Договор ссср с европой

2. Экономическая помощь СССР народам стран Центральной и Юго-Восточной Европы

2. Экономическая помощь СССР народам стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Одной из важнейших сторон внешнеэкономической деятельности Советского государства в годы Великой Отечественной войны были взаимоотношения с народами территорий Центральной и Юго-Восточной Европы, порабощенных гитлеровской Германией и освобождаемых Красной Армией. Под натиском советских войск фашистские орды откатывались все дальше на Запад, оставляя после себя разграбленные города, сожженные деревни и села, миллионы обездоленных людей.

С первых же шагов Красной Армии по освобожденным территориям населению оказывалась помощь продовольствием, медикаментами, инвентарем и т.д. Советский Союз помогал народам этих стран налаживать нормальную хозяйственную жизнь, восстанавливать разрушенные войной промышленность и сельское хозяйство, стабилизировать снабжение населения предметами первой жизненной необходимости. Экономическая помощь Советского Союза содействовала срыву попыток империалистических держав оказывать давление на ход классовой борьбы, помогала нормализовать политическую обстановку.

Летом 1944 г. началось освобождение Красной Армией территории Польши. 21 июля 1944 г. был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО) — центральный орган народной власти. В короткий срок была создана Народная Армия — Войско Польское, насчитывавшее к концу 1944 г. 286 тыс. человек. СССР выделил для Войска Польского вооружение, боеприпасы, продовольствие. Всего за время войны СССР передал Польше 700 тыс. винтовок и автоматов, 3500 орудий, 1 тыс. танков, 1200 самолетов, более 1800 автомашин и много других видов вооружения и снаряжения 1592 . После вступления Красной Армии на территорию Польши Советским правительством были переданы Польскому комитету национального освобождения значительные производственные фонды. В конце 1944 г. Советское государство предоставило ПКНО беспроцентный кредит в 10 млн. руб. 1593 20 октября 1944 г. в Люблине было подписано первое соглашение о поставках и условиях расчетов между Польшей и СССР 1594 . Экономическое сотрудничество с СССР имело большое значение для преодоления военных разрушений; поставки советского сырья и технического оборудования позволили ускорить пуск польских промышленных предприятий в освобожденных Красной Армией районах. Специальные подразделения Советской Армии помогли восстановить транспорт и связь.

Большая помощь была оказана гражданскому населению Польши. В январе 1945 г. в связи с освобождением Варшавы советские республики немедленно направили населению города из своих ресурсов 60 тыс. т хлеба, в том числе УССР — 15 тыс. т, БССР — 10 тыс. т, Литовская ССР — 5 тыс. т, РСФСР — 30 тыс. т. Кроме того, Украина передала в дар населению Варшавы 1,5 тыс. ц подсолнечного масла, 1 тыс. ц сахара, 50 ц сушеных фруктов 1595 .

В феврале 1945 г. СНК СССР принял решение удовлетворить просьбу Польского правительства об оказании материально-технической помощи в размере 50% расходов, предусматриваемых планом восстановления основных районов Варшавы. В Польшу были направлены эксперты для участия в составлении плана восстановления Варшавы 1596 .

Советское правительство предоставило Польше и значительную материально-техническую помощь. В январе 1945 г. было заключено соглашение о предоставлении Польше займа в размере 50 млн. руб. и дополнительно 10 млн. долл. для нужд внешней торговли. В конце февраля в Польшу было направлено 45 тыс. т угля, около 3 тыс. т керосина, 280 тыс. т моторной нефти, 6 тыс. т соли, 60 т чая. В апреле из СССР было поставлено 150 тыс. голов крупного рогатого скота и овец, 8 тыс. т мяса, 1 тыс. т жиров. Польше было предоставлено также 20 тыс. т текстильного сырья и 100 тыс. шкур при условии, что 50% готовой продукции будет продано Советскому Союзу 1597 . Экономическая помощь Советского Союза содействовала переходу Народного правительства Польши к осуществлению первых народно-демократических преобразований экономической основы государства.

Военно-экономическая помощь была оказана Советским Союзом также народам Югославии. К 1944 г. в Югославии пришло к власти народное правительство. В октябре 1944 г. советские войска совместно с Народно-освободительной армией Югославии освободили Белград.

В течение 1944 г. и за пять месяцев 1945 г. Народная армия Югославии получила от Советского Союза 96 тыс. винтовок и карабинов, 68 тыс. пулеметов и автоматов, 3,4 тыс. минометов, свыше 1 тыс. различных артиллерийских орудий и т.п. Югославской армии были переданы кроме того 491 самолет, 65 танков, 1329 радиостанций и другое вооружение и снаряжение, большое количество боеприпасов, обмундирования, обуви 1598 . Советские специалисты помогали в подготовке кадров для югославской авиации и танковых частей.

Специально выделенная для содействия югославским патриотам авиационная дивизия доставила с мая по сентябрь 1944 г. 920 т различных грузов: вооружения, боеприпасов, обмундирования, обуви, средств связи, медикаментов 1599 . Материальная помощь армии и населению резко возросла после вступления Красной Армии на территорию Югославии. Осенью 1944 г., уже после освобождения Югославии, Советское правительство выделило для нужд населения 3,3 млн. пуд. пшеницы, ржи, муки, гороха, ячменя 1600 .

К концу войны оказалось критическим экономическое и продовольственное положение Германии. Поэтому сразу после капитуляции фашистской Германии Советское правительство приняло меры по организации и налаживанию снабжения продовольствием и оказанию материальной помощи населению. Для этой цели было выделено почти 6 млн. пуд. муки и зерна и большое количество других продуктов 1601 . В мае 1945 г. в Берлине была организована выдача продуктов по карточкам всему населению города, сделаны профилактические прививки против эпидемических заболеваний. Жизнь бывшей столицы Германии постепенно нормализовалась.

После окончания второй мировой войны страны Центральной и Юго-Восточной Европы оказались в тяжелом экономическом положении. Материальные и людские потери в войне, хозяйственная разруха, усугубленная неурожаями первых послевоенных лет, фактическая экономическая блокада извне — вот что характеризовало экономическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих условиях помощь Советского Союза, в первую очередь продовольственная и медицинская, а затем в виде поставок промышленного сырья и оборудования, научно-техническая помощь сыграли очень большую роль, в ликвидации в этих странах голода и безработицы, в восстановлении народного хозяйства. До второй мировой войны страны, ставшие впоследствии странами народной демократии, занимали во внешнеторговом обороте Советского Союза около 6%, в 1949 г. их доля возросла до 66% 1602 .

После окончания войны между Советским Союзом и правительствами освобожденных стран начали складываться новые отношения, которые нашли свое выражение в договорах о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Эти договоры послужили основой для дальнейшего развития всесторонней дружбы и сотрудничества на базе суверенитета, уважения и взаимной выгоды.

Одним из первых таких договоров был договор СССР с Чехословакией, заключенный 12 декабря 1943 г. Он формулировался как «Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве». В марте 1945 г. в Москве состоялись переговоры между представителями Чехословакии и Советским правительством, в центре которых были вопросы организации и содержания чехословацких воинских частей на территории СССР, предоставления Чехословакии вооружения и необходимых военных материалов, а также о поставках значительной партии товаров, промышленного сырья и продовольствия. В результате этих переговоров 31 марта 1945 г. было подписано советско-чехословацкое соглашение. Сразу же после окончания войны, в августе 1945 г., СССР поставил Чехословакии большое количество разнообразных видов промышленного сырья — железную, марганцевую, хромовую руды, цветные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, лен и т.д., т.е. то, в чем нуждалась промышленно развитая Чехословакия. В 1945—1947 гг. советско-чехословацкие экономические отношения успешно развивались и приняли форму широкого сотрудничества. В апреле 1946 г. был подписан первый протокол о товарообороте между СССР и Чехословакией. 11 декабря 1947 г. был заключен Договор о торговле и судоходстве. Одновременно было подписано первое долгосрочное торговое соглашение на 1948—1952 гг. и соглашение о научно-техническом сотрудничестве.

Следующей страной, с которой Советский Союз заключил Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, была Югославия. Договор был подписан в Москве 11 апреля 1945 г. 1603 ; он сыграл очень важную роль в истории развития дружественных советско-югославских отношений. 13 апреля 1945 г. между Советским Союзом и Югославией в Москве было заключено торговое соглашение о взаимных поставках товаров на 1945 г. 1604 , послужившее основой успешного развития торговых отношений двух стран. Югославия ввозила из СССР автомобили, нефтепродукты (автобензин, керосин), хлопок, стальные мостовые балки, целлюлозу, различные химические материалы, оборудование, судоподъемные средства.

Вслед за Югославией подписала с Советским Союзом Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве Польша. Это произошло 21 апреля 1945 г.

За годы войны Польша лишилась около 38% своего национального богатства. В 1945 г. польская промышленность дала по сравнению с предвоенным 1938 г. около 50% угля, 13 — железной руды, 30 — чугуна, 35 — стали, 24% — цинка и т.д. Сельское хозяйство Польши также понесло большой урон. Было разрушено 467 тыс. крестьянских дворов. В 1945 г. в стране не обрабатывалась почти половина посевных площадей, резко сократилась урожайность 1605 .

Усилиями польского народа, с помощью Советского Союза и других братских стран восстановление народного хозяйства пошло быстрыми темпами, и к концу 1949 г. промышленная продукция Польши почти на 70% превысила уровень 1938 г. 7 июля 1945 г. между СССР и Польшей в Москве был подписан торговый договор и соглашение о взаимных поставках товаров. Соглашением предусматривались поставки Советским Союзом в Польшу: 250 тыс. т железной руды, 30 тыс. т марганцевой руды, 25 тыс. т хлопка, 3 тыс. т табака, 2,4 тыс. т льна, 40 тыс. т апатитов, целлюлозы, бумаги и ряда других товаров. Польша должна была поставить в СССР 5 млн. т угля и кокса, 67 тыс. т стали и железа, 5 тыс. т цинка, 70 тыс. т цемента, 25 тыс. т кальцинированной соды и т.д. 1606 В соответствии с принципами, изложенными в договоре между Польшей и СССР, ежегодно до 1948 г. заключались соглашения о товарообороте и платежах.

Успешное развитие экономики Польши в 1945—1947 гг. создало условия для заключения долгосрочных торговых соглашений, которые стали важным фактором для Польши и других стран народной демократии в годы восстановления хозяйства и индустриализации, когда строились первенцы социалистической промышленности, и сыграли большую роль в формировании мирового социалистического рынка и новых форм международного разделения труда. Долгосрочные торговые соглашения стали прочным фундаментом взаимной торговли между СССР и странами народной демократии.

Читайте так же:  Приказ на отпуск excel

Несколько иначе складывались отношения со странами, которые в годы войны по тем или иным причинам оказались на стороне фашистской Германии. Это — Румыния, Болгария и Венгрия, буржуазные правительства которых пошли на сговор с Германией и выступили в войне как ее союзники. В 1944 г., видя бесполезность дальнейшего сопротивления, а также опасаясь усиления политической борьбы внутри своих стран, правительства Румынии, Болгарии и Венгрии подписали соглашения о перемирии (12 сентября и 28 октября 1944 г., 20 января 1945 г.).

Советское правительство, учитывая активное участие Румынии и Болгарии в борьбе против гитлеровской Германии и внесенный румынским и болгарским народами вклад в разгром Германии, а также лояльное выполнение этими странами принятых на себя обязательств по соглашениям о перемирии, в августе 1945 г. восстановило с ними дипломатические отношения. 25 сентября 1945 г. были восстановлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Венгрией. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с этими странами.

Несмотря на то, что мирные договоры с указанными странами были подписаны в 1947 г., материальная помощь Советского Союза оказывалась им еще до окончания войны. Уже в ходе войны Советский Союз начал поставлять в Болгарию продовольствие, промышленное сырье, топливо. 14 марта 1945 г. между СССР и Болгарией было подписано в Москве торговое соглашение, в соответствии с которым Советский Союз поставил в Болгарию около 102 тыс. т нефтепродуктов, около 46 тыс. т черных и цветных металлов, 9,6 тыс. т текстильного сырья, сельскохозяйственные машины, автомобили, семена 1607 .

В неурожайные 1946—1948 гг. Советский Союз помогал болгарскому народу зерном и другими продовольственными товарами.

В апреле 1948 г. был подписан Договор о торговле и мореплавании, определивший все принципиальные вопросы экономических отношений между СССР и Болгарией в области взаимной торговли, расчетов, обмена научно-техническим опытом и т.д. В 1945—1946 гг. на долю Советского Союза приходилось около 90% всего внешнеторгового оборота Болгарии (позднее доля СССР уменьшилась, так как стали развиваться экономические отношения Болгарии с другими странами). Наиболее быстрыми темпами рос экспорт в Болгарию товаров производственного назначения и прежде всего машин и оборудования — с 1945 по 1950 г. он увеличился в 7 раз 1608 . Многие промышленные предприятия и электростанции в Болгарии были построены с помощью Советского Союза и полностью оснащены советским оборудованием.

Вторая мировая война нанесла большой ущерб народному хозяйству Венгрии — около 75% всего машинного и станочного оборудования было выведено из строя; было повреждено около 75% транспортного оборудования и т.д. В целом в 1945 г. производственная мощность промышленных предприятий страны составляла лишь 60%, а объем промышленной продукции — 30—35% от уровня 1938 г. 1609

Несмотря на то, что буржуазное правительство Венгрии выступало в войне на стороне фашистской Германии, сразу после вступления советских войск на территорию Венгрии Советское правительство оказало венгерскому народу большую материальную помощь. Советские войска восстанавливали разрушенные мосты и дороги, предоставляли транспортные средства, горючее для тракторов и даже тягловый скот. Из запасов Красной Армии было отпущено 11 тыс. т горючего, 700 т смазочного масла, предоставлено 500 автомашин и несколько тысяч лошадей, оказывалась помощь в ремонте сельскохозяйственного инвентаря 1610 .

Укреплению экономического и международного положения Венгрии способствовали советско-венгерские соглашения об экономическом сотрудничестве и взаимных поставках товаров, подписанные в Москве 27 августа 1945 г. Во исполнение этих соглашений СССР поставил Венгрии 200 тыс. т кокса и железной руды, около 4 тыс. т цветных металлов, 30 тыс. т хлопка, 700 грузовых автомобилей, 15 тыс. т сахара и соли, большое количество лесоматериалов. Венгрия вывозила в Советский Союз цемент, оптические приборы, телефоны и телеграфные аппараты, ткани, овощные консервы и т.д. 1611 В составе товаров, ввозимых в СССР из Венгрии, были также нефтепродукты, хлопчатобумажная пряжа, фанера, жмыхи. Кроме того, соглашение предусматривало наряду со взаимными поставками различных товаров также переработку на предприятиях Венгрии советского хлопка в пряжу и ткани для Советского Союза.

Особенно показательно значение поставок Советским Союзом в Венгрию хлопка, шерсти, олова, асбеста, свинца, древесного угля. В 1946 г. было ввезено хлопка — 98%, шерсти — 97, олова, свинца и асбеста — 100, древесного угля — 97% всего импорта данных товаров 1612 . В июле 1947 г. между СССР и Венгрией был подписан Договор о торговле и мореплавании.

Первое послевоенное торговое соглашение с Румынией было подписано 8 мая 1945 г., а второе — 11 сентября 1945 г. Эти соглашения предусматривали поставки Советским Союзом Румынии: около 33 тыс. т черных и цветных металлов, 120 тыс. т кокса и каменного угля, 20 тыс. т хлопка, 240 т химических товаров, 300 тыс. т зерна, 2 тыс. грузовых автомобилей, 18 военно-морских и 23 торговых судов, 115 паровозов, 15 тыс. вагонов 1613 . В 1945—1946 гг. Советский Союз вывозил в Румынию промышленное сырье для переработки на румынских предприятиях. В связи с сильной засухой и неурожаями в послевоенные годы СССР неоднократно помогал Румынии зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. В феврале 1947 г. был подписан Договор о торговле и мореплавании и соглашение о товарообороте и платежах, определявшие объем и порядок товарооборота и условия расчета.

На переговорах в Москве с прибывшей 18 июня 1945 г. правительственной делегацией Албании были рассмотрены вопросы экономической и финансовой помощи этой стране. 22 сентября 1945 г. было заключено соглашение между СССР и Албанией, в соответствии с которым Советский Союз помогал Албании зерном и химикатами на условиях кредита 1614 . Советский Союз оказал Албании кроме того военную помощь, передав албанскому военному командованию с июля по 1 октября 1945 г. 120 пушек, около 230 минометов, около 800 пулеметов, 12 тыс. винтовок и карабинов, 3,3 тыс. пистолетов-пулеметов 1615 .

В послевоенные годы большую помощь странам народной демократии в восстановлении народного хозяйства, а также налаживании снабжения населения продовольственными товарами оказали советские кредиты. Форма их была многообразной: кредиты на оплату промышленного оборудования, машин, транспортных средств, на расходы, связанные с предоставлением технической помощи, монтажом и пуском предприятий; кредиты в связи с поставками сырья, топлива, продовольствия; валютные кредиты; клиринговые кредиты. Валютные кредиты предоставлялись в целях преодоления временных затруднений в платежных балансах.

Советские краткосрочные кредиты в натуральной форме — в виде поставок зерна, продовольствия, промышленного сырья, топлива помогли странам народной демократии в борьбе с голодом, неурожаями и разрухой.

Советский Союз предоставлял кредиты дружественным странам на льготных условиях: процентная ставка равнялась 3%, а с 1948 г. — 2% годовых. Некоторые кредиты были беспроцентными (Польше — в 1944 г., Румынии — в 1947 г., ГДР — в 1949 г.) 1616 .

Польше в первые послевоенные годы неоднократно предоставлялись кредиты разных видов: в 1947—1948 гг. поставлено 500 тыс. т зерна, в 1947 г. — кредит золотом около 20,6 млн. руб., в 1948 г. — поставками машин и оборудования на сумму около 405 млн. руб. 1617

В течение 1948—1950 гг. СССР предоставил Польше кредит на сумму 2200 млн. руб. На эту сумму было закуплено советское оборудование для крупных промышленных строек: металлургического комбината «Новая Гута», ГЭС в Явожно, ГЭС в Дыхове, завода легковых автомобилей в Варшаве, завода грузовых автомобилей в Люблине, хлопчатобумажного комбината в Петракове и др.

Кредиты Советского Союза Югославии составили за 1945—1948 гг. 179 млн. руб.; они были долгосрочными и использовались на закупку оборудования для предприятий черной и цветной металлургии, нефтяной, химической и лесной промышленности, на приобретение черных металлов, шерсти, каучука, паровозов и вагонов и других видов оборудования и товаров 1618 .

В 1947—1952 гг. были заключены кредитные соглашения с Болгарией о поставках советского оборудования в кредит для строительства важных промышленных объектов.

Развитие внешнеэкономических связей Советского Союза в период Великой Отечественной войны убедительно показывает, что жизнь страны, все сферы ее политической и хозяйственной деятельности были направлены на достижение главной цели — победы над гитлеровской Германией. Советский Союз не только выстоял в этой кровопролитной борьбе, но и выполнил свой интернациональный долг — помог народам стран Юго-Восточной и Центральной Европы освободиться от фашистского порабощения, развернуть мирное хозяйственное строительство. Вновь в эти суровые годы продемонстрировали свою силу ленинские принципы внешней политики.

СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1939 г.

Так именуют: 1) договор о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. («пакт Молотова – Риббентропа») и 2) договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г.

Предпосылками заключения договоров стало обозначившееся весной – летом 1939 г. стремление Германии нормализовать отношения с СССР и, в частности, добиться нейтралитета СССР в случае нападения Германии на Польшу. 26 июля 1939 г. советник восточноевропейской референтуры Отдела экономической политики германского МИД Карл Шнурре довел до сведения советского временного поверенного в делах в Берлине Г.И. Астахова, что «Германия готова разговаривать и договориться» с СССР «по всем интересующим обе стороны вопросам, дав все гарантии безопасности», какие СССР «захотел бы от неё получить», и, в частности, «договориться» «в отношении Прибалтики и Польши». 3 августа примерно то же прозвучало в официальном заявлении министра иностранных дел Германии Й. фон Риббентропа, а 15 августа Риббентроп предложил наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову «решить все проблемы на территории от Балтийского до Чёрного моря».

В условиях, когда переговоры с Англией и Францией о противодействии уже начавшейся в Европе германской агрессии зашли в тупик (из-за отказа Польши пропустить через свою территорию советские войска к границам Германии и получения советской стороной сведений о попытках англичан договориться с Германией) И.В. Сталин принял предложение Германии. По его поручению В.М. Молотов выдвинул предложение о заключении между двумя странами пакта, а 19 августа предложил план будущего секретного протокола. 21 августа И.В. Сталин согласился принять Риббентропа в Москве 23 августа. Прилетев 23-го в Москву, Риббентроп в тот же день подписал вместе с В.М. Молотовым советско-германский договор о ненападении.

Согласно договору, обе стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом нападения третьей стороны. Они также отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе в случае «территориально-политического переустройства» в этом регионе. Разграничение предусматривало, что Финляндия, Эстония, Латвия и восточная часть Польши (ограниченная с запада реками Писса, Нарев, Западный Буг, Висла и Сан) являются «зоной интересов» СССР, а Литва и западная часть Польши (к западу от указанной выше линии) – «зоной интересов» Германии. Фактически это было соглашение о разделе Восточной Европы между СССР и Германией.

Читайте так же:  Договор для дизайнера

После того, как, в соответствии с договором от 23 августа, Германия и СССР приняли участие в войне с Польшей и разделе ее территории, 28 сентября 1939 г. Молотов и Риббентроп подписали договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Он устанавливал границу между СССР и Германией на территории «бывшей Польши», а также определял порядок обмена населением.

Секретные дополнительные протоколы договора предусматривали борьбу с польским подпольем на территории, контролируемой СССР и Германией, а также изменили границы «зон интересов» СССР и Германии в Восточной Европе. Литва была включена в «зону интересов» СССР, а часть территории Польши между реками Сан, Висла и Западный Буг (Люблинское и часть Варшавского воеводства) – в «зону интересов» Германии. Соответственно, с этой территории выводились успевшие в предыдущие дни занять ее советские войска.

В соответствии с договорами 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а СССР:

– 17 сентября 1939 г. начал военные действия против Польши (завершившиеся занятием советскими войсками восточной части Польши);

– в октябре 1939 г. навязал, угрожая военным вторжением, Литве, Латвии и Эстонии договоры о взаимопомощи против агрессора –т предусматривавшие размещение на территории Литвы, Латвии и Эстонии советских войск, численно превосходивших армии каждой из указанных государств;

– 30 ноября 1939 г. начал военные действия против Финляндии – конечной целью которых было привести к власти в этой стране коммунистическое правительство О. Куусинена (которое должно было, по одной из версий, включить Финляндию в состав СССР);

– 17 июня 1940 г. предъявил Литве, Латвии и Эстонии ультиматумы с требованием сформировать новые правительства (которые должны были организовать – и в действительности организовали – присоединение всех трех государств к СССР).

Все эти действия СССР, в соответствии с договорами от 23 августа и 28 сентября 1939 г., не встретили противодействия со стороны Германии.

После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. оба договора утратили силу. При заключении 30 июля 1941 г. союзного соглашения между СССР и Польшей СССР признал договоры утратившими силу в части территориальных изменений в Польше.

Как Гитлер и Сталин делили Восточную Европу

75 лет Договору о дружбе и границе между СССР и Германией

28 сентября 1939 года СССР и Германия окончательно поделили сферы своего влияния в Восточной Европе. «Газета.Ru» вспоминает процесс передела границ и сопутствовавшие ему события.

«Газета.Ru» о нападении Германии на Польшу в сентябре 1939 года

Семьдесят пять лет тому назад, когда Польша уже была оккупирована Германией и СССР, народный комиссар по иностранным делам Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп подписали новый договор, ставший своего рода дополнением к заключенному в конце августа того же 1939 года пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех дней в Москве и были инициированы по просьбе советской стороны. Формальным поводом для их начала стала оккупация Польши и дальнейший ее передел. В то же время продолжался освободительный поход Красной армии по Западной Украине и Западной Белоруссии.

Однако подлинной причиной ведения новых переговоров стало предложение советской стороны об отказе Германии от любых претензий на Литву. В ответ на это Советский Союз был готов отказаться от Варшавского и Люблинского воеводств, занятых незадолго до этого.

Некоторые государства, например Эстония, уже сами осознавали безысходность сложившейся ситуации. Так, официальный Таллин 28 сентября 1939 года согласился на размещение на территории страны советских военных баз.

«Польша была великой державой. Где теперь Польша?» — сказал Иосиф Сталин министру иностранных дел Эстонии Карлу Сельтеру, когда стороны договорились о заключении Пакта о взаимопомощи, который помимо размещения советских военных баз подразумевал оказание эстонской армии «помощи на льготных условиях вооружением и прочими военными материалами».

28 сентября успешно завершились и советско-германские переговоры, а в газетах был опубликован текст договора. К нему прилагалась соответствующая карта.

Тем не менее стороны также заключили один доверительный и два секретных протокола.

75 лет назад был заключен пакт Молотова–Риббентропа

Доверительный протокол подразумевал, что Германия не будет мешать переселению «лиц украинского или белорусского происхождения» из сферы своих интересов в сферу интересов советских. В свою очередь СССР обещал не препятствовать переселению «лиц германского происхождения» в Германию или в сферу ее интересов. Под сферами интересов двух стран при этом понималась граница, которая была очерчена на новой карте.

Первый секретный протокол касался запрета всяческой агитации на подконтрольных СССР и Германии территориях Польши, если она направлена против одной из сторон соглашения.

Перед отъездом из Москвы министр иностранных дел Германии Риббентроп сделал сотруднику ТАСС следующее заявление: «Мое пребывание в Москве опять было кратким, к сожалению, слишком кратким. В следующий раз я надеюсь пробыть здесь больше».

Во втором секретном протоколе говорилось как раз о разделе сфер влияния: «Как только правительство СССР предпримет на литовской территории особые меры для охраны своих интересов, то с целью простого и естественного проведения границы настоящая германо-литовская граница исправляется так, что литовская территория, которая лежит к юго-западу от линии, указанной на карте, отходит к Германии».

75 лет назад начался «освободительный поход» Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию

Таким образом, раздел Восточной Европы был фактически завершен. До начала Великой Отечественной войны оставалось чуть меньше двух лет. А до создания Эстонской, Латвийской и Литовской ССР и того меньше.

А вот совместное заявление советского и германского правительств осуждало совсем другие страны — будущих союзников СССР во Второй мировой войне: «Правительства в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией с одной стороны и Англией и Францией с другой стороны отвечала бы интересам всех народов. Поэтому оба правительства направят свои общие усилия в случае нужды в согласии с другими дружественными державами, чтобы возможно скорее достигнуть этой цели. Если, однако, эти усилия обоих правительств останутся безуспешными, то таким образом будет установлен факт, что Англия и Франция несут ответственность за продолжение войны, причем в случае продолжения войны правительства Германии и СССР будут консультироваться друг с другом о необходимых мерах».

Договор между СССР и Германией в 1939 году и современность

Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»

23 августа 1939 года — сложная дата в истории Европы. В этот день наша страна, тогда СССР, и гитлеровская Германия заключили Договор о ненападении, за которым через месяц последовал Договор о дружбе и границе. Оба документа сопровождались секретными протоколами, определявшими границы сфер интересов обоих государств.

В соответствии с этими протоколами в сферу влияния СССР были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия и Литва, а также захваченные Польшей в ходе польско-советской войны 1920-1921 годов Западная Белоруссия и Западная Украина и Бессарабия, оккупированная Румынией в декабре 1917 года.

Исторический контекст

Советский Союз последовательно поддерживал Чехословакию в противостоянии германскому, польскому и англо-французскому диктату. Москва была готова к оказанию и коллективной, и односторонней военной помощи Праге, требовала постановки вопроса о немецкой агрессии в отношении Чехословакии в Лиге наций. Польша была предупреждена, что любая её попытка оккупировать часть Чехословакии приведёт к прекращению действия двустороннего договора о ненападении между Москвой и Варшавой (бессмысленно поэтому обвинять нашу страну в том, что, введя 17 сентября свои войска в Западную Белоруссию и Западную Украину, она якобы нарушила условия этого договора).

Англичане и французы, воспрепятствовав советским инициативам, отдали Чехословакию на растерзание германскому тигру и восточно-европейским шакалам. Причём сделали они это тогда, когда сопротивление ещё было не только реально, но и привело бы к серьёзному политическому кризису в Германии, а возможно — и к свержению Гитлера.

Напомню в этой связи, что во время советско-финской войны Лондон и Париж активно использовали Лигу наций против СССР, поставляли Хельсинки вооружения, и были близки к тому, чтобы начать собственные боевые действия против СССР.

Летом же 1939 года они намеренно спускали на тормозах переговоры о политическом и военном сотрудничестве в противодействии политике Берлина. Годом раньше Великобритания и Франция заключили с Германией договоры о ненападении и теперь целенаправленно подталкивали Гитлера к удовлетворению его требований «жизненного пространства» не на Западе, а за счёт СССР.

В марте 1939 года свою вынужденную готовность к военно-политическому сотрудничеству с Берлином оформила в виде договора о ненападении Литва, а в начале июня 1939 — без всякого намёка на нажим — Латвия и Эстония. Эти договоры рассматривались Берлином как инструменты, затрудняющие вмешательство СССР в предстоящее вторжение Германии в Польшу. Сама же Польша своим отказом пропускать Красную Армию через свою территорию блокировала возможность эффективных совместных действий СССР, Англии и Франции по пресечению агрессии Германии против восточноевропейских государств. В эти месяцы Третий рейх значительно усилил не только свою военную промышленность за счёт чешской, но и в целом свой экономический потенциал, получив на договорной основе неограниченный доступ к нефтяным запасам Румынии.

Цель руководства СССР

Руководители СССР сделали тогда тот выбор, который они сделали. Это был правильный выбор, хотя и внёсший на начальном этапе сумятицу в симпатизировавшие СССР левые круги по всему миру. Свой выбор сделал и Гитлер. Он понадеялся, что его политический «разворот» в сторону СССР поможет ему быстрее достигнуть взаимопонимания с Англией и США, испугает их, заставит скорее согласиться с его устремлениями по перекройке политэкономической карты планеты. Гитлер просчитался.

Интересна оценка, которую политике Москвы дал Уинстон Черчилль, в отличие от Невилла Чемберлена и большинства британских политиков хорошо понимавший неизбежность и потенциал союзных действий с СССР против Гитлера. В своём радиовыступлении 1 октября 1939 года он заявил: «Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии. Во всяком случае, эта линия существует и, следовательно, создан Восточный фронт, на который нацистская Германия не посмеет напасть».

И действительно, оккупировавшие территорию Польши германские дивизии не только не были по окончании военных действий переброшены на западный фронт, что, несомненно, произошло бы, стань Германия и СССР реальными союзниками, но число их постоянно наращивалось. Несмотря на снятую с них Советским Союзом значительную часть военного бремени, Англия и Франция, однако, так и не начали активных и успешных действий против Гитлера в континентальной Европе ни непосредственно в первой половине сентября 1939 года, ни позже — вплоть до высадки англичан в Италии в 1943 году. Позор Дюнкерка не в счёт.

Читайте так же:  Адвокат advocate

Результаты дипломатического манёвра Москвы

Итак, Сталин своим августовским 1939 года внешнеполитическим ходом не позволил англичанам и американцам направить мировую историю по собственному руслу. Он сумел превратить их из силы, стоявшей за Гитлером и без пяти минут не просто политических, коими они всегда оставались, но и военных противников СССР в противников Германии и наших союзников. Союзников очень сложных, условных, таких, которых ещё пришлось удерживать от соблазна сепаратных сделок на этот раз с окружением Гитлера в 1944 — 1945 годах, но в сотрудничестве с которыми всё же удалось победить нацистов и обеспечить безопасность как западных, так и восточных рубежей нашей страны, создать на многие десятилетия действенную систему международной безопасности в виде ООН.

Что касается чисто военных последствий переноса границы СССР на запад, но это тема для отдельного экспертного разговора. Были в этом и свои плюсы, и свои минусы, но плюсы явно перевешивали. Уже осенью 1939 года в соответствии с двусторонними договорами о взаимопомощи на территории Латвии, Литвы и Эстонии были размещены советские военные базы. Эти войска, усиленные в 1940 году, сыграли свою роль на начальном этапе Великой Отечественной войны, особенно в Эстонии. Не вызывает сомнений, что из-под Таллина или со старой финляндско-советской границы достичь окраин Ленинграда гитлеровские войска смогли бы гораздо быстрее и проще, чем из Восточной Пруссии. Последствия такого броска для обороны северной столицы могли быть катастрофическими, что, в свою очередь, могло в корне изменить развитие событий на московском направлении.

Всего этого: своего бессилия перед лицом внешнеполитического манёвра СССР, необходимости преждевременно вступить в войну с Германией, лидерства СССР в антигитлеровской коалиции, нашей полной военной и дипломатической победы, наконец, и не может простить нам нынешний совокупный Запад — и побеждённые во Второй мировой войне, и победители.

«Пакт Молотова — Риббентропа» в борьбе против России

Соответственно, дата 23 августа 1939 года намеренно «раскручивается» противниками России как повод для предъявления нашей стране различного рода «исторических», политических и даже материальных претензий, дискредитации её внешней и внутренней политики как в годы существования СССР, так и сегодня. Именно в этом контексте следует рассматривать серию резолюций, принятых в 2006 — 2009 годах ПАСЕ, Европейским парламентом и ПА ОБСЕ, в которых политическое устройство СССР 1930 — 1940-х годов приравнивается к режиму нацистской Германии, ответственность за начало Второй мировой войны возлагается на обе страны, а 23 августа был объявлен «Днём памяти жертв сталинизма и нацизма».

Началась эта раскрутка практически сразу после окончания Второй мировой войны, когда англосаксам надо было обосновать свои новые агрессивные планы в отношении СССР и отвлечь внимание от сотрудничества с гитлеровцами в прошлом и настоящем, но особую силу приобрело в контексте линии на отрыв Прибалтики и Молдавии от СССР в последние годы существования Союза. Позже прибалтийские евроатлантисты преуспели в разыгрывании карты «пакта» с целью ускорить свой приём в НАТО и ЕС с последующим использованием членства в этих организациях для осуществления своих реваншистских установок в отношении России.

На рубеже 2000-х Вильнюс, Рига и Таллин, а также Кишинёв приступили к экспорту методик применения «исторического оружия» в другие страны на пространстве бывшего СССР, в первую очередь на Украину. Искаженные исторические версии служат во всех этих государствах не только внешним, но и внутриполитическим задачам: формированию национальной идентичности в жестко заданной антироссийской и русофобской парадигме.

Предвзятость претензий к договорённостям Москвы и Берлина

Требования о «ликвидации последствий пакта Молотова-Риббентропа» не останавливает даже то очевидное понимание, что реальная ликвидация этих самых «последствий», то есть перехода Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии в 1939 году в сферу влияния СССР, неизбежно негативно сказалась бы на современных обстоятельствах их существования.

Так, она, например, должна была бы включать возвращение Литвой России как правопреемнице Союза ССР Вильнюса, Вильнюсского края и Клайпеды. С Молдовой, включившей это требование в свою декларацию о независимости, ситуация сложилась ещё более абсурдная.

Кишинёв настаивает на своём суверенитете в границах бывшей Молдавской ССР. Прекрасно. Но как же тогда быть с тем фактом, что создание этой союзной республики в августе 1940 года в составе территорий Бессарабии и Приднестровья, остававшегося до 1939 года свободным от румынской оккупации, и составляет одно из тех самых «политико-правовых последствий советско-германских договорённостей 1939 года»? Другими словами, хотите «ликвидации последствий», оставайтесь в границах Бессарабии, захват которой Румынией, кстати говоря, СССР никогда не признавал.

Понятно, что, как и в любой психологической войне, основой смысловых конструкций в пику советско-германским договорённостям 1939 года служит принцип «двойных стандартов». Так, «защитники суверенитета народов» «защищают» его в границах, определённых точно таким же способом: секретными договорённостями держав победителей, оформленными Версальским мирным договором 1919 года и серией последовавших за ним мирных договоров стран Антанты со странами, воевавшими на стороне Германии.

Карта Европы после Второй мировой войны тоже определялась, как известно, далеко не публично. О том, как при этом учитывалось мнение самих народов, говорит хотя бы гражданская война 1944 — 1949 годов в Греции. Она отошла в британскую зону влияния, и англичане сами и руками своих ставленников жестоко изничтожали в ней преобладавшие там левые силы. Точно таким же негласным образом решался вопрос о перераспределении сфер влияния в Европе в 1989 — 1991 годах, о перекройке карты СРЮ, о продвижении самого НАТО на восток, в ряде других сюжетов современной истории. Вывод понятен: дело не в качестве или в форме договорённостей, а в том, участвовали в них англосаксы или нет. В договорённостях от 23 августа 1939 года они, напомню, не участвовали.

Урок истории для них и для нас

Не удалось в 1930-1940-е годы Западу извлечь выгоду из пестования антисоветских режимов на окраинах СССР — он пробует создать «санитарный кордон» ещё раз, давая этому соответствующее «историческое» обоснование. Не удалось благополучно для себя взрастить «суперврага» СССР, нацизм, — Запад формирует новую версию нацизма прибалтийского и украинского разлива, стимулирует этнический и религиозный радикализм и терроризм на границах России и внутри неё.

Есть в самой дате 23 августа 1939 года, её честном историческом анализе и сопровождающих её политических спекуляциях (в них, к сожалению, присутствует и вклад отдельных российских политиков и историков) важный урок для нашего современного государства и российского общества в целом. В позднее перестроечное время преобладающая часть руководства СССР потеряла психологический и идеологический иммунитет, в первую очередь во взгляде на отечественную историю, и в результате наша страна проиграла не только в информационной, но и политической борьбе. Такого иммунитета нам всё ещё очень не хватает. Его надо восстановить и бдительно сохранять.

Как защитить правду истории

Надо, однако, хорошо понимать: в Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Грузии, Молдавии, а также у их западных патронов попрание русской истории и национальных чувств русского и других населяющих нашу страну народов возведено в ранг государственной политики. Поэтому исключить острые исторические темы из политического диалога, «оставив историю историкам», как к тому призывают некоторые наши политики, не удастся. Не удастся решить проблему политизации истории и путем «взаимного согласования» различных образов прошлого. С кем «согласовывать»? С мастерами психологической войны? С «диверсантами от истории»? Да и как можно найти, например, компромисс между тезисом о «советской оккупации» и реальной картиной ввода советских войск в Литву, Латвию, Эстонию и Бессарабию в 1940 году?

Прямая обязанность и государства, и общества — защищать свою историю и национальные чувства своих граждан. В этом контексте важно продолжать исправление тех искажений в политико-юридических квалификациях событий и документов XX века, которые с конъюнктурными целями, в рамках общей линии на развал СССР и ослабление России, были допущены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Это касается и известного Постановления Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года по поводу советско-германских предвоенных договоров и сопровождавших их секретных протоколов, в котором вся эта история выписана далеко не подобающим образом.

Другие статьи:

  • Майами налог на недвижимость Налог с продаж в штате Флорида Майами Налог с продаж в штате Флорида Штат Флорида требует минимальный налог с продаж на уровне 6%. Однако закон позволят изменять на местном уровне это налог свыше установленого штатом. Проще говоря вы платите разный уровень […]
  • Налоговый вычет с покупки автомобиля в 2019 году Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет за 2018 год через налоговую инспекцию можно оформить в течение трех последующих лет: 2019-2021. Налоговый вычет: изменения и разъяснения Налоговый вычет при […]
  • Иск к банку россии УК НПФ «Сафмар» и «Доверие» подали в суд иск к банку «Открытие» на 16,7 млрд рублей «Ай Кью Джи Управление активами» и «УК Управление инвестициями» — управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (НПФ) «Сафмар» и «Доверие» — 11 января 2019 года подали […]
  • Сколько стоит госпошлина на детский загранпаспорт Какова стоимость загранпаспорта нового образца? Сколько стоит сделать загранпаспорт? Стоимость зависит от срока действия паспорта. Госпошлина на загранпаспорт в 2017 году составляет 3500 рублей. Однако, если нужен срочный загранпаспорт, то стоимость может […]
  • Оформить разрешение на работу цена Рабочие приглашения для иностранных граждан Разрешение на работу для граждан дальнего зарубежья Мы осуществляем полное сопровождение документов по всем инстанциям (Центр Занятости, МВД), предлагаем варианты с ускорением прохождения инстанций, ищем и находим […]
  • Есть ли налог на автомобиль в сша Транспортный налог за рубежом Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы. Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе Преподаватель высшей школы, […]
  • Размер пособия по безработице в алтайском крае К Какие пособия и насколько выросли в Алтайском крае с 1 января С 1 января 2019 года в Алтайском крае выросли размеры многих пособий. «Алтайская правда» сделала обзор, какие пособия и насколько подросли в наступившем году. Пособие по безработице С 1 января […]