Заявление о постановке на налоговый учет обособленного подразделения

Регистрация обособленного подразделения

Обособленное подразделение (ОП) – новый этап в развитии организации. Рано или поздно успешно развивающаяся компания приходит к тому, что ей нужно некое представительство в другом городе. В статье я расскажу, как открыть обособленное подразделение в другом городе и что делать потом.

Комментарий в тему:

«В профессиональной среде часто встречается ошибочное мнение о том, что филиалы (представительства) в гражданском законодательстве и обособленные подразделения в налоговом законодательстве являются равнозначными понятиями. В действительности они имеют смежный, но далеко не равнозначный смысл. Филиал (представительство) в гражданском законодательстве создаются организацией и действуют на основе утвержденных ею положений, тогда как обособленные подразделения в налоговом законодательстве возникают без какого-либо решения организации в связи с появлением стационарных рабочих мест. Созданный организацией филиал (представительство) не признается обособленным подразделением в налоговом законодательстве до появления стационарных рабочих мест. На практике возможно временное существование филиала (представительства), который не является обособленным подразделением для целей применения налогового законодательства. Обособленные подразделения, возникшие в налоговом законодательстве, могут не являться ни филиалом, ни представительством. Таким образом, создание филиала (представительства) не означает автоматического образования обособленного подразделения для целей налогообложения и наоборот».

Сумин Евгений Владимирович,
Заместитель директора Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения, Юридическая фирма «КЛИФФ».

Обособленное подразделение – это любое отделение компании, находящееся не по юридическому адресу, где оборудованы стационарные (сроком более чем на месяц) рабочие места (п.2 ст.11 НК РФ). Такое отделение приобретает статус обособленного подразделения, даже если оборудовано только одно стационарное место (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением»), поэтому оно подлежит регистрации.

В то же время, за несвоевременную регистрацию ОП (отсутствие регистрации вообще) фирма будет нести ответственность согласно статье 116 НК РФ «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе». А это штраф в размере 10 000 рублей за несоблюдение сроков постановки на налоговый учет или штраф за ведение деятельности без постановки на учет в размере 10% от доходов, полученных в течение времени деятельности ПО, но не менее 40 000 рублей.

Филиал и представительство – это разновидность ОП, регламентируемая Гражданским кодексом. Каждый филиал и представительство являются ОП. Но не каждое ОП будет обязательно филиалом или представительством. Не обязательно открывать филиал или представительство, чтобы зарегистрировать ОП. При этом, чтобы зарегистрировать филиал или представительство, необходимо проделать много дополнительной работы, так как данные о них должны быть внесены в учредительные документы. Далее каждый выбирает то, что удобно ему. Кто-то целенаправленно хочет открыть филиал, а кому-то важно иметь подразделение в другом городе и не грузить себя лишней заботой.

К тому же процедура создания ОП намного проще, чем создание филиала или представительства. Открытие обособленного подразделения находится в компетенции генерального директора. В устав сведения об ОП вносить не нужно.

ОП могут иметь свою собственную печать и собственный баланс, но бухгалтерия все-равно будет вестись консолидировано.

Далее мы будем говорить именно об обособленном подразделении (по НК РФ), но не о филиалах и представительствах.

Открытие обособленного подразделение – это создание рабочих мест, только затем его постановка на налоговый учет.

Организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, входящего в ее состав (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ). Не требуется регистрировать обособленное подразделение в налоговой инспекции, если оно находится на территории одного и того же муниципального образования, что и сама компания.

Код причины постановки на учет для ОП присваивается собственный, отличный от КПП головной компании.

Данная процедура занимает немного времени и довольно проста.

Необходимые документы для налоговой:

  1. Паспорт лица, подающего документы.
  2. Доверенность, если документы подает не генеральный директор компании.
  3. Заявление по форме С-09-3.

Данные документы подаются не позднее, чем через 1 месяц после открытия ОП в налоговую инспекцию по месту регистрации фирмы (т.е. по ее юридическому адресу). При этом днем создания подразделения считается день создания рабочего места (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А41/4467-01).

Предприятие ставится на налоговый учет в течение 5 рабочих дней после подачи документов. Если вы открываете подразделение в другом городе, то ваша налоговая инспекция сама пересылает документы в ту инспекцию, которая находится по месту регистрации подразделения.

Если ОП в ходе деятельности меняет свое местоположение и, например, переезжает в другой город, то необходимо пройти процедуру закрытия подразделения в одном городе и открыть его в другом.

Обособленное подразделение будет применять ту же систему налогообложения, что и головная организация. Применение УСН допустимо, если головная организация на УСН.

Обособленное подразделение может уплачивать за себя следующие налоги: налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, НДФЛ и взносы в фонды, и подает соответствующие налоговые декларации в свою налоговую.

Постановка на учет в фондах

Некоторые обособленные подразделения нуждаются в постановке на учет во внебюджетных фондах (ПФР и ФСС).

Необходимо поставить на учет подразделение, если оно будет:

  • иметь собственный баланс;
  • иметь расчетный счет в банке;
  • начислять выплаты и иные денежные вознаграждения физическим лицам.

Постановка на учет в фондах осуществляется уже по месту нахождения ОП в течение 30 дней после регистрации и длится 5 рабочих дней.

Документы для ПФР (нотариально заверенные копии):

  1. Свидетельство о постановке юрлица на налоговый учет;
  2. Уведомления о регистрации юрлица во внебюджетных фондах;
  3. Документы о создании и деятельности обособленного подразделения (приказ об открытии обособленного подразделения, уведомление об открытии счета);
  4. Заявление о постановке на учет.

После постановки на учет в ПФР вам выдадут уведомление в двух экземплярах, один из которых необходимо самостоятельно доставить в территориальный орган ПФР по месту нахождения головного офиса в течение 10 дней.

Документы для ФСС (нотариально заверенные копии):

  1. Свидетельство о регистрации юрлица;
  2. Свидетельство о постановке юрлица на налоговый учет;
  3. Уведомление о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  4. Документы о создании и деятельности обособленного подразделения (приказ об открытии обособленного подразделения, уведомление об открытии счета);
  5. Извещение о регистрации в качестве страхователя.

На этом процедура регистрации заканчивается.

Редактор Регфорум.ру Анастасия Бычкова

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Читайте так же:  Срочный договор учебный отпуск

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected] (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/[email protected]).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Ранее о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя нужно было подать заявление в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации, за несоблюдение срока взимался штраф.

Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ внес изменения в статьи 83-85 НК РФ, регламентирующие порядок постановки на учет и снятия с него в налоговых органах. Теперь учет в налоговых органах в основном осуществляется автоматически, без подачи заявления о постановке на учет — заявительный порядок постановки на учет сохраняется только для организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (подробнее см. Новое в порядке постановки на учет в налоговых органах).

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п.10 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется сразу после их регистрации — независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога (т.е. независимо от того, начали они работать или нет и появились ли, собственно, основания для взыскания налогов, или не появились) (п.2 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 1 месяца после создания обособленного подразделения (п.4 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Читайте так же:  Есть ли льготы при поступлении в вуз детям из многодетных семей

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии) (п.1 ст.84 НК РФ).

Постановка на учет лиц, занимающихся частной практикой

Постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями. Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта РФ (п.6 ст.83 НК РФ) — см. Обязанности регистрирующих органов и уполномоченных лиц по уведомлению налоговых органов (для налогового контроля). Таблица.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой соответствующими органами (см. Обязанности регистрирующих органов и уполномоченных лиц по уведомлению налоговых органов (для налогового контроля). Таблица) — налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (п.7-8 ст.83 НК РФ).

Право, теория и понятие права

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ организации и индивиду­альные предприниматели обязаны подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Нару­шение этого срока влечет ответственность, размер которой ус­тановлен ст. 116 НК РФ.
Данное правонарушение относят к общим налоговым правона­рушениям.
2. При нарушении налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок менее нем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о по­становке на учет в налоговом органе на срок более нем 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Объектом правонарушения является установленный законода­тельством порядок учета налогоплательщиков в целях налого­вого контроля.

Субъект правонарушения •- налогоплательщик, которым является:
организация;
индивидуальный предприниматель;
частный нотариус (нотариус, занимающийся частной практикой);
частный детектив или частный охранник. Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия — в наличии юридического факта неподачи нало­

гоплательщиком заявления о постановке на учет в сроки, пре­дусмотренные в пунктах 3, 4, 5 ст. 83 НК РФ.
Субъективная сторона правонарушения — прямой умысел или неосторожность. Лицо либо осознает противоправный харак­тер своего бездействия и желает бездействовать, либо не осоз­нает противоправный характер своего бездействия, хотя долж­но и могло его осознавать.

Ответственность налогоплательщика за нарушение срока постановки на учет

Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Ответственность наступает, если налогоплательщик не подал:

— заявление о постановке на учет организации в течение 10 дней после ее государственной регистрации (п.3 ст. 83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации (п. 3 ст. 83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет организации, осуществляющей деятельность через обособленное подразделение в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ);

— заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации (п.5 ст.83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (п.6 ст.83 НК РФ).

Местонахождение подлежащего налогообложению имущества определяется следующим образом:

— для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

— для иных, кроме указанных выше транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

— для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Нарушение налогоплательщиком вышеуказанных сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе наказывается штрафом в размере 5 000 рублей, если срок пропущен не более чем на 90 дней, или 10 000 рублей, если срок пропущен более чем на 90 дней. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из вышеизложенных оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному вышеизложенному основанию.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет, решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, предоставить выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

В случае отсутствия соответствующего заявления о постановке на учет в налоговые органы, налоговые органы принимают меры к постановке на учет.При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику — организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по утвержденным формам. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет на основании заявления налогоплательщика.

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 15.3, является порядок постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. При этом необходимо учесть, что с 1 июля 2002 г. утратили силу подп. 2 п. 84, п. 110, подп. 5 п. 112 ст. 1 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (ст. 2 Закона N 196).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 15.3, состоит в том, что виновный нарушает установленный в НК срок подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах и органах государственных внебюджетных фондов. Ст. 15.3 не вполне учитывает нормы Закона о регистрации ЮЛ и действующую редакцию ст. 23, 32, 84-86, 346.1 НК (о том, что налоговые органы после регистрации ЮЛ или ИП самостоятельно ставят их и на налоговый учет, а также на учет во внебюджетных фондах по принципу т.н. «одного окна»). В соответствии со ст. 23, 84 НК заявление о постановке обособленного подразделения юридического лица на учет в налоговом органе должно быть подано в течение 1 месяца после его создания. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе физического лица (в т.ч. индивидуального предпринимателя) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается. Организации-страхователи должны зарегистрироваться в территориальном органе ПФР в 30-дневный срок со дня госрегистрации юридического лица (ст. 11, 14 Закона N 167). Отметим еще раз, что надо учитывать имевшие до 01.01.2010 место (а в ряде случаев — сохраняющиеся и в настоящее время!) противоречия между ст. 15.3 и указанными выше актами. После вступления в силу (с 01.01.2010) изменений, внесенных в ст. 15.3 Законом N 213 от 24.07.09 объективная сторона данного правонарушения более не охватывает нарушение срока представления заявления в государственного внебюджетного фонда. См. также комментарий к ст. 15.32-15.34.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок постановки на учет.

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 15.3, состоит в том, что виновный не только нарушает срок постановки юридического лица на учет в налоговом органе (а до 01.01.2010 в органе государственного внебюджетного фонда), но и осуществляет при этом предпринимательскую или иную (например, если это некоммерческая организация, которая не осуществляет предпринимательство) деятельность.

Оконченным данное правонарушение считается с момента начала деятельности без постановки на учет. Если правонарушение, предусмотренное в ч. 1 ст. 15.3, может быть совершено путем бездействия, то предусмотренное в ч. 2 ст. 15.3 — только путем действий.

4. Субъектом данного правонарушения могут быть только должностные лица (руководители юридических лиц). При этом в примечании к ст. 15.3 предусмотрено, что для целей ст. 15.3-15.9, 15.11 к числу должностных лиц не относятся индивидуальные предприниматели (в изъятие из общих правил ст. 2.4, см. коммент. к ней). ВС разъяснил, что данное положение относится и к случаям, когда ИП (не заключая трудовых договоров для исполнения обязанности руководителя, главного бухгалтера и иных ДЛ) сам осуществляет их права и обязанности (п. 23 Пост. N 18). Индивидуальные предприниматели могут быть привлечены лишь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 116 НК.

Юридические лица могут быть привлечены к ответственности лишь за совершение налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 116 НК (см. ее анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.).

5. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 15.3, характеризуется или умышленной, или неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

Читайте так же:  Таблица пособия на ребенка в 2019 году

6. По ст. 15.3 назначается лишь административный штраф; его налагает судья (см. коммент к ст. 3.5, 23.1).

7. О судебной практике применения ст. 15.3 (а также ст. 15.4-15.9, 15.11, 15.25) см п. 2, 3 пост. N 2. См также п. 23 Пост. N 18.

Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Должностные лица организации

Штраф в размере 10 000 рублей

штраф в размере от 500 до 1 000 рублей

Обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах в случаях, предусмотренных НК РФ, установлена пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Основные правила, касающиеся порядка учета организаций и физических лиц для целей проведения налогового контроля, а также сроки, в которые такой учет должен быть осуществлен, содержатся в ст. ст. 83 — 86 НК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленных подразделений;

— по месту жительства физического лица;

— по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;

— по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В результате совершенствования процедур государственной регистрации постановка на учет как организаций, так и физических лиц в большинстве случаев производится налоговыми органами самостоятельно, в т.ч. и на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию указанных лиц и их имущества (например органами внутренних дел, органами ЗАГСа и др.).

Категории налогоплательщиков, в отношении которых может быть применена ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, представлены в таблице:

Основание постановки на учет в налоговом органе

Дата, с которой исчисляется срок давности (дата совершения правонарушения)*(1)

1. Иностранные организации

— иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие свою деятельность через открытые ими отделения на территории РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ);

— иностранные организации, осуществляющие деятельность через аккредитованные филиалы, представительства (абзац 3 п. 4 ст. 83 НК РФ)*(2)

По месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленные подразделения (абзац 4 п. 4 ст. 83 НК РФ).

С 31-го календарного дня осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через обособленные подразделения

2. Организации, являющиеся инвесторами соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

По местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях указанного соглашения (п. 1, п. 5 ст. 346.41 НК РФ)

С 11-го рабочего дня вступления соответствующего соглашения в силу

До 01.01.2013 года ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ распространялась и на плательщиков ЕНВД в случае пропуска ими срока подачи заявления о постановке на учет. Напомним, что до указанной даты переход на систему налогообложения в виде ЕНВД являлся обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, поименованные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на территории, где она была введена нормативными правовыми актами представительных органов.

С вступлением в силу с 01.01.2013 года Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ переход на ЕНВД носит добровольный характер . Но для того чтобы реализовать свое право на применение ЕНВД, необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. При этом заявление должно быть представлено только в установленный НК РФ срок. При несоблюдении указанных требований и при условии, что налоговый орган не уведомлен о переходе организации (индивидуального предпринимателя) на упрощенную или патентную систему налогообложения, указанные лица автоматически признаются налогоплательщиками общего режима налогообложения (см. письма Минфина России от 22.09.2014 N 03-11-06/3/47310, ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/[email protected]).

Таким образом, с 01.01.2013 года налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, подавшие в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога (см. письмо Минфина России от 13.06.2013 N 03-11-11/22017).

Следовательно, в таком случае ответственность, установленная п. 1 ст. 116 НК РФ, не возникает. Дело в том, что основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ). Отсутствие любого из элементов состава налогового правонарушения исключает налоговую ответственность (ст. 109 НК РФ). Одним из основных признаков нарушения является противоправность деяния, что представляет собой нарушение налогового законодательства (в данном случае — установленной НК РФ обязанности налогоплательщика подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в налоговом органе).

Представление заявления в налоговый орган о применении ЕНВД в установленный НК РФ срок с 01.01.2013 года является одним из условий применения этого налогового режима. Не сообщив вовремя о своем решении организации (ИП) просто лишаются права применять этот льготный режим налогообложения. В связи с изложенным привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ, в случае нарушения срока представления заявления о применении ЕНВД, на наш взгляд, невозможно.

Между тем, в письме от 29.03.2016 N СА-4-7/[email protected] ФНС России высказал совершенно иную позицию, указав, что при установлении факта нарушения срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве налогоплательщика ЕНВД налоговый орган вправе привлечь такую организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ. В обоснование своего мнения налоговое ведомство ссылается на арбитражную практику (постановление ФАС СЗО от 10.04.2013 по делу N А56-32161/2012). Однако это судебное решение принималось в том периоде, когда переход на систему налогообложения в виде ЕНВД являлся обязательным.

Поэтому вполне возможно, что в ближайшее время вопрос о применении ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ в отношении налогоплательщиков, забывших своевременно известить налоговый орган о своем добровольном переходе на ЕНВД, вновь будет определяться в рамках судебных разбирательств.

Представление заявления о постановке на налоговый учет требуется и при постановке на учет физических лиц, место жительства которых определяется по месту пребывания (п. 7.1 ст. 83 НК РФ). Однако обращение таких лиц в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах является правом, а не обязанностью. Поэтому ответственность, установленная п. 1 ст. 116 НК РФ, в этом случае не применяется.

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Такая постановка на учет осуществляется теперь налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Поэтому за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация не может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет, а должностные лица организации — к административной ответственности, предусмотренной за то же правонарушение ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ. Подтверждается это и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2011 N Ф02-4959/11). Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ (см. также письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 22.09.2009 N 03-02-07/1-443).

*(1) Днем совершения правонарушения по п. 1 ст. 116 НК РФ признается день, следующий за днем окончания срока подачи соответствующего заявления.

*(2) Изменения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ и вступили в силу с 01.01.2015.

Другие статьи:

  • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
  • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
  • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
  • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
  • Деньги под залог птс вологда Автоломбард в Вологде — кредиты под залог ПТС, автомобиля за 30 минут Кредитный калькулятор Заполните анкету онлайн и приезжайте сразу за деньгами Условия и программы кредитования в автоломбарде Автоломбард в Вологде одобряет кредиты под залог автомобиля и ПТС […]
  • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]