Требования к рабочим программам дополнительного образования

Примерные требования к рабочим программам дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта

Примерные требования к рабочим программам дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта Лопуга Елена Владимировна, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий АКИПКРО

Виды учебных программ: примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России (Минспорт России), который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному виду спорта; авторская учебная программа – документ, созданный на основе примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует ее экспертиза и апробация.

Виды учебных программ: рабочая программа учебного курса (модуля) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного контингента обучающихся (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Рабочая программа по дополнительному образованию Рабочая программа по дополнительному образованию относится к основным документам, содержащим требования к уровню подготовки учащихся в системе дополнительного образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что рабочая программа по дополнительному образованию относится к компетенции образовательного учреждения.

Рабочая программа по дополнительному образованию является индивидуальным инструментом преподавателя, в котором тот отражает наиболее эффективные для дисциплины формы и методы организации образовательного процесса. Призвана учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, целевые ориентиры образовательной деятельности, инновационные методы, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения и многие другие.

Рабочая программа по дополнительному образованию Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены основные требования к рабочей программе дополнительного образования. Каждое образовательное учреждение внутренним локальным актом может утвердить форму записи, текстовой вариант рабочей программы. Рабочая программа по дополнительному образованию может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе по какой-либо дисциплине. Можно вносить коррективы во все структурные элементы примерной программы, учитывая требования своего учреждения дополнительного образования и особенностей обучаемых.

Рабочая программа по дополнительному образованию — это документ, составленный с учетом особенностей образовательного учреждения системы дополнительного образования и особенностей учащихся конкретных видов и дисциплин; должна давать представление о том, как в деятельности педагога дополнительного образования реализуются различные компоненты государственного образовательного стандарта конкретной дисциплины системы дополнительного образования; — индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы содержание, формы и методы организации образовательно-тренировочного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям примерной (авторской) программы; как основной компонент образовательной программы учреждения дополнительного образования является средством фиксации содержания образования.

Рабочая программа по дополнительному образованию — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования в детском объединении, основывающийся на примерной (модифицированной, адаптированной) или авторской образовательной программе детского объединения; в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы. В данном случае рабочая программа составляется педагогом самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Нормативная база для составления рабочих программ Закон «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Примерные требования к программам дополнительного образования детей Устав учреждения, (созданный на основе Примерного Устава образовательного учреждения дополнительного образования детей, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта) Другие законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей и спортивных школ.

Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); Направленностям дополнительных образовательных программ (спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, профильное обучение, ЮИД); Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: Создание условий для развития личности ребенка; Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; Профилактику асоциального поведения; Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур; Укрепление психического и физического здоровья детей; Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Порядок разработки рабочей программы Рабочая программа составляется ежегодно тренером-преподавателем по определенному виду спорта на учебный год (период, ступень обучения, этап подготовки) и рассчитана, как правило на период с 01.10. по 30.09 следующего календарного года. Проектирование содержания осуществляется индивидуально каждым тренером-преподавателем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением по данному виду спорта. Допускается разработка Программы коллективом тренеров-преподавателей одного методического объединения (данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора Учреждения). Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методически материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная рабочая программа.

Содержание рабочей программы Пояснительная записка Годовой учебный план (Учебно-тематический план) Годовой учебный план-график (Календарно-тематический план) Содержание дисциплины План воспитательной работы Требования к уровню подготовки обучающихся Формы контроля Учебно-методический комплект Перечень учебного оборудования и наглядных пособий Поурочное календарное планирование Методические материалы: (литература, интернет-ресурсы, сайт федерации вида спорта, обучающие программы на компакт-дисках и др.)

Титульный лист должен содержать: наименование учреждения; грифы принятия и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения) название вида спорта, для которого написана программа; указание этапа и года подготовки; фамилию, имя, отчество тренера-преподавателя; период на который рассчитана рабочая программа год составления программы.

1. Пояснительная записка Тип программы (типовая, унифицированная, адаптированная, авторская). Вид программы (образовательная, досуговая); Направленность программы; Возраст детей, участвующих в реализации данной программы; Принципы набора детей в объединение, формирования групп; На основе какой конкретной программы (примерной, авторской, модифицированной) разработана программа; Отличительные особенности данной программы от других программ, Новизна, актуальность, педагогическая сообразность, Основные цели и задачи этапа и года обучения;

1. Пояснительная записка Особенности методики преподавания данного вида спорта; Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); годовая и недельная нагрузки групп каждого года обучения, количество часов, на которое рассчитана программа); Методы и формы обучения; Ожидаемые результаты и способы определения их результативности; Формы подведения итогов реализации программы; Итоги апробации программы за прошедшие годы, творческие и иные достижения как отдельных обучающихся, так и всего коллектива; Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса, педагогическое обеспечение, охрана здоровья и жизни детей во время образовательного процесса).

Содержание программы 2. Годовой учебный план (Учебно-тематический план) включает в себя основное содержание всех разделов/тем этапа и года обучения на который рассчитана рабочая программа с указанием времени на их освоение. 3. Годовой учебный план-график (Календарно-тематический план) включает в себя помесячное распределение количества часов всех разделов/тем этапа и года обучения на который рассчитана рабочая программа, планируемые и фактические даты проведения занятия.

Содержание программы 4. Содержание дисциплины отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий), процентное соотношение распределение количества часов разделов/тем от общего объёма учебных часов, рассчитанных на этап и год обучения на который рассчитана рабочая программа.

Содержание программы 5. План воспитательной работы культурно-массовые мероприятия; спортивно-оздоровительные; спортивно-массовые мероприятия; беседы воспитательного характера и др.

Содержание программы 6. Требования к уровню подготовки обучающихся что должен освоить обучающийся на данном этапе и годе обучения данному виду спорта 7. Контрольно-переводные нормативы контрольные нормативы для данного этапа и года обучения

Содержание программы 8. Учебно-методический комплект 1. Рабочая программа 2. Рабочая тетрадь тренера-преподавателя 3. Журнал учёта групповых занятий 4. Учебное оборудование: секундомер и т.п. 9. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий Опись используемого в учебном процессе спортивного инвентаря с описанием мест проведения занятий

Содержание программы 10. Поурочное календарное планирование: общая характеристика тренировочных занятий; тренировочные средства и общая продолжительность; интенсивность; упражнения; методические указания. 11. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. 12. Дополнительные методические материалы: Литература, интернет-ресурсы, сайт федерации вида спорта, обучающие программы на компакт -дисках, используемые тренером-преподавателем в учебном процессе и др.

Порядок принятия и утверждения рабочей программы Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 октября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: Обсуждение Программы на заседании Педагогического совета; Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов (не является обязательной). Утверждение директора приказом по учреждению. Первый экземпляр рабочей программы и электронная копия передаются тренером-преподавателем заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Второй экземпляр рабочей программы используется тренером-преподавателем в учебном процессе для ведения журналов учёта групповых занятий. При несоответствии Программы установленным требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Читайте так же:  Льготы на оплату дошкольных учреждений

В процессе реализации программы возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности группы, темпов освоения программы и других ситуаций Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом, курирующим данное направление, утверждены директором учреждения и отражены в Листе дополнений и изменений.

Записи в журнале учета групповых занятий, журнале индивидуального обучения ведутся строго в соответствии с календарно – тематическим планированием. Допускается частичное уплотнение отдельных тем в силу производственной необходимости.

Тренер-преподаватель обязан на каждое учебно-тренировочное занятие иметь поурочное планирование, которое должно соответствовать особенностям группы и этапа обучения. Не допускается подмена индивидуального поурочного планирования печатными изданиями, так как они не учитывают особенности группы, индивидуальный стиль педагога, условия тренировочного процесса.

Требования к рабочим программам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

Типовая (примерная) программа — утвержденная МОН РК и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Любая авторская программа систематического курса предполагает принципиально новый концептуальный взгляд автора на этот курс, а значит должна иметь несколько иные цели и задачи, иной набор учебно-методического сопровождения по сравнению с общепринятыми государственными общеобразовательными программами.

Любое частичное редактирование государственных программ, выражающееся перестановкой тем, изменением количества часов на изучение того или иного раздела, добавлением некоторых дополнительных вопросов или даже целого раздела, а также некоторой сменой акцентов в общепринятой государственной программе, не может считаться созданием авторской программы; в этом случае можно вести речь о модернизированной программе или программе, адаптированной для реальных конкретных обстоятельств.

1.Структура обучающей (образовательной) программы Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого материала. Список литературы. Методическое обеспечение программы Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу.

Титульный лист Наименование образовательного учреждения, в котором работает автор программы; Сведения о том, когда и кем была утверждена программа; Полное название программы; Контингента, для которого предназначена программа (тип, возраст и пр.); Фамилию автора программы, краткие сведения о нем; Название населенного пункта, на территории которого существует соответствующее образовательное учреждение; Год окончания разработки программы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКТОГАЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Средняя общеобразовательная школа им. М.Кайырбаева Развитие речи (программа спецкурса для 2 класса) Составитель: Борилюк Н.И., учитель начальных классов Актогай 2012 Согласовано на заседании МО начальных классов «29» августа 2012г., протокол № 1 _________________ ФИО УТВЕРДЖАЮ Директор СОШ им. М Кайырбаева «02» сентября 2012г. _________________ И.Т Чуб

Пояснительная записка Обоснование актуальности программы. Обоснование новизны программы, определение авторского вклада в программу. Теоретическое и методическое обоснование программы. Цели и задачи программы. Требования к уровню подготовки учащихся. Особенности организации деятельности обучающихся . Формы и режим занятий (лекции, семинары, уроки, лабораторные работы и пр.). Продолжительность и этапы реализации программы.

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и ключевые компетенции

Учебно-тематический план Перечень изучаемых тем, расположенных в заданной последовательности. Количество часов, отведённых на каждую тему (с указанием часов теоретических и практических занятий). Описание форм занятий по каждой теме (лекция, урок, игра, беседа, конференция и пр.).

Содержание программы предполагает тезисное или подробное описание основных теоретических вопросов по каждой теме курса; описание практических заданий с указанием применяемых методов и оборудования, а также способов их организации.

Методическое обеспечение программы описание приемов и методов организации учебных занятий; техническое оснащение; методическое оснащение; формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.

Список литературы литература, использованная автором при разработке курса; литература, рекомендованная учащимся.

Утверждение рабочей учебной программы программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы, на экспертном совете (при необходимости), утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом: Рабочая программа рассматривается на заседании методических объединений школы (результаты рассмотрения заносятся в протокол); Рабочая программа согласовывается заместителем директора по УВР и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Рабочая программа обновляется ежегодно.

Утверждение программы директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа.

Утверждение программы директором школы Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Номер материала: ДВ-326959

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Уровни образования

Дополнительное образование детей и взрослых.

Школа осуществляет деятельность по: — дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусства;

— дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области искусства.

Формы обучения

Обучение ведется в очной форме.

Обучение ведется на русском языке.

Нормативные сроки обучения

Обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательные программы в области музыкального искусства:

  1. «Фортепиано» — 8 (9) лет;
  2. «Хоровое пение» — 8(9) лет;
  3. «Народные инструменты» — 5 (6) лет, 8 (9) лет;
  4. «Струнные инструменты» — 8(9) лет.
  5. «Духовые и ударные инструменты»-5(6), 8(9) лет
  6. «Музыкальный фольклор» -8(9) лет

Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области музыкального искусства

  1. «Струнные интрументы» (скрипка, виолончель)- 5 и 7 лет
  2. «Хоровое пение» (академическое пение, эстрадное пение, народное пение) — 7лет ;
  3. «Баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара» — 5 лет;
  4. «Фортепиано», «Синтезатор» — 7 лет,
  5. «Духовые и ударные инструменты» — 5 и 7 лет
  6. «Раннее эстетическое развитие» — 3 года
О государственной аккредитации

МБУ ДО «ДМШ №3» имело Свидетельство о государственной аккредитации (№ 2581 от 11.12.2009 г.) о высшей категории образовательного учреждения, срок действия которого закончился 02.12.2014 г. В настоящее время для учреждений дополнительного образования государственная аккредитация отменена.

Образовательная программа

Описание образовательной программы МБУ ДО «ДМШ № 3»

Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 3» представляет собой документ, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данном учреждении. В данном документе в доступной для всех участников образовательного процесса излагается основное содержание художественного образования, реализуемое учреждением, дается исчерпывающая характеристика особенностей организации и содержания образовательного процесса.

Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждения дополнительного образования детей, работников муниципальных и государственных органов, а также для всех интересующихся проблемами художественно-эстетического образования.

Основными нормативными основаниями образовательной деятельности школы, с учетом которых составлена образовательная программа, являются:

На федеральном уровне:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. № 273 — ФЗ от 29.12.2012 года; Федеральный закон от 16.06.2011г. № 145-ФЗ.
  3. Приказы Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 года №156-166 «Об утверждении Федеральных образовательных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств».
  4. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова тельных учреждения (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.4.3172-14).
  5. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств (одобрены Учебно-методическим советом по детским школам искусств при Министерстве культуры РФ № 66- 01-16/32 от 23.06.2003г.

В настоящее время в школе функционируют и развиваются следующие специализации:

— баян; аккордеон, гитара, домра, балалайка

— хоровое пение (академический вокал, эстрадное пение)

— медные духовые инструменты (труба, саксофон, тенор)

— деревянные духовые инструменты (кларнет, гобой)

Обучение по дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательные программы в области музыкального искусства:

  1. «Фортепиано» — 8 (9) лет;
  2. «Хоровое пение» — 8(9) лет;
  3. «Народные инструменты» — 5 (6) лет, 8 (9) лет;
  4. «Струнные инструменты» — 8(9) лет.
  5. «Духовые и ударные инструменты»-5(6), 8(9) лет

6 «Музыкальный фольклор» -8(9) лет

А также дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства

  1. «Струнные интрументы» (скрипка, виолончель)- 5 и 7 лет
  2. «Хоровое пение» (академическое пение, эстрадное пение, народное пение) — 7лет ;
  3. «Баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара» — 5 лет;
  4. «Фортепиано», «Синтезатор» — 7 лет,
  5. «Духовые и ударные инструменты» — 5 и 7 лет
  6. «Раннее эстетическое развитие» — 3 года
Читайте так же:  Судебная практика по уголовным делам в рк

Контингент школы составляет 340. Обучаются дети с 4 до 18 лет.

Детская музыкальная школа осуществляет образовательную деятельность по следующему адресу: 309514, Белгородская обл., г. Старый Оскол, ул.Ленина д.39

тел. +7 (4725) 22-45-67

Форма обучения в ДМШ — очная, обучение ведется на русском языке. Режим работы: шестидневная рабочая неделя, начало занятий: с 09 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Расписание занятий строится в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиНа. Цель реализации образовательной программы МБУ ДО«Детская музыкальная школа № 3» является: «Обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества».
Задачи:

1.Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.

  1. Создать условия для формирования у обучающихся школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.
  2. Готовить наиболее одаренных и заинтересованных в получении и дополнительного образования учащихся к поступлению в престижные вузы.

4.Обеспечить условия для гармонично развитой, духовно-богатой, нравственной личности.

Необходимые условия построения образовательного пространства ДМШ:

Принцип индивидуально-личностного подхода.

В соответствии с целями основными задачами реализации комплексной образовательной программы являются:

— модернизация содержания образовательного процесса за счёт внедрения современных концептуальных подходов и инновационных технологий в сфере искусства, культуры и художественно-эстетического образования;

— внедрение информационных технологий (музыкально-компьютерные технологии, мультимедийные технологии и др.);

— создание условий для успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого учащегося за счёт расширения спектра образовательных услуг;

— создание условий для социализации личности обучающихся, успешной адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;

— создание условий для творческой самореализации одарённых детей;

— профессиональная ориентация учащихся, формирование готовности к продолжению музыкального образования;

— активное участие творческих коллективов школы в зональных, региональных и всероссийских культурных проектах, конкурсах и фестивалях;

— создание условий для повышения профессиональной компетенции преподавателей МБУ ДО « ДМШ № 3» проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях в различных областях музыкального исполнительства;

— улучшение материально-технической базы;

— обновления фонда учебной литературы, аудио, видео, компакт дисков с учебными программами.

Образовательный процесс МБУ ДО «ДМШ № 3» строится на использовании вариативных подходов и адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося.

Образовательная программа предоставляет каждому учащемуся возможность гибкого выбора направления образования в зависимости от изменяющихся желаний и устремлений.

Ожидаемый результат при реализации образовательной программы

МБУ ДО «ДМШ № 3»

— Создание максимально благоприятных условий организации учебно — воспитательного процесса в школе, способствующих духовному, нравственному воспитанию и разносторонней подготовки личности к успешной социализации и адаптации в непрерывно меняющихся условиях современного мира;

— Освоение учащимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности;

— Продолжение работы по формированию целостного педагогического коллектива единомышленников, развитие у преподавателей потребности в перестройке собственной деятельности, активизации деятельности методических объединений, методического совета и в целом методической службы школы;

— Учебный процесс, основанный на индивидуализации обучения и дифференцированном подходе к обучающимся, планомерной, постоянной организации работы с перспективными учащимися.

— Обеспечение условий для выполнения одной из важных задач музыкального образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

— Обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального образования;

— Создание совместно с общеобразовательными и внешкольными учреждениями наилучших условий для всестороннего развития личности ребенка и его способностей;

— Создание условий для наиболее полного использования творческих возможностей педагогического коллектива, удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия творческих потенциалов.

С этой целью коллектив преподавателей ДМШ:

— Использует вариативные подходы в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

— Создает условия для обеспечения дифференцированных подходов к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса;

— Создает новые методики, программы, пособия на основе использования современных методов обучения;

— Развивает творческое начало у детей через коллективные формы музицирования;

— Способствует развитию у детей духовно-нравственной культуры

Контингент обучающихся в МБУ ДО «ДМШ № 3»

по дополнительным образовательным программам

Новые требования к рабочим программам в 2017-2018 году

Действующие новые требования к рабочим программам 2017-2018 года установлены приказом Минобрнауки. Они основаны на стандартах образования первого и второго уровня и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения. Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.

Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях. Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой. Целью нововведений стало повышение качества усвоения учениками предметов, для этого учителю предоставлены права отступать от рекомендуемых программ и внедрять новые стандарты обучения и оценки знаний.

Новые требования к рабочим программам 2017-2018 года

Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. В урочной части это:

  • основное содержание предмета или курса;
  • планируемые результаты его освоения;
  • разбивка курса по темам с указанием количество учебных часов, необходимых для изучения каждой.

Сокращение объема документа направлено и на снижение нагрузки педагога, и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:

  • содержание внеурочной части курса, способы и методы его изучения в рамках домашней работы, формы проведения занятий;
  • предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
  • тематическое планирование.

Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.

Внедрение новых программ в учебный процесс

Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы, опираясь на рекомендуемую базовую программу, учебники и методические материалы. Он вправе как внести изменения в базовую, так и создать на ее основе авторскую. В программе обязательно должны учитываться уже имеющиеся наработки и учебный план школы или иного учебного заведения.

После разработки программы администрация школы проводит ее проверку и принимает решение о возможности ее включения в учебный процесс. Вместе с ней должны быть внесены изменения и в перечень учебников, преимущество получит те, в которых есть методические материалы для педагога. Если в школе таких учебников нет, их комплекты должны быть закуплены. Администрация школы обязана утвердить документы не позднее 31 августа.

Весь учебный год в программу могут вноситься корректировки в части особенности и сроков изучения тех или иных разделов, связанные со скоростью изучения материала классом и особенными детьми. При наличии проработанного обоснования дополнительного утверждения таких изменений администрацией школы не требуется.

Администрация учебного заведения обязана контролировать создание программы по новым стандартам и ее выполнение на постоянной основе. Также в обязанности администрации входит информирования преподавателей о стандартах программ и сроках и подготовки.

Структура новой программы

Новые стандарты ФГОС обязывают в обязательном порядке подготовить и внести в учебные материалы и школьную документацию рабочую программу по каждому из преподаваемых предметов. Рабочие программы 2017-2018 годов должны иметь следующую структуру:

  • титульный лист, содержащий обязательные реквизиты (наименование школы, автора, предмета, срока действия программы;
  • задачи учителя на конкретный учебный год и для определенного класса. Любой класс имеет свои особенности, и они должны быть учтены в программе, как в виде упора на отдельные темы так и при определения времени и глубины их изучения;
  • моменты, адаптирующие общую программу под особенных (как одаренных, так и с ОЦВ) детей, эти моменты указываются в пояснительной записке к программе. По мере изучения она может корректироваться в зависимости от развития таких детей;
  • сетка календарного планирования, к которой предъявляется ряд требований, связанных с указанием темы каждого занятия, его формы – лекции, беседы или дискуссии, ожидаемых от него результатов;
  • приемы преподавания, ориентированные на большем использовании нестандартных видов занятий и оценки;
  • стандарты персональной активности учеников, методы оценки знаний.

Очень важно, что программа обязательно должна содержать систему оценивания, ее критерии. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные, и личностные знания. Педагог может выбрать любой нестандартный вид проверки и оценки знаний — от викторины до диктантов.

Документ, созданный с опорой на новые правила, должен быть не формальным, а применяемым на практике, давать возможность ученикам лучше усваивать звания, а преподавателям оценивать их наиболее объективно. Программа должна вместить в себя опыт учителя, его стиль работы, методы преподавания, результаты повышения квалификации, а также опираться на внедрение инновационных технологий. Приказ министерства делает упор на сочетание личностных преимуществ конкретного преподавателя с теоретическими разработками рекомендуемых программ и учебников.

Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности

Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Просмотр содержимого документа
«Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности»

Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности

ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.

Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Читайте так же:  Ласточка зеленоград льготы

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).

Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей.

Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Требования к разделам программы:

1). Титульный лист должен содержать информацию:

направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

составитель и его квалификационная категория;

2). Пояснительная записка должна раскрывать:

актуальность и перспективность курса;

возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

объём часов, отпущенных на занятия;

продолжительность одного занятия;

цели и задачи реализации программы;

формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). Структура курса должна содержать:

перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемая результативность курса:

характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

портфель достижений школьника.

Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Другие статьи:

  • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
  • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
  • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
  • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
  • Деньги под залог птс вологда Автоломбард в Вологде — кредиты под залог ПТС, автомобиля за 30 минут Кредитный калькулятор Заполните анкету онлайн и приезжайте сразу за деньгами Условия и программы кредитования в автоломбарде Автоломбард в Вологде одобряет кредиты под залог автомобиля и ПТС […]
  • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]