Что имеет право запросить налоговая

Какие документы может запросить налоговая и когда

Недремлющее и всевидящее око налоговой инспекции сопровождает организацию всю ее жизнь. Как подтвердить ту или иную хозяйственную операцию, если инспекторы проявили к ней интерес? Безусловно, в этом помогут правильно оформленные документы.

В рамках налоговых проверок, проверок контрагентов и отдельных сделок ИФНС может запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие данные учета. Какие права у нее есть, какие документы может запросить налоговая, за какие периоды, и как быстро нужно отреагировать на запрос? Разбираемся в этой статье.

Содержание статьи:

1. За какой период налоговая может запросить документы

2. Сроки хранения документов — вспомним общие правила

3. Какие документы может запросить налоговая

4. Сроки предоставления документов по требованию налоговой

5. Продление срока предоставления документов по требованию

Теперь более подробно разберем каждый из вопросов.

1. За какой период налоговая может запросить документы

Отвечая на вопрос, за какой период налоговая может запросить документы при проведении налогового контроля, следует учесть, что этот период зависит от вида контрольных мероприятий.

При камеральных проверках ИФНС имеет право запросить документы только за тот период, за который предоставляется декларация. Например, при камеральной проверке Декларации по НДС за 2 квартал 2018 года могут затребовать документы по операциям, отраженным в декларации только за 2 квартал 2018 года.

Необходимо отметить, что при камеральных проверках контролеры могут запросить документы и после окончания камеральной проверки. Это касается случая, когда ИФНС воспользуется правом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

При выездных проверках период проверки устанавливается решением о проверке. Максимальный срок – 3 года, предшествующие году принятия решения о проверке. Если решение о проверке принято в 2018 году, проверяться могут 2015 – 2017 годы. Соответственно, могут запрашиваться документы, относящиеся к этому проверяемому периоду. А вот запросить документы проверяющие могут даже в последний день проверки. Главное, чтобы это было сделано до составления справки о проведенной проверке. Такая позиция Минфина РФ отражена в письме от 05.04.2018 № 03-02-08/21997.

При запросе документов по контрагенту или конкретной сделке по правилам статьи 93.1 НК РФ период, за который могут быть запрошены документы, ограничивается только сроками хранения запрашиваемых документов и зачастую превышает 3 года.

2. Сроки хранения документов — вспомним общие правила

Напомним, что документы по НК РФ должны храниться не менее 4 лет с момента завершения налогового периода, в котором такие документы использовались при налоговом учете и составлении налоговой отчетности. Документы, связанные с убытками и амортизацией следует хранить более длительный период.

Безопасно хранить документы, подтверждающие полученный убыток в течение 10 лет после его получения.

Срок хранения документов по формированию первоначальной стоимости амортизируемого имущества (4 года) должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (Письмо Минфина России от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

Документы по начислению страховых взносов имеют минимальный срок хранения 6 лет.

Зачастую в качестве первичных документов в налоговом учете принимаются бухгалтерские первичные документы, минимальных срок хранения таких документов согласно Закону «О бухгалтерском учете» составляет 5 лет, а конкретные сроки хранения установлены в Перечне типовых управленческих документах, утвержденных Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

О правилах оформления документов читайте в отдельной статье.

3. Какие документы может запросить налоговая

Итак, ИФНС может запросить документы:

  1. По деятельности налогоплательщика.
  2. По деятельности контрагента налогоплательщика.
  3. По конкретной сделке.
  4. Уточненную декларацию (расчет).

Какие документы может запросить налоговая (договора, акты, накладные), в НК РФ прямо не определено. В пункте 1 Статьи 93 говориться о том, что у проверяемого лица могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

Получается, что вид документов определяет сам контролирующий орган при проверке.

При камеральной проверке НДС предоставление документов в ИФНС чаще всего обусловливается обнаруженными расхождениями с данными контрагентов в декларациях. Также при камеральных проверках деклараций по налогам придется представить документы, подтверждающие право на налоговые льготы, либо документы, обязанность предоставления которых вместе с декларацией прописана в НК РФ (п. 6, 7 статьи 88 НК РФ).

Какие документы может запросить налоговая при получении Декларации НДС с суммой к возмещению?

В этом случае налогоплательщик при сдаче Декларации сразу должен был предоставить вместе с декларацией документы, подтверждающие правомерность вычетов. Если это не было сделано, ИФНС имеет право запросить такие документы. Прежде всего — счета-фактуры и другие документы, подтверждающие вычеты.

При выездной проверке проверяющие могут запросить любые документы, касающиеся проверяемого налога. Это могут быть и первичные документы, и налоговые и бухгалтерские регистры, а также счета, договоры, акты, кассовые и банковские документы и многие другие.

Главное правило при этом – контролирующие органы не имеют право запрашивать документы, не относящие к предмету проверки (конкретному налогу), либо не относящиеся к проверяемому периоду.

В отношении того, имеют ли право проверяющие запросить документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством, четкого ответа нет. Есть судебная практика, в соответствии с которой ИФНС может запрашивать любые документы. Но есть и судебные решения, содержащие противоположную точку зрения.

Правомерны ли действия ИФНС, запросившей в рамках проверки документы статистической отчетности?

Есть судебное решение — Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2012 по делу № А40-29434/11-75-119, согласно которому привлечение к ответственности за непредоставление по требованию ИФНС документов статистической отчетности неправомерно. Обоснование – статистическое отчетность не является документами, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги.

Если при подготовке документов для проверки вы случайно обнаружили, что в документе или учете есть ошибки, то вам в помощь статья по их исправлению.

4. Сроки предоставления документов по требованию налоговой

Сроки предоставления документов по требованию налоговой четко прописаны в НК РФ. И от того, какие документы может запросить налоговая, сроки не зависят. Так при проведении камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика они следующие (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней для всех налогоплательщиков,
  • 20 дней для консолидированной группы налогоплательщиков,
  • 30 дней для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Напомним, что срок исчисляется со дня, следующего за днем получения требования, и считается в рабочих днях.

При получении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой получения считается дата отправки квитанции о получении требования.

При направлении требования заказным письмом датой его получения считается шестой день с даты отправки, либо дата фактического получения (если она укладывается в 6 дней с даты отправки).

Рассчитаем крайний срок предоставления документов по требованию, отправленному по ТКС и полученному налогоплательщиком 20 сентября 2018 года.

Согласно п. 17 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected] налогоплательщик в течение одного рабочего дня с даты получения обязан отправить квитанцию о приеме. Предположим, он сделала это 21 сентября. Тогда последним сроком предоставления документов будет 5 октября 2018 года.

Сроки предоставления документов по требованию налоговой при проведении встречной проверки определяются следующим образом:

  • при запросе документов по контрагенту — 5 дней,
  • по конкретной сделке с 03.09.2018 — 10 дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

5. Продление срока предоставления документов по требованию

Бывают случаи, когда по объективным причинам налогоплательщик не может уложиться в установленный для предоставления документов срок. В таком случае он может попросить об отсрочке. Но сделать это надо очень быстро – не позднее, чем на следующий день после получения требования.

Продление срока предоставления документов по требованию осуществляется путем отправки в ИФНС уведомления по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34), в котором указываются:

  • причины, по которым документы не могут быть отправлены в установленный срок,
  • срок, в который налогоплательщик обязуется представить запрошенные документы.

Причины для отсрочки должны быть уважительными. Это может быть:

  • большой объем запрошенных документов;
  • запрос поступил в период подготовки квартальной (годовой) отчетности;
  • случай, когда место хранение документов – обособленное подразделение;
  • командировка, болезнь, отпуск главбуха или директора.

Последнюю причину не все инспекции признают уважительной.

После указания причины отсрочки рекомендуется привести обоснование. Например, при большом количестве запрошенных документов – расчет времени на поиск и подготовку одного документа. Можно сослаться на небольшой штат бухгалтерии (приложив копию штатного расписания).

Отсрочку лучше просить с запасом. Учтите, что запросив отсрочку на 10 дней, можете получить решение об отсрочке продолжительностью 5 дней. Сроки отсрочки законодательно не установлены, максимальный срок чаще всего составляет 10 дней, но известны случаи, когда налогоплательщикам удавалось получить отсрочку и на 1- 2 месяца.

Получив уведомление, ИФНС примет решение либо о продлении срока, либо об отказе в таком продлении. Такое решение должно быть принято в течение 2-х дней после получения уведомления.

Внимательно относитесь к запросам от налоговой! Нужно не только знать, какие документы может запросить налоговая инспекция и в каких случаях, но и четко соблюдать сроки. Если у вас есть вопросы по теме – задавайте их в комментариях!

В следующей статье в продолжение темы мы разберем, как составить ответ на требование о запросе документов, как заверить документы, и что будет, если требование проигнорировать.

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года

Налоговый контроль – это очень важная и в то же время самая конфликтная часть работы налоговых органов. Прежде всего это касается проверок самого налогоплательщика, но некоторые обязанности, за неисполнение которых предусмотрена налоговая ответственность, могут возникать при этом и у их контрагентов.

Речь идет об обязанности налогоплательщика предоставить по требованию налогового органа документы и информацию о его контрагенте (ст. 93.1 НК РФ). Это правило появилось в НК РФ летом 2006 года и вступило в силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»), однако почти семилетний срок его применения не избавил от некоторых двусмысленностей при толковании положений ст. 93.1 НК РФ.

Суть вопроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо инспекции при проведении налоговой проверки вправе истребовать документы или информацию, касающиеся деятельности налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией). Кроме того, налоговые органы обладают аналогичным правом вне рамок налоговой проверки в отношении документов или информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

В действующей редакции ст. 93.1 НК РФ за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Проблем на практике несколько, но все их можно объединить в две группы. Первая касается выяснения вопроса о наличии правонарушения в действиях контрагента проверяемого налогоплательщика, а вторая – в квалификации нарушения и определении подлежащей применению нормы, и здесь есть некоторые нюансы.

Дело в том, что ст. 129.1 НК РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу») содержит оговорку: ее правила применяются при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). Практическая разница заключается в том, что штраф, предусмотренный ст. 129.1 НК РФ, составляет 5 тыс. руб. при первоначальном правонарушении и 20 тыс. руб. – при повторном в течение календарного года, а в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ размер штрафа, налагаемого на контрагента налогоплательщика, составляет 10 тыс. руб.

Читайте так же:  Приказ об удержании за обучение при увольнении образец

Перекликающиеся формулировки обеих статей позволяли налоговым органам (а впоследствии и судам) по-разному подходить к решению вопроса о том, какая именно статья подлежит применению – ст. 129.1 НК РФ или ст. 126 НК РФ. По этому поводу суды выработали две противоположные точки зрения:

  • В случае неисполнения контрагентом проверяемого налогоплательщика обязанности предоставить запрашиваемые информацию или документы подлежат применению положения ст. 126 НК РФ (постановление ФАС МО от 22 июля 2011 г. № Ф05-6788/11 по делу №А40-129131/2010). Суды в таких случаях указывали, что имеет место отказ контрагента предоставить имеющиеся у него документы или иное уклонение от исполнения этой обязанности, что как раз подлежит квалификации по п. 2 ст. 126 НК РФ. Некоторые эксперты подчеркивают также, что ст. 126 НК РФ является специальной по отношению к ст. 129.1 НК РФ, и поэтому подлежит применению именно она.
  • Статья 126 НК РФ не подлежит применению, а ответственность налагается в соответствии со ст. 129.1 НК РФ (постановление ФАС УО от 13 августа 2009 г. № Ф09-5766/09-С2 по делу А07-20611/2008-А-БЛВ). При этом суды признают, что по объективной стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 НК РФ и п. 2 ст. 126 НК РФ тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (п. 2 ст. 126 НК РФ) одновременно означает неправомерное несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Аргументы в пользу применения ст. 129.1 НК РФ суды выдвигают следующие:

  • поскольку налоговой инспекцией совершались действия в рамках предоставленных ст. 93.1 НК РФ полномочий по истребованию у контрагента документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, ответственность за их неправомерное несообщение наступает по ст. 129.1 НК РФ, о чем в п. 6 ст. 93.1 НК РФ имеется специальная правовая оговорка (постановление ФАС СКО от 18 мая 2009 г. № А20-957/2008, постановление ФАС ЗСО от 26 января 2009 г. № Ф04-556/2009(20507-А67-49);
  • пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что за непредставление контрагентом сведений о проверяемом налогоплательщике наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ, санкция которой меньше по сравнению с п. 2 ст. 126 НК РФ. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, нарушение следует квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (постановление ФАС МО от 4 июня 2013 г. № Ф05-5397/13 по делу № А40-91503/2012);
  • поскольку налоговая проверка в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика не проводилась, документы были запрошены не в отношении контрагента как налогоплательщика, а отношении третьего лица-контрагента проверяемого налогоплательщика, п. 1 ст. 126 НК РФ применению не подлежит, так как данная норма регулирует отношения между налоговым органом и налогоплательщиком (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2012 г. № 05АП-5303/12);
  • с 1 января 2007 года из НК РФ исключено понятие встречной налоговой проверки, в рамках которой на контрагента налогоплательщика накладывалось наказание по п. 2 ст. 126 НК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2007 г. № 12АП-797/07).

Иногда на основании неверной классификации правонарушения судами нижестоящих инстанций их решения отменялись, даже если фактические обстоятельства при их принятии были установлены верно (постановление ФАС ЗСО от 2 марта 2009 г. № Ф04-622/2009(1275-А75-49)).

Вносим ясность

23 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 248-ФЗ, который призван закрепить новые правила привлечения к налоговой ответственности и внести ясность в сложившуюся ситуацию. Положения этого закона, касающиеся истребования документов и сведений у контрагента проверяемого налогоплательщика, вступают в силу с 1 января 2014 года.

Таблица. Правила ответственности за непредоставление информации и документов о контрагенте по требованию налогового органа (с 1 января 2014 года)

Какие документы имеет право запросить налоговая при камеральной проверке декларации по УСН (доходы минус расходы)?

Marrry, добрый день. Цитата из Главбуха от 27.05.2016г.:
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
представить документы;
представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) — представить документы (сведения) опроверяемой организации.
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

1.если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
2. если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
3. если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
4. если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
5. если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
6. если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
7. если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
8. если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
9. если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
10. если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
11. если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы: первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309); регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309); неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Какие документы могут запросить при проверке?

При проведении налоговой проверки инспекторы вправе запрашивать у проверяемого необходимые документы. В некоторых случаях это могут быть документы, не предусмотренные действующим законодательством о бухгалтерском и налоговом учете. Часто суды принимают сторону налоговиков.

Константин Сасов,
ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп», к. ю. н.

Налоговый кодекс предоставляет инспекторам право требовать от плательщиков или налогового агента не любые документы, а только те, которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов 1 . Помимо этого, по запросу налоговой могут также истребоваться пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Стоит также учесть разъяснения ВАС РФ 2 , который считает обоснованной налоговую выгоду, полученную в случае, когда налогоплательщиком представлены надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, а инспекторы не обнаружили в них дефектов.

Конституционный Суд РФ также указал, что Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля 3 . Если при его осуществлении инспекторы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, то налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, а также чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Это, в свою очередь, не соответствует Конституции РФ.

Отметим, налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налогового органа, не соответствующие законодательству 4 .

Вместе с тем желание налоговой службы расширить объем информации об экономической деятельности налогоплательщика неуклонно растет. Так, Минфин России пришел к выводу, что налоговые инспекторы вправе (в рамках камеральной проверки) затребовать не только документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, но иные документы, которые отражают данные, связанные с налогообложением (в частности, статистическую отчетность) 5 .

Практика арбитражных судов ранее нередко защищала правомерный интерес налогоплательщика не исполнять незаконные требования налогового ведомства.
Так, в одном из дел суд заключил, что истребование сведений, отражаемых в формах статистического наблюдения, незаконно 6 . Эти документы не служат основанием для исчисления налога, в связи с чем их истребование является неправомерным, а наложение штрафа за их непредставление — необоснованным.

В другом деле суд пришел к выводу, что истребование информации, сгруппированной в определенном порядке либо систематизированной в удобном для инспекции виде по предлагаемой аналитической форме, не соответствует налоговому законодательству 7 . Требование о предоставлении информации в форме таблицы, предполагающей систематизацию предоставленной ранее информации, возлагает на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные законодательством.

Современная судебная практика не отличается единообразием в этом вопросе.
Так, московские арбитры встали на сторону налоговых инспекторов, которые в ходе выездной налоговой проверки истребовали у налогоплательщика документы, касающиеся присоединенных к компании организаций 8 .

Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суды нижестоящих инстанций указали на отсутствие у общества истребованных инспекцией документов в связи с их непередачей при реорганизации присоединенными лицами.

Однако суд кассационной инстанции установил, что, вопреки утверждению налогоплательщика, такие документы у него имелись, эти документы связаны с налогообложением и вина в их непредставлении налицо. Вместе с тем суд не дал правовой оценки действий инспекторов, которые после отказа налогоплательщика представить документы не приступили к их принудительной выемке.
Арбитры в данном постановлении пришли к довольно смелому выводу, что иные документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности организации, которые могут быть использованы инспекторами при проведении проверки данного плательщика, подлежат представлению при их истребовании инспекцией. Но в статье 31 Налогового кодекса говорится не о тех документах, которые могут быть профессионально интересными инспекторам, а о тех, на основании которых налогоплательщик обязан исчислять налоги по закону.

Читайте так же:  Как правильно оформить передачу доли

Свой спорный вывод суд обосновал ссылкой на правовую позицию, сформированную ВАС РФ 9 .
Между тем анализ данного судебного акта не позволяет утверждать, что в нем содержится какая-то новая правовая позиция ВАС РФ о толковании статьи 31 Налогового кодекса. Своим постановлением ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов в связи с неверной квалификацией деяний налогоплательщика по неисполнению требования налоговой инспекции: вместо статьи 129 Налогового кодекса к нему применена статья 126. Вопрос о том, являлись ли истребованные документы законным основанием для исчисления налогов иными лицами, ВАС РФ в этом деле не рассматривал.

Таким образом, во время проверки инспекторы могут запрашивать у налогоплательщика документы и информацию, касающиеся его деятельности 10 , а также необходимые для осуществления мероприятий налогового контроля. Однако однозначного ответа на вопрос о том, могут ли проверяющие запрашивать документы, не предусмотренные законодательством о бухгалтерском и налоговом учете (например, статистическую отчетность и т. п.), нет. В Налоговом кодексе четко указано, что истребуемые документы должны быть основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждать правильность исчисления и своевременность их уплаты 11 .

В то же время конкретного перечня документов, которые инспекторы не вправе требовать у компании, не существует. Да и противоречивая судебная практика не помогает в этом вопросе. В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам самостоятельно оценивать риски непредставления тех или иных документов, учитывая имеющиеся судебные решения и мнения контролирующих ведомств по аналогичным вопросам.

6 пост. ФАС СЗО от 05.10.2005 № А42-307/2005-5.

Какие документы могут быть нужны для камеральной проверки?

Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Как известно, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций.

Однако налоговая декларация – не единственный документ, который изучают инспекторы на камеральной проверке. В рамках камеральной проверки ИФНС нередко запрашивает дополнительные документы и письменные пояснения. Многие компании беспрекословно исполняют эти требования, и напрасно. Важно помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы по желанию инспекторов. Налоговый кодекс закрепляет перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную проверку, вправе требовать у налогоплательщика документы и пояснения по расчету налогов. И этот перечень является конечным. То есть любые требования сверх этого перечня являются незаконными.

Сегодня мы рассмотрим ситуации, когда сотрудники ИФНС вправе затребовать документы и пояснения, а компания должна их предоставить.

Налоговые ошибки в декларации

Если в ходе проверки декларации инспекторы обнаружили:

  • ошибки в ее заполнении;
  • противоречия в представленных документах;
  • несоответствие представленных сведений с теми, которыми располагает ИФНС,

инспекция направляет компании требование с просьбой пояснить, откуда взялись налоговые ошибки, противоречия и несоответствия.

При получении такого требования необходимо подать корректировочную декларацию, если вы согласны с замечаниями инспекции, либо представить письменные пояснения, объясняющие причины возникновения противоречий и раскрывающие корректность определения данных налоговой декларации. Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность показателей декларации. Причем состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк налоговой декларации.

Декларация по прибыли с убытком

Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания можно также приложить подтверждающие документы. Поскольку в Налоговом кодексе не приводится перечень документов, обосновывающих получение убытка, то сама компания решает, какие именно документы на камеральной проверке по прибыли подать в каждом конкретном случае. В частности, объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по прибыли, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация

Если компания подала уточненную декларацию (так называемую «уточненку»), в которой уменьшилась сумма налога к уплате, инспекция непременно потребует пояснений и документального подтверждения – это закрепленное Налоговым кодексом право налоговиков.

Но при этом важно различать две ситуации:

Уточненная декларация подана в течение двух лет с момента наступления срока подачи первичной декларации
В такой ситуации инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей.

Уточненная декларация подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации
При таких обстоятельствах ИФНС вправе запросить у компании также первичные бухгалтерские и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Декларация по НДС

Налоговая вправе прислать требование, если:

в декларации по НДС налог заявлен к возмещению;

сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;

сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:

  • полученные и выставленные счета-фактуры;
  • первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
  • договоры с поставщиками;
  • копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
  • др. документы, относящиеся к указанным операциям.

Стоит отметить, что если требование получено по сведениям об операциях, в которых выявлены противоречия и несоответствия, то налоговая вправе затребовать также пояснения и любые документы, относящиеся к ним.

Льготы в налоговых декларациях

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение льгот.

Документы для камеральных проверок определяются индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на освобождение от НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность, являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг.

Несмотря на то, что поводы для истребования документов на камеральных проверках можно пересчитать по пальцам, налоговики зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, когда им того захочется и запрашивают гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и никогда не представлять «лишние» документы.

В следующем материале мы поговорим об этом подробнее. А пока проверить требование ИФНС на законность Вам помогут наши налоговые юристы. Обращайтесь – мы всегда на связи и готовы помочь вам в общении с инспекцией!

Запрос налоговой о происхождении средств

Инспектор ФНС спрашивает о происхождении суммы на вкладе в банке. Деньги вносил в этот банк в 2008 году и периодически пролонгировал вклад.

Подтвердить уплату НДФЛ с этой суммы не могу.

Т к срок нахождения денег на счете больше трех лет, то , по моему мнению, перспектив у ФНС привлечь меня к ответственности и обязать уплатить налоги и штрафы нет.

Как стоит ответить на вопрос инспектора ? Нужно ли сообщить, что средства находятся в банке с 2008 года или пусть сами запросы шлют ?

04 Сентября 2015, 22:30 Сергей, г. Москва

Ответы юристов (9)

Здравствуйте. если прислали письменный запрос — значит что то заподозрили- но что именно? не уплату налогов? или от вас требуют налоговую декларацию?

на самом деле можете ответить что это личные накопления… малоли… родственники дали, и т.д. копили сами долгое время а потом отнесли в банк

Исковая давность- 3 года… все что было ранее 3х лет — через суд им уже не взыскать.

они требуют явиться или нет? можете письмо выложить?

если будут настаивать — то по возможности закройте вклад а потом снова откроете его уже в др банке.

Скорее всего налоговая уже запросила какие то сведения в банке и потом написала письмо вам.

про штрафы речь я так понимаю пока не идет. — иначе бы они совсем по другому бы ставили вопросы. а подтверждать 2 ндфл вы в принципе не обязаны… во первых- прошло много лет — справки утеряны например… тех организаций где работали- уже может не было… во вторых — обязанность доказать правонарушение- на гос органе, в том числе и в суде.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте.Можете сказать, что родственники дарили.

«ст. 217. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц. 18.1) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. ;» ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/[email protected] «О налогообложении доходов физических лиц»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБАПИСЬМОот 10 июля 2012 г. N ЕД-4-3/[email protected]О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В целях устранения неоднозначных толкований положений пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с положениями указанного выше пункта Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы физических лиц в денежной и натуральной формах, получаемые ими от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом.
При этом согласно абзацу 2 пункта 18.1 статьи 217 Кодекса доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В этой связи необходимо учитывать, что абзац 2 рассматриваемого пункта Кодекса относится только к тем случаям, когда предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи.
Доходы в виде иного имущества и имущественных прав, не относящихся к указанному списку, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению в целях главы 23 Кодекса независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками.
Доведите данное разъяснение, согласованное с Минфином России, до нижестоящих налоговых органов.
Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса

Д.В.ЕГОРОВ. Исковая давность 3 года, что было раньше теперь им не взыскать

Выложите, пожалуйста, запрос из ИФНС.

Здравствуйте, Сергей. Подскажите, в какой форме вам пришел запрос?

В принципе можете не отвечать, никакой административной ответственности за это не будет, но, возможно, в этом случае, вас неофициально возьмут на заметку на будущее, а можете ответить, что вложили в банк 2008 году личные накопления, которые до этого хранили в наличных денежных средствах.

Читайте так же:  Переписан договор купли продажи

Инспектор ФНС спрашивает о происхождении суммы на вкладе в банке.
Сергей

Инспектор ФНС может «спрашивать» только в ходе камеральной или выездной проверки. Такие проверки проводятся в случае неточностей в представленных декларациях и только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отношении физических лиц такие «вопросы» возникать в принципе не могут, если только физик не является контрагентом по сделке с юридическим лицом или ИП, в отношении которого ведётся проверка.

А потому инспектору ФНС можете вообще ничего не отвечать о происхождении денежных средств на вкладе.

Потому что с некоторых пор — а именно, с 01 июля 2014 года — налоговый орган вправе запрашивать сведения непосредственно в банках (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ)

Происхождение денег на вкладе, открытом в 2008 году, Вы можете никому не пояснять, и дело даже не только в том, что срок исковой давности по уплате налога истёк… Просто любые сведения налоговому органу предоставляются на основании каких-то проводимых мероприятий. И если Вам ничего о таких мероприятиях неизвестно, то и сведения пусть налоговый орган ищет сам.

Сергей, здравствуйте! Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль должен осуществляться строго в соответствии нормами НК РФ.

Статья. 82 НК РФ

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Статья 86 НК РФ

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Из статьи 86 НК следует, что для получения информации из банка о счетах налогоплательщика налоговый орган обязан получить согласие на запрос у вышестоящего налогового органа. Вы на запрос инспектора, в свою очередь вправе поинтересоваться получила ли налоговая инспекция согласие вышестоящего налогового органа на запрос в банк о вашем счете в банке.

Статья 87. НК РФ Налоговые проверки

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.

Из ст. 87 НК следует вывод, что информацию налоговые органы вправе затребовать только в рамках камеральной или выездной проверок. В запросе, который Вам сделал инспектор он обязан был сообщить в рамках какой проверки он запрашивает документы. Если не указал, то Вы можете указать ему на нарушение ст.87 НК и не отвечать по существу вопроса.

Если же инспектор сообщит, что информация затребована в рамках камеральной проверки, то он обязан сообщить на основании какой вашей декларации проводится камеральная проверка. Если вы не подавали уточняющей декларации за 2008 год, то и камеральной проверки за тот год в соответствии со ст 88 НК быть не может.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1.Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

Если счет в банке, по которому сделан запрос находится за пределами территории РФ, то Вы вправе до 31.12.2015 года предоставить в налоговый орган специальную декларацию, в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках».Тогда все вопросы по счету к вам отпадут. Налоговым органам законом не предоставлено право затребовать информацию об источниках дохода, по данным полученным в специальных декларациях. Правда, тогда нужно будет заплатить НДФЛ за 2015 в размере 13% от суммы, которая находилась на счете на 01.01.2015 г., поскольку эта сумма будет продекларирована.

Добрый день, Сергей.

Налоговая инспекция может проверить вас по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и ваши доходы только за последние три года: 2014, 2013, 2012.

Статья 89 Налогового кодекса:

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим

Доходы, полученные вами ранее, находятся вне пределов налогового контроля.

В силу ст.113 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года.
Течение срока давности привлечения лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки. Указанная правовая позиция содержится в п.4.2 постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П.
Согласно ст.ст.23, 78, 87, 113 Кодекса, с учетом ч.6 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что срок давности взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами, предшествующими году проверки.
Из анализа п.4 ст.69, п.п.5 и 6 ст.75 Кодекса следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены.
Таким образом, взыскание налогов и пеней за пределами трехлетнего срока налоговой проверки, равно как и привлечение общества к ответственности ущемляет права налогоплательщика и является незаконным.
(ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 15 августа 2007 года Дело N Ф09-6441/07-С2)

Поэтому если деньги зачислены вами на счет в банке в 2008 году, они относятся к доходам 2008 года, и налоговая их проверять не вправе.

Нужно ли сообщить, что средства находятся в банке с 2008 года или пусть сами запросы шлют?
Сергей

Зачем вам привлекать лишний интерес к себе? Ответьте им корректно: деньги являются моими личными сбережениями. Источник происхождения: подарили родственники (статья 217 Налогового кодекса:

освобождаются от налогообложения доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом).

С уважением, Роман.

Сергей, насколько я понимаю «спрашивает» — означает, что вопрос задан в устной форме и реального письменного запроса не существует. Что вполне логично, потому что представить, что налоговая служба задает вопрос о происхождении средств, находящихся на вкладе с 2008 года, довольно сложно. Учитывая, что данный вопрос фактически не является официальным, ответ на него также может быть аналогичным. Как правильно заметил коллега Артемьев, питать излишнее раздражение налоговиков не следует, но и слишком распространяться не стоит. Достаточным будет указывать на личные сбережения, не разъясняя далее, что под этим подразумевается.

При этом как я понимаю, пополнение вкладов Вы осуществляли и в более близкие к моменту возникновения вопроса сроки (т.е. в пределах трехлетнего срока также). Но и в этом случае при отсутствии письменного запроса нет смысла давать какой-то расширенный ответ. В случае настойчивого требования инспектора, предложите ему оформить запрос в установленном порядке со ссылкой на нормы закона.

Если Вы не относитесь к категориям, перечисленным ниже, то сведения о доходах предоставлять не должны. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): 1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 — 3.1 настоящей части.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Другие статьи:

  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]
  • Льготы на проезд ребенка инвалида Транспортные льготы родителям детей инвалидов в 2019 году Помимо прочих преференций, призванных облегчить участь матери и отца ребенка-инвалида, государство установила транспортные льготы родителям детей инвалидов. Детям с ограниченными возможностями зачастую […]
  • Дарственная после смерти одаряемого Особенности дарения после смерти дарителя Проблема дарения приобретает актуальность, когда собственник недвижимого имущества ищет возможность зафиксировать в правовом поле свою волю на безвозмездное вручение какому-либо лицу (чаще всего близкому родственнику) […]
  • Калькулятор госпошлины арбитражный суд москва Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами государственных пошлин по […]
  • Регистрация ооо действия после регистрации ООО "Бизнес-Консультант" — регистрационные, бухгалтерские и юридические услуги организациям и ИП. Все виды регистрационных, юридических и бухгалтерских услуг, проведении инвентаризаций, ревизий и проверок финансово – хозяйственной деятельности, помощи при […]
  • Основные законы в области охраны окружающей среды рф Основные законы в области охраны окружающей среды рф Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной […]
  • Пособие на ребенка-инвалида в беларуси 2019 Пособие на ребенка-инвалида в беларуси 2019 В Республике Беларусь осуществляется эффективная политика в отношении детей-инвалидов, а также направлены меры для социальной защиты данной категории лиц для их полноправного участия в жизни общества. Для этого, […]