Требования предъявляемые к стартовой позиции

На стартовой позиции

На стартовой позиции

За 8—10 недель до старта Saturn V Apollo транспортируется на стартовую позицию. После соединения всех электроцепей, пневмокоммуникаций, топливных линий космической системы и передвижной стартовой платформы включается энергия и производится проверка всех коммуникаций. Одновременно проверяются бортовые и наземные радиосистемы.

Затем производятся испытания готовности к полету, в которых одновременно с действительным отсчетом времени и имитацией полетных операций проверяется работа Восточного испытательного полигона и Центра управления полетом в Хьюстоне. В процессе этих испытаний подтверждается готовность всех систем к полету.

Для окончательного испытания Saturn V Apollo перед стартом баки заправляются топливом и производится имитация предстартовой работы всех систем до момента включения ЖРД.

Однако, проверка работы экипаж – корабль осуществляется до заправки ракеты топливом.

Похожие главы из других книг

На открытой позиции

На открытой позиции Предположим, что вы – командир – полкового орудия. Подчинены вы командиру стрелкового взвода. Он сообщил вам, что противник наступает от деревни Заозерье, и приказал вам выдвинуть орудие в рощу у хутора Огнивка, чтобы сбить батальонную пушку

На закрытой позиции

На закрытой позиции Вот к хутору Огнивка (рис. 235) подъезжает командир 3-й батареи 4-го артиллерийского полка. Батарея эта вооружена 122-миллиметровыми гаубицами.На походе командир батареи получил от командира дивизиона задачу: подавить пулеметы противника на окраине

Батарея «устраивается» на позиции

Батарея «устраивается» на позиции Вы знаете уже, как использовал командир батареи свободные от стрельбы минуты: он точнее подготовил данные для стрельбы, лучше изучил местность.И на огневой позиции тоже никто не терял попусту свободное время.В стороне от батареи

На стартовой позиции

На стартовой позиции За 8—10 недель до старта Saturn V Apollo транспортируется на стартовую позицию. После соединения всех электроцепей, пневмокоммуникаций, топливных линий космической системы и передвижной стартовой платформы включается энергия и производится проверка всех

Дипломатические позиции, космические ходы и смена правил игры

Дипломатические позиции, космические ходы и смена правил игры – По-моему, Зазеркалье страшно похоже на шахматную доску, — произнесла, наконец, Алиса. — Только фигур почему-то не видно… А впрочем, вот и они! — радостно закричала она, и сердце громко забилось у нее в груди.

Ни тебе девушек на стартовой решетке, ни тебе красных брюк – какая-то школьная гонка Mazda CX-5 2WD SE-L

Ни тебе девушек на стартовой решетке, ни тебе красных брюк – какая-то школьная гонка Mazda CX-5 2WD SE-L Монако продает себя как сверкающий бриллиант юга Франции. В реальности же это крайне угрюмое сборище людей, которые предпочитают жить вдалеке от друзей и семьи,

Глава 4. Стартовые комплексы

Глава 4. Стартовые комплексы

Вместе с созданием баллистической ракеты конструкторам пришлось заняться разработкой стартового комплекса, способного обеспечить размещение, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Со временем стартовый комплекс становился все сложнее и сложнее, но главный его элемент — пусковое устройство, видоизменялось не часто. С совершенствованием ядерного оружия требования, предъявляемые к стартовым системам, стали оказывать заметное влияние на развитие ракет.

Первым пусковым устройством, применявшимся немецкой армией в годы Второй мировой войны, стал так называемый пусковой стол квадратной формы. Его можно было перевозить с места на место, лишь бы местность по профилю подходила для установки ракеты. Были созданы и активно эксплуатировались в 1944 году стационарные позиции с бетонированными площадками.

Перед стартом ракета А-4 устанавливалась при помощи крана на пусковой стол таким образом, чтобы обеспечить совпадение плоскости стрельбы с плоскостью стабилизации ракеты. После этого вводились данные в автомат управления дальностью. Таким образом проводилось прицеливание ракеты. Далее осуществлялась заправка баков компонентами топлива из автоцистерн. Пусковой сигнал на включение маршевого двигателя передавался по кабелю, проложенному от места размещения пункта управления пуском. Для обеспечения отбоя факела истекающих горячих газов внутренняя часть пускового стола имела пирамидальную форму. Такое пусковое устройство было надежным и простым в производстве, а главное — многоразового использования. Все остальные агрегаты пускового комплекса монтировались на автомобильном шасси.

Наземное пусковое устройство типа пусковой стол не исчезло вместе с ракетой А-4. Его использовали в стартовых комплексах ракет Р-1, Р-2, Р-5М, Р-12, Р-14 (СССР), «Дун-1», «Дун-2» (Китай) и других практически в неизмененном виде, хотя состав агрегатов и систем ракетных комплексов постоянно совершенствовался. В ряде случаев он потерял мобильность и размещался стационарно на заранее подготовленных в инженерном и геодезическом отношении позициях (Р-14, «Дун-1» и др.). С возрастанием массы и размеров ракет, естественно, увеличивались соответствующие характеристики и пусковых устройств. Так, например, пусковой стол для запуска ракеты Р-12 имел ширину и длину 3,02 м, высоту 3,27 м и массу 6,9 т. Конструкция пускового стола определяется конструкцией ракеты и способами ее наведения и установки. Но в любом случае он состоит из основания, опорно- поворотной части, верхней рамы, газоотражателя, подъемных и поворотных механизмов, уравнительного механизма и закладных частей.

Интересную конструкцию наземного пускового устройства применили для запуска американской БРСД «Тор». Так как комплекс считался мобильным, т. е. способным проводить пуски ракет с неподготовленных, но отвечающих определенным условиям позиций, необходимо было иметь пусковое устройство с небольшим давлением на грунт. С этой целью разработчики сконструировали пусковую установку с откидывающимися в виде лепестков опорами. Такая конструкция нигде больше не применялась.

Пусковой стол использовался для запуска советской МБР Р-16. На стартовой позиции оборудовались две площадки с пусковыми устройствами, пункт управления пуском, подъездные пути, устанавливались в обвалованных укрытиях емкости для хранения компонентов ракетного топлива. Ракеты хранились в бетонированных укрытиях. В случае необходимости они доставлялись к месту старта на транспортно-установочных тележках. После установки ракеты на пусковой стол проводилась предстартовая подготовка. Р-16 стала последней из поставленных на боевое дежурство межконтинентальных ракет, для запуска которой применялось подобное пусковое устройство.

Стационарный стартовый комплекс, созданный для запуска первой советской межконтинентальной ракеты Р-7, имел иную конструкцию. Его вариант для запуска ракет-носителей, выводящих на околоземные орбиты космические аппараты, видели многие в телерепортажах с космодрома Байконур. Так как ракета имела очень большую стартовую массу и солидные размеры, использовать стартовый стол было невозможно. Коллектив конструкторов под руководством Бармина разработал новый проект пускового устройства.

Перевозимый пусковой стол

На бетонированной стартовой позиции размещались комплекс стационарного наземного оборудования, пусковое устройство и другие сооружения, бункер командного пункта, обеспечивавшие подготовку ракеты к старту. Этот процесс длился несколько часов. Ракета Р-7 вывозилась из монтажно-испытательного корпуса, где ее собирали, на транспортно- установочном агрегате и в горизонтальном положении с незаправленными топливными баками доставлялась на стартовую позицию.

Пусковая установка представляла собой металлическую конструкцию, состоящую из неподвижной и подвижной частей. Неподвижная часть, установленная на козырьке пускового сооружения, состояла из двухниточного рельсового кольца, гидропривода с редуктором, приводящим в движение подвижную часть ПУ по кругу, упорных роликов, гидродомкратов со стопорами для фиксации подвижной части относительно неподвижной с заданным углом азимутального разворота. Азимутальное наведение обеспечивало заданное направление полета ракеты по курсу и могло осуществляться разворотом всей ракеты в горизонтальной плоскости с помощью поворотного механизма ПУ или введением соответствующей программы в ее бортовую систему управления, т. е. без разворота корпуса ракеты.

Устройства подвижной части обеспечивали установку, крепление, наведение, заправку и обслуживание ракеты. Она устанавливалась на поворотный круг и выравнивалась по вертикали. На его четырех основаниях шарнирно крепились четыре опорные фермы с несущими стрелами, с секторами и оголовками в верхней части и противовесами в нижней. При сведении опорных ферм с помощью гидропривода в вертикальное положение сектора образовывали силовое замкнутое кольцо, на оголовках которого подвешивалась и удерживалась ракета до пуска. Ее масса удерживала кольцо в замкнутом состоянии, которое в момент схода ракеты с пусковой установки размыкалось под действием противовесов, и опорные фермы с несущими стрелами отводились от движущейся ракеты на безопасный угол. Чтобы избежать влияния на ракету мощных потоков истекающих горячих газов, под опорным кольцом пришлось отрыть глубокий котлован и оборудовать его пламяотбойниками. МБР устанавливалась на место старта специальным установщиком, сконструированным на железнодорожной платформе.

С повышением требований к ракетным комплексам пришлось переходить к новым типам стартов. Возникла идея «спрятать» ракету под землю, что сулило значительное повышение уровня живучести. Первыми стартовый комплекс шахтного типа применили американцы для своих межконтинентальных ракет.

МБР «Атлас-F» размещали на территории ракетной базы, где оборудовалось 12 стартовых позиций с пунктом управления пуском, ракетной шахтой и вспомогательными сооружениями на каждой из них. Стартовые позиции были удалены друг от друга на 10–30 км. Конструкция шахты была рассчитана на избыточное давление во фронте ударной волны 7 кг/см?. По тем временам — величина значительная, так как ракета на пусковом столе выдерживала давление всего 0,2 кг/см?. Шахта имела глубину 53 м и внутренний диаметр 15,6 м. На ее нижнем ярусе размещались два резервуара для хранения запасов жидкого кислорода, три емкости с гелием для наддува топливных баков ракеты и бак с жидким азотом.

Внутри ствола шахты на подвижной люльке монтировался пусковой стол, который мог подниматься на уровень земли при помощи подъемника. Для проведения технического обслуживания ракеты имелось несколько ярусов площадок обслуживания. Сверху шахта закрывалась двухстворчатой железобетонной крышей, имевшей толщину 0,76 м и массу 126 т. Ее открытие осуществлялось гидроприводом.

Ракета хранилась в шахте с заправленными баками горючего. Перед стартом она заправлялась окислителем. Проводилась проверка системы управления и агрегатов ракеты, после чего стартовый стол поднимался на поверхность. Все эти операции длились около 13 минут. На поверхности земли, если по каким-либо причинам пуск задерживался, проводилась подпитка бака с жидким кислородом.

В 30 м от ШПУ оборудовался двухэтажный пункт управления пуском. Его фундамент был заглублен в землю на 11,5 м. Шахта и пункт управления соединялись между собой туннелем, проложенным на глубине 11,5 м и имевшим диаметр 2,4 м. В нем были уложены кабели управления. По своей защищенности стартовая позиция МБР «Атлас» превосходила все существовавшие на тот момент стартовые комплексы, а также позволяла уменьшить потребное время на приведение ракеты в полную боевую готовность, так как исключались из процесса подготовки к старту операции по буксировке и установке ракеты на пусковое устройство.

Конструкторы, создававшие стартовый комплекс для МБР «Титан-1», стремясь повысить его живучесть в ядерной войне, пошли несколько иным путем. Девять ракет размещались на одной ракетной базе, в состав которой входили три стартовые позиции размером 300×300 м. На каждой из них оборудовались три стартовые площадки с ШПУ, пунктом управления пуском, силовой станцией и другими сооружениями. Почти все техническое и технологическое оборудование укрыли в шахтах, которых на каждой стартовой площадке было три. Одна из них служила для размещения ракеты, вторая — для хранения запасов топлива и последняя — для различного оборудования.

Шахтная пусковая установка имела глубину 49 м, максимальный диаметр 13,5 м, который книзу уменьшался. Ее закрывала двухстворчатая железобетонная крыша толщиной 1 м, масса которой достигала 106 т. Для ее открытия установили специальный гидропривод. Внутри шахты на амортизаторах подвешивалась стальная клеть с пусковым столом. Ракета доставлялась на место старта по ступеням и собиралась непосредственно в шахте. Пусковой стол поднимался и опускался при помощи гидромотора. Перед пуском ракету поднимали на уровень земли.

Читайте так же:  Налог на недвижимое имущество физических лиц налоговый кодекс

На расстоянии 12 м от ШПУ располагалась вспомогательная шахта глубиной 12 м и диаметром 12,3 м. В ней разместили емкости горючего и оборудование для заправки ракеты, обеспечивающие заполнение баков за шесть минут. Запас жидкого кислорода хранился в отдельном резервуаре с двойными стенками.

Третья шахта глубиной 21,5 м и диаметром 13 м оборудовалась в 15 м от пусковой установки. В ней на четырех этажах разместили системы, обеспечивавшие функционирование агрегатов ПУ, и контрольно-проверочную аппаратуру. Обе вспомогательные шахты защищались мощной крышей из железобетона толщиной 1,8 м.

Пункт управления пуском оборудовался в подземном двухэтажном помещении под мощным железобетонным куполом, заглубленным на 7 м. В нем нес боевое дежурство расчет и размещалась аппаратура боевого управления, в том числе и ЭВМ «Афина». На удалении 180 м от пункта управления размещались две шахты глубиной 23 м и диаметром 9 м для антенн системы радиоуправления. Перед пуском одна из них поднималась и удерживалась на поверхности.

Силовая станция располагалась в двухэтажном подземном помещении и обеспечивала электропитанием потребителей стартовой позиции. Все сооружения связывались между собой туннелями общей протяженностью около 900 м. По ним осуществлялась прокладка трубопроводов и кабелей различного назначения, а также передвигались люди. Сооружения имели шлюзовые двери, перед которыми оборудовались расширительные камеры размером 4,9×5,3 м. Защищенность подземных сооружений составляла 4–7 кг/см?, а ШПУ — 20 кг/см?. Такие значения для того времени были рекордными.

Чтобы подготовить ракету к пуску, требовалось 15 минут. За это время проводилась заправка компонентами топлива, проверка всех систем и подъем ракеты на поверхность. Выдвигалась антенна управления. Ракеты с одной стартовой позиции могли стартовать только последовательно, с интервалом, определявшимся циклом наведения одной ракеты. Комплекс получился очень дорогим, что послужило одной из причин уменьшения общего числа заказанных для развертывания на ракетных базах МБР «Титан-1». Использование управляющих РЛС снижало его боевую ценность, так как даже при условии сохранения ракет уничтожение антенн управления не позволяло осуществить прицельный пуск.

Строительство шахтных позиций с групповыми стартами для баллистических ракет стало характерным для советских и американских ракетных комплексов первой половины 60-х годов. Причем американцы шли впереди и задавали тон. Первые ШПУ в Советском Союзе создали для БРСД Р-12, Р-14 и МБР Р-16. Разработку проектной документации для стартовых позиций с шахтными пусковыми установками осуществлял коллектив конструкторского бюро, возглавляемого В. П. Барминым. Советские конструкторы пошли по несколько иному пути, чем их американские коллеги. Старт ракет предполагалось осуществлять непосредственно из ствола шахты. При проектировании пришлось решать много сложных технических задач, таких как проходка шахт с применением системы замораживания грунтов, обеспечение заправки ракеты компонентами топлива и газами высокого давления с использованием дистанционного управления и др. В июне 1959 года на полигоне Капустин Яр в спешном порядке начали сооружать опытные ШПУ для ракет Р-12, и несмотря на сложные гидрогеологические условия в этом районе, работы первой очереди удалось закончить в сжатые сроки. Через три месяца после начала строительства — 31 августа 1959 года — был произведен первый пуск.

В 1963 году в западных районах СССР началось строительство и развертывание БРК средней дальности. Для ракет Р-12У на одной позиции по углам прямоугольника с размерами 80х70 м сооружались четыре ШПУ, а для БРСД Р-14У оборудовалось три пусковые шахты по углам прямоугольного треугольника с катетами 80 и 70 м. На каждой позиции имелся защищенный пункт управления пуском. Ракеты загружались в пусковые шахты при помощи установщиков специальной конструкции и хранились с пустыми топливными баками. Перед пуском проводилась предстартовая подготовка, длившаяся около 2 часов. Несмотря на то, что живучесть ракет повысилась, эксплутационные и боевые характеристики этих ракетных комплексов возросли незначительно.

Шахтные позиции с групповыми стартами создавались и для МБР Р-9А. На такой позиции имелось три ШПУ, командный пункт и пункт радиоуправления. Ракеты на боевом дежурстве содержались с заправленными баками горючего. Запас жидкого кислорода содержался в подземных резервуарах, оригинальная конструкция которых позволяла хранить его длительное время с минимальными потерями. Для наполнения баков окислителем перед стартом была применена скоростная система заправки. Как и ракеты «Титан-1», «девятки» могли быть запущены с одной стартовой позиции поочередно в течение 30 минут.

С повышением точности попадания боевых блоков межконтинентальных ракет возникла потребность изменить способ размещения пусковых установок. Ведь при существовавшем способе базирования МБР сторона, подвергнувшаяся внезапному ядерному нападению, рисковала потерять несколько своих ракет от одного ядерного блока противника, размещенного на ракете, обладавшей более высокой оперативной готовностью и подлетным временем, меньшим, чем необходимо стороне, подвергнувшейся нападению, на то, чтобы нанести ответный удар. В этих условиях решено было размещать пусковые установки так, чтобы обеспечить непоражение одним ядерным боеприпасом две возможные цели, т. е. создать так называемые ПУ ОС (отдельный старт). Конечно, без внедрения новейших технологий осуществить переход на новую систему было бы трудно.

Строительство пункта управления пуском БРК «Минитмен»

Разрез ШПУ МБР «Минитмен-2»

1-«ствол» шахтной конструкции; 2-защитный оголовок шахты; 3-верхний ярус оголовка; 4- защитная крышка шахты; 5-входной люк; 6- нижний ярус оголовка

Разрез ШПУ МБР УР-100

1 — «ствол» шахтной конструкции; 2 — защитный оголовок шахты; 3 — защитная крышка шахты; 4 — входной люк; 5 — элементы подвески ТПК; 6 — ТПК с ракетой; 7 — газоотбойное устройство

Американцы, захватившие в начале 60-х годов мировое лидерство в области электроники, первыми создали ШПУ ОС для МБР «Минитмен-1». Для удобства управления была принята отрядная система, при которой на один центр управления пуском приходилось 10 автоматизированных пусковых установок. Командный пункт отряда, оборудованный системами автоматизированного боевого управления и контроля, размещался в подземном защищенном сооружении и связывался заглубленными в землю кабельными линиями связи и электроснабжения с удаленными на 8-20 км от него ракетными шахтами.

ШПУ с ракетами были разнесены на 10–15 км друг от друга. Ракета размешалась в закрытой шахтной конструкции, имевшей защищенность 21 кг/см? и позволявшей проводить техническое обслуживание бортовых систем ракеты. Старт осуществлялся запуском маршевого двигателя первой ступени непосредственно в стволе шахты. Для того чтобы ракета не обгорала, ее внешнюю поверхность покрыли термозащитной краской. Вся стартовая позиция прикрывалась средствами заграждения и автоматизированными системами охраны.

Впоследствии при замене ракет на «Минитмен-2(3)» были внесены некоторые конструктивные изменения. Для отвода излишков тепла от системы управления ракеты установили систему термостатирования. Начиная с 1971 года, в течение 10 лет велись работы по программе VGS, предусматривавшей повышение защищенности всех 1000 ШПУ до 60–70 кг/см?. Существенной модернизации подверглась конструкция шахты, была установлена новая система амортизации, а также осуществлен ряд технических мероприятий, позволивших снизить степень воздействия электромагнитного импульса и проникающей радиации на ракету.

Разрез ШПУ МБР РС-16А

1 — «ствол» шахтной конструкции; 2 — защитный оголовок шахты; 3 — защитная крышка шахты; 4 — ТПК с ракетой; 5 — элементы верхнего пояса амортизации; 6 — элементы нижнего пояса амортизации

Новый стартовый комплекс создали и для МБР «Титан-2». В состав одной ракетной базы входило 18 ШПУ, рассредоточенных друг от друга на расстояние 10–20 км. Они размещались вокруг центра снабжения и командного пункта. Ракетная база занимала район 15–16 тыс. км 2. Стартовая позиция имела размеры 180›‹80 м. На ней оборудовались пусковая шахта и пункт управления пуском. ШПУ имела глубину 47 м, максимальный внутренний диаметр 16 м и двухслойную конструкцию типа «стакан в стакане» (внешний слой — сталь, внутренний — бетон). Толщина конструкций вверху шахты была значительно больше, чем в нижней ее части. Для отвода горячих газов, истекающих из камер сгорания ЖРД первой ступени при старте ракеты, оборудовались два газоотводящих канала, имевших выход на поверхность. Сверху шахта закрывалась раздвижной крышей массой около 680 т. Ракета устанавливалась на площадке, подвешенной на четырех пружинных амортизаторах.

Трехэтажный пункт управления пуском разместили под мощным бетонным колпаком в толще земли на удалении 75 м от шахтной пусковой установки. На верхнем этаже находились помещения для отдыха личного состава и столовая. На втором этаже устанавливалась аппаратура боевого управления и располагались места операторов. Стартовая позиция обносилась ограждением из кольчужной сетки и оборудовалась средствами автоматизированной системы охраны с дистанционным управлением. Защищенность ШПУ и пункта управления пуском достигала 21 кг/см?.

Со второй половины 60-х годов к строительству шахтных позиций типа ОС приступил и Советский Союз. Все ракетные комплексы второго и третьего поколений имели пусковые установки такого типа. Они, конечно, несколько отличались друг от друга по конструкции, что в первую очередь зависело от выбранного способа старта. В основном применяли два способа старта. Идея первого заключалась в том, что ракета выбрасывается из шахты специальным аккумулятором давления на безопасную высоту, после чего запускаются двигатели первой ступени (способ «минометного старта»). При втором способе ракета стартует за счет своих маршевых двигателей непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Оба этих способа позволяли после проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ использовать пусковую установку повторно.

ШПУ УР-100 с открытой защитной крышей

Оригинальную конструкцию пусковой установки разработал коллектив КБ, возглавляемого Уткиным для МБР PC-12. Ракета подвешивалась на системе амортизации над емкостью, в которую наливалось около 2 т специального водяного раствора. При запуске маршевого двигателя первой ступени образовывалось облако газо-водяного пара, которое выталкивало ракету из шахты. Для того времени и командный пункт этого комплекса по своей конструкции был значительным шагом вперед. Его создали в соответствии с требованиями эргономики, что обеспечило исключительно комфортные условия для работы личного состава боевых расчетов. В середине 60-х годов по степени защищенности он находился на первом месте среди всех командных пунктов такого уровня.

Разработчики французской БРСД S-2 также создали шахтный стартовый комплекс для своей ракеты. До появления РК третьего поколения в СССР и модернизации ПУ «Минитмен» он имел наивысшую степень защиты. Организационно 9 пусковых установок ОС, входящих в состав одного ракетного комплекса, сводились в одну эскадрилью, имевшую свой пункт управления пуском. Всего в боевом составе СЯС Франции имеется две эскадрильи, развернутые на плато Альбион.

Конструкция пусковой установки типовая. Ее глубина 23 м. Внутренний диаметр ствола шахты составляет 4 м. Для повышения устойчивости при колебаниях верхних слоев грунта, вызванных ядерным взрывом, ствол шахты защищался оголовком диаметром 15 м и высотой 14 м, который имел два этажа. В конструкции ШПУ широко применялись бетон и металл. Сверху шахта закрывалась защитной крышей, имевшей массу 140 т, которая перед пуском открывалась посредством срабатывания специального порохового заряда. Для того чтобы персонал мог попасть вовнутрь, оборудовался люк-лаз. Для удобства обслуживания ракеты и систем пусковой установки имелись откидные и стационарные площадки. Возможные колебания должны были воспринимать устройства групповой и локальной амортизации. Ракета стартовала из шахты за счет собственного маршевого двигателя.

Читайте так же:  Организация продаж гостиничного продукта учебное пособие мазилкина

При замене БРСД S-2 на S-3 проводились доработки ШПУ применительно к новым тактико-техническим требованиям. Повышалась надежность некоторых агрегатов и систем, стойкость всей конструкции, устанавливалась нейтронная защита. В настоящее время защищенность пусковой установки по давлению во фронте ударной волны оценивается величиной 50 кг/см?. Высокая степень защищенности пункта управления пуском обеспечивалась удачным его размещением в длинном тоннеле на большой глубине в скальных породах. ПУ с пусковыми установками связывался подземными кабельными линиями, по которым передавались пусковые команды.

Наименьших результатов в деле создания стартовых комплексов добились китайские конструкторы. Их БРСД «Дун-1» запускались с пусковых столов, размещенных на стационарных обвалованных стартовых площадках. В постоянной боевой готовности запас компонентов ракетного топлива и ракеты хранились в подземных хранилищах. При необходимости ракеты устанавливались на пусковой стол, проводилась предстартовая подготовка, длившаяся около 2,5 часов, после чего ракета могла быть запущена. Защищенность этого стартового комплекса составляла 0,2 кг/см?.

Разрез ШПУ французской БРСД S-2

1 — бетонная защитная крыша входного люка, 2 — восьмиметровый оголовок шахты из высокопрочного бетона, 3 — ракета S-2, 4 — сдвижная защитная крыша шахты, 5 — первый и второй ярусы площадок обслуживания, 6 — устройство открытия защитной крыши, 7 — противовес системы амортизации, 8 — лифт, 9 — поддерживающее кольцо, 10 — механизм натяжки троса подвески ракеты, 11 — пружинная опора системы амортизации, 12 — опора на нижней площадке шахты, 13 — концевые сигнализаторы закрытия защитной крыши, 14 — бетонный ствол шахты, 15 — стальная оболочка ствола шахты.

Самоходная пусковая установка БРСД «Пионер»

Такой же тип старта первоначально использовали и для ракет «Дун-2» и «Дун-2-1». Но в 1975 году для первой ввели полумобильный вариант базирования, суть которого сводилась к следующему. Для одной ракеты создавалось несколько стартовых площадок с пусковыми столами и ракету можно было поочередно перемещать с одного старта на другой. Но так как все перемещения осуществлялись в пределах одной ракетной базы, имевшей довольно ограниченные размеры, то добиться сколь-нибудь заметного увеличения степени защиты не удалось. Не было достигнуто и улучшение эксплуатационных характеристик. Тем не менее, в 1988 году из 105 ракет этого типа, состоявших на боевом дежурстве, 40 использовались в полумобильном варианте.

В середине 80-х годов для первой китайской МБР был создан стартовый комплекс с одиночной шахтной пусковой установкой. Но и он не отличался высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками. Защищенность ШПУ составила всего 10 кг/см?. Техническая готовность ракеты достигала 20 минут, в то время как этот же показатель у современных советских и американских ракет исчисляется несколькими минутами. Невысоким был и показатель надежности комплекса в целом. Следует признать, что для китайской ракетной промышленности и это был заметный прогресс.

Однако законы развития военных систем таковы, что если совершенствуется защита то через определенное время обязательно улучшаются средства нападения. Ядерные боеприпасы баллистических ракет не стали исключением. Был создан проникающий в землю ядерный заряд, способный поражать высокозащищенные точечные цели, что при одновременном улучшении точности стрельбы поставило под сомнение дальнейшее увеличение степени защиты стартовых комплексов посредством наращивания защитных конструкций. Нужно было искать другой выход. И его нашли в создании мобильных пусковых установок. Первым ими обзавелся Советский Союз.

Баллистическую ракету средней дальности «Пионер», разместили на самоходном шасси МАЗ-547. На том же шасси установили все вспомогательные системы, обеспечивавшие проверку, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Но, несмотря на солидную массу и значительные габариты (длина установки с ТПК — 19,3 м, ширина — 3,2 м, высота — 4,4 м, масса — более 80 т) СПУ довольно резво передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 градусов и имела радиус поворота всего 21 м.

Когда создавался этот ракетный комплекс, у его критиков возникло законное опасение: что будет с ракетой и ядерной боеголовкой в случае аварии? Но конструкция оказалась настолько надежной, что в течение 15 лет эксплуатации 509 установок не было ни одного случая разрушения ракеты или боевых блоков даже при тяжелых авариях и катастрофах.

Перед стартом СПУ вывешивалась на гидроопорах, после чего контейнер поднимался в вертикальное положение. Пуск проводился дистанционно по командам с подвижного пункта управления. Ракета выбрасывалась из ТПК пороховым аккумулятором давления на высоту 30 м, после чего включался маршевый двигатель первой ступени. В процессе ликвидации этих ракет в соответствии с положениями Договора о РСМД было проведено 72 пуска. Все они прошли успешно, подтвердив надежность всех систем ракетного комплекса. Обладая малой технической степенью защиты (0,2 кг/см?), самоходные установки позволяли, тем не менее, при ядерном нападении сохранять часть ракет для ответного удара за счет маневренных качеств. Но не стоит думать, что они не имели недостатков. Большая масса, зависимость точности стрельбы от точности определения координат точки старта, уязвимость от обычных средств поражения — все это далеко не полный перечень присущих СПУ недостатков. И все же достоинств было больше.

Пусковая установка МБР РС-12М

Железнодорожная пусковая установка МБР РС-22Б

Не прошли мимо идеи мобильных пусковых установок и американцы. Ракетный комплекс с БРСД «Першинг-2» также стал мобильным. Ракету поместили на полуприцеп с тягачом фирмы МАН, который с высокой скоростью мог передвигаться по дорогам любой категории. Длина транспортной пусковой установки составила 9,6 м (длина с тягачом — 15,39 м), ширина — 2,49 м, высота — 2,86 м и масса 12 т. Ракета на ТПУ располагалась открыто, в горизонтальном положении. На полуприцепе устанавливались контейнеры с контрольно-проверочной аппаратурой, а также гидронасосная система, используемая для установки опор и подъема ракеты в вертикальное положение перед стартом. В мирное время все боевые и специальные машины и агрегаты ракетного комплекса находились в боксах. Ракетная бригада, вооруженная БРСД «Першинг-2», как уже отмечалось, дислоцировалась на территории Западной Германии.

Предполагалось, что в военное время ракетные батареи будут выведены в заранее определенные районы и приступят к подготовке ядерного удара. Перед пуском ракеты переводились в боевое положение и подключались кабельными линиями связи к машине- командному пункту, расчет которой проводил и контролировал ход предстартовой подготовки и, по получении приказа на пуск, выдавал пусковую команду. Как и советские «Пионеры», ракеты «Першинг-2» попали в список ликвидируемых в соответствии с положениями Договором об РСМД, для чего все 120 ракет были вывезены из Европы на территорию США.

Мобильные пусковые установки создали и для межконтинентальных ракет. Советскую РС-12М также разместили на самоходном шасси, выполненном на базе тягача МАЗ. При ее создании конструкторы учли богатый опыт эксплуатации ракетного комплекса с БРСД «Пионер», что позволило значительно улучшить боевые и эксплуатационные характеристики, повысить надежность систем и агрегатов пусковой установки. Однако значительная масса ракеты сказалась на скорости движения и проходимости.

И в США и в СССР, при создании близких по своим характеристикам баллистических ракет стратегического назначения MX и РС-22, их разработчики независимо друг от друга решили помимо ШПУ разместить свои изделия на мобильных, но уже железнодорожных, пусковых установках. В пользу этого варианта говорило несколько факторов. Во-первых, солидная собственная масса МБР с РГЧ. Во-вторых, возможность передвигаться по широкой сети железных дорог с гораздо большей скоростью по сравнению с мобильными грунтовыми СПУ, что позволяло выводить из-под удара ракетный комплекс за короткое время и сохранить свои ракеты для ответного удара.

В Советском Союзе БРК с железнодорожными пусковыми установками был принят на вооружение РВСН, а в США после подписания Договора СНВ-1 приостановили доведение такой установки до полной готовности. Видимо, в дальнейшем и политические факторы будут определять пути развития стратегических ракетных комплексов.

Требования предъявляемые к стартовой позиции

С учетом развития СВН противника и тактики его применения встал вопрос о создании зенитных ракетных комплексов, способных бороться с маловысотными целями. Официально разработка перевозимого одноканального зенитного ракетного комплекса для борьбы с маловысотными целями была задана Постановлением Совета министров от 19 марта 1956 г. № 366-255, предусматривающим проведение его испытаний в 1960 г.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих – зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

В 1961 г. комплекс принимается на вооружение и получает обозначение С-125 «Нева». Зенитный ракетный дивизион, оснащенный ЗРК С-125, являлся основным тактико-огневым подразделением и входил в состав зенитных ракетных полков и бригад ЗРВ ПВО.

Комплекс С-125 – одноканальный по цели и двухканальный по ракете. Состав его аппаратуры позволял вести обстрел целей при стрельбе на встречных курсах и вдогон в условиях применения противником пассивных и активных помех. Комплекс предназначался для поражения самолетов стратегической, тактической и морской авиации, а также ракет воздушного базирования в широком диапазоне условий их боевого применения.


В ЗРК С-125М (модифицированный вариант комплекса) ввели новую четырехбалочную пусковую установку 5П73, которая обеспечивала возможность боевого использования ракет В-600П и В-601П, а также проведение тренировок расчетов. Снимок сделан в Учебном центре Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь). Фото: Михаил Ходаренок

Однако первоочередной задачей стрельбы зенитного ракетного дивизиона являлось уничтожение целей, летящих на малых и предельно малых высотах. В исключительных случаях (при самообороне или при отсутствии других средств борьбы) зрдн мог привлекаться для уничтожения радиолокационно-наблюдаемых наземных и надводных целей.

На вооружении зрдн имелся передвижной зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 с приданными средствами разведки и целеуказания (СРЦ) (П-15, П-12), опознавания государственной принадлежности цели, аппаратуры сопряжения и связи (5Ф20, 5Ф24), абонентской радиорелейной станцией (5Я62, 5Я63), зенитной пулеметной установкой (ЗПУ или ДШК), комплектом оборудования пункта технического обслуживания ракет (ПТОР).

В состав ЗРК С-125 входили:

  • станция наведения ракет СНР-125;
  • зенитные управляемые ракеты типов 5В27 и 5В24;
  • пусковые установки 5П73 (5П71);
  • транспортно-заряжающие машины ПР-14;
  • средства электропитания;
  • средства внутренней связи.

Наряду с разработкой и принятием комплекса на вооружение исходя из состава, предназначения и выполняемых им боевых задач были также определены требования к местности и размещению дивизиона для ведения боевых действий.


Первоначально зенитным ракетным дивизионам С-125 в качестве СРЦ придавалась П-15 «Тропа». Затем на вооружение поступила более совершенная РЛС П-19 (на снимке). Она предназначалась для ведения разведки воздушных целей на малых и средних высотах, обнаружения целей, определения их текущих координат по азимуту и дальности опознавания, а также для передачи радиолокационной информации на КП зрдн С-125. Снимок сделан в Учебном центре Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь). Фото: Михаил Ходаренок

Читайте так же:  Судебные приставы промышленного района ставрополя

Для выполнения боевых задач зенитные ракетные дивизионы разворачивались в боевые порядки.

Боевой порядок зрдн С-125 включал:

  • стартовую позицию с командным пунктом зрдн и кабиной сопряжения с АСУ;
  • позицию средств разведки и целеуказания;
  • позицию радиорелейной станции;
  • позицию ПТОР;
  • позицию ЗПУ (ДШК) с постом визуального и химического наблюдения;
  • места расположения средств тяги;
  • сооружения наземной обороны.


Размещение зенитного ракетного дивизиона С-125М на позиции. Графика Юлии Гореловой

Боевой порядок строился с учетом особенностей поставленной боевой задачи и должен был обеспечивать:

  • полное использование технических возможностей и боевых свойств вооружения при отражении ударов СВН противника с любого направления;
  • наилучшее использование местности, скрытность расположения, инженерное оборудование и маскировку позиции в целях сохранения боеспособности подразделения;
  • возможность маневра;
  • возможность хранения ЗУР и перевода их в режим окончательной готовности;
  • эффективную наземную оборону.

Возможность ведения боя зрдн с любого направления и во всем диапазоне высот (особенно на малых и предельно малых высотах) обеспечивалась главным образом правильным выбором стартовой позиции, позиции СРЦ с точки зрения допустимых углов закрытия.

Размещение аппаратуры комплекса в КУНГах, смонтированных на базе автомобильных прицепов и полуприцепов, на буксируемых колесных повозках позволяло разворачивать комплекс и вести боевую работу практически с любой позиции. Для боевой позиции дивизиона было достаточно относительно ровной площадки размерами 200 на 200 м с малыми углами закрытия.

Стартовая (боевая) позиция представляла собой участок местности, на котором размещался зрдн для ведения боя. Он мог быть как оборудованным, так и необорудованным в инженерном отношении и должен был отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать требуемые углы закрытия со всех сторон;
  • не иметь источников радиопомех;
  • иметь подъездные пути, обеспечивающие занятие и оставление стартовой позиции, а также подвоз ЗУР с максимально допустимой скоростью;
  • иметь внутренние дороги, позволяющие перевозить ЗУР от ракетных укрытий к ПУ за время, не более допустимого;
  • внутри окопов ПУ не должно быть посторонних предметов, которые при старте ЗУР могли быть разбросаны по позиции;
  • иметь по возможности естественную маскировку или обеспечивать удобство выполнения искусственной маскировки;
  • обеспечивать возможность проведения инженерных работ с наименьшей затратой сил и средств;
  • иметь возможность рассредоточения ТЗМ и средств тяги.

В целях обеспечения маневренности ЗРК стартовая позиция должна была позволять:

  • быструю установку прицепа, автомашины и автокрана для монтажа (демонтажа) антенного поста УНВ;
  • удобное маневрирование тягачей с прицепленными кабинами и ПУ;
  • быстрое свертывание и развертывание кабельной сети.

При размещении комплекса ЗРК-125 на подготовленной позиции для средств станции наведения ракет СНР-125 (кабина УНК, ДЭС, РКУ, кабина связи, ПРМ) строилось полузаглубленное железобетонное сооружение с дополнительным земляным покрытием. В сооружении предусматривались дополнительные помещения для командного пункта дивизиона, а также комната отдыха дежурной боевой смены и учебный класс, подготовленный к использованию в качестве убежища личного состава радиотехнической батареи. Помещения оборудовались фильтровентиляционной системой. Кроме того, для боевого расчета станции наведения ракет дополнительно имелся комплект изолирующих противогазов.


Транспортно-заряжающая машина ПР-14МА, созданная на базе шасси автомобиля ЗиЛ-131. Снимок сделан в Учебном центре Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь). Фото: Михаил Ходаренок

Кабина сопряжения и связи располагалась от кабины УНК на удалении до 10 м.

Станция наведения ракет размещалась на площадке радиусом 20 м.

Пусковые установки на подготовленной стартовой позиции располагались по окружности или полукругом с центром в точке стояния антенного поста УНВ в полукольцевых обваловках с выносом относительно антенного поста СНР в сторону сектора ответственности дивизиона. Минимально допустимое расстояние между антенным постом и ПУ, а также между ПУ составляло 60 м. Маскировка ПУ выполнялась с использованием маскировочных сетей. Около ПУ в радиусе до 50 м не должно быть предметов, которые могли бы отбрасываться газовой струей или воспламеняться.

Хода ПУ размещались на специально оборудованных площадках, обеспечивающих удобство доставки их к ПУ.

Для хранения ракет на подготовленных позициях строились железобетонные сооружения № 7 на 8–16 ракет, где рядом с сооружением предусматривалось место и для личного состава стартовой батареи. На крыше сооружения мог находиться пост визуального наблюдения (ПВН), где размещались зенитный пулемет (ЗПУ или ДШК) с расчетом и аппаратура химического контроля. В особых условиях, например при отсутствии строительных материалов или необходимых площадок, допускалось открытое хранение в таре № 1 боекомплекта ракет на позициях дивизионов.

Позиция ПТОР оборудовалась вне зоны падения стартовых двигателей и вне ответственного сектора на малых высотах. Она связывалась со стартовой позицией дорогами, обеспечивающими быструю и удобную доставку ракет к ПУ и в ракетные укрытия (места рассредоточения ракет).

Ракетные укрытия с убежищами для личного состава располагались на удалении 120–150 м от центра позиции и должны были обеспечивать:

  • безопасность личного состава и техники при нанесении противником ударов по СП, а также от поражения газовой струей и кусками пороха при старте ракет;
  • возможность доставки ракет к ПУ за время, обеспечивающее выполнение требуемой скорострельности ЗРК;
  • возможность быстрого и удобного подвоза ракет, прибывающих для пополнения их запаса;
  • маскировку и укрытие техники и личного состава.

Позиция ЗПУ (ДШК) с постом визуального и химического наблюдения, как правило, оборудовалась на возвышенности в секторе наиболее вероятного появления маловысотных целей и должна была обеспечивать:

  • визуальное обнаружение и ведение пулеметного огня по воздушным целям, летящим на малых и предельно малых высотах;
  • наблюдение за подступами к стартовой позиции в целях своевременного обнаружения наземных действий десантных и диверсионных групп противника;
  • оповещение КП зрдн о появлении воздушного и наземного противника, о применении им противорадиолокационных снарядов, а также оружия массового поражения;
  • обнаружение ядерных взрывов, радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности и воздуха;
  • защиту расчета ЗПУ (ДШК) и поста наблюдения от осколков при ракетно-бомбовом ударе с воздуха и отдельных поражающих факторов оружия массового поражения.

Места расположения средств тяги дивизиона, как правило, находились на удалении не более 2 км от центра СП (вне ответственного сектора на малых высотах) и должны были отвечать следующим требованиям:

  • иметь подъездные пути, обеспечивающие прохождение транспортных средств к ПУ и СНР в любое время года;
  • обеспечивать безопасность от поражения горящими кусками пороха и падающими стартовыми двигателями;
  • обеспечивать маскировку.

Сооружения наземной обороны включали окопы, траншеи и ячейки для ведения огня из ручного огнестрельного оружия, а также различного типа заграждения (проволочные, минные и т. п.) и должны были обеспечивать:

  • наблюдение и ведение огня из ручного оружия в секторах, определенных планом наземной обороны;
  • возможность маневра силами.

Позиции придаваемых зрдн СРЦ располагались на удалении до 500 м от центра стартовой позиции, как правило, вне ответственного сектора стрельбы на малых высотах и должны были удовлетворять следующим требованиям:

  • местность в районе позиции ровная в радиусе до 1500 м;
  • наклон местности – не более 0,50;
  • углы закрытия – не более допустимых;
  • отсутствие в радиусе 500–600 м воздушных электросиловых и телефонно-телеграфных линий, высоких железобетонных и кирпичных зданий, строений с железными крышами, железных мачт и мостовых ферм.

Абонентская станция располагалась на удалении до 500 м от центра СП на площадке размером 50х50 м, вне ответственного сектора на малых высотах, в направлении, где появление низколетящих целей наименее вероятно. В районе площадки не должно быть леса, зданий или других сооружений, превышающих мачту или затрудняющих развертывание антенно-мачтового устройства. Антенно-мачтовое устройство устанавливалось в районе аппаратной кабины на расстоянии до 20 м от нее.

Предъявляемые к позиции и боевому порядку требования не раз оправдывали себя при ведении боевых действий дивизиона С-125 в локальных войнах и военных конфликтах. Размещение техники на позиции, возможность естественной и искусственной маскировки, свободное маневрирование автотягачей на позиции и подъезд их к технике, выстраивание в походную колонну и т. д. не раз спасали зрдн от уничтожения.

Зенитный ракетный комплекс С-125 подвергался неоднократной модернизации. В его состав были дополнительно введены аппаратура телевизионного канала визирования цели, аппаратура борьбы с помехами ГШН, аппаратура выносного индикатора СРЦ, аппаратура отвлечения ПРР «Дублер», аппаратура опознавания, аппаратура звукового контроля цели. В процессе модернизации менялся облик, улучшались тактико-технические характеристики комплекса, но требования к позиции и его боевому порядку оставались и остаются неизменными.

Маловысотный зенитный ракетный комплекс С-125, который, по признанию специалистов всего мира, относится к лучшим образцам систем вооружения ПВО, поставлялся в 35 стран мира. По зарубежным данным, комплексы С-125 состоят на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Боснии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Ирака, Йемена, КНДР, Кубы, Ливии, Мали, Мозамбика, Монголии, Перу, Польши, Сирии, Танзании, Финляндии, Чехии, Эфиопии, Югославии и почти всех стран СНГ.

Всего за двадцать лет было поставлено 523 комплекса, значительная часть из которых после нескольких десятилетий эксплуатации не исчерпала свой ресурс и способна оставаться на вооружении вплоть до двадцатых – тридцатых годов XXI века. В настоящее время на базе достижений высоких технологий имеется возможность многократно увеличить боевую эффективность при затратах на порядок ниже, чем при закупке новых образцов с сопоставимыми характеристиками.

Другие статьи:

  • Погашение ипотеки без комиссии Досрочное погашение ипотеки Возможно ли досрочное погашение ипотечного кредита? Насколько законен запрет на досрочное погашение ипотеки? Может ли банк взимать за досрочное погашение кредита, и какие? Запрет на досрочное погашение ипотеки: насколько он […]
  • Мед экспертиза москва Мед экспертиза москва Прием врача, гастроскопия, УЗИ брюшной полости и анализы! Отбеливание на 8-10 тонов Amazing White. В программу входят: прием кардиолога, ЭКГ, УЗИ сердца, анализы и др. Гастроскопия + УЗИ брюшной полости + консультация врача + анализы за 2500 […]
  • Как внести изменения в договор при изменении наименования Дополнительное соглашение на изменение наименования в спецификации Дополнительное соглашение на изменение наименования в спецификации Как внести изменения в спецификацию к договору поставки? Как внести изменения в спецификацию к договору поставки? Как внести […]
  • Мировой суд 423 Судебный участок мирового судьи №423 Муниципальный район: Тверской Судебный район: Тверской Территориальная подсудность: Судебный участок N 423 включает в себя территорию, граница которой проходит: по осям ул. Большой Садовой, Садовой-Триумфальной, […]
  • Госпошлина в суд октябрьского района Госпошлина в суд октябрьского района Октябрьский районный суд г. Красноярска Реквизиты для перечисления налогов для налогоплательщиков Октябрьского района УФК Минфина России по 40 101 810 600 000 010 001 краю (ИФНС России по Октябрьскому району Коды […]
  • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
  • Договор на вывоз тбо от частного сектора ТАРИФЫ и способы вывоза ТКО из частного сектора МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ВЫВОЗА ТБО из частного сектора: 1. Установка коллективного контейнера объемом 10 куб.м с заключением договора со старшим по улице, председателем Бункер […]