Ликвидация юридических вузов

Конспекты юриста

Ликвидация юридического лица

При ликвидации юридического лица его деятельность прекращается без последующего правопреемства.

Ликвидация может быть добровольной или принудительной.

При добровольной ликвидации решение о ней принимают либо участники юр. лица, либо уполномоченный ими орган. При ликвидации унитарного предприятия или учреждения решение принимает собственник в лице уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация осуществляется только по решению суда, которое может быть принято на основании заявления уполномоченного государственного органа, как правило, таким органом является орган федеральной налоговой службы.

Основания принудительной ликвидации:

  • — выявление допущенных нарушений при создании юр. лица, при этом такие нарушения должны носить неустранимый характер;
  • — осуществление какой-либо предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения (без лицензии);
  • — осуществление деятельности, запрещённой законом (такие нарушения должны быть грубыми и неоднократными);
  • — благотворительные и иные фонды могут быть ликвидированы за осуществление вне уставной деятельности.

Согласно действующей судебно-арбитражной практике, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если нарушения носят малозначительный характер и могут быть устранены добровольно.

Не зависимо от того, кто принимает решение о ликвидации, её порядок является единым.

1. Уведомляется регистрирующий орган, который носит соответствующую запись в единый государственный реестр юр. лиц о том, что юр. лицо находится в процессе ликвидации.

2. Создаётся ликвидационная комиссия; а если ликвидируемое юр. лицо незначительно по составу участников, по составу имущества или обязательств, то назначается лицо, которое будет осуществлять функции единоличного ликвидатора. С этого момента прежнее руководство юр. лица отстраняется от управления, а соответствующие полномочия переходят к ликвидационной комиссии или к ликвиданту.

3. Ликвидационная комиссия публикует в СМИ сообщение о ликвидации юр. лица, в котором необходимо указать его наименование и место нахождения, регистрационный номер, а также сведения о порядке и сроке заявления требований кредиторов (срок должен быть не менее двух месяцев с момента публикации). Затем ликвидационная комиссия самостоятельно выявляет кредиторов, также уведомляет их о ликвидации, а также принимает меры к выявлению и взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юр. лица.

После окончания назначенного срока ликвидационная комиссия устанавливает размер и состав кредиторской задолженности на основании всех заявленный требований и формирует промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс состоит из двух частей: в одной части указываются все заявленные требования, в другой части баланса указывается общая сумма денежных средств. В случае необходимости ликвидационная комиссия вправе продавать имущество ликвидируемого юр. лица, назначая с этой целью публичные торги. К ликвидационному балансу прилагается перечень требований кредиторов и решение о возможности, либо о невозможности их удовлетворить.

25.3. Реорганизация, ликвидация и прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства

Согласно и. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация – это один из способов образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Поэтому реорганизация КФХ может быть осуществлена только в случае, если данное хозяйство является юридическим лицом. По нашему мнению, создание КФХ как юридического лица на основе действующего КФХ, не являющегося юридическим лицом, можно условно считать реорганизацией последнего в форме преобразования.

В отличие от реорганизации ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства представляет собой прекращение деятельности фермерского хозяйства без перехода прав и обязанностей к другим лицам. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Следует отметить, что действующее законодательство позволяет фермерскому хозяйству, не имеющему статуса юридического лица, прекратить свою деятельность вне зависимости от наличия неисполненных обязательств, поскольку ликвидация такого хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, т.е. в заявительном порядке. При этом для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении фермерского хозяйства необходимо представить только заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, предусмотренных законодательством (подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»), и решение членов о ликвидации хозяйства (ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Важно подчеркнуть, что, во-первых, если документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений не представлен заявителем, то указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. Во-вторых, законодательство РФ не устанавливает, что документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета, форма которого также законодательно не установлена, выдается территориальным органом Пенсионного фонда РФ при условии погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

На КФХ, являющееся юридическим лицом, распространяются нормы ст. 61 ГК РФ, в которой перечислены условия ликвидации юридического лица. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация юридического лица

Рассмотрение порядка образования и прекращения деятельности юридического лица. Основные формы реорганизации предприятия согласного действующего законодательства. Определение оснований для принудительной ликвидации юридического лица в Гражданском кодексе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)

Кафедра гражданского права и процесса

Специальность Гражданское право

Курсовая работа студента 2-го курса заочной формы обучения

Гатаулина Алина Рафкатовна

1. Общая характеристика ликвидации

1.1 Понятие ликвидации юридических лиц

1.2 Основания ликвидации юридических лиц

2. Порядок ликвидации юридических лиц

3. Банкротство как способ ликвидации юридических лиц

Список используемой литературы

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

— охарактеризовать сущность и способы образования юридического лица;

раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;

Предметом данного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенности порядка образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения в области гражданского законодательства.

1. Общая характеристика ликвидации

1.1 Понятие ликвидации юридических лиц

Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса, будь то с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне не желательно.

Читайте так же:  Приказ 389 от 30042012 года

Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть после ликвидации организация полностью прекращает свое существование, и все права на нее, как и ее долги, теряют силу. А так как государство в лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле не начисленных налогов, платежей и штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка. Этот факт больше всего смущает учредителей и директоров юридических лиц, претендующих на ликвидацию.

Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.» Поскольку права и обязанности не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает здесь очень большую важность.

Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом
юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процесс со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

К другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить эти имущественные отношения и с его участием.

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Реорганизация представляет собой способ прекращения юридических лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ) (См.: Приложение 4):

1) слияние нескольких юридических лиц в одно новое;

2) присоединение юридического лица к другому;

3) разделение юридического лица на два или более новых;

4) выделение из юридического лица новых юридических лиц;

5) преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в другую.

По общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решением уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Эти документы становятся, после утверждения судом, основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных судом, возможна лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц составляется передаточный акт, при разделении и выделении — разделительный баланс. Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всей совокупности обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшими решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации, а в форме присоединения — только с момента внесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам.

Обеспечение прав кредиторов юридического лица при его реорганизации достигается правилами ст. 60 ГК РФ. На учредителей (участников) или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, возлагается обязанность письменного уведомления об этом всех кредиторов. Каждый кредитор может потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает это юридическое лицо, и возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Если же разделительный баланс не дает возможности установить правопреемника, то вновь возникшие юридические лица отвечают по обязательствам реорганизованного юридического лица солидарно.

1.2 Основания ликвидации юридических лиц

ликвидация реорганизация юридический гражданский

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;

Неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п. 2 ст. 52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

1. Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

2. Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Создание вооруженных формирований;

Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

10. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

11. Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.

Читайте так же:  Заполнение трудовых книжек 2019 увольнение

Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно — по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов (эта или другая норма установлена в уставе АО).

Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» гласит: «В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.»;

Общество с ограниченной ответственностью — только по единогласному решению его участников;

Истечение срока, на которое создано предприятие;

Достижение цели, ради которой оно создавалось;

Признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.

2. Порядок ликвидации юридических лиц

Органы юридического лица или участники, которые приняли решение о его ликвидации, должны немедленно в письменной форме донести об этом органу, который зарегистрировал его, этот орган вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридический участник прибывает в стадии ликвидации. Участники, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Главная цель — завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.

Для того чтобы узнать эти связи, комиссия по ликвидации должна быть помещена в органах печати, которые публикуют сведенья о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами, которые не могут быть меньше двух месяцев с начала создания такого объявления. Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия должна сама принять меры к выявлению кредиторов, уведомить их письменно о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и взять с них долг.

По завершению сроков для предъявления требований кредиторами, комиссия по ликвидации создает промежуточный ликвидационный баланс, являющийся предварительным определением соотношением имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он обязан содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом по согласованию с органом, зарегистрировавшим эту организацию.

Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст. 855 ГК и включает в себя два варианта: при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п. 2 ст. 855 и включающий в себя шесть очередей; если денежных средств достаточно для того, чтобы оплатить все долги, то они оплачиваются по мере их поступления. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то имущество, которое закреплено за юридическим лицом распродается с публичных торгов.

Если учитывать случай того, что и после реализации имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, для того чтобы расплатиться по всем его долгам, п. 1 ст. 64 ГК предвидел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она подобна той очередности, которая предвидена в п. 3 ст. 25 ГК, она регулирует очередность выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, которого призвали по решению суда банкротом, с такими свойствами: для реализации процедуры выплаты долгов юридического лица в определенном порядке не требуется постановление суда о признании его несостоятельным должником; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от капитала граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое может быть направлено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть направлено на весь закрепленный за юридическим лицом капитал.

Запросы кредиторов, которые заявлены после истечения срока, заданной ликвидационной комиссией, довольствуются из имущества юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в свое время. Запросы кредиторов, которые отклонены ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те обстоятельства, которые оказались не положительными из-за недостатка капитала юридического лица, считаются погашенными.

После окончания расчетов с кредиторами, комиссия по ликвидации собирает окончательный ликвидационный баланс, который содержит в себе сведения об окончательном имущественном положении ликвидируемой организации. Если у нее остался какой-либо капитал, то он по общему правилу отправляется его основателю, имеющий вещные права на этот капитал (например, учредители общественных и муниципальных унитарных организаций) или неизбежные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или образовательными протоколами юридического лица.

На основание вышеизложенного, можно скомпоновать сжатые сведенья о порядке ликвидации юридических лиц:

1. Учредители или орган, который принял решение о ликвидации, устанавливают ликвидационную комиссию. (Ликвидационная комиссия образуется собственником ликвидируемого предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом для ликвидации предприятия.)

2. Комиссия по ликвидации выпускает в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

3. Ликвидационная комиссия обнаруживает кредиторскую и дебиторскую задолженность.

4. Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

5. Удовлетворяет спрос кредиторов.

6. Организовывает окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц.

С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.

3. Банкротство как способ ликвидации юридических лиц

Банкротство — это способ по ликвидации юридического лица. Под ним понимается признание арбитражным судом или должник объявляет о том, что неспособен выполнить требования кредиторов в договоренном объеме по исполнению обязанности, по денежным обязательствам и уплате платежей.

Ликвидация юридических вузов

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает 2 .

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Читайте так же:  Ч2 ст118 ук рф судебная практика

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего 3 , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью 4 .

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона 5 .

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. 6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Другие статьи:

  • Заявление на постановку на кадастровый учет образец Условия и инструкция постановки земельного участка на кадастровый учет Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет я разделила на 3 больших пункта: сбор необходимых документов; сама постановка участка на кадастровый учет в кадастровой палате; […]
  • Заявление во исполнении определения суда об оставлении без движения Заявление во исполнении определения суда об оставлении без движения Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Транспортный налог доклад 2019 Налог на роскошь в 2019 году — список автомобилей от Минпромторга, попадающих под повышающий коэффициент Когда введен налог Перечень автомобилей 2019 года Как менялся официальный список с 2014 года? На что стоит обратить внимание? Перечень всех машин, […]
  • Полномочия гос власти в области мсу Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления Полномочия органов государственной властисубъектов РФ в области местного самоуправления: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ […]
  • Нотариус пестерева Нотариусы Осинники +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Перехода Татьяна Петровна Телефон: […]
  • Гражданство рф основание приобретения кратко Гражданство рф основание приобретения кратко Конспект лекции: Основания и порядок приобретения гражданства РФ В соответствии с 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 установлены следующие основания приобретения гражданства РФ: - по рождению; - в результате […]
  • Все выплаты и пособия при рождении второго ребенка в 2019 году в спб Пособия на детей в 2019 году Размер детских пособий в 2019 году, предоставляемых гражданам за счет средств Фонда социального страхования (ФСС), известен уже сейчас. Для их расчета используются следующие величины: Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за 2019 […]