Картографические пособия на уроках окружающего мира

Картографические пособия на уроках окружающего мира

2. Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир»

Условно все многообразие средств обучения окружающему миру можно разделить на следующие группы: 1) вербальные; 2) натуральные; 3) изображения предметов и явлений, 4) технические; 5) вспомогательные (см. Схему 2).

вербальные натуральные наглядные технические

-учебник — коллекции — плоскостные мультимедийная

-учебник-тетрадь — гербарии техника

— тетрадь — объекты — объемные

на печатной основе природы

Схема 2. Классификация средств обучения окружающему миру

1) Вербальные средства обучения

Вербальные средства — это средства, основанные на слове, прежде всего, на печатном. К ним относятся:

— Учебник – основная учебная книга, содержащая сведения, факты, иллюстративный материал, расположенные в порядке изучения тем. Учебник разрабатывается в соответствии с программой, а программа, в свою очередь, базируется на стандарте. Содержание учебника раскрывает вопросы программы, структура указывает на последовательность изучения тем. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики (систематичности, последовательности, наглядности и т.д.), а также принципов, характерных для начального естествознания (сезонности, краеведческой, экологической и практической направленностей). Важен и учет возрастных особенностей – внешний вид учебника, количество иллюстративного материала, размер шрифта,

— учебная тетрадь на печатной основе – это рабочая тетрадь, содержащая практические задания и вопросы. Вопросы и задания могут быть:

а) на воспроизведение учебного материала (расскажите.. )

б) на применение логических умений (исключите лишнее, разделите на группы)

в) на практическое применение полученных знаний (покажите на карте. распознайте…)

г) исследовательские (выявите свойства, пронаблюдайте..)

д) творческие (нарисуйте. сочините..)

— учебник – тетрадь – это учебная книга, совмещающая в себе функции учебника и рабочей тетради

— тетрадь для самостоятельных и контрольных работ на печатной основе

— хрестоматия — это учебная книга, содержащая дополнительные материалы

— дневники наблюдений на печатной основе

Рассмотрим подробнее составляющие элементы учебника окружающего мира. Исследователи выделяют следующие структурные компоненты учебника :

Структурные компоненты учебника окружающего мира.

Учебник : — учебный текст (основной пояснительный дополнительный)

— внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки, иллюстрации)

а) Основные тексты передают главную информацию — факты, описания, определения понятий, взаимосвязи и закономерности.

б) Дополнительные тексты носят конкретизирующий, комментирующий характер. В качестве дополнительных текстов можно увидеть рассказы, отрывки художественных произведений, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Часто помещаются под различными рубриками, например «Это интересно», «Для любознательных» и др.

в) К пояснительным текстам относятся справочные сведения

Примечание: основные тексты читаются способом изучающего чтения, дополнительные и пояснительные – способом ознакомительного чтения (это разновидности смыслового чтения как познавательного УУД).

Приемы работы с текстом учебника

— полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но данный прием используется редко, так как полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися.

— выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.

— чтение с комментированием. Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста.

-составление плана текста. Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.

— чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста. Примечание: Одним из вариантов такой работы может стать прием ИНСЕРТ в технологии РКМЧП

а) Аппарат организации усвоения знаний — это система вопросов, заданий, упражнений. Условно все вопросы и задания можно разделить на две основные группы – репродуктивные (направленные на воспроизводство знаний) и продуктивные (побуждающие учащихся к активной познавательной деятельности). Иногда вопросы и задания объединяются авторами учебника в отдельную рубрику, например, «Проверьте себя», «Подумайте».

б) Аппарат ориентировки включает условные знаки, разные шрифтовые и цветовые выделения, нумерацию страниц. С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником.

в) Иллюстративный аппарат позволяет формировать правильные представления и понятия. Иллюстраций в учебниках окружающего мира для начальной школы обязательно должно быть много. Можно отметить наличие следующих видов иллюстративного материала в учебниках окружающего мира:

2) Натуральные средства обучения

Натуральные средства – это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить:

— коллекции. Коллекции — это наборы однородных объектов для изучения. Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. Как правило, на образцах помещены номера, а названия указаны в списке на крышке коробки, где данные образцы помещены. Это позволяет не только познакомить учащихся с объектами, но и осуществить последующий контроль. Коллекции можно сделать самим учащимся.

-гербарии. Гербарий – это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. Небольшие растения могут располагаться полностью. Крупные растения изображены, а в гербарии могут содержаться его части. Кроме того, возможно помещение плодов и семян. Для создания гербариев можно подключить и творческий труд самих учеников.

— живые объекты природы это комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете.

Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов, практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т.д.

3) Наглядные средства

— картографический материал — макет

Схема 4. Наглядные средства обучения окружающему миру

Наглядные средства обучения дисциплине «Окружающий мир» можно разделить на две основные группы — плоскостные и объемные.

1. Плоскостные наглядные средства обучения – это плоские изображения объектов изучения. Подобные средства часто используются в начальной школе, но сейчас их успешно заменяю изображения с мультимедийных устройств. К плоскостным изображениям традиционно относят таблицы, картографический материал и репродукции.

Таблицы. Таблицами в методике преподавания окружающего мира принято называть любые изображения объектов, процессов, явлений окружающего мира, расположенных на листах большого формата и специально разработанных для более эффективной подачи учебного материала. Это могут быть изображения конкретных предметов, объектов природы и предметного мира, изображения процессов, явлений и закономерностей с взаимосвязями; сезонные и ландшафтные изображения и т. д.

Достоинством таблиц является то, что на подобных изображениях акцентировано внимание на самых важных, существенных моментах, кроме того, могут присутствовать подписи, комментарии. Таблицы можно использовать на любом этапе урока и с любой дидактической целью – при актуализации знаний, при повторении пройденного, при осуществлении контроля, «открытии» и последующем закреплении нового знания. Наборы таблиц часто входят в комплект по дисциплине «Окружающий мир» некоторых издательств.

Картографический материал. К картографическому материалу относятся, прежде всего, разнообразные карты. В начальных классах на уроках окружающего мира дети знакомятся с различными видам карт, учатся с ними работать. Карта — это обобщенное изображение поверхности земли или ее части с применением условных знаков и масштаба. Карты классифицируются по охвату территории, масштабу, назначению и содержанию.

По охвату территории бывают следующие виды карт: карта звездного неба, Солнечной системы, общая карта мира, карта полушарий, отдельных материков или частей света, природных или экономических зон, стран, областей, районов.

По масштабу различают крупномасштабные карты (топографические), среднемасштабные (обзорно-топографические), мелкомасштабные (обзорные). По назначению можно указать на такие карты как учебные, которые и используются в школе, туристические, спортивные и т.д. По содержанию карты могут быть историческими, географическими. Остановимся более подробно на географических картах. В начальной школе педагог знакомит детей с общегеографическими картами – изображения конкретной территории с обозначением основных географических объектов и тематическими картами. Тематические карты акцентирую внимание на какой-либо особой сфере – это могут быть политические карты, социально-экономические, карты природных зон, климатически поясов.

Карты — это знаковые средства обучения. В качестве основных знаковых средств используются условные обозначения и цвет.

Методика обучения работы с картами в начальной школе

Дети могут иметь представления о картах еще с дошкольного возраста, но более правильные и полные понятия о картах и их назначении у них формируются в начальной школе. От успешности этой работы зависит во многом эффективность работы с данными темами в среднем звене. Рассмотрим последовательность ознакомления учащихся с картами:

1. Введение понятия «план». План — это обобщенное изображение объектов (территории) с применением условных обозначений.

2. Масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по сравнению с действительным объектом.

3. План местности. Условные обозначения плана местности.

4. Карта. Географическая карта. Масштаб, цвет, условные обозначения карт. Стороны горизонта.

5. Параллели и меридианы. Экватор. Координаты на картах.

6. Формирование умения читать карту, работать с картой.

Репродукции. Репродукция — это копия художественного произведения. При изучении окружающего мира применение репродукций решает ряд задач: позволяет образно, выразительно представить изучаемые объекты и явления природного или социального мира, позволяет расширить кругозор учащихся за счет ознакомления с творчеством художников, реализуются межпредметные связи.

2. Объемные наглядные средства обучения. Объемные средства обучения – это трехмерные учебные пособия, направленные на формирования более полных представлений об изучаемых объектах. К ним относятся:

а) модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, позволяющее передать основные его характеристики. В начальной школе на уроках чаще всего применяют модели трех видов: статические, динамические и разборные. Статические модели представляют собой обобщенный или более точный образ целостного объекта или группы объектов, например, модель транспортного средства, механизма, животного или растения. Динамические модели позволяют изучить процессы, закономерности динамичных объектов. Наиболее популярные модели, используемые в обучении – глобус и теллурий (модель, демонстрирующая движение Земли вокруг Солнца), модель вулкана. Разборные модели позволяют увидеть внутреннее устройство объекта — модель цветка, плода, глаза.

б) макет – объемное изображение строения, передающее основные внешние и конструктивные черты.

в) муляж — это объемное пособие, которое точно передает размер, цвет, форму объекта. Например, муляжи фруктов, овощей.

4) Технические средства обучения

К техническим средствам обучения сегодня относятся теле- и аудиотехника, мультимедийная техника, интерактивная доска.

а) аудиотехника позволят реализовать музыкальное «иллюстрирование» урока, темы. Сегодня можно найти большое количество записей со звуками природы (например, с голосами птиц), изучить музыкальную культуру других стран.

б) видеотехника. Любая техника, позволяющая воспроизвести видеофильмы, мультипликационные фильмы по изучаемым темам. Важной особенностью фильмов является то, что они позволяют изучить явления процессы, которые невозможно пронаблюдать в реальных условиях.

в) мультимедийная техника. Применение мультимедийных презентаций сегодня очень популярно в практике обучения в начальной школе. Это связано с тем, что подобное средство позволяет решить целый комплекс задач: активизирует познавательные способности учеников, позволяет выстроить структуру урока, использовать максимальное количество наглядности, фильмов, осуществить контроль.

г) интерактивная доска — современное средство обучения, объединяющее в себе функции школьной доски, мультимедиа, интерфейса рабочего стола компьютера.

5) Вспомогательные средства обучения

К этой группе относятся средства, помогающие организовать учебную деятельность: лупы, микроскопы, лабораторное оборудование.

Картографические пособия на уроках окружающего мира

«Без карты нет географии!» аксиома Изменения в современном образовании обусловлены коренными преобразованиями в обществе, информатизацией и глобализацией всей человеческой деятельности. Географическая карта в наше время становится языком международного общения. Географическую культуру определяет картографическая грамотность человека, его умение пользоваться картой, знать ее язык, который Н.Н. Баранский называл «вторым языком» географии. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей, являющиеся основой всестороннего пространственного видения мира.
Значение картографической наглядности в развитии младшего школьника велико. Работа с географической картой заменяет учащимся непосредственное изучение территорий земного шара. Она помогает воссоздать их образ, при этом развивается пространственное воображение и пространственные представления детей. Развивается также логическое мышление младшего школьника, т. к. помогает устанавливать связи, анализировать и сравнивать, синтезировать и обобщать. Навыки, приобретаемые учащимися при работе с картой наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к жизненным навыкам и являются неотъемлемой частью начального образования.
Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками [1]. Особенность географических карт для начальной школы – это, прежде всего, иная проекция карт – по внешнему виду она напоминает часть карты полушарий. Все меридианы сходятся в точке Северного полюса, изображенной на карте. Территория России показана до полюса, чего нет на других картах. Это дает возможность ясно показать детям самую северную точку России на материке – мыс Челюскин на п-ове Таймыр. Северо-восточная и Северо-западная части России показаны не загибающимися вверх по карте, а вытянутыми. Черное море дано полностью в удобном для работы виде. Европейская часть размещена так, что по ней легко работать. К сожалению, при этом происходит увеличение площади России на севере и некоторое уменьшение на юге, что мешает измерению больших расстояний по карте. Изображение линейного масштаба карты представлено именованным и графическим способами, а числового нет. Сейчас в современных атласах дается и этот способ, но учителя не могут использовать его из-за недостаточных математических знаний учащихся начальной школы.
Более яркая окраска карты в целом и объемная окраска гор привлекают внимание детей и создают лучшую читаемость карты. Нагрузка географической карты определяется требованиями программы (УМК) или ее назначением, поэтому проводится генерализация, то есть указываются только основные географические объекты характерные для данной территории.
Задачи работы с географической картой в начальной школе: научить младших школьников понимать, знать, читать географическую карту. Понимать – означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие ее сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту – это знать ее содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.
Подготовительный этап ознакомления младших школьников с географической картой начинается с первого класса и включает измерение расстояний на местности, на листе бумаги; развитие пространственных представлений: «далеко», «близко»; определение направлений движения: «вперед», «назад», «вправо», «налево»; ориентирование в своей местности (где находится школа, дом и др. значимые объекты, маршрут движения в школу). На бумаге надо давать упражнения на узнавание направления, затем на воспроизведение и на творческое применение полученных знаний. Например, записать маршрут движения Вини Пуха к дому Кролика, путь Красной Шапочки к домику Бабушки, путешествие девочки Элли в Изумрудный город, т. е. используя сказки, где есть перемещения героев в пространстве – путешествия. Эта работа спешно продолжается во втором классе в большинстве учебно-методических комплектов (УМК) по предмету «Окружающий мир». Исключение составляет УМК «Школа 2100», где весь второй класс посвящен изучению географического содержания с серьезной картографической поддержкой.
В третьем классе идет расширение пространственных представлений учащихся, формируются понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта» (может проводиться практическая работа на местности с компасом), «ориентирование», способы ориентирования, являющиеся подготовительной работой к изучению плана местности и географической карты.
К сожалению, в большинстве УМК по предмету «Окружающий мир» изучение плана местности теперь не предусматривается, а предлагается сразу же изучение географической карты, это в значительной степени затрудняет успешное ее восприятие младшими школьниками, так как нарушается последовательность и постепенность усвоения картографической наглядности. Традиционно работа младших школьников с географической картой начинается в третьем классе (УМК «Школа России», УМК З.А. Клепининой и др.), а иногда в четвертом классе – УМК «Планета знаний».
Работа по введению географической карты проводится последовательно и постепенно: условные знаки, масштаб, ориентированность, с использованием физической карты полушарий и физической карты России. Позднее учащихся знакомят с картой «Природные зоны России» и некоторыми другими («Охрана природы», «Экономика России», «Океаны Земли», «Климат Земли» и др.).
При изучении элементов географической карты учитель на первом этапе, прежде чем показать объект на карте, показывает его на картине, далее дает образный рассказ, проводит беседу или объяснение, выявляя особенности данного объекта, а затем показывает по карте. Все названия географических объектов записываются на доске, обязательно ставится ударение, а дальше читается учителем, проговаривается детьми вслух, затем дети переписывают в тетрадь. На втором этапе работа усложняется: учитель ничего не показывает, только называет объект и указывает где его найти, и дети на своих физических картах в атласах находят (Например, Средне-Русская возвышенность). Дальше используются дополнительные вопросы, какие реки берут начало на этой возвышенности, куда они впадают и т. д. На третьем этапе работы с физической картой России учитель пишет названия рек, берущих начало со Средне-Русской возвышенности, и предлагает детям найти их и сказать, куда они впадают.
Для закрепления в памяти названий географических объектов дети на полосках белой или цветной бумаги записывают каждое название, затем находят эти объекты на карте и накрывают эти объекты полосками-закладками. Учитель отмечает объекты цветными флажками (города, исток реки, месторождение полезных ископаемых), а границы – шнурком, приколотым к карте. Закрепление можно также проводить с помощью работы по контурной карте. Дети кладут на парту атлас, находят предложение объекты, накрывают их закладками. Учитель, проходя, проверяет правильность. Затем дети рядом располагают контурную карту, сравнивают с атласом, находят место объекта на контурной карте и перекладывают закладку на нее. Учитель снова проверяет. Если задание выполнено верно, то учитель разрешает надписать название на контурной карте. При этом обязательно учитывается правило: название пишется печатными буквами (если длинное, то обозначают одной начальной буквой или номером), полное название записывают в условные обозначения к контурной карте или в тетради под тем же номером. Название города подписывается справа от пуансона, название реки – около истока и в нижнем течении около устья и т. д.

Читайте так же:  Сумма пособия в больничном листе с ндфл или без

Дети находят эти элементы в атласах, затем показывают на настенной карте и учатся составлять характеристики объектов отдельных географических объектов – городов, рек, озер; форм поверхности суши – горы, равнины.
Наиболее эффективными приемами работы с географической картой в начальной школе являются следующие сочетания:
• работа по географической карте и картине: углубляет понимание географического содержания картины и сообщает картографическим представлениям детей живость и конкретность, делает карту интересной и доступной детям. Например, изображение Новгородского Кремля и показ по карте, где находится город; картина «Степь» и степная зона на карте, ее положение и т. д. Могут также использоваться репродукции картин великих русских художников.
• Применение слайдов и работы по карте. Рассматривание учащимися изображений реальных географических ландшафтов сопровождается объяснением по физической карте России, что способствует лучшему пониманию детьми языка карты, углубляется понимание географического содержания слайдов пространственными представлениями. Например: Северный Ледовитый океан – слайды и карта.
• Использование географической карты совместно с рисунками и фотографиями учебника при работе по теме.
• Показ кино-, видеофильмов и работа с географической картой (физической, природных зон, охраны природы и др.), что позволяет познакомить детей с местонахождением районов, где происходят события, обитают животные, встречаются растения, живут другие люди.
• Просмотр фильма перед работой с географической картой. Карта используется в беседе, подводящей итоги просмотра фильма.
• Использование натуральной наглядности и географической карты (гербариев, чучел, коллекций и т. д.) в сочетании с картой. Карта знакомит детей с конкретными местообитаниями растений и животных, с занятиями населения, месторождениями и местами добычи полезных ископаемых.

Картографическая наглядность на уроках истории

материалы разработаны учителем истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Прядицкой Юлией Викторовной, для учителя при подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена. Можно использовать как наглядное пособие при проведении мастер-класса

Просмотр содержимого документа
«Картографическая наглядность на уроках истории »

Картографическая наглядность на уроках истории

  • созерцание является исходной ступенью всякого познания.

  • Исторические события происходят не только во времени, но и в пространстве.
  • «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется нам лишь пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности», — писал А.И. Стражев.
  • Карта является тем наглядным пособием , которое в наибольшей степени помогает ОСМЫСЛИВАНИЮ исторического материала, пониманию хода исторических событий, раскрытию исторических связей и закономерностей

Сами по себе карты , да и все наглядные пособия не дадут полного представления о пространстве, в котором происходили исторические события, если на помощь не придет слово учителя .

  • Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Ученикам необходимо умение локализировать исторические факты в пространстве.
  • Локализация – отнесение событий к конкретному пространству .
  • Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику

По охвату территории:

  • Обзорные
  • Обобщающие
  • Тематические
  • Картосхемы (разновидность тематических)

  • Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов.
  • Цвета получают иное значение на исторических картах
  • На исторических картах раскрывается динамика событий и процессов. На географической все статично. Нередко на исторической карте показываются драматические события (войны, распад государств, народный восстания и др.)
  • Историческая карта содержит лишь немногие физико-географические данные(реки, озера, моря, горы), на исторических редкая градусная сетка Зато на исторических дается размещение племен и народов, границы государств, торговые пути, места сражений, направление походов и т.д.

При работе с картой:

  • Следует учитывать, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале темы нужно работать по двум картам.
  • Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций.
  • В старших классах целесообразно применение проблемных заданий.

  • На уроках рассказ учителя или описание исторических событий должен сопровождаться показом по карте
  • При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность
  • Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты (общую и тематическую).
  • Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картой.

  • Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. Лучше провести занятие по атласу или карте учебника
  • Для лучшей работе по карте существуют множество приемов (собрать карту по принципу мозаики, прием путешествия, сравнение изучаемых объектов с чем похожим на них(Апеннины –сапог),разъяснение географических названий, прием «оживления карты» и др.)

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила

  • Перед показом учитель дает словесное описание пункта, рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Карта должна быть хорошо видна всем в классе. Стоять у карты нужно так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Как и на уроках географии реки показывают по течению от истока к устью; города –точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта (восточнее-западнее, севернее-южнее), названием географических ориентиров.
  • Перед показом учитель дает словесное описание пункта, рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.
  • Карта должна быть хорошо видна всем в классе. Стоять у карты нужно так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект.
  • Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу.
  • Как и на уроках географии реки показывают по течению от истока к устью; города –точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта (восточнее-западнее, севернее-южнее), названием географических ориентиров.

  • Ученики должны знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный исторический период; что на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты
  • Ученики должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; выделять изменения территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких карт; читать карты и картосхемы.

Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала. В отличие от других наглядных пособий карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

  • Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся.

  • Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически
  • Контурные карты применяются для закрепления нового материала; для обработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий.
  • При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Не должно быть небрежности, грязи, скомканных страниц.
  • Писать надо разборчиво, без ошибок. Закрашивать аккуратно, по границам.
Читайте так же:  Приказ об утверждении положения о бухгалтерии

Исследование условий усвоения картографических зун учащихся 5-х классов

  • Цель – повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, т.е. активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов работы по картографии в ходе уроков.
  • В 5Б классе работа по теме «Древняя Греция» по карте проводилась на всех этапах урока (описание природных условий, их влияние на занятия населения; картографические игры, рассказ учителя по карте, изучение картосхем –Саламинский бой, составление маршрутов греческих торговцев , обязательное домашнее задание по карте)
  • В 5В классе проводились уроки, на которых картографическая наглядность использовалась не так активно.

  • Сравнительный анализ результатов показал, что качество картографических знаний, умений и навыков в 5Б классе значительно превосходит качество в 5В классе
  • Данные показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов и форм картографического характера в процессе изучения истории способствует повышению качества знаний и положительно влияет на познавательную деятельность учащихся
  • Необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории игровые ситуации, воображаемые путешествия, как способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.

Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 10 Методика преподавания интегративного курса «окружающий мир»

Главная > Рабочая программа

6. Методика работы по преподаванию курса окружающий мир.

6.1. Развитие и воспитание учащихся в процессе обучения дисциплине «Окружающий мир».

Содержание: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, логического и образного мышления), наблюдательности, речи, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру». Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание экологического, нравственного, эстетического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания, формирование научного мировоззрения.

6.2. Формирование и развитие представлений и понятий в курсе изучения «Окружающего мира».

Содержание: определение «представлений» и «понятий». Классификация понятий. Система представлений и понятий на уроках «Окружающего мира». Пути, уровни, условия их формирования.

6.3. Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

Содержание: Особенности форм и методов преподавания «Окружающего мира» в малокомплектной школе. Особенности организации урока. Организация самостоятельной работы учащихся в малокомплектной школе.

7. Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

7.1.Проблема экологического воспитания в начальной школе.

Содержание: современные экологические проблемы. История развития экологического воспитания в школе.

7. 2. Реализация экологического воспитания в современных образовательных программах.

Содержание: анализ программ по «Окружающему миру» для начальной школы с позиции реализации экологического воспитания детей.

7. 3. Формы экологического воспитания

Содержание: направления, формы экологического воспитания.

5. Лабораторный практикум — не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина.-М. : Владос, 2001.- 239 с.

Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учебное пособие для вузов / Е. Ф. Козина.- М. : Академия, 2007.-220 с.

Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие для педвузов /А. В. Миронов.- М. : Педагогическое общество России, 2002.-351 с.

б) Дополнительная литература:

Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: История. Краеведение. Экономика. Право. ОБЖ : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей /Л. П. Борзова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-222 с.

Брыкина, Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1- 4 классы / Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина.-М.: ВАКО, 2004. — 319 с.

Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов.- М.: Академия, 1999.-176 с.

Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие /Л. П. Симонова.- М. : Академия, 2000.-159 с.

Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в начальной школ: методическое пособие для учителя / М. Т. Студеникин, В. И. Добролюбова.-М.: ВЛАДОС, 2004.- 254 с.

Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учебное пособие для среднего профессионального образования /Г. А. Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова. — М.: Академия, 2008.- 239 с.

в) Методические пособия и учебники по «Окружающему миру» для начальной школы:

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс: самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Наша планета Земля»/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский.-М.: Баласс, 2002.- 48 с.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс: самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Я и мир вокруг»/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский.-М.: Баласс, 2002.- 32 с.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс:самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли»/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский.-М. : Баласс, 2006.- 48 с.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-4 класс: учебники для четырехлетней начальной школы / Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.- М. : Просвещение, 1998.

Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 3 класс: вводный курс истории и обществознания: «Мое Отечество»: учебник в 4-х частях / Д. Д. Данилов, С. В. Тырин. — М.: Баласс. Ч. 3.-1998.-32 с.

Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир. 1-4 класс: учебники для четырехлетней начальной школы/ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.- Самара: учебная литература. Ч. 1-2.- 2002.

Окружающий мир. 1 класс: учебник-тетрадь: Я и мир вокруг/ А. А. Вахрушев [и др.]- М. : Баласс.-(Мир и человек). Ч. 1-4.- 1997. — 64 с.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник-тетрадь «Наша планета Земля»/А. А. Вахрушев [и др.] .- М. : Баласс. -(Мир и человек). Ч. 1-4.- 1998.- 64 с.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник-тетрадь «Обитатели Земли» в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. — Изд. 3-е, испр. и доп.-М. : Баласс.-(Образовательная система «Школа 2100»). Ч. 1- 4.-2006.- 80 с.

Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс: Человек и человечество: вводный курс истории и обществознания: учебник. В 2-х книгах / Д. Д. Данилов [и др.] — М. : Баласс. Кн. 1-2.- 2000.

Яременко, Е. О. Окружающий мир. Начальная школа: программно-методические материалы / Е. О. Яременко- 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2001. — 255 с.

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. 1- 4 класс в 2 ч. : учебник для начальной школы / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- 3-е изд.- М. :Просвещение.- (Зеленый дом). Ч. 1-2.- 2005.

Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 1-4 класс: учебник-тетрадь № 1, 2 для четырехлетней начальной школы / О. Т. Поглазова. — Смоленск: Ассоциация XXI век. Ч. 2.- 2002.

Программно-методические материалы. Окружающий мир: начальная школа/ сост. Е. О. Яременко.- 4-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2001.- 255 с.

Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1-4 класс : учебник в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Изд. 2-е, испр.- М. : Академкнига. — 2008.

Чудинова, Е. В. Окружающий мир. 1- 4 класс в 2 ч.: учебник-тетрадь для начальной школы: (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. — 3-е изд.- М. : Вита-Пресс. Ч. 1-2. — 2003.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Учебники «Окружающий мир», методические рекомендации к программам.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Коллекции минералов, растений, таблицы, схемы, методические наглядные пособия, картографический материал.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения:

-лекции предполагают раскрытие основных сложных тем теории и методики преподавания окружающего мира;

семинарские занятия предполагают представление и защиту студентами результатов самостоятельной работы в форме мультимедийных презентаций, творческих отчетов;

— планируется моделирование уроков окружающего мира по разным темам и видам уроков;

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий, составление конспектов уроков и пр.

8.1. Методические рекомендации для студентов.

Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

Методисты, разрабатывающие подходы к преподаванию естественных наук, истории, обществознания в дореволюционный, советский, современный период.

Стандарт начального образования. Характеристика образовательной области «Окружающий мир».

Изготовление натуральных, изобразительных средств обучения.

Составление картотеки занимательного дополнительного материала по содержанию, связанному с темами уроков «Окружающего мира» из книг для детского чтения, детского справочного материла.

Составление картотеки художественных произведений, фрагментов музыкальных произведений, позволяющих ярко проиллюстрировать материал уроков «Окружающего мира».

Приемы работы с картографическим материалом.

Использование приёма «сказочной аналогии»: сочинение сказки, помогающее постичь природное явление (на выбор).

Определение усложнения наблюдения от класса к классу. Составление алгоритмов наблюдения.

Разработка алгоритмов работы над опытом в начальной школе.

Опытная работа по «Окружающему миру» в различных программах.

Подбор занимательного материала, дидактических, ролевых игр.

Разработка конспекта урока заданного типа с фиксацией используемых методов, приёмов обучения.

Межпредметные связи на уроках «Окружающего мира».

Разработка конспектов уроков или внеклассного мероприятия по заданной теме.

Сравнительный анализ программ и учебников по «Окружающему миру».

Анализ программ с точки зрения реализации идей нравственного, эстетического, экологического, физического, трудового воспитания.

Составление схемы развития понятия в темах уроков «Окружающего мира».

Разработка заданий, дифференцированных карточек для повторения и проверки знаний учащихся.

Приемы развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности на материале «Окружающего мира».

Приемы развития логического мышления ан уроках «Окружающего мира».

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания.

2. Альтернативные методики обучения естествознанию.

3. Воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира».

4. Экологическое воспитание в программах начального курса «Окружающего мира».

5. Организация групповая работы учащихся на уроках «Окружающего мира».

6. Дидактические игры на уроках «Окружающего мира».

7. Дифференцированное обучение «Окружающему миру» в начальной школе.

8. Игровые формы обучения «Окружающего мира» в начальной школе.

9. Идеи нравственного воспитания в современных программах по естествознанию.

10. Проблемное обучение «Окружающему миру» в начальной школе.

11. Интеграция уроков «Окружающего мира» и учебных предметов эстетического цикла.

12. Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающего мира».

13. Использование практических методов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

14. Использование словесных методов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

15. Краеведческие принципы в обучении «Окружающему миру».

16. Литературное творчество младших школьников на уроках «Окружающего мира»..

17. Реализация межпредметных связей курса «Окружающего мира» в начальной школе.

18. Методика работы с картографическими пособиями.

19. Организация исследовательской работы на уроках «Окружающего мира».

20. Реализация детских проектов в рамках изучения «Окружающего мира».

21. Моделирование в начальном курсе «Окружающего мира»..

22. Нестандартные уроки «Окружающего мира»..

23. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках естествознания.

24. развитее логического мышления на уроках «Окружающего мира».

25. Организация исследовательского обучения в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

26. Формирование понятий на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

27. Проведение опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

28 Творческая деятельность младших школьников на уроках естествознания.

29. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках «Окружающего мира»..

30. Реализация идей развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / Л.В. Занкова ( на выбор) на уроках «Окружающего мира».

31. Изучение материала по охране безопасности жизнедеятельности на уроках «Окружающего мира».

32. Методика работы над историческим материалов в курсе «Окружающего мира» в начальной школе.

33. Приемы работы над обществоведческим материалом в курсе «Окружающего мира» в начальной школе.

34. Особенности организации индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроках «Окружающего мира».

35. Формирование естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающего мира».

36. Художественное и музыкальное иллюстрирование на уроках «Окружающего мира».

37. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках «Окружающего мира».

38. Формы внеклассной работы по «Окружающему миру».

39. Трудовое воспитание младших школьников на уроках естествознания.

40. Эффективные формы организации деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира»..

8.3. Примерный перечень вопросов к зачету

Предмет, методологические основы и задачи методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Связь дисциплины «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»» с другими науками.

Методы педагогического исследования в методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории за рубежом: опыт передачи опыта взрослых; идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дж.Локка и др.

Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России: В.Ломоносов, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др.

Основные взгляды на методики преподавание естественных наук и истории в дореволюционной России.

Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

Современные принципы преподавания «Окружающего мира» в начальной школе.

Читайте так же:  Рекламная кампания отчетность

Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе.

Образовательный стандарт начальной школы. Характеристика образовательной области «Окружающий мир».

Значение материальной базы при изучении «Окружающего мира».

Учебное оборудование при обучении младших школьников «Окружающему миру».

Уголок живой природы в начальной школе. Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка.

Краеведческий уголок в начальной школе. Организация работы с краеведческим материалом.

Пришкольный участок в начальной школе.

Виды деятельности учащихся на географической площадке.

Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».

Вербальные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Наглядные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Натуральные и искусственные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Методика работы с учебниками «Окружающего мира» в начальной школе.

Аудиовизуальные средства и вспомогательные средства обучения на уроках «Окружающего мира».

Комплексное использование средств обучения «Окружающему миру» в начальной школе.

Общая характеристика методов обучения «Окружающему миру», их классификации.

Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения «Окружающему миру».

Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении «Окружающему миру».

Авторские методы альтернативных программ по «Окружающему миру».

Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

Рассказ, его виды, требования к рассказу как методу обучения на уроках «Окружающего мира».

Объяснение, инструктаж как методы обучения «Окружающему миру».

Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, обж, требования к беседе.

Методика работы с текстами учебников в разных классах.

Использование на уроках научной и художественной детской литературы.

Методика организации и проведения диспута на уроках «Окружающего мира».

Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах. Классификация наглядных методов.

Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом).

Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями. Разработка и создание наглядных средств обучения.

Художественное и музыкальное иллюстрирование на уроках «Окружающего мира».

Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

Классификация практических методов.

Самостоятельная работа на уроках «Окружающего мира», её значение, виды.

Наблюдения на уроках «Окружающего мира», его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации.

Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда.

Опыты на уроках «Окружающего мира», требования к их проведению.

Методика организации исследовательских работ на уроках «Окружающего мира».

Практические работы на уроках «Окружающего мира».

Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм).

Фронтальные и индивидуальные формы работы, их сочетание на уроке.

Организация работы в группах на уроках «Окружающего мира».

Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира».

Подготовка учителя к уроку «Окружающего мира».

Примерный перечень вопросов к экзамену

Предмет, методологические основы и задачи методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».Связь дисциплины «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»» с другими науками.

Методы педагогического исследования в методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории за рубежом: опыт передачи опыта взрослых; идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дж.Локка и др.

Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России: В.Ломоносов, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др. Основные взгляды на методики преподавание естественных наук и истории в дореволюционной России.

Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

Современные принципы преподавания «Окружающего мира» в начальной школе.

Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе. Образовательный стандарт начальной школы. Характеристика образовательной области «Окружающий мир».

Значение материальной базы при изучении «Окружающего мира».Учебное оборудование при обучении младших школьников «Окружающему миру».

Уголок живой природы в начальной школе. Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка. Краеведческий уголок и пришкольный участок в начальной школе. Организация работы с краеведческим материалом. Виды деятельности учащихся на географической площадке.

Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир». Комплексное использование средств обучения «Окружающему миру» в начальной школе.

Вербальные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Наглядные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Натуральные и искусственные средства обучения школьников «Окружающему миру».

Методика работы с учебниками «Окружающего мира» в начальной школе. Виды текстов. Методика работы с текстами учебников в разных классах.

Аудиовизуальные средства и вспомогательные средства обучения на уроках «Окружающего мира».

Общая характеристика методов обучения «Окружающему миру», их классификации. Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения «Окружающему миру».

Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении «Окружающему миру». Авторские методы альтернативных программ по «Окружающему миру».

Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Использование на уроках научной и художественной детской литературы.

Рассказ, его виды, требования к рассказу как методу обучения на уроках «Окружающего мира».Объяснение, инструктаж как методы обучения «Окружающему миру».

Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, обж, требования к беседе. Методика организации и проведения диспута на уроках «Окружающего мира».

Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах. Классификация наглядных методов. Разработка и создание наглядных средств обучения.

Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом).

Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями. Художественное и музыкальное иллюстрирование на уроках «Окружающего мира».

Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

Классификация практических методов. Самостоятельная работа на уроках «Окружающего мира», её значение, виды.

Наблюдения на уроках «Окружающего мира», его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации.

Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда.

Методика организации исследовательских работ на уроках «Окружающего мира». Опыты на уроках «Окружающего мира», требования к их проведению.

Практические работы на уроках «Окружающего мира».

Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм). Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира».Подготовка учителя к уроку «Окружающего мира».

Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм).Фронтальные и индивидуальные формы работы, их сочетание на уроке. Организация работы в группах на уроках «Окружающего мира».

Типы уроков «Окружающего мира»(классификация типов уроков, их специфика, структура).

Комбинированный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

Предметный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

Обобщающий урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

Уроки-экскурсии, их значение, этапы проведения, структура, основные требования. Экологическая направленность экскурсий в природу.

Нестандартные уроки «Окружающего мира»

Проверка и контроль знаний и на уроках «Окружающего мира». Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Оценка работы учащихся.

Игровые формы обучения «Окружающему миру» (классификация игр, особенности их применения на уроках «Окружающего мира»).

Проблемное обучение на уроках «Окружающего мира». Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций.

Внеклассная работа по «Окружающему миру». Значение внеклассной работы для обучения, воспитания, развития учащихся. Разновидности внеклассной работы, принципы её организации.

Индивидуальная форма внеклассной работы: выполнение учащимися заданий по наблюдению за объектами живой и неживой природы, проведение опытов, различные виды коллекционирования.

Групповая внеклассная работа: кружки, клубы, различные виды экскурсий. Массовая внеклассная работа, её виды.

Организация работы учащихся в кружках, клубах, научных обществах. Планирование работы.

Внеурочная работа по естествознанию. Значение внеурочной работы для обучения, воспитания и развития учащихся, её связь с урочной деятельностью по природоведению. Виды внеурочной работы в зависимости от места её проведения: в природе, на опытном участке, в уголке живой природы, в краеведческом уголке и т.п.

Проектная деятельность школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир».

Домашняя работа учащихся по «Окружающему миру», классификация домашних заданий.

Клепинина. З.И. «Окружающий мир» «Природоведение», «Я и мир вокруг». концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100…»): концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Поглазова О.Т. «Окружающий мир» («Гармония»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. «Наш мир» («Перспективна начальная школа»). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Ивченкова Г.Г., СаплинаЕ.В. и др. «Окружающий мир» («Планета знаний»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Дмитриева Н.Я. и др. « Мы и окружающий мир»/ Товпинец И.П. «Я и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Чудинова Е.В. «Окружающий мир» (программа Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Плешаков А.А, Новицкая «Окружающий мир» («Перспектива») концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

Развитие познавательных способностей (внимания, памяти, логического и образного мышления), наблюдательности, речи, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру».

Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания.

Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание трудового, санитарно-гигиенического воспитания.

Формирование и развитие представлений и понятий в курсе изучения «Окружающего мира». Классификация понятий. Уровни, условия их формирования.

Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

Подходы к экологическому воспитанию в начальной школе.

Программа составлена в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности — 031200 «Педагогика и методика начального образования».

Рабочую программу учебной дисциплины составила:

К.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования Н.А.Семенова

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

Протокол № ______ от «___» __________ 2011г.

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ

Другие статьи:

  • Основные законы в области охраны окружающей среды рф Основные законы в области охраны окружающей среды рф Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной […]
  • Приказ 383 от 23052019 Приказ МИНЗДРАВА РФ от 28.12.98 N 383 о СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ при НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 года (архив) Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 Страницы: Стр.1 | Стр.2 | […]
  • Мировой суд ленинского района гиркутска Мировой суд ленинского района гиркутска г. Иркутска, ул. Волгоградская, 47 Улицы: Авиастроителей, с 47 до конца улицы по нечетной стороне, с 8 до конца улицы по четной стороне, Александра Матросова, Алтайская, Баха, 1-я Ворошиловская, 2-я Ворошиловская, Гастелло, […]
  • Детское пособие при рождении ребенка Лужковские выплаты молодым семьям в Москве В целях поддержки молодых семей в решении их социально-бытовых проблем, связанных с рождением ребенка, органы исполнительной власти города Москвы разработали существенную меру социальной поддержки в виде выплаты […]
  • Форумы москва купля продажа Форум охотников - tathunter.ru Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Сообщение Angl-sett » Вчера, 22:25 В питомнике ЗОВ ПОЛЕЙ 05.02.19 родились щенки […]
  • Образец платежное поручение госпошлина ифнс Образец платежное поручение госпошлина ифнс ТИПОВАЯ СИТУАЦИЯ™ актуальна на 15 февраля 2019 г. Как заполнить платежное поручение на уплату госпошлины Реквизиты получателя госпошлины (наименование, ИНН, КПП, ОКТМО, банковский счет) можно узнать в госоргане, […]
  • Как оформить партнерское соглашение Партнерство с NSP Оформив Партнерское Соглашение NSP, вы получаете статус "Партнера NSP". Первая форма партнерства - Вы просто покупаете продукцию для себя 1. Дистрибьюторские (партнерские) цены (без 40% розничной наценки) 2. Дополнительные бонусы 5%-10%-20% от […]