Полномочия конституционного суда рб

Полномочия конституционного суда рб

§ 3. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения Конституционным Судом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Инициировать вынесение решений могут граждане (см. часть четвертую ст. 122 Конституции) и суды (см. ст. 112 Конституции).

Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Согласно статье 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В настоящее время в Конституции прямо не предусмотрено право Конституционного Суда возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже отмечалось, пользовался в прошлый период.

С точки зрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что «судебный субъективизм» в 1994-1996 гг., проявившийся в том числе и в возбуждении дел по усмотрению суда (прежде всего в силу односторонности такого «усмотрения»), не способствовал в полной мере становлению Конституционного Суда, давал почву для обвинений в его адрес в необъективности и пристрастности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присуща сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто недопустимы. К этому обязывает и наша система права.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

К сожалению, с 30 марта 1994 г. данная норма фактически не действовала: суды не входили с соответствующими предложениями в Конституционный Суд. Многими это объяснялось отсутствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснениями, так как были все условия для формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 г. предусмотрено, что суд (общей компетенции или хозяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актом принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.

Наше законодательство в этой части несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит решение по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и возможность суда при рассмотрении конкретного дела приостановить производство по нему до вынесения вердикта Конституционным Судом по вопросу о конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный механизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Конституционного Суда при установлении расхождений между международными договорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционными актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.

Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти – самостоятельной ветви государственной власти. Хотя можно спорить по данному поводу и утверждать, что предпочтительнее было бы относить его к особой совокупности государственных структур – контрольно-надзорным органам.

В юридической литературе уделено внимание анализу понятия «контроль», часто сопоставляемому с понятием «надзор». Эти понятия различаются, что проявляется и в тех мерах, которые могут применить государственные органы, осуществляющие соответствующие функции. Надзорные органы сами обычно не обладают правом отмены правового акта, но путем соответствующего реагирования пытаются обеспечить законность на практике. Контролирующие же органы, наоборот, отличаются не только правом отмены правовых актов, но и активным вмешательством в незаконную деятельность. Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающего значения. Более того, принятие не самого удачного правового решения, реализованного в нормативном акте, не означает его неконституционность. В этом заключается отличие конституционного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный контроль.

Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) в Конституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция – осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, определяется специальным законом о Конституционном Суде. В этой связи следует сделать несколько выводов: 1) конституционные положения могут быть развиты в законе (без посягательства на юрисдикцию других органов); 2) недопустимы «размывание» закона о Конституционном Суде, попытки закрепить нормы о статусе судей Конституционного Суда в других законодательных актах без их непосредственного закрепления в законе о Конституционном Суде; именно в законе о Конституционном Суде, как того требует Конституция, могут развиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельности Конституционного Суда; 3) законом о Конституционном Суде предусмотрено, что порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета регулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен быть основан на положениях названного закона. Конституционный Суд – единственный судебный орган, который самостоятельно определяет порядок конституционного судопроизводства. Конечно, процессуальные аспекты деятельности нельзя смешивать с чисто статутными.

В связи с тем что проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм «по вертикали», например, проверка соответствия нормативного решения райисполкома (местный орган управления) решению облисполкома, которое, в свою очередь, должно соответствовать указу, закону, а последние – Конституции. Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

В практике работы Конституционного Суда были случаи, когда вносилось предложение о проверке отдельных статей закона (кодекса), но аналогичные нормы содержались в других статьях. В этом случае Конституционный Суд, на наш взгляд, также вправе проверить их конституционность и вынести соответствующее решение.

Местные Советы депутатов обладают «двойной» природой. С одной стороны, это государственные органы, а с другой – органы местного самоуправления. Несмотря на это, их решения, как уже было отмечено, могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного Суда, в то же время это не распространяется на законы, принятые путем всенародного голосования, т.е. в масштабе всей республики.

Полагаю, что предметом проверки могут быть не только действующие нормативные акты, но и утратившие свою силу, а также еще не вступившие в силу акты.

К сожалению, Парламент и другие субъекты редко используют свое право для дачи толкования (разъяснения) конституционных норм. Это приводит к тому, что на практике одна и та же норма часто трактуется по-разному. Способствовать единому применению конституционных предписаний могла бы более широкая практика официального разъяснения Конституции.

В связи с тем, что на Конституционный Суд возложена обязанность осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, должна возрастать его активность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позиция Конституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовой системы, в том числе правоприменительной практики.

Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в ряде изданий, в том числе в двух газетах, которые определены в качестве официальных изданий.

Решения Конституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, установленном Конституционным Судом.

Конституционный Суд Республики Беларусь постоянно наращивает свою деятельность по контролю за конституционностью нормативных актов. Динамика рассмотренных дел Конституционным Судом Республики Беларусь с момента его создания следующая: 1994 г. – 5; 1995 – 17; 1996 – 12; 1997 – 6; 1998 – 11; 1999 – 17; 2000 – 28, 2001 – 48, в 2002 г. – около 40. Это не считая работы специалистов и судей Конституционного Суда с обращениями граждан, в которых ставились вопросы правового характера. В 2001 году в Конституционный Суд поступило 1500 обращений. Из них свыше 1300 индивидуальных, более 200 коллективных обращений, которые подписали более 3,5 тысяч человек. В 2002 году поступило примерно такое же количество обращений – около 1300, которые подписали более 4 тысяч граждан. Если речь идет о проверке конституционности нормативных актов, то в силу требований статьи 40, части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд разрешает возникающие проблемы путем вынесения соответствующего решения. При этом мы исходим из общественной значимости вопроса, а основное ограничение – избегать вторжения в политические споры.

Читайте так же:  Увольнение по соглашению сторон сколько окладов

В обновленном законе о Конституционном Суде Республики Беларусь сохранены многие нормы, имеющие важнейшее значение для развития правовой системы, а также предусмотрен ряд новых положений, которые призваны способствовать независимости Суда, совершенствованию его работы.

В статье 9 указанного закона предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу действий, что налагает на него и дополнительную ответственность. Ранее, например, если речь шла об актах, нарушающих права и свободы человека, то при признании Судом их неконституционными они считались не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия соответствующего акта. Нетрудно представить, какие могли появиться проблемы, когда после многих лет действия такого акта он признавался неконституционным.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

В законе изменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решения Конституционным Судом. Ранее Суд сразу после окончания слушаний по делу уходил в совещательную комнату для подготовки и оглашения решения. Сейчас в законе имеются иные нормы, в большей мере обеспечивающие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина и касается актов местных Советов депутатов. Хотя я полагаю, что в перспективе можно прийти к закреплению в полном объеме института конституционной жалобы местных исполнительных и распорядительных органов: в Конституции, наряду с закреплением основных положений о статусе Конституционного Суда, предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом. На наш взгляд, в этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязанностями с учетом природы данного органа государственной власти.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. В то же время, как уже отмечалось, в случае, если закон был подписан Президентом без возражений, то впоследствии некорректно ставить вопрос о роспуске палат Парламента в связи с нарушениями Конституции3.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета, что также способствует его независимости.

Конституционный Суд Республики Беларусь

Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:

Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей:

Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно.

По поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Официальное толкование декрета или указа Президента, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд:

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь, а суды – в порядке части второй статьи 112 Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции Республики Беларусь. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

В связи с тем, что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах – «Звязда» и «Народная газета». Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.

Дела Конституционным Судом рассматриваются на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

По завершении исследования материалов дела председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, в том числе на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, что способствует укреплению Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике.

Читайте так же:  Приставы авто купить

Конституционный Суд Республики Беларусь

Порядок формирования и состав Конституционного Суда.

Институт конституционного правосудия существует в абсолют­ном большинстве современных демократических государств. Реа­лизация идеи правового государства, где обеспечивается верхо­венство права, среди главных источников которого является Кон­ституция, требует наличия конституционного контроля.

B действующей в Республике Беларусь Конституции установ­лен такой порядок формирования Конституционного Суда, кото­рый присущ большинству государств. B соответствии с ним Кон­ституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей изби­раются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Пред­седатель Конституционного Суда назначается из числа судсй Президентом с согласия Совета Республики B настоящее время в составе Суда 12 судей, т.е. он полностью сформирован. Срок пол­номочий судей — 11 лет. Допускается повторное занятие должно­сти судьи.

Компетенция Конституционного Суда. Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция, Закон от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Су­де Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями, вне­сенными в 1995 и 1997 гг.), Регламент Конституционного Суда Ре­спублики Беларусь. Нормы этического характера для судей Кон­ституционного Суда установлены Кодексом чести судьи.

Ha Консгигуционный Суд возлагается конгроль за конститу- C — ционностью нормативных актов в государсіве

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключе­ния о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Респуб- ] лики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым 4 актам, ратифицированным Республикой Беларусь,

соответствии актов межгосударственных образований, в ко- / торые входит Республика Беларусь, указов Президента Респуб­лики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, , международно-правовым актам, ратифицированным Республи- / кой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики fcZ Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высше­го Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно­правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, за- *.’ конам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любоі о другого государственного органа * Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Прези­дента Республики Беларусь.

Таким образом, Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударствен­ных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, ме­стных Советов и исполнительных и распорядительных органов Это, безусловно, содействует усилению конституционного кон­троля

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституци­онности указанных актов как в целом, так и отдельных их поло­жений.

Заключения Конституционного Суда являются окончатель­ными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд вправе вносить палатам Парламента. Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией пред­ложения о необходимости внесения в акты действующего законо­дательства изменений и дополнений, принятия новых норматив­ных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмот­рению. Конституционный Суд имеет право также вносить в госу­дарственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Законы, декреты и указы Президента, международные дого­ворные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межго­сударственных образований, в которые входит Республика Бела-

русь. нос Гсшовления Правительства, акты Верховного Суда. Выс­шего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты дру­гих государственных органов, признанные Конституционным Су­дом не соответствующими Конституции либо актам, обладаю­щим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяе­мого Конституционным Судом.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства. За­седание Суда является правомочным при наличии не менее вось­ми судей.

Конституционный Суд обладает некоторыми иными сущест­венными полномочиями. Например, по предложению Президен­та он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Респуб­лики Беларусь. Конституционный Суд готовит также ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии консти­туционной законности в стране.

Конституционный суд республики беларусь: состав, порядок формирования и компетенция.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий членов этого суда – 11 лет. Предельный возраст для судей – 70 лет.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности, решение иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом о нем.

Согласно ст. 116 Основного Закона Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

— о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Республика Беларусь
220050 г. Минск, ул. Берсона 1а
Телефон: (017) 200-12-25
Факс: (017) 222-40-96
E-mail: [email protected]
Режим работы: пн.-пт. 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Миклашевич П.П.,

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Заслуженный юрист Республики Беларусь

Строительство суверенного независимого демократического государства Республики Беларусь, определившего главной целью общества и государства человека, его права и свободы, обусловило формирование государственной власти с учетом принципа разделения властей.

Закрепление верховенства Конституции, установление принципа верховенства права, обязанность государства, всех его органов и должностных лиц действовать в пределах Конституции повлекли необходимость создания органа, осуществляющего контроль за конституционностью нормативных актов, юридическую охрану Конституции.

За прошедшие годы в нашей стране последовательно развивается конституционный контроль с учетом европейских и мировых тенденций конституционной юстиции, при этом сохраняются конституционная идентичность и особенности развития белорусской государственности.

Становление института
конституционного контроля

Формирование доктрины конституционного контроля в Беларуси берет начало в 1990-е годы с изменений в Конституцию БССР, внесенных в 1989 году, предусматривающих создание Комитета конституционного надзора, обладающего консультативными функциями. Однако такой орган конституционного надзора так и не был создан в силу объективных причин. Декларация ”О государственном суверенитете Республики Беларусь“, принятая Верховным Советом 27 июля 1990 г., закрепила верховенство Конституции, принцип разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти. В этот период назрела необходимость проведения судебной реформы, а также учреждения нового для национальной правовой системы института конституционного контроля.

В указанных целях была разработана Концепция судебно-правовой реформы, одобренная Парламентом 23 апреля 1992 г. Согласно Концепции особое место в судебной системе государства отводилось Конституционному Суду, который призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции и международно-правовым обязательствам государства, давать толкование конституционных положений.

На основе Конституции Республики Беларусь 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь учрежден как орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. На конституционном уровне определены его функции: обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия, защита конституционного строя, конституционных ценностей, прав и свобод человека.

Как и в большинстве стран Восточной Европы и постсоветского пространства при учреждении Конституционного Суда Республики Беларусь была использована классическая европейская (кельзеновская) модель централизованного конституционного контроля. Выбор европейской централизованной модели обусловлен, на наш взгляд, рядом причин. Во-первых, в период трансформаций и реформ в конце XX века усиливались роль всех ветвей власти и необходимость реализации принципа разделения властей. Во-вторых, процессы формирования правовых государств на просторах бывшего СССР требовали концентрации усилий в формировании новой государственности, обеспечении динамичности общественного развития, устойчивости политических процессов, формировании национальных правовых систем. В-третьих, учреждение специального органа конституционного контроля – конституционного суда с конституционными полномочиями определяло его роль ”хранителя“ Конституции.

Конституционный Суд Республики Беларусь институционально независим от системы судов общей юрисдикции, имеет полную административную и финансовую автономию, является единственным органом в государстве, обладающим полномочиями по проверке конституционности нормативных правовых актов, его решения обязательны для всех органов власти, организаций и граждан, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Предусмотрен особый паритетный порядок его формирования с участием Президента Республики Беларусь и Парламента. Определена особая процедура конституционного судопроизводства, предусматривающая внесение предложений уполномоченными субъектами.

Формирование и развитие конституционного контроля в Республике Беларусь можно разделить на несколько этапов.

1994–1996 годы – период учреждения и становления Конституционного Суда. Данный этап характеризовался определением конституционно-правового статуса Конституционного Суда как органа, имеющего контрольно-надзорные функции и при этом обладающего правом самостоятельно инициировать рассмотрение конституционности нормативных правовых актов, а также преобладанием в доктрине и на практике приоритета последующего контроля конституционности нормативных правовых актов. Тем самым была признана возможность определенного активизма в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, самостоятельное широкое усмотрение в выборе актов, подлежащих проверке на их конституционность.

Становление Конституционного Суда происходило на фоне активных преобразований, связанных с формированием государственных институтов на новой конституционной основе. В этот период значительная часть заключений Конституционного Суда была направлена на определение баланса полномочий государственных органов, прежде всего Президента Республики Беларусь и Верховного Совета. При этом самостоятельно инициируя рассмотрение таких вопросов, Конституционный Суд фактически стал вторгаться в политические процессы, что в определенной мере отразилось на авторитете органа конституционного правосудия в обществе и государстве.

Следующий этап – деятельность Конституционного Суда по конституционализации процессов, связанных с активным формированием правовой системы страны (1996–2008 годы). С внесением в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 1996 года, были уточнены роль и место Конституционного Суда в системе судебной власти, с учетом нового конституционно-правового статуса исключено право самостоятельно инициировать конституционное судопроизводство, сокращено число субъектов, наделенных правом обращаться в Конституционный Суд с инициативным предложением.

В этот период происходил процесс формирования национальной системы законодательства на основе развития положений Конституции и общепризнанных принципов и норм международного права. Основные усилия Конституционного Суда были направлены на оценку соблюдения в законодательстве и правоприменительной практике конституционных положений, их полную и последовательную реализацию, разработку на законодательном уровне механизмов осуществления конституционных прав и свобод граждан. Конституционным Судом принимались также решения, направленные на исключение пробелов и коллизий в законодательстве.

Читайте так же:  Полонский и адвокат диана

Посредством правовых позиций Конституционный Суд активно содействовал конституционализации общественных отношений, ориентируя законодателя на последовательную и целенаправленную реализацию в законодательстве конституционных принципов и норм, развитие и защиту конституционных ценностей и целей.

Современный этап развития
конституционного контроля

С 2008 года начался этап развития конституционного правосудия, направленный на расширение полномочий Конституционного Суда, повышение его роли в жизни общества и государства.

В условиях в целом сформировавшейся правовой системы, достигнутой политической, социальной стабильности в стране, тесного взаимодействия властей в законотворческом процессе объективно произошло снижение активности уполномоченных субъектов по внесению предложений в Конституционный Суд.

В целях дальнейшего совершенствования конституционного контроля в государстве и повышения его эффективности, обеспечения более полной реализации конституционных прав и свобод граждан в условиях формирования правового демократического социального государства был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 ”О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь“. Исходя из его положений и сформировавшейся практики конституционного правосудия, были внесены соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, принят Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года ”О конституционном судопроизводстве“ (далее – Закон). Введены новые формы осуществления конституционного контроля – обязательный предварительный контроль конституционности законов, проверка наличия в нормативных правовых актах пробелов конституционно-правового регулирования на основании обращений граждан.

В настоящее время основным направлением деятельности Конституционного Суда является предварительный контроль конституционности законов. К особенностям предварительного контроля законов можно отнести следующие:

во-первых, проверке подвергаются законы, принятые Парламентом, до подписания их Президентом, то есть до вступления законов в силу;

во-вторых, проверка конституционности норм закона носит абстрактный характер;

в-третьих, обязательность контроля – все законы, принятые Парламентом, представляются Конституционному Суду для рассмотрения;

в-четвертых, предварительный контроль конституционности закона не лишает уполномоченных субъектов права инициировать его проверку в порядке последующего конституционного контроля на основе практики его применения.

В решениях Конституционного Суда, принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, излагаются правовые позиции, отражающие выявленный конституционно-правовой смысл норм закона, раскрывается содержание принципов и норм Конституции, упреждается их искажение в нормотворческой и правоприменительной практике.

В решениях анализируется соблюдение принципа правовой определенности, вытекающего из закрепленного в статье 7 Конституции принципа верховенства права. При принятии решений оцениваются пропорциональность и допустимость ограничений конституционных прав и свобод граждан. При этом Конституционный Суд учитывает европейские подходы, практику Европейского Суда по правам человека в части установления разумного баланса интересов личности, общества и государства.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда, формулируемые в решениях, принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, направлены на обеспечение верховенства Конституции, исключение возможных негативных последствий действия норм законов, утверждение конституционности правоприменительной практики.

Осуществление предварительного контроля законов формирует уверенность граждан в конституционности правовых норм, повышает доверие к законодательным актам, способствует уяснению механизмов реализации конституционных прав и свобод.

Тенденции развития конституционного контроля, направленные на обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека, обусловливают использование различных форм доступа граждан к конституционному правосудию.

В Республике Беларусь конституционная жалоба как форма реализации доступа граждан к конституционному правосудию на конституционном и законодательном уровнях не предусмотрена. В настоящее время граждане вправе обратиться в Конституционный Суд следующим образом.

Во-первых, граждане обладают правом через уполномоченных субъектов обращаться в Конституционный Суд по вопросам проверки конституционности нормативных правовых актов. Порядок косвенного доступа граждан к конституционному судопроизводству закреплен в Законе. Граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта (инициативное обращение). В соответствии со статьей 116 Конституции к таким субъектам относятся Президент Республики Беларусь, обе палаты Национального собрания – Палата представителей и Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров. В случае внесения предложений государственных органов на основе инициативных обращений граждан Конституционный Суд дает свое заключение в порядке последующего конституционного контроля.

Во-вторых, доступ граждан к конституционному правосудию реализуется также путем непосредственного обращения граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов конституционно-правового регулирования. Вынесение решений, направленных на устранение в правовых актах пробелов, исключение в них коллизий и правовой неопределенности, регламентировано в Законе. При этом Конституционный Суд действует в пределах своего конституционного статуса, не подменяя законодателя или иной нормотворческий орган, но в некоторой мере выполняет функции ”позитивного законодателя“ с целью выработки действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод граждан. Такие обращения граждан в Конституционный Суд являются определенной формой индивидуального доступа к конституционному правосудию.

В статье 112 Конституции закреплен механизм обращения судов общей юрисдикции в Конституционный Суд, согласно которому если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. В развитие данного положения Кодексом о судоустройстве и статусе судей установлено, что Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений о конституционности соответствующего акта.

Данный механизм взаимодействия судов общей юрисдикции с Конституционным Судом на практике пока не используется, хотя в европейской конституционно-правовой доктрине преюдициальный запрос судов признается одним из наиболее эффективных способов защиты конституционных прав и свобод.

На современном этапе развития конституционного контроля в Республике Беларусь происходят изменения отдельных аспектов как доктрины, так и практики его осуществления, направленные на создание системного подхода к утверждению верховенства Конституции, защиту конституционных ценностей, прав человека, развитие конституционной демократии, обеспечение верховенства права.

Пройдя за сравнительно небольшой исторический период несколько последовательных стадий развития, конституционный контроль в нашей стране продолжает совершенствоваться как централизованный (концентрированный) контроль конституционности нормативных актов всех уровней.

В современных условиях дальнейшие тенденции развития конституционного правосудия обусловлены также наличием многоуровневого правового регулирования. Национальная правовая система функционирует в неразрывной связи с наднациональным (интеграционным) правом и международным правом, встраиваясь в определенную иерархию наднационального правового порядка. При этом развитие конституционного контроля предопределено процессами конвергенции и взаимовлияния национальных правовых систем.

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь ”О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году“ подчеркнуто, что целесообразно выработать правовой механизм, позволяющий рассматривать в Конституционном Суде наднациональные правовые акты, затрагивающие основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан и гарантии их реализации в целях обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.

Тенденции развития конституционного правосудия свидетельствуют, что использование различных форм конституционного контроля направлено на обеспечение эффективности конституционного правосудия, утверждение верховенства Конституции и конституционной законности.

Конституционный Суд Республики Беларусь, пройдя непростые испытания своей независимости и правоспособности в процессе становления государственной власти на новой конституционной основе, состоялся как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Выполняя функцию ”хранителя“ Конституции, фактически стал конституционным арбитром между различными ветвями власти, разрешая дела на основе достижения баланса и защиты ценностей, принципов и норм Конституции.

За прошедший с 1994 года период созданы правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Имеющаяся конституционно-правовая база дает возможность дальнейшего развития конституционного контроля, продолжения активного поиска оптимального сочетания различных форм конституционного контроля, совершенствования конституционного судопроизводства, повышения эффективности конституционного правосудия.

Конституционный Суд стремится внести свой вклад в развитие демократического социального правового государства, формирование конституционной доктрины, углубляя и развивая представления о содержании конституционных ценностей и целей, принципов и норм. Деятельность Конституционного Суда направлена на претворение в жизнь верховенства Конституции, утверждение конституционной законности, становление конституционализма.

Другие статьи:

  • Мировой суд ленинского района гиркутска Мировой суд ленинского района гиркутска г. Иркутска, ул. Волгоградская, 47 Улицы: Авиастроителей, с 47 до конца улицы по нечетной стороне, с 8 до конца улицы по четной стороне, Александра Матросова, Алтайская, Баха, 1-я Ворошиловская, 2-я Ворошиловская, Гастелло, […]
  • Штраф за несвоевременную сдачу фсс нулевой Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР и налоговую Организации и ИП должны подавать бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность в строго установленные сроки. Несоблюдение правил влечет штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР, ФСС и ИФНС. […]
  • Назначение платежа при уступке права требования Как отразить в учете перепродажу долга по договору цессии по частям? А позже получается что мы (Агент) купили портфель 1. На основании этого Агентского договора Организация А перечисляет платежи сразу нам на расчетный счет, то есть в Организацию В разовым […]
  • Как объединить собственность Как объединить земельные участки? Земельный участок — это часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Новые земельные участки образуются в том числе путем объединения двух или более […]
  • Сколько налог на 3 литра в казахстане в 2019 Сколько налог на 3 литра в казахстане в 2019 В последние пару месяцев казахстанские автолюбители всерьез взволнованы возможным повышением налога на транспорт с объемом двигателя выше 3-х литров. А буквально вчера глава Министерства экономики и бюджетного […]
  • Нотариус новосибирск в выходные Нотариусы, Новосибирск, Центральный район Нотариус Ваина Л. С. +7-383-211-91-88 Новосибирск, Державина, 28 - 301, 3 этаж Нотариус Барсукова И. Н. +7-383-222-24-19 Новосибирск, Каменская, 32 - 608, 6 этаж Нотариус Полосухина Ж. А. +7-383-224-37-70 Новосибирск, […]
  • Договор купли продажи маломерного судна бланк Договор купли продажи маломерного судна бланк Образец гражданского договора купли-продажи Пример гражданского договора купли продажи, который можно использовать для оформления сделок с лодками и моторами. г. Ярославль"___"__________ 200__ г. Гр. […]