Банкротство ликвидируемого должника фз

Банкротство ликвидируемого должника

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство ликвидируемого должника (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Банкротство ликвидируемого должника

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство ликвидируемого должника

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Банкротство ликвидируемого должника

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника

1. В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Комментарий к Ст. 224 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья по своему содержанию (за исключением незначительных редакционных изменений) соответствует ст. 174 Закона о банкротстве 1998 г.

2. Ликвидация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ (ст. ст. 61 — 65), Законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. ст. 20 — 22), а также законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ об отдельных видах юридических лиц.

Началом процедуры ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации лицами (органами), указанными в ст. 61 ГК РФ. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть уведомлен о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Положения комментируемого параграфа в целом и комментируемой статьи в частности применяются к банкротству юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), при выполнении одновременно следующих условий:

в отношении юридического лица принято решение о ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ;

стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;

дело о признании ликвидируемого должника банкротом возбуждено арбитражным судом по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

Факт недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества, реализация которого позволила бы удовлетворить все требования кредиторов, определяется на основе данных бухгалтерского учета, а также отчета независимого оценщика о стоимости имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Невозможность рассчитаться в полном объеме по долгам может быть выявлена как до, так и после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора). В зависимости от этого п. п. 2 и 3 комментируемой статьи определяют круг лиц, которые обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом. В него входят:

ликвидационная комиссия (ликвидатор), если неплатежеспособность ликвидируемого юридического лица обнаружена в процессе осуществления полномочий, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ;

собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника или руководитель должника, обнаружившие неплатежеспособность юридического лица после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии.

В последнем случае, однако, специальные правила о банкротстве ликвидируемого должника (параграф 1 главы XI Закона) не подлежат применению, а процедуры несостоятельности должника осуществляются без учета особенностей, предусмотренных в отношении ликвидируемого должника.

Нормы п. п. 2 и 3, а также п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона являются императивными. За нарушение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом перечисленные лица несут гражданскую ответственность (см. комментарий к ст. 226), а также административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ.

Поскольку иное не установлено Законом, заявление, подаваемое ликвидационной комиссией (ликвидатором), учредителями (участниками) должника, а также собственником имущества должника — унитарного предприятия, должно соответствовать требованиям ст. ст. 37 — 38, с учетом п. 1 ст. 42 настоящего Закона.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2014 г. N Ф10-312/14 по делу N А23-4136/2013 (ключевые темы: ликвидационная комиссия — промежуточный ликвидационный баланс — банкротство — удовлетворение требований кредиторов — имущество должника)

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2014 г. N Ф10-312/14 по делу N А23-4136/2013

21 марта 2014 г.

Дело N А23- 4136/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.03.2014.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

При участии в заседании:

от заявителя жалобы —

от ООО «Еврострой+»

от иных лиц, участвующих в деле

Соловьев В.Б.- паспорт

Столярин С.В.- представитель,

доверенность от 20.02.2014 (3 года)

Суздальцева Н.А.- представитель,

доверенность от 17.12.2013 (3 года)

не явились, извещены надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Еврострой+» Соловьева Василия Борисовича, г.Калуга, на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 (судьи Игнашина Г.Д., Можеева Е.И., Байрамова Н.Ю.) по делу N А23-4136/13,

Общество с ограниченной ответственностью «Еврострой+» (далее — ООО «Еврострой+», должник) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре, предусмотренной параграфом 1 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 общество с ограниченной ответственностью «Строй-Гарант» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 22.04.2014.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 конкурсным управляющим утвержден Соловьев Василий Борисович.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 решение Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 отменено. В удовлетворении заявления ООО «Еврострой+» о признании его несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника отказано.

Ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, арбитражный управляющий Соловьев В.Б. обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013.

В обоснование жалобы арбитражный управляющий указывает, что судом апелляционной инстанции не дано надлежащей оценки доказательствам о недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Полагает, что для рассмотрения данного дела положения статей 62 , 63 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) не подлежат применению, поскольку банкротство ликвидируемого должника осуществляется в соответствии с нормами статей 224-226 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее- Закон о банкротстве).

До начала судебного заседания через канцелярию суда поступило ходатайство закрытого акционерного общества «Дорожно-строительное управление-1» (далее — ЗАО «ДСУ-1») о прекращении производства по кассационной жалобе, поскольку она продана лицом, не имеющим право на кассационное обжалование постановления суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель ЗАО «ДСУ-1» поддержала ходатайство, пояснила, что после отмены решения арбитражного суда о признании ООО «Еврострой+» несостоятельным (банкротом) арбитражный управляющий утратил права лица, участвующего в деле.

Соловьев В.Б. и представитель ООО «Еврострой+» возражали против удовлетворения ходатайства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона о банкротстве к лицам, участвующим в деле о банкротстве, относится в числе прочих арбитражный управляющий.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 конкурсным управляющим ООО «Еврострой+» утвержден Соловьев В.Б., который с момента его утверждения приобрел права лица, участвующее в деле, а, следовательно и право на обжалование судебных актов, принимаемых в деле о банкротстве, предусмотренное статьей 41 АПК РФ.

С учетом изложенного ходатайство ЗАО «ДСУ-1» о прекращении производства по кассационной жалобе удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании арбитражный управляющий Соловьев В.Б. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель ООО «Еврострой+» просил кассационную жалобу арбитражного управляющего удовлетворить.

Представитель ЗАО «ДСУ-1», возражая против доводов кассационной жалобы, просила оставить постановление апелляционной инстанции в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Читайте так же:  С какой стоимости квартиры берется налог

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия находит постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что собранием участников ООО «Еврострой+» 14.08.2013 принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатора.

Сведения о ликвидации ООО «Еврострой+» опубликованы 28.08.2013 в журнале «Вестник государственной регистрации».

Ссылаясь на то, что имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ООО «Еврострой+» 18.09.2013 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.

Суд первой инстанции счел доказанным факт неплатежеспособности должника и признал ООО «Еврострой+» несостоятельным (банкротом).

Суд апелляционной инстанции отменил решение Арбитражного суда Калужской области и отказал в удовлетворении заявления должника, указав на недоказанность имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств.

Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда апелляционной инстанции.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ.

В соответствии с частями 1-3 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Особенности банкротства ликвидируемого должника установлены специальными нормами, содержащимися в статьях 224-226 Закона о банкротстве.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 224 Закона о банкротстве, в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 224 Закона установлено, что при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Исходя из анализа указанных правовых норм, для признания ликвидируемого должника банкротом необходимо наличие следующих обстоятельств: решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), недостаточности имущества должника для погашения требований кредиторов.

При этом недостаточность имущества должника определяется путем составления промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Как указано судом апелляционной инстанции, при обращении ликвидатора в арбитражный суд с заявлением о признании ООО «Еврострой+» банкротом решение о ликвидации юридического лица, а также промежуточный ликвидационный баланс, который содержал бы сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица и перечне предъявленных кредиторами требований, представлены не были.

Более того, судом установлено, что промежуточный ликвидационный баланс ликвидатором не составлялся, а заявление о банкротстве должника поступило в суд до истечения установленного двухмесячного срока с момента публикации о добровольной ликвидации.

Ликвидатором был представлен баланс на 30.06.2013, в соответствии с которым размер активов должника составляет 3 107 000 рублей. При этом расшифровка баланса и какие-либо документы, подтверждающие наличие того или иного имущества у должника и его стоимость, представлены не были, в том числе по запросу суда апелляционной инстанции.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что должником нарушен предусмотренный законом порядок признания ликвидируемого должника банкротом.

Доводы конкурсного управляющего о достаточности для признания ликвидируемого должника банкротом того факта, что кредиторская задолженность должника превышает стоимость его имущества, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что обстоятельство, на которое он ссылается не подтверждено в порядке статьи 65 АПК РФ надлежащими доказательствами.

По основаниям, изложенным выше, суд кассационной инстанции отклоняет довод кассатора о неприменении к настоящим правоотношениям положений статей 62 , 63 ГК РФ.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 принята в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Строй-Гарант», г.Обнинск, тогда как рассматривалось заявление о признании банкротом общества с ограниченной ответственностью «Еврострой+». При этом опечатка в решении суда исправлена не была.

Суд кассационной инстанции учитывает также, что общество не лишено возможности на повторное обращение с заявлением о признании его банкротом при соблюдении установленного законом порядка.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 по делу N А23-4136/13 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Банкротство ликвидируемого должника

Вопрос-ответ по теме

Мы хотим ликвидировать дочернюю компанию через процедуру банкротства ликвидируемого должника. На руках есть вступившее в силу решение суда. Нам требуется поэтапный план проведения упрощенной процедуры банкротства и образцы необходимыфх документов.Спасибо.

Упрощенные процедуры применяются в случае банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника (п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 228 закона № 127-ФЗ), а также специализированных обществ и ипотечных агентов (п. 1 ст. 230.1, ст. 230.5 закона № 127-ФЗ).

К основным этапам упрощенной процедуры относятся

1) принятие решения о добровольной ликвидации;

2) формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, оповещение кредиторов и заинтересованных лиц;

4) составление промежуточного ликвидационного баланса; установление суммы долга и выявление платежеспособности по основной финансовой смете;

5) если стоимость всего имущества предприятия является недостаточной для покрытия долгов, глава ликвидационной комиссии или ликвидатор должны обратиться в арбитраж с заявлением об открытии дела о банкротстве (см. образец);

6) принятие решения о признании общества банкротом и об открытии конкурсного производства (процедур наблюдения и санации в данном случае нет);

7) фактическое начало конкурсного производства (назначение на должность управляющего);

8) размещение конкурсным управляющим объявления о признании организации банкротом; оценка имущества, инвентаризация, взыскание задолженности и проведение публичных торгов.

После этого общество на основании решения суда исключается из ЕГРЮЛ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«13.В случаях, не урегулированных Федеральным законом» О несостоятельности (банкротстве)», к порядку рассмотрения дел по упрощенной процедуре банкротства следует применять положения этого Закона, регулирующие сходные правоотношения, постольку, поскольку они не противоречат правилам главы X.

К заявлению о признании должника по упрощенной процедуре банкротства предъявляются требования, установленные статьями 33-40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в порядке ст.177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Руководствуясь п.1 ст.37, ст39, п.1 ст43 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», п.1 ч.1 ст.108 АПК РФ арбитражный суд возвратил заявление на том основании, что заявителем не подтверждены основания, на которых основываются его требования.

При этом арбитражный суд исходил из нижеследующего.

Параграфом 2 главы X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлены особенности рассмотрения дел о признании банкротом отсутствующего должника.

Основными признаками банкротства согласно ст.177 Закона являются прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его руководителя, местонахождение которого установить не представляется возможным.

Однако Законом не установлены специальные правила, регулирующие порядок обращений в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом отдельных категорий юридических лиц.

Поскольку вопросы формы и содержания заявления о признании банкротом отсутствующего должника не урегулированы законодательством, суд пришел к правильному выводу о применении к сложившимся правоотношениям аналогии закона, а именно, требований ст.ст.35-40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Читайте так же:  При усн надо ли платить налог на имущество

В связи с тем, что с заявлением обратился налоговый орган, арбитражный суд правомерно указал, что его заявление должно соответствовать требованиям ст.ст.35, 37, 39 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с перечисленными нормами закона к заявлению налогового органа должны быть приложены документы, подтверждающие отсутствие руководителя должника и невозможность установить его местонахождение, а также принятие налоговым органом соответствующих мер по розыску должника, что в силу ведомственных нормативных актов и методических указаний (письмо ГНС РФ от 30.09.96 № ЛВ-6-12/678 «О методических указаниях о направлении в органы, осуществляющие государственную регистрацию предприятий и организаций, сведений о налогоплательщиках-организациях, длительное время не представляющих отчетность в налоговые органы», письмо ГНС РФ от 21.05.97 № ПВ-6-10/383 «О применении приказа Минфина России, Госналогслужбы России, Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 29.04.97 № 35н, 29.04.97 № АП-3-10/98, 28.04.97 № 01») вменено в обязанности налоговых органов.

В связи с тем, что в заявлении отсутствовали перечисленные выше сведения и подтверждающие их документы, судом сделан правомерный вывод о недоказанности заявителем основания заявленного им требования и заявление обоснованно возвращено заявителю по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.108 АПК РФ, п.1 ст.43 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

14.При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, заявитель обязан доказать факт отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов.*

Заявитель обратился в арбитражный суд о признании ликвидируемого должника банкротом по упрощенной процедуре в соответствии со ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ссылаясь на недостаточность имущества должника для погашения имеющейся кредиторской задолженности.

При рассмотрении материалов дела судом установлено, что в отношении должника его учредителем принято решение о ликвидации и назначен ликвидатор.

В соответствии с ч.1 ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», если стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве»).

Из смысла указанной нормы следует, что основным признаком банкротства ликвидируемого юридического лица является наличие у него имущества, недостаточного для удовлетворения требований кредиторов либо отсутствие такого имущества.

Данные обстоятельства в соответствии с требованиями ст.53 АПК РФ должны быть доказаны заявителем.

В качестве доказательства отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредитора, заявитель представил промежуточный ликвидационный баланс, полагая, что он содержит достаточные сведения о составе имущества должника, а также документы о состоянии расчетного счета должника.

Арбитражный суд правомерно указал, что промежуточный ликвидационный баланс может рассматриваться в качестве доказательства наличия или отсутствия у должника достаточного имущества только в том случае, если зафиксированные в нем данные бухгалтерского учета подтверждены следующими документами.

Состав находящегося на балансе имущества должен быть подтвержден актом инвентаризации.

Наличие или отсутствие в акте инвентаризации имущества удостоверяется уполномоченными органами (БТИ, налоговой инспекцией, ГИБДД и т.д.), в которых обладающее определенным правовым режимом имущество подлежит учету (регистрации).

Поскольку заявителем не представлены соответствующие документы, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о недоказанности заявителем признаков банкротства ликвидируемого юридического лица в соответствии со ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

15.Согласно правилу ст.62 ГК РФ в обязанность учредителя ликвидируемого юридического лица входит создание ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора).

До момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) при наличии соответствующих признаков с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом по правилам ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должен обратиться учредитель юридического лица.

Учредитель акционерного общества закрытого типа обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества, в отношении которого принято решение о ликвидации, несостоятельным (банкротом). К заявлению учредитель приложил решение арбитражного суда, согласно которому акционерное общество ликвидировано и обязанности по его ликвидации возложены на учредителей, в том числе и на заявителя.

Арбитражный суд первой инстанции возвратил заявление на основании п.2 ч.1 ст.108 АПК РФ. При этом суд исходил из того, что судебным актом на учредителя возложена обязанность осуществить ликвидацию юридического лица по правилам ст.ст. 62, 63 ГК РФ путем создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), заявление которой (которого) при наличии оснований, предусмотренных ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), может быть принято судом к рассмотрению. По мнению суда, в данной ситуации у учредителя отсутствует право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Суд кассационной инстанции определение отменил и передал заявление в первую инстанцию для принятия его к производству по следующему основанию.

Статьи 62, 63 ГК РФ вменяют в обязанность учредителя ликвидируемого юридического лица создание ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора).

Статья 174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» позволяет учредителю до создания ликвидационного органа при наличии признаков несостоятельности ликвидируемого юридического лица обратиться в арбитражный суд для соблюдения интересов как ликвидируемого должника, так и его кредиторов. Данное правило не противоречит положениям Гражданского кодекса о ликвидации юридических лиц.

16.При банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Кредитор обратился в арбитражный суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника в связи с отсутствием у него лицензии.

Отказывая в удовлетворении ходатайства, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

Дела о банкротстве ликвидируемого должника рассматриваются по общим правилам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», учитывая особенности, установленные главой X Закона.

Согласно общему правилу п.1 ст.19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

Особенность назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника состоит в том, что обязанности управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего (п.1 ст175 Закона).

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку председателем ликвидационной комиссии нередко является физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

Однако следует отметить, что указанная особенность рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не применяется в том случае, если дело возбуждено по заявлению собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора). В этом случае применяются правила главы VI Закона о банкротстве о назначении арбитражного управляющего.

17.Лицо, поименованное в п.2 ст.176 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не несет ответственность по неудовлетворенным денежным требованиям, если им не нарушены требования п.п.2, 3 ст.174 Закона.

Кредитор обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности к комитету по управлению муниципальной собственностью – собственнику имущества должника.

В обоснование своих требований истец сослался на п.2 ст.176 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым установлено основание для

привлечения учредителя к субсидиарной ответственности за нарушение им требований п.п.2 и 3 ст.174 Закона.

Данная статья применяется в случае необращения в суд обязанных лиц с заявлением о банкротстве. При этом правило п.2 данной нормы предусматривает, что с момента создания ликвидационной комиссии такая обязанность возлагается на ликвидационную комиссию.

Материалами дела установлено, что решение о ликвидации должника было принято одновременно с созданием ликвидационной комиссии.

Лица, допустившие нарушение требований п.п.2 и 3 ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям, возникающим из денежных обязательств и обязательных платежей должника (ч.2 ст.176 Закона). Данная норма ставит возникновение ответственности в зависимость от наступления определенного условия.

Поскольку на предприятии приступила к работе ликвидационная комиссия, то в ее обязанность входило обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом в случае недостаточности стоимости его имущества для удовлетворения требований кредиторов.

Поэтому суд обоснованно пришел к выводу, что учредителем не нарушены требования п.п.2, 3 ст.174 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», т.е. оснований для возложения ответственности на него не возникло. При таких обстоятельствах ответственность, предусмотренную ст.176 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», должна нести ликвидационная комиссия».

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 26.10.2002 — «Российская газета», N 209-210, 02.11.2002;
  • «Парламентская газета», N 209-210, 02.11.2002;
  • «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 48, 28.11.2002;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 49, 05.12.2002;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 50, 11.12.2002;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 51, 19.12.2002;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 52, 26.12.2002)
Читайте так же:  Приказ минрегионразвитие 480

1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

1. В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.

2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

2. Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Банкротство ликвидируемого должника

Банкротство ликвидируемого должника

Банкротство ликвидируемого должника — процедура

Этап 1. Начало добровольной ликвидации должника

1. Решение о ликвидации. Участники должника на общем собрании принимают решение о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 61 ГК РФ).

2. Уведомление о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Участники уведомляют регистрирующий орган о принятом решении в трехдневный срок (ст. 20 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») — по форме Р15001

Документы, которые представляет должник в регистрирующий орган:
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица — по форме Р15001
Оригинал решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пп.2 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Регистрирующий орган выдает:
1) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о нахождении должника в стадии ликвидации,
2) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

3. Публикация о ликвидации. После получения указанных свидетельств ликвидационная комиссия размещает в органах печати (журнал «Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации должника, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации).

4. Ликвидационная комиссия в любой момент до истечения 2 месяцев со дня публикации о ликвидации должника может обнаружить признаки банкротства.

В случае если конкурсный кредитор подаст заявление о признании должника банкротом после публикации о ликвидации, арбитражный суд на основании ст.225 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы должник отвечал следующим условиям.

Условия для признания должником банкротом:

Признаки банкротства: должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если такие обязательства не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (ст. 3 Фeдepaльного зaкoна oт 26.10.2002 № 127-Ф3 «O нecocтoятeльнocти (бaнкpoтcтвe)» (дaлee — Закон о банкротстве).
Для рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве размер денежных требований к должнику должен составлять в совокупности — не менее 300 000 рублей (пп.2 ст.6 Закона о банкротстве). При этом, учитываются денежные обязательства должника, включая суммы займа с учетом процентов: подлежащие применению за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств неустойки, проценты за просрочку и убытки не учитываются при определении признаков банкротства должника (пп. 2 ст.4 Закона о банкротстве).

5. Ликвидационная комиссия обязана направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (пп.1 ст.30 Закона о банкротстве).

Этап 2. Инициация и ведение процедуры банкротства должника

6. Заявление должника. Должник в лице председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) подает заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом (ст.224 Закона о банкротстве). В заявлении должника о банкротстве не указывается кандидатура конкурсного управляющего.

Заявление конкурсного кредитора. Заявление должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.

7. Рассмотрение заявления должника арбитражным судом. Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления должника. Арбитражный суд направляет определение в саморегулируемую организацию с целью запроса документов арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника.

8. Судебное заседание, вынесение решения. Арбитражный суд в судебном заседании может принять только одно решение: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, и одновременно о назначении конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (пп. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Другие статьи:

  • Заявление об определении места жительства ребенка подается в Исковое заявление об определении места жительства ребенка. Образец. Семейный адвокат Юридическая консультация семейного адвоката. Согласно пункту 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ при раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетних детей […]
  • 493 приказ дсп (в ред. Приказа ФПС РФ от 25.05.2001 N 321) В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12, N 2, ст. 129, N 26, ст. 2729, N 33, ст. […]
  • Договор приема на работу начальника кадров Договор приема на работу начальника кадров Оформление приема на работу Прием на работу Исчерпывающий перечень документов, которые сотрудник должен предъявить при приеме на работу, содержит статья 65 Трудового кодекса РФ. Вот эти документы: Паспорт или другой […]
  • Спор и лололошка 27 MrLololoshka Род деятельности: летсплейщик Дата рождения: 17 апреля 1998 года Место рождения: Барнаул Страна: Россия Россия YouTube: MrLololoshka Разное: mrlololoshka — страничка Романа Фильченкова в сети «ВКонтакте», lololoshkasss — страничка Группы […]
  • Пенсия возраст увеличат В России повысят пенсионный возраст Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста. Правительство предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин с текущих 60 до 65 лет, а для женщин с 55 до 63 лет. Таким образом, последний […]
  • Детское пособие до 3 лет в 2019 году в оренбургской области В 2019 году вырастут детские пособия и выплаты по больничным Социальные взносы в связи с материнством и временной нетрудоспособностью вырастут в России в следующем году. Рост пособий и выплат связан с тем, что в будущем году взносы в пенсионный фонд и фонд […]
  • Пособие по инвалидности германия Льготы и выплаты инвалидам в разных странах БЕЛАРУСЬ: пенсии по инвалидности рассчитывают так же, как и обычные пенсии Полную пенсию по инвалидности получают те, кто наработал нужный страховой стаж (то есть определенное количество лет работал, уплачивая взносы в […]