Полномочия только федерального центра

3.1. Разграничение предметов ведения и полномочий

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; предметы ведения субъ­ектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы веде­ния, за исключением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения. В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения*. В каж­дом предмете ведения содержатся полномочия и законодатель­ного регулирования, и государственного управления.

* К примеру, в Канаде, являющейся федеративным государством, предметы ведения распределены соответственно следующим образом: 29 — 3 — 16.

Предметы ведения, установленные федеративным догово­ром, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы об­щегосударственного значения, среди них:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное уст­ройство;

• защита прав и свобод человека;

• организация федеральных органов власти;

• управление федеральной собственностью;

• разработка основ федеральной политики;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулиро­вание, денежная эмиссия, ценовая политика;

• федеральные энергетические системы, федеральный транс­порт; деятельность в космосе;

• внешняя политика, оборона и безопасность;

• судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, ар­битражное законодательство;

• метеорологическая служба, стандарты, официальный ста­тистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться фе­деральным законом и договором между органами государствен­ной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края, области. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъ­ектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы:

• Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и феде­ральным законам.

• Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон.

• Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана па­мятников.

• Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.

• Общие вопросы образования, науки, культуры; координа­ция вопросов здравоохранения; социальная защита.

• Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедст­виями, ликвидация их последствий.

• Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды.

• Кадры судебных и правоохранительных органов, адвока­тура, нотариат.

• Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

• Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ни­ми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным кон­ституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномо­чий Российской Федерации по предметам совместного веде­ния субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, в области внешнеторговой деятельности они имеют право:

• формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

• заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

• содержать представителей при торговых представительствах России в иностранных государствах за счет своих бюджетов.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулиро­вание, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противо­речить федеральным законам. В случае противоречия по пред­метам ведения и совместного ведения действует федеральный Закон. В случае противоречия по предметам ведения субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Конституци­ей РФ и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, учреждают сис­тему представительных и исполнительных органов.

Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ не порождает вертикальной соподчиненности, так как осущест­вляется разграничение между Российской Федерацией и субъек­тами РФ. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий, что способствует повышению эффективности ор­ганов государственной власти, стабильности государства.

При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низ­шая. Права принятия решений передаются на тот уровень, ко­торый ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивает­ся взаимодополняемость управленческих функций.

Сфера ведения определяется на основе федерального закона и заключения между Российской Федерацией и субъектами РФ двусторонних договоров и соглашений о разграничении предме­тов ведения и полномочий. Договоры учитывают региональные особенности и направлены на сохранение территориальной це­лостности, единства экономического пространства, обеспечение действенности государственной власти.

Договор между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов веде­ния и полномочий между федеральными и региональными ор­ганами власти.

Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ явля­ется правовой формой передачи федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъ­ектов РФ друг другу части своих полномочий.

Сторонами договора являются федеральные органы государ­ственной власти и уполномоченные законом субъекта РФ орга­ны государственной власти субъектов РФ. Сторонами соглаше­ния являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Ниже приводится перечень предметов договора и соглашения.

1. Конкретизация предметов ве­дения и полномочий, установ­ленных Конституцией РФ и фе­деральными законами

2. Условия и порядок осуществ­ления разграниченных договором полномочий

3. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора

4. Иные вопросы, связанные с исполнением положений договора

1. Передача осуществления части полномочий

2. Условия и порядок передачи осуществления части полномочий

3. Материально-финансовая ос­нова передачи осуществления части полномочий

4. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения

5. Иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения

При Президенте РФ образована Комиссия по подготовке договоров и соглашений, утверждено Положение о порядке ра­боты по разграничению предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и. субъектами РФ.

Проекты договоров и соглашений вносятся в Комиссию высшим должностным лицом субъекта РФ и направляются для рассмотрения в законодательный орган субъекта РФ и Совет Федерации. Федеральные органы исполнительной, власти обяза­ны представлять в Комиссию свои заключения и предложения по этим проектам.

В договоре конкретизируются предметы совместного ведения, обусловленные географическими, экономическими, социальны­ми, национальными и иными особенностями субъекта РФ.

Договор не может изменять конституционный статус субъ­екта РФ. Не допускается изъятие или перераспределение пред­метов ведения Российской Федерации и предметов совмест­ного ведения, установленных Конституцией РФ. Не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению гарантий сохранения основ конститу­ционного строя России, равноправия субъектов РФ, равенства прав и свобод граждан, а также иные полномочия, если их пе­редача ведет к нарушению территориальной целостности Рос­сии, верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны.

Договор подписывают Президент РФ и уполномоченное ли­цо субъекта РФ. После подписания договора могут заключаться являющиеся его составными частями соглашения о разграниче­нии полномочий по конкретным предметам совместного веде­ния в договоре, если эти полномочия не установлены федераль­ным законом. Соглашение подписывает руководитель соответ­ствующего федерального органа исполнительной власти и упол­номоченное лицо субъекта РФ. Соглашения о передаче феде­ральными органами исполнительной власти части полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ и о передаче орга­нами исполнительной власти субъекта РФ части полномочий федеральным органам исполнительной власти подписывают Председатель Правительства РФ либо уполномоченный им представитель федерального органа исполнительной власти и уполномоченное лицо субъекта РФ.

Если федеральными актами устанавливаются права, льготы, преимущества для субъектов РФ бóльшие, чем установленные договором, то применяются положения указанных правовых актов. В случае принятия федеральными органами государст­венной власти в одностороннем порядке подзаконных правовых актов, противоречащих договору, подлежат применению нормы договора.

Договоры служат механизмом выравнивания и отстаивания интересов, прав и обязанностей субъектов РФ. Они разнород­ны по содержанию, предусматривают определенные льготы и привилегии.

Читайте так же:  Коллективный договор для общепита

В августе 1990 г . Верховным Советом Татарской АССР была принята Декларация о государственном Суверенитете. Земля, природ­ные ресурсы, предприятия и учреждения, находящиеся на территории республики, объявлялись собственностью республики. В 1994 г . после трехлетних переговоров был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан». Кроме того, заключены с Россией 12 межправительственных соглашений, определивших меха­низм реализации договора. Из-под юрисдикции федерального центра выведены нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика и др. Принят Закон «Об иностранных инвестициях», предоставивший внешним ин­весторам более широкие права, чем аналогичный закон России.

На основе заключения договора Тверская область получила право на самостоятельное формирование бюджетной и налоговой политики с определением обязанностей области перед федеральным бюджетом. Од­ним из направлений реализации условий договора стало Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г . «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Тверской области».

Гарантом соблюдения Конституции РФ выступает Президент РФ. Несоответствие конституций, уставов, законов, других норма­тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и феде­ральным законам устраняется также рассмотрением вопросов госу­дарственного строительства в конституционном судопроизводстве.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право оспаривать в суде и вносить в Правительство РФ предложения об отмене либо приостановлении действия правовых актов ми­нистерств и ведомств Российской Федерации, которые регули­руют вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, и в ряде других случаев.

В России центральная и местная власти всегда воспринима­лись как единая государственная власть. В этом единстве цент­ральная власть имеет приоритет, так как синтезирует государст­венную идею, задает параметры, определяет пути развития и контролирует местную власть, что население всегда одобряет.

Центральную власть в настоящее время олицетворяет прези­дентская власть. Разграничение полномочий не должно приводить к ослаблению центральной власти. Наоборот, ее нужно укреплять. Чтобы в полной мере реализовать эффект президентской власти, усиливается контроль центра за использованием собственности, региональным законотворчеством, внешними связями.

Полномочия федерального центра и регионов в реализации соци­альной политики

Полномочия федерального центра и регионов в реализации соци­альной политики — раздел Социология, Социальные проблемы, социальная политика и социальная справедливость Социально-Экономическое Развитие Страны Не Может Успешно Осуществляться Без И.

Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема чёткого разделения сфер реализации государственной социальной политики между центром и субъектами Федерации. Отношения типа «Центр-регион», «Регион-регион» сложные и противоречивые. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровне­вые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Центр возлагает на себя функций по формированию:

• целей и задач государственной социальной политики;

• норм поведения государственных органов по отношению к социальным про­блемам граждан;

• механизмов обеспечения социальных гарантий.

Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции по:

• передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на прак­тике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

• перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбере­жения граждан;

• снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

• поддержанию оптимального уровня занятости.

В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Сегодня однако нельзя сказать о наличии комплексного ин­струментария разработки и реализации социальной политики с учетом специфики каждого региона. Даже концепция развития различных типов регионов, регио­нальные программы и поэтапные планы их реализации не разработаны и не ис­пользуется в подавляющем большинстве регионов.

Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явле­ние в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио­нальные проблемы социального развития существовали всегда, и па уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам, Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управлении региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стаи, эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:

разработка понятийного аппарата;

анализ причин и следствий;

выработка путей и средств достижения целей;

определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

Понятия «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии органов местного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции региональной социальной политики.

На практике же нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума и «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального пространства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Кроме того, при формировании активной социальной политики региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют (хотя еще и очень ограниченно) в процессе формирования социальной политики федерального Центра.

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.


Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу­дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты фе­дерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна про­тиворечить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являют­ся государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъек­тов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух­палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па­лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автоном­ная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конститу­циями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называ­ются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые за­креплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа рав­ноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является прин­цип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Читайте так же:  Требования к печать организации

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдени­ем; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ор­ганов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборо­на и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич­ных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими при­родными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти.

2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.


Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену това­рами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыг­рывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная бир­жа и др. Но всем им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Поку­патели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме затрат — выбирают луч­шую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка яв­ляются ценообразование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благо­денствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке предприниматель, извле­кая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Дру­гими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Воз­никшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику по­мочь. Составьте план своих возможных действий.


1. Необходимо определить, в изучении каких предметов у пятиклассника имеются наибольшие
пробелы. Для этого можно:

1.1. В каждом параграфе попросить дать определение основных понятий (которые, как правило,
выделены жирным шрифтом).

1.2. В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в
конце параграфа.

1.3. В математике — решить несколько примеров из каждого параграфа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ликвидации пробелов в знаниях»,
необходимо:

2.1. По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить кон­
спект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны за­
писывать полностью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2. По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника.
При этом, если трудно усваивается материал, вначале можно использовать «решебники», с помощью
которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних задани­
ях. Лучше, если повторение старого материала будет сопровождаться и работой с новым материалом.

Форма государственного устройства. Полномочия федерального центра и субъектов РФ

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.

Форм государственного устройства существует три:

  1. Унитарное государство
  2. Федерация
  3. Конфедерация

Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

(Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).

Признаки унитарного государства:

  • Единые законы
  • Единая система органов власти
  • Единая финансовая и налоговая система
  • Единая армия
  • Единые атрибуты власти

(Атрибуты власти – герб, флаг и гимн)

Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.

Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Признаки федерации:

  • Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)
  • Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
  • Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)
  • Единая армия

Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации:

  • Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
  • Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
  • Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
  • Нет единой армии
  • Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.

Россия по форме государственного устройства — федерация.

В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации.

Полномочия федерального центра:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

Читайте так же:  Годовая налоговая декларация ип

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Полномочия федерального центра и регионов в реализации соци­альной политики

Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема чёткого разделения сфер реализации государственной социальной политики между центром и субъектами Федерации. Отношения типа «Центр-регион», «Регион-регион» сложные и противоречивые. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровне­вые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Центр возлагает на себя функций по формированию:

• целей и задач государственной социальной политики;

• норм поведения государственных органов по отношению к социальным про­блемам граждан;

• механизмов обеспечения социальных гарантий.

Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции по:

• передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на прак­тике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

• перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбере­жения граждан;

• снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

• поддержанию оптимального уровня занятости.

В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Сегодня однако нельзя сказать о наличии комплексного ин­струментария разработки и реализации социальной политики с учетом специфики каждого региона. Даже концепция развития различных типов регионов, регио­нальные программы и поэтапные планы их реализации не разработаны и не ис­пользуется в подавляющем большинстве регионов.

Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явле­ние в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио­нальные проблемы социального развития существовали всегда, и па уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам, Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управлении региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стаи, эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:

разработка понятийного аппарата;

анализ причин и следствий;

выработка путей и средств достижения целей;

определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

Понятия «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии органов местного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции региональной социальной политики.

На практике же нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума и «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального пространства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Кроме того, при формировании активной социальной политики региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют (хотя еще и очень ограниченно) в процессе формирования социальной политики федерального Центра.

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Другие статьи:

  • Патент на вино способ производства вина игристого яблочного Приготавливают виноматериал из восстановленного концентрированного яблочного сока и из сока свежеотжатых яблок. Предварительно реактивируют сухие винные дрожжи, обеспечивающие активное брожение, путем смешивания […]
  • Пособие по родам и уходу за ребенком до 3 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже […]
  • Декларация 1 на пенсионер Вопросы и ответы Добрый день. Неработающий пенсионер 68 лет продал в 2011 году квартиру, где он являлся единственным собственником более 3 лет по приватизации. Нужно ли подавать декларацию о нулевом доходе? Большое спасибо. Подобные доходы налогом не облагают […]
  • Федеральный закон об ипотеке от 16 июля 1998 года Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной […]
  • Для магазина одежды какой налог выбрать Собираюсь открыть магазин одежды.Подскажите,какой налог будет наиболее выгоден и в плане денег,и в плане потраченного времени на заполнение деклараций.Магазин в СПБ небольшой,я ИП. У вас будет обязателен ЕНВД Вопрос задан в 2011 году. Это нужно знать […]
  • Банкротство признаки неплатежеспособности Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты: 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от […]
  • Кто подписывает коллективный договор Работники организации не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. Каков порядок заключения коллективного договора (без участия профсоюзной организации) с представителями трудового коллектива? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: […]