Учет и отчетность в сфере культуры

Учет деятельности учреждений культуры. Виды учета и отчетности.

Учет и отчетность являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет– это характеристика итогов деятельности учреждения в утвержденной системе показателей.

Правильно организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в технологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и отчетности создают информационную базу данных как для контроля, так и для принятия последующих плановых и других решений.

В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность), а также творческие отчеты.

Текущий учет также называют оперативным учетом. Этот учет является базой, над которой надстраиваются все другие виды учета и отчетности – отсюда его еще одно название – первичный.С некоторой степенью условности можно различать два вида текущего учета: количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.). К документам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в которых ведется учет работы в подразделениях и службах. Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.

Статистический отчет заключается в заполнении специальной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по статистике (Госкомстата). Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве учреждения.

Творческий отчет. В этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия.

Творческий отчет решает ряд задач:

– демонстрация лучших образцов работы;

– оценка итогов работы за определенный период;

– реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;

– вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с publicrelations и вполне может рассматриваться

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:

– на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;

– сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);

– итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

Дата добавления: 2015-04-29 ; просмотров: 1226 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Организация отчетности, виды и формы учетной документации физкультурно-спортивной организации

Физкультурно-спортивная организация ─ одна из органи­зационно-правовых форм физкультурно-спортивного объедине­ния, созданная на основе членства в целях совместной деятель­ности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортив­ной работы и достижения своих уставных целей.

Организация отчетности в физкультурно-спортивных орга­низациях неразрывно связана с получением, переработкой и пе­редачей информации.

Учетэто основной вид документального контроля, необ­ходимый элемент организации управления физкультурным дви­жением. Данные текущего учета, которые периодически поды­тоживаются и сводятся в цифровые таблицы, называются отчет­ностью. Отчетность не может быть точной и полной без хорошо поставленного учета.

Сущность учета состоит в наблюдении за развитием путем регистрации данных основных параметров физической культу­ры и спорта, их обработке и хранении полученной информа­ции.

В сфере физической культуры и спорта сложилась единая система учета, включающая в себя оперативный бухгалтерский статистический учеты и отчетность. Система учета является со­ставной частью единой государственной системы статистики и осуществляется на основе унифицированной системы докумен­тации. Объектами учета являются коллективы физической куль­туры, физкультурно-спортивные учреждения, комитеты по фи­зической культуре и спорту и советы ДСО,спортивные школы, физкультурно-спортивные сооружения и базы.

Оперативный учет. Основными объектами оперативного учета являются коллективы физической культуры. Каждый кол­лектив физической культуры ведет следующие учетные докумен­ты:

а) личные карточки членов коллективов физкультуры;

б) документы о присвоении звания спортсменов-разрядни­ков, общественных инструкторов-тренеров и судей;

в) журнал учета работы спортивной секции или физкуль­турно-оздоровительной группы;

г) журнал учета работы коллектива физической культу­ры;

д) карточки персонального учета штатных физкультурных работников;

е) учетные карточки или паспорта физкультурно-спортивных сооружений.

На основе данных оперативного учета составляется стати­стический отчет коллектива физической культуры ─ основной документ статистического учета. Объектами оперативного учета являются также различные мероприятия физкультурно-спортивных организаций: занятия, тренировки, спортивные соревнования и их результаты.

Данные оперативного учета обобщаются и сводятся в от­четы или итоговые таблицы. Постоянное обобщение данных оперативного учета составляет основу статистического учета.

Бухгалтерский учет. В сфере физической культуры и спорта в связи со спецификой финансирования нет сквозной (для всех организаций) системы бухгалтерского учета. Бухгалтерская от­четность представляется физкультурными организациями в со­ответствующие территориальные, ведомственные и профсоюз­ные организации, осуществляющие их финансирование.

Учет денежных средств, выделяемых коллективам физичес­кой культуры местными комитетами профсоюзов, входит состав­ной частью в бухгалтерскую отчетность соответствующих мест­ных профсоюзных комитетов.

Бухгалтерский учет и наличие самостоятельного баланса (отчет доходов и расходов) ─ существенная черта организации экономической работы на спортсооружениях, находящихся на самостоятельном балансе. Представление бухгалтерских отчетов происходит в общие сроки (как правило за квартал и календар­ный год). Отчетность, составленная на основе оперативного и бухгалтерского учета, служит основой для статистического уче­та и отчетности.

Статистический учет занимает центральное место в ин­формационном обеспечении планирования и управления физической культурой и спортом. Его завершающей стадией является государственная отраслевая система статистической отчетности физкультурных организаций. Она включает несколь­ко годовых статистических форм отчетных документов.

Статистический отчет по физической культуре и спорту для коллективов физической культуры различных типов (кроме общеобразовательных школ) делается по форме № 1-ФК и вклю­чает пять групп показателей.

1. Общие показатели (численность коллектива, число занимающихся, число присвоенных спортивных разрядов).

2. Показатели наличия физкультурных кадров (общая чис­ленность штатных сотрудников, их профессиональный состав, уровень образования).

3. Показатели развития сети спортсооружений (количе­ство спортсооружений и их эксплуатационные характеристики).

4. Основные показатели работы спортивных секций и школ (численность занимающихся по видам спорта, число спортсменов-разрядников; наличие штатных и платных тренеров и число су­дей).

5. Показатели оздоровительной работы (число занимаю­щихся в физкультурно-оздоровительных группах).

Статистический отчет по физической культуре и спорту для коллективов физической культуры общеобразовательных школ № 1- ФК (ОШ-7) по содержанию аналогичен отчету № 1— ФК.

Статистический отчет детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва. Выполняется по форме № 5-ФК и включает перечень культивируемых видов спорта, число учебных групп и занимающихся в них, чис­ло тренеров, подготовку спортсменов-разрядников и финансо­вые расходы по обеспечению их работы.

Сводный статистический отчет Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму составля­ется по форме № 2-ФК на основании вышеназванных отчетов и содержит показатели, входящие в отчеты №1-ФК и ОШ-7. Пре­дусматривает группировку показателей по ЦСО и ведомствам, осуществляющим физическое воспитание.

Сводный отчет по детско-юношеским спортивным шко­лам № 5-ФК на основании сводных отчетов детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва. Он также пре­дусматривает сводку и группировку по ЦСО и ведомствам.

По форме организации сбора отчетных данных статисти­ка физической культуры и спорта является отраслевой необо­собленной системой, так как работы по учету и отчетности ве­дутся не специальными статистическими органами, а работни­ками подразделений физкультурных организаций и обществен­ным активом.

Высшим звеном отраслевой системы отчетности по физи­ческой культуре и спорту является сектор учета и статистики Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В республиканских, автономных, краевых, областных, городских и районных спорткомитетах и советах ЦСО работу по учету и отчетности ведут специальные работники.

Каждый коллектив физической культуры, а также спорт­комитеты и советы ЦСО обязаны представлять отчетные дан­ные по установленным формам в адреса и сроки, установленные ЦСУРоссийской Федерации.

Формы отчетности являются официальным документом, обладают юридической силой, обязательно подписываются пред­седателем коллектива физической культуры, совета ДСО, соот­ветствующего спорткомитета, который несет ответственность перед законом за своевременное и правильное оформление от­чета и достоверность содержащихся в отчете показателей. Все данные годового отчета должны формироваться на основе пер­вичной документации, связанной с учебно-тренировочной и орга­низационной работой в физкультурных о организациях. При обработке статистической отчетности широко применяются тех­нические средства и математические методы.

В целях обеспечения достоверности и точности отчетных данных по физической культуре, спорту и туризму министер­ства и ЦСУРоссийской Федерации систематически проводят выборочные проверки физкультурных организаций.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Учет и отчетность в сфере культуры

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Учет и отчетность в сфере культуры

Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры

Документация учреждений культуры.

Документ (лат. доказательство, свидетельство) любая зафиксированная информация, имеющая юридическую силу и носящая служебный или частный характер. Вся документация учреждения культуры подразделяется па виды:

плановую. Каждому из них присущи свои особенности.

Директивно-инструктивная документация (директивная — подлежащая обязательному выполнению).

Устав или положение, как основной организационный документ, регулирующий правовой статус учреждения в целом:

Положение о коллективах самодеятельного творчества;

Примерное положение о клубах по интересам, любительских объединениях;

Закон РФ о культуре

Инструктивные документы, касающиеся деятельности учреждения культуры (приказ, письма Минкультуры РФ);

Правила пожарной безопасности для театрально-зрелищных и культпросвет учреждений: журнал по технике безопасности.

Л также пока действующие: «Положение о народных коллективах» (народные театры, хоры: академический, народный фольклорный; хореографические коллективы, агитбригады, цирки); Примерный перечень оснащения культиивентарием. музыкальными инструментами и техническими средствами домов культуры и клубов системы Министерства культуры РФ: Временные примерные сроки службы культинвентаря, музыкальных инструментов и технических средств в клубных учреждениях Министерства культуры РФ; Положение о народных университетах культуры: Примерной положение о самодеятельной дискотеке. Примерное положение о клубах по интересам и любительских объединениях; Примерное положение о клубах не интересам и любительских объединениях. Акты инспектирования работы учреждения культуры вышестоящими организациями.

Читайте так же:  Страховые компании осаго муром

сметы (копии) — бюджетная и приходно-расходная по специальным средствам и другие финансовые документы в учреждении культуры, имеющем текущий счет в Госбанке, и самостоятельно ведущие финансовую деяельность.

Постановления правительства, приказы Минфина РФ о оплате труда. ЕТС. Тарифно-квалификационный справочник.

Постановления Минтруда, письма Минкультуры РФ по вопросам охраны труда.

Инвентарные книги имущества учреждения культуры и инвентарные книги учета методической литературы.

Билетное хозяйство: кинобилеты (при наличии киноустановки), билеты на концерты и спектакли художественной самодеятельности, книги регистрации билетов; акты-сдачи приема имущества и дел учреждения культуры, акты инвентаризации хранятся в папке в хронологической последовательности.

журнал (тетрадь) регистрации входящих и исходящих документов:

Журнал ведения протоколов заседаний Совета клуба. ДК, СЦКС (сельская централизованная клубная система);

Журнал учета работы клуба. ДК, С1 (КС, КСК (Культурно-спортивный комплекс)

Журнал учета работы справочного стола, при условии его организации: копии статистических, информационных, текстовых отчетов и протоколов отчетов клуба, ДК перед населением.

Копии статистических и информационных отчетов;

Анкеты опроса посети теля.

Учет и отчетность в учреждениях культуры

Потребность в учете материальных цепное гей возникла еще на ранних стадиях развития человечества. С изменением общественных формаций менялись формы, характер и значение учета.

Совершенствование организации клубной работы невозможно без повышения культуры и качества учета, который обеспечивает обоснованность планирования, возможность осуществления постоянного контроля за ходом выполнения планов и общим положением дел, позволяет выявлять, обобщать и распространять опыт, своевременно вскрывать и предупреждать недостатки.

Для планового руководства необходима организация единой системы учета.

Учет — функция управления, связанная со сбором и первичной обработкой информации.

Правильная постановка учета:

1. даст возможность оценивать работу досугового учреждения;

2. делает возможным успешное планирование;

3. дает возможность выявлять и распространять опыт;

4. данные учета служат основанием для составления отчета. В сере культуры существуют 2 вида учета:

Они объединены в один вид учета и отчетности — текущий учет — это база, над которой надстраиваются все другие виды учета.

количественный — связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.). К документам текущего учета относятся:

журнал учета текущей работы со следующими позициями: порядковый номер, дата, наименование работы, время начала и окончания, количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурованы и скрепляются печатью.

Журналы посещения кружков и коллективов;

Журналы дежурств и др. документы.

качественный — учет уровня и эффективности проводимой работы. К документам качественного учета относятся:

справки по итогам проверок;

отзывы посетителей и клиентов;

рецензии и отзывы в СМИ;

результаты экспертных оценок и т.н.

К методам качественного учета относятся:

коллективное обсуждение проведенного мероприятия;

коллективные и индивидуальные беседы.

Отчетность — система показателей, характеризующих итоги работы за определенный период, сообщаемых вышестоящим организациям, а также населению по установленным формам и срокам.

Основными обязательными видами отчета являются:

1. годовой статистический отчет — составляет руководитель досугового учреждения по форме 7-НК, установленной центральным статистическим управлением. Основанием для составления годового статистического отчета являются записи в журналах учета работы досугового учреждения.

2. годовой информационный отчет — составляет руководитель досугового учреждения и представляет в отдел культуры вместе со статистическим отчетом.

В письменном информационном отчете должны быть раскрыты:

анализ выполнения годового плана;

тематика и содержание мероприятий;

работа кружков и коллективов;

состояние зданий и помещений;

оборудование, технические средства досугового учреждения;

предложения по улучшению работы.

3. отчет перед населением (творческий) — проводится в конце года. Подводится итог всей проделанной работы — это отчетный концерт всех коллективов учреждения, кружков, фестивали, спектакли, выставки прикладного искусства.

Творческий отчет решает ряд задач:

демонстрация лучших образцов работы;

оценки итогов работы за определенный период;

реклама и пропаганда деятельности учреждения;

вербовка новых клиентов, потребителей.

Требования к творческому отчету:

должен быть продемонстрирован лучший опты работы;

сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы;

итоги творческого отчета должны стать предметом специального анализа для определения дальнейших перспектив.

Кого допускают к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта?

С 5 декабря т.г. вступает в силу обновленная Инструкция о порядке допуска к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта и порядке прохождения специальной подготовки для допуска к занятию педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта. Новая редакция этого документа утверждена постановлением Минспорта РБ от 21.07.2014 № 45 «О внесении изменений в постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 16 февраля 2007 г. № 3».

Согласно Инструкции к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта могут быть допущены работники, занимающие должности, перечень которых установлен постановлением Совета Министров РБ от 04.08.2014 № 748.

К педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта допускаются:

• лица, не имеющие среднего специального или высшего образования в сфере физической культуры и спорта, принятые на работу на должность тренера-преподавателя по спорту до 23 июля 1993 г. и имеющие квалификационную категорию тренера- преподавателя по спорту;

• студенты третьих (при четырехлетнем сроке получения высшего образования I ступени), четвертых и пятых курсов учреждений высшего образования, обеспечивающих получение образования в сфере физической культуры и спорта по специальностям физической культуры и спорта с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта» или «Преподаватель физической культуры»;

• лица, имеющие среднее специальное или высшее образование (за исключением образования в сфере физической культуры и спорта) и диплом о переподготовке на уровне среднего специального образования или диплом о переподготовке на уровне высшего образования по специальностям переподготовки направления образования «Физическая культура и спорт».
К занятию педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта только после прохождения специальной подготовки допускаются лица, которые в течение трех и более лет после получения образования в сфере физической культуры и спорта (получения допуска к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта) не осуществляли педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта или, прекратив такую деятельность, в течение этого срока не возобновили ее.

Специальная подготовка осуществляется учреждением образования «Белорусский государственный университет физической культуры» за счет средств физических лиц или организаций физической культуры и спорта, иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Учет деятельности учреждения культуры

Теоретическая сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности и отчетность учреждения культуры: роль и значение, требования к их организации. Характеристика текущего и статистического учета, творческой отчетности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Менеджмент в социально-культурной сфере

Учет деятельности учреждения культуры

1 Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

1.1 Сущность менеджмента

1.2 Характерные черты менеджмента

2 Учет деятельности учреждения культуры

2.1 Роль и значение учета и отчетности

3 Виды учета и отчетности. Требования к их организации

3.1 Текущий учет

3.2 Статистический учет и отчетность

3.3 Творческий отчет

1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

1.1 Сущность менеджмента

учет отчетность социальный культурный

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера — сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий — театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма — любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Читайте так же:  Заполнение трудовых книжек 2019 увольнение

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» — предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства.

1.2 Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получили спонсорство и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически ориентированной деятельности.

Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес — технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития.

Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.

В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.

Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних — бывшие научные сотрудники.

Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по всем векторам практики менеджмента.

Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает как культура — в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.

2 УЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Учет и отчетность являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельности учреждения в утвержденной системе показателей.

2.1 Роль и значение учета и отчетности

Правильно организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в технологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и отчетности создают информационную базу данных как для контроля, так и для принятия последующих плановых и других решений. Без опоры на эти данные невозможна эффективная организация заработной платы, задание системы стимулирования. Без достоверных данных учета и отчетности невозможна выработка норм и нормативов, создание нормативной базы. Сведенные в региональном и общегосударственном масштабе данные учета и отчетности создают основу для выработки культурной политики, принятию решений по бюджету, для научно-теоретического анализа, выявления тенденций и закономерностей, действующих в социально-культурной сфере, ее отраслях, экономике и обществе в целом.

3 ВИДЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

Из определения учета и отчетности видно, что центральную роль в их организации играет выбор системы конкретных показателей и принятие специального решения по утверждению их в качестве показателей учета и отчетности. Этим последние отличаются от показателей, фигурирующих в анализе, — там аналитик волен применить те показатели, которые наиболее соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о стабильной системе характеристик.

Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:

— показатели учета и отчетности должны соответствовать планируемым показателям, иначе утрачивается единство информационного механизма менеджмента;

— система учета должна быть простой и ясной, по возможности исключать показатели, требующие расчет (это функция анализа), и использовать простые натуральные и стоимостные показатели;

— учет должен быть оперативен и своевременен — всякие «рисования» учета задним числом создают почву для злоупотреблений;

— учет должен быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны деятельности фирмы;

— данные учета и отчетности должны быть достоверными — как показывает практика, наиболее сложное для социально-культурной сферы требование.

В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью финансового контроля и настолько технологически специфичен, что образует достаточно развитую самостоятельную дисциплину менеджмента, образующую самостоятельный учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен чрезвычайно широкий круг специальной литературы и материалов. Поэтому в данной работе рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды учета (отчасти, включая и творческий отчет), так или иначе, но во все большей степени опираются на использование современных компьютерных технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскому учету, статистике, текущему учету с соответствующим программным обеспечением.

Речь идет об учете текущей (каждодневной) деятельности учреждения культуры. В силу этого его также называют оперативным (в отличие от других — так или иначе, но эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над которой надстраиваются все другие виды учета и отчетности — отсюда его еще одно название — первичный.

Читайте так же:  Приказ установить нормы списания

С некоторой степенью условности можно различать два вида текущего учета: количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.). Типичным документом текущего учета в сфере культуры является журнал учета текущей работы. Обычно учет в нем ведется по следующим позициям: порядковый номер, дата, наименование работы, время начала и окончания, количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы суммируются с заполнением специальных таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурованы и должны скрепляться печатью, так как журнал является документом финансовой дисциплины. Хотя вести его могут должностные лица, которым это поручено, ответственность за достоверность, своевременность и полноту записей в журнале несет руководитель организации. К другим документам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в которых ведется учет работы в подразделениях и службах.

Что может подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих материалов могут выступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций — практически все материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут быть отнесены к текущему учету.

Качественный учет — учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.

Примером документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.

3.2 Статистический учет и отчетность

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Статистический отчет заключается в заполнении специальной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особого труда не составляет — при условии хорошо налаженного текущего учета. В противном случае оформление статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве учреждения.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету подробную пояснительную записку о деятельности учреждения культуры (годовой информационный отчет). Госкомстату такой отчет не требуется.

При всей уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и работе сферы культуры в региональном масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно меняться — в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статистике» — ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.

В этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).

Творческий отчет решает ряд задач:

— демонстрация лучших образцов работы;

— оценка итогов работы за определенный период;

— реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;

— вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других сферах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и другим акциям, носящим характер творческого отчета.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:

— на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;

— сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);

— итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. — М.: Финпресс, 2002. — 312 с.

2. Законодательство о культуре: [Сборник / Сост. Б. Букреев]. — М.: Касаткина, 2001. — 471 с.

3. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ. / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. — М.: РИК.

4. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. — СПб.: Михайлов, 2002. — 317 с.

5. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. — Омск: Омич, 2000. — 288 с.

6. Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г. / Сост. Филатов С.А. — М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. — 223 с.

7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. — С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб.: Лань, 2001. — 382 с.

8. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера / Под общ. ред. М.З. Бора. — М.: Финпресс, 1998. — 220 с.

9. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб. / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. — 145 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность организационной культуры и её социально-психологические основы. Особенности становления в творческом коллективе. Оптимальные формы, методы социально-культурной деятельности, черты корпоративной культуры работников учреждения клубного типа.

дипломная работа [650,0 K], добавлен 27.06.2016

Социально-психологические основы менеджмента Муниципального бюджетного учреждения культуры. Методы формирования кадрового состава, социально-экономическая адаптация в организации. Совершенствование системы прогнозирования устойчивости развития учреждения.

курсовая работа [198,4 K], добавлен 02.10.2010

Система работы с персоналом. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Трудовое законодательство бюджетного учреждения. Переподготовка и повышение квалификации. Стили руководства. Виды и методы стимулирования труда персонала.

дипломная работа [3,8 M], добавлен 19.05.2015

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Менеджмент как вид деятельности, его цели, функции. Суть школы человеческих отношений. Современные требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера.

презентация [749,4 K], добавлен 28.08.2016

Организационная характеристика и анализ муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на территории Златоустовского городского округа, цели и задачи его деятельности. Анализ обеспеченности учреждения персоналом и движения кадров.

отчет по практике [1,6 M], добавлен 16.05.2015

Основные цели и задачи общественно-культурного центра. Источники формирования имущества учреждения. Перспективы развития на апрель-май 2010 г. Функции административно-хозяйственной службы муниципального учреждения культуры «Общественно-культурный центр».

отчет по практике [32,9 K], добавлен 02.10.2010

Бизнес-план: понятие, классификация, основы разработки; содержание и структура в социально-культурной сфере. Разработка бизнес-плана социально-культурного учреждения Государственного автономного учреждения Республики Коми «Театр оперы и балета».

курсовая работа [48,4 K], добавлен 07.03.2014

Культура как сфера экономических отношений. Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства. Экономические и материально-технические ресурсы учреждений. Сущность и характеристика современного менеджмента. Система и структура управления культурой.

учебное пособие [1,5 M], добавлен 19.02.2012

Сущность, элементы и этапы формирования корпоративной культуры. Общая характеристика системы менеджмента ООО «Плёс», анализ финансово-экономической деятельности и корпоративной культуры организации. Разработка бизнес-плана и рекомендаций по ее улучшению.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 27.07.2010

Комплексная поддержка педагогических инициатив как управленческий механизм организации социально активной деятельности участников Негорельской средней школы. Фактор влияния учреждения общего среднего образования на процессы регионального развития.

дипломная работа [76,3 K], добавлен 04.03.2015

Другие статьи:

  • Образец заявления профсоюза Образец заявления о приеме в профсоюз Главная > Документ Как вступить в профсоюз? Очень просто, если на Вашем предприятии есть первичная профсоюзная организация (далее – первичка): вам просто нужно написать заявление в профсоюзный комитет о приеме в профсоюз и […]
  • Стажер адвоката в санкт-петербурге Занятия для стажеров адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАЖЕРОВ адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга будут проходить в помещении ДОМА ЮРИСТА по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, дом 28, Белый зал 12, 13, 14, 15 ноября […]
  • Сергеев иВ экономика предприятия учебное пособие иВ сергеев Сергеев иВ экономика предприятия учебное пособие иВ сергеев Сергеев Иван Васильевич Экономика предприятия: Учебное пособие В учебном пособии рассмотрены основы рыночной экономики предприятия, методы рационального использования ресурсов и управления […]
  • Купить бланк осаго левый Официальное Оформление полиса ОСАГО Недорого! Увеличение числа автомобилей способствует росту аварий на дорогах. Защитить интересы всех участников движения позволяет АвтоСтрахование. Оно предлагается в разных видах и бывает добровольным или обязательным. По […]
  • Требования безопасности при аварийных ситуациях на производстве Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование должны быть составной частью системы управления охраной труда (СУОТ) в организации. В соответствии с этим в каждой организации […]
  • Договор о пуле условных валютных резервов брикс Пул условных валютных резервов стран БРИКС начинает работать Договор о пуле условных валютных резервов БРИКС вступил в силу 30 июля 2015 года. Общий объем пула установлен в размере $100 млрд. Каждый центральный банк страны-участника БРИКС резервирует […]
  • Что имеет право открывать ип Можно ли работать и быть ИП одновременно Наш умный сервис заполнит за Вас документы для регистрации ИП бесплатно и прямо сейчас! Можно ли оформить ИП, работая по найму? Индивидуальный предприниматель обладает двойственным статусом: с одной стороны, это физическое […]