Трудовой стаж понятие виды юридические значение

Трудовой стаж: понятие, виды, юридическое значение

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Значение страхового стажа:

  • является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
  • с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Значение непрерывного трудового стажа:

  • от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
  • его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
  • с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

Значение специального трудового стажа:

  • с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
  • с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
  • от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Право социального обеспечения. Трудовой стаж: понятие, виды, значение

Трудовой стаж — это продолжительность работы в качестве работающего по найму, а также время занятий другими видами общественно полезной деятельности, с которой закон связывает определенные правовые последствия. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — размер социального обеспечения, в третьих — и то, и другое.

Законодательство предусматривает несколько видов трудового стажа. По своей юридической значимости различают общий, специальный и непрерывный трудовой стаж.

Общий трудовой стаж — исчисленная суммарно продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, независимо от характера работы, причины перехода с одной работы на другую и длительности перерывов в работе. Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, то есть со дня начала работы до дня увольнения, включая выходные, праздничные и другие нерабочие ночные и другие нерабочие дни и различные отпуска.

В общий трудовой стаж кроме работы в качестве наемного работника, иной работы, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, включаются периоды службы в составе Вооруженных Сил РФ; иных военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ; объединенных Вооруженных Силах СНГ; Вооруженных Силах бывшего СССР; в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки РФ и др.

В общий трудовой стаж включаются периоды обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров повышению квалификации и переквалификации, учебы в средних и высших учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

К общественно полезной деятельности, включающейся в общий трудовой стаж, относятся также периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, который нуждается в постоянном уходе на основании медицинского заключения; время ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности время; пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре уголовного дела; период выплаты пособия по безработице и другие периоды.

С учетом общего трудового стажа назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Продолжительность общего трудового стажа влияет на размер всех видов трудовых пенсий и размер пенсии при неполном трудовом стаже.

Специальный трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, по определенной должности или профессии или продолжительность деятельности, которая осуществлялась в особых условиях труда, либо в определенной местности.

С учетом специального стажа назначается пенсия по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и в местностях, к ним приравненных, пенсии за выслугу лет.

В специальный трудовой стаж включаются такие виды работ с особыми условиями труда как подземные работы; работы с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах; работа в качестве рабочих локомотивных бригад и некоторых других категорий работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; работа в экспедициях, партиях и т.п. непосредственно на полевых изыскательских и некоторых других работах; работа в качестве рабочих и мастеров непосредственно на лесосплаве и лесозаготовках; работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; работа в летном или летне-испытательном составе гражданской авиации и другие виды работ.

Непрерывный трудовой стаж — продолжительность непрерывной трудовой деятельности на одном предприятии, учреждении, организации или на разных, если переход с одного места работы на другое не превысил срока, установленного законодательством. Сохранение непрерывности трудового стажа обусловлено причинами увольнения работника и длительностью перерыва в работе между днем увольнения (прекращения) работы и днем поступления на другую работу.

На федеральном уровне непрерывный трудовой стаж сохранил свое значение при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в порядке государственного социального страхования. В пенсионном законодательстве он утратил свое юридическое значение полностью.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., а позднее изменены и дополнены.

По общему правилу при переходе с одного места работы на другое непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу не превышал одного месяца (до 1 сентября 1983 г.). При увольнении по собственному желанию без уважительных причин после 1 сентября 1983 г. непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает трех недель (21 календарный день).

Законодательством предусматриваются случаи, когда непрерывный трудовой стаж сохраняется при более длительных перерывах в работе или не зависит от его продолжительности. Так, при увольнении в связи с сокращением штата или численности работников стаж сохраняется в течение трех месяцев со дня увольнения; у женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), непрерывный трудовой .стаж сохраняется при условии поступления их на работу до достижения ребенком 14 (16) лет; при увольнении в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, а также в связи с переходом на пенсию по старости непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется, если работник уволен с предыдущего места работы по виновным основаниям (за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и др.), а также при увольнении (два и более раз) по собственному желанию без уважительной причины в одном календарном году.

Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, является трудовая книжка. По записям в ней устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, необходимый для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, вознаграждений за выслугу лет, предоставления льгот в области пенсионного обеспечения лицам, работающим в особых условиях труда или особых географических условиях.

Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших на предприятии, организации, учреждении свыше пяти лет. Записи производятся в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, которая утверждена постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20 июня 1974 г, изменена и дополнена постановлением Госкомтруда СССР № 252 от 2 августа 1985 г.

Трудовой стаж может быть подтвержден и другими документами (справками, записями из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы, письменными трудовыми договорами и иными документами, содержащими сведения о периодах работы), а при отсутствии документов о трудовом стаже — свидетельскими показаниями с соблюдением установленных законодательством правил.

В настоящее время законодатель ввел новое понятие — страховой стаж — суммарная продолжительность тех периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Введение данного понятия обусловлено установлением индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования в России, постепенным переходом пенсионной системы РФ на принципы пенсионного страхования. Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской федерации одобрена Постановлением Правительства РФ от 07 августа 1995 г.

Трудовой стаж понятие виды юридические значение

5. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;

– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

Значение страхового стажа:

– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;

– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Значение непрерывного трудового стажа:

– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;

– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;

Читайте так же:  Приказ министра обороны ссср 075

– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

Значение специального трудового стажа:

– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;

– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;

– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Понятие и виды стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • – страховой стаж;
  • – общий трудовой стаж;
  • – специальный (профессиональный) стаж;
  • – выслуга лет.

Понятие и значение страхового стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в ст. 3 Закона об основах соцстрахования говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. А в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования, т.е. перераспределению страховых взносов между застрахованными лицами при наступлении страхового случая – материальной необеспеченности в результате утраты дохода от трудовой деятельности по причинам, указанным в законе.

Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Закон об обязательном пенсионном страховании допускает уплату взносов без занятия какой- либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается общий и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 1 января 2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Для приобретения права на трудовую пенсию в страховой стаж, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой, безработицей, уходом за ребенком до полутора лет и др.). Они засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» «нестраховые периоды», засчитываемые в страховой стаж, были дополнены периодами проживания:

  • – супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • – за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях, торговых представительств РФ в иностранных государствах и других, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 885, но не более пяти лет в общей сложности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми, вредными и другими особыми условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом.

Для защиты права граждан на трудовую пенсию по старости в случае неуплаты или недоплаты работодателем страховых взносов большое значение имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 188-О-П.

Согласно и. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, относящимися к категории застрахованных, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Конституционность названной нормы оспаривалась в запросе 5-го гарнизонного военного суда, расположенного на территории Республики Армения, в производстве которого находилось дело по искам граждан Российской Федерации о взыскании с ФСБ России страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период их работы по трудовому договору в должностях гражданского персонала в войсковой части 2433 пограничного управления ФСБ России, дислоцированной на территории Республики Армения в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Армения от 30 сентября 1992 г.

Статус застрахованных лиц был подтвержден страховыми свидетельствами обязательного пенсионного страхования. Поскольку войсковая часть 2433 не была поставлена на налоговый учет, не уплачивала единый социальный налог и не перечисляла взносы в бюджет ПФР, трудовая пенсия по старости была назначена истцам в размерах, не отражающих реальную продолжительность их страхового стажа и величину расчетного пенсионного капитала.

Отказывая во включении в страховой стаж периодов работы за пределами территории РФ, органы ПФР ссылались на то, что они были вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Оспариваемое законоположение создает препятствия для реализации заявителями пенсионных прав, порождает необоснованную дифференциацию условий реализации права на получение трудовой пенсии в зависимости от места исполнения трудовых обязанностей (на территории РФ или за ее пределами), предполагает возложение на застрахованное лицо обязанности по уплате страховых взносов в бюджет ПФР при уклонении страхователя (работодателя) от исполнения данной обязанности и вызывает снижение размера страховой части трудовой пенсии.

Различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в ПФР или нет, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения но обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату за себя страховых взносов в бюджет ПФР предусмотрена п. 1 ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Но модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором о зачете периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, а также о порядке взаимных расчетов между государствами по пропорциональному распределению финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.

По смыслу ч. 1 ст. 349 ТК РФ российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании. Особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц (в том числе дислоцированные за пределами границ РФ), должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Ни НК РФ, ни Закон об обязательном пенсионном страховании не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников.

Следовательно, российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами или нет.

Таким образом, п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, – независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР. Инос означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

До установления соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР, а также между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в ПФР необходимых средств за счет федерального бюджета.

3.1 Трудовой стаж и его значение в социальном обеспечении

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.

Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа: 1)

общий трудовой стаж; 2)

специальный трудовой стаж; 3)

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке.

ОТС определяет право гражданина на получение трудовой пенсии. Он учитывается для оценки пенсионных прав лиц, которые осуществляли трудовую деятельность до 01.01.2002 г. (т.е. рассматривается величина пенсионного капитала, из которого рассчитывается страховая часть пенсии по старости, а в соответствующих случаях — пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца).

В случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору будущего пенсионера.

В общий трудовой стаж включаются: 1)

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; 2)

периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; 3)

служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; 4)

Читайте так же:  Страховка волгоград красноармейский

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; 5)

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; 6)

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.

Полный стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 г., дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста (60 лет — мужчинам и 55 лет — женщинам) следующим лицам: 1)

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам; 2)

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 1 0 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; 3)

женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; 4)

женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; 5)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 6)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 7)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 8)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет: 9)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 10)

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 11)

лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет; 12)

мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; 13)

мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; 14)

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 15)

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженернотехническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет; 16)

лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста; 17)

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 18)

мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 19)

лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; 20)

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; 21)

лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочно указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Следует отметить, что условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2002 г. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятые для выполнения этих работ после 1 января 2002 г., устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста,

установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, назначается также в соответствии со ст.28 Закона о трудовых пенсиях следующим категориям граждан: 1)

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины; 2)

женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; 3)

инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 4)

инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет; 5)

гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; 6)

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. 7)

мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников- промысловиков.

Читайте так же:  Штраф наложен на тсж

безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством срока выхода на пенсию.

Досрочное пенсионное обеспечение установлено и для граждан, проживающих и работающих в закрытых административно — территориальных образованиях. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее чем за два года) выход на пенсию (п. 5 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно — территориальном образовании» от 14 июля 1992 г.).

Основным документом, подтверждающим стаж работы, включая ОТС, является трудовая книжка, а также другие документы, выданные с места работы, учебы или иной деятельности, включаемой в стаж работы, а также архивные документы.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда содержащиеся в ней сведения неточны или неверны, в подтверждение трудового стажа принимаются выписки из приказов, ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета, письменные трудовые договоры, справки и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Если трудовой стаж не может быть подтвержден документально, он может быть установлен по свидетельским показаниям.

Специальный трудовой стаж (СТС) — это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекала либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) с чем законодательство связывает определенные правовые последствия.

СТС учитывается при назначении пенсий на льготных условиях, пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан, т.е. при выходе на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называют выслугой лет.

Действующее российское законодательство выделяет несколько видов специального трудового стажа: 1)

стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом

о трудовых пенсиях (ст.27-28 Закона о трудовых пенсиях выше рассмотренные); 2)

стаж государственной гражданской службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении; 3)

военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом о пенсиях для военнослужащих.

Стаж на отдельных видах работ можно подразделить на два вида:

а) стаж, который дает право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости при условии, что на 1 января 2002г. у лица, претендующего на установление пенсии, имеется не менее половины требуемого специального стажа.

б) стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости безотносительно к продолжительности имеющегося на 1 января 2002г. специального трудового стажа.

Стаж государственной гражданской службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.

Военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 18 данного закона в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды: —

служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; —

служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; —

служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; —

служба в советских партизанских отрядах и соединениях; —

время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД РФ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы; —

и другие периоды.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ.

Страховой стаж (СТ) — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Это относительно новый вид трудового стажа, введенный в связи с осуществлением пенсионной реформы в нашей стране. С 1 января 1997г вступил в действие ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения», в статье 1 которого впервые было дано определение страхового стажа.

Согласно статье 7 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет — для женщин. Наличие страхового стажа необходимо также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

При полном отсутствии страхового стажа устанавливаются государственные пенсии.

Периоды работы и (иной) деятельности, включаемые в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Закона о трудовых пенсиях: 1.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. 2.

Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1, выполнявшие застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях следующие иные периоды: 1)

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; 2)

период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3)

период ухода одного родителя за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4)

периоды получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5)

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6)

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. 7)

период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; 8)

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовала и (или) за ними последовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), засчитываемые в страховой стаж.

Порядок исчисления страхового стажа. В соответствии со ст. 12 Закона о трудовых пенсиях, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производятся в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный период.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданам из числа космонавтов, получающим и пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. 3.2

Другие статьи:

  • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
  • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
  • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
  • Полюс осаго казань Агент "ОСАГО Казань": Оформление ОСАГО с бесплатной доставкой в пределах г.Казани. т. +7 843 267-59-30 с 09.00 до 19.00 без выходных! Больше не надо ехать к страховщику и тратить время в очередях: Присылайте данные для ОСАГО - и мы привезем готовый полис к вам […]
  • Заявление на постановку на кадастровый учет образец Условия и инструкция постановки земельного участка на кадастровый учет Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет я разделила на 3 больших пункта: сбор необходимых документов; сама постановка участка на кадастровый учет в кадастровой палате; […]
  • Договор дарения денег на строительство дома Образец договора дарения денег между близкими родственниками Договор дарения – это документ, по которому одна сторона безвозмездно передает другой имущество. Деньги – это вид имущества, и ими можно распоряжаться как любым другим имуществом, в том числе […]
  • Экспертиза на дееспособность Экспертиза дееспособности и сделкоспособности Независимая экспертиза дееспособности и сделкоспособности представляет собой разновидность психиатрической экспертизы. Дееспособность и сделкоспособность определяются для установления осознанности человеком своих […]