Должностные полномочия судьи

Содержание:

Прекращение полномочий

Прекращение полномочий — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:

— письменное заявление судьи об отставке;

— неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судей может пре­кратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

— письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

— истечение срока полномочий судьи, если они были ограни­чены определенным сроком;

— увольнение судьи военного суда с военной службы по дости­жении предельного возраста пребывания на военной службе;

— прекращение гражданства Российской Федерации;

— занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

— вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера;

— вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

— смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

— отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

— совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

Последнее из приведенных оснований для прекращения полномочий судьи сформулировано достаточно широко и не совсем определенно. Не внесло в него ясность и разъяснение, данное в применении к ст. 4 Кодекса чести судьи, где сказано: «Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи». Другими словами, речь может идти как о проступках, совершенных в связи с исполнением служебных обязанностей (например, грубость в отношении посетителей суда и участников судебных процессов, сведение счетов с кем-то при разбирательстве гражданских уголовных дел), так и о проступках в быту (злоупотребление спиртными напитками, скандалы в семье, с соседями и т.п.). Решение вопроса о том, является конкретный проступок «позорящим» или не является, «совместим он с высоким званием судьи» или «не совместим «, оставлено на усмотрение органа, управомоченного принимать данное решение.

Решение о прекращении полномочий судей гражданских, военных и арбитражных судов принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение десяти дней со дня пол­учения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным Судом РФ в тот же срок.

При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвини­тельного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Правила решения вопросов, связанных с прекращением полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов применяются и в отношении мировых судей (ч. 1 ст. 8 Закона о мировых судьях).

Для прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ установлены несколько иные правила. В дополнение к основа­ниям, похожим на перечисленные выше, для принятия такого решения Закон о Конституционном Суде предусматривает еще три:

нарушение порядка назначения на должность;

неучастие судьи в заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;

двукратное уклонение судьи от голосования при принятии су­дом решений по рассматриваемым судом делам.

Решение принимается, как правило, Конституционным Судом РФ. Однако данное правило имеет два изъятия: при необходимости прекращения полномочий в связи с тем, что был нарушен порядок назначения, или в связи с совершением судьей порочащего его про­ступка суд принимает решение о внесении представления в Совет Федерации, который и принимает решение по существу.

Регламент Конституционного Суда предусматривает специаль­ные процедуры для принятия решений и о прекращении полномо­чий судьи данного Суда. В частности, решение о прекращении его полномочий в связи с обвинением в совершении порочащего проступ­ка должно приниматься с соблюдением процедуры, установленной § 56 Регламента, где сказано:

«1. Решение о необходимости рассмотрения вопроса о прекра­щении полномочий судьи по данному основанию принимается Кон­ституционным Судом в пленарном заседании большинством не ме­нее десяти голосов. При этом Конституционный Суд для каждого случая образует из числа судей комиссию по проверке входящих в компетенцию Конституционного Суда фактических обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего по­ступка. Судья, в отношении которого возникли такие предположе­ния, вправе без объяснения причин отвести не более 10 кандидатур судей из состава комиссии.

2. Если судья в целях защиты своей чести и достоинства обра­щается в суд общей юрисдикции, то до окончания судебного разби­рательства по делу рассмотрение вопроса о прекращении полномо­чий судьи в Конституционном Суде приостанавливается.

3. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении пол­номочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, Конституционный Суд принимает одно из сле­дующих решений:

1) о достаточности оснований для внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судьи;

2) об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи.

4. Решение о внесении представлений в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи на основании пункта 6 части пер­вой статьи 18 Закона о Конституционном Суде принимается, если за него проголосовало не менее 13 судей. Составленное на основании этого решения представление незамедлительно направляется в Совет Федерации».

Возможность обжалования решения о прекращении полномо­чий судьи Конституционного Суда РФ не предусмотрена.

Арбитражный суд Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области объявляет о приеме документов на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста финансово-хозяйственного отдела.

Председатели российских судов подведут итоги 2018 года

Арбитражный суд Калининградской области объявляет о приеме документов на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста финансово-хозяйственного отдела.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов Наделение полномочиями председателя Арбитражного суда и заместител

Наделение полномочиями председателя Арбитражного суда и заместителя.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.
Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами.
По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.
В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Полномочия и обязанности помощника судьи

До недавнего времени такая специальность, как помощник судьи, была не слишком востребованной в РФ. Однако сегодня, в связи с последними изменениями в законодательстве нашей страны, ситуация в корне изменилась. В настоящий момент многие соискатели, имеющие высшее юридическое образование, претендуют на упомянутую должность.

Читайте так же:  Практическое пособие мчс

Это и неудивительно: профессия государственного служащего, находящегося в прямом подчинении у судьи и занимающегося ведением дел и оформлением соответствующей документации, считается очень престижной. Кроме того, такая работа неплохо оплачивается. Разумеется, для того, чтобы официально стать помощником судьи, любому соискателю приходится пройти очень жесткий отбор.

И это логично, ведь данная профессия подразумевает огромный уровень ответственности и требует от работника наличия весьма специфических знаний и умений… Наша статья поможет вам разобраться, какие условия необходимо соблюсти, чтобы получить вожделенную должность. Мы расскажем, какими навыками нужно обладать, чтобы стать помощником судьи, а также – как следует вести себя на собеседовании по данной вакансии.

Об обязанностях помощника судьи

Помощник судьи — его «правая рука»

Прежде чем озвучивать, каким требованиям должен соответствовать кандидат в помощники судьи, следует разобраться – над чем же, собственно, работает человек, занимающий подобный пост? Обычно в обязанности такого сотрудника входит:

  1. изучение направленных в суд исковых заявлений и подготовка проектов дел по ним (иными словами – предложение путей разрешения описанных в обращениях конфликтов);
  2. организация слушаний, а также предварительных судебных заседаний;
  3. мониторинг состояния временно приостановленных судебных разбирательств;
  4. поиск прецедентов по всем ведущимся в конкретный момент делам;
  5. подготовка отчетов и прочих юридических документов, необходимых для проведения судебного заседания;
  6. поиск ответов на вопросы, заданные суду участниками процесса в ходе того или иного разбирательства;
  7. подготовка публичных отчетов о проделанной судом работе.

В случае нехватки в организации кадров, помощник судьи должен быть готов и к тому, что на него возложат обязанности секретаря. Иными словами, такой сотрудник не должен брезговать работой в духе отправки факсов или ответа на звонки. Кроме того, претендующий на описываемую должность специалист должен быть готов к огромной информационной нагрузке. Ведь, нередко, помощника обязывают заниматься подготовкой юридических материалов сразу для нескольких судей одновременно.

Рассмотрение каких дел подразумевает участие такого ассистента? Здесь все зависит от того, в каком именно суде трудится работник. Так, в арбитраже помощники вовлечены в рассмотрение процессов, связанных с коммерческими вопросами. Обычно это споры между некими юридическими организациями и частными лицами. Если же речь идет о работе в мировом суде, помощнику нужно быть готовым к рассмотрению дел по вопросам:

  1. наследства;
  2. аннулирования браков и выплаты алиментов;
  3. расторжения договоров;
  4. назначения наказания за нарушение УК РФ легкой степени тяжести.

Разумеется, ассистент судьи должен не просто хорошо справляться со своими должностными обязанностями, но и соблюдать при этом определенный регламент. Каким же правилам обязан следовать такой сотрудник, если взглянуть на ситуацию с точки зрения закона? В соответствии с регламентом судебного делопроизводства, помощник судьи должен:

  • строго соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
  • соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к его должности;
  • неукоснительно придерживаться трудового распорядка;
  • на должном уровне выполнять все обязанности, возложенные на него по действующему трудовому договору;
  • при выполнении своей работы руководствоваться, в первую очередь правами и интересами лиц, обратившихся в суд;
  • не допускать огласки информации, касающейся судебных процессов, проходящих (или проходивших) при его участии;
  • бережно относиться к государственному имуществу, вверенному ему на время работы.

Следует также понимать, что пост помощника судьи в нашей стране может занимать лишь гражданин РФ. Поэтому в том случае, если вы собираетесь сменить гражданство, вы будете обязаны уведомить об этом своего работодателя заранее. А именно – в тот же день, как получите первое документальное подтверждение того, что ваша заявка одобрена.

Какими полномочиями обладает помощник судьи?

Зал судебных заседаний

Логично, что при таком обширном списке обязанностей, помощники судей имеют некоторые должностные привилегии и полномочия, служащие, своего рода, компенсацией за огромные нагрузки на рабочем месте. Какие же «бонусы» можно получить, заняв описываемую должность? Прежде всего, помощники судей имеют право:

  1. на обучение в государственных учреждениях с целью переподготовки либо повышения квалификации;
  2. на изучение любых содержащихся в государственных архивах материалов, так или иначе касающихся судебного делопроизводства;
  3. на необходимую для полноценного ведения судебного разбирательства информационную поддержку со стороны правоохранительных органов и других государственных служб;
  4. на предложение инициатив, касающихся оптимизации собственного трудового процесса.

Понятно, что все вышеописанные возможности позволяют помощникам судей эффективнее справляться со своими прямыми обязанностями. А что же с социальной поддержкой? Имеют ли такие ассистенты какие-либо государственные льготы, призванные облегчить их частную жизнь?

Безусловно, такие «бонусы» для помощников судей есть. Так, как и любые другие служащие государственных структур, такие работники имеют возможность получать бесплатную медицинскую помощь и «льготные» путевки в лечебные санатории.

За выслугу (то есть, после 10 лет непрерывного рабочего стажа) помощник судьи награждается правом на более длительный отпуск. Так, время законного ежегодного отдыха для таких сотрудников увеличивается до 42 дней.

Как стать помощником судьи?

Высшее юридическое образование как обязательное требование

Для того чтобы претендовать на ту или иную вакансию, соискатель должен удовлетворять определенным требованиям работодателя. Если вы стремитесь стать помощником судьи, условия для вас будут следующими:

  1. наличие высшего юридического образования;
  2. знание основ делопроизводства (в частности – навыки работы с нормативными актами);
  3. умение вести переговоры;
  4. наличие опыта работы по специальности – от 4 лет (либо от 2 лет – для государственных служащих).

Что касается личных навыков, работодатели охотно отдают предпочтение тем соискателям, что демонстрируют умение быстро анализировать и систематизировать любую получаемую информацию. Отличным бонусом станет и умение сохранять спокойствие в любой, даже стрессовой, ситуации. Если же говорить о чертах характера, кандидат в помощники судьи должен быть пунктуальным и ответственным, открытым для общения и трудолюбивым.

Если вы обладаете всеми упомянутыми выше навыками и качествами, вы спокойно можете претендовать на вожделенную должность. Ваши шансы успешно пройти соответствующее собеседование значительно повысятся, если:

  • вы наглядно продемонстрируете свой интерес к текущим изменениям в законодательстве РФ, а также к тенденциям, намечающимся в зарубежном судебном делопроизводстве;
  • вы заранее озаботились получением реального опыта в области судебного делопроизводства (например, отработали несколько лет на должности секретаря в том же учреждении);
  • вы покажете высокий уровень знания Конституции и прочих действующих законов РФ, различных правовых актов, последних постановлений главы государства и т.д.

Должность помощника судьи имеет множество плюсов и минусов. С одной стороны это – престиж, официальное трудоустройство, социальная поддержка и гарантии со стороны государства (например, оплачиваемые отпуска и больничные), стабильная заработная плата и огромные возможности для карьерного роста.

С другой – огромный уровень ответственности, постоянная загруженность (как физическая, так и моральная) и скромная (с учетом требований) заработная плата в размере 15-20 тысяч рублей. Ответить на вопрос, подойдет ли вам такая работа, сможете только вы сами. Надеемся, что информация, данная в нашей статье, поможет вам принять верное решение.

На страже закона — с особенностями профессии судьи вас ознакомит видеосюжет:

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судей.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Приостановление:Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела против судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ пли органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключением случая, когда в отношении пего избрана мера пресечения в виде заключения под стражу) не влечет прекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.

В отношении судей Конституционного Суда существуют особенности приостановления их деятельности. Во-первых, это касается оснований приостановления, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Полномочия судьи согласно указанному Закону могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять своп обязанности.

Прекращение: Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных в Законе оснований:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в Должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по Достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением пли реорганизацией суда.

Отставка: Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения его независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. За лицом, ушедшим в отставку, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Судья, находящийся в отставке может быть привлечен с его согласия к осуществлению правосудия на срок до одного года в случае значительного увеличения объема работы, отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Ушедшему в отставку судье выплачивается выходное пособие, устанавливается ежемесячное пожизненное содержание или пенсия, за ним сохраняются льготы, предусмотренные законом для этой категории судей.

Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены в связи с его письменным заявлением об отставке, неспособности в силу болезни выполнять обязанности судьи, отказа перехода в другой суд в связи с реорганизацией или упразднением суда, а также при ограничении его дееспособности.

Следует отметить, что пребывание судьи в отставке может и прекратиться. Он может вернуться на судейскую работу. Отставка может быть прекращена решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы судьи или по месту его жительства, если он лишился гражданства Российской Федерации, стал депутатом, вошел в какую-либо политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью или совершил поступок, его порочащий и тем самым умаляющий авторитет судебной власти.

Читайте так же:  Доверенность право выдачи

Полномочия судьи как элемент его конституционно-правового статуса

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Полномочия судьи как элемент его конституционно-правового статуса

Аннотация. В рамках данной статьи автором рассматривается структура и классификация полномочий судей. Автор проводит разграничение административных и конституционных полномочий судей.

Ключевые слова: Судьи; конституционный статус судьи; полномочия судей; административные полномочия; конституционные полномочия.

Полномочия судей выступают центральным элементом их статуса, предопределяющим само существование всех иных элементов. Ведь без полномочий вообще нельзя говорить о том, что конкретное лицо имеет статус судьи. Это прямо вытекает из ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей», согласно которой судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [7].

Исходя из понятия полномочий, полномочия судьи могут быть определены как сочетания прав и обязанностей в их внутреннем единстве, непосредственно связанные с осуществлением функций судьи и характеризующиеся возможностью требовать определенного поведения от иных субъектов права.

Если говорить о конкретных полномочий судей, то они довольно многочисленны и закреплены в настоящее время самыми различными нормативными актами, как кодифицированными (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[6], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[3], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[12], Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации[8], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[9], и др.), так и иными (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [13], Закон Российской Федерации «О статусе судей» [7] и др.).

М.Р. Абилкаиров применительно к законодательству Республики Казахстан предлагал различные классификации полномочий судей: по характеру и юридическому источнику их закрепления, по порядку осуществления, по содержанию, по уровням осуществления судебной власти; в зависимости от особенностей правового положения самого судьи [1, с. 7].

При желании подобные классификации можно предложить и в отношении полномочий судей в Российской Федерации. Однако, мы не видим особого смысла делать это в рамках настоящей статьи, поскольку из всего массива полномочий судей нас интересует только полномочия конституционно-правового характера.

Между тем большая часть полномочий судей носит процессуальный характер и, соответственно, относится к их процессуальному статусу. К таковым относятся все полномочия, определяющие действия судьи в рамках судебного заседания.

Исключением, как нам представляется, являются полномочия судей, осуществляемые ими в рамках конституционного судопроизводства.

В отношении судей Конституционного Суда они определены Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», в отношении судей конституционных (уставных) судов – соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Принципиально предоставленные судьям законом полномочия могут быть разделены на три группы:

— процессуальные (о них шла речь выше);

К административно-правовым полномочиям следует отнести полномочия, связанные с организационной деятельностью самих судов.

Как видно, данные полномочия непосредственно направлены на осуществление внутриорганизационной деятельности различных судов.

Как известно, внутриорганизационные отношения — то есть, отношения, складывающиеся внутри органов власти, организаций по поводу соблюдения, исполнения, использования организационных требований — относятся к предмету административного права [2, с. 18].

Аналогично к административно-правовым, а не конституционно-правовым следует отнести и полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда, установленные §8 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации [11].

При этом, разумеется, и председатели, и заместители председателей судов сохраняют и все процессуальные полномочия, закрепленные за иными судьями. Это обусловлено тем, что полномочия председателя суда (его заместителя) имеют двойственную юридическую природу [10, с. 704].

Что же касается конституционно-правовых полномочий судьи, характеризующих его конституционно-правовой статус, то таковыми являются те полномочия, которые предоставлены ему безотносительно рассмотрения конкретного дела в рамках конкретного судопроизводства и связаны с его местом в системе публичной власти.

Важнейшим (основополагающим) таким полномочием любого судьи является полномочие осуществлять правосудие.

В то же время мы полностью согласны с М.А. Барановой в том, что полномочия судей этим полномочием не исчерпываются, хотя бы потому, что и функции судебной власти не исчерпываются только осуществлением правосудия[4]. К конституционно-правовым полномочиям судей можно также отнести:

— осуществление судебного контроля за нормотворческой и правоприменительной деятельностью органов и должностных лиц законодательной и исполнительной власти;

— применение при необходимости мер государственного принуждения;

— предъявление обязательных для исполнения всеми физическими и юридическими лицами требований и распоряжений.

Особое внимание необходимо обратить на последнее полномочие. Поскольку, предъявляя эти требования он не осуществляет исполнительно-распорядительную (либо внутриорганизационную) деятельность в качестве субъекта государственного управления (в узком смысле), складывающиеся при этом отношения являются конституционно-правовыми, а не административно-правовыми.

Наиболее широко рассматриваемое полномочие закреплено в ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации[14].

В то же время в п. 6 ст. 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей» добавляется, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно[7].

Данное положение по не вполне понятной причине не воспроизведено в Законе о судебной системе, а также в соответствующих процессуальных законодательных актах (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ), но очевидность в них подразумевается [5, с. 9].

Реализация указанного полномочия судей требует от законодателя определения юридической ответственности за неисполнение законных требований и распоряжений судей. В настоящее время применительно к данному вопросу в ряде случаев применимы как различные нормы об административной ответственности, так и нормы процессуального законодательства.

Подводя некий итог проведенному анализу необходимо отметить, что полномочия по отправлению правосудия являются не просто центральным, а конститутивным элементом правового статуса судьи (то есть, с наделением полномочиями закон увязывает его возникновение).

Должностные полномочия судьи

федерального государственного гражданского служащего,

замещающего в Ленинском районном суде г. Костромы должность

федеральной государственной гражданской службы

1.1. Настоящий должностной регламент помощника судьи районного суда (далее- должностной регламент) разработан в соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о государственной гражданской службе), от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

1.2. Должность помощника судьи в аппарате районного суда относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».

1.3. Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Федерального закона о государственной гражданской службе должность федеральной государственной гражданской службы «помощник судьи» учреждается для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «судья федерального суда».

1.4. Должности «помощник судьи» районного суда соответствуют классный чин юстиции «советник юстиции 3 класса».

1.5. Назначение лица на должность «помощник судьи» районного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя Ленинского районного суда г. Костромы.

1.6. Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда, начальнику отдела, администратору суда.

1.7. На период временного отсутствия помощника судьи его замещает другой помощник судьи, согласно распределению обязанностей между государственными служащими суда.

В случае отсутствия или иной производственной необходимости помощник судьи может по распоряжению председателя суда или судьи выполнять и иные обязанности, в том числе и секретаря судебного заседания.

1.8. Помощник судьи руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями Совета судей Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного суда РФ, областного и равного им суда, председателя районного суда, нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, настоящим должностным регламентом.

1.9. Профессиональная служебная деятельность помощника судьи осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым председателем суда.

1.10. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 25 Федерального закона о государственной гражданской службе с помощником судьи заключается срочный служебный контракт.

2.1. Лица, претендующие на замещение должности федеральной государственной гражданской службы «помощник судьи», должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник судьи должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

2.3. Помощник судьи должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы (в том числе Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132- I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законы, направленные на осуществление правосудия, постановления (определения) Конституционного Суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

порядок работы со служебной информацией;

основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики;

общие принципы служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

правила поведения работников аппарата суда;

Читайте так же:  Как оформить распущенные волосы

правила внутреннего трудового распорядка;

порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на интернет-сайте суда;

локальные акты суда;

настоящий Должностной регламент;

иные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность суда.

2.4. Помощник судьи должен уметь:

эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

обобщать и анализировать поступающую информацию;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

правильно распределять рабочее время, соблюдать исполнительскую дисциплину;

владеть приемами межличностных отношений, быть требовательным к себе, энергичным и настойчивым;

систематически повышать свою квалификацию;

владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.1. Приоритетными направлениями деятельности помощника судьи является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности судьи, а также обеспечение его процессуальной деятельности.

3.2. Помощник судьи должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

оказывать помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

оказывать помощь судье в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности судьи;

готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений судьи;

соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

выполнять иные поручения судьи, связанные с профессиональной деятельностью.

Полномочия помощника судьи

4.1.Помощник судьи выполняет закрепленные за ним полномочия под руководством, по поручению или по согласованию с судьей.

4.2. В сфере организационно-правового обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

ведет прием граждан и юридических лиц;

оказывает помощь при подготовке заключений по спорным вопросам применения действующего законодательства;

участвует в рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, поступивших в производство судье и в устной или письменной форме докладывает судье о существе обращения с проектом ответа;

участвует в проведении проверок по обращениям граждан и работников аппарата суда;

оказывает помощь при осуществлении контроля за деятельностью секретаря судебного заседания, в том числе за своевременностью изготовления протокола судебного заседания, сроками сдачи оконченных дел, сроками обращения к исполнению судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, исполнением частных определений (постановлений);

осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;

выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением дела (материала).

4.3. В сфере информационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

осуществляет кодификационное обеспечение деятельности судьи;

ведет мониторинг действующего законодательства;

осуществляет поиск информации, необходимой судье для осуществления его полномочий;

готовит информацию о делах, находящихся в производстве судьи;

готовит иную информацию по вопросам, входящим в должностные обязанности помощника судьи;

проводит анализ причин нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел судьей;

выполняет иные поручения судьи, связанные с информационным обеспечением его деятельности.

4.4. В сфере документационного обеспечения деятельности судьи помощник судьи:

составляет проекты обобщений, аналитических справок по направлениям деятельности суда, обзоров;

изготавливает проекты процессуальных и иных документов, связанные с осуществлением профессиональной деятельности судьи.

4.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи помощник судьи:

оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

готовит в устной или письменной форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

составляет проекты процессуальных документов при условии нахождения помощника судьи в судебном заседании при судебном разбирательстве по делу либо процессуальных документов, вынесение которых не требует удаление судьи в совещательную комнату;

выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

4.6. Помощник судьи осуществляет иные поручения, связанные с оказанием помощи судье в реализации его полномочий, в том числе:

оказывает помощь ответственным работникам аппарата суда в подборе текстов судебных актов, подлежащих опубликованию, а также текстов иных судебных актов, подлежащих размещению в сети Интернет;

деперсонифицирует судебные акты, если такая обязанность не возложена на другого работника аппарата суда;

участвует в проверке достоверности текстов судебных актов на интернет-сайте с последующим информированием судьи;

участвует в осуществлении обработки поступающих в суд электронных документов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами и руководящими документами;

выполняет иные поручения судьи, направленные на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности суда.

4.7. Выполняет иные поручения, направленные на осуществление судьей как профессиональных, так и процессуальных полномочий, установленных для судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Помощник судьи имеет права, предусмотренные статьей 14 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также следующие права:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

знакомиться с решениями председателя суда и судьи, связанными с выполнением помощником должностных обязанностей;

вести переписку с учреждениями и организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности по поручению председателя суда или судьи;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, а также вносить предложения по совершенствованию деятельности в рамках своей компетенции;

участвовать в подготовке проектов судебных актов в пределах предоставленных полномочий;

получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

вносить на рассмотрение председателя суда предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящим Должностным регламентом обязанностями.

Помощник судьи несет персональную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за:

неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, действие или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;

разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

несоблюдение ограничений, запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

несоблюдение установленного порядка работы с конфиденциальной информацией;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний председателя суда и судьи;

предоставление председателю суда и судье недостоверной, неточной, недостаточной или необъективной информации;

В соответствии со статьей 15 Федерального закона о государственной гражданской службе помощник судьи несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в случае исполнения им неправомерного поручения.

Порядок служебного взаимодействия

7.1. Помощник председателя судьи строит служебное взаимодействие в связи с исполнением своих должностных обязанностей с судьями и работниками аппарата суда, должностными лицами иных государственных органов, гражданами в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регулирующими условия и порядок прохождения федеральной государственной гражданской службы, служебным контрактом и Должностным регламентом.

7.2. Помощник судьи взаимодействует:

с судьями других судов в пределах своей компетенции;

с администратором суда, начальниками структурных подразделений суда, а также с работниками аппарата суда по вопросам, входящим в его компетенцию;

с сотрудниками прокуратуры, милиции, органами и учреждениями ФСИН России, подразделений судебных приставов, других учреждений, организаций, адвокатурой и гражданами по вопросам, входящим в его компетенцию.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности помощника судьи

Результаты профессиональной служебной деятельности помощника судьи оцениваются по следующим критериям.

1.Организация собственного труда:

производительность (объем исполненных документов (поручений);

результативность (мера достижения поставленных целей);

соблюдение трудовой дисциплины.

2. Соблюдение сроков исполнения документов (поручений).

3. Качество исполнения документов (поручений):

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;

полное и логическое изложение материала;

юридически грамотное составление документа;

отсутствие стилистических и грамматических ошибок.

профессиональная компетентность (знание действующего законодательства, широта кругозора, умение работать с документами);

способность выполнять должностные функции самостоятельно;

способность четко организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

осознание ответственности за последствия своих действий и принимаемых решений;

способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.

Другие статьи:

  • Приказ 419 прекурсоры Правительство Российской Федерации: Постановление № 419 от 09.06.2010 О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом В целях обеспечения […]
  • Пенсионеры и земельный налог в башкирии в 2019 году В Башкирии пенсионеры и ветераны не будут платить налог за землю УФА, 18 янв 2018. /ИА «Башинформ», Эльмира Сабирова/. Пенсионеры, инвалиды и ветераны войны больше не будут платить земельный налог на дачные участки площадью не более шести соток. Новая […]
  • Значение слово договор Толковый словарь Ожегова. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. -а, мн. -ы, -ов и (разг.) ДОГО-ВОР, -а, мм. -а, -ов, м.Соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах. […]
  • Определение слова собственность Толковый словарь Ожегова. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. -и, ж.1. Материальные ценности, имущество,принадлежащие кому-н. или находящиеся в полном распоряжении кого-чего-н.Личная, […]
  • Можно ли вернуть прошлые отношения Пошаговая стратегия, как вернуть отношения В наши дни отношения разрушаются не реже, а иногда даже чаще, чем завязываются новые. А все потому что в большинстве случаев люди сначала действуют, а затем думают. Бывает так, что после разрыва отношений с мужчиной , […]
  • Форумы москва купля продажа Форум охотников - tathunter.ru Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Сообщение Angl-sett » Вчера, 22:25 В питомнике ЗОВ ПОЛЕЙ 05.02.19 родились щенки […]
  • Лицензия соната Сомневаетесь какую программу для сдачи электронной отчетности через Интернет выбрать? Можно ли отправлять отчетность в электронном виде бесплатно? Использование электронной цифровой подписи: вопросы и ответы СКАЧАТЬ ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ Обновления программ […]