Формы мониторинга управленческих условий введения фгос до экспертиза

Мониторинг — одно из важных условий подготовки к введению и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

В статье представлены некоторые обобщенные материалы проведенных мониторингов с целью выявления готовности дошкольных организаций и педагогических коллективов к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выявлены основные проблемы введения стандартов, характерные для большинства образовательных организаций области.

Переход на новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) — одно из важнейших направлений деятельности каждой дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) в 2014-2015 учебном году. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольной организации на качественно новый уровень.
Переходный период всегда предполагает определенные трудности в организации образовательного процесса.

ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования изменений не только нормативно-правовой базы, но и новой деятельности педагогических работников в осуществлении образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Педагогические и руководящие работники ДОО по-разному воспринимают нововведения. Педагоги, имеющие достаточно большой опыт работы, уставшие от образовательных реформ, принимают стандарты, но с опаской, как очередную надуманную идею сверху. У молодых педагогов присутствует позитивное восприятие, которое выражается в следующих мнениях: введение ФГОС ДО привнесет в дошкольное образование новые, свежие идеи; появятся новые программы, технологии, дающие больше возможностей для организации с детьми интересных, нетрадиционных форм работы; пребывание детей в детском саду станет более комфортным. У педагога будет больше возможностей для реализации своих творческих способностей в работе с детьми.

В Вологодской области психологическую готовность к началу работы по введению ФГОС ДО имеют 48 %. Количество педагогических работников, оказывающих скрытое сопротивление изменениям, выражающееся в сохранении прежних приемов и методов организации образовательного процесса, составляет 13,5 %. Количество педагогов, открыто выражающих свое негативное отношение к ФГОС ДО, критикующих содержащиеся в нем идеи составляет 1,7 %. Количество педагогических работников, занимающих выжидательную позицию, уклоняющихся от предложений включиться в новую деятельность и работающих строго по заданию, составляет 15,1 % .
Встает вопрос: Возможно, ли эффективно решать задачи введения ФГОС ДО при таком разногласии? Для того чтобы работа по введению ФГОС ДО проходила более успешно, необходимо разработать поэтапный план мероприятий, выполнение которого окажет действенную помощь в изменении работы дошкольной организации в соответствии с требованиями стандарта.

План мероприятий («Дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы введения ФГОС ДО, реализуется по пяти основным направлениям, предложенным Минобрнауки РФ.

Одним из важных направлений является создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО: предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО, создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО, организация работы по разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с примерными образовательными программами, с учетом ФГОС ДО, внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО, оценка готовности ДОО к введению ФГОС ДО и др.
Вопрос оценки готовности к введению ФГОС ДО в первую очередь важен с точки зрения определения основных направлений деятельности, как органов управления образованием, так и образовательных организаций. На этом основании изучение отдельных аспектов готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО являлось основной задачей анализа проблем и принятия управленческих решений.

В 2014-2015 гг. сотрудниками лаборатории обеспечения развития дошкольного образования были проведены несколько мониторинговых исследований:
-мониторинг готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО (ФГАУ «ФИРО»);
— мониторинг условий реализации ФГОС ДО в муниципальных районах, городских округах Вологодской области;
— мониторинг результативности модернизации региональной системы дошкольного образования на 31 декабря 2014 года;
— мониторинг обеспеченности педагогическими и иными работниками (помощники воспитателей и младшие воспитатели) образовательных организаций дошкольного образования в разрезе муниципальных образований области по состоянию на 31 декабря 2014 и др.

Дать полную информацию о результатах вышеперечисленных мониторингов и принятых мерах по решению возникающих проблем в рамках одной статьи не представляется возможным.

В данной статье мы попытались выделить несколько основных идей ФГОС ДО, которые возникают у ДОО в процессе их введения, выявленные в результате проведенных лабораторией мониторингов:
— восприятие сложности идей ФГОС ДО;
— наличие опыта инновационной деятельности в образовательных организациях;
— взаимодействие образовательной организации с семьями воспитанников по реализации ФГОС ДО и ООП ДО;
— оценка стартовых условий для введения ФГОС ДО;
— дооборудование и дооснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Использовались материалы мониторингов, отчеты образовательных организаций о движении деятельности ОО в вопросах введения ФГОС ДО.; результаты работы пилотных площадок, материалы муниципальных районов и городских округов, методические материалы экспериментальных федеральных площадок по вопросам введения ФГОС ДО.
Важным показателем готовности к введению ФГОС ДО в разрезе муниципалитетов является восприятие педагогическими коллективами и сложности предстоящих работ по реализации его отдельных инновационных идей.

По представленным данным в докладе по результатам мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО (ФГАУ «ФИРО» в феврале 2014 года) в Вологодской области 2,73 % педагогических работников ДОО воспринимают идеи стандарта как сложные или очень сложные.

Важно осознание педагогами и руководящими работниками потребности в изменениях, выборе новшества (разработке, доработке его), а также в апробации, освоении, переводе в норму. Для того чтобы определить необходимые изменения в образовательном процессе ДОО при переходе на ФГОС ДО, необходимо сравнить состояние образовательного процесса и условий его протекания в ДОО с теми требованиями к ним, которые содержатся в новом стандарте.

Новыми следует считать все требования, которые раннее декларировались, но не выполнялись, либо те, которые являются объективно новыми, то есть, ранее вообще не выдвигались. На основании анализа результатов сравнения необходимо составить перечень новых требований и идей стандарта и включить их в инновационную деятельность педагогических работников дошкольной организации.

ФГОС ДО, как системное новшество может быть разбито на отдельные локальные или модульные новшества. Однако сделать это бывает не просто. Стандарт как документ может состоять из таких положений, которые не сразу можно перевести в легко осуществляемые идеи – новшества. Например, в новом стандарте содержится принцип поддержки детской инициативы, но каким способом можно это сделать, не сказано. А могут ли быть такие специальные формы и методы? Может быть, это просто одобрение инициативы ребенка, когда ему разрешается делать все, что не вредит его здоровью и не наносит вред другим детям. Но если поразмышлять на данную тему мы можем разработать и специальные методы, которые стимулируют или способствуют развитию детской инициативы, а также поддерживают ее проявление.

Например: Побуждающие обращения к детям: кто может помочь, кто найдет решение проблемы, кто будет отвечать, куда пойдем в следующий раз на экскурсию, придумай, как, а теперь продолжи сам (игру, рассказ), закончи спектакль, придумывая дальнейший сценарий; дорисуйте картину; достройте дом, город и др. Презентации – покажи всем, что умеешь хорошо делать, научи других, поддержка экспериментирования по принципу: хочу попробовать, что получится, если поступить нетрадиционно.

Наибольшие сложности в освоении инновационного содержания ФГОС ДО в образовательных организациях возникают в выборе идеи (новшества). Следовательно, предстоит серьезная работа по вовлечению и сопровождению педагогических команд в инновационную деятельность по реализации идей ФГОС ДО.

В то же время в 10 % образовательных организаций (куда вошли пилотные дошкольные организации, и федеральные экспериментальные образовательные организации), не просто разработан план по введению ФГОС ДО, а также разработаны проекты непосредственных изменений, направленных на перевод организации на реализацию программ в соответствии с требованиями Стандарта:
— разработка модели образовательной деятельности в ДОО;
— создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
— использование педагогических технологий в реализации содержания образовательных областей;
-взаимодействие с родителями в реализации основной образовательной программы дошкольного образования и др.

Реализация ФГОС ДО предполагает необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. С целью оценки готовности организации к соответствующему взаимодействию были проанализированы сведения об используемых формах работы с родителями.

ДОО Вологодской области наряду с традиционными формами, такими как стенды, памятки, родительские собрания, используют инновационные формы – горячая линия для родителей, тренинги, родительские университеты, совместная образовательная деятельность педагога, детей и родителей и пр. Недостатком в работе с родителями определена слабая информированность родителей (законных представителей) по вопросам введения ФГОС ДО.

Для устранения выявленной проблемы сотрудниками лаборатории были разработаны и направлены в муниципальные районы и городские округа Вологодской области, методические рекомендации «Информирование родителей (законных представителей) по вопросам веления ФГОС ДО», где определены цели, задачи, направления, содержание и формы взаимодействия с родителями по реализации ФГОС ДО и ООП ДО.

Существующие требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде могут быть формализованы через требования к площади игровых комнат, приходящейся на одного воспитанника, наличие специальных помещений и центров активности при организации пространства в группе.

Анализ показал: в ДОО существует проблема переуплотнения, которая может стать серьезным препятствием качественной реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО.

В сельских образовательных организациях, в дошкольных группах, организованных при школах, отсутствуют специальные помещения, оборудованные не только для проведения физкультурных, но и музыкальных занятий. Уровень оснащенности составляет 72 %.

Показатель «наличие дополнительных специально оборудованных помещений для отдельных видов деятельности» в ДОО резко сократился по сравнению с 2010 годом.
В целом развивающая предметно-пространственная среда подвергается изменениям в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но требует дооборудования и дооснащения цифровым, компьютерным, спортивным и игровым оборудованием.

Анализ готовности педагогических кадров к организации и проведению различных видов деятельности показывает, что существование проблем кадрового дефицита касается организации логопедической и психологической помощи, которые являются крайне важными направлениями в условиях введения ФГОС ДО.
По Вологодской области доля педагогических работников ДОО, обладающих всеми компетенциями в соответствии с п.3.2.5 Стандарта, имеющих дошкольное педагогическое образование составила – 73,14 % (средний показатель по России — 85,32 %).

В большинстве образовательных организаций области реализация образовательного процесса осуществляется силами 1,5-2 педагогов на группу. В тоже время, нужно отметить, что, независимо от конкретной продолжительности пребывания детей в группе для обеспечения сопровождения детей необходимо, как минимум, наличие 2-х воспитателей, которые будут сменять друг друга.

Таким образом, можно говорить об относительной укомплектованности (1,5-2 педагога на группу) в 72,8 % организаций. 27 % педагогических и руководящих кадров ДОО повысили квалификацию по проблеме реализации ФГОС ДО. До 1 декабря 2016 года все педагогические работники должны пройти такого рода обучение.
В настоящее время, в условиях отсутствия примерных образовательных программ дошкольного образования, одним из вариантов комплексного развития ребенка является использование парциальных программ обеспечивающих решение образовательных задач по пяти образовательным областям, определенных ФГОС ДО: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Читайте так же:  При дарение доли нужно ли согласие других собственников

В 61,1 % муниципальных образований имеются образовательные организации, которые используют парциальные программы по всем пяти образовательным областям, что позволяет обеспечить качество образовательного процесса и в дальнейшем наполнить содержательный раздел образовательной программы.
Образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования при реализации задач образовательных областей не используют парциальные программы, что может повлиять на качество разработки образовательной программы дошкольными организациями.

Отмечено, что наиболее распространены в организациях, реализующих программы дошкольного образования, парциальные программы, направленные на художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Наряду с выявленными на основе внешней оценки проблемами образовательных организаций муниципальных образований, которые могут повлиять на эффективность введения ФГОС ДО, важной составляющей в определении уровня готовности образовательной организации является анализ существующих в муниципалитетах проблем:
— отсутствие реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
— нехватка помещения для оборудования и осуществления познавательной, исследовательской, игровой активности детей обеспечения двигательной активности детей;
— большое количество воспитанников в группах;
— неподготовленность педагогических кадров;
— недостаток учебных материалов и оборудования для реализации ФГОС ДО и ООП ДО;
— имеются ДОО, состояние которых признается аварийным, особенно на селе.
— существует проблема в создании дополнительных помещений, под отдельные виды деятельности (познавательной, исследовательской, игровой, двигательной активности детей);
— наличие педагогов, не имеющих среднего профессионального образования по занимаемой должности.
Наиболее актуальной проблемой, отмечают образовательные организации, является недостаток учебно-методического материала и оборудования для реализации ФГОС ДО и ООП ДО.

Важной составляющей в оценке готовности образовательных организаций региона к введению ФГОС ДО является проведение муниципалитетами самооценки имеющихся условий. Большинство муниципалитетов оценивают стартовые условия по заявленным параметрам на среднем уровне и уровне выше среднего. Отмечают, что введение Стандарта в муниципальных районах и городских округах области должно осуществляться с учетом отдельных проблем образовательных организаций присущих району, в том числе характерных для отдельных групп образовательных организаций.

Пути решения:
1. Внести изменения в План-график действий 2015 г. по обеспечению введения и реализации ФГОС ДО в Вологодской области в соответствии с выявленными проблемами.
2. Проблемы, выявленные в процессе мониторинговых исследований необходимо учесть при разработке и корректировке образовательных программ дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров дошкольных организаций, планировании мероприятий плана — действий по реализации ФГОС ДО на 2015 г.
3. Активизировать работу виртуального кабинета по введению и реализации ФГОС ДО (сайт АОУ ВО ДПО «ВИРО») по программно-методическому сопровождению руководящих и педагогических работников ДОО.

Презентация к уроку по теме:
Оценка качества образования в ДОУ в условиях перехода на ФГОС.

В презентации рассмотрена оценка качества образования в дошкольном обраховательном учреждении в услвоиях введения ФГОС.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Система оценки качества образования в ДОУ в условиях перехода на ФГОС. Автор-составител ь : Заведующий ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Артеменко Е.В.

Качество образования Условия Обеспечение качества образования Методика надзора и контроля Образовательный Процесс Управление качеством образования Результат Оценка качества образования Методика согласования и стимулирования

Три составляющих оценки качества образования 1.Государство 2.Общество 3.Самооценка учреждения

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Принципы Цели и задачи — сам ребенок становится субъектом образования -сохранение единого образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования -возрастная адекватность дошкольного образования -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре, результатам освоения — полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального и морально-нравственного благополучия) -создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями -создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников -содействие и сотрудничества детей и взрослых -сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка (как субъекта отношений)

Образовательная среда ДОУ

Формы и методы оценки качества образования — лицензирование образовательных учреждений; — контрольно-надзорная деятельность; — аттестация педагогических и руководящих работников; — мониторинг качества образования. Общественная экспертиза качества образования. Аудит качества образования Рейтинг образовательных учреждений и отдельных педагогов Самообследование образовательных учреждений Конкурсы

Показатели качества образования в ДОУ: Анализ документации (нормативные документы, локальные акты, анализ штатного расписания, комплектования ДОУ, сметы, выполнение государственного заказа, результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, Охрана труда, планы учреждения, Программа развития ДОУ, ОП ДО и пр.) Анализ материально-технического обеспечения: — наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям; — программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе; — оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, обучения и мебелью; — обеспеченность методической и учебной литературой -наличие предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОСов . Анализ образовательной деятельности (педагогический совет, МППС) Контроль (условия, образовательный процесс) Социологические исследования (Опрос, Собеседование, Интервьюирование, Анкетирование участников образовательного процесса)

Показатели качества образования (продолжение) Индивидуальная карта педагога (самообразование, повышение квалификации, участие в жизни ДОУ, района, города и пр.) Школа молодого педагога (наставничество) Педагогическое наблюдение Оценка развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов (вместо диагностики) Участие учреждения в конкурсах Участие в смотрах, конкурсах участников процесса (воспитанники, педагоги, родители) Анализ организации питания (соблюдение нормативов и требований СанПина , опрос, анкетирование) Открытые мероприятия Социальное партнерство (музеи, театры, библиотеки, другие образовательные учреждения).

Этапы оценки Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов: выделение показателей качества; определение критериев оценки (исходя из требований ФГОС ) — на основе чего данный показатель будет оцениваться; создание шкалы уровней достижения критерия качества; разработка необходимого инструментария; сбор, обработка, анализ полученных данных, дальнейшее использование; представление и распространение в свободном доступе обобщенной информации для разных категорий пользователей (родителей, представителей общественности и пр.); организация общественного и профессионального обсуждения; подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.

Оценка качества (результат) Степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса. Уровень освоения ОП ДО, дополнительных программ соответствующей направленности. Степень соответствия полученных результатов деятельности ДОУ прогнозируемым результатам. Соответствие системы управления и контроля задачам развития ДОУ. Продвижение позитивного имиджа ДОУ. (Благодарности, положительные отзывы в адрес ДОУ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале рассматривается как вводиться ФГОС в дошкольное учреждение. Какие вопросы возникают у людей, работающие в дошкольном учреждении. Материал помогает решить проблему введения ФГОСов в .

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.

В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, н.

Занятие прошло в марте 2017 года на базе Детского сада «Аленка» города Котельники.

Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы.

В современных условиях залогом успеха любой организации, в том числе и образовательной, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность д.

Подготовка к введению ФГОС и изучение апробирования УМК

Столичный учебный центр
г. Москва

«ФГОС ООО: подготовка к введению и реализация»

Этапы реализации и содержание Проекта………………………………

Ожидаемые результаты реализации Проекта…………………………

План реализации Проекта………………………………………………

Мониторинг эффективности проекта…………………………………

Управление реализацией Проекта…………………………

I . Обоснование Проекта

В муниципальной системе образования методическая деятельность по изучению и освоению Стандартов второго поколения осуществляется в течение двух лет. В течение 2012-2013 уч. г. осуществлялась подготовка к введению ФГОС ООО: организована курсовая подготовка, методическое обучение педагогов через семинары и практикумы, организована деятельность рабочих групп. Результатами работы стали разработанные рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности и др. Однако необходимо продолжить работу по решению следующих проблем: продолжить организацию курсовой подготовки педагогов, т.к. процент педагогов прошедших курсовое обучение невысок; педагоги затрудняются в построении уроков в аспекте системно-деятельностного подхода; не в полной мере понятны вопросы организации внеурочной деятельности, способы формирования метапредметных и личностных результатов и их диагностика; недостаточно продуманы вопросы управления реализацией ФГОС ООО.

Опыт начальной школы показывает необходимость начинать подготовку к введению ФГОС на ранних этапах. Введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Задача успешной реализации Стандарта требует грамотного методического сопровождения и проведения большой подготовительной работы для обеспечения необходимых условий. Таким образом, важно осуществлять подготовку всех образовательных учреждений уже в этом году, продумать стратегический поэтапный план подготовки к введению ФГОС ООО.

Подготовительный процесс введения ФГОС ООО предполагает специально организованную методическую деятельность, новое содержание работы по повышению профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников. Для эффективной реализации данного проекта важно грамотно аккумулировать имеющиеся ресурсы — временные, человеческие, нормативные. Проект должен скоординировать действия всех организаторов и участников предстоящего введения Стандарта по подготовке всех условий. Поэтому важны управленческие действия, определяющие ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих эффективность реализации проекта.

II . Проектные замыслы

Проект предполагает организацию деятельности рабочих групп по подготовке системы условий для обеспечения введения ФГОС ООО

Соответственно, проект предполагает реализацию системы мероприятий в двух направлениях — по сопровождению деятельности ОУ по проектированию ООП ООО и по подготовке условий для введения ФГОС на основной ступени.

Одним из основных направлений деятельности будет являться проектирование основной образовательной программы основного общего образования. Для этого планируется привлечение образовательного педагогов, уже имеющих опыт разработки программы.

Целевые группы реализации проекта:

Административные команды ОУ

Школьные команды – рабочие группы

Педагоги дополнительного образования

Направления проектной деятельности:

Для административных команд ОУ:

Реализация управленческих и организационно-методических мероприятий;

Управление процессом реализации ФГОС в 5-х классах;

Кадровое обеспечение введения ФГОС

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС

Для педагогов, осуществляющих подготовку к введению ФГОС ООО :

Нормативное обеспечение введения ФГОС

Организационное обеспечение введения ФГОС

Информационное обеспечение введения ФГОС

II . Цели и задачи Проекта

Цель: создание условий для введения и успешной реализации ФГОС в основной школе

Обеспечить управление образовательной деятельностью по реализации ФГОС ООО.

Обеспечить методическое сопровождение деятельности ОУ по введению ФГОС в основной школе.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по актуальным вопросам ФГОС основного общего образования.

Разработать стратегический план (дорожную карту) подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС ООО.

Читайте так же:  Ebay как вернуть деньги за товар

Разработать разделы основной образовательной программы основного общего образования школами района.

Содействовать созданию необходимых условий для реализации ФГОС: нормативной базы, ресурсного обеспечения образовательного процесса в основной школе.

Подготовить банк рабочих программ, программ внеурочной деятельности, разработок уроков в аспекте системно — деятельностного подхода для 5, 6 классов.

III . Участники Проекта

Активными участниками проекта должны стать рабочие группы, в состав которых входят представители администрации ОУ, педагоги основной школы. Основная миссия рабочих групп – деятельность по реализации требований ФГОС ООО, разработка разделов ООП ООО, обеспечение методической подготовки педагогов, создание материально-технических, информационно-методических условий в соответствии с требованиями ФГОС.

IV . Этапы реализации и содержание Проекта

Проект рассчитан на 2 года 2012-2013 уч.г., 2013-2014 уч. г. и предполагает следующие этапы реализации:

1 этап — подготовительный (май — сентябрь 2013 г.)

-организация деятельности рабочих групп;

— подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации проекта;

— проведение экспертной оценки проекта через районный экспертно-методический совет;

— подготовка стратегического плана (дорожной карты) на 2 года подготовки учреждения к реализации ФГОС ООО;

— планирование работы методических объединений.

2 этап- реализующий (октябрь 2013 г. — апрель 2014 г.)

— управление процессом подготовки к введению и реализации ФГОС ООО;

— организационно-методическое сопровождение реализации ООП ООО;

— координационно — методическое сопровождение деятельности рабочих групп (формирование технического задания; проведение собеседований по отчетам);

— организация деятельности по корректировке разработке разделов ООП ООО;

-развитие профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, деятельность методических объединений, семинары, мастер-классы и другие методические мероприятия;

— содействие в п одготовке условий для реализации основной образовательной программы основного общего образования;

— организация и сопровождение деятельности по вопросам подготовки к введению ФГОС ООО;

— информационная деятельность через сайт ОУ.

3 этап — аналитический (май — июнь 2014 г.)

— представление проектов ООП ООО в образовательном учреждении;

— формирование банка нормативных и учебно — методических материалов по вопросам введения ФГОС ООО по итогам реализации проекта;

— анализ деятельности по реализации проекта;

— мониторинг готовности образовательного учреждения к введению ФГОС в основной школе.

V . Ожидаемые результаты реализации Проекта

педагоги разрешили профессиональные проблемы по вопросам реализации основной образовательной программы в 5, 6 классах;

успешно реализована ООП ООО в 5, 6 классах;

педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом требований системно-деятельностного подхода;

разработана основная образовательная программа основного общего образования;

имеются необходимые условия для введения стандартов второго поколения на второй ступени;

создан банк нормативных и методических материалов для обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования.

VI . План реализации Проекта

Сопровождение деятельности ОУ по введению ФГОС ООО

1. Реализация управленческих и организационно-методических мероприятий

Организация работы школьных рабочих групп:

Обновление и создание школьных рабочих групп по подготовке к введению ФГОС на основной ступени обучения;

Подготовка плана работы рабочих групп;

Подготовка технического задания;

Проведение собеседования с рабочими группами

2013 — 2014 уч. год

2014 – 2015 уч. год

Разработка плана деятельности по реализации ФГОС ООО

Издание приказа о деятельности ОУ по подготовке к введению ФГОС ООО;

Круглый стол «Организация работы по подготовке к введению ФГОС ООО»;

. Проблемы и перспективы реализации»

Разработка планов работы методических объединений педагогов;

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса и мониторинга достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов при переходе на стандарты второго поколения»;

Апробация КИМов, обеспечивающих введение стандарта в начальной школе;

— Координация деятельности с учетом требований ДО

Разработка плана деятельности

Разработка планов работы объединений педагогов

2. Управление процессом реализации ФГОС ООО в 5 классах

Экспертиза рабочих программ по учебным предметам 5 класса на ЭМС (выборочно)

Экспертиза учебного плана и пояснительной записки к нему.

Экспертиза плана внеурочной деятельности и пояснительной записки к нему

Мониторинг образовательных результатов в 4-х классах по реализации ФГОС НОО

3. Методическая деятельность

Семинар «Система оценивания: формы и технологии»

Панорама открытых уроков для учителей, работающих на основной ступени;

Мониторинг профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС

Организация деятельности проблемных групп по освоению системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности

Организация методических объединений, обеспечивающих решение профессиональных затруднений в условиях реализации ФГОС ООО:

«Урок с использованием технологий реализующих системно-деятельностный подход»

«Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки предметных и метапредметных результатов в 5 классе»

Проведение панорамы открытых уроков, семинаров, практикумов

Проект Мониторинг эффективности введения ФГОС ДО.

1 Проект Мониторинг эффективности введения ФГОС ДО. 1. Актуальность проекта. Согласно Главе 2 ст.10 п.4 Федерального закона от г 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что дошкольное образование является первым уровней общего образования. Новые ФГОС дошкольного образования поставили перед педагогами новые задачи, такие как обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования. Сегодня существенно меняются приоритеты на основе которых проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. ФГОС ДО является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности дошкольного учреждения требованиям стандарта. В стандарте прописываются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами для построения образовательной политики как на муниципальном уровне, так и уровне каждого дошкольного учреждения в отдельности. Кроме того, они позволят решать задачи проектирования основной образовательной программы, мониторинга эффективности профессиональной деятельности, выстраиванию коммуникативного пространства с заказчиками образовательной услуги. Мониторинг эффективности введения ФГОС ДО на федеральном уровне включает лишь определенный уровень готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО (Постановление Правительства РФ от «Об осуществлении мониторинга системы образования»). Участие муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений в проведенном ФГАУ «ФИРО» в октябре месяце 2014г стартовом мониторинге готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показало, что 23 дошкольных образовательных учреждения г.читы (27,7% от общего числа) имеют высокую готовность к

2 восприятию новых идей ФГОС ДО, их внедрению в массовую практику, 60 учреждений (72,2%)-скорее низкую. Таблица 1 Оценка полного соответствия условий к требованиям ФГОС ДО Условия к требованиям ФГОС ДО Кол во ДОУ (%), полностью соответствующих условиям к требованиям ФГОС ДО 1 Кадровые условия 28 (34%) 2 Методические условия 18 (21%) 3 Материально технические условия 29 (35%) 4 Информационные условия 32 (38%) 5 Финансовые условия 26 (31,3%) 6 Наличие необходимого опыта работы 30 (36%) Вопрос оценки эффективности введения ФГОС ДО при очевидной его неоднозначности, определяющей невозможность получения какой либо интегрированной оценки, в первую очередь, важен с точки зрения определения основных направлений деятельности, как органов управления образования, так и дошкольных образовательных учреждений. Основная образовательная программа является главным документов дошкольного учреждения, который разрабатывается им самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и учётом Примерных программ. Эффективность введения ФГОС ДО определяется выполнением требований к структуре ООП, условиям реализации и результатам освоения ООП. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые прописаны в требованиях ФГОС ДО к результатам освоения ООП, не подлежат непосредственной оценке. Поэтому перед органами управления образования, дошкольными образовательными учреждениями серьёзно стоит проблема — как измерить эффективность механизмов реализации основной образовательной программы. Через создание систем оценивания эффективности достижения планируемых результатов возможно определение и эффективности введения и сопровождения ФГОС. В этом и состоит актуальность данного проекта для образовательной системы регионального и муниципального уровня. Данные системы, которые будут носить диагностическую и корректирующую функции, должны обязательно отражать требования стандарта, закрепляться через локальные нормативы и формироваться в пакет оценочных процедур.

3 Одним из немаловажных аспектов оценивания эффективности введения ФГОС ДО являются требования к психолого педагогическим и кадровым условиям, материально техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно пространственной среде. Проектирование современной системы оценивания эффективности введения ФГОС ДО, формирование системно деятельностного и личностно ориентированного подхода к ребенку дошкольного возраста, умение работать в информационной среде, конструирование рабочих программ на основе ООП ДО требуют серьёзного понимания того, насколько эффективно начинается освоение и введении ФГОС в дошкольную ступень образования, как увидеть проблемные зоны, как выстроить деятельность в дошкольном учреждении по ликвидации несоответствий требованиям стандарта. Мониторинг эффективности нацелен на три основных направления введения ФГОС ДО: -требования к структуре ООП ДО; -требования к условиям реализации ООП ДО; -требования к результатам освоения ООП ДО. Мониторинг эффективности введения ФГОС ДО предназначен для всех образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и осуществляется посредством как внутренней, так и внешней экспертизы. Основные направления реализации проекта: -оценка готовности к введению ФГОС ДО муниципальных дошкольных образовательных организациях с использованием динамического анализа; — определение эффективных направлений деятельности органов управления образования, дошкольных образовательных организаций, отражающих требования ФГОС ДО; — разработка основных механизмов и инструментария оценивания эффективности введения ФГОС ДО; — создание муниципальной системы оценивания эффективности достижения планируемых результатов. 2. Содержание проекта Объектами мониторинга являются условия реализации ФГОС ДО: -нормативно- правовые; -финансово экономические; -кадровые; -материально технические; — психолого педагогические; — требования к развивающей предметно-пространственной среде; -информационные.

4 2.2. Предметом мониторинга является создание системы диагностики достижения индивидуальных результатов ребенка дошкольного возраста, профессиональная компетентность педагогов (способность выполнять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом педагога дошкольного образования и определять социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка с опорой на целевые ориентиры), степень сформированности развивающей предметно пространственной среды Цель проекта: получение объективных данных об эффективности введения ФГОС ДО в муниципальной системе дошкольного образования Задачи проекта: — разработать и определить количественные и качественные показатели, характеризующие изменения образовательного процесса в дошкольных организациях в процессе введения ФГОС ДО; — осуществлять динамический анализ процесса введения ФГОС дошкольного образования в дошкольных организациях; — анализировать эффективность осуществляемых дошкольными организациями мер по введению ФГОС ДО; — выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС ДО и проблемы, испытываемые при этом руководителями и педагогами дошкольных организаций; — разработать рекомендации муниципального уровня по обеспечению эффективности введения ФГОС ДО Научная новизна: разработка основных механизмов и инструментария оценивания эффективности введения ФГОС ДО Практическая новизна заключается в создании системы отслеживания ключевых изменений, связанных с эффективностью введения ФГОС ДО, разработке и определении количественных и качественных показателей, характеризующих изменения образовательного процесса в дошкольных организациях в процессе введения ФГОС ДО осуществлении динамического анализа процесса введения ФГОС дошкольного образования в дошкольных организациях и осуществления разработки рекомендаций муниципального уровня по обеспечению эффективности введения ФГОС ДО Основным механизмом оценки является измерение показателей по уровню их соответствия требованиям ФГОС ДО. Данное измерение предполагает как словесную форму, так и числовое выражение результата по шкале баллов. Механизмы оценивания эффективности введения ФГОС ДО: — самооценка готовности к введению ФГОС ДО (карта самооценки) уровень дошкольных организаций;

Читайте так же:  Гражданство отдельных категорий лиц

5 — внутренняя и внешняя экспертиза ООП (оценка содержания и реализации ООП ДО) уровень дошкольных организаций, муниципальный уровень; — самооценка готовности педагогических работников к введению ФГОС ДО уровень дошкольных организаций; -оценка развивающей предметно пространственной среды организации (уровень дошкольных организаций и муниципальный уровень — внешняя экспертиза); — оценка ключевых компетентностей дошкольника в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО уровень дошкольных организаций; — оценка готовности родителей к внедрению ФГОС ДО уровень дошкольных организаций; — комплексная оценка дошкольных организаций на основе данных региональной оценки (внешняя экспертиза) — муниципальный уровень Критерии оценки результатов реализации проекта: — определение изменений в существующей системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС ДО (уровень дошкольных организаций, муниципальный уровень); — определение перечня основных педагогических затруднений, связанных с реализацией ФГОС ДО (уровень дошкольных организаций); — определение уровня соответствия РППС требованиями ФГОС ДО (уровень дошкольных организаций, муниципальный уровень); — Соответствие требованиям ФГОС ДО (уровень дошкольных организаций, муниципальный уровень): 1) к структуре ООП и её объёму; 2) к условиям реализации ООП; 3) к результатам освоения ООП. — психолого педагогические методики (уровень дошкольных организаций); -качество кадрового состава (уровень дошкольных организаций, муниципальный уровень) — создание условий для профессионального роста педагогов (уровень дошкольных организаций) 2.8. Инструментарий оценивания эффективности введения ФГОС ДО: Параметры инструментария Характеристика инструментария 1. Административный уровень организации 1.1. Оценка ООП Выявляет системно деятельностный и личностно ориентированный подход к Качественная характеристика планируемого результата — содержание образовательной работы по образовательным областям соответствует требованиям ФГОС ДО, целям и задачам ООП — определяет возможности

6 1.2. Оценка формирования ИОС (информационно образовательной среды) 1.3. Оценка нормативно правовой готовности к введению ФГОС ДО построению образовательной деятельности Определение качественного уровня создания информационного пространства организации Определение нормативно правового обеспечения введения ФГОС ДО достижения целевых ориентиров дошкольного образования -обосновывает комплекс условий реализации ООП -устанавливает специфику организации образовательного пространства организации — Раскрывает специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ -современные образовательные ресурсы (медиатека, электронные образовательные ресурсы по тематике дошкольного образования и т.п.) — сайт организации -компьютерные средства обучения — современные средства коммуникации (Интернет) — современные педагогические технологии -изменения в Уставе организации — новые должностные инструкции педагогов, специалистов, руководителей — ООП — Разработка и утверждение формы договора о предоставлении дошкольного образования -Приказы, утверждающие локальные акты ДОУ: 1.О подготовке к введению ФГОС ДО 2. Об утверждении «Плана графика (дорожной карты) сопровождения ФГОС ДО» 3. Об утверждении плана графика поэтапного повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС ДО 4. О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО и утверждении Положения о рабочей группы 5. О создании координационного совета по введению ФГОС ДО и утверждении Положения о координационном совете 6. О создании системы внутреннего мониторинга качества образования и

7 1.4. Оценка деятельности педагогов 1.5. Оценка готовности родителей (законных представителей) к введению ФГОС ДО 2.1. Оценка качества деятельности педагогов на уровне профессиональных ассоциаций, союзов, объединений 2.2. Оценка качества образования на уровне родительского сообщества организации Выявляет разработанный организацией инструментарий для определения качества деятельности педагога в соответствии профессиональным стандартом с утверждении Положения о системе внутреннего мониторинга качества образования в условиях ФГОС ДО 7. Об утверждении плана методической работы по введению ФГОС ДО 8. О введении новых должностных инструкций — положение о новой системе оплате труда (выплаты стимулирующей части заработной платы) -публичное представление педагогического опыта (участие в профессиональных конкурсах, НПК, публикации) — графики аттестации педагогов на 1, высшую квалификационные категории; -индивидуальные образовательные программы аттестующихся педагогов -анкетирование родителей (законных представителей) Выявляет -определяет уровень проблемные зоны информированности и взаимодействия с просвещенности родителей по родителями воспитанников введению ФГОС ДО -определяет возможности выстраивания модели организации в сотрудничества при введении рамках введения стандартов нового поколения ФГОС 2. Общественно профессиональный уровень Индикаторы -диссеминация педагогического качества опыта в профессиональном профессиональной сообществе организации деятельности и на муниципальном уровне Определение открытости критериев оценки качества достижения образовательных целей и эффективности реализации задач ООП 3. Муниципальный уровень -деятельность профессиональных сообществ (МО, творческие группы, проблемные группы, ресурсные центры, стажировочные площадки и т.п.) — самообследование организации; -представление самообследования (Интернет-сайт учреждения, родительское сообщество)

8 3.1. Внешняя комплексная оценка организации на основе данных региональной оценки 3.2. Внешняя оценка условий реализации ООП и муниципального задания 3.3. Внешняя экспертиза ООП (по желанию организации) Критерии мониторинговых исследований внешней экспертизы и -мониторинговые исследования — определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС ДО -разработка рекомендаций по устранению несоответствий -внесение изменений в планы графики сопровождения введения ФГОС ДО в муниципальной системе образования и организации экспертное заключение как основание формирующего оценивания 3. Этапы реализации проекта. ( в рамках муниципальной дорожной карты введения ФГОС ДО) Этапы Содержание деятельности Планируемые результаты уч.г. Мониторинг 1. Определение изменений в муниципальной — получение объективной информации о готовности организации к готовности образовательной системе, переходу на ФГОС ДО необходимых для -определение возможных организации к приведения её в психологических рисков и способов их введению ФГОС соответствие с профилактики ДО и выявление несоответствий требованиями ФГОС ДО. 2. Разработка рекомендаций — система мероприятий, обеспечивающих переход на ФГОС ДО и устранение по устранению несоответствий несоответствий — разработка поэтапной подготовки педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС -внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие воспитательно образовательную деятельность ДОУ по внедрению ФГОС ДО — разработка плана методической работы по педагогическому сопровождению работников в условиях введения ФГОС ДО уч.г. Конкретизация воспитательно образовательной модели системы, соответствую- Определение: -полного состава действий, необходимых для освоения ФГОС ДО; — внесения изменений в планы графики сопровождения введения ФГОС ДО в муниципальной — планы графики внесения изменений в МСО -выявление факторов, препятствующих своевременному и полному введению ФГОС ДО и проблем, испытываемых руководителями и педагогами дошкольных организаций при этом -обеспечение научно методического

9 щей требованиям ФГОС ДО уч.г. Построение организационного механизма мониторинга эффективности ведения ФГОС ДО системе образования и организации Определение: -цели (какая информация собирается в процессе контроля), -субъектов (кто контролирует); -объектов (что контролируется), -процедур (каким образом осуществляется контроль), -периодичности (как часто), -какие работы должны быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально, -в какие сроки предполагается выполнить своевременно незавершенные работы, -какие решение и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ, -ожидается ли завершение ведущих работ в сроки или по каким работам возникло напряженное положение сопровождения введения ФГОС ДО -расширение и обновление психодиагностического инструментария на основе современных запросов -приведение в соответствие МТБ реализации ООП организации с требованиями ФГОС ДО -активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждение проблем и поиску их решения -выстраивание коммуникативного пространства с заказчиками образовательной услуги — создание системы диагностики достижения индивидуальных результатов ребенка дошкольного возраста — создание систем оценивания эффективности достижения планируемых результатов — определение динамики количественных и качественных показателей, характеризующих изменения образовательной организации в процессе введения и реализации ФГОС ДО — внутренняя и внешняя экспертиза ООП ДОУ -мониторинг готовности дошкольных организаций на выходе в штатный режим введения ФГОС ДО Приложения: 1. Дорожная карта введения ФГОС ДО в муниципальной системе образования городского округа «Город Чита» (приложение 1) 2. Дорожная карта этапов введения ФГОС ДО в муниципальной системе образования городского округа «Город Чита» (приложение 2)

10 3. Карты самооценки готовности дошкольного образовательного учреждения к введению ФГОС ДО (приложение 3) 4. Карта самооценки педагогического работника к введению ФГОС дошкольного образования (приложение 4) 5. Карта оценки готовности родителей к внедрению ФГОС ДО (приложение 5) 6. Карты оценивания развивающей предметно пространственной среды организации (уровень ДОУ и муниципальный уровень) (приложение 6) 7. Карта самооценки (внутренней экспертизы) (приложение 7) и внешней экспертизы ООП ДО на соответствие ФГОС ДО (приложение 8) 8. Индивидуальная образовательная программа аттестующихся педагогов (приложение 9) 9. Дорожная карта реализации психолого педагогического сопровождения ФГОС ДО (приложение 10) 10. Модель системы оценивания ключевых компетентностей дошкольника в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО (приложение 11) 11. Модель психолого — педагогического сопровождения в условиях перехода на стандарты нового поколения (приложение 12) 12. Критерии мониторинговых исследований (приложение 13)

Другие статьи:

  • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
  • Полюс осаго казань Агент "ОСАГО Казань": Оформление ОСАГО с бесплатной доставкой в пределах г.Казани. т. +7 843 267-59-30 с 09.00 до 19.00 без выходных! Больше не надо ехать к страховщику и тратить время в очередях: Присылайте данные для ОСАГО - и мы привезем готовый полис к вам […]
  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]
  • Заявление на банковский перевод составляет Сущность банковских переводов. Банковский перевод – это безналичная форма оплаты за услуги. Заключается в осуществлении платежа одной стороной (Плательщиком) другой стороне (Получателю). Перевод осуществляется посредством факсимильной, телеграфной или электронной […]
  • Штраф за административное правонарушение беларусь Кодекс Республики Беларусь об Административных ПравонарушенияхСтатья 6.5. Штраф 1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о […]
  • Онлайн административный штраф по фамилии Как узнать и оплатить штраф за административное правонарушение Очень важно, чтобы люди соблюдали правила, требования и нормы, предусмотренные административным законодательство России. Сегодня уровень ответственности и сознательности россиян находится на […]
  • Подать заявление р13001 Как подать одновременно в налоговую формы Р13001 и Р14001? Можно ли одновременно подать формы Р13001 и Р14001 в налоговую. Получается обе формы нужно заверять нотариально (отдельно) или можно 2 формы сшить вместе и заверить нотариально? Если отдельно, то в […]