Пособия для музыкального руководителя детского сада

Наглядные пособия в музыкальной деятельности

Автор — КОРОБКИНА Елена Ивановна,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОО Детский сад № 29, г. Верхняя Пышма Свердловской области.

Развитие эмоциональной сферы у детей так же важно, как и развитие двигательной координации, речи, певческих навыков. Музыка без эмоций — простое сочетание нот. А ребятишки очень любят игры, где можно покривляться, поудивляться, погримасничать. Поэтому на каждом музыкальном занятии необходимо вводить хотя бы небольшой элемент из многообразной палитры игр и упражнений на развитие эмоции.

Мы с детишками здороваемся или прощаемся с разным настроением: не хочется расставаться — грусть, рады встрече — радость, обиделись на соседа — обида и так далее.

Используем пособие «Белоснежка и семь гномов». Дети выбирают себе гномика и поют заданную музыкальную фразу или текст с той интонацией, какое лицо у гномика.

Упражнение «Угадай настроение». Все дети закрывают глаза, один ребенок выбирает себе гномика, прячет его и показывает эмоцию ребятам — те отгадывают.

Аналогично используем пособие «Яблочное настроение».

А «Кубик настроений» — одно из любимых пособий у ребят. Его можно покидать друг другу, вспомнить, какие сказочные герои бывают злыми, какие хитрыми, какие плачут, а какие хитрят.

На музыкальных занятиях я часто использую ноутбук или мультимидийную установку. Ребятишкам это очень нравится, так как они знают, что их ждет сюрприз: или знакомая песенка вдруг «оживилась», превратилась в мультик, или их ждет новая игра.

И вот сейчас мы прощаемся так: дети пропевают или проговаривают фразу: «До свидания! До новых встреч!», — с разной интонацией, после того как на экране появятся картинки со зверюшками или насекомыми.

Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов (знакомство с музыкальными инструментами)

Майя Хапсаева
Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов (знакомство с музыкальными инструментами)

Данное учебно- методическое пособие разработано для музыкальных руководителей. Данное пособие можно использовать как на музыкальных занятиях, в разделах слушание музыки, музыкально— ритмические движения (произвольные танцевальные движения детей, во время звучания различных инструментов, так и во время подгрупповых и индивидуальных занятий. Так же оно может быть использовано при работе с карточками, фланелеграфом. Этот наглядный материал оказывает огромную помощь при знакомстве детей с классификацией музыкальных инструментов.

Здесь представлены духовые, струнные, ударные. Это пособие вызывает у детей интерес к звучанию различных музыкальных инструментов.

Прикреплённые файлы:

Весёлые ладошки Методическое пособие «Весёлые ладошки». В дошкольном возрасте важно развитие музыкально-сенсорных способностей у детей. И я использую.

Приложение к консультации для музыкальных руководителей Предлагаю вашему вниманию приложение в виде презентации для консультации музыкальных руководителей. Эти материалы были подготовлены для.

Методическое пособие «Профессия — музыкальный руководитель»

Столичный учебный центр
г. Москва

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 1»

«Профессия — музыкальный руководитель»

Методическое пособие для студентов специальности 050130 «Музыкальное образование»

Профессиональные качества музыкального руководителя…………. 6

Виды деятельности на музыкальном занятии…………………………. 8

Возрастные особенности дошкольников………………………………. 9

Рекомендации при подготовке к музыкальному занятию…………… 12

Методическое пособие включают в себя:

— исторический аспект становления профессии музыкального руководителя;

— раскрытие основных профессиональных качеств музыкального руководителя;

— раскрытие возрастных особенностей детей;

— рекомендации по подготовке к музыкальному занятию;

— знать и уметь применять на практике различные методы работы с детьми дошкольного возраста.

Содержание методического пособия направлено на формирование у студентов-практикантов профессионально-необходимых знаний и становление педагогических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании де​тей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Музыку называют «зеркалом души человека», «эмоциональ​ным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отноше​ние — это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эф​фективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ре​бенок — сама эмоция и потому значение его встречи с высокохудо​жественной музыкой трудно переоценить.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка, а именно творческих музыкальных способностей. Их формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве педагогов образовательного учреждения. Помочь детям почувствовать силу и красоту воздействия музыки — задача музыкального руководителя.

Данная работа адресована студентам педагогического колледжа, обучающимся на музыкальном отделении, а так же — музыкальным руководителям.

Специфику профессии музыкальный руководитель составляет синтетический профиль его деятельности, совмещающий, в отличие от большинства учительских профессий, несколько разнохарактерных форм, а именно — профессии музыканта — исполнителя, дирижера хора и теоретика — музыковеда. И все эти качества необходимы, для того, чтобы музыкальное занятие прошло успешно.

1. Исторический аспект

Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.

В Средневековье роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг христианской религии (в Европе). Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни. Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории.

С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.

Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Музыкальные руководители, как правило, работают в детских дошкольных учреждениях. Они несут музыкальную культуру подрастающему поколению, создают колыбель искусств, в которой творят сами и учат ребенка творить свободно и красиво.

Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми.

Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ», так как она связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.

По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.

К профессионально важным качествам музыкального руководителя относятся:

музыкальная и педагогическая одаренность

развитая моторика рук

развитые коммуникативные способности

высокая эмоциональная устойчивость — выдержка, самообладание

большой объем оперативной и долговременной памяти;

умение чувствовать и понимать стили, жанры музыки.

Музыкальный руководитель в детском саду — это особая, уникальная профессия, привлекающая людей с особыми личностными качествами, поскольку приобщение детей дошкольного возраста к музыке требует не только специальных знаний и умений, но и чуткости, деликатности, тонкого понимания значимости самого процесса музыкального воспитания.

Глубина и сложность, а главное — значимость этой профессии в настоящее время еще далеко не оценена. Сегодня у детей, живущих в новой информационной среде, проводящих много времени у компьютеров, как никогда важно развивать внутренний мир, эмоциональную сферу, способность чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать друг с другом и с миром природы. Приобщение к музыке, самому тонкому, духовному искусству — вот один из реальных путей воспитать Человека, и на этом пути музыкальный руководитель как проводник, как помощник и партнер играет огромную роль, от которого зависит, откроет ли ребенок дверь в мир Музыки, или она навсегда останется для него закрытой.

2. Профессиональные качества музыкального руководителя

Первое качество , которое, чрезвычайно важно для педагога-музыканта — это понимание значимости этой профессии, осознание своей Миссии. Современный музыкальный руководитель должен иметь четкие представления о целях и ценностях музыкального воспитания, о методологии музыкальной педагогики. Без этой основы реализация современных программ и технологий будет носить поверхностный характер, и вся работа по музыкальному воспитанию будет сводиться к подготовке детей к праздничным утренникам и выступлениям на конкурсах (что часто и происходит).

Второе важное качество в профессии музыкального руководителя — это его психолого-педагогическую компетентность. Знание возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, умение создавать комфортную среду, обеспечивающую ребенку эмоциональное благополучие, владение методами творческого развития в музыкальной деятельности — вот ключевые компетенции современного педагога-музыканта.

Читайте так же:  Какие льготы положены многодетным матерям

Психолого-педагогическая компетенция современного педагога предполагает не только владение знаниями, различными технологиями музыкального развития детей, но и такие качества, как профессиональная рефлексия, критическое мышление. Это необходимо, поскольку сегодня предлагается огромное количество учебных пособий, программ, репертуарных сборников и для педагога важно уметь делать осознанный, обоснованный выбор.

Музыкальный руководитель (как и любой педагог!) должен быть образованным человеком, с грамотной речью, обладающий коммуникативными навыками. Без общекультурной подготовки педагога развитие психолого-педагогической компетенции теряет смысл.

Третьей важнейшей компетенцией можно назвать музыкальную подготовленность педагога-музыканта, его влюбленность в музыку как в искусство, профессиональное владение музыкальным инструментом (желательно, двумя и более), обладание широким музыкальным кругозором, художественным вкусом.

Характеристика многочисленных функциональных обязанностей музыкального руководителя требует владения самыми разнообразными компетенциями: нужно обладать организаторскими умениями, способностями художника-оформителя и костюмера, а также хореографа, аранжировщика, сценариста, и т. д.

В настоящее время музыкальный руководитель должен использовать ИКТ в образовательном процессе: уметь делать презентации, владеть интерактивной доской, делать свои странички на сайте детского сада с целью взаимодействия с родителями.

Очевидно, что в одном человеке вряд ли все эти умения будут развиты на высоком уровне. Поэтому выделим главные качества педагога-музыканта, без которых не может идти речь о полноценном музыкальном воспитании детей. Это – любовь к детям, увлеченность музыкой, профессиональная музыкальная подготовка и способность к творчеству. Все остальные умения можно приобрести или компенсировать.

Чтобы быть успешным не только в профессии, но и в жизни, важно обладать не только специальными компетенциями, но и общими способностями. Поскольку сегодня мы живем в изменяющемся мире, где все непредсказуемо, чтобы быть успешным, нужно уметь гибко адаптироваться к новым условиям и требованиям. С этой точки зрения современный педагог должен обладать деятельностными способностями, то есть способностями к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию. В дошкольном детстве важно сформировать первичный опыт решения разнообразных проблем (преимущественно – в игровой форме). И чтобы этот первичный опыт в школьном возрасте перерос в новое качество – деятельностные способности – важно, чтобы преодоление трудностей (в начале – вместе со взрослым) вызывало чувство удовлетворения, радость, повышало самооценку и уверенность в своих силах, расширяло представление о возможных способах решения различных задач. Поэтому важным требованиям к педагогу является его готовность к самообучению, умение моделировать игровые ситуации, в которых дети приобретали бы опыт решения различных проблем.

3. Виды деятельности на музыкальном занятии

Музыкальное занятие имеет четкое построение:

— развитие чувства ритма, музицирование;

— пляски, игры, хороводы.

В этот раздел включаются два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражне​ния для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок.

Работа над развитием чувства ритма. Музи​цирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его не​обходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неодно​кратно, повторяются. Каждое новое задание пере​носится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укреп​ляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою оче​редь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучива​ние при этом забавных стишков, прибауток развива​ет детскую память и речь.

Для того чтобы дети лучше воспринимали музы​ку, необходимо подбирать музыкальные произведе​ния с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музы​кальному образу или герою характером. Для лучше​го восприятия к каждому музыкальному произведе​нию подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет ис​пользование записей, а также ви​деоматериалов из кинофильмов и мультипликаци​онных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Большое внимание уделяется пению. Собственное исполнение песен должно до​ставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гу​дение), им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на заня​тиях не должен заучиваться.

Пляски, игры, хороводы

Основная цель — дать возможность детям по​двигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т. д.) исполняет воспи​татель или ребенок старшего возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педаго​га и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражне​ния, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них.

4. Возрастные особенности дошкольников

Группа детей раннего возраста (от 1,5 до 3лет)

В первые месяцы пребывания малышей в детском саду музыкальная деятельность является одним из самых ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширения его кругозора. Дети третьего года жизни слушают новые песни без музыкально-двигательного показа. Узнают знакомые песни и различают их по характерному фортепианному сопровождению. С интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку, иллюстрирующую рассказ и узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают классическую музыку 5 минут с перерывами (продолжительность непрерывного звучания до 2-х минут).

В этом возрасте дети поют всей группой, точно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни, но при воспроизведении возможны ошибки в произношении. Поют с помощью воспитателя, индивидуально и группами, с музыкальным сопровождением и без него.

Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) способны выполнять движения в музыкальных играх, упражнениях и плясках по показу, по словам, по музыке. Они быстро усваивают, запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой: новые движения, показанные взрослыми, новые оттенки знакомых движений, смену движений в двухчастной музыке. Проявляют согласованность движений: ходьба, бег «стайкой», ходьба парами, кружение парами, ходьба по кругу, сужение и расширение общего круга с помощью взрослого.

Группа детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4лет)

Эмоционально отзываясь на музыку, откликаясь на её содержание, дети в три года ещё не могут выразить своих мыслей и чувств, но впечатление, вызванное тщательно, умело подобранной и хорошо исполненной музыкой, оставляет след в их сознании и чувствах. В этом возрасте дети способны прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, различить его характер. А при частом повторении произведения, дети способны его узнать. Узнавание музыкального произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке.

В младшем дошкольном возрасте голосовые связки детей ещё не сформированы. Сила звучания голосов умеренная. Голосовой диапазон небольшой, примерно в пределах ми – ля первой октавы.

У детей младшей группы наблюдается большая потребность в движении. В этом возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. Дети в три года могут побегать, попрыгать, поплясать под быструю, весёлую, громкую музыку (используя простейшие танцевальные движения), покачать куклу (мишку) под тихую, грустную, медленную музыку. Могут выполнять образные движения, согласуя их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.).

В игре на детских музыкальных инструментах дети младшего дошкольного возраста способны освоить элементарные способы игры на детских ударных и шумовых инструментах, воспроизвести равномерный ритм в разных темпах, играть в ансамбле совместно со взрослыми.

Группа детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности. В этом возрасте дети способны выполнить более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности действий. Например, они узнают произведение не только по мелодии, спетой без слов, но и по вступлению или заключению к песне. Восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным. Дети среднего дошкольного возраста во время бесед о музыке, способны ответить на большее количество вопросов.

В среднем дошкольном возрасте детский голос очень хрупкий. Дети могут петь небольшие лёгкие песни в диапазоне ре – си первой октавы.

У детей четырёх – пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с её характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в пространстве. У них возрастает общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры (колыбельная, плясовая, марш) и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

В игре на детских музыкальных инструментах дети среднего дошкольного возраста способны освоить элементарные приёмы игры на детских ударных и звуковысотных инструментах, воспроизвести равномерный ритм, ритм суммирования и другие несложные ритмы. Они могут самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых красок пьесы и соответствующие характеру музыки, воспроизвести ритм песни, согласуя звучание с динамическими оттенками, играть в оркестре ударных инструментов.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности в россии

Группа детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и музыкальный опыт. Восприятие детей становится более осознанным. Дети начинают замечать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые. Могут дать достаточно развёрнутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки.

В результате систематических напоминаний приобретается определённая культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при этом навыки. Дети уже в состоянии прослушать более длинные музыкальные произведения, не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности (темп и динамику; темп, тембр и динамику). У большинства из них проявляется интонационно-мелодическая ориентация. Восприятие музыкального образа становится более осознанным.

Дети к пяти – шести годам начинают овладевать певческими навыками уже более осознанно и более качественно. Они могут петь лёгким звуком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы, брать дыхание между маленькими фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко, громко и тихо.

У детей старшего возраста, посещающих детский сад, имеется уже большой опыт в выполнении музыкально-ритмических движений. Они могут выполнить ритмично и выразительно движения в соответствии с различными характером, регистрами и динамикой музыки; узнают музыку марша, бега, пляски, колыбельной, польки; определяют форму музыкального произведения (одно -, двухчастную), выбирают соответствующие движения; активно включаются в творческие задания: самостоятельно воспроизводят сложные сюжеты, импровизируют, передавая определённое настроение и состояние (грусти, печали, радости, восторга), их движения становятся более выразительными.

В игре на детских музыкальных инструментах дети старшего дошкольного возраста могут исполнить простейшие мелодии на звуковысотных музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Группа детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7лет)

Дети седьмого года жизни становятся любознательными, наблюдательными, они пытаются установить связь между отдельными явлениями. Их восприятие становится более тонким. Они способны более адекватно почувствовать музыку, понять её содержание, эмоционально реагировать на неё. Содержание бесед с детьми шести-семи лет становится более развёрнутым, характер постановки вопросов значительно отличается от аналогичной методики в старшей группе.

Дети к шести годам уже овладели навыками звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Они способны запомнить и воспроизвести мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Они свободно, выразительно исполняют выученный материал. Поют в диапазоне от до первой октавы до ре второй октавы. Некоторые песни становятся любимыми для детей.

В этом возрасте ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и выразительном исполнении их под музыку – грациозно, легко, изящно. У детей резко возрастает способность к выполнению разнообразных и сложных по координации движений. Они достаточно свободно владеют многими естественными движениями, им знакомо мышечное чувство напряжения и расслабления и они начинают осознанно управлять им. Дети овладевают не только общим рисунком и смыслом того или иного движения, но и элементами техники его исполнения.

К шести годам дети уже освоили музыкальные инструменты и могут играть несложные мелодии. Этот этап обучения предполагает исполнение детьми произведений, в котором звучат от трёх до двенадцати музыкальных инструментов. Дети в возрасте от 6 до 7 лет способны импровизировать ритмы, подбирать по слуху несложные мелодии, аккомпанировать себе во время пения.

Из этих особенностей складывается общая продолжительность занятия:

Вторая младшая группа – 15 минут

Средняя группа – 20 минут

Старшая группа – 25 минут

Подготовительная группа – 30 минут

5. Рекомендации при подготовке к музыкальному занятию

Роль музыкального руководителя в музыкальном развитии ребенка огромна. От его усилий, возможностей, таланта зависит, сможет ли каждый ребенок найти свой способ творческого самовыражения в том или ином виде музыкальной деятельности, насколько дети будут увлечены музыкой и пронесут ли они это увлечение через всю жизнь.

При подготовки к музыкальному занятию можно выделить следующие этапы:

1. Программное содержание занятия, соответствующее требованиям «Программы». Отражение в программном содержании воспитательно-образовательных задач, комплексное решение задач всестороннего развития личности ребенка: эстетического, умственного, физического, трудового.

2. Создание условий для проведения занятия:

• место занятия в режиме дня;

• наличие плана, игрушек, атрибутов, наглядных пособий, технических средств обучения;

• наличие и подготовка нотного материала, аудиозаписей к занятию;

• эстетичность и педагогическая целесообразность интерьера зала (достаточно ли стульев, соответствие их размеров возрасту детей, расположение их относительно инструмента);

• внешний вид музыкального руководителя, знание материала, исполнительское мастерство;

• внешний вид детей (одежда, обувь).

3. Деятельность музыкального руководителя в ходе занятий:

• методика построения занятия, организация детей в начале занятия, сколько частей в занятии, их соотношение, виды музыкальной деятельности на занятии, их чередование, соотношение нового и повторного материала;

• учет физиологической и эмоциональной нагрузки;

• учет предшествующей нагрузки и последующей деткой деятельности, учет ее характера, возрастных особенностей детей данной группы, условий помещения, учет состава группы;

Методика проведения занятия:

• использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения на занятии по всем видам музыкальной деятельности (наличие индивидуального подхода к детям, анализ качества выполнения детьми всех заданий, участие детей в анализе);

• участие детей в анализе занятия.

4. Деятельность детей на занятии:

• умение подчиняться определенным правилам поведения, самостоятельность;

• активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий;

• умения и навыки детей в слушании музыки (умеют ли эмоционально отзываться на музыку; как это отражается в ответах);

• состояние певческих умений и навыков (умеют ли дети передавать характер музыки в пении, выразительность исполнения детьми песен, различных по содержанию);

• умение детей передавать характер музыки в движениях, выразительность исполнения детьми различных движений под музыку;

• навыки детей в игре на детских музыкальных инструментах (умеют ли играть индивидуально и в ансамбле; какое место в занятии было отведено этому виду деятельности);

• творческое проявление детей в пении играх, танцах;
• качество усвоения детьми материала занятия по всем видам музыкальной деятельности.

5. Длительность занятия (в соответствии с возрастной группой).

6. Анализ плана занятия, соответствие проведенного занятия его содержанию.

Хотелось бы остановиться на некоторых этапах подготовки к музыкальному занятию подробнее, так как они вызывают большее затруднение у студентов. С чего нужно начинать подготовку? Необходимо определиться, у какой группы будет проходить музыкальное занятие. Группы распределены в детских садах по возрастному принципу — первая младшая (ясли) возраст 1,5 — 3 года (некоторых садах, возраст может отличаться). Вторая младшая — дети, возраст которых 3 — 4 года. Средняя группа — 4-5 лет. Старшая группа — 5-6 и подготовительная 6-7 лет.

У каждой возрастной группы есть свои физиологические и психологические особенности, о которых говорилось ранее.

Обязательно нужно поинтересоваться, по какой программе работает музыкальный руководитель. Сейчас достаточно много программ, но чаще используется программа авторов И. М. Каплунова, И. А. Новосельцева «Праздник каждый день» Издательство «Композитор» Серия «Ладушки».

«Праздник каждый день» — представляет собой конспекты музыкальных занятий для разных возрастных группы детского сада, рассчитанные на целый год. Интересные и увлекательные, они станут незаменимым помощником педагога и студента в быстрой и качественной подготовке и проведении музыкальных занятий. Принцип построения занятий — традиционный, но с введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся детям. Каждое занятие включает в себя: музыкально-ритмичные движения, пальчиковую гимнастику, развитие чувства ритма, пение, слушание музыки, игры, пляски. Что немало важно, к сборнику предусмотрен аудио материал – где есть вся музыка, необходимая для проведения музыкального занятия. Если даже работа будет проводиться по другой программе — эти сборники будут большими помощниками в подготовке.

Узнав программу, группу, которой вы будете работать, нужно приступать к подбору и разучиванию музыкального материала, а так же постановки цели занятия. Цель, как правило, студенту на практике формулирует музыкальный руководитель, но если такого не случилось, то можно воспользоваться программой, в которой всегда написана цель проводимых занятий. Проанализировав программы, можно сформулировать общую цель — формирование и воспитание устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости к музыке различного характера, развитие музыкального восприятия, обогащение музыкальных впечатлений.

Любая цель достигается путем выполнения поставленных задач. Сформулировать задачи помогут музыкальные произведения, используемые на занятии. Перед каждым видом деятельности всегда проговариваем детям, что мы ждем от них, при выполнении определенного упражнения или действия. Например, в музыкально – ритмических движениях, у детей средней группы, мы хотим, чтоб дети двигались в соответствии с характером музыки – это и есть одна из задач музыкального занятия; в пении, мы хотим, чтоб дети пели протяжно, согласованно, вместе начинали и заканчивали петь – это тоже задача занятия.

Подбор материала происходит к каждому виду деятельность, в зависимости от возраста. Так у младших дошкольников (ясли, вторая младшая группа, средняя) выделяют этапы занятии — музыкально-ритмические движения; пляски, игры; восприятие (слушание); пение (подпевание); упражнения на развитие творчества. В старшем дошкольном возрасте – музыкально – ритмические движения; пляски, игры; слушание; пение; творчество; игра на музыкальных инструментах.

Читайте так же:  Есть ли налог при дарении земельного участка 2019

Весь репертуар для детей обозначен музыкальным руководителем до начала учебного года в его календарном планировании и программе. Как правило, музыкальные руководители, оставляют весь материал, как он описан в программе, но песенный репертуар подбирается индивидуально к группе. В данный момент наблюдается тенденция снижения певческих возможностей у детей, и песни разучиваются и исполняются на занятиях соответствующие вокально-хоровым задачам, которые может освоить ребенок.

Музыкальный материал должен всегда быть выучен идеально. Заинтересованность детей пропадает сразу, как только они слышат запинки при игре, дрожащий голос в пении, неуверенность.

При написании конспекта, хотелось бы особенно обратить внимание на общий сюжет и тематику занятия. В детском саду, для детей, каждое занятие (особенно музыкальное) это сказка-игра, все виды деятельности представлены в игровой форме, и они следуют друг за другом. Сюжетность – обязательное составляющее любого занятие, все объединено одной темой, мыслью. Нельзя забывать, что сосредоточить внимание на одном действие, предмете, дети более 5 минут не могут. Из-за этого занятие должно быть динамичный, постоянная смена деятельности – это один из способов удержания внимания, дети не должны находиться в постоянной статике – они сидят, танцуют, поют, выполняют ритмические упражнения, слушают…

Должны использоваться следующие методические принципы:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (игра, пение), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

— Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

— Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогический задач:

— Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

— Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль общения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») – недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Покажите мне», «Кто мне поможет» — эти фразы должны быть в лексиконе каждого педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становится единым целым.

6. Немаловажным является принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно и стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

У студентов и молодых специалистов, часто отсутствует необходимый методический минимум, который необходим для работы – песенный репертуар, репродукции, картотеки, программы, различные сборники, которые могут облегчить подготовку к занятию.

Предлагаю несколько сайтов, которые помогут в подготовке к музыкальному занятию:

— сайт «Песни маленьких зверят» — http://possum.ru/

Этот сайт создан для тех, кто старается сделать досуг и обучение детей дошкольного возраста более разнообразным и интересным.

Материал сайт адресован музыкальным руководителям детских садов, также он будет полезен для родителей, воспитателей детских садов, руководителей различных кружков и аниматоров.

Сайт музыкального руководителя Ларисы Никитиной

Документация музыкального руководителя ДОУ

  • музыкальных инструментов (для детей и взрослых)
  • музыкальных игрушек
  • музыкально-дидактических игр и пособий
  • для музыкальных игр-драматизаций
  • атрибутов и костюмов.
  • график работы музыкального руководителя
  • планирование занятий с детьми (календарное, календарно-перспективное, план-диагностика)
  • план проведения досугов и развлечений
  • слушание музыки;
  • музыкально-ритмические движения
  • пение
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • музыкальная игра-драматизация
  • конспекты занятий
  • сценарии праздников (по тематикам)
  • сценарии развлечений
  • выступления на педсоветах

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

Активность воспитателя зависит от трех факторов

Методическая разработка на тему:
Паспорт кабинета музыкального руководителя

1. ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГБОУ Школа № 809

Дошкольное отделение

Документацией музыкального руководителя являетcя :

— план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;

— сводные таблицы по итогам диагностики;

— аналитический отчёт о проделанной работе за год.

2. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Оснащение музыкального кабинета и музыкального зала»

ГБОУ Школа № 809 ДО

3. Аналитико-прогностическая деятельность

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГБОУ Школа № 809

Документацией музыкального руководителя являетcя :

— план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;

— сводные таблицы по итогам диагностики;

— аналитический отчёт о проделанной работе за год.

План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 20 лет) – в форме перспективного плана.

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учётом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).

Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приёмы, требующие особой подготовки.

Форма записи – произвольная.

В конце каждого этапа (три месяца) музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития. С учётом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующие три месяца, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчёт.

График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учётом профессиональной нагрузки.

Аналитический отчёт о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе .

Другие статьи:

  • Регистрация ооо армавир "МЕТРОПОЛИС", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Регион: Краснодарский край , г. Армавир Виды деятельности (по кодам ОКВЭД): Производство пищевых продуктов, включая напитки Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения ОКВЭД 2017: […]
  • Нотариус хасанская Нотариальная контора нотариуса Санкт-Петербурга Корнилова Сергея Терентьевича (Лицензия № 371 выдана 18.09.1998 года Управлением юстиции СПб) Прием в нотариальной конторе ведут: Нотариус Санкт-Петербурга Корнилов Сергей Терентьевич. Лицензия на право […]
  • Стаж перед декретом Больничный по беременности и родам при выходе в декрет По действующим нормам Трудового кодекса РФ, декретный отпуск трудоустроенным женщинам в 2016 году предоставляется по месту работы по соответствующему заявлению на основании больничного листа (листка […]
  • Декларация 1 на пенсионер Вопросы и ответы Добрый день. Неработающий пенсионер 68 лет продал в 2011 году квартиру, где он являлся единственным собственником более 3 лет по приватизации. Нужно ли подавать декларацию о нулевом доходе? Большое спасибо. Подобные доходы налогом не облагают […]
  • Заявление о сохранении семьи Заявление о сохранении семьи Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Кто подписывает коллективный договор Работники организации не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. Каков порядок заключения коллективного договора (без участия профсоюзной организации) с представителями трудового коллектива? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: […]
  • Независимая экспертиза в самаре бытовая техника Антикварные книги в Самаре 1. Антик на ул. Куйбышева, 99 Адрес: Самара, ул. Куйбышева, 99 Телефон: +7 (846) 332-34-21 Режим работы: пн-сб 10:00-19:00; вс 11:00-18:00 2. Антиквариат на ул. Ново-Садовая, 349 Адрес: Самара, ул. Ново-Садовая, 349 Телефон: +7 (917) […]