Приказ по введению орксэ

Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса

Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее – ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания.

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях».

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.

В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», далее – Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены Приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». В проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – проект ФЗ «Об образовании в РФ») включена статья 90 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».

Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.

Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012/2013 учебном году в 4-х классах общеобразовательных учреждений.

С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм Приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года – 34 учебных часа в год в 4-х классах.

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год.

Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.

Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 гг.

Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации ОРКСЭ в 2009-2011 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р. Координацию работы по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте Российской Федерации осуществлял Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – МКС).

Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями (законными представителями). Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.

88% родителей, 94% учителей, 93% руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти положительно отнеслись к введению ОРКСЭ. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ.

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) при участии Минобрнауки России создан специализированный портал: www.orkce.org, который предназначен для оказания консультационной и информационной поддержки введения курса ОРКСЭ, для обмена методическими, технологическими и содержательными ресурсами, которые создаются в ходе введения курса, или были созданы ранее всеми его участниками (школьными учителями, преподавателями-тренерами, тьюторами, консультантами и экспертами).

Информация на портале размещена в следующих разделах:

  • «Нормативные материалы»;
  • «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора»;
  • «Новости и СМИ об ОРКСЭ»;
  • «Региональный опыт»;
  • «Обратная связь».

Раздел сайта «Нормативные материалы» . Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседаний межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПКиППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ.

Встроенная лента аннотированного меню содержит список документов типа «блог» (первые сверху).

На странице документа имеется ссылка на прикрепленный файл документа для скачивания.

Раздел сайта «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора» . Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков.

Любой файл можно скачать с сайта, а также имеется возможность добавлять комментарии зарегистрированным пользователям сайта ОРКСЭ.

Раздел сайта «Новости и СМИ об ОРКСЭ» . Предназначен для ознакомления с новостной информацией по тематике проекта. Встроенная новостная лента содержит список документов типа «блог» (последние сверху), данных в аннотированном виде. Каждый документ имеет ссылку «подробнее. » на открытие страницы с полной информацией по документу.

На странице документа имеется возможность добавлять комментарии зарегистрированным пользователям сайта ОРКСЭ в специальной форме «Отправить комментарий».

Раздел сайта «Региональный опы т» . Предназначен для ознакомления с информацией: новости, оперативная информация о работе в регионах – участниках апробации 2009 – 2011 гг.; опыт стажировочных площадок; материалы для экспертов; презентации проектов; положительный опыт апробации и успешного введения курса в штатном режиме и пр.

Для обмена мнениями на портале располагается форум. Форумы позволяют пользователям портала обсуждать друг с другом темы, обеспечивая архивирование сеансов для получения последующих справок. Пункт меню «Создать содержимое» в меню модераторов и администраторов создает исходное сообщение для новой тематической дискуссии.

Тематическая дискуссия происходит в том случае, если люди оставляют комментарии по заявленной теме форума (или комментарии на другие комментарии в пределах этой темы). Тема форума содержится в форуме, который может хранить много подобных или связанных тем.

Раздел сайта «Обратная связь» . Предназначен для обратной экстренной связи с разработчиками портала и содержит форму для отправки сообщений администратору сайта.

Возможность комментирования предоставляется только зарегистрированным пользователям. На сайте в правом верхнем углу есть кнопка «Регистрация» с пошаговой инструкцией для регистрации.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru.
Читайте так же:  Ук рф статья 205 Терроризм

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

  • Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;
  • Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.

Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:

  • http://www.patriarchia.ru – официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
  • http://www.otdelro.ru – Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
  • http://www.muslim.ru – Совет муфтиев России;
  • http://www.buddhism.ru – Российская ассоциация буддистов;
  • http://www.feor.ru – Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

  • сайт Общественной палаты – http://www.oprf.ru;
  • сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Вопросы организации обучения по курсу ОРКСЭ в 2009 – 2011 гг., в том числе по теме организации взаимодействия с религиозными организациями, представлены в подготовленных в этот период информационно-методических материалах – письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, «Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» от 8 июля 2011 г. № МД-883/03.

С 2012/2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощенное в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.

Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей данного курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Несмотря на различное содержание учебного материала каждого модуля, сохранено их методологическое, структурное, методическое и дидактическое единство. Оно обеспечивается «Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» (Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69).

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен:

  • основные понятия религиозных культур;
  • историю возникновения религиозных культур;
  • историю развития различных религиозных культур в истории России;
  • особенности и традиции религий;
  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Программы модулей учебного курса ОРКСЭ дополнены сведениями по ознакомлению с другими религиозными культурами. В ситуации, когда класс делится на группы, изучающие разные модули курса, следует организовать учебное взаимодействие между ними. На первом, общем для всех модулей уроке определяются общие цели и задачи изучения курса, стратегии межмодульного взаимодействия. На уроках 31 – 34 происходит знакомство с содержанием других модулей, а также презентация учебных проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.), подготовка которых предполагает взаимодействие учащихся из разных групп (модулей курса). Кроме того, часть времени повторительно-обобщающих уроков можно посвятить обзорно-ознакомительному изучению отдельных ключевых тем, включенных во все модули. Например, «Культура и религия», «Священные тексты», «Золотое правило нравственности», «Милосердие», «Семья», «Добро и зло», «Календарь и праздники», «Священные сооружения», «Долг и добродетель, свобода и ответственность», «Искусство», «Отношение к природе» и т.д.

Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.

Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматривается как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов ученых по изучаемым вопросам, статей и книг глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

  • понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
  • понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этноконфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
  • потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;
  • мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
  • стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.

Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:

  • точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразия религий, существующих в мире;
  • рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;
  • освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений;
  • описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала. Манера объяснения школьной лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным, поскольку музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, может быть непривычен и малопонятен для большинства школьников.

Полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов. В ходе такой мини-экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и устройстве храма. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нем или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников при соблюдении необходимых норм внешкольной учебной работы. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитанию уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию своей «малой родины».

Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, возможно, их свободного перемещения в аудитории.

При работе с младшими школьниками учет психологического фактора является для данной возрастной группы во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

В процессе духовно-нравственного развития во внеучебное время применяются различные методы. Выбор методов зависит от программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания воспитательной деятельности, ее направленности. В духовно-нравственном образовании учащихся начальных классов весьма актуальными являются формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе необходимо проводить различные мероприятия с детьми: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, что будет поддерживать образовательную деятельность по ОРКСЭ.

Большую работу члены педагогического коллектива должны проводить с родителями, которые могут непосредственно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Так, в начальной школе изучение ОРКСЭ требует обязательного привлечения родителей. Возможный вариант привлечения родителей – это разработка плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ. Он может быть подготовлен общими усилиями педагогов, родительского актива, детей. Данная работа позволит определить общественный заказ школе по духовно-нравственному воспитанию. Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе – это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами.

Читайте так же:  Налоговый вычет за покупку недвижимости в 2019 году

В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ изучается культура поведения, как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения, труда. Младшие школьники изучат правила хорошего тона, как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе и т. д. Формы и методы работы многообразны. Важно, чтобы была создана система работы по формированию духовно-нравственных ценностей, этим самым мы подтвердим постулат В.А. Сухомлинского: «Если человека учат добру – . в результате – будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Система оценивания планируемых результатов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений.

Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

  • подведение итогов работы;
  • сравнение (с самим собой и другим).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Рекомендуется использование технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.

Проблемная группа по введению курса ОРКСЭ в 4-ом классе Управление образования администрации Очёрского муниципального района Проблемная группа по введению. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемocherschool1.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Проблемная группа по введению курса ОРКСЭ в 4-ом классе Управление образования администрации Очёрского муниципального района Проблемная группа по введению.» — Транскрипт:

1 Проблемная группа по введению курса ОРКСЭ в 4-ом классе Управление образования администрации Очёрского муниципального района Проблемная группа по введению курса ОРКСЭ в 4-ом классе

2 Нормативно-правовое обеспечение введения курса ОРКСЭ на региональном, муниципальном и школьном уровнях

3 Федеральный уровень 1.Письмо Минобрнауки России от МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» 2.Письмо Минобрнауки России от МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» 3.Приказ Минобрнауки России и Правительства РФ от Приказ Минобрнауки России от Распоряжение Правительства РФ от р 6.Приказ Минобрнауки России РФ от Письмо Минобрнауки России от МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» 8.Письмо Минобрнауки России от «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» 9.Письмо Минобрнауки России от МД-383/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября» 10.Письмо Минобрнауки России от «О введении учебного курса ОРКСЭ» Все документы размещены на нашем сайте

4 Региональный уровень 1.Приказ Министерства образования ПК от СЭД «О введении предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» в ОУ Пермского края» (для первых апробационных площадок) 2.Приказ Министерства образования ПК от СЭД «О создании Координационного совета по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» с 1 сентября 2012 года при Министерстве образования Пермского края (состав, Положение, сетевой план-график)

5 Муниципальный уровень 1.Создание дорожной карты по введению курса ОРКСЭ на уровне муниципального района (городского округа) 2.Приказ МО УО о создании рабочей группы, методического объединения, координационного совета по введению курса ОРКСЭ 3.Приказ МО УО о назначении ответственного специалиста за проведение мониторинга в ОУ и предоставлении информации в Министерство образования ПК 4.Приказ о внесении изменений в Положение о стимулировании руководителей образовательных учреждений (при необходимости). Все документы носят рекомендательный характер и могут быть откорректированы

6 Уровень образовательного учреждения Приказы по внесению изменений в учебные планы и программы Приказ о создании рабочей группы, методического объединения по введению курса Внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников (если требуется) Внесение изменений в трудовые договоры педагогических работников (если требуется) Приказ о кол-ве учебных групп (если выбраны разные модули) Приказ о внесении изменений в методику формирования системы оплаты труда и в Положение о стимулировании педагогических работников при введении курса ОРКСЭ (если требуется) Разработка и заключение межшкольных договоров по организации преподавания курса ОРКСЭ (для малокомплектных сельских школ или близлежащих школ) Локальные акты по вопросу реализации на уровне ОУ моделей взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования детей Разработка примерных локальных актов, регулирующих экспертно- образовательную деятельность педагогов в рамках ОРКСЭ, требующих согласия родителей (законных представителей), если планируется встреча с представителями религиозных организаций Уведомление педагогов об ответственности за жизнь и здоровье детей при осуществлении экскурсионных мероприятий

8 Выбор модулей учащимися 4-х классов в учебном году Кол- во школ Кол- во 4-х кл. Общее кол-во обуч-ся Кол-во обуч-ся, выбравших модули: Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Основы православной культуры (4 ОУ, 6 кл.) 209 (5 ОУ, 10 кл.) 11 (1 ОУ, 1 кл.)

9 Основы мировых религиозных культур Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. М.: Просвещение ПСОШ – 35 учащихся Дворец.ООШ – 2 учащихся

10 Основы мировых религиозных культур Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей. 4 класс. – М.: Издательский дом «Фёдоров» Спеш. ООШ – 6 уч-ся Кипр.ООШ – 9 учащихся

11 Основы светской этики Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4-5 класс. М.: Просвещение НТалиц.ООШ – 2 учащихся ОСОШ 1 – 103 учащихся

12 Основы светской этики Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. — М.: Дрофа ОООШ 2 – 24 учащихся ОСОШ 3 – 74 учащихся НВозн.ООШ – 6 учащихся

13 Основы православной культуры Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. М.: Просвещение НТалиц.ООШ – 11 уч-ся

14 Важные вопросы 1.Как записывать в журнале название предмета? 2.Как осуществляется обучение детей на дому? 3.Поставка учебников и методических материалов? 4.Как заполнять журнал, если в классе несколько выбранных модулей? 5.Замена заболевшего педагога? 6.Какую запись делать в личное дело ученика? 7.Что делать, если родители отказываются изучать предмет и писать заявление на выбор модуля? 8.Как работать со СМИ? 9.Заключать ли договор о сотрудничестве с конфессиями?

15 Ответы на вопросы 1. ОРКСЭ: далее название модуля 2. Курс ОРКСЭ — обязателен для обучения, согласно Закону об образовании, независимо от формы получения образования 4. Для разных учебных групп — отдельная страница в журнале 5. Заменять заболевшего педагога может педагог, прошедший курсовую подготовку по курсу ОРКСЭ 6. Запись в личное дело делается согласно принятому в ОУ Положению об оценивании данного курса 7. Нельзя не выбирать предмет! Письменное согласие родителей пишется не на предмет, а на модуль предмета (а их и так избыточное кол-во). Объясняем родителям, что иначе ребенок будет не аттестован по предмету. 8. Можно утвердить медиа-план работы со СМИ. Будьте очень осторожны с формулировками (не религия, а религиозная культура). Транслируйте только правильную и достоверную информацию, если затрудняетесь — берите паузу и консультируйтесь в Министерстве 9. Дело добровольное.

22 1.Запланировать 2 заседания ПГ в учебном году. 2.Посещение открытых уроков. 3.Обмен опытом преподавания курса ОРКСЭ 4.Как осуществлять контроль знаний и умений по ОРКСЭ? 5.Другие вопросы

Материал по теме:
Положение о введении курса ОРКСЭ

Положение разработано в связи с введением нового предмета ОРКСЭ в 4 классе . Содержит подробное описание целей, задач, нормативно-правовой и научно-методической базы.

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на Утверждено Приказом педагогическом совете МБОУ «Хиславичская СОШ»

Протокол №____ № _____от «___»_______20___г. от «___» ________20_____г Директор школы________/

о введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в МБОУ «Хиславичская СОШ»

  1. 1. Нормативно-правовые основы преподавания курса
  2. «Основы религиозных культур и светской этики»
  3. Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства:
  4. Международные документы
  5. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  6. Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  7. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
  8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
  9. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
  10. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
  11. Законодательство Российской Федерации
  12. Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)
  13. «Об образовании»
  14. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  15. Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5)
  16. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
  17. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются
  18. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ.
  19. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р).
  20. Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р.
  21. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;
  22. Базисный учебный план, региональный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
  23. Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ.
  24. 2.Общие положения
  25. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
  26. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Читайте так же:  Сроки рассмотрения заявления на осаго

Основы православной культуры;

  1. Основы исламской культуры;
  2. Основы буддийской культуры;
  3. Основы иудейской культуры;
  4. Основы мировых религиозных культур;
  5. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей).

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

  1. 3. Особенности преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  • познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них — самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.

Уроки по курсу «ОРКСЭ» ведут учителя начальных классов, прошедшие специальную курсовую подготовку по основам преподавания предмета.

Занятия проводятся в классных комнатах, библиотеках и других местах согласно содержанию изучаемого материала.

  1. 4. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, в соответствии с БУП и планом учебного заведения учебным планом изучается с 4 класса начальной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

При изучении отдельных тем курса и в соответствии с рабочей программой по предмету могут быть организованы экскурсии в храмы, церкви, молильные дома, библиотеки и т. п. Участие или неучастие обучающихся в экскурсиях определяется по письменному согласию родителей (или лиц их заменяющих).

  1. 5. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года.

Блок 1 (общий для всех модулей).

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов)ю

Традиционные религии и этика в России (12 часов).

Блок 4 (общий для всех модулей).

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

  1. 6. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ — не предусматриваются . Уроки по курсу ОРКСЭ — уроки безотметочные, объектом оценивания является универсальная способность человека понимать значениие нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются:

  • качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов;
  • вербальное поощрение, похвала;
  • одобрение;
  • интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности;
  • использование технологии портфолио по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые

могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

По комплексному курсу составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно

программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических

картах (/ Мониторинг уровня нравственной воспитанности /Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,

метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств .

Критерии результатов усвоения курса. Инструментарий.

— знание и принятие ценностей;

— понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных

— осознание и принятие нравственности и духовности в жизни,

Другие статьи:

  • Кроссворд по праву на тему трудовой договор Кроссворд по теме семейное право рф Готовый кроссворд по семейному праву — на тему «семейный кодекс» Сделка, для заключения которой необходима воля двух и более сторон. 2. За это правонарушение уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. 3. Договор; 2. […]
  • Хочу подать на гражданство рф Какие документы необходимы для получения гражданства РФ в упрощенном порядке? Определенные категории иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке, который отличается от общего порядка отсутствием одного или […]
  • Дидактические пособие для детей 5 лет своими руками Дидактическое пособие по развитию речи «Солнышко» для дошкольников 5–7 лет Елена Кочина Дидактическое пособие по развитию речи «Солнышко» для дошкольников 5–7 лет Д идактическое пособие по развитию речи "Солнышко" для детей старшего дошкольного возраста. […]
  • Стаж работы по специальности педагога Иванкова Ирина Васильевна Иванкова Ирина Васильевна Сайт педагога-психолога в ДОУ Профессия: Педагог-психолог Профессиональные интересы: Создание презентаций Увлечения: Кулинария Регион: Алтайский край Населенный пункт: п. Степное Озеро Предложить […]
  • Требования к служебному поведению военнослужащего Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 26 января 2016 […]
  • Приказ безрецептурного отпуска Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 г. N […]
  • Приказ об обучении работников охране труда образец ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации Автор: admin. 18 Сен 2009 в 19:42 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации. « _______________» (наименование […]