Требования к участковым избирательным комиссиям

Статья 61. Помещение для голосования

Статья 61. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, – командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:

а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, – слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;

в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;

г) сведения об основаниях регистрации кандидатов, списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном пунктом 16 статьи 38 настоящего Федерального закона, данные сведения указывать не требуется;

д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).

4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата.

5. Утратил силу.

6. При проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум.

7. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

8. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).

9. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Комментируемая статья устанавливает основные требования, касающиеся порядка предоставления и условий оборудования помещений, в которых участковыми комиссиями организуется и проводится голосование. Эти требования необходимо также соблюдать при проведении в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона на одном и более избирательных участках, участках референдума досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, а также на полярных станциях.

1. Принципиальное значение имеет содержащееся в комментируемой статье указание на субъекты избирательного процесса, которые обязаны предоставить в распоряжение участковой комиссии помещение для голосования. Такая обязанность возлагается на главу местной администрации соответствующего муниципального образования (ранее эта обязанность возлагалась на главу муниципального образования). При этом необходимо учитывать, что данная обязанность глав местной администрации муниципальных образований производна от возложенных на них же обязанностей образования избирательных участков, участков референдума. Как следствие, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 комментируемого Федерального закона предоставление помещения для голосования должно осуществляться при проведении выборов в органы местного самоуправления городских или сельских поселений главой местной администрации поселения, а при проведении иных выборов и референдумов – главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения (в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения). Если же в муниципальном образовании нет главы местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное осуществлять указанные действия либо по тем или иным причинам глава местной администрации не выполняет в установленные сроки возложенных на него обязанностей, то предоставление помещений для голосования согласно статье 83 комментируемого Федерального закона должно быть обеспечено высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или по его поручению иным должностным лицом.

Важно также учитывать, что комментируемым Федеральным законом, иным федеральным законом обязанность предоставления помещения для голосования в распоряжение участковой комиссии может быть возложена на командира воинской части, капитана судна, руководителя полярной станции, руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Данные лица специально упомянуты в законодательстве, поскольку полномочия муниципальных органов распространяются на определенную территорию и в их компетенцию не входит выделение помещений для голосования в воинских частях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, а также за границей.

Особо следует отметить, что помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии безвозмездно. Тем самым подчеркивается публичный характер правоотношений, связанных с проведением выборов и референдума. В целях всемерного оказания содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в выполнении возложенных на них полномочий обязанность предоставления помещения для голосования не ставится законом в зависимость от каких-либо обстоятельств. Вследствие этого глава местной администрации муниципального образования, иные лица не могут переадресовывать обязанность поиска помещений комиссиям, требовать возмещения расходов, понесенных муниципальным образованием в связи с использованием указанных помещений.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации не оговаривают специальных требований, предъявляемых к помещениям для голосования. Поэтому важно, чтобы ТИК, ИКМО заблаговременно внесли предложения по необходимым для организации голосования помещениям, учитывая при этом опыт прошедших выборов, возможность размещения в предоставляемых помещениях необходимого технологического оборудования, численность избирателей, голосующих на конкретном участке, их активность и другие факторы. Многие ИКСРФ, ТИК или ИКМО имеют своеобразные «паспорта» избирательных участков, в которых отражены основные параметры помещений для голосования.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает определенных сроков предоставления участковым комиссиям помещений для голосования. Однако принимая во внимание положения пункта 6 статьи 27 комментируемого Федерального закона, закрепляющие обязанности участковых комиссий по подготовке помещений для голосования, оповещению избирателей (участников референдума) о времени и месте голосования, можно констатировать, что помещение должно быть передано в их распоряжение, как правило, не позднее чем за два-три дня до дня голосования, а решение о том, какие помещения будут предоставляться с указанием конкретных адресов, должно быть принято заблаговременно: согласно требованиям пунктов 2 и 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона – не позднее чем за 45 дней до дня голосования 1 . Только при соблюдении указанных сроков участковые комиссии будут иметь реальную возможность своевременно и качественно осуществить все мероприятия по подготовке к голосованию: собрать и установить кабины и ящики для голосования, разместить информационные материалы, организовать охрану, оповестить избирателей. Говоря о сроках, на которые должны предоставляться помещения для голосования, важно также учитывать, что после проведения голосования и подведения его итогов участковые комиссии обязаны принять меры по демонтажу технологического избирательного оборудования и транспортировке его к месту хранения, обработке избирательной документации, документации референдума для передачи ее на хранение в ТИК, ИКМО или ОИК. Вследствие этого при предоставлении помещений для голосования должно приниматься во внимание то обстоятельство, что общий срок их использования участковыми комиссиями обычно составляет четыре-пять дней.

Целесообразно, чтобы на территории избирательного участка, участка референдума, на пути следования к помещению для голосования размещались стрелки-указатели, а на здании, в котором расположено помещение для голосования, – вывеска с номером избирательного участка, участка референдума и вывешивался государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации. Если в здании находится несколько помещений для голосования разных избирательных участков, участков референдума, на вывесках должны указываться номера всех избирательных участков, участков референдума, а в помещении для голосования размещаться объявления с указанием наименования улиц и номеров домов, входящих в границы каждого избирательного участка, участка референдума.

_______________
1 В этой связи заслуживает внимания Избирательный кодекс города Москвы, статьей 65 которого предусмотрено, что помещение для голосования определяется не позднее чем за 45 дней до дня голосования и безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой управы района города Москвы не позднее чем за три дня до дня голосования.

Читайте так же:  Как собственность определяется в экономике

В практике избирательных кампаний нередки случаи, когда уже после предоставления в распоряжение участковой комиссии помещения для голосования в силу объективных причин (отключение электроэнергии или теплоснабжения, пожар и т.п.) возникает необходимость в его замене. Законодательство не оговаривает особых условий, которые должны соблюдаться при изменении места дислокации помещения для голосования. Представляется, что при возникновении подобных ситуаций глава местной администрации муниципального образования должен безотлагательно оповестить участковую и вышестоящую комиссии о причинах изменения места нахождения помещения для голосования, принять меры по информированию всех заинтересованных участников избирательного (референдумного) процесса о принятом решении, обеспечить, в случае необходимости, доставку избирателей к новому месту нахождения помещения для голосования.

Следует также иметь в виду, что до дня голосования для осуществления участковыми комиссиями таких действий как ознакомление со списками избирателей, проведение досрочного голосования, выдача открепительных удостоверений и других, комиссиям также требуются отдельные помещения, оборудованные сейфами, телефонной связью и т.д. В соответствии с пунктом 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона сообщения о местах нахождения участковых комиссий публикуются соответствующими главами местных администраций не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Помещения предоставляются участковым комиссиям непосредственно после их сформирования. Конкретные сроки предоставления помещений целесообразно установить в законодательстве субъектов Российской Федерации.

2. Помещение для голосования должно иметь зал и быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалась тайна голосования и была исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан. С этой целью в помещении в обязательном порядке размещаются кабины или иные специально оборудованные места для голосования, снабженные письменными принадлежностями (кроме карандашей) и при необходимости системой освещения. В качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан Избирательный кодекс Костромской области (статья 71) предусматривает, что наряду с упомянутыми в комментируемом законе кабинами или иными специально оборудованными местами для тайного голосования эту роль могут выполнять также пригодные для тайного голосования комнаты.

Параметры кабин и специально оборудованных мест для голосования установлены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 192/1207-4 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» 1 . Согласно указанному постановлению количество кабин или иных специально оборудованных мест для голосования (столиков со стенками или перегородками, ширм или иного аналогичного оборудования) зависит от числа зарегистрированных на соответствующем участке избирателей (участников референдума). При числе избирателей (участников референдума) до 1001 человека кабин для голосования может быть не менее одной; от 1001 до 2001 человека – не менее двух; свыше 2000 человек – не менее трех. Высота кабины для голосования должна быть не менее 150 см от уровня пола. Размер ее площади должен обеспечивать свободное размещение в ней избирателя, а при голосовании, предусмотренном пунктом 10 статьи 64 комментируемого Федерального закона, – двух избирателей. Кабины для голосования должны быть закрыты и иметь только один рабочий вход–выход в зал для голосования. В каждой кабине для голосования должно быть оборудовано место для заполнения бюллетеня (столик, полка, подставка и т.п.), расположенное ниже верхнего края кабины не менее чем на 50 см. В кабине для голосования должны быть ручки и, при необходимости, осветительные приборы. Использование карандашей при заполнении бюллетеней не допускается. В случае отсутствия кабин для голосования в помещении, где проводится голосование, устанавливаются специально оборудованные места для тайного голосования. Это могут быть столики со стенками или перегородками, ширмы, или иное аналогичное оборудование высотой не менее 150 см от уровня пола и не менее 50 см от места для заполнения бюллетеня до верхнего уровня. Соблюдение этих параметров позволит полностью ограничить визуальное наблюдение за действиями избирателя при заполнении бюллетеня со стороны присутствующих в помещении для голосования и обеспечит тайну его волеизъявления. Иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены требования, связанные с оформлением кабин для голосования. Так, в соответствии со статьей 77 Избирательного кодекса Хабаровского края при проведении выборов депутатов Законодательной Думы в каждой кабине (ином специально оборудовано месте для голосования) должны размещаться зарегистрированные общекраевые списки кандидатов.

__________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 12 (203).

3. Принимая во внимание особое значение гласности как одного из ключевых принципов проведения выборов (референдума), федеральный закон содержит целый ряд требований, касающихся участковой комиссии. Она обязана при оборудовании помещений для голосования обеспечить доступность для избирателей информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, выдвинувших их избирательных объединениях, вопросах референдума, а также порядке заполнения бюллетеней для голосования. Для этого в помещении для голосования либо непосредственно перед входом в него каждая участковая комиссия оборудует специальный информационный стенд. Комментируемый Федеральный закон оговаривает, что прежде всего на данном стенде размещается полная информация о кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень. При размещении указанной информации необходимо руководствоваться следующими правилами, установленными в комментируемом Федеральном законе.

Во-первых, биографические данные о кандидатах размещаются на информационном стенде в объеме, установленном решением комиссии, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень. В решении комиссии должны быть определены единые требования к информационным биографическим материалам для кандидатов, этим гарантируется выполнение требований законодательства о равенстве кандидатов. Согласно статье 63 комментируемого Федерального закона размещаемые на информационном стенде биографические данные о кандидатах должны включать в себя, как минимум, следующие сведения: фамилия, имя, отчество; год рождения; место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта); основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий); наличие статуса депутата и наименование представительного органа (если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе); принадлежность кандидата к политической партии, иному общественному объединению, краткое наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статус кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении (если при выдвижении в установленном законом порядке кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению). Сведения о зарегистрированных кандидатах и избирательных объединениях должны быть размещены в информационных материалах в таком же порядке, в котором они размещены в избирательных бюллетенях. Это поможет лучше сориентироваться избирателям при заполнении бюллетеня и избежать претензий со стороны всех участников избирательного процесса;

Во-вторых, в случае выдвижения кандидата, списка кандидатов избирательным объединением в материалах, размещаемых на информационном стенде, обязательно делается запись «Выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения. При выдвижении избирательным объединением одного и того же лица в качестве кандидата и в составе списка кандидатов, и по одномандатному (многомандатному) избирательному округу сведения о таком «двойном» выдвижении также размещаются на информационном стенде;

В-третьих, в случае, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, на информационном стенде по отношению к нему участковая комиссия делает запись «самовыдвижение», что означает отсутствие юридической связи процедуры его выдвижения с деятельностью каких-либо избирательных объединений;

В-четвертых, на информационном стенде размещаются сведения об основаниях регистрации кандидата, списка кандидатов. В качестве таковых в соответствии с законом могут выступать подписи избирателей, избирательный залог, иные основания. При этом следует учитывать, что иные основания регистрации кандидатов должны указываться в случае, когда законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч, вместо сбора подписей в поддержку кандидатов или внесения избирательного залога предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов. Комментируемый Федеральный закон специально подчеркивает, что не требуется указывать сведения об основаниях регистрации кандидатов, если она была осуществлена без сбора подписей избирателей и без внесения избирательного залога по решению политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии) о выдвижении кандидата (списка кандидатов) при условии, что на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов, выдвинутые соответствующей политической партией, были допущены к распределению депутатских мандатов, поскольку выше уже указано на факт выдвижения кандидата данным избирательным объединением;

В-пятых, УИК обязаны разместить на стенде информацию о доходах и имуществе кандидатов. Объем такой информации определяется решением комиссии, организующей выборы. Указание комментируемого Федерального закона на самостоятельность комиссии, организующей выборы, в принятии подобного решения не означает, однако, что при определении объема сведений о доходах и имуществе кандидатов она не связана никакими ограничениями. Следует учитывать, что в любом случае объем сведений не может выходить за рамки тех, которые согласно статье 33 комментируемого Федерального закона должны представляться в соответствующую избирательную комиссию при выдвижении кандидата (списка кандидатов). Помимо этого нельзя игнорировать требования статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 1 , статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» 2 согласно которым информация о гражданах (например, сведения о месте жительства) относится к категории конфиденциальной, предполагающей особый режим ее распространения;

Читайте так же:  Фифа 16 купить на пк лицензия

В-шестых, на стендах должна быть размещена информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, переданных ими при выдвижении в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона (если таковая имеется). Это требование обусловлено необходимостью надлежащего информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах. До принятия 12 июня 2002 года комментируемого Федерального закона в случае выявления существенной недостоверности представленных кандидатом сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в регистрации могло быть отказано или она могла быть отменена. В настоящее время законодательство не предусматривает отказа в регистрации или ее отмены за представление недостоверной информации (за исключением случаев сокрытия сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства), вследствие чего особое значение приобретает информирование избирателей о выявлении недостоверных сведений о доходах и имуществе кандидатов. При этом следует подчеркнуть, что такая недостоверность должна быть надлежащим образом установлена и документально подтверждена.

4. Требование о помещении на стенд информации о наличии у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости (см. подпункт 58 статьи 2), имеет особое значение. Дело в том, что в общественном сознании далеко не однозначно воспринимается отсутствие в российском законодательстве запрета на участие в выборах ранее судимых лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. Именно по этой причине комментируемый Федеральный закон требует обязательного доведения до избирателей сведений о наличии у кандидатов криминального прошлого, подтвержденного приговорами судов и не утратившего юридического значения. Это требование относится также к информации о кандидатах, зарегистрированных в составе списка кандидатов, при голосовании по пропорциональной части избирательной системы. При этом не имеет значения, на каком месте в списке кандидатов находится соответствующий кандидат, т.е. какой его порядковый номер в списке.

6. При проведении референдума в информационных материалах, размещаемых на оборудуемом в помещении для голосования стенде, должны быть отражены сведения о вопросах референдума, в том числе текст проекта нормативного акта, вынесенного на референдум. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования, относящиеся к оформлению информационного стенда при проведении референдума. Так, в соответствии со статьей 69 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в случае, если на референдум Российской Федерации выносится проект нормативного акта, на стенде должен быть размещен текст данного проекта.

_______________
1 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
2 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3451.

7. В информационных материалах, размещаемых на стенде, не должны содержаться признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (подпункты 3 и 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Ответственность за соблюдение этого требования несет участковая комиссия, которая, в частности, не должна изменять порядок (очередность) размещения сведений о кандидатах, списках кандидатов в сравнении с тем, который предусмотрен статьей 63 комментируемого Федерального закона применительно к расположению таких сведений в избирательном бюллетене; обязана обеспечить одинаковые условия (объем, размер шрифта, цвет набора и т.п.) размещения информационных материалов по отношению ко всем кандидатам, спискам кандидатов, включенным в избирательный бюллетень. УИК должны контролировать, чтобы на информационном стенде не появилась информация, размещенная иными лицами.

8. На информационном стенде также должны быть размещены образцы заполненных избирательных бюллетеней либо бюллетеней для голосования на референдуме со всеми вариантами их заполнения. При этом образцы избирательных бюллетеней не должны содержать фамилий кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, и наименований избирательных объединений, участвующих в данных выборах. Указанные требования обусловлены необходимостью обеспечить избирателям (участникам референдума) возможность непредвзято и свободно осуществить свое волеизъявление в отношении тех или иных зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, вариантов голосования по вопросам референдума, а также визуально уяснить, как выглядит бюллетень и как правильно его заполнять. Кроме всех вышеуказанных сведений о кандидатах, избирательных объединениях, вопросах референдума на информационном стенде могут размещаться иные материалы, представляющие интерес для избирателя, например: состав участковой избирательной комиссии, границы избирательного округа и избирательного участка, основные полномочия избираемого органа, а также извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

9. В соответствии с комментируемым Федеральным законом в помещении для голосования должна быть вывешена увеличенная форма протокола об итогах голосования. По мере установления итогов голосования по отдельным позициям (строкам) протокола участковой комиссией в порядке, предусмотренном статьей 68 комментируемого Федерального закона, аналогичным образом должна заполняться и его увеличенная форма. Указанная процедура расширяет возможности общественного контроля за итогами голосования и результатами выборов со стороны членов комиссии с совещательным голосом, наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования. Для удобства членов комиссии и наблюдателей целесообразно изготавливать форму протокола, увеличенную в четыре–шесть раз по сравнению с официальным протоколом, и размещать ее так, чтобы наблюдатели и другие заинтересованные лица свободно могли прочесть содержащуюся в ней информацию.

10. Размещаемые в помещении для голосования стационарные ящики для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы избирателям (участникам референдума) был обеспечен удобный доступ к ним для голосования. Согласно упомянутым нормативам, утвержденным ЦИК России, на участках с числом зарегистрированных избирателей (участников референдума) до 2000 человек в помещении должно находиться не менее одного стационарного ящика для голосования, а свыше 2000 человек – не менее двух стационарных ящиков для голосования. При этом габариты стационарных ящиков должны быть от 50 х 50 х 95 см до 60 х 60 х 105 см, и они должны вмещать не менее 5000 листов бумаги формата А4.

Особо следует подчеркнуть, что в качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов (ТСПГ), в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней (КОИБ), а при проведении электронного голосования – комплексы для электронного голосования (КЭГ). ТСПГ должны обеспечивать прием, обработку (считывание информации) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, их накопление, подведение итогов голосования и их передачу в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума с использованием средств телекоммуникаций, а КЭГ – обеспечивать голосование без использования бюллетеня, напечатанного на бумажном носителе (в документальном виде), автоматизированный подсчет голосов избирателей (участников референдума), установление итогов голосования и составление протокола участковой комиссии об итогах голосования с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы».

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют ТСПГ–КОИБ или КЭГ по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование ТСПГ–КОИБ или КЭГ обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

Порядок размещения и условия эксплуатации ТСПГ–КОИБ или КЭГ – устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, ЦИК России. Так, порядок использования программно-технических комплексов обработки бюллетеней определяется Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – программно-технических комплексов обработки бюллетеней (КОИБ) при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, утвержденной постановлением ЦИК России от 28 сентября 2005 года № 153/1026-4 (с изменениями от 17 октября 2005 года № 157/1047-4) 1 . Эта Инструкция закрепляет, в частности, и дополнительные требования, предъявляемые к помещению для голосования с использованием КОИБ, которое до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией на КОИБ необходимым количеством розеток (не менее пяти) и удлинителями для подключения КОИБ к электросети, а также отдельной телефонной линией связи общего пользования с розеткой европейского стандарта (RJ-11) для подключения модема или телефонного аппарата (при необходимости телефонным удлинителем). Обязательным является также размещение в помещении для голосования плакатов с правилами голосования с использованием КОИБ.

_______________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10 (189) и № 11 (190).

11. В целях создания оптимальных условий для организации работы членов участковой комиссии, а также обеспечения эффективного общественного контроля за голосованием и установлением его итогов помещение для голосования должно быть обустроено, а технологическое оборудование размещено таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования (ТСПГ при их использовании) одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей, других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования. В целях оптимальной реализации данного требования комментируемого Федерального закона наиболее оправданным представляется такой порядок оборудования помещений для голосования, при котором, с одной стороны, не допускается проведение голосования в одном и том же помещении (зале) более чем одной участковой комиссией, а с другой – исключается организация голосования в помещении, состоящем из двух и более комнат. Это обусловлено тем, что когда все оборудование для голосования, места для выдачи бюллетеней и места для наблюдения за голосованием находятся в одном зале (комнате), это максимально способствует достоверному (исключающему возможность манипулирования) определению волеизъявления избирателей (участников референдума).

Читайте так же:  Новые требования к программам дополнительного образования детей

Требования к участковым избирательным комиссиям

Мы запустили новую версию сайта. Сайт работает в тестовом режиме. Если вы заметили ошибку — сообщите нам об этом

Контактная информация
  • Адрес 101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 47
  • Тел. +7 (495) 625-82-01
  • E-mail [email protected]
Подписка на новости

Подпишитесь на новости и вы будете получать рассылку с новостями, статьями и другими материалами сайта.

Статья 14. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий

Статья 14. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий

О разъяснении порядка формирования территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента РФ см. постановление ЦИК РФ от 14 января 2000 г. N 69/787-3

1. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве пяти — девяти членов избирательной комиссии с правом решающего голоса представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, формируется несколько территориальных избирательных комиссий. В случае, если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации может возложить полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам Президента Российской Федерации на указанную территориальную избирательную комиссию. Перечень территориальных избирательных комиссий, формируемых на территории субъекта Российской Федерации, утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, а также размещения средств автоматизации государственной автоматизированной информационной системы. Перечень территориальных избирательных комиссий утверждается не позднее чем за 80 дней до дня голосования, в течение трех дней со дня его утверждения направляется в представительные органы местного самоуправления и публикуется в средствах массовой информации, указанных в подпункте «д» пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

2. Участковая избирательная комиссия формируется в срок, который начинается не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка и истекает за 27 дней до дня голосования, а в исключительных случаях не позднее чем за два дня до дня голосования представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

до 1000 избирателей 3 — 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

от 1001 до 2000 избирателей — 5 — 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

более 2000 избирателей — 5 — 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

3. В случае совмещения дня голосования на выборах Президента Российской Федерации с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда данных членов избирательной комиссии производится за счет средств соответствующего бюджета.

4. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети членов территориальной, участковой избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого избирательного объединения, избирательного блока, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а в случае, если избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, — на основе предложений, поступивших от иных политических общественных объединений. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения, избирательного блока, иного политического общественного объединения.

5. В случае, если в формировании территориальной, участковой избирательной комиссии принимают участие два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о составе избирательной комиссии определяется этими представительными органами самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе территориальной, участковой избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.

7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательной комиссии.

8. В случае, если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления не сформировал (не сформировали) состав либо часть состава территориальной, участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктами 1 и 2 настоящей статьи, либо если на соответствующей территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование состава территориальной избирательной комиссии либо ее части осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а участковой избирательной комиссии — соответствующей территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

9. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, члены участковой избирательной комиссии назначаются на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня голосования.

10. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, члены участковой избирательной комиссии назначаются в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

11. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии формируются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом половина членов избирательной комиссии назначается представительным органом государственной власти, а другая половина — исполнительным органом государственной власти.

Другие статьи:

  • Семь детей пособие Пособия на детей в Эстонии. Сколько получают молодые родители? Ребенок BY рассмотрел основные источники дохода эстонских родителей в декрете. На какие пособия имеет право молодая мама в Эстонии? Источник фото: livejournal.com/drugoi В Эстонии отпуск по уходу за […]
  • Договор на восстановление по обучению Как восстановить утерянный договор на обучение в вузе Пожалуйста, как восстановить утерянный договор на обучение в вузе? МИ чем грозит потеря? Спасибо. 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Обратитесь в канцелярию ВУЗа с письменным заяявлением и попросите […]
  • Приказ 246 по вич Приказ Федерального медико-биологического агентства от 16 сентября 2014 г. № 246 “О ведении реестра бланков «Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции” Во исполнение федеральных законов от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Приказ фст 703 э ПРИКАЗ ФСТ РФ от 30.10.2012 N 703-э "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ СБЫТОВЫХ НАДБАВОК ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ И РАЗМЕРА ДОХОДНОСТИ ПРОДАЖ ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ" Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2012 г. N 25975 В соответствии с […]
  • Льготы по потери трудоспособности Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве к Постановлению Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ […]
  • Нотариус на ул фомичева Нотариус на ул фомичева Нотариус Верушкина Ольга Николаевна Адрес: 300012, г. Тула, ул. Циолковского, 2-в Нотариус Грезина Татьяна Львовна Адрес: 300041, г. Тула, Бухоновский пер., 8 Нотариус Дудкин Валерий Васильевич Адрес: 300001, г. Тула, улица […]
  • Основание платежа госпошлина Основание платежа госпошлина Арбитражный процесс Информация для посетителей Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судебная практика Отслеживание почтовых извещений Органы судейского сообщества Порядок заполнения платежного поручения на уплату […]