Ежемесячное пособие на ребенка определение

§ 7. Ежемесячное пособие на ребенка

Право на пособие имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Право на пособие не зависит от занятости родителей и заменяющих их лиц. Ранее граждане имели право на пособие независимо от уровня доходов в семье. В настоящее время предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей в семьях со сред-недушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Постановлением РФ от 29 сентября 1999 г. утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Порядок предусматривает состав семьи, учитываемый при исчислении величины этого дохода, виды дохода семьи, порядок исчисления дохода.
В настоящее время ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие на ребенка может выплачиваться одновременно с пособием по беременности и родам, которое получает женщина в связи с рождением данного ребенка, либо одновременно с пособием по уходу за ним до достижения им возраста полутора лет.
Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.
Для некоторых детей установлены пособия в повышенных размерах. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100% на детей одиноких матерей, на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для получения пособия в повышенном размере необходимо подтвердить документально соответствующие обстоятельства. Если граждане не располагают необходимыми документами либо если для их получения требуется какое-то время, они вправе обратиться за назначением пособия в обычном размере. При представлении необходимых документов размер пособия может быть пересмотрен.
На детей одиноких матерей ежемесячное пособие в повышенном размере назначается и выплачивается в случае:
S если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в
повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;
S при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;
S при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).
Повышенный размер пособия не предусмотрен, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. В случае установления отцовства и внесения сведений об отцовстве в актовую запись о рождении ребенка органы загса сообщают органу социальной защиты населения по месту жительства матери о внесении соответствующих изменений.
Пособие в повышенном размере устанавливается на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо не могут их платить по причинам, предусмотренным законодательством РФ. Для определения права на повышенное пособие прежде всего необходимо наличие решения суда либо постановления судьи о взыскании алиментов на данного ребенка (детей) с его родителей либо с одного из них. Пособие может быть повышено, если такое решение или постановление не исполняется по одной из следующих причин:
S розыск родителей органами внутренних дел на основании определений судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов, привлечением к уголовной ответственности за совершение преступления и по иным основаниям;
S отсутствие у родителей заработка, с которого могут быть взысканы алименты в минимальном размере в период отбывания наказания в исправительнотрудовых учреждениях ( исправительно-трудовых колониях, тюрьмах, воспитательно-трудовых колониях);
S отсутствие заработка у родителей во время нахождения под арестом ( в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и т. п.), прохождение судебно-медицинской экспертизы на основании постановлений следственных органов или суда, в период судебного спора в связи с увольнением с работы по инициативе администрации или рассмотрения в установленном законодательством РФ порядке вопроса о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, а также в других случаях, когда исполнение решения суда невозможно по не зависящим от этих лиц причинам;
S постоянное проживание лица, обязанного платить алименты, на территории иностранных государств, в том числе государств — бывших республик Союза ССР, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о правовой помощи, предусматривающие вопросы взаимного исполнения судебных решений.
Если же межгосударственный договор о правовой помощи, предусматривающий вопросы взаимного исполнения судебных решений, заключен, однако возможность исполнения решения отсутствует в силу причин, о которых говорилось выше, то в этих случаях пособие также может быть установлено в повышенном размере.

При установлении места жительства ( нахождения) родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, и прекращении его розыска органы внутренних дел обязаны в 3 — дневный срок уведомить об этом взыскателя, орган социальной защиты населения, выплачивающий ежемесячное пособие на ребенка, должностное лицо, вынесшее определение ( постановление) о розыске, а также суд по месту нахождения исполнительного листа.

В этом случае выплата ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере прекращается начиная с месяца, следующего за тем, в котором было установлено место жительства (нахождения) родителя.
Пособие в повышенном размере устанавливается на детей военнослужащих в период нахождения отца ребенка на военной службе по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата и матроса; обучения отца ребенка в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы.
Законодательством предусмотрены следующие случаи, когда ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается:
а) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;
б) если ребенок находится под опекой ( попечительством) и опекуны ( попечители) получают денежные средства на его содержание;
в) если родители лишены родительских прав в отношении ребенка, на которого полагается ежемесячное пособие.
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя ( усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, или по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя) при условии неполучения ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защиты населения другим родителем (усыновителем, опекуном, попечителем).
Лицо, обратившееся за ежемесячным пособием на ребенка, представляет:
S заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка и справку о неполучении ежемесячного пособия на ребенка другим родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) по месту его военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел или в органах социальной защиты населения;
S копию свидетельства о рождении ребенка;
S справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем);
S справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляются:
S выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
S справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.
Лицо, обратившееся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, дополнительно представляет:

а) на детей одиноких матерей — справку из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка;
б) на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, в зависимости от оснований назначения пособий один из следующих документов: сообщение органов внутренних дел о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено; справку из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда (постановления судьи); справку из суда о причинах неисполнения решения суда ( постановления судьи); справку из паспортно-визовой службы органов внутренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также сообщение Министерства юстиции РФ о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи;
в) на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу; справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.
Документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия на ребенка, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.
Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка производятся по месту подачи заявления.
Решение о назначении и выплате пособия принимается руководителем органа социальной защиты населения или организации по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел в 10-дневный срок со дня подачи заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
Пособие выплачивается за текущий месяц. Выплата осуществляется с месяца рождения ребенка по месяц исполнения ребенку 16 лет, для учащегося образовательного учреждения — по месяц окончания обучения, но не более чем до достижения им 18 лет.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение или возобновление выплаты пособия либо прекращение выплаты пособия в повышенном размере, выплата пособия прекращается, возобновляется или производится в измененном размере начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается за счет средств бюджетов разных уровней.

Расчет пособия по уходу за ребенком

Согласно российскому законодательству, детское ежемесячное пособие до 1.5 лет в форме страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию выплачивается в 2017 году лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком (то есть прерывающему свою профессиональную деятельность), и перестает начисляться с момента выхода на работу или со следующего месяца, когда ребенку исполнится полтора года.

Фактически получателем ежемесячной выплаты (пособия) не обязательно является мать — она может перечисляться отцу, бабушке или другому родственнику, а также опекуну — но только одному человеку, осуществляющему уход за ребенком.

Меню для навигации по странице

Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Процедура расчета пособия до 1.5 лет учитывает множество факторов: факт трудоустройства, размер зарплаты до ухода в отпуск, количество предыдущих детей, регион проживания и другие.

Размер ежемесячного пособия до 1.5 лет

Вопрос о размере пособия до 1.5 лет стоит отдельно рассматривать для двух частных случаев:

  • для работающих лиц — то есть если получатель пособия подлежит обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и материнству;
  • для неработающих — то есть если за гражданина не уплачиваются страховые взносы Фонд социального страхования (ФСС).
Читайте так же:  Мед экспертиза москва

Оба варианта оговорены в ст. 15 федерального закона. В 2017 году принципиально изменился только размер пособия для случаев, когда получателю положены минимальные или максимальные выплаты — то есть для крайних случаев:

  • для неработающих и безработных лиц, а также трудящихся, официально получающих очень маленькую зарплату;
  • для официально трудоустроенных с высоким заработком, превышающим за год размер страховой базы (755 тысяч рублей в 2017 году).

Выплаты в формате обязательного социального страхования по месту работы или в ФСС

Для граждан, за которых страхователь (работодатель) платит ежемесячные страховые взносы в ФСС, размер пособия высчитывается по общей формуле: 40% от среднемесячной зарплаты за два года перед периодом начислений.

При этом ежегодно лимитируется минимальная сумма выплат. Она актуальна при маленьком официальном заработке (например, если сотрудница работала не на полный день или получала «серую» зарплату в конверте) и с 1 февраля 2017 года составляет:

  • 3065,69 руб. на первого ребенка;
  • 6131,37 руб. на второго и последующих.

В связи с этим работодатель или напрямую ФСС не имеет права выплачивать суммы, меньше указанных. При этом:

  • получателям «минималки» сумма также умножается на районный коэффициент к заработной плате (если он предусматривается);
  • для тех, кому пособие назначается из расчета 40% от среднемесячного дохода, коэффициент, как правило, уже считается учтенным в размере зарплаты.

При отсутствии заработка за два предыдущих года или при его размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), можно применить промежуточный вариант расчета — взять 40% от МРОТ. Однако полученная при этом сумма вряд ли превысит минимальный размер пособия (если только законодатели на следующий год не примут решение о резком повышении размера МРОТ).

Выплаты в виде государственного социального обеспечения неработающим в Соцзащите

Размер пособия до 1.5 лет неработающим гражданам равен минимальной базовой сумме, указанной в ст. 15 закона, умноженной на коэффициент индексации для года получения пособия.

  • в 2016 году ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляло 2 908,62 руб., на второго и последующих детей — 5 817,24 руб.
  • с 1 февраля 2017 года размер выплат проиндексирован по фактической прошлогодней инфляции с коэффициентом 1,054 (повышение на 5.4%). Вследствие этого минимальный размер выплат до 1 февраля 2018 года теперь будет составлять соответственно 3 065,69 и 6 131,37 руб.

Формула расчета пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Детское пособие до 1.5 лет рассчитывается по следующей простой формуле:

П = СЗ × 30.4 × 0.4,

  • П — размер ежемесячной выплаты до 1.5 лет;
  • СЗ — средний дневной заработок получателя за 2 предыдущих календарных года;
  • 30.4 — среднее количество дней в месяце в расчете на год (365 дней / 12 месяцев = 30.4 дня);
  • 0.4 — те самые 40% от средней зарплаты, о которых было написано выше.

Но есть два исключения:

  • Если получательница даже небольшой период работала в предыдущем году и хотя бы один раз получала зарплату, а в новом году прервала отпуск по уходу за ребенком и подала на него повторное заявление. После этого она будет вправе продолжить отпуск вплоть до того момент, пока ребенку не исполнится 3 года, но так как заработок и расчетный период поменяются, возможно, сумма ежемесячного пособия до 1.5 лет будет более высокая.
  • Если женщина получает пособие по уходу в минимальном размере, после Нового года ей будут перечислять уже другой минимум. Например, как говорилось выше, в 2016 году минимальное пособие на первого ребенка составляло 2908,62 руб., а с 1 февраля 2017 года стало 3065,69 руб.

Определение среднего заработка в 2017 году для исчисления пособия

Размер пособия зависит от среднего заработка получательницы за два года, предшествующих ее выходу в отпуск по уходу за ребенком. Например, для женщины, которая оформит декретный отпуск в 2017 году, будет учитываться доход за 2015 и 2016 годы.

Порядок определения среднемесячного заработка

Основные особенности, которые, в соответствии с законодательством, учитываются при вычислении выплат по социальному страхованию:

Если в одном или в обоих расчетных годах, предшествующих оформлению пособия, женщина также находилась в декретном отпуске (по беременности и родам, по уходу за ребенком), то эти один или два года можно заменить другими годами, непосредственно им предшествующими, если это приведет к увеличению размера ежемесячной выплаты до 1.5 лет. При этом будущий получатель должен самостоятельно заявить о смене расчетных годов в соответствующем заявлении, иначе оно не будет учтено и пособие будет рассчитано в обычном порядке.

Пример. Если отпуск по уходу за вторым ребенком оформляется в 2017 году, а в 2016 и 2015 гг. мама находилась в первом декрете, то расчетные годы будет возможно заменить только на два предшествующих — 2014 и 2013 гг. Замена на любые произвольные годы не допускается.

  • Согласно ч. 1 ст. 14 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие рассчитывается исходя из среднего заработка, полученного в течение двух предшествующих календарных лет по всем местам работы (в том числе у предыдущего работодателя или нескольких работодателей одновременно). В таких случаях расчет проводится на основании предоставленной работником с предыдущего места работы справки о зарплате по форме приложения 1 к приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 30.04.2013 № 182н.
  • Для работающих на неполный день средний заработок высчитывается пропорционально отработанному времени, но пособие в итоге не может быть ниже минимального.
  • В понятие «заработок» включаются все виды доходов и любых вознаграждений по месту работы в связи с осуществлением рабочих обязанностей.
  • Принимаемый в расчет средний заработок не может быть выше суммы, устанавливаемой величиной страховой базы.

    На 2017 год возможное максимальное пособие по уходу составляет 23089,03 руб. (исходя из размера страховой базы 670000 рублей в 2015 году и 718000 — в 2016-м). То есть если женщина в расчете за полный год зарабатывала больше, расчет пособия будет вестись не от заработка, а от указанной суммы страховой базы, сверх которой выплата страховых взносов работодателем в ФСС не производится.

    Однако фактически расчетный период, как правило, бывает меньше 730 дней, ведь из него исключаются:

    • периоды временной нетрудоспособности, когда женщина болела, была на больничном по беременности и родам или по уходу за больными детьми;
    • периоды, когда работник был освобожден от обязанностей с полным или частичным сохранением зарплаты, если с нее не производились отчисления в Соцстрах.

    База для начисления страховых взносов в 2017 году

    Ежегодно Правительством РФ устанавливается предельная база для начисления страховых взносов — то есть максимальная сумма годовых доходов застрахованного лица, с которой работодатель обязан производить отчисления в ПФР и ФСС. Если работник заработает больше, с разницы между заработком и базой отчисления в указанные внебюджетные фонды не делаются.

    Эта величина меняется из года в год. Например, за предыдущие годы она составляла:

    • 2010 г. — 415000 руб.;
    • 2011 г. — 463000 руб.;
    • 2012 г. — 512000 руб.;
    • 2013 г. — 568000 руб.;
    • 2014 г. — 624000 руб.;
    • 2015 г. — 670000 руб.;
    • 2016 г. — 718000 руб.;
    • 2017 г. — 755000 руб.

    Пример определения размера среднего заработка

    Предположим, мать ребенка последние 5 лет не меняла место работы. Женщина ушла в отпуск по уходу за ребенком 11 января 2017 года, и в этот же день обратилась в бухгалтерию предприятия за назначением ежемесячного пособия до 1.5 лет.

    Для расчета пособия были взяты два полных предыдущих календарных года:

    • в 2015 году начисленная зарплата составила 700 тыс. руб.;
    • в 2016 году — также 700 тыс. руб.

    Предположим также, что в течение этих двух лет работница не выходила на больничный, — значит, количество расчетных дней составит 731 (поскольку 2016-й год был високосный). Но в 2015 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 670 тысяч — значит, с такой суммы, а не с фактически заработанных 700 тыс., шли отчисления в ФСС.

    В связи с этим средний дневной заработок будет равен:

    (670000 + 700000) / 731 = 1874,15 руб.

    Пример расчета пособия по уходу за ребенком

    Обычно такие данные есть в отделе кадров и бухгалтерии предприятия.

    Во многих организациях сотрудникам выдают «корешки» с указанием фактически отработанных дней, периодов нетрудоспособности и заработка. На их основании можно провести расчет пособия самостоятельно. Эти же данные используют и сотрудники ФСС.

    Вычислим размер выплаты на одного ребенка на основании данных из предыдущего примера. Средний дневной заработок мамы ребенка по результатам расчетов составил 1874,15 руб./день. Тогда ежемесячное пособие в соответствии с приведенной ранее расчетной формулой будет равно:

    П = 1874,15 руб. × 30,4 дня × 0,4 = 22789,66 руб.

    Эта сумма меньше максимально возможной выплаты в 2017 году, равной 23089,03 руб. Значит, мать ребенка будет получать вычисленную сумму ежемесячно до 1.5 лет или до момента выхода из отпуска по уходу за ребенком.

    Предположим, та же молодая мама ушла в отпуск по уходу за детьми-близнецами 11 марта 2017 года. Расчетными периодами для исчисления пособия, как и ранее, приняты 2015 и 2016 годы.

    • Заработок сотрудницы составлял всего 9000 руб./мес. в 2015 году и 9900 руб./мес. в 2016-м. Периодов нетрудоспособности за два года не было.
    • При этом рожденные близнецы — первенцы в семье. Тогда на одного из них мама сможет получить, как минимум, 3065,69 руб. в месяц, а на второго — не менее 6131,37 руб. То есть семья с двумя детьми до 1.5 лет получит пособие не меньше, чем (3065,69 + 6131,37) = 9197,06 руб.
    • Среднедневной заработок женщины по месту работы составит:
      (9000 руб./мес. + 9900 руб./мес.) × 12 мес. / 731 день = 310,26 руб./день.
    • Зарплата за 2015 год составила суммарно 108000 руб. (что меньше страховой базы в размере 670 тыс. руб.), а в 2016 г. — 118800 руб. (также меньше базы, равной 718 тыс. руб.). Тогда среднемесячная зарплата за период будет равна:

    310,26 руб./день × 30,4 дня = 9431,90 руб.

    Сумма пособия на ребенка из расчета 40% от среднемесячного заработка:

    9431,90 руб. × 0,4 = 3772,76 руб.

    • Минимальное ежемесячное пособие на первого из родившихся детей при оформлении пособия после 1 февраля 2017 г. составляет 3065,69 руб. Это меньше, чем рассчитанная сумма. Значит, на первого из детей матери начислят рассчитанную сумму полностью (3772,76 руб.).
    • На второго близнеца с 1 февраля предусмотрена минимальная выплата в размере 6131,37 руб., что больше расчетной суммы. Значит, за второго ребенка женщина получит соответствующий минимум, указанный в законе (6131,37 руб.).
  • Таким образом, общее ежемесячное пособие на двух близнецов составит:

    3772,76 руб. + 6131,37 руб. = 9904,13 руб.

    При расчете размера пособия на двоих детей стоит учитывать, что выплаты суммируются (по 40% на каждого), но не могут составлять больше, чем 100% среднего заработка получательницы.

    После того, как предыдущий ребенок достигнет возраста в 1.5 года, на его последующих младших брата или сестру будут продолжать начислять пособие, как на второго малыша.

    На 3 детей и более

    Предположим, в 2017 году многодетная мать уходит в отпуск по уходу за своими тремя детьми, каждому из которых еще нет 1.5 лет.

    • По ее заявлению о смене годов учета заработка расчетными годами принимаются 2013 и 2014 годы, так как в 2015 и 2016 годах женщина уже дважды находилась в декретном отпуске. Из расчета также будем исключать 18 дней, в течение которых мама была на больничном в двух расчетных годах.
    • Ее зарплата за эти годы:
      • 2013 г. — 320 тыс. руб.;
      • 2014 г. — 390 тыс. руб.
    • В обоих годах общая сумма заработка не превышает страховую базу. В связи с этим в расчет будем принимать фактическую зарплату. Тогда общая сумма заработка за 2 года составит:

      320000 + 390000 = 710000 руб.

      Средний дневной заработок будет равен:

      710000 руб. / (365 дней + 365 дней – 18 дней) = 988,86 руб./день.

      Среднемесячный заработок составит:

      988,86 руб./день × 30,4 дня = 30061,34 руб.

      Тогда ежемесячное пособие до 1.5 лет за счет ФСС на одного ребенка составит:

      30061,34 руб. х 0,4 = 12024,54 руб. в месяц.

      Рассчитанная сумма больше установленной минимальной на первого, второго и последующих детей. Значит, сумма пособия, исходя из расчетной величины суммарно на трех детей до 1.5 лет должна составлять:

      П = 12024,54 руб. × 3 = 36073,62 руб.

      Однако полученная величина превышает 100% посчитанного ранее среднемесячного заработка (30061,34 руб. — см. выше). В связи с этим ежемесячное пособие по уходу за тремя детьми многодетной матери будет назначено в размере 100% от средней зарплаты — 30061,34 руб., а не из расчетной величины пособия (36073,62 руб.).

      Минимальное пособие до 1.5 лет на нескольких детей

      В частности, минимальная сумма выплат на троих детей одновременно в 2017 году будет равна:

      3065,69 + 6131,37 + 6131,37 = 15328,43 рубля.

      Онлайн-калькулятор ФСС для определения размера пособия до 1.5 лет

      На основании требований закона и исходя из бухгалтерской практики был разработан онлайн-калькулятор расчета ежемесячного пособия по уходу за детьми. Он размещен на официальном сайте ФСС и поможет посчитать выплату самостоятельно наиболее точно.

      Калькулятор ФСС позволит ввести все актуальные требования, документы и данные, необходимые для верного расчета ежемесячного пособия.

      Он содержит такие основные графы, которые нужно заполнить:

      • информация о ребенке, на которого рассчитывается пособие, и других детях в семье;
      • размер зарплаты, расчетный период (с необходимостью его поменять);
      • количество отработанных часов и исключенных календарных дней.

      Ежемесячное соцпособие на ребенка до 1.5 лет исчисляется в размере 40% от среднемесячного дохода за расчетный период, то есть два предыдущих года (для работающих). Размер выплаты на каждого ребенка не может превышать установленный минимум — 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. на каждого из последующих с 1 февраля 2017 года. Эти суммы будут получать в органах Соцзащиты населения также лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию (например, безработные или неработающие).

      Правильный расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком требует знания законодательной базы и бухгалтерских тонкостей. В размере выплаты учитывается доход заявителя, фактически отработанное им время, а также периоды нетрудоспособности, количество детей в семье и другие факторы.

      Пилотный проект, ежемесячное пособие по уходу за ребенком 1С 8:ЗУП

      Пилотный проект, ежемесячное пособие по уходу за ребенком 1С 8:ЗУП

      Как и прежде, назначение пособия по уходу за ребенком производится документом «Отпуск по уходу за ребенком». В рамках пилотного проекта в документ добавлены закладки «Заявление» и «Документы», предназначенные для ввода данных, в последующим используемых при формирования печатной формы заявления, реестра и файла реестра. Определение того, относится ли документ к пилотному проекту, производится по дате окончания выплаты пособия до 1,5 лет — она должна быть позже даты вступления в проект.

      Данные на закладке «Заявление» заполняются аналогично документу «Начисление по больничному листу». Исключение составляет группа переключателей «Льготы при выплате пособия», которая становится доступной, если на закладке «Пособия» отмечен флаг «Применять при начислении пособия льготы для проживающих в зонах с льготным статусом» (флаг, в свою очередь, доступен, если в персональных данных застрахованного лица отмечена возможность предоставления льгот).

      Данные на закладку «Документы» вносятся вручную в соответствии с предоставленными застрахованным лицом документами. В колонке «Очередность» указывается очередность рождения (усыновления) ребенка. Обращаем внимание, что согласно приказу в реестре должны указываться сведениях о всех предыдущих детях застрахованного лица, для таких детей в колонке «Выплачивается пособие» указывается «Нет».

      Печатная форма заявления о выплате пособия формируется по нажатию соответствующей кнопки на закладке «Заявление». Заявление заполняется полностью на основании данных документа. Рассмотрим особенности заполнения заявления в части, отличной от его заполнения в случае назначения пособия по временной нетрудоспособности или беременности и родам:

      • при заполнении раздела «V. Ежемесячного пособия по уходу за ребенком» анализируется таблица «Документы на всех детей». Из рассмотрения исключаются строки, в которых указано, что вступило в силу решение суда о лишении прав. Реквизиты свидетельства о рождении или иного документа выводятся по ребенку, для которого указано, что по нему выплачивается пособие. Если в таблицу занесена информация по предыдущим детям, то, в зависимости от указанного вида документа, отмечается флаг наличия соответствующего документа предыдущего ребенка;
      • заполняется поле «сведения о среднем заработке за расчетный период» суммой заработка за расчетный период;
      • номер и дата приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком заполняются номером и датой документа.

      Печатные формы описи заявлений и реестра, а также файл реестра формируются с помощью документа «Реестр сведений в ФСС о ежемесячных пособиях по уходу», структура которого аналогична структуре других документов-реестров

      Документ может быть заполнен как полностью вручную, так и по имеющимся в программе документам «Отпуск по уходу за ребенком», не включенным в другой реестр.

      Рассмотрим особенности заполнения полей на закладках документа:

      • поле «Статус получателя (родственные отношения)» на закладке «Застрахованное лицо» заполняется в зависимости от пола застрахованного лица («Мать» или «Отец»). Если в данных о детях для ребенка, по которому выплачивается пособие, указан вид документа «Решение об установлении опеки», то устанавливается статус «Опекун»;
      • на закладке «Выплата пособия» вид, дата и номер документа, подтверждающего право на льготу, при необходимости заполняются вручную;
      • на закладке «Прочее» номер и дата приказа о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу при необходимости заполняются вручную;
      • поле «Количество страниц» на закладке «Прочее» — по умолчанию указывается 3;
      • поле «Наименование и реквизиты предоставленных документов» на закладке «Прочее» формируется автоматически и включает информацию о заявлении о назначении пособия, о документах на детей и о справках о неполучении пособия.

      После заполнения полей документа появляется возможность формирования печатной формы описи, реестра и файла реестра. При этом помимо общих проверок данных страхователя и застрахованного лица, аналогичных проверкам реестра сведений по нетрудоспособности, выполняется проверка заполненности всех данных (кроме серии документа) по детям, перечисленным в таблице.

      Печатные формы формируются в соответствии с приказами ФСС на основании данных, указанных документе.

      Полезная информация

      Получаем ежемесячное пособие по уходу за ребенком на работающего отца

      Не секрет, что при рождении ребенка в молодой семье как нельзя более обостряется финансовый вопрос. Одна из трудовых единиц выбывает из формирования семейного бюджета как минимум на полтора-два года, доходы семьи существенно падают, и необходимость в получении дополнительных средств обостряется критически. В настоящей заметке я постараюсь рассмотреть способ получения дополнительной финансововой помощи для семьи за счет средств ФСС.

      Сразу оговорюсь: рассматриваемая ситуация не касается всех способов получения выплат из различных бюджетов и фондов при рождении ребенка, а относится к частной (тем не менее, довольно распространенной в российских реалиях) ситуации: отец ребенка – работает у работодателя с полностью «белой» зарплатой; мать – на «серой» зарплате, на низкой официальной зарплате, либо – вообще не трудоустроена. А в связи с тем, что размер пособия напрямую зависит от отчислений с суммы заработной платы в ФСС на конкретного работника, естественно, выгоднее получать пособие на того из родителей, у кого эти отчисления составили большую сумму. Таким образом, задача такова: получить отцу пособие по уходу за ребенком и одновременно продолжить работать у текущего работодателя с минимальным сокращением собственной заработной платы. Это – вполне реально, и ниже я расскажу (со ссылками на нормативно-правовые акты, естественно) как это сделать, несмотря на то, что традиционно такое пособие получают матери ребенка, или, по крайней мере, так принято считать.

      Сколько составляет ежемесячное пособие

      Для начала – разберемся, а сколько вообще составит ежемесячное пособие по уходу за ребенком? Согласно ст. 13. Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. «а» п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с п. 1 ст. 11.2. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

      Согласно ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в рассматриваемой ситуации выплачивается в следующих размерах: 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 6–8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

      Ответ на вопрос — что такое средний заработок дает нам Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1.2. указанного закона, средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году выхода в отпуск по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). П. 3.3. ст. 14 указанного закона установлено, что средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1. ст. 14, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

      Таким образом, чтобы понять, а сколько, собственно, будет составлять размер искомого пособия, нам нужно:

      1. Высчитать сумму заработка родителя за два года, предшествующие году рождения ребенка (т.н. «гросс», или до вычета НДФЛ).
      2. Сравнить его с суммами предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС.
      3. Умножить получившуюся сумму среднего дневного заработка на 30,4.
      4. Вычислить 40% от указанной суммы — вуаля! — мы получим размер месячного пособия, которое мы и пытались оценить.

      Рассмотрим на конкретном примере. Возьмем семью, в которой у отца, например оклад 80 000,00 руб. в месяц (для простоты примера, только голый оклад, премий нет, средняя месячная зарплата по Москве), у матери «белая» часть зарплаты – 25 000,00, с одним ребенком, родившимся в 2016 году. Предположим, размер оклада с 2014 года у них не менялся.

      База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации (в отношении каждого физического лица) на:

      • 2014 год составляет 624 000,00 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101);
      • 2015 год составляет 670 000,00 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316)

      Итак, 80 000,00 * 24 мес. = 1 920 000,00 руб. (заработок за два года). Сравниваем эту сумму с базовыми величинами за 2014 – 2015 гг. 624 000,00 руб. + 670 000,00 руб. = 1 294 000,00 руб. Поскольку указанная величина меньше, чем фактический заработок за два года, то применяется сумма, рассчитанная исходя из размера базовых величин. Делим ее на 730 для того, чтобы получить размер среднего дневного заработка: 1 294 000,00 руб. / 730 = 1 772,60 руб. Полученный размер дневного заработка умножаем на 30,4 1 772,60 руб. * 30,4 = 53 887,12 руб. Высчитываем 40% от этой суммы 53 887,12 * 0,4 = 21 554,85 руб. – вот она, сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком!

      Если мы посчитаем размер пособия для матери ребенка с окладом, например, в 25 000,00 руб./мес., то сумма ежемесячного пособия получится существенно меньшей, а именно – 9 994,52 руб. Разница – пятнадцать с половиной тысяч рублей в месяц, по мне – так довольно существенная (хотя кому-то, возможно, даже на сигареты не хватит, но это уж, как говорится, извечная дилемма про жидкие щи и мелкий жемчуг).

      Впрочем, можно не лезть в дебри пенсионного и страхового законодательства и просто рассчитать сумму пособия на сайте ФСС. Впрочем, мы же не ищем легких путей, и хотим самостоятельно во всем разобраться?

      Итак, с суммой пособия понятно. Далее, необходимо понять, каким образом работающий отец ребенка все-таки может получить пособие.

      Как работающему отцу получить пособие

      В соответствии с ч. 2 ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком отец ребенка может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). Согласно ст. 93 ТК РФ, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

      Ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. а) п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ лицам, указанным в абз. 2 — 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в п. 39 Порядка (п. 42 Порядка).

      П. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отмечено, что при разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка. При этом законодательство не содержит запрета одному из родителей получать отпуск по уходу за ребенком, если второй из родителей находится в отпуске без сохранения заработной платы (п. 42 Порядка). Во внимание принимается только то, что второй родитель не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующее пособие, при этом фактическое осуществление ухода за ребенком лицом, испрашивающим соответствующий отпуск, презюмируется. Не имеет значения, работает мать ребенка или нет, вышла ли она на работу, и т. п. (подп. «ж» п. 54 Порядка). ТК РФ не возлагает на лицо, изъявившее желание осуществлять уход за ребенком, обязанность представлять работодателю доказательства, подтверждающие фактическое осуществление такого ухода (см. Кассационное определение ВС Карачаево-Черкесской Республики от 01.02.2012 по делу № 33-39/12).

      Непосредственно ТК РФ не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (письмо Роструда от 08.06.2007 № 1619-6). В соответствии со ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, следовательно, неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени (т.е. 40 часов в неделю). Таким образом, предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели трудовым законодательством не предусмотрена.

      Согласно п. п. 39, 42 Порядка, в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному лицу — матери либо отцу (подтверждается судебной практикой – см. апелляционное определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 28.05.2012 № 11-7984, определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 30.03.2012 № 33-9247).

      Следовательно, установление режима неполного рабочего времени в размере, например, 39 часов в неделю (при продолжительности рабочей недели 40 часов), с укорачиванием каждого рабочего дня на 12 минут не противоречит требованиям законодательства РФ. Аналогичная позиция приведена в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.12.2008 № Ф09-9217/08-С2; Постановлении ФАС Уральского округа от 08.07.2009 № Ф09-4211/09-С2; Определении ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14376/09.

      Таким образом, для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, работник – отец ребенка обязан предоставить следующие документы работодателю:

      • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения последним возраста полутора лет, одновременно с заявлением о переводе на режим неполного рабочего времени (39 часов в неделю);
      • заявление о назначении пособия по уходу за ребенком;
      • свидетельство о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия;
      • справка с места работы матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособия по уходу за ребенком.

      Обратите внимание на то, что отпуск по уходу за ребенком и ежемесячное пособие по уходу за ребенком отец может получить не ранее, чем мать ребенка выйдет из отпуска по беременности и родам (в случае, конечно, если она использовала такой отпуск)! Согласно ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае нормально протекающей одноплодной беременности) после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Однако, отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов, т.е. нужно ориентироваться не на срок 70 дней после рождения ребенка, а на срок в 140 дней с момента предоставления соответствующего отпуска (если рождение ребенка произошло ранее, чем через 70 дней после ухода женщины в отпуск).

      В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Согласно ст. 11.1. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

      Таким образом, выплата пособия по уходу за ребенком работнику при условии перевода его на 39 часовую рабочую неделю по сути не отразится на объеме выполняемой работы и не понесет дополнительных расходов для работодателя. Вместе с тем, будьте готовы к тому, что работодатель не пойдет охотно вам на встречу, и изложенную позицию придется отстаивать, в том числе, достаточно жесткими методами. Не забывайте, что работа на условиях неполного рабочего времени с одновременным получением пособия по уходу за ребенком – это право работника, и реализуется им на основании заявления, т.е. удовлетворить его работодатель обязан.

      Другие статьи:

      • Банкротство признаки неплатежеспособности Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты: 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от […]
      • Регистрация ооо армавир "МЕТРОПОЛИС", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Регион: Краснодарский край , г. Армавир Виды деятельности (по кодам ОКВЭД): Производство пищевых продуктов, включая напитки Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения ОКВЭД 2017: […]
      • Приказ 195 минприроды заменен Нормативные документы Скачать документ в формате .doc ( «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование […]
      • Приказ 665 от 04092019 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных […]
      • Законы рф публикуются Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О […]
      • Новый трудовой кодекс беларусь Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З Трудовое законодательство регулирует одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека – сферу применения труда. Право человека на труд относится к основным правам человека. Состояние […]
      • Приказ мвд рф 140 дсп от 07 марта 2006г Приказ МВД РФ от 7 марта 2006 г. № 141 “О признании утратившими силу приказов МВД России” Приказ МВД РФ от 7 марта 2006 г. N 141 "О признании утратившими силу приказов МВД России" Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2006 г. Регистрационный N 7668 Текст приказа […]