Банкротство как институт рыночной экономики

Содержание:

1. Банкротство организации как инструмент рыночной экономики. Несостоятельность (банкротство)

1. Банкротство организации как инструмент рыночной экономики.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арб-ым судом или объявленная самостоятельно неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по ден. обязательствам и (или) обеспечить уплату обяз-ых платежей (налоги, сборы и иные обяз. взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды).

Новые возможности для развития бизнеса:

1. Снижение цен. В период кризиса происходит снижение цен. Особенно сильно обычно сокращаются цены на топливо, сырье, полуфабрикаты. Если всем этим правильно воспользоваться, то можно знач-но снизить издержки производства или даже повысить прибыль;

2. Снижение трудозатрат. Кризис предоставляет возможность для значительного снижения трудозатрат, частичного сокращения уровня зарплаты за счет отмены или переноса премий, бонусов на более благоприятное время. Трудящиеся в период кризиса, видя трудности предприятия, переход от прибыльности к убытку, больше всего боятся банкротства и закрытия предприятия, что лишит их работы и заработка. Поэтому временно они готовы мириться с опред-ым снижением зарплаты для того, чтобы выжить в трудных кризисных условиях.

3. Возможность обогнать конкурентов. Т.к. трудности в период кризиса возникают не только на своем предприятии, но и у конкурентов.

4. Снижение конкуренции с импортом. Предприятия и организации работают либо на экспорт, либо на внутренний рынок. При этом на внутреннем рынке они сталкиваются с весьма жесткой конкуренцией импортных товаров. Из-за систематического укрепления рубля по отношению к доллару в докризисный период импортеры все время получали преимущества в конкурентной борьбе с отечественными производителями. В условиях кризиса доллар и евро стали резко укрепляться, и это значительно повышает прибыльность отечественного экспорта и импортозамещения.

5. Дополнительные возможности для экспортеров. В связи с укреплением доллара и евро дополнительные возможности появляются у экспортеров. Они частично компенсируют падение экспортных цен, в частности в металлургии.

С экономической точки зрения «банкротство» – нормальный, естественный и необходимый механизм рыночной экономики, направленный в конечном счете на оздоровление экономической ситуации.

Задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием. Также можно сказать институт банкротства призван помочь участникам гражданского оборота с мин потерями в законном порядке избавляться от неэфф-ых участников хоз. деятельности, т.е. это, по сути, определенный инструмент постоянного финансово-экономического «естественного» отбора.

Б-во достаточно длительный и постепенный процесс, цель которого, как правило, наиболее безболезненно осуществить смену состава собственников, тем самым привлечь дополнительные фин. ресурсы, позволяющие рассчитаться с долгами и провести необходимую техническую и организационную реконструкцию предприятия.

Процедура банкротства включает в себя три этапа. Первый – наблюдение, задача которого провести всесторонний экономический анализ деятельности предприятия, приостановив невыгодные для него направления деятельности. Продолжительность этого этапа составляет обычно три месяца. Если в результате удается сделать предприятие платежеспособным, то на этом все и кончается. Если нет, то начинается второй этап – вводится внешнее управление. Этот этап длится год-полтора. Предприятием управляет специально подготовленная команда специалистов по антикризисному управлению. И только в том случае, если их усилия не увенчались успехом, наступает этап конкурсного производства, когда имущественный комплекс предприятия выставляется на продажу. Но и здесь действует целый ряд ограничений, направленных на возрождение предприятия.

2. Финансовое планирование и прогнозирование несостоятельных предприятий

Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Финансовое прогнозирование — это предвидение возможного финансового положения субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию фин. политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Основными задачами финансового прогнозирования являются выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; анализ потенциала фирмы; выявление альтер­натив развития; определение проблем, требующих решения в прогнозный период.

Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, а итоговым результатом — составление финансовых планов. Также объектом явл-ся фин. отношения.

1) фин. ресурсы — это ден. доходы и поступления, находящиеся в распоряжении орг-ии;

2) фин. отношения — денежные отношения, возникающие в процессе воспроизводства;

3) финансовый план предприятия — это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовое планирование — это целенаправленная деятельность орг-ции по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Основные задачи финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; вы­явление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия

Роль института банкротства в рыночной экономике

Институт банкротства как социально-экономическое явление, как неотъемлемая часть рыночных отношений. Особенности антикризисного управления. Специфические черты банкротства предприятий в России. Характеристика схем банкротства, методы его предупреждения.

Подобные документы

Термины «банкротство» и «несостоятельность». История развития института банкротства в России. Российское законодательство о банкротстве. Методические основы банкротства предприятий. Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства.

курсовая работа, добавлен 15.02.2007

Финансовое состояние предприятия. Место и роль банкротства в Российской экономике. Механизм реализации банкротства в современной России. Экономическая сущность банкротства. Меры по финансовому оздоровлению российских предприятий.

дипломная работа, добавлен 04.02.2005

Развитие конкурсного права в дореволюционной России, система норм о банкротстве. Появление конкуренции и как следствие – банкротства в условиях рыночной экономики, возрождение института несостоятельности. Актуальность современных проблем банкротства.

реферат, добавлен 17.03.2010

Понятие банкротства и его сущность. Особенности банкротства и реорганизации в России. Причины и методы искусственных банкротств. Диагностика финансового состояния предприятия. Формирование антикризисных стратегий. Деструкция и финансовое оздоровление.

курсовая работа, добавлен 23.12.2010

Теоретические аспекты управления предприятием, находящегося в состоянии банкротства. Критерии отнесения его к несостоятельному. Меры антикризисного управления в ситуациях банкротства. Анализ финансового состояния и диагностика банкротства ЗАО «РОСС».

курсовая работа, добавлен 26.09.2010

Понятие и признаки банкротства. Причины и виды банкротства. Процедуры банкротства. Методы диагностики вероятности банкротства. Многокритериальный подход. Дискриминантные факторные модели. Оценка вероятности банкротства предприятия по модели Альтмана.

курсовая работа, добавлен 16.12.2007

Институт банкротства как механизм обеспечения социальной ответственности предпринимателей. Сущность и виды банкротства, количественные и качественные факторы его предсказания. Диагностика, контроль и предупреждение неплатежеспособности предприятий.

презентация, добавлен 21.05.2015

Сущность банкротства и становление института банкротства в пост-советский период истории России. Оценка риска банкротства на примере ООО «Мостоотряд». Расчет показателей платежеспособности организации. Определение рейтингового числа Сайфуллина-Кадыкова.

курсовая работа, добавлен 25.03.2015

Содержание и особенности развития института несостоятельности в многоукладной экономике. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях АПК. Пути своевременного предотвращения банкротства предприятий и методы их финансового оздоровления.

дипломная работа, добавлен 27.02.2009

Финансовая несостоятельность как экономическое содержание банкротства предприятия. Правовые аспекты банкротства. Критерии и существующие методики оценки финансовой несостоятельности предприятия. Профилактические способы предотвращения банкротства.

Несостоятельность банкротство хозяйствующих субъектов как неотъемлемый элемент рыночной экономики

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов как неотъемлемый элемент рыночной экономики……………………………………..5
1.1 Понятие несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов……………………………………………………………………………..5
1.2 Банкротство как неотъемлемая часть рыночных отношений………. 10
2 Государственное регулирование несостоятельности(банкротства) ……….27
2.1 Общие вопросы государственного регулирования банкротства предприятий………………………………………………………………………. 27
2.2 Процедуры регулирования банкротства……………………………….34
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45

Введение
Несостоятельность (банкротство) — один из базисных элементов рыночного государства и экономики. Необходимость существованияинститута банкротства обуславливается несложными законами рынка. Ситуаций, когда участники рыночного оборота, по разным объективным и субъективным причинам, не исполнившие принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов.
Несмотря на то, что банкротство, на первый взгляд, это«карательный» институт, при должном внимании можно сделать только единственно правильный вывод: институт банкротства – комплекс гарантий для хозяйствующих субъектов. «Институт несостоятельности (банкротства) является важным инструментом активизации экономической деятельности неплатежеспособных организаций, повышения производительности труда, решения социальных вопросов».
Легальный институт банкротствагарантирует нормальные условия рыночного оборота, способствует разрешению кризисов, поддерживает экономику страны в целом.
Казалось бы, что все просто: необходимо только создать законодательную основу легального института банкротства — и рынок процветает! Но на практике, все далеко не так просто. История института банкротства в России недолговечна и пропитана «искусственными» процессами (фиктивные банкротства –банкротство как способ уклонения от долгов и т. д.), противоречивой судебной практикой (применение судами вплоть до доктринальных источников), противоречивым законодательством, которое за последние двенадцать лет трижды принималось вновь.
Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательныхактов направленных регулирование несостоятельности (банкротства).
Актуальность темы контрольной работы обусловлена рядом причин, а именно, в условиях массовой неплатежеспособности особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также восстановлению платежеспособности предприятия и стабилизации его финансового состояния.
Цель контрольной работы заключается в рассмотрениинесостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов как неотъемлемого элемента рыночной экономики и определения возможных путей государственного регулирования банкротства.

Читайте так же:  Возврат денег на aliexpress при отмене заказа

1 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КАК НЕОТЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов
По распространенной традиции под несостоятельностью понимаетсяплохое финансовое состояние предприятия, характеризуемое его неплатежеспособностью по своим обязательствам. Часто в отечественных исследованиях при изучении этого явления из виду упускается, что неплатежеспособность хозяйствующего субъекта по своим обязательствам является лишь внешней формой его внутренних проблем, а точнее результатом неэффективности производства. Экономическая оценка деятельностипредприятия также сводится лишь к констатации факта: способно или нет выполнить предприятие свои обязательства перед контрагентами. В российской практике применения механизма несостоятельности решение о банкротстве предприятия выносится только на основе изучения его внешних признаков. В условиях стабильных рыночных систем, когда несостоятельность какого-либо.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Банкротство предприятий как объективное явление рыночной экономики

1.Сущность явления банкротства и его законодательная база.

банкрот — от итал. banca rotta (bancarotta) — букв. «сломанная скамья»
Явление финансовой несостоятельности предприятия присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Исходя из этого, от руководства предприятия требуются усилия по сохранению предприятия на конкурентном рынке. В противном случае организацию ждёт ликвидация. Институт несостоятельности (банкротства) был включен в российское право в 1992 году. За период развития рыночных отношений в России было принято 3 закона о несостоятельности и один закон «О внесении изменений в ФЗ о несостоятельности (банкротстве)» 30 дек. 2008 №296-ФЗ.

1й закон был направлен на решение санитарных задач, то есть по освобождению экономики страны от неконкурентоспособных предприятий.

В это время понятие несостоятельности было совершенно новым в сфере экономических отношений в России. Поэтому требовалось определённое время для внедрения этого института, Число предприятий, признанных несостоятельными было относительно невелико: 93 г.-100, 94 г. – 240, 95 – 1108, 96 – 2818.

В 1998 году был принят 2й закон о банкротстве, который более подробно регламентировал важнейшие процедуры банкротства, но сохранял свою про-кредиторскую направленность, что позволяло недобросовестно перераспределять собственность. В 2001 г. возбуждено 18000 дел о банкротстве, большинство предприятий ликвидировано в процессе конкурсного производства. В германии в это возбуждено 50000 дел, 40000 была оказана помощь.

В настоящее время основным правовым документом в области банкротства является ФЗ от 26.10.2002 года №127-ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)». Этот закон характеризуется значительно большим соблюдением прав должника от полного беспредела кредиторов. В законе не оговариваются различия между понятием «несостоятельность» и «банкротство», однако на практике между этими категориями существует отличие. «Несостоятельность» — это неплатежеспособность, крайняя форма финансового кризиса, а «банкротство» — это правовая сторона финансовой несостоятельности, то есть несостоятельность, признанная судом. Введено ФО.

Банкротство – это сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетной, аналитической, социально-психологической, морально-этической и др. сторон.

В соответствии с законодательством основным признаком несостоятельности является неоплата своих обязательств, срок платежей которых наступил не менее 3х месяцев назад. Условием возбуждения дела о банкротстве является сумма платежа, срок по которому наступил более 3х месяцев назад, в размере 100 тысяч рублей.

Закон «о несостоятельности» призван способствовать решению 3х задач:

1. Оздоровлению экономики путём избавления от неэффективных предприятий.

2. Защите интересов кредиторов.

3. Восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных.

Таким образом, процедура банкротства предприятия представляет собой лишь завершающую стадию неудачного функционирования компании, которой предшествуют стадия нормальной работы и стадия финансовых затруднений.

Правовой основой функционирования института банкротства являются законодательные и нормативные акты. Организационной основой – судебная система, арбитражные управляющие, СРО, уполномоченные органы.

2.Положительные стороны банкротства:

1. Возвращение долгов кредиторам цивилизованным способом через суд.

2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия.

3. Начало нового бизнеса.

4. Замена некомпетентных руководителей на эффективных.

5. Передача бизнеса от государства в частные руки и обратно.

3.Отрицательные стороны банкротства:

1. Потеря кредиторами части своего капитала.

2. Ухудшение материального положения работников предприятия из-за задержки заработной платы.

3. Сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, снижение платежеспособности населения.

4. Угроза вызова последующих банкротств (принцип домино).

5. Сужение потребительского рынка.

6. Возможность криминального передела собственности, разворовывание имущества, особенно государственных и муниципальных предприятий.

В зависимости от причин несостоятельности различают сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство. Неосторожное банкротство также называют простым, а подложное – злостным.

Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерного обременения долгами, когда руководство прячет или уничтожает часть имущества, заключает рискованные спекулятивные, убыточные сделки. Продаёт продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным.

В российском законодательстве выделяют следующие виды злостного банкротства:

1. Фиктивное – это заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия о своей несостоятельности, с целью введения в заблуждение кредиторов, для получения отсрочки или рассрочки причитающихся платежей.

2. Преднамеренное – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководством или собственником в корыстных интересах путём заключения заведомо невыгодных сделок.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Банкротство как институт регулирования рыночных процессов

Понятие и функции института банкротства как экономического механизма. Институт банкротства как спутник рыночной экономики. Состояние национальной системы банкротства. Тенденции экономического развития России и перспективы банкротства на современном этапе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Банкротство как институт регулирования рыночных процессов

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма экономического и правового регулирования рыночных отношений, призванным обеспечивать стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации — субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Сегодня многие предприятия имеют низкую рентабельность производства и продаж, некоторые из них хронически убыточны, имеют большую задолженность поставщикам, бюджету по налоговым платежам, нерегулярно выплачивают заработную плату своим работникам. Основные причины такого положения в неквалифицированном менеджменте, недостатке оборотных средств, в резком уменьшении объемов продаж, в росте дебиторской и кредиторской задолженности, штрафов, пеней и т. д. Все это не что иное, как основные признаки банкротства. Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. В данной связи, рассматриваемый вопрос является актуальным с точки зрения выявления недостатков и усовершенствования существующего института банкротства, как одного из действенных механизмом регулирования рыночных процессов.

Цель данной курсовой работы — изучение банкротства как объективной необходимости рыночной системы, механизма регулирования рыночных процессов на современном этапе развития экономики РФ.

Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

· раскрыть понятие банкротства,

· охарактеризовать причины банкротства,

· рассмотреть банкротство, как спутник рыночной экономики,

· определить достоинства и недостатки института банкротства

· выявить пути решения проблем

Информационной основой данной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения участников рынка при процессах банкротства, данные научно-исследовательских институтов, занимающихся данными проблемами, аудиторских и консалтинговых компаний, саморегулируемых организаций. Материалы конференций и семинаров, на которых рассматривались вопросы несостоятельности и финансового оздоровления; круглых столов, заседаний координационных советов и рабочих групп, статистические данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ВАС РФ, информационных агентств.

1. Национальная система института банкротства

1.1 Понятие института банкротства. Функции и цели

Институт банкротства, несомненно, один из основных и необходимых для нормального функционирования рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда, где четко определенные права собственности являются основой конкурентной экономики. Этот институт призван защищать право собственности, в условиях рыночной экономики, которое является священным и неприкосновенным, очищать экономическую систему от предприятий, хронический «пожирающих» чужие ресурсы.

Банкротство, как и любой другой экономико-правовой институт, следует рассматривать как инструмент достижения тех или иных целей экономической политики государства. Основной характеристикой любой экономической системы, и одновременно целью управляющего воздействия на нее, является эффективность производственных ресурсов (природных, трудовых, капитальных), находящихся в распоряжении данной системы. Это верно как в отношении государства в целом, так и в отношении конкретного предприятия. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц — предприятий.

Читайте так же:  Жалоба на избрание подписки о невыезде

Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. И если по каким-то причинам руководству и собственникам не удалось успешно преодолеть возникшую кризисную ситуацию, предприятие становится неплатежеспособным, что ведет к инициированию процедуры банкротства.

С другой стороны, в современной экономике банкротство является инструментом государственного регулирования рынка, так как благодаря существованию данного явления в экономической системе происходит естественный отбор, в ходе которого продолжают существовать более эффективные хозяйствующие субъекты.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. В то же время, восстановление платежеспособности должника — лишь одна из функций института банкротства. Рассмотрим комплексно роль института банкротства.

Существование института банкротства обусловлено необходимостью защиты государства, наемных работников, собственников имущества, а также органов управления предприятий и организаций от негативных проявлений неплатежеспособности, вероятность наступления которой объективно присутствует в рыночной экономике.

Роль института банкротства можно раскрыть с двух точек зрения: с макроэкономической (роль и место в государственной политике), с микроэкономической (влияние на различных экономических агентов).

С позиции государства, банкротство — это, во-первых, снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие — менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роли санитара, призванного следить за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов.

Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе. До тех пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру банкротства, за ним числится задолженность по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы такого предприятия, государство в том числе, рассчитывают на поступления от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая задолженность взыскана, если она вообще будет погашена должником. Таким образом, лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

На микроэкономическом уровне можно выделить несколько групп заинтересованных лиц: кредиторы (поставщики, кредитные организации, подрядчики, фискальные органы), наемные работники, учредители, участники организации, руководство организации.

Для кредиторов банкротство представляет собой централизованный механизм возврата долгов. При наличии лишь рыночных механизмов возврата долгов кредиторам приходилось бы нести высокие расходы, с одной стороны, на такое обслуживание задолженности, которое бы обеспечивало полное исполнение должником обязательств в полном объеме при различных обстоятельствах, с другой стороны — на заключение контрактов между кредиторами с определением очередности и пропорции погашения задолженности. В условиях каждодневного заключения множества договоров, изменения состава кредиторов конкретной организации фиксирование подобных соглашений потребовало бы колоссальных трансакционных издержек. В этой связи механизм банкротства предполагает единообразный способ урегулирования финансовых проблем, порождаемых неплатежеспособностью организации, который обеспечивает защиту интересов должника, кредиторов и общества за счет осуществления контроля, как со стороны рыночных агентов (кредиторов), так и государства (регулирующий орган исполнительный власти, арбитражный суд).

Что касается собственников и руководства должника, то для них банкротство обеспечивает цивилизованную форму решения проблемы непогашенных долгов, урегулирование задолженности. Безусловно, собственники расстаются с частью своего имущества, менеджмент теряет работу, однако важно помнить, что это плата за тот предпринимательский риск, который присутствует в любой предпринимательской деятельности, но при этом они избегают различных проявлений нецивилизованных форм взыскания задолженности.

Кроме того, в данном случае банкротство обладает превентивной функцией. При наличии такого инструмента в экономике руководители предприятий заинтересованы в добросовестном исполнении платежей, так как в случае банкротства организации они могут нести ответственность за свои непрофессиональные действия, вплоть до уголовной, что обусловлено публичным характером судебного разбирательства, в ходе которого проверяется наличие преднамеренного банкротства и других противоправных деяний.

Весьма болезненным и противоречивым является вопрос: что делать с персоналом, работниками обанкротившегося предприятия? Необходимо заметить, что банкротство — это не физическое уничтожение производства, напротив, банкротство — это, как правило, подразумевает под собой переход права собственности на активы от должника к другому лицу. В этой связи, ни один добросовестный собственник не заинтересован в потере квалифицированного персонала, обладающего необходимыми навыками и опытом работы на конкретном производственном объекте. Даже в случае остановки производства и увольнения всех работников важно заметить, что причиной этому служит не процедура банкротства, а предшествовавшие этому действия руководства и собственников, которые и довели предприятие до столь плачевного состояния. В то же время в ходе процедуры банкротства работникам гарантируется, что увольнение будет проведено в рамках трудового законодательства, с соблюдением необходимых формальностей и выполнением всех установленных обязательств.

Все означенные выше проблемы в рыночной экономике призван решать институт банкротства.

Национальная система института банкротства состоит из следующих элементов:

Исполнительная власть. К этому элементу относятся Федеральная налоговая служба (ФНС), Минэкономразвития (МЭР) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрация). Исполнительная власть обеспечивает реализацию политики государства в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, а также в сфере несостоятельности в целом.

Законодательная власть представлена Государственной Думой РФ, этот элемент реализует нормативное обеспечение системы банкротства.

Судебная власть представлена Арбитражными судами, в том числе и Высшим Арбитражным Судом.

Действующие лица в процедуре, применяемой в деле о банкротстве: конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий, должник.

Одним из ключевых элементов современной системы банкротства являются такие институты как саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО) — некоммерческие организации, основанные на членстве, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Поскольку банкротство является экономико — юридическим институтом, следовательно, его можно рассматривать и как юридическую процедуру (рис.1.), и как экономический механизм (рис.2), причем юридическая процедура является частью экономического механизма.

Рис. 1 Банкротство как юридическая процедура.

Рис. 2 Банкротство как экономический механизм

Экономические субъекты — это само неплатежеспособное предприятие, другие заинтересованные стороны — кредиторы, налоговые органы, государство (в случае участия государства в акционерном капитале или в случае банкротства градообразующих предприятий), трудовой коллектив. Есть правила игры — это юридическая процедура банкротства. И известный набор действий (приведенный на рис.1) даст в результате один из трех предсказуемых вариантов (приведенных на рис.2): восстановление платежеспособности (или повышение эффективности собственника), или смена собственника (с сохранением бизнеса), или ликвидация бизнеса.

Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.

Важнейшая составная часть функционирования института банкротства — финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

1.2 Эволюция современного формирования российского института банкротства

Рынок и институт банкротства в России начали функционировать на фоне приватизации.

Отсчет современного периода в развитии российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) принято начинать с 1992 г., т.е. связывать с принятием первого (в новых условиях) законодательного акта такого рода.

В России в настоящее время несостоятельность (банкротство) определяется и регламентируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 22 октября 2002г., введенного в действие с декабря 2002г. Этот закон считается третьим этапом в эволюции законодательства о банкротстве (несостоятельности), усовершенствованным в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики Российской Федерации. Например, помимо градообразующих, сельскохозяйственных и финансовых организаций, юридических лиц, категория банкротства особых должников впервые дополнена субъектами естественных монополий и стратегическими предприятиями и организациями. Такое особое место объективно обусловлено местом и ролью этих субъектов в национальном хозяйстве России, а также воздействием на всю социально-экономическую жизнь страны. Совершенно очевидно, что признаки несостоятельности этих юридических лиц, применяемые к ним процедуры должны учитывать специфику их деятельности, поскольку общепринятые нормы к таким категориям должников непригодны.

Последние изменения в Закон о банкротстве были внесены в период с декабря 2008 года по июль 2009 года, часть из которых вступила в силу в настоящее время. Среди ключевых изменений следует отметить следующие:

· расширен перечень случаев, при котором руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке;

· введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления о признании должника банкротом;

Читайте так же:  Ст 66 коап рф судебная практика

· установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которому относятся наравне с генеральными директорами акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажения документов бухгалтерского учета, действия или бездействия, которые привели к банкротству должника;

· предусмотрено создание единого федерального реестра о банкротстве;

· введен запрет на взыскание заложенного имущества в судебном порядке с даты введения наблюдения.

2. Институт банкротства как спутник рыночной экономики

2.1 Тенденции экономического развития РФ и перспективы банкротства на современном этапе

Проблема банкротства предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является весьма актуальной на данный момент. Учитывая, что в настоящий момент рыночной экономике в России присущи такие явления, как спад промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение налоговой политики, вопросы несостоятельности хозяйствующих субъектов приобретают все большую актуальность.

В 2009 году ситуация в российской экономике была крайне тяжелой. По итогам I-го полугодия 2009г. ВВП страны снизился на 10,1%, промышленное производство сократилось на 14,8%, инвестиции — на 18,2%.

Несмотря на выделение огромных, достигающих по некоторым оценкам, 10% ВВП, средств на финансирование мер поддержки экономики, в российском национальном хозяйстве пока незаметно сколь-нибудь существенных признаков оживления, экономический спад принимает затяжной характер.

Несостоятельность (банкротство) — это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в установленный законом срок. Соответственно, в периоды финансовых потрясений возрастает количество дел, связанных с банкротством компаний.

Более трети всех российских компаний закончили I полугодие 2010 года с убытками, свидетельствуют свежие данные официальной статистики Росстата. А данные Высшего арбитражного суда РФ показывают, что число банкротств в России растет.

Доля компаний, получивших убыток в 2009 году, составляла 30,1% (без учета субъектов малого предпринимательства по РФ), а за I полугодие 2010 года — 32,3% по данным Росстата (без учета субъектов малого предпринимательства по РФ). Стабильно отрицательные финансовые показатели работы ставят перед многими компаниями вопрос об обслуживании своих финансовых обязательств. Фактически треть российских компаний сталкивается с перспективой стать банкротами. Эта тенденция подтверждается данными Высшего арбитражного суда РФ.

Так, в 2009 году в Высший арбитражный суд Российской Федерации поступило 39 570 заявлений о признании должников несостоятельными, что на 15% больше показателей 2008 года, когда было подано 34 367 заявлений. Решений о признании должников банкротами было принято 15 473, что на 11,2% больше результатов 2008 года. К августу 2009 г. стало очевидным, что российское правительство не в состоянии проводить эффективную антикризисную политику. Предоставление огромных финансовых резервов для поддержки банковской системы и реального сектора экономики спровоцировало девальвацию рубля и уменьшение международных резервов страны, показав неспособность власти добиться роста кредитования экономики.

Статистика 2010 года показывает, что количественный вектор банкротств все еще направлен в сторону увеличения. «Судя по базе данных арбитражного суда Москвы, ранее в день суд регистрировал по 4-6 заявлений о банкротстве. С 21 апреля 2010 года таких заявлений стало уже 8, на следующий день число выросло до 14. Это можно было бы назвать случайностью, но 30 апреля суд зарегистрировал сразу 32 заявления о банкротстве, и даже 4 мая, при традиционно минимальной деловой активности в этот период, заявлений оказалось 16» (управляющий партнер Группы Юридических и Аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам» Ольга Пономарева).

В условиях кризиса, в США и Западной Европе, избравших в качестве своей стратегии поддержку отдельных отраслей и стимулирование потребительского спроса, акценты сделаны на усиление конкуренции, повышение эффективности производства, технологическое обновление, при этом власти признают, что часть неэффективных компаний должна прекратить свое существование или сменить собственников. В России же политики неустанно повторяют, что не хотят перераспределения собственности или национализации ведущих компаний. В этом усматривается критическая по своей значимости ошибка нынешнего политико-экономического курса, обусловленная сложившейся структурой экономики, ошибка, способная привести к полному экономическому коллапсу. Также, в условиях экономической нестабильности государство взяло курс на повышение собираемости налогов с предпринимателей, поэтому увеличилось количество предприятий, которые после проверки налоговиков получили огромную задолженность по налогам и вынуждены ценой собственного бизнеса выплачивать эту недоимку государству.

Современному российскому законодательству о банкротстве 17 лет, так как в советском арбитражном праве категория «банкротство» отсутствовала. И хотя за это время законодатель проделал большую работу по созданию качественной нормативной базы, остаются белые пятна и лазейки, которые снижают эффективность работы института несостоятельности.

В ходе анализа статистики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было выявлено, что ведение процедуры банкротства в более чем 95% случаев указанное дело завершится конкурсным производством и распродажей имущества должника. При этом, по оценкам Всемирного Банка, будут погашены менее 30% требований кредиторов.

Несмотря на то, что Закон о банкротстве имеет явную реабилитационную направленность, практика арбитражных судов свидетельствует о том, что восстановить платежеспособность должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, удается лишь в редких случаях. Как уже указывалось выше, более эффективной формой работы рассматриваемого института является процедура финансового оздоровления, так как план финансового оздоровления должен предусматривать полное погашение требований кредиторов.

Так, в 2006 г. из 83068 вновь возбужденных дел о банкротстве процедура наблюдения была введена по 10174 делам (это означает, что по остальным делам применялись упрощенные процедуры банкротства отсутствующих и ликвидируемых должников, при которых наблюдение не вводится). По окончании наблюдения процедура финансового оздоровления была введена лишь по 19 делам, а процедура внешнего управления — по 367, заключением мирового соглашения завершилось производство по 39, а в 9799 случаях должники непосредственно после процедуры наблюдения признаны банкротами и в отношении их было введено конкурсное производство.

В целом (с учетом остатка дел за 2005 г.) в 2006 г. процедура финансового оздоровления вводилась по 21 делу. Из числа этих дел производство по делу было прекращено в связи с погашением задолженности в ходе финансового оздоровления лишь по 8 делам, и по 3 — в связи с заключением мирового соглашения. Еще по одному делу по окончании финансового оздоровления была введена процедура внешнего управления, а по 6 делам в отношении должника было введено конкурсное производство.

Процедура внешнего управления в том же 2006 г. была введена по 420 делам. Однако лишь в 31 случае указанная процедура имела своим результатом восстановление платежеспособности должника и удовлетворение всех требований кредиторов, числящихся в реестре; кроме того, по 21 делу было заключено мировое соглашение. По остальным же делам арбитражные суды вынесли решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Думается, что приведенные статистические данные, свидетельствующие о крайне низкой эффективности реабилитационных процедур, не нуждаются в комментарии. Да и до настоящего времени эти процедуры все еще не получили достаточного распространения в ходе дела о банкротстве. В частности, по статистике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из нескольких десятков тысяч дел о банкротстве, возбуждаемых в год, лишь в 30-40 делах применялась процедура банкротства — финансовое оздоровление, в отношении около 1 тысячи дел — внешнее управление.

В подтверждение вышесказанного, приведены данные статистики последних трех лет (2007, 2008, 2009, 1-е полугодие 2010г) о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве):

Другие статьи:

  • Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд г Челябинска Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд г Челябинска Калина Ирина Владимировна Родилась в 1976 году в городе Челябинске. В 2001 году окончила Уральскую академию государственной службы. 07.2005 - 04.2009 - помощник судьи Арбитражного суда Челябинской […]
  • Договор на сбор и транспортировки мусора Заключение договора на вывоз мусора Ответственность и оперативность сотрудников ОАО «Мусороуборочная компания» лежат в основе стабильной репутации у многочисленных физических и юридических лиц города Краснодара. Заключить договор на вывоз мусора можно при […]
  • Судебные приставы гСамары ОСП Кировского района г. Самара Время создания/изменения документа: 17 октября 2014 15:52 / 20 августа 2016 14:29 Федеральная служба судебных приставов 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, строение 1 107996, г. Москва, Газетный пер., д. 7, строение […]
  • Приказ о направлении учащихся на олимпиаду Приказ №191 о направлении на районные олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Г О Р О Д А Н И Ж Н Е Г О Н О В Г О Р О Д А Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ […]
  • Приказ об утверждении штатного расписания и тарификации в доу Приказ об утверждении штатного расписания Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в […]
  • Как расторгнуть договор оказания услуг исполнителю Расторжение договора возмездного оказания услуг В наши дни существует действительно много фирм, оказывающих различные услуги. Так, например, вам не составит труда обратиться за услугами авиакомпании, косметического салона или фитнес-клуба. Все эти юридические […]
  • Гражданский кодекс статья цена договора Глава 27. Понятие и условия договора (ст.ст. 420 - 431.2) Глава 27. Понятие и условия договора См. Энциклопедию решений. Гражданско-правовой договор. Общие положения См. схему "Понятие и условия договора" © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ […]