Кто имеет право на осуществление медицинской деятельности в рф

Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации (ст.ст. 69 — 79.1)

Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Работодатель обеспечивает условия для прохождения обучения и получения работником (врач-рентгенолог) сертификата специалиста, но работник уклоняется от совершения необходимых для этого действий (он отказывается подтверждать сертификат). Имеет ли право работодатель не допускать данного работника до работы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодателю следует отстранить сотрудника от работы до получения им сертификата специалиста на новый срок.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. В то же время до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ подтверждается наличием у лиц, получивших высшее или среднее медицинское образование, сертификата специалиста (п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
Согласно п. 1 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 N 982н (далее — Порядок), сертификат специалиста действует 5 лет.
Таким образом, в настоящее время законом предусмотрена обязанность медицинских работников иметь действующий сертификат специалиста. Исходя из п. 2 Порядка и Номенклатуры специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование (утверждена приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н), в которой указана специальность «рентгенология», требование о получении сертификата специалиста распространяется и на врача-рентгенолога.
Если сертификат выдается повторно, одним из условий его выдачи является положительный результат сдачи сертификационного экзамена. В то же время, как следует из п. 15 Порядка, для допуска медицинского работника к сдаче сертификационного экзамена в рассматриваемом случае ему необходимо представить экзаменационной комиссии документ государственного образца о повышении квалификации по соответствующей специальности. В силу части четвертой ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя закреплено за медицинскими работниками и п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона N 323-ФЗ. В то же время на медицинских работников возлагается обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ч. 2 ст. 73 Закона N 323-ФЗ). Пунктом 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях (утверждены приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н, далее — Порядок и сроки) предусмотрено, что повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Повышение квалификации осуществляется путем обучения медицинских работников в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам (п. 3 Порядка и сроков).
Таким образом, работодатель обязан обеспечить медицинскому работнику возможность получить дополнительное профессиональное образование и сдать сертификационный экзамен, а работник для продолжения трудовой деятельности по специальности врача в связи с истечением срока действия сертификата специалиста обязан совершить соответствующие действия, направленные на получение документа о повышении квалификации, а также сертификата, выданного на новый срок.
В случаях, когда срок действия ранее выданного врачу сертификата специалиста истек, а новый сертификат не получен, работник не может осуществлять медицинскую деятельность, поскольку осуществление такой деятельности работником, не имеющим сертификата специалиста, нарушает права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированные ст. 41 Конституции РФ, а также является грубым нарушением лицензионных требований (пп. «д» п. 4, п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291). Такое нарушение может быть основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 N 06АП-3149/12 и от 20.02.2012 N 06АП-142/12).
В такой ситуации у работодателя не остается иного выбора, кроме как отстранить работника от работы до того момента, пока работник не пройдет необходимое обучение с последующим получением сертификата специалиста. Большинство судов признает такой шаг работодателя правомерным (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-8152-2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 03.04.2013 по делу N 33-906, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 12.07.2012 по делу N 33-1606, кассационное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 23.06.2011 по делу N 33-2127, кассационное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 21.06.2011 по делу N 33-8465/2011, решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 13.04.2011 по делу N 2-434/2011, кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17.02.2012 по делу N 33-741/2012, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 13.03.2012 по делу N 33-6692).
В то же время в судебной практике существует и иная позиция, согласно которой действующее законодательство не предусматривает оснований, по которым работника в рассматриваемом случае можно было бы отстранить от работы (кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29.09.2011 по делу N 33-12716/11, кассационное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 13.07.2011 по делу N 33-1044, решение Ногинского городского суда Московской области от 11.05.2012, решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 16.08.2011 по делу N 2-2317/2011).
Формально такую точку зрения, действительно, следует признать обоснованной. Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, приведен в ст. 76 ТК РФ, однако подходящих к рассматриваемому случаю пунктов указанный перечень не содержит. Так, абзац шестой части первой ст. 76 ТК РФ, устанавливающий необходимость отстранения работника от работы в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника, в данном случае не подлежит применению. Как следует из формулировки п. 9 части первой ст. 83 ТК РФ, законодатель разделяет такие понятия, как «приостановление действия» и «истечение срока действия» специального права. В рассматриваемом же случае речь идет именно об истечении срока действия права. Кроме того, у работодателя не может быть гарантий, что по истечении двух месяцев работник вновь получит право на занятие медицинской деятельностью (так, например, окончание обучения работника может быть запланировано на более поздний срок или работник может не сдать сертификационный экзамен). Возможность применения абзаца 8 части первой ст. 76 ТК РФ, устанавливающего необходимость отстранения работников в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами РФ, также вызывает сомнения. Ведь по смыслу этой нормы упомянутые в ней нормативные акты должны напрямую предусматривать возможность именно отстранения работника, как, например, ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и пр. Однако ни одного нормативного акта, указывающего на возможность отстранения от работы работника в связи с истечением срока действия его сертификата специалиста, на сегодняшний день не существует.
Вместе с тем такой подход ведет к возникновению неразрешимой правовой коллизии: у работодателя нет возможности ни отстранить работника от работы, ни допустить его к работе, ни уволить. К сожалению, суды, придерживающиеся данной позиции, оставляют вопрос, что в такой ситуации делать работодателю, открытым.
Гораздо более логичным и справедливым представляется применение к данной ситуации по аналогии положения абзаца 3 части первой ст. 76 ТК РФ, устанавливающего необходимость отстранения от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Если допустить возможность применения этой нормы не только в случае непрохождения работником обучения по охране труда, но и в случае неполучения необходимого профессионального образования, то причина отстранения работника станет вполне ясной.
Таким образом, в рассматриваемом случае, по нашему мнению, работодателю следует отстранить работника от работы до получения им сертификата специалиста на новый срок и предложить ему пройти обучение в целях повышения квалификации и сдать сертификационный экзамен, создав для этого необходимые условия. Поскольку работник уклоняется от прохождения обучения для повышения квалификации, у работодателя есть основания не начислять ему заработную плату в период отстранения от работы (часть третья ст. 76, часть третья ст. 157 ТК РФ).
Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. За разъяснениями по заданному вопросу работодатель вправе обратиться в Роструд (пп. 5.1 п. 5, пп. 6.2 п. 6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Читайте так же:  Минимальный налог на авто

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

20 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кто имеет право заниматься медицинской деятельностью?

Вопрос-ответ по теме

Кто имеет право заниматься медицинской деятельностью, какие документы необходимы для трудоустройства медицинским работником, ведь глава 9 статья 69 ФЗ от 21.11.2011гю №323-ФЗ еще не действует, а закон от 22.07.1993г. №5488-1 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан » уже не действует?

Право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста. Сертификат специалиста представляет собой документ, который подтверждает право сотрудника на занятие медицинской деятельностью по соответствующему направлению (специальности).

Согласно части 2 пункта 100 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, делаем вывод, что сертификат специалиста для медицинского работника является документом, удостоверяющим его право на занятие определенной деятельностью. Истечение срока действия сертификата специалиста означает прекращение права на занятие этой самой деятельностью.

При приеме на работу медики, как и все другие сотрудники, представляют в организацию документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
-трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
-страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
-документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
-документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
-справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

При этом предъявление документов о наличии соответствующего медицинского образования является обязательным условием приема на работу. Это объясняется тем, что право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью, а значит, и быть принятым на должность медицинского работника имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста как уже говорилось выше.

В целях охраны здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний будущий медицинский работник обязан пройти предварительный медицинский осмотр и при приеме на работу вместе с общим пакетом документов предъявить соответствующую справку.

В остальном пакет документов для оформления медицинских работников ничем не отличается от документов, необходимых для оформления работников других сфер деятельности.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить прием на работу медицинского работника

Особенности трудовых отношений

В отношении медицинских работников действуют общие нормы трудового законодательства, предусмотренные Трудовым кодексом РФ . Вместе с тем, трудовые отношения с работниками-медиками имеют и свои особенности, которые регулируются Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ , а также другими нормативно-правовыми документами.

При работе с медицинскими работниками необходимо учитывать особенности:

приема на работу;

При приеме на работу медицинских работников их должности не должны именоваться произвольно. Это объясняется тем, что работа медиков связана с предоставлением ряда льгот ( дополнительные отпуска , сокращенное рабочее время , льготная пенсия и т. п.). В связи с этим должности медицинских работников и в штатном расписании, и в трудовых договорах должны именоваться в точном соответствии с должностями, приведенными в едином квалификационном справочнике , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н . Это следует из положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

При этом наименования должности заместителя руководителя медицинской организации (главный врач, директор, заведующий, начальник) должно быть дополнено наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель директора по работе с сестринским персоналом» и т. п.

А наименование должности руководителя структурного подразделения: отдела, отделения, лаборатории, кабинета и др. – должно быть дополнено наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением – врач-хирург».

Об этом говорится в пункте 3 раздела «Общие положения» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н .

К наименованию должности допускается приставка «старший», например «старшая акушерка». Это возможно, если специалист имеет в подчинении исполнителей. Такой порядок следует из пункта 5 раздела «Общие положения» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н .

Документы об образовании

При приеме на работу медики, как и все другие сотрудники, представляют в организацию документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ. При этом предъявление документов о наличии соответствующего медицинского образования является обязательным условием приема на работу. Это объясняется тем, что право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью, а значит, и быть принятым на должность медицинского работника имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста .

В частности, заниматься медицинской деятельностью могут граждане, которые имеют высшее или среднее медицинское образование российского стандарта и сертификат специалиста.

Заниматься фармацевтической деятельностью вправе граждане, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование российского стандарта и сертификат специалиста. Кроме того, такая возможность есть у лиц, имеющих право заниматься медицинской деятельностью и получивших дополнительное профобразование в части розничной торговли лекарствами, при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций: амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах общей врачебной практики. При этом указанные подразделения должны отвечать сразу двум требованиям:

располагаться в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации;

иметь лицензию на занятие фармацевтической деятельностью.

Такие правила предусмотрены в пунктах 1 , 2 части 1 статьи 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Сертификат специалиста представляет собой документ, который подтверждает право сотрудника на занятие медицинской деятельностью по соответствующему направлению (специальности). Перечень специальностей в сфере здравоохранения закреплен законодательно. При этом выделяют:

Сертификат специалиста имеет срок действия, поэтому при приеме на работу медицинского работника необходимо обращать внимание на его годность ( ч. 2 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ ).

Определить, каким конкретно образованием и сертификатом должен обладать претендент на должность медработника, можно с помощью:

квалификационных требований , утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н (для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием);

требований к квалификации для конкретной должности, указанных в едином квалификационном справочнике , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н (для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием).

Например, для замещения должности врача акушера-гинеколога соискатель должен иметь высшее образовании по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», послевузовское профессиональное образование (интернатуру или ординатуру), а также действующий сертификат специалиста по специальности «акушерство и гинекология» (приказы Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н , от 23 июля 2010 г. № 541н ).

Соискатель с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, как оконченным, так и незавершенным, без сертификата специалиста может быть допущен к работе на должностях среднего медицинского (фармацевтического) персонала ( ч. 5 ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ ). Порядок такого допуска определяется Положением , утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 г. № 239н .

Граждане с медицинским (фармацевтическим) образованием, которые не работали по специальности более пяти лет, допускаются к самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельности по специальности только после прохождения дополнительного обучения (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста ( п. 3 ч. 1 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ ). При этом врачи-специалисты, имеющие указанный перерыв или желающие попробовать себя в новой специальности, на период обучения все же могут быть приняты на работу на должность врача-стажера и исполнять свои обязанности исключительно под руководством врача-специалиста, имеющего соответствующий сертификат. Это следует из пункта 2 раздела «Общие положения» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н .

В целях охраны здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний будущий медицинский работник обязан пройти предварительный медицинский осмотр и при приеме на работу вместе с общим пакетом документов предъявить соответствующую справку.

Читайте так же:  Как правильно оформить товарный чек без кассового образец

В процессе дальнейшей трудовой деятельности в организации медработники обязаны будут проходить периодические медицинские осмотры .

Оформление трудового договора

Трудовые отношения медика и медицинского учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Трудовому кодексу РФ ( ч. 2 ст. 9 ТК РФ ).

Трудовой договор заключите в письменной форме и составьте в двух экземплярах, которые подписываются сторонами.

Примерная форма трудового договора приведена в приложении к Рекомендации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н .

Обязательными для включения в трудовой договор являются условия, предусмотренные главами 10 и 11 Трудового кодекса РФ, а также пунктом 7 Рекомендации, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н . Например, место работы, условия оплаты, режим рабочего времени и времени отдыха и т. д.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

(ред. от 25.06.2012)

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 100. Заключительные положения

1. До 1 января 2016 года:

1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

4) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 3 статьи 100 применяется до дня вступления в силу Федерального закона об образовании (часть 9 статьи 101 данного документа).

3. Медицинское и фармацевтическое образование осуществляется по профессиональным образовательным программам:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования — интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура;

5) по дополнительным профессиональным образовательным программам — повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Часть 4 статьи 100 применяется до дня вступления в силу Федерального закона об образовании (часть 9 статьи 101 данного документа).

4. Подготовка по программам интернатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год.

Часть 5 статьи 100 применяется до дня вступления в силу Федерального закона об образовании (часть 9 статьи 101 данного документа).

5. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по определенной медицинской специальности или фармацевтической специальности, а также приобретение квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников по определенной медицинской или фармацевтической специальности.

6. С 1 сентября 2017 года послевузовское медицинское и фармацевтическое образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре и докторантуре.

7. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

8. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по оказанию скорой медицинской помощи осуществляется соответственно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

9. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

10. До 1 января 2015 года:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти формирует перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи с учетом возможного оказания отдельных ее видов в рамках первичной специализированной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи;

2) лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием Российской Федерации.

11. До 1 января 2013 года медицинскими организациями могут применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

12. Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13. Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до передачи осуществления полномочий органам местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению.

14. Медицинские работники и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

15. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

16. Лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с положениями части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях, в которых указанные лица находились на медицинском обслуживании, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, осуществлявшими медицинское обслуживание указанных лиц.

17. С 1 января по 31 декабря 2012 года Российская Федерация в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи):

1) медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 года в муниципальной собственности;

2) медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

18. В 2012 году реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Кто имеет право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью?

Вопрос-ответ по теме

Кто имеет п раво заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью?

Право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста. Сертификат специалиста представляет собой документ, который подтверждает право сотрудника на занятие медицинской деятельностью по соответствующему направлению (специальности).

Согласно части 2 пункта 100 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, делаем вывод, что сертификат специалиста для медицинского работника является документом, удостоверяющим его право на занятие определенной деятельностью. Истечение срока действия сертификата специалиста означает прекращение права на занятие этой самой деятельностью.

Таким образом, если работник имеет сертификат по специальности «Медицинская статистика», то совмещать профессию (должность) фармацевта он может только при наличии профессиональной переподготовки и наличия сертификата по специальности «Фармация».

Читайте так же:  Как оформить карту мой сейф

Подробнее в материалах Системы:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

(ред. от 25.06.2012)

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 100. Заключительные положения

1. До 1 января 2016 года:

1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

4) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Медицинское и фармацевтическое образование осуществляется по профессиональным образовательным программам:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования — интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура;

5) по дополнительным профессиональным образовательным программам — повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Часть 4 статьи 100 применяется до дня вступления в силу Федерального закона об образовании (часть 9 статьи 101 данного документа).

4. Подготовка по программам интернатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год.

Часть 5 статьи 100 применяется до дня вступления в силу Федерального закона об образовании (часть 9 статьи 101 данного документа).

5. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по определенной медицинской специальности или фармацевтической специальности, а также приобретение квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников по определенной медицинской или фармацевтической специальности.

6. С 1 сентября 2017 года послевузовское медицинское и фармацевтическое образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре и докторантуре.

7. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

8. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по оказанию скорой медицинской помощи осуществляется соответственно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

9. До 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

10. До 1 января 2015 года:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти формирует перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи с учетом возможного оказания отдельных ее видов в рамках первичной специализированной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи;

2) лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием Российской Федерации.

11. До 1 января 2013 года медицинскими организациями могут применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

12. Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13. Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до передачи осуществления полномочий органам местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению.

14. Медицинские работники и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

15. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

16. Лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с положениями части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях, в которых указанные лица находились на медицинском обслуживании, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, осуществлявшими медицинское обслуживание указанных лиц.

17. С 1 января по 31 декабря 2012 года Российская Федерация в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи):

1) медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 года в муниципальной собственности;

2) медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

18. В 2012 году реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Другие статьи:

  • Налог на автомобиль воронеж Взимается тр.налог. За авто старше 25 лет в Воронеже? авто 1989г 69л.с. 27 лет Облагается ли авто транспортным налогом в 2016году старше 25 лет в г Воронеже и области ? Ответы юристов (2) Здравствуйте, Татьяна Ивановна! В соответствии с Законом Воронежской […]
  • Образец договор залога недвижимого имущества Образец договора залога недвижимого имущества Договор залога недвижимости (ипотеки): основные условия Договор залога недвижимого имущества — вид договора залога с особенностями, вытекающими из правового режима объектов недвижимости (ОН). О некоторых его […]
  • Нужна ли печать на доверенность Печать на доверенности Оформляем доверенность по-новому Без доверенности выступать от имени фирмы может только генеральный директор. Его полномочия подтверждаются уставом или протоколом общего собрания об избрании на должность директора (пп. 1 п. 3 ст. 40 […]
  • Договор о противопожарной безопасности Договор о противопожарной безопасности Приложение N 2к Методическим рекомендациям МЧС Россииорганам местного самоуправления и общественнымобъединениям по организации участия добровольныхпожарных в предупреждении и (или) тушении пожарови проведении […]
  • Налог на машину 1990 Как правильно рассчитать налог на авто: калькулятор и способы расчета Каждый обладатель зарегистрированного транспортного средства, обязан оплачивать налог на него, т. к. транспорт является объектом налогообложения. В связи с периодическими изменениями в сумме к […]
  • Когда повысится пенсия в 2019 году в казахстане Солидарную пенсию повысят в Казахстане в 2019 году Увеличится и базовая пенсия, а также минимальный размер выплат из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) Об этом рассказала министр труда и соцзащиты населения РК Мадина Абылкасымова, по ее словам с […]
  • Когда сдается налог на прибыль организаций отчет по налогу на прибыль сдается нарастающим итогом? Если да, то где отражается те суммы который нужно заплатить за 4ый кв., ведь тогда в стройчках 18% и 2% будут стоять циферки за год? В декларации: Расчет налога на прибыль организаций Сумма начисленных […]