.); под ред. А.П. Сергеева. — М., 2011. С. 513.

3 О видах перевозок см., например: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010. С. 295—296; Граждан ское право: учеб. С. 512—513, 535; Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 163.

4 Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 151.

5 Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 85—86.

6 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М., 2004. С. 306.

7 Цит. по: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 322—323.

8 См., например: Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. II . Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. — М., 2011. С. 692.

9 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 324.

10 URL : http :// www . consultant . ru

11 См., например: Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112) // СПС «Консультант Плюс».

12 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С . 308.

14 Гуржей С.Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: дис. … канд. юрид. наук. — Челябинск, 2007. С. 126.

15 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 317.

16 Российское гражданское право: учеб. С. 691.

17 Российское гражданское право: учеб. С. 695.

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за проезд (а при сдаче багажа — и за провоз багажа) установленную сумму (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 N 111.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет.

По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 3 ст. 786 ГК РФ):

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный.

Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

Читайте так же:  Приказ на установление лимита кассы образец

Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;
  • делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;
  • продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;
  • выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;
  • возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);
  • переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;
  • продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, то есть вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации-перевозчика:

  • своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;
  • предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);
  • доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;
  • обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;
  • оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст. 84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство. Безопасность пассажира обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст.ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Исходя из смысла ст. 103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж», часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит на борту самолета бесплатно, а другая часть (за пределами этих норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной суммы за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет приобретая проездной документ (билет), то есть практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей, в частности обязанность надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров. Так, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).

Договор перевозки: Видео

Другие статьи:

  • Как оформить приказ на увольнение по сокращению Приказ о сокращении штата Процедура не только неприятна для обеих сторон трудовых отношений, но и имеет много тонкостей, требующих аккуратности в оформлении. Так, если после увольнений по данному основанию в компанию будет принят работник на иную должность, но […]
  • Ук рк 103 статья Уголовный Кодекс РКСтатья 103. Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, – наказывается ограничением […]
  • 103 приказ рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления […]
  • Уголовный штраф исполнение Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового […]
  • Сколько составляет пособие на ребенка в беларуси Пособие при рождении ребенка Пособие при рождении ребенка - одна из разовых выплат, причитающаяся родителям от государства в качестве финансовой помощи семьям, в которых появилось потомство. Объем выплаты этого пособия привязан к величине бюджета прожиточного […]
  • 1с8 лицензия на сервер 1С Предприятие 8. Лицензии на сервер Цена 1С Предприятие 8. Лицензии на сервер 1С:Предприятие 8.2 Лицензия на сервер (x86-64) 86400 руб.Купить 1С:Предприятие 8.2. Лицензия на сервер 50400 руб.Купить 1С:Предприятие 8.3. Лицензия на сервер (USB) 60500 […]
  • Уменьшение зарплаты алименты Снижение размера алиментов Алименты могут быть уменьшены – это факт. На это надеются все плательщики, и этого боятся все получатели алиментов. Для уменьшения размера алиментов нужны серьезные основания. Заинтересованная сторона должна собрать все необходимые […]