Социально-обеспечительные льготы это

Закон от 22.08.2004 №122.

Льготы являются одним из видов самостоятельного обеспечения.

Система льгот существует длительное время. Начало – льготное существование определенных категорий, которые имели отношение к государственной службе.

К 2000 г. было 2 млн льготных категорий граждан и количество льгот было настолько огромным, что нельзя было провести систематизация. Было 3 виды льгот: федеральный, региональный и муниципальный.

Законом 2004 г. были внесены значительные изменения: о социальной защите инвалидов 1995, о реабилитации жертв политических репрессий, о ветеранах 2000, закон о социальной защите граждан, подвергнутых радиационному излучения и другие.

Этот закон решил проблему многообразия льгот и льготных категорий, путем превращения льгот из натуральных предоставлений в денежные и основная часть льгот стала компенсироваться деньгами. Была заложена гарантия уровня граждан.

С этого момента началось интенсивное научное исследование этой проблемы.

Существует несколько подходов к определению:

  1. Любые способы, закрепленных законодательством, при помощи которых субъект ставится в лучшее положение с регулированием
  2. Узкий подход – освобождение лица от несения обязанностей (полностью или частично) которые возложены на других субъектов в какой-то сфере правового регулирования.

В ПСО узкий подход наиболее распространен. Социально обеспечительные льготы – освобождение лица от обязанностей (уплатить за жилье, лекарства).

Существует понятие «льготы в ПСО» и «социально обеспечительные льготы». Льготы в ПСО – широкое понятие, которое охватывает почти что все институты ПСО (например, льготные пособия). Социально-обеспечительные льготы – специальный инструмент для улучшения правового положения человека. Этот специальный инструмент мы рассматривается в качестве субинститута института льгот в ПСО.

Льготы существуют во всех отраслях правового регулирования.

  1. Субъекту-получателю6 ФЛ либо семья.
  2. Лицо должно быть отнесено к категории нуждающихся (в трудной жизненной ситуации). Имущественное положение требует улучшения для нормального существования.
  3. Льготы должны быть закреплены в ПСО
  • Компенсирующая. Компенсировать уровень существования человека. В развитых странах льготы не практикуются.
  • Стимулирующая. Законодательство заранее устанавливает показатели и условия к достижению которых должен стремиться и это посыл.

Льготы делятся по разным основаниям:

  1. По субъекту-получателю: ветераны, участники боевых действий, чернобыльцы, малообеспеченные семьи, многодетные семьи, герой РФ. У каждой категории свой набор льгот.
  2. Сферам жизнедеятельности человека: транспортные льготы (по проезду), по обеспечения транспортными средствами, льготы в области обеспечения лекарственными препаратами, льготы по внеочередному обслуживанию, льготы в сфере налогообложения, льготы по предоставлению социально-обеспечительных услуг (лечение в санаторно-курортных учреждениях)
  3. По функциональному назначению

Льготы нужно отличать от иных способов правового регулирования улучшенного положения субъекта: преимущество, прерогатива, иммунитет, предпочтение, гарантии. Надо обособлять их как самостоятельные инструменты правовой политики. Льгота отличается от гарантии (средства, способы обеспечения прав) тем, что льготы не являются способом обеспечения – гарантии шире. Иммунитет уже, т.к. затрагивает узкий круг субъектов (часто публичной власти), предполагает неприкосновенность и защиту имущества и личности от внешнего воздействия, а льгота – не преследует этой цели. Прерогатива предоставляется узкому кругу субъектов, например, право на бесплатное жилье депутатам думы.

Положение о ветеране труда ТГУ – право бесплатно посещать Ботанический сад, бесплатно пользоваться библиотекой, бесплатно пройти курс лечения в профилактории, а также возможны единовременные выплаты.

Тема Компенсации в ПСО – самостоятельно

Надо иметь ввиду:

В литературе часто употребляется термин компенсационные выплаты – но это не компенсации. Компенсации – восстановление утраченного имущества гражданина путем предоставления предметов и прочего; а компенсационные выплаты – один из видов пособий. Компенсаций не так много, при этом они используется достаточно редко. Государство сейчас пошло по пути «монетизации» — замену на денежные выплаты. Когда переходят на денежную форму – страдают нуждающиеся лица.

24.1. Общее понятие социальных льгот и преимуществ

В текущем российском и отраслевом законодательстве отсутствуют закрепленные дефиниции «льгота» и «преимущество». В отечественном языкознании эти термины различаются между собой. Слово «льгота» означает преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общего правила [266] .

Льготы и преимущества на протяжении всей истории развития человеческого общества были всегда. Во многих развитых странах мира под разными наименованиями они существуют и в настоящее время.

В России на всех этапах ее исторического развития также традиционно предоставлялись разнообразные льготы и преимущества отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относились: служащие военной, правоохранительной и гражданской службы, защитники Отечества; лица, имеющие заслуги перед государством; социально слабые слои населения и др. Например, военнослужащим предоставлялись дополнительные, особые права (преимущества) в связи с исполнением профессиональных обязанностей – военной службы. Они выражались в полном или частичном освобождении их от некоторых обязанностей, связанных с несением военной службы (оплаты за проезд, за жилье и пр.). Это так называемые профессиональные льготы и преимущества.

В российском законодательстве нет каких-либо закрепленных объективных качественных или количественных критериев предоставления социальных льгот и преимуществ. Поэтому для их понимания проанализируем функции, входящие в содержание правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению льгот и преимуществ. Изложенные ранее функции социального обеспечения рассматриваются как родовые [267] . Следовательно, существующие функции могут быть взяты в качестве квалифицирующего критерия выявления сущности социального назначения льгот и преимуществ.

К числу основных функций социальных льгот можно отнести следующие: компенсационная, дополнительного материального обеспечения, специально-стимулирующая, социально-поощрительная и психологическая.

В указанных функциях отчетливо проявляются цели правового установления льгот и преимуществ, их юридическая природа, социальное предназначение.

В качестве иллюстрации рассмотрим экономическую функцию социальных льгот. Прежде всего она проявляется в покрытии дополнительных расходов их получателей. Например, при протезировании нижних или верхних конечностей (рук или ног) инвалидам оплачивается проезд к месту протезирования. Именно таким образом компенсируются повышенные денежные расходы инвалида как субъекта социально-обеспечительных правоотношений.

Недостаточность получаемых сумм основных видов социального обеспечения большинством субъектов социального обеспечения (например, пенсионеров, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума) приводит к необходимости введения для них частичной скидки в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг. Этим самым государство косвенно признается в недостатках устанавливаемого правового регулирования пенсионных отношений. В данном случае это касается установления параметров определения размера трудовых пенсий для пенсионеров из числа лиц, имевших длительный стаж работы и относительно высокий заработок. Цель такой льготы очевидна – улучшение материального положения отдельных категорий граждан.

Компенсационная функция социальных льгот призвана частично либо полностью компенсировать получателям до?лжную сумму или объем предоставляемых им видов социального обеспечения.

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы приблизительно равных возможностей для различных категорий граждан. Здесь имеются в виду социально уязвимые слои населения – неработающие получатели социального обеспечения и члены их семей, которые в силу биологических (пожилые, престарелые, инвалиды, дети, больные, семьи с детьми) и социальных причин (безработные граждане, не работающие по уважительным причинам лица) находятся в неравных по сравнению с работающими гражданами условиях. В этом смысле социальные льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая возможности социально уязвимых слоев населения с возможностями других людей. Поэтому здесь социальная льгота рассматривается как дополнение к имеющемуся у граждан праву, гарантирующему определенный уровень их нормального жизнеобеспечения. Профессиональные льготы в таком значении, как видим, не выполняют такой функции.

Политико-правовая функция социальных льгот в социальной политике означает, что они существуют тогда, когда нет реальных условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей у социально уязвимых слоев населения. В этом качестве социальные льготы призваны компенсировать возникающие неравенство. Этим социальные льготы несут функцию правового урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на достойную жизнь. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере государственной социальной политики. В данном аспекте социальные льготы можно рассматривать в качестве способа проводимой политики государства. Как отмечал Р.З. Лившиц, «установление льгот – это типичный прием правового регулирования, средство правовой дифференциации. С помощью льгот законодатель выделяет положение той или иной группы граждан в определенной области общественных отношений» [268] . Полное и всестороннее воплощение данной функции в социальных льготах в реальной жизни способствует социальному миру и общественному спокойствию в стране. В противном случае все происходит наоборот.

Социально-стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что они устанавливаются для тех лиц, в общественно полезной деятельности которых заинтересованы государство и общество. Именно так можно расценивать социальные льготы, устанавливаемые как семье, так и женщинам с целью решения демографического кризиса в стране. Если будут предоставляться и юридически гарантироваться возможности фактической реализации многих интересов семьи (например, в жилье), то у женщины будут стимулы к рождению детей. Характер воздействия стимула как юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности [269] .

Читайте так же:  Заявление на начисление пособия по уходу за ребенком до 15 лет образец

Со стимулирующей функцией тесно связана поощрительная функция социальных льгот. Ведь, занимаясь любым видом деятельности, большинство граждан прямо или косвенно желает общественного признания ее результатов, т.

Наряду с рассмотренными выше функциями социальных льгот есть льготы духовно-нравственного характера. Или, как отмечается в литературе, они «несут специфическую социально-психологическую нагрузку. Так, они могут воплощать в себе некие своеобразные извинения, покаяние государства, например, перед семьями военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, или перед лицами, в свое время необоснованно репрессированными. В этом находит свое выражение психологическая функция льгот».

Безусловно, функции социальных льгот нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом.

Социальные льготы для таких лиц являются формой общественного и государственного признания их заслуг перед государством и обществом. Поэтому в преамбуле Федерального закона «О ветеранах» в качестве его цели определено создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Это касается и большинства ветеранов труда, и иных категорий граждан и т. д.

Главное достоинство подобных льгот заключается также в том, что они не подвержены инфляции, что способствует стабильному удовлетворению гражданами своих насущных потребностей. Хотя такие льготы не увеличивают доходы гражданина, но они уменьшают текущие расходы его трудовой пенсии на оплату жилья, коммунальных услуг и других социально необходимых или обязательных расходов.

Иными словами, социальные льготы предназначены для удовлетворения жизненно важных и необходимых потребностей лиц, находящихся в орбите социального обеспечения. В принципиальном плане социальные льготы должны создавать всем гражданам, независимо от их юридического статуса, равные условия для индивидуального развития и реализации ими существующих конституционных прав (на охрану здоровья, получение медицинской помощи, лекарственного обеспечения, образования, реализацию трудовых способностей, на достойное жилище и т. п.).

Социальные преимущества следует понимать как дополнительные блага, которые предоставляются гражданам с учетом их особого физиологического состояния (пожилые, инвалиды) и занимаемого положения в обществе (ветераны войны и труда). Поэтому социальные преимущества можно рассматривать как самостоятельное правовое средство удовлетворения интересов и потребностей субъектов правоотношений, обладающее присущими только им особенностями и свойствами. Они связаны с необходимостью учета физиологического состояния первых из них (возраст, инвалидность) и признанием прошлых заслуг вторых.

Внешне социальные преимущества проявляются в праве на внеочередное предоставление или обслуживание при получении каких-либо благ. В этом и состоит отличие социального преимущества от социальной льготы.

Другим критерием, с помощью которого можно выделить сущность социальных льгот и преимуществ, является круг лиц, имеющих права на их получение.

Социальные льготы и преимущества в социальном обеспечении долгое время предоставлялись разным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Однако существовавшая долгое время система социальных льгот подверглась коренным изменениям. Это произошло в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о монетизации льгот).

В соответствии с этим законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы с 1 января 2005 г. заменены на денежные выплаты. Помимо этого законом разграничена компетенция Российской Федерации (федерального центра) и субъектов Российской Федерации в области финансирования предоставляемых гражданам мер социальной поддержки. Так, к компетенции федерального центра (Российской Федерации) отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение. Сохранены лишь отдельные виды льгот – по оплате жилищно-коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К ведению субъектов Российской Федерации отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Виды социальной поддержки для данных категорий граждан субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также предоставляемых из федерального бюджета дотаций.

Институт льгот в системе права социального обеспечения

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx

Департамент образования, науки и молодежной политики

Богучарский филиал ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

«Студенческие идеи в практическом исполнении»

Право, общество, культура, педагогика, психология

Электронное учебное пособие по дисциплине

«Право социального обеспечения»

Тема: «Институт льгот в системе права социального обеспечения»

гр. ПС-122б 3 курс,

специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Мандрыкина Наталья Владимировна

Преподаватель Богучарского филиала ВГПГК Меженская С.И.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Под льготами в праве социального обеспечения обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан.

Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не является однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры. Это подтверждает актуальность подготовки данного электронного пособия.

В данном учебном пособии предполагается проанализировать такие понятия и явления, как право социального обеспечения, социальная справедливость, льготы, их соотношение между собой и с иными правовыми категориями, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации.

Целью подготовки учебного пособия являются комплексное рассмотрение правового регулирования льгот, оценка состояния развития системы льгот в праве социального обеспечения, эффективность этой формы удовлетворения жизненно важных потребностей субъектов права социального обеспечения, определение перспективных направлений реформирования системы льгот для совершенствования законодательства о льготах. Важным моментом является также приобщение студентов к проведению научно-исследовательской работы и формирование у них навыков анализа действующего законодательства и современных литературных источников.

В результате ознакомления с материалом, представленном в данном учебном пособии обучающиеся должны уяснить:

1) понятие льгот в праве социального обеспечения;

2) отличие льгот от других правовых категорий;

3) место института льгот в системе законодательства и права социального обеспечения.

а также сформировать знания:

4) об основном назначении льгот и выделить круг основных потребностей граждан, удовлетворяемых в форме льгот;

5) о роли льгот в осуществлении справедливого распределения благ, показав соотношение льгот с принципом социальной справедливости.

Полагаем, что использование данного пособия во время проведения учебных занятий будет способствовать улучшению усвоения материала по указанной теме.

Льготы в праве социального обеспечения — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. нуждающихся граждан (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Этот режим благоприятствования выражается в облегчении положения этих субъектов посредством полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей.

Читайте так же:  Лицензия для ип на вывоз мусора

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон “О ветеранах” предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Компенсационный характер, который присущ льготам в праве социального обеспечения, состоит в восполнении возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей субъектов социально-обеспечительных отношений, находящихся в неравном положении с другими гражданами в силу биологических и социально-экономических причин. Изъятия из общих правил при предоставлении льгот гражданам, находящимся по тем или иным причинам в трудной жизненной ситуации, полностью согласуются с принципом социальной справедливости.

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время “семейная нагрузка” ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Данные вопросы рассматриваются в подготовленном электронном учебном пособии. В его структуре выделяются следующие разделы:

Основной понятийный аппарат.

Государственное социальное обеспечение – это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов; негосударственное социальное обеспечение – это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств частных физических лиц, в том числе инвалидов предпринимателей, предприятий, организаций…

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Льготы в праве социального обеспечения — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. нуждающихся граждан (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Электронное пособие подготовлено в программе SharePoint Designer

Программа SharePoint Designer формально принадлежит семейству офисных программ, т. е. пакету Microsoft Office 2007. Загрузить полнофункциональную пробную версию (с ограниченным сроком пользования и ознакомительной лицензией) можно бесплатно с веб-узла Microsoft.

Интерфейс SharePoint Designer прост и интуитивен. Центральную часть экрана занимает область документа, представляющая содержимое веб-страницы.

Переключение режимов осуществляется нажатием соответствующей кнопки в левом нижнем углу области документа. Кроме того, стоит отметить, что, помимо представления веб-страницы, предусмотрен режим редактирования всего веб-узла, если такой узел открыт в SharePoint Designer

Принцип работы SharePoint Designer, как и других веб-редакторов, заключается в синхронном редактировании, как внешнего вида страницы, так и ее кода. Вставляя соответствующий элемент управления или текст в область конструктора, мы сразу вносим и соответствующие изменения в другую область, т.е. в код веб-страницы (и наоборот).

Управление файлами в SharePoint Designer также осуществляется привычным способом. Нажатие кнопки Сохранить на панели инструментов приводит к появлению стандартного диалога сохранения документа, при помощи которого легко сохранить веб-cтраницу в файле желаемого формата.

SharePoint Designer 2007 – это типичный веб-редактор, сочетающий характерные элементы управления веб-узлом, а также инструменты редактирования веб-страниц. Он может с успехом применяться и для создания несложных статических или динамических HTML-страниц, а также активных серверных страниц стандарта ASP.NET. При этом в большинстве случаев, глубокого знания языка HTML не требуется, и веб-страницы могут редактироваться в визуальном режиме конструктора, без непосредственного обращения к правке HTML-кода. Это касается как простых документов, так и довольно сложных веб-узлов, построенных на основе служб SharePoint.

Для простого редактирования веб-страницы можно использовать как клавиатуру, помещая курсор в нужное место кода или конструктора, так и привычные средства форматирования стандартных текстовых редакторов, а также элементы, представляемые Панелью элементов в области задач.

В результате проведенного исследования вопроса о значении льгот в праве социального обеспечения можно сделать следующие выводы:

1. Льготы в праве социального обеспечения — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. нуждающихся граждан (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Этот режим благоприятствования выражается в облегчении положения этих субъектов посредством полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей.

2. Социально-обеспечительные льготы — это правовые средства, с помощью которых удовлетворяются основные потребности гражданина, без которых не может быть обеспечено его жизнесуществование.

3. Основное отличие социально-обеспечительных льгот от других сходных понятий (привилегии, гарантии, иммунитеты) заключается в том, что льгота — это облегчение положения субъекта, которое достигается путем снижения определенной нагрузки, освобождения от исполнения обязанностей, а не с помощью дополнительных предоставлений.

4. В настоящий период система социального обеспечения не соответствует социальной справедливости, поскольку посредством основных ее видов не в полной мере реализуются такие ее принципы, как принцип равенства, потребности, заслуг. Льготы создают дополнительные возможности для реализации указанных принципов, поэтому их существование на данном этапе справедливо.

5. Компенсационный характер, который присущ льготам в праве социального обеспечения, состоит в восполнении возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей субъектов социальнообеспечительных отношений, находящихся в неравном положении с другими гражданами в силу биологических и социально-экономических причин. Изъятия из общих правил при предоставлении льгот гражданам, находящимся по тем или иным причинам в трудной жизненной ситуации, полностью согласуются с принципом социальной справедливости.

6. Льготы по своей правовой природе являются специфическими правами, которые наряду со специальной правоспособностью входят как элемент в специальный правовой статус (модус).

7. Нормы о льготах образуют комплексный межотраслевой институт законодательства, а в праве социального обеспечения представляют собой сквозной институт.

8. Основная цель льгот заключается в создании режима наибольшего благоприятствования для удовлетворения потребностей субъектов социально-обеспечительных отношений.

9. Определяющей характеристикой для субъектов-получателей льгот является нуждаемость в предоставлении государством средств для жизнесуществования. При реформировании системы льгот необходимо учитывать то обстоятельство, что полностью отказаться от льгот в настоящее время невозможно, так как уровень социального обеспечения, устанавливаемый с помощью основных его видов, не создает условий для нормального жизнесуществования нуждающихся граждан и в какой-то мере повышается посредством предоставления льгот. При предоставлении льгот необходимо руководствоваться, в первую очередь, принципами социальной справедливости и адресности.

10. Чтобы льготы стали действительно эффективным средством правового регулирования необходимо, во-первых, обеспечить их юридическими и материальными гарантиями, способствующими их законному, справедливому, своевременному и реальному получению лицами, имеющими на них право; во-вторых, установить меры ответственности для обязанных лиц, т.к. льготы, не подкрепленные такими мерами, превращаются в фикцию, и граждане, обладающие на них правом, становятся просителями соответствующих благ. И зачастую, это люди, которые нуждаются в особом внимании и уважении со стороны общества, — ветераны, инвалиды, пенсионеры.

Читайте так же:  Досрочное погашение ипотеки абсолют банк

Полагаем, что подготовленное электронное учебное пособие может быть использовано на занятиях студентами при изучении МДК «Право социального обеспечения».

Список использованной литературы

Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Кнорус, 2014

Горшков А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие . М.: Омега-Л, 2015
3. Лушникова М.В Право социального обеспечения – учебник. М.: Научная мысль, 2015.

4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров . М.:Юрайт, 2014.
5.Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и рактика.М.:Инфра-М, 2014

Социальные льготы в 2019 году

Формы социальной поддержки Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот

Социальные льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые заслуженным гражданам и законодательно установленным отдельным категориям граждан по сокращению их расходов по оплате жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, топлива, транспортных расходов, протезирования, а также налоговые льготы, первоочередное обслуживание различными учреждениями и ряд других мер.

Категории граждан, имеющих право на федеральные социальные льготы

Основание для установления льгот:

  • Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
  • Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС

    Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот предусматривает для отдельных категорий граждан:

    • Оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг;
    • Прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;
    • Внеочередное обслуживание учреждениями связи, культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями, предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
    • Внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;
    • Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
    • Внеочередную установку квартирного телефона и пр.

    В настоящее время льготные категории граждан продолжают получать 50%-ую скидку на оплату в сфере ЖКХ, хотя со временем ожидается, что порядок предоставления жилищных льгот будет приведен в соответствие с Жилищным кодексом РФ и понятие «льгота» будет заменено на понятие «компенсация».

    Пока же процесс замены натуральных льгот денежными выплатами осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», известным больше как закон «о монетизации льгот».

    Монетизация льгот в сфере ЖКХ дает возможность предприятиям жилищно-коммунального хозяйства оформлять квитанции на оплату услуг для льготников на полную сумму оплаты, а ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг производится на их собственные индивидуальные банковские счета.

    Перечень социальных льгот и категорийная классификация их получателей регулируется региональным законодательством. С нормативной базой своего региона проживания в социальной сфере можно ознакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан в регионах».

    Новости по теме

    Эксперты института Минфина считают, что бюджетников и силовиков следует вывести из системы соцподдержки.

    Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал поручение усилить контроль за многодетными семьями, в которых воспитываются приёмные дети, говорится в сообщении на официальном сайте ведомства.

    Мало кто знает, что все малоимущие семьи имеют право получать как пособия, обусловленные их социальным статусом, так и те, которые положены всем без исключения категориям граждан при наступлении определенных условий.

    6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений

    В качестве основной (генеральной) классификационной группировки правоотношений в праве социального обеспечения следует принять их деление в зависимости от функционального назначения на две группы:

    В зависимости от объекта все правоотношения в сфере социального обеспечения могут быть поделены:

    1) на пенсионные;

    2) по обеспечению пособиями;

    3) по предоставлению социально-обеспечительных компенсаций;

    4) по предоставлению социально-обеспечительных льгот;

    5) по предоставлению социально-медицинских услуг;

    6) по предоставлению предметов первой необходимости;

    7) по установлению фактов, имеющих юридическое значение в области социального обеспечения.

    С точки зрения предмета права социального обеспечения можно выделить социально-обеспечительные и комплексные правоотношения.

    Непосредственные социально-обеспечительные правоотношения имеют место при распределении средств фондов социального обеспечения, т.е. в процессе предоставления отдельных видов социального обеспечения.

    К комплексным относятся правоотношения, возникающие в процессе аккумулирования финансовых средств для целей социального обеспечения (финансовые, налоговые) и управления образованными фондами, а также всей системой социального обеспечения (административные).

    В праве социального обеспечения также можно выделить виды правоотношений в зависимости от их содержания (сочетания взаимных прав и обязанностей субъектов). В этом смысле есть основания говорить о существовании двусторонне обязывающих и односторонне обязывающих правоотношений.

    Большинство общих (системных) социально-обеспечительных правоотношений относится к числу двусторонне обязывающих, поскольку в элементарных (материальных и процедурных) правоотношениях всегда существуют корреспондирующие права и обязанности.

    Есть, однако, и исключение в виде односторонне обязывающего правоотношения по предоставлению медицинских услуг в виде скорой (неотложной) помощи. В рамках данного социально-обеспечительного правоотношения нуждающийся в соответствии с действующим законодательством имеет только права. Все корреспондирующие указанным правам нуждающегося обязанности сконцентрированы на стороне правообязанного субъекта – станции скорой помощи.

    Предложенные классификации в полной мере не отражают всего многообразия социально-обеспечительных правоотношений, поскольку их может быть столько, сколько будет предложено теоретически и практически обоснованных критериев для их группировки. Многообразие видов правоотношений обуславливается различными факторами:

    1. Политико-экономической ситуацией в государстве. При экономической и политической нестабильности в государстве происходит переложение груза неблагоприятных социальных последствий плечи на самих нуждающихся, число которых возрастает, а определенные виды социального обеспечения, не обеспеченные государственным финансированием, отменяются либо заменяются менее затратными для государства и от того, как правило, неэффективными с позиций функций социального обеспечения.

    2. Уровнем социально-культурного развития государства. В развитых государствах, в том числе вставших на путь демократических преобразований и конституционно закрепивших абсолютный приоритет прав и свобод человека над иными целями и направлениями государственной политики, неизменно возрастает роль и ценность социального обеспечения как одного из важнейших механизмов обеспечения достойного жизнесуществования и свободного развития каждого члена общества. В таких обществах и государствах постоянного развиваются и совершенствуются организационные формы и виды социального обеспечения, что в итоге приводит к вовлечению субъектов в разнообразные социально-обеспечительные правоотношения, число которых имеет тенденцию к возрастанию.

    3. Различием оснований (критериев) нуждаемости и предшествующего правового положения лица. Данное условие означает введение дифференцированного регулирования по вопросам социального обеспечения населения, основанного на применении объективных критериев. Специфика субъектного состава и дифференциация правового регулирования оказывают непосредственное влияние на разнообразие социально-обеспечительных правоотношений.

    Другие статьи:

    • Удо ши Детская школа искусств п. Ревды была основана в 1959 году как музыкальная школа. Первым директором стала Матвеева Октябрина Михайловна. С 1965 года директор- Кудина Жанна Яковлевна, открывшая в школе класс фортепиано. В 1968-69 г.г. по распределению в Ревду […]
    • Игорь бушманов адвокат Бушманов Игорь Борисович Адвокатское бюро «Авекс Юст» Юридический стаж с 1995 ( 24 года) Стаж работы адвокатом с 2000 (19 лет) Контактная информация Телефон: 8 495 974-93-74 - Процент выигранных дел 0 Отзывов Адвокат Бушманов И.Б. по окончании в 1995 году […]
    • Льготы в калужской области Меры социальной поддержки и льготы в Калуге и Калужской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Калуге и Калужской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере […]
    • Госпошлина при покупке авто 2019 Госпошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД в 2019 году За регистрационный учет в ГИБДД, связанный с автомобилем, предусматривается взимание госпошлины. Новая машина обязательно регистрируется при покупке. Значительные изменения в ПДД были приняты 01.01.2017, […]
    • Приказ 195 минприроды заменен Нормативные документы Скачать документ в формате .doc ( «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование […]
    • Госпошлина на перерегистрацию прав собственности Госпошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД в 2019 году За регистрационный учет в ГИБДД, связанный с автомобилем, предусматривается взимание госпошлины. Новая машина обязательно регистрируется при покупке. Значительные изменения в ПДД были приняты 01.01.2017, […]
    • Банкротство центр-гсм Оценка для продажи бизнеса в екатеринбурге Всегда актуально: Оценка имущества гос учреждения. Сообщение: Оценка имущества гос учреждения занимающихся производством, с 2000 года в Институте функционирует Учебный центр, транспортированием, применением оценка […]