Требования в изостудии с фгос

Программа занятий изостудии декоративно-прикладного искусства Умелец 2 класс

Главная > Программа

изостудии декоративно-прикладного искусства Умелец»

(34 часа, 1 час в неделю)

Учитель ИЗО: Дюжева А.Н.

Программа занятий ИЗО студии декоративно-прикладного искусства «Умелец»

Курс занятий ИЗО студии «Умелец» является предметом дополнительного образования, предназначен для учащихся начальной школы 2 класса.

В основе занятий в студии «Умелец» лежит знакомство с основами декоративно-прикладным искусством. На занятиях в студии «Умелец» показывается роль народного декоративно-прикладного искусства в духовном формировании личности ребенка, его интересов и эстетических потребностей; акцентируется на воспитание у детей патриотического чувства, любви к искусству народных мастеров, передается бережное отношение к памятникам старины.

Программа занятий ИЗО студии «Умелец» разработана на основе авторской программы «Изобразительное творчество в детском саду » занятия в изостудии И.Л.Лыковой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с требованиями Основной образовательной программы и Программы развития МОУ СОШ № 20, с возможностями методических рекомендаций для учителя.

Программа работы с детьми в возрасте 8-9 лет по изобразительному искусству разработана автором в контексте образования по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе. Программа является продолжением работы, проводимой учителем на уроках изобразительного искусства и тех знаний и умений, которые дети получили в 1 классе; и в рамках методической темы самообразования: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.

Актуальность программы заключается в сочетании творческого развития личности ребенка на примере предметов народного творчества, его индивидуального вкуса и формирования своего индивидуального художественно-образного языка с развитием у него интереса к внутреннему миру человека и духовно развитой личности; любви к Родине.

Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи. Изобразительное искусство, как ни одно другое, способно показать красивое, при этом открывая доброе и вечное. Актуальность программы заключается в сочетании творческого развития личности ребенка, его индивидуального вкуса и формирования своего индивидуального художественно-образного языка с развитием у него интереса к внутреннему миру человека.

II. Общая характеристика

Данный курс занятий даёт возможность младшему школьнику развивать творческие способности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его эстетических потребностей, склонностей и направленности художественных интересов. Занятия в студии формируют духовную культуру личности ребенка, приобщают к общечеловеческим ценностям, на основе национального культурного наследия, художественного вкуса. Знакомит с основными видами народного декоративного искусства.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

Получить определенные эстетические знания: о народной глиняной игрушке;

О выразительных приемах цветочной росписи в изделиях народных мастеров Городца, Гжели,

Полхов-Майдана; Хохломы и Жостово.

Познакомить с такими народным промыслом как деревянная матрешка.

Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.

Познакомить с музеем игрушки в Загорске.

Систематизировать умения и навыки в создании собственных композиций узора.

Выполнять поделки из лепных материалов в объеме и барельефе: глины, пластилина, соленого теста.

В структуре занятий ИЗО студии «Умелец» можно выделить три вида занятий:

рисование, лепка, аппликация и разные материалы.

Практическая художественно-творческая деятельность и деятельность по восприятию искусства имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы: бумага, пластилин, глина, соленое тесто, бумага. шпагат. А также художественные техники (аппликация, коллаж, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. На уроках-презентациях дети познакомятся с мастерами декоративно-прикладного искусства и совершат заочные экскурсии.

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

III Описание места программы в учебном плане

На занятие отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч.

IV Описание ценностных ориентиров содержания программы

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об основных видах декоративно-прикладного искусства, системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. В течение всего учебного года происходит эстетическое воспитание средствами народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Хохломы, Полховского Майдана, резьбы по дереву в украшении жилища, глиняной игрушки Филимонова, Дымки, Опошни, вышивки в украшении народного костюма.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к декоративному искусству, языку народного творчества, чтобы сделать процесс эстетического познания искусства увлекательным и интересным.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен младшим школьникам. Удивительные цветы, звери, красивые предметы старинного обихода – все переносит ребят в мир сказки. Не случайно исследователи народного творчества

V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы изостудии

В результате изучения программы студии «Умелец» учениками должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

умение творчески подходить к созданию самостоятельных декоративных композиций

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание произведений разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру

понимание образов в народной культуре;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ декоративного характера;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

умение экспериментировать с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

уметь пользоваться приемами народной росписи: цветные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полхов-Майдан), Геометрический орнамент – круги, сетка, полоски, елочки (глиняные игрушки из Кирова и Филимонова, Дымки)

В результате занятий студии будут сформированы основы декоративно-прикладного искусства: эстетическое воспитание средствами разных видов народного искусства. Цветочная роспись матрешек и жостовских подносов, Хохлома, деревянная народная игрушка, декоративно-сюжетная роспись на бытовых предметах Севера и вышивке.

Требования к планируемым результатам освоения курса изостудии

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности художественной деятельности;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

знать работы мастеров Загорска, Семенова, Полховского Майдана по росписи матрешек;

Читайте так же:  Страховка ассистанс что это

получить понятия о симметрии и равновесии цветочного мотива;

знать произведения художественной росписи по металлу (Жостово). Углублять представления о замкнутой орнаментальной композиции;

— узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

— уметь использовать приемы кистевой росписи –замалевки и привязки;

— особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

— знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

— способы и приёмы обработки различных материалов;

— организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

— знать виды верховой росписи на современных хохломских изделиях;

— составлять композиции с учётом замысла;

— углубить понятия о связи декора с функцией и формой вещи. Приемы кистевой росписи: кустики и завитки;

— конструировать из ниток и шпагата на основе скручивания и связывания;

— знать тамбурную вышивку. Значение линии и контурного изображения как художественных средств в декоративно-сюжетной композиции;

— пользоваться простейшими приёмами лепки.

Ученик получит возможность:

В рисовании совершенствовать технику приемов кистевой росписи, рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);

— расписывать объемные формы;

— самостоятельно составлять эскизы украшения посуды по мотивам хохломской травки и гжельской розы;

— знать нетрадиционные художественные техники.

В лепке расширять кругозор, формировать творческое отношение к окружающей жизни и нравственных представлений;

— создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции;

— самостоятельно выбирать тему, материал (глина, соленое тесто, пластилин), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приемы декорирования образа.

В аппликации самостоятельно выбирать разные способы создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы).

В использовании разных материалов (картон, ткань, мешковина, шпагат и др.) создавать выразительные образы, находить применение в изделиях народного творчества.

ΥΙ Содержание программы

Вводное занятие – 1 час

Рисование – 20 часов

Рисование-экспериментирование, с натуры, фантазирование, по замыслу, декоративное.

Знакомство с видами искусства: живопись, графика.

Художественные материалы: акварельные краски, гуашевые, карандаш, фломастеры, восковые мелки.

Создание композиционного рисунка.

Аппликация – 6 часов

Сюжетные композиции. Аппликация из цветной бумаги, мятой бумаги, бархатной бумаги.

Вырезание из бумаги путем складывания (силуэтом, симметричное, ленточное, конструктивное).

Лепка из соленого теста, пластилина, глины

Способы лепки: скульптурный, конструктивный, на основе заданной формы.

Разные материалы – 3 часа

Сюжетные композиции. Модульная игрушка. Техника работы со шпагатом, мешковиной.

VΙΙΙ. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации задач курса используются учебные пособия «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в изостудии И.А.Лыковой.

Учебные пособия «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т. Я.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях, относятся:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на занятиях изостудии «Умелец» широко привлекаются также при создании:

классных и школьных выставок (компьютер);

заочных путешествий, знакомство с художественными произведениями искусства (проектор);

фотоальбомов, газет (фотоаппарат);

DVD- и видеозаписей ( DVD-плеер и видеомагнитофон) конкурсов и т.д.

Примерные программы начального общего образования. /work/obr/dok/obs/3836/

Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2007.

Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2009.

Лыкова И .А. Изобразительное творчество в изостудии. Творческий центр СФЕРА – М 2009

Горичева В.С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Академия развития. Ярославль, 1998

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М., Просвещение, 1979

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Оснащение кабинета ИЗО по ФГОС

Сегодня к проведению учебных процессов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации предъявляются особые требования. Это производятся с целью лучшего усвоения учащимися получаемой информации. Для улучшения работы были разработаны ФГОС (федеральные государственные общеобразовательные стандарты), утверждающие определенный перечень оборудования и материалов для проведения уроков.

Особые требования предъявляются и к оснащению кабинета ИЗО по ФГОС.

Требования ФГОС к оснащению кабинета ИЗО

Оснащение кабинета ИЗО по ФГОС в общеобразовательных учреждениях должно включать:

· иллюстрации и плакаты;

· макеты и муляжи;

· бумажную печатную продукцию;

К первой группе материалов, включенных в требования к оснащению кабинета ИЗО по ФГОС, можно отнести комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству.

К специальным инструментам относятся.

1. Комплекты для создания линогравюр (валики, резцы).

3. Конструкции, позволяющие развешивать готовые работы на стене.

4. Рамы, используемые для оформления готовых работ.

5. Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности.

6. Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы.

7. Муфельная печь, используемая для обжигания работ выполненных из глины.

8. Гончарный круг, для выполнения заданий по изготовлению изделий из глины.

К категории макетов и муляжей, предусмотренных требованиями к оснащению кабинетов ИЗО по ФГОС относится натурный фонд, используемый в качестве источников изображений для рисований с натуры.

К бумажной печатной продукции относятся альбомы по искусству и комплекты словарей и энциклопедий, позволяющие ознакомить учащихся с шедеврами мирового изобразительного искусства.

К средства ИКТ согласно требованиям к оснащению кабинетов по ФГОС относятся.

1. Портативные компьютеры, используемые как учениками, так и учителями.

2. Терминальный класс, позволяющий готовить домашние задание в классах учебного заведения.

3. Универсальные ПК, позволяющие выполнять задания связанные с проектированием.

4. Цифровой проектор.

5. Передвижной столик или потолочные крепления, предназначенные для фиксации проектора.

6. Экраны (настенные, на штативе).

7. Наушники с микрофоном, позволяющие не только прослушивать аудиозаписи на ПК, но и вводить туда их.

8. Акустическая система, упрощающая работу с большой аудиторией.

9. Лазерный цветной принтер, позволяющий распечатывать необходимый учебный материал в формате А4.

10. Сканер маркерной доски, позволяющий сохранять информацию, нанесенную предварительно на доску.

11. Сканер для документов, позволяющий переводить в электронный вариант графические изображения и учебные текстовые материалы.

12. Имиджер. Устройство позволяющее выводить документы на доску с демонстрационного стола.

13. Видеокамера и цифровой фотоаппарат со штативом. Оборудование, позволяющее фиксировать действия, происходящие в аудиториях.

14. Мольные устройства памяти, предназначенные для хранения и обмена электронной информацией.

15. Удлинители, позволяющие подключить все необходимое оборудование.

16. Панельный компьютер.

17. Операционные системы, которые устанавливаются на используемые в процессе обучения ПК.

18. Инструменты, позволяющие работать с информацией на электронных носителях (создание диаграмм, работа с документами и т.д.).

19. Школьная информационная среда, используемая для планирования рабочего времени, рассылки материалов и заданий.

20. Информационные инструменты, позволяющие педагогу создавать тексты, аналогичные раздаваемым при сдаче ЕГЭ.

21. Электронные словари и энциклопедии.

22. Иллюстрации по изобразительному искусству.

23. Инструменты, позволяющие построить генеалогическое древо.

24. Ленты времени.

К расходным материалам можно отнести доски, краски и другие материалы, используемые в художественной деятельности.

При соблюдении всех требований предъявляемых ФГОС к кабинетам ИЗО значительно повышается успеваемость учеников. Им легко дает усвоение материала. Создается благоприятная среда для обучения.

Материал на тему:
Оснащение изостудии

Перечень материала, оборудования в изостудии МКС(К)ОУ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218 МКС(К)ОУ № 218

Перечень оборудования в кабинете изобразительного искусства

воспитатель изобразительной деятельности

МКС(К)ОУ начальная школа –

детский сад №218

Головкова Наталья Борисовна

г. Ижевск, 2013 г

учебного оборудования в кабинете

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Для занятий изодеятельностью

Стол преподавателя со стеллажом для книг, документов

Для работы преподавателя, хранения методической, познавательной литературы, документации

Для хранения используемого в работе дидактического материала , художественных инструментов, объектов для рассматривания

Для хранения материалов и оборудования, предназначенных для изобразительной деятельности

Мольберт маркерный двусторонний

Используется преподавателем для демонстрации визуальных материалов, объяснения практического материала

Для дополнительного освещения магнитной доски

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ноутбук преподавателя с программным обеспечением

Используется преподавателем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных и др.) для уроков (занатий), поиска информации в Интернете, оперативной коммуникации с коллегами (почта), технической поддержки при изложении материалов урока (занатия)

Используется преподавателем для вывода на экран (с подключенным ноутбуком через сетевой фильтр-удлиннитель) мультимедийных материалов по теме урока (занатия), для демонстрации видеофильмов, презентаций или других визуальных материалов своих и учащихся

Предназначен для подключения компьютерной и оргтехники чувствительной к нестабильности сетевого напряжения

Предназначена для хранения информации и обмена файлами.

Иллюстративные материалы по изобразительному искусству

Дают наглядное представление об изучаемых объектах. Используются в качестве иллюстраций к уроку, при выполнении домашних или самостоятельных работ, при подготовке рефератов, докладов. Представлены в распространенных форматах (gif, jpg, png, tiff, rtf, wmf, doc, swf).

Для прослушивания музыкальных произведений

Фонотека (содержит комплект дисков)

Для просмотра слайдов

Коллекция слайдов (содержит комплект слайдов)

3. УЧЕБНЫЕ, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки; изделия Гжели, Городца, Хохломы), самовары, Матрёшки, изделия из глины нерасписанные)

Знакомство с основами художественного творчества, выделение существенных черт каждого промысла; воспитание уважительного отношения к народным традициям

Натурный фонд изобразительного искусства (муляжи, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов,
модель фигуры человека, предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.)

Выполняет роль источника объектов для рисования с натуры , а так же для практического знакомства с особенностями объектов, предметов

Набор плоских геометрических фигур

Для моделирования и художественного конструирования

Материалы, предметы с ярко выраженной фактурой

Для развития тактильных ощущений, знакомства с разнообразием фактур

Набор объёмных геометрических фигур (шара, цилиндр, конус и др.)

Подборка иллюстративного материала (по темам)

Для подгрупповой, индивидуальной работы на уроке (занятии)

4. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ РИСОВАНИЯ: набор цветных карандашей (18 цв.)

Для выполнения творческих работ, развития навыков художественной деятельности.

Подбирается в зависимости от задач обучения и развития

Графитные карандаши (ТМ, М)

Набор фломастеров (18цв.)

Набор гелевых ручек (6 цв.)

Масляная пастель (18 цв)

Набор восковых мелков (10 цв.)

Набор гуаши основных цветов (6 цв.)

Акварельные краски (12 цв.)

Банки с красками основных цветов (8 цв.)

Банка для промывания ворса кисти от краски)

Подставка для кистей

Бумага различной плотности, формата, цвета

Читайте так же:  Приказ 450 о втором гражданстве

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (10*10)

Ручка с перьями

ДЛЯ ЛЕПКИ: глина

Пластилин (12 цв.)

Стеки разной формы 2-4 вида

Тканевая салфетка (30*30)

ДЛЯ АППЛИКАЦИИ: ножницы

Ножницы для левшей

Набор цветной бумаги (8-10 цв.)

Щетинная кисть для клея

Розетка для клея

Салфетка из ткани (10*10)

Подборки бросовой бумаги разных фактур, природного и бросового материала

Для выполнения творческих, коллективных работ, коллажей и др.

5. КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству

УМК, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) преподавателем и учащимися в процессе самостоятельной работы.

Источники по изобразительному искусству

Содержат справочную информацию изучаемому предмету. Служит источником дополнительной информации для преподавателя и учащихся. Могут быть использованы при подготовке докладов, рефератов.

Комплект словарей и энциклопедий по искусству

Ознакомление с искусствоведческими терминами

Альбомы по искусству

Ознакомление с особенностями мировой и отечественной архитектуры и живописи

Иллюстративные материалы по изобразительному искусству

Дают наглядное представление об изучаемых объектах. Используются в качестве иллюстраций к уроку (занятию), при выполнении домашних или самостоятельных работ, при подготовке рефератов, докладов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка лабораторных работ и оборудования по биологии в 6-9 классах по программе Пономаревой.

Анализ оснащения учебного кабинета химии, составленного на основании стандарта основного общего (полного) образования по химии.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф.

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений.

Данное тематическое и поурочное планирование разработано по учебной дисциплине « Техническое оснащение и организация рабочего места» для обучающихся по специальности «повар», «кондитер».

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите.

Перечень материала, оборудования в изостудии МКС(К)ОУ.

Требования в изостудии с фгос

В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Кажется, эти слова мог сказать ребенок.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии. И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность. Методика руководства изобразительной деятельности детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом — в процессе дальнейших художественных занятий — ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может раскрепоститься в рисунке (главное желание — карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:

Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — зеленая, небо — синее).

Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).

Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование чистых цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование — только цветными карандашами, лепка — только пластилин, аппликация — только цветная бумага).

Но самой главной причиной, на мой взгляд, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение). Я предлагаю свою формулировку. Арттерапия — это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.

Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка — самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через направление артпедагогики, включающее в себя определенную методику, представленную в авторской программе Приглашение к творчеству.

У педагога-практика сразу возникнет ряд вопросов:

— В чем существенное отличие руководителя изостудии от педагога артстудии?
— Каким требованиям должна соответствовать артстудия?
— В какой последовательности проходят занятия с детьми дошкольного возраста?
— Какие формы работы используются в артстудии?
— Какая роль отводится подбору изобразительного материала?

Постараюсь точно и сжато ответить на эти вопросы.

Изостудии, которые существуют на базе дошкольных учреждений, в большинстве случаев возглавляются воспитателями, прошедшими специальную подготовку на базе городских или районных курсов по изобразительной деятельности. За редким исключением это художники или искусствоведы. Существенное отличие педагога артстудии от руководителя изостудии в том, что это должен быть специалист, знакомый с основами арттерапии как таковой и умеющий творчески применять свои знания к определенной группе людей (детей или взрослых).

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта.

Для арттерапевта наибольший интерес представляют следующие группы:

дети, пережившие кризисные ситуации;
аутичные дети;
дети с нарушением координации движения и речи;
психически больные дети.

Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

В обычном понимании изостудия — это отдельное, достаточно просторное помещение, соответствующее определенным требованиям: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначенное как для индивидуальной, так и для групповой работы. В соответствии с этим изостудия, где педагог работает с детьми, модернизируется с учетом названных требований.

Артстудия — комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из моего практического опыта и возможности использования помещений на базе дошкольного учреждения. Под артстудию в здании типового детского сада отводится целое крыло со смежными кабинетами. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию из группы, где ребенок проводит большую часть времени, он словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым — они воспринимают его как отдельный мир.

Этюдкласс — небольшой кабинет, пополам перегороженный занавесом, с сооруженным на полу подиумом. Основное предназначение — короткие пластические зарисовки, пантомима. Длительные выступления детей и присутствие зрителей не предполагаются, поэтому стулья необязательны.

Выставочный зал — центральная часть артстудии — достаточно просторное и светлое помещение. В оформлении используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. Объемные прямоугольные модули различной величины, которые можно комбинировать между собой, используются для мелкой скульптуры и игрушек.

Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано, гитара), а также звуковой техники. Здесь находятся стол со стульями и отдельный небольшой сервант (с набором посуды для чаепития).

Изостудия — самое светлое и просторное помещение с отдельной подсобной комнатой, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. Здесь обязательно должна иметься раковина. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. На полу — ковер. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям — шкафы-стеллажи. Между ними стоят столик и два стула.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Читайте так же:  Ставрополь арбитражный суд картотека дел

Инструменты и материалы, применяемые в изобразительной деятельности

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.

Возможные ошибки: Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.

Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.

Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.

При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.

Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками (набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, сухая кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием примакивание, с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки: Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные — красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки: Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.

Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки: Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш ретушь, как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Другие статьи:

  • Ст экспертиза ооо ООО «СТЭкспертиза» – предоставление услуг опытными строительными экспертами ООО «СТЭкспертиза» осуществляет все виды исследований в области строительно-технической экспертизы. Компания обладает штатом квалифицированных и опытных сотрудников, а также […]
  • Статья 89 гпк рф льготы по уплате государственной пошлины Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Комментарий к Ст. 89 ГПК РФ 1. Исходя из установленных […]
  • Приказ от 20022006 Постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" Правительство Российской ФедерацииПостановлениеот 20 февраля 2006 года № 95О порядке и условиях признания лица инвалидом В ред. Постановлений Правительства РФ от […]
  • Льготы по проектам Правительство Республики Армения 1-17 (звонок бесплатный) +374 (10) 527-000 (для звонков из-за рубежа) Официальная эл. почта Официальные новости Четверг, 6 Декабрь 2018 Даны льготы очередным инвестиционным проектам: будет создано более 900 новых рабочих […]
  • Ap лицензия по отходам Ранее ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержала ограничение на отчуждение отходов - собственник мог передать их только лицу, имеющему соответствующую лицензию. В действующей редакции данное положение […]
  • Федеральный закон от 24061998 89-фз статус Статья 29.1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" Статья 29.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ . Переходные положения Статья 29.1. Переходные положения 1. До 1 января 2025 года в муниципальных образованиях, […]
  • Региональный оператор договор Региональный оператор отказывается заключать с заказчиком договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А, ссылаясь на то, что требования к обращению с твердыми коммунальными отходами на такие отходы не распространяются. Следует ли […]