Требования фгос к рабочей программе внеурочной деятельности

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

1. Общие положения

1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам (далее также – Положение) разработано на основании:

— Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020)

— Устава МБОУ «Сотниковская СОШ».

1.2.Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в общеобразовательной организации по определённому учебному предмету, курсу (дисциплине).

1.3.Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы общеобразовательной организации.

1.4.К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся:

— программы по учебным предметам, курсам; элективным курсам;

— программы внеурочной деятельности.

1.5. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, процедуре утверждения рабочих программ.

2. Разработка рабочей программы по учебным предметам, изучаемым в рамках ФГОС

2.1. Рабочие программы по предмету разрабатываются на основании ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, примерных программ по учебным предметам или авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, ФГОС НОО (ФГОС ООО, СОО), учебного плана МБОУ «Сотниковская СОШ»», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

2.2. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

— Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями) — для программ начального общего образования;

— Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программ основного общего образования;

— Приказам Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесенным изменениям в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

— примерной программе по предмету, направленной Министерством образования и науки РФ;

— федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях;

2.3. Рабочая программа по учебному предмету (курсу) должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

2.4. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем на основе:

— примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования,

— авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию;

— требований к результатам освоения образовательных программ общеобразовательной организации.

2.5. Рабочая программа составляется на уровень образования.

2.6. Рабочая программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1 настоящего Положения.

2.7. Рабочая программа по учебным предметам начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2.7.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам;

2.7.2. Содержание учебного предмета, курса по классам

2.7.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по классам в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.7.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (в 1 классе (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку и математике; во 2-3 классах (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру) должны соответствовать требованиям ФГОС. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, 2 к Рабочей программе.

2.8.Рабочая программа по учебным предметам основного общего образования и среднего общего образования должна содержать следующие разделы:

2.8.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам.

2.8.2. Содержание учебного предмета, курса по классам.

2.8.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с определением основных видов учебной деятельности разрабатывается на уровень образования (5-9 и 10-11 классы) в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.8.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (стартовый (входной) контроль, материалы для промежуточной аттестации) должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и СОО. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, Приложении 2 к Рабочей программе.

3. Разработка программ внеурочной деятельности

3.1. Программы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего (основного общего) образования.

3.2. Программа разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего (основного общего) образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3.3. Программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

3.4. Программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1.

3.5. Программа должна включать следующие разделы:

3.5.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3.5.2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3.5.3. Календарно-тематическое планирование.

4. Порядок утверждения рабочих программ и программ внеурочной деятельности.

4.1. Рабочие программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности проходят предварительную экспертизу на заседаниях школьных методических объединений. (указывается дата, номер протоко­ла заседания ШМО и подпись руководителя ШМО). С учётом мнения руководителя методического объединения и учителей, ведущих соответствующий учебный предмет (курс), в рабочую программу могут быть внесены изменения (Приложение 4). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания. Рабочие программы согласуются с заместителем директора по УВР и принимаются решением педагогического совета, утверждаются приказом директора ОО в срок до 15 сентября нового учебного года.

4.2. В случае необходимости учитель вносит коррективы в рабочую программу, которые рассматриваются, принимаются и утверждаются в соответствии с пунктом 4. настоящего Положения и Приложения 4.

4.3. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 11110 раз

Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 403-408. — URL https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 18.02.2019).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Читайте так же:  Красноярск полис осаго

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

Читайте так же:  Call of duty black ops 2 требования к компьютеру

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Требования к рабочей программе по ФГОС: изменения и новые аспекты

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы согласно результатам и условиям образования на первой и второй ступени, реализуя требования госстандарта образования второго поколения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Главная задача данного документа – обеспечение достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Общие сведения рабочей программы по ФГОС

Структура документа должна сформировать понимание практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданой дисциплины, регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и целям. Рабочая программа выполняет нормативную, процессуальную, оценочную и функцию целеполагания. Требования к составлению рабочей программы по ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так и один педагог.

Устав: что содержит и как написать?

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Приказом Минобрнауки России от 31.12. 2015 г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления программы по стандартам второго поколения. Связано это с тем, что учителя редко существенно перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.

Актуально сейчас:
Что изменить в работе школы и детского сада в 2019 году
Образцы доверенностей, которые руководителю нужно выдать в новом году

Обновленные требования к составлению рабочей программы по ФГОС

Новые требования к составлению рабочей программы по ФГОС значительно упростили работу педагогов и административную нагрузку в надежде на ответственное отношение к документу:

  • Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три): планируемые результаты освоения учебного курса или предмета, содержание учебного курса или предмета, тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы.
  • Рабочая программа внеурочной деятельности аналогично должна состоять из трех пунктов: результатов освоения программы внеурочной деятельности, содержания программы с перечислением видов деятельности и форм организации, тематическое планирование.

В реализации учебного процесса педагоги могут использовать авторские разработки, созданные для рабочих программ 2016-2017 учебного года. Разрешение на внедрение разработки дает администрация образовательного учреждения.

Школьные учебники потребуют некоторых изменений: пригодными для учебы будут считаться те, в которых есть пособие для учителя, методические рекомендации по методике изучения и преподавания предметов. Если требуемых учебников нет, соответствующие комплекты должны быть закуплены.

Управление образовательной организацией

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018 года

ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие программы по предметам частью школьной документации. Рабочая программа составляется на базе примерной программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. При написании документа автору следует принимать во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ. Допускается внесение правок и изменений в примерной программе, а также написание авторской рабочей программы на основании примерной.

Документ состоит из нескольких учебно-методических разделов. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим программам по ФГОС:

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
  2. Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
  3. Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

Читайте про новые требования ФГОС:

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования

Особенности составления рабочей программы по ФГОС

Требования к составлению рабочей программы по ФГОС предусматривают активное использование нестандартных уроков. К этой категории относят уроки-путешествия, исследования, конференции, круглые столы, уроки-фантазии.

Для изложения материала педагог может использовать практический, наглядный, игровой, словесный прием преподавания, вести с учащимися индивидуальную, групповую или фронтальную работу. В качестве учебно-методических пособий учитель-предметник может задействовать видео- и аудиотехнику, наглядные пособия и различные дидактические материалы.

Автору программы важно указать, как будут оценены достигнутые в ходе освоения знаний результаты: личностные, метапредметные и предметные. Как правило, в качестве проверочных видов работ используются диктанты, самостоятельные работы, тесты, викторины.

Актуальные требования к рабочей программе по ФГОС 2017 закрепляют статус и вид документа, а также акцентируют внимание на том, что программа является авторским продуктом, несмотря на то, что она подразумевает стандартизированную структуру и соответствует ФГОС. У каждого учителя должна быть своя рабочая программа, которая будет составлена с учетом особенностей реализации, классного коллектива и образовательного учреждения в целом. В документе важно отразить опыт педагога, стиль мышления, предпочтительные формы и методы преподавания, результат самообразования, повышения квалификации и внедрение инновационных технологий.

Составленный документ проверяет и утверждает администрация образовательного учреждения не позднее 31 августа. В дальнейшем администрация школы должна тщательно контролировать осуществление прописанных в документе положений.

Читайте про новые требования ФГОС:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Приглашаем Вас и ваших учащихся принять участие во Всероссийском конкурсе социальной рекламы на тему информационной безопасности детей. Присылайте работы ваших учащихся.

Конкурс осуществляется в рамках приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций №330 от 26.06.2018 «О внесении изменений в план мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. IV Конкурс за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».

Единый урок по безопасности в сети «Интернет» вышел в четвертрь финал конкурса ООН на соискание Премии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО)!

Проектирование рабочей программы учебного предмета (курса)

Рабочая программа учебного предмета – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы, способы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС основного общего образования.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1015)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации:
Ст. 2, п.9. Рабочая программа учебного предмета, курса.
Ст. 12, п.2. ООП (рабочая программа как компонент ООП) реализуются по уровням общего образования.
Ст. 12, п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Ст. 18. Федеральный перечень учебников; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.

ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Читайте так же:  Кт осаго с 12 апреля 2019

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенности образовательной политики организации; образовательные потребности и запросы обучающихся с учётом возрастных особенностей обучающихся, особенности контингента обучающихся, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
Региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Цели отражают системно — деятельностный подход и логику результатов освоения предмета за курс ООО: личностных, метапредметных, предметных.
Логические связи данного предмета с предметами учебного плана и курсов внеурочной деятельности;
Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса:

Роль учебного предмета в реализации целей ООО
Обоснование распределения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОО)
Краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно- методического комплекта.
При составлении рабочей программы учитель может использовать несколько авторских программ, а также внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае:

дополнения новыми темами определенного раздела;
увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему,
перераспределения количества часов внутри раздела, темы,
изменения последовательности изучения учебного материала

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

преемственность в преподавании предмета по уровням обучения;
специфические компетенции предмета (ценностно- смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования);
направления и формы интеграции урочной и внеурочной деятельности;
возможности предмета в формировании и развитии универсальных учебных действий, проектных и исследовательских умений;
потенциал учебного предмета в решении задач воспитания обучающихся на уровне ООО;
развитие ИКТ — компетентности обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета определяются на основе «Планируемых результатов освоения ООП ООО» и распределяются по годам обучения на уровне ООО.

Для оптимизации работы с тематическим планированием (п.6) в данном пункте следует принять систему сокращений в наименовании результатов освоения конкретного учебного предмета, курса:

Личностные результаты (ЛР1, ЛР2…) отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты (МР1, МР2..) характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся.
Предметные результаты (ПР1, ПР2…) характеризуют формирование основ, опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

Планируемые результаты должны соответствовать п.4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» в структуре рабочей программы и требованиям контролируемости учебных достижений.
Целесообразно в данном пункте указать критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов по предмету.
Рекомендуется прописать типы заданий, которые может использовать учитель для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов (например, контрольная работа, тесты с открытым ответом, задания на сопоставления и т. д.)

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей учебного предмета с предметами учебного плана;
Перечень и название раздела и тем курса;
Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
Содержание учебной темы:

основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы обучающихся, направления творческой и проектной деятельности.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Распределение учебного материала в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации на каждый год обучения ООО.

Разделы и темы тематического планирования должны соответствовать содержанию учебного предмета.

распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов;
распределения содержания учебного материала по классам обучения;
характеристику основных видов учебной деятельности;
соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Используемый УМК, соответствующий федеральному перечню учебников и учебных пособий;
Список литературы, который учитель использовал при составлении рабочей программы,
Список литературы, развивающей познавательный интерес обучающихся к предмету, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
Список методической литературы для учителя, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
Банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов) или ссылка на имеющийся банк заданий;
Банк творческих заданий для обучающихся (темы проектов, сочинений и наблюдений, ролевых игр).

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (таблицы, макеты, различные тематические коллекции), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета, соответствие имеющегося материально-технического обеспечения запланированным видам деятельности и содержанию учебного курса.

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Личностные результаты (на основе п. 8 ФГОС). Воспитание российской гражданской идентичности (на основе п. 9 ФГОС). Перечень детализированных результатов:

субъективная значимость жить в России и путешествовать по ее территории
понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России
тождественность личной культуры российской многонациональной культуре
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России
мотив осмысления российских законов и их выполнение

Группа результатов – «Регулятивные УУД» (на основе ст. 8 ФГОС). Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности (на основе ст. 10 ФГОС).

Перечень детализированных результатов:

Умение анализировать существующие и планируемые образовательные результаты
Умение определять соотношение существующих и планируемых результатов
Умение формулировать главную проблему
Умение формулировать учебную цель и познавательной деятельности
Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения

Оценивание образовательных результатов

Детализированные умения (расшифрованные , алгоритмизированные УУД) учитель может измерить в ходе образовательного процесса (текущий контроль),
Развитие метапредметных результатов, т.е. фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений (промежуточная аттестация),
Достижение планируемого образовательного результата, т.е. фиксация соответствия достигнутого планируемому результату, прописанного в рабочей программе (промежуточная или итоговая аттестация).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовительный (организационно-информационный) этап

Создание рабочих проектных групп.
Изучение (актуализация) нормативно-правовых документов сферы образования, раскрывающих содержание и условия реализации ФГОС основного общего образования.
Изучение методических рекомендаций по проектированию программы учебного предмета.
Разработка Положения о рабочей программе учителя

Основной (проектировочный) этап

Анализ образовательной ситуации.
Анализ образовательных потребностей обучаемого контингента образовательной организации.
Отбор и описание личностных, метапредметных и предметных результатов, формируемых в процессе освоения программы учебного предмета.
Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов.
Разработка и описание критериев оценки достижения планируемых результатов.
Изучение и отбор содержания учебного предмета.
Адаптация учебного материала авторской программы с учетом специфики ресурсов и условий образовательной организации.
Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.
Отбор и описание методов и приемов адаптации содержания учебного предмета для детей с ОВЗ.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Сборка и первичное редактирование программы.
Самоэкспертиза программы по критериям, разработанным административной командой образовательной организации (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. №03-255)
Необходимая коррекция.
Рассмотрение программы на методическом объединении учителей.
Согласование и утверждение программы.
Методическое сопровождение проектирования и реализации программы

Другие статьи:

  • Внесение изменений в федеральный закон 210 фз Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации […]
  • Иск ренессанс капитал МОСКВА, 10 авг - РАПСИ, Дмитрий Щитов. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрит 31 августа 2010 года кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России на постановление суда о признании незаконными актов в отношении ООО "КБ […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф от 04052012 477н Приказ минздравсоцразвития рф от 04052012 477н 8(495)912-63-37 [email protected] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой […]
  • Федеральный закон о районном суде Федеральный закон от 25.05.2009 N 99-ФЗ "О Шадринском районном суде Курганской области" О ШАДРИНСКОМ РАЙОННОМ СУДЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 8 мая 2009 года 13 мая 2009 года В соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N […]
  • Уссурийский арбитражный суд Арбитражный суд Приморского края Арбитражные суды Депозитный счет Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока) Правовые основы Федеральный […]
  • На сколько будет увеличен материнский капитал в 2019 Материнский капитал в 2019 году — размер и последние изменения В 2019 году размер материнского капитала не изменился и составляет 453026 рублей. Следующая индексация будет проведена в 2020 году, после чего сумма сертификата вырастет до 470241 рублей (данная […]
  • Приказ мвд 1500 Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. N 292 "О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время" (с изменениями […]