Раздельное проживание попечителя и подопечного

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 36 ГК РФ

1. Комментируемая статья, а также ст. 15 Закона об опеке устанавливают правила, относящиеся к правам и обязанностям опекунов и попечителей. Эти права и обязанности в соответствии со ст. 11 Закона об опеке возникают с момента вынесения акта о назначении опекуна или попечителя. В случае установления опеки или попечительства по договору права и обязанности опекуна (попечителя) возникают в порядке, определяемом ч. 3 ст. 14 Закона об опеке. Момент прекращения прав и обязанностей опекуна или попечителя определен ст. 29 Закона об опеке.

Временное отсутствие опекуна или попечителя рядом с подопечным прав и обязанностей опекуна (попечителя) не прекращает. Эти права и обязанности сохраняются при временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания.

2. Объем прав и обязанностей опекуна (попечителя) зависит от возраста и объема дееспособности подопечного и определяется прежде всего комментируемой статьей.

И опекуны, и попечители равным образом обязаны:

— заботиться о содержании подопечных (т.е. предоставить им питание, одежду и т.п.);

— обеспечивать подопечного уходом и лечением (физической помощью, называемой в гражданском законодательстве «посторонний уход», а также в необходимых случаях медицинской помощью).

Эти фактические действия ст. 36 ГК РФ обязывает совершать опекунов над недееспособными лицами, а также опекунов и попечителей — над несовершеннолетними. Однако перечисленные обязанности не возлагаются на попечителя-гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Разрешение органа опеки и попечительства в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об опеке оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене своего места жительства. Если при этом изменяется и место жительства подопечного, то применяются положения ст. 9 Закона об опеке, в соответствии с которой орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

3. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Согласно п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы, а следовательно, имеют право и обязаны:

— подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;

— подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

— предпринимать меры по защите права собственности подопечного (предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);

— предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;

— обращаться в образовательные, медицинские, социальные и иные организации с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;

— защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения по договору социального найма и пр.;

— обращаться с заявлениями ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения;

— ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали.

В Законе об опеке впервые четко определено содержание обязанностей опекунов и попечителей в отношении имущества подопечных. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона об опеке опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК РФ «опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками». Это означает, например, что попечитель ограниченно дееспособного лица не вправе купить что-либо у своего подопечного или продать ему что-либо. Это лицо вправе лишь, например, одарить своего подопечного.

Вопросы законного представительства подопечных весьма четко определены в ст. ст. 32 и 33 ГК РФ. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия. В то же время попечители выступают в качестве законных представителей своих подопечных лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Попечители несовершеннолетних граждан обязаны также оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Еще раз подчеркнем, что положение попечителя ограниченно дееспособного гражданина существенно отличается от положения других попечителей. По сути дела, на это лицо возлагается лишь обязанность обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным. Попечитель такого лица дает согласие на совершение подопечным сделок и вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных его подопечным без согласия попечителя, в соответствии со ст. 176 ГК РФ. Попечитель ограниченно дееспособного гражданина не обязан содействовать ему в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охранять его от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также принимать меры по охране его имущества. Эта особенность правового положения попечителя связана с причиной ограничения дееспособности совершеннолетнего гражданина — злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, в результате чего семья такого лица попадает в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК).

4. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона об опеке объем прав и обязанностей опекунов и попечителей может быть также связан с содержанием акта об их назначении или договора об осуществлении опеки (попечительства).

При установлении опеки или попечительства орган опеки и попечительства вправе перечислить действия, которые опекун (попечитель) не вправе совершать и, напротив, которые совершать обязан. Разумеется, такие требования могут быть обоснованы только интересами подопечного (состоянием его здоровья, возрастом, наличием близких родственников и т.п.).

Особое внимание следует уделять на практике разработке так называемых индивидуальных требований к осуществлению опеки и попечительства. Они должны быть осуществимыми, в противном случае опекун или попечитель может оспорить акт о его назначении. Конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного, относящиеся к «индивидуальным требованиям», могут предусматривать обязанности опекуна или попечителя обеспечить посещение несовершеннолетним спортивных занятий, медицинское обследование у тех или иных специалистов, регулярное (с указанием на периодичность) прохождение подопечным собеседования с психологами или педагогами.

Индивидуальные требования могут быть включены непосредственно в акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) или в договор об осуществлении опеки (попечительства), а кроме того, могут быть перечислены в приложении к указанным документам. В последнем случае в тексте акта об их назначении или договора об осуществлении опеки (попечительства) должна содержаться отсылка к приложению.

Указанные индивидуальные требования, однако, не могут быть адресованы к личности самого опекуна (попечителя). Так, например, акт о назначении или договор не могут обязывать опекуна самого проходить психологическое обследование, а тем более ставить в зависимость от результатов такого обследования продолжительность отношений опеки.

5. Опекуны и попечители несут также обязанности не только перед подопечным, но и перед органом опеки и попечительства. К ним относятся обязанности:

— извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства;

— представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

6. Комментируемая статья закрепляет общее правило о безвозмездном исполнении опекунами и попечителями своих обязанностей. Это означает, что опекун (попечитель) не получает вознаграждения за исполнение обязанностей, однако не означает, что он не имеет права на возмещение понесенных им расходов. В случае если опекун (попечитель) вынужден расходовать свои средства на содержание своего подопечного, обеспечение его уходом и лечением, то применению подлежат нормы гл. 60 ГК РФ.

Читайте так же:  Цели и задачи прокурора в гражданском процессе

Во избежание возникновения такого рода ситуаций законодатель предусмотрел порядок обеспечения несовершеннолетних подопечных средствами на их содержание. В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ. Денежные средства на содержание подопечных детей не выплачиваются, если опекун (попечитель) назначен ребенку по заявлению родителей на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности.

Совершеннолетним подопечным подобного права на получение денежных средств на содержание именно в связи с пребыванием под опекой (попечительством) законодательство не предоставляет. Это обстоятельство не лишает их права на получение иных пособий или льгот в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Исключение из правила о безвозмездном исполнении опекунами и попечителями своих обязанностей может быть предусмотрено только федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об опеке орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. К числу таких договоров относятся договор о приемной семье и договор о патронате (см. п. 1 ст. 123 СК).

Право на получение вознаграждения опекун (попечитель) приобретает с момента заключения с ним договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Еще раз следует подчеркнуть, что такой договор может быть заключен как при опеке (попечительстве) над несовершеннолетними, так и при опеке (попечительстве) над взрослыми подопечными.

Источники предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения определены в Законе об опеке следующим образом:

1) вознаграждение может предоставляться опекуну или попечителю за счет дохода от имущества подопечного. Это возможно, разумеется, при наличии у подопечного имущества, способного принести доход, — ценных бумаг, долей в капитале юридических лиц, вкладов и счетов в кредитных организациях и т.д. В качестве источника дохода могут быть использованы движимые и недвижимые вещи подопечного, которые можно передать в пользование третьим лицам на возмездных условиях (по договору аренды или найма жилого помещения) либо передать в собственность по договору ренты.

Особенностью предоставления в пользование опекуну или попечителю жилого помещения, принадлежащего подопечному, является то, что такое предоставление возможно лишь в исключительных случаях, в частности, если опекун или попечитель проживает далеко от места жительства подопечного, что будет существенно затруднять выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей;

2) более распространенным источником предоставления вознаграждения опекуну или попечителю являются и будут продолжать выступать средства бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется в соответствии с законами субъектов Федерации. Эти денежные средства относятся к расходным обязательствам субъектов Федерации.

Вместе с тем Закон об опеке не исключает, что субъекты Федерации установят своим законодательством возможность выплаты вознаграждения не только приемным или патронатным родителям, но и опекунам совершеннолетних граждан.

На практике зачастую возникает вопрос: в каких случаях следует учреждать безвозмездную опеку, а в каких заявителю нельзя отказать в заключении соответствующего договора (например, о приемной семье)? Закон об опеке решает этот вопрос следующим образом. Случаи, в которых выплата вознаграждения опекунам или попечителям осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Федерации, устанавливаются законами субъектов Федерации. Следовательно, законодательство субъектов Федерации должно четко определить как основания к выплате вознаграждения, так и основания для отказа в удовлетворении просьбы опекуна или попечителя в заключении с ним договора об осуществлении опеки или попечительства за счет бюджета;

3) менее вероятен, но тем не менее допускается законом такой источник предоставления вознаграждения опекуну (попечителю), как средства третьих лиц. Основанием для производства таких выплат может служить договор пожертвования, по которому гражданин или организация предоставляют безвозмездно денежные средства субъекту Федерации в лице соответствующего органа опеки и попечительства с условием передачи этих денежных средств опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. С точки зрения Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такие организации или граждане являются благотворителями.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

Закон об опеке не предполагает заключения договора об осуществлении опеки или попечительства непосредственно между благотворителем и опекуном (попечителем). Сторонами такого договора могут быть только опекун (попечитель) и орган опеки и попечительства. Вместе с тем опекуны и попечители вправе вступать в иные не противоречащие законодательству договорные обязательства. Не исключено, что благотворители пожелают заключать договоры пожертвования непосредственно с опекунами или попечителями. В последнем случае к таким отношениям ст. 16 Закона об опеке не применяется.

7. Формы предоставления вознаграждения опекунам (попечителям) могут быть разнообразными. Статья 16 Закона об опеке не предполагает, что такое вознаграждение может предоставляться исключительно в виде денежных средств, хотя, как правило, именно денежные средства и выплачиваются при возмездной опеке над детьми (приемным или патронатным родителям).

Размер денежных средств, выплачиваемых опекунам или попечителям по договору, определяется по усмотрению сторон договора, однако следует иметь в виду два исключения из этого правила. Во-первых, в случаях, когда вознаграждение будет выплачиваться за счет доходов от имущества, предельный размер такого вознаграждения определяется Правительством РФ. Во-вторых, если вознаграждение предоставляется за счет бюджетов субъектов Федерации, то размер такого вознаграждения (или его пределы) может быть установлен законами субъектов Федерации.

Одной из форм предоставления опекунам и попечителям вознаграждения может быть также предоставление права пользования имуществом подопечного. По сути дела, это право аренды имущества, которое, выступая в качестве средства предоставления встречного удовлетворения для стороны, делает договор об осуществлении опеки или попечительства смешанным (п. 3 ст. 421 ГК).

Если у подопечного имеется имущество, которым он в данный момент не пользуется, то вместо предоставления этого имущества в аренду третьим лицам можно предоставить его в пользование опекуну или попечителю. Как указывается в ч. 3 ст. 16 Закона об опеке, в таких случаях в договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного.

Право пользования имуществом подопечного, возникшее на основании договора, прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для изменения или расторжения договора (п. п. 1 и 2 ст. 450 ГК). Кроме того, это право может быть прекращено при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного. При наличии таких обстоятельств орган опеки и попечительства вправе в одностороннем порядке отказаться от договора (п. 3 ст. 450 ГК). Такой отказ должен быть предоставлен опекуну (попечителю) в письменной форме и может быть оспорен им в судебном порядке.

Порядок предоставления вознаграждения опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства определяется договором, за исключением ситуаций, когда такое вознаграждение выплачивается за счет бюджетов субъектов Федерации. В последнем случае порядок получения вознаграждения должен быть определен законом субъекта Федерации, производящего выплату.

Если же вознаграждение выплачивается опекуну или попечителю из иных источников (за счет доходов от имущества подопечного или за счет третьих лиц), то порядок предоставления вознаграждения определяется исключительно договором.

Статья 36 ГК РФ. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

Новая редакция Ст. 36 ГК РФ

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 36 ГК РФ

Статья регламентирует объем и порядок исполнения обязанностей опекунов и попечителей. Обращает внимание «усиление» законодателем положения подопечных, привнесение в текст закона определенных этических моментов как результат «влияния» семейного законодательства.

Другой комментарий к Ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в особом внимании и заботе. Обязанности опекуна (попечителя) основываются на чувстве гражданского, а нередко, родственного долга. Поэтому выполнение опекунами (попечителями) своих обязанностей носит безвозмездный характер. Оплата такой деятельности может быть установлена только законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних призваны осуществлять функции воспитания, заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Они обязаны заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и нравственном воспитании (ст. 150 СК). А это возможно только в результате их тесного общения, контакта и совместного проживания с детьми. С учетом этого п. 2 комментируемой статьи обязывает опекунов и попечителей проживать совместно, одной семьей со своим подопечным. Местом жительства малолетнего, не достигшего 14 лет, признается место жительства его опекуна. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается только с разрешения органа опеки и попечительства. Принятие такого решения возможно при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. Как правило, такое решение возможно при поступлении подростка на работу, обучении в ином населенном пункте и др. Раздельное проживание не освобождает попечителя от выполнения обязанностей по воспитанию и заботе о подопечном. О перемене своего места жительства опекуны (попечители) обязаны извещать органы опеки и попечительства. Переезд опекуна (попечителя) в другое место жительства может с учетом интересов подопечного служить основанием для освобождения или отстранения его от выполнения возложенных обязанностей (см. комментарий к ст. 39).

Читайте так же:  Обязательно ли страхование жизни при страховании автомобиля осаго

Важно отметить, что за несовершеннолетним, проживающим с опекуном (попечителем), в течение всего времени пребывания у этого лица сохраняется жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в котором он проживал до переезда к опекуну или попечителю (п. 2 ст. 37, п. 3 ст. 60 ЖК).

3. Опекуны (попечители) должны заботиться о содержании подопечных, которое требует неизбежных затрат. Однако опекуны (попечители) не обязаны содержать подопечных за свой счет. Необходимые на содержание подопечного расходы (покупка одежды, школьных принадлежностей, продуктов питания и т.п.) возмещаются из доходов подопечного в порядке, установленном ст. 37 ГК. На содержание подопечного опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются специальные средства в соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования России от 19 августа 1999 г. N 199 (БНА. 2000. N 10). Следует отметить, что выплачиваемые на детей алименты, пенсии, пособия при этом не учитываются.

Опекунам (попечителям) предоставляются некоторые льготы, например на первоочередное устройство подопечного в дошкольные учреждения, оздоровительные комплексы и др. Ряд льгот предусмотрен также Трудовым кодексом.

4. Обязанности опекунов в отношении лиц, признанных недееспособными, носят иной характер. Они в первую очередь сводятся к обеспечению регулярного врачебного наблюдения за лицами, находящимися под их опекой, со стороны лечебных учреждений, осуществлению необходимого ухода, защиты их прав и интересов. В то же время опекун обязан следить за тем, чтобы лицо, находящееся под его опекой, не нарушало права и законные интересы других лиц, не причиняло имущественный вред гражданам и юридическим лицам.

5. Забота о содержании подопечных, обеспечении их уходом и др. не входят в обязанности попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности. Они призваны решать более узкие задачи, связанные с осуществлением контроля при распоряжении имуществом, получении заработка и других доходов лица, ограниченного в дееспособности.

6. Опекун (попечитель) обязан возбуждать в суде дело о признании опекаемого (подопечного) дееспособным в случаях, когда отпали основания, в силу которых были приняты соответствующие судебные решения.

Что сделать, чтобы жить отдельно от опекуна в 15 лет?

На данный момент мне 15 лет. 16 исполняется в конце июля. Нахожусь под опекой. Опекуну необходимо срочно уехать из страны на 2 месяца в начале июля. Подождать месяц никак не получается. Возможно ли оформить разрешение на самостоятельное проживание? Или только временно оформить разрешение на проживание с другим доверенным лицом(не родственником)? Или как лучше поступить?

Ответы юристов (2)

Гражданский кодекс не предусматривает раздельное проживание до 16 летнего возраста.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Аналогичного мнения придерживаются и суды:

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Возможно ли оформить разрешение на самостоятельное проживание? Или только временно оформить разрешение на проживание с другим доверенным лицом(не родственником)?

Не возможно. Назначить другого опекуна можно только после прекращения опекунства нынешнего опекуна.

Или как лучше поступить?

Понятно, что у всех бывают разные жизненные ситуации, куда то срочно надо уехать и т.д. Пусть Ваш опекун передаст Вас на присмотр своим друзьям или хорошим знакомым, которых и Вы тоже знаете, на время, пока не вернется.

Надеюсь, что помог в разрешении вопроса. Удачи Вам!

Законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов ребенка при временном отсутствии его родителей. При этом по заявлению родителей их ребенку может быть назначен опекун или попечитель во временном порядке.

Согласно ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Для назначения таковым требуется согласие самого опекуна или попечителя, также может быть учтено и желание подопечного.

Как указано в ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Если в семье сложились уважительные причины, когда родители временно не могут исполнять свои родительские обязанности, они могут обратиться с заявлением и назначить на это время опекуна своему ребенку (детям). К таким уважительным причинам, как правило относятся временное отдаленное проживание родителей (работа, командировка, длительная поездка за рубеж и т. п.).

При этом временная опека над детьми оформляется в обычном порядке — для этого только потребуется написать заявление и обосновать уважительность причин временного оставления детей.

Порядок подачи такого заявления указан в ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Родителям необходимо подать в орган опеки совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Временно назначенный опекун обладает всеми правами и обязанностями опекуна, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени.

Анна, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Уточнение клиента

А если я уже нахожусь под опекой (в связи со смертью родителей)? Может опекун назначить временно другого опекуна?

21 Июня 2017, 11:57

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Услуга: Выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет

Информирование о возможности получения услуги

Информацию о порядке, сроках и процедурах предоставления государственной услуги можно получить:
непосредственно в министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области;
в органах местного самоуправления, наделенных отдельными государственными полномочиями;
на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — http://www.minsocdem.samregion.ru

в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» – http://www.gosuslugi.ru;

в региональной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Самарской области» – http://www.pgu.samregion.ru и http://www.uslugi.samregion.ru;

на социальном портале государственных и муниципальных услуг министерства – http://suprema63.ru и http://социальныйпортал.рф, а также на аппаратно-программных комплексах Интернет-киоск – http://gosuslugi.samregion.ru/kiosk и http://gosuslugi.samara.ru/kiosk.

Информация о местах нахождения и графике работы МФЦ, адресах электронной почты и официальных сайтов МФЦ в сети Интернет по адресу www.mfc63.ru.

Административный регламент

Административные процедуры

Условия предоставления услуги категориям заявителей

Категория: Дети, достигшие возраста шестнадцати лет

Категория: Опекун (попечитель), воспитывающий детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей

Результаты предоставления услуги

Отказ в предоставлении услуги

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

представление гражданином документов, утративших силу или оформленных с нарушением требований законодательства;

представление заявителем неполного пакета документов, которые он должен предоставить в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Административного регламента.

несоответствие статуса обратившегося лица характеристикам получателя и (или) заявителя, указанным в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Административного регламента.

Обжалование решений

Заявители имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, принятых в ходе предоставления государственной услуги, а также должностных лиц уполномоченных органов в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети Интернет, официального сайта Министерства, единого портала государственных и муниципальных услуг либо портала государственных и муниципальных услуг Самарской области, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган (уполномоченное должностное лицо) или министерство принимает одно из следующих решений: решение об удовлетворении жалобы заявителя, решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю (получателю государственной услуги) в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

В случае достижения подопечным шестнадцати лет опекун или попечитель и подопечный могут вместе обратиться орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт‑Петербурга (далее — орган местного самоуправления Санкт‑Петербурга) по месту регистрации с заявлением о выдаче разрешения на раздельное проживание.

Орган опеки и попечительства в течение пятнадцати рабочих дней выдаст разрешение о раздельном проживании при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Принятие постановления о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
  2. Информирование заявителей о принятом решении о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.

Срок предоставления услуги

  1. Органом местного самоуправления Санкт‑Петербурга принимается решение о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в течение пятнадцати рабочих дней со дня предоставления заявления и документов.
  2. В случае направления органом местного самоуправления межведомственных запросов и получения ответов на них срок предоставления государственной услуги может быть увеличен в соответствии с действующим законодательством.

Несовершеннолетний подопечный, достигший возраста шестнадцати лет, и его попечитель (попечители, при назначении подопечному нескольких попечителей).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).
  2. Подает заявление по форме (в случае обращения подопечного) или по форме ( в случае обращения попечителя) и необходимые документы.
  3. По истечению 15 дней с момента обращения получает постановление о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных по форме.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Сотрудник МФЦ:

  1. Принимает заявление и документы от заявителя на получение денежных средств на содержание подопечного ребенка.
  2. Передает документы в органы местного самоуправления Санкт‑Петербурга.

Специалист органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, ответственный за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Получает заявление и документы из МФЦ.
  2. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  3. В случае необходимости направления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получение ответов на них (далее — межведомственный запрос) передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту органов местного самоуправления, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
  4. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  5. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, к должностным обязанностям которого отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, ответственному за подготовку проекта решения о разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
Читайте так же:  Витта экспертиза

II. Издание постановления органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга о разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных

Специалист органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, к должностным обязанностям которого отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, ответственный за подготовку проекта постановления о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных:

  1. Проводит оценку полученных документов.
  2. В случае дополнительного выяснения информации, необходимой для подготовки проекта разрешения, приглашает заявителя.
  3. С учетом полученной информации готовит проект постановления о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных по форме.
  4. Передает проект постановления, согласованный с руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, к должностным обязанностям которого отнесено выполнение отдельных государственных полномочий (при его наличии), главе местной администрации для подписания.

Глава местной администрации изучает проект постановления о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных:

  1. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект на доработку и исправление.
  2. В случае одобрения — подписывает постановление о разрешении либо об отказе в разрешении на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.

Cпециалист органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, к должностным обязанностям которого отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, ответственный за подготовку проекта постановления:

  1. Передает уполномоченному лицу для регистрации постановления в установленном порядке.
  2. Направляет указанное постановление МФЦ для последующей предачи заявюителю в течение трех рабочих дней с момента его подписания.

Документы, представляемые заявителем

Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста шестнадцати лет, на имя руководителя органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга о выдаче разрешения на раздельное проживание с попечителем, с указанием причины (работа, учеба, другое) и то, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего по форме.
  2. Заявление попечителя (попечителей, при назначении подопечному нескольких попечителей) несовершеннолетнего подопечного на имя руководителя органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, о выдаче разрешения на раздельное проживание попечителя и его несовершеннолетнего подопечного, с указанием причины (работа, учеба, другое) и то, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего подопечного по форме.
  3. Паспорт несовершеннолетнего подопечного.
  4. Документ, удостоверяющий личность попечителя (попечителей, при назначении подопечному нескольких попечителей)*.

Органы местного самоуправления могут запросить дополнительно документ, подтверждающий причину раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных (справка из образовательного учреждения об обучении несовершеннолетнего, справка с места работы несовершеннолетнего и др.)

* В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • наличие в документах повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
  • если в заявлении заявитель не указал свои фамилию, имя, отчество(последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органом местного самоуправления Санкт-Петербурга, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
  • нарушение срока предоставления государственной услуги.
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги.
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги у заявителя.
  • оотказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

Затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

Отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления Санкт-Петербурга. Жалобы на решения, принятые руководителем органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт-Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Орган местного самоуправления Санкт-Петербурга, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления Санкт-Петербурга обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в орган местного самоуправления, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, должностного лица органа местного самоуправления Санкт-Петербурга либо муниципального служащего органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, должностного лица органа местного самоуправления Санкт-Петербурга либо муниципального служащего органа местного самоуправления Санкт-Петербурга;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, должностного лица органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, либо муниципального служащего органа местного самоуправления Санкт-Петербурга. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган местного самоуправления Санкт-Петербурга, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления Санкт-Петербурга, должностного лица органа местного самоуправления Санкт-Петербурга или муниципального служащего органа местного самоуправления Санкт-Петербурга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления Санкт-Петербурга принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления Санкт-Петербурга опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке:

Другие статьи:

  • Договор передачи помещений в безвозмездное пользование Договор безвозмездного пользования помещением: нужно ли регистрировать отношения сторон, формы сделок? Собственники недвижимости вправе использовать свои владения всеми допустимыми по закону способами. Один из вариантов – передача третьим лицам помещения в […]
  • Требования к служебному поведению военнослужащего Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 26 января 2016 […]
  • Приказ 55н от 27042012 Приказ Минфина РФ от 27 апреля 2012 г. N 55н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" Приказ Минфина РФ от 27 апреля 2012 г. N 55н"О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" В целях упрощения […]
  • Договор с единственным поставщиком по 223 фз Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно: · включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки; · предусмотреть соответствующую закупку […]
  • Патент на вино способ производства вина игристого яблочного Приготавливают виноматериал из восстановленного концентрированного яблочного сока и из сока свежеотжатых яблок. Предварительно реактивируют сухие винные дрожжи, обеспечивающие активное брожение, путем смешивания […]
  • Приказ 1006 н диспансеризации Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2012 г. N 1006н"Об утверждении […]
  • Нотариус вологда воскресенье Нотариусы Вологда +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гисматулина Ольга Рафаиловна Телефон: […]