Новые требования к программам дополнительного образования детей

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья ребенка;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Методика написания и требования к программам дополнительного образования

Наталия Подледнова
Методика написания и требования к программам дополнительного образования

ФЗ «Об образовании» Статья 2.

• П. 9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

• П. 14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

Структура программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

1. На титульном листе указываются:

-где, когда и кем утверждена программа;

— название программы, можно указать и направление;

-возраст детей, на которых рассчитана программа;

-срок реализации программы;

-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы;

-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

-год разработки программы.

2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков, сплошным текстом:

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.

Направленность программы

Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

Программа декоративно-прикладного творчества «Бусинка» художественной ориентации, направлена на возрождение народных промыслов, развитие интереса детей к народному творчеству и воспитании патриотизма.

Читайте так же:  Дешевое осаго в перми

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Целью программы «….» является:

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. — образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

Цель программы: формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

— знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач;

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются — композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Цель программы: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества;

-теоретические сведения об изученных технологиях.

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-применять основы цветоведения на практике;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

№ Перечень разделов, тем Теория

итого итого итого

В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.

Содержание программы

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

— указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

— при включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

Методическое обеспечение программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

Читайте так же:  Агентский договор на оказание услуг бухучет

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. —М.: Просвещение, 1991.—207 с.

Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• памятки для родителей;

методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

Закон РАА

Требования к программам дополнительного образования детей

Требования к программам дополнительного образования детей. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Требования к программам дополнительного образования детей

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья ребенка;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Программа дополнительного образования детей , как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
На титульном листе рекомендуется указывать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Методические рекомендации. Требования к программам дополнительного образования детей

Методические рекомендации в помощь молодым специалистам, педагогам дополнительного образования по составлению и написанию программ дополнительного образования детей

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Требования к программам дополнительного образования детей»

Филиал муниципального бюджетного

учреждения дополнительного образования

«БЕЛОЯРСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Примерные требования к программе дополнительного образования детей

(Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

Примерные требования к программе дополнительного образования детей

(Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

  • наименование образовательного учреждения
  • где, когда и кем утверждена программа
  • возраст детей, на которых рассчитана программа
  • ФИО, должность автора(ов) программы
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется программа

Примерные требования к программе дополнительного образования детей

(Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

  • направленность программы;
  • актуальность, педагогическая целесообразность, новизна;
  • цель и задачи программы;
  • отличительные особенности данной программы от уже существующих программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
  • сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий, используемые методы и технологии;
  • ожидаемые результаты и способы определения результативности;
  • формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).
Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц инвалидов в 2019 году

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.

2.1. Направленность программы

  • Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ;
  • Направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.2. Н овизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность — ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Педагогическая целесообразность — подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Новизна — предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.3. Цель и задачи программы

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени.

Формула построения цели

ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.

Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность.

Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;

— должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:

  • описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен;
  • указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.5. В озраст детей, участвующих в реализации данной программы

  • для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д.
  • какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
  • наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности);
  • состав групп (одного или разных возрастов);
  • условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

  • временные границы, на сколько лет рассчитана программа;
  • этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
  • количество часов на каждый год.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.7. Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др.

Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю.

При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.8. Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся;

  • должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания;
  • в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения;

  • выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.8. Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности

Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, мониторинг.

Виды контроля начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.

к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.9. Формы подведения итогов реализации программы:

  • опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.;

  • документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.

к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  • Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности.
  • Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование).

к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

  • Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.
  • Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие.
  • Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
  • Формула расчета годового количества часов : количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года (н-р) – 36; 38 недель. Иной расчет часов в УТП необходимо обосновать.

  • Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения)

к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Другие статьи:

  • Кроссворд по праву на тему трудовой договор Кроссворд по теме семейное право рф Готовый кроссворд по семейному праву — на тему «семейный кодекс» Сделка, для заключения которой необходима воля двух и более сторон. 2. За это правонарушение уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. 3. Договор; 2. […]
  • Дидактические пособие для детей 5 лет своими руками Дидактическое пособие по развитию речи «Солнышко» для дошкольников 5–7 лет Елена Кочина Дидактическое пособие по развитию речи «Солнышко» для дошкольников 5–7 лет Д идактическое пособие по развитию речи "Солнышко" для детей старшего дошкольного возраста. […]
  • Пособие по постановке на учет в ранние сроки беременности 2012 Единовременное пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности Беременная женщина, которая встала на учет в женской консультации или другой медицинской организации (учреждении) на раннем сроке беременности (до 12 акушерских недель), в […]
  • Удо ши Детская школа искусств п. Ревды была основана в 1959 году как музыкальная школа. Первым директором стала Матвеева Октябрина Михайловна. С 1965 года директор- Кудина Жанна Яковлевна, открывшая в школе класс фортепиано. В 1968-69 г.г. по распределению в Ревду […]
  • Приказ 160 n Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161"Об […]
  • Казанцев в возмещение морального вреда Казанцев в возмещение морального вреда Список использованной литературы: / Процессуальные особенности рассмотрения дел о компенсации морального вреда Законодательные и иные нормативные акты: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская […]
  • Приказ 2357 от 22092011 министерства образования и науки рф Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 2357 от 22.09.2011 Исходный документ (версия для печати - .pdf, 393 Кб) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 12 […]