Деонтологические требования к личности врача

Психологический портрет врача (2)

Главная > Дипломная работа >Психология

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА

1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача

1.3 Психологический портрет врача

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА

2.1 Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

2.2 Влияние профессионально-этических требований на личность врача

2.3 Гендерные особенности психологического портрета врача

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА

3.1 Задачи, методы и организация исследования

3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

3.3 Корреляционный анализ полученных данных

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально-психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом. В этой связи изучение основополагающих аспектов проблемы психологического портрета врача становиться наиболее значимой, т.к. каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.

Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Профессиональная деятельность врача, как правило, зачастую происходит в условиях стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций – проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности.

Рассматривая данную проблему в медицинской и психологической литературе, в подавляющем большинстве упоминаний о личности врача описывается лишь с деонтологической точки зрения. Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач – больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного. В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам специалиста всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий.

Исходя из этого, крайне необходимым является своевременное рассмотрение основных подходов по изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача, их специфики взаимоотношений, а также индивидуально-психологические особенности личности врача.

Актуальность обусловила выбор темы исследования «Психологический портрет врача».

Разработанность проблемы. В настоящее время степень изученности психологического портрета врача изучена не достаточно хорошо. Однако она нашла свое отражение в некоторых научных публикациях и исследованиях.

Проблеме изучения деятельности и личности врача посвящены работы В.М. Бехтерева, А.Л. Гройсмана, Н.В. Канторовича, Г.Г. Караванова, В.В. Коршунова, И.И. Косарева, Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушакова, Н.А. Магазаник, И.Я. Макшанова, В.Ф. Матвеева, И.В. Мохина, А.Я. Немцовой, К.К. Платонова, В.А. Самсоновой, В.А. Тышлыкова, И.М. Тылевич, и др. Рассмотрим подробнее работы этих исследователей.

Зарождение в нашей стране психологии медицинского труда связано с именем В.М. Бехтерева, чей вклад определил психологические критерии профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем и к профессиональной деятельности.

В.А. Ташлыков в своей работе «Психология лечебного процесса» освещает психологические закономерности лечебного процесса на моделях личностного подхода к больным, подробно раскрывает формы контакта «врач – больной», особое внимание уделяет психологическим факторам, повышающим эффективность лечебного процесса, показывает значения психологической подготовки врача.

В работе Н.А. Магазаника «Искусство общения с больными» изложены приемы, помогающие врачу завоевать доверие и расположение больного; показано как снять различные страхи пациентов и добиться психологической приемлемости больным врача.

Значительный вклад в изучение данной проблематики внесли исследования К.К. Платонова, в которых представлена эмпирическая типология личности врача. В его теории описывается степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. Данная типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что работа К.К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода.

Исследование В.П. Петленко и И.А. Шамова так же заслуживает внимания. Здесь авторы рассматривают этику взаимоотношений врача и больного, анализируют те качества врача, от которых зависит успех лечебного процесса.

Нельзя обойти стороной и труд Г.Г. Ковалева и В.В. Коршуновой об «индивидуально – психологические особенности личности врача – хирурга». Исследователи анализируют в данной работе некоторые индивидуально – психологические особенности врача – хирурга в связи со спецификой профессии, показывают значение психоэмоциональных состояний врача при общении с пациентом.

Однако, несмотря на рассмотренные подходы, которые различаются механизмами формирования предъявляемых к личности врача требований и динамики детерминирующих факторов развития личности врача, крайне мало работ по изучению психологических особенностей такой многогранной, разноуровневой и динамичной профессии как врач. Это и определило цель нашего исследования.

Цель исследования: определить психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.

В контексте поставленной цели, реализуются следующие задачи:

осветить основные исторические подходы к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача;

рассмотреть специфику взаимоотношений больного и врача;

определить основные профессионально важные качества личности врача, обеспечивающие его эффективный труд в основных направлениях врачебной деятельности;

установить взаимосвязи между исследуемыми психологическими параметрами личности врача и профессионально оказываемых им услуг;

дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.

Объектом исследования: являются индивидуально-психологические особенности и качества врача.

Предмет исследования: психологический портрет врача.

Гипотеза исследования: будем исходить из предположения о том, что:

врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии и самоактуализации, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания;

основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль и направленность на дело;

у врачей женщин наиболее явными характеристиками психологического портрета является высокий уровень эмпатии и направленности на дело, а у врачей мужчин преобладает высокий уровень самоактуализации и нормативность поведения.

Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, беседы, тесты, опросники. В процессе исследования, мы использовали следующие тесты:

методика диагностики уровня эмпатии, И.М. Юсупова;

многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С;

опросник выявления эмоционального выгорания IMB , К. Маслача и С. Джексона;

методика определения направленности личности, Б. Басса;

самоактуализационнный тест (САТ).

Положения, выносимые на защиту:

Эмпатия, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль, общительность – основные составляющие психологического портрета врача;

Более высокие показатели уровня эмпатии присущи врачам женщинам, вследствие чего они в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания. Врачи мужчины склоны поддерживать высокую нормативность поведения вследствие чего склоны к возникновению эмоционального выгорания.

Достоверность полученных результатов: количественный и качественный анализ данных эксперимента. Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: корреляционный анализ Пирсона.

Организация исследования: Экспериментальное исследование было проведено на базе БСМП, в хирургическом и гинекологическом отделении, г. Чебоксары. В нем участвовали 60 человек, из них 30 женщин и 30 мужчин, в возрасте от 25 до 55 лет.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться в учебной и образовательной деятельности врачей, в работе уже практикующих врачей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в медицинских учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, содержит 12 таблиц, 6 рисунков. Общий объем работы составляет 130 страниц.

Тема: «Медицинская этика и деонтология. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры»

1. Краткая история развития этики и деонтологии.

2. Основные общеисторические категории «долг», «ответственность»,«мораль» в деятельности медицинской сестры.

Этика – наука о морали. Термин «этика» был введён Аристотелем. Очень точно суть медицинской этики сформулировал А.Ф.Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни». Этика занимается изучением морали, нравственности. Одна из категорий морали – долг, чувство необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом.

Долг медработника – забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.

Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через обычаи, нравы, поведение людей при определённой системе общественных отношений.

Медицинская деонтология – наука о должном в медицине. Большой вклад в развитие медицинской этики и деонтологии внесли русские клиницисты Н.И.Пирогов, М.Я.Мудров, С.П.Боткин …

Относительно деятельности медицинской сестры можно выделить следующие разделы медицинской этики и деонтологии:

— медсестра и пациент;

— медсестра и государство, закон;

— медсестра и её взаимоотношение с другими медсёстрами, врачами, младшим медперсоналом;

— медсестра и родственники пациента;

— медсестра и её отношение к себе.

Медицинская этика – это раздел профессиональной этической науки, который регулирует поведение медицинских работников, определяет значимость профессии медика, учит её представителей проявлениям морали и нравственности. Проще говоря, этика – это теоретическая основа, определяющая правила поведения во время лечебной деятельности.По отношению к врачам медицинская этика называется врачебной, к медсёстрам – сестринской.

Историю этической науки в контексте медицины рассматривать очень сложно, потому что она всегда была различной для разных стран и только в последние полвека стала более или менее общей.Большая заслуга в развитии медицинской этики принадлежит английскому врачу Т.Персивалю, который в начале XIX в. Написал книгу под названием « Медицинская этика, или Свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов». Принципы, отражённые в ней, знакомы всем медработникам: уважение к пациенту, авторитетность, настойчивость, сочувствие…Именно в этом издании впервые был введён запрет на обсуждение врачами ситуации, касающейся больного, в его присутствии. Кроме того, при общении с больным для него должны создаваться условия, при которых окружающие не слышали бы беседы и он чувствовал себя уютнее.Долгое время обсуждался вопрос о том, стоит ли спрашивать разрешения пациента на различные процедуры и лечение. Некоторое время практиковалась методика, при которой пациент, попадая в больницу, полностью переходил в руки медиков и подвергался всем нужным процедурам; его мнение не учитывалось до тех пор, пока он не выздоравливал.В настоящее время уважение к личности пациента ставится на первое место. Пациент, поступая на стационарное лечение, подписывает соответствующие бумаги, удостоверяющие его согласие на проводимое лечение. Это называется принципом информированного согласия.Соглашаясь с лечением, пациент расписывается в том, что принимает авторитет врача и готов следовать его рекомендациям на пути к выздоровлению. Взамен он получает полную информацию о том, как проводится лечение и какова динамика его состояния. Это – одно из важнейших достижений современной этической науки.

Читайте так же:  Требования к качеству сыра твердого

Сейчас очень актуальны этические принципы, принятые в 1960-е г. прошлого века Международным кодексом медицинской этики. Согласно им медработник, во- первых, должен быть максимально подготовленным в профессиональном плане, во-вторых, обязан в любом случае принимать в расчёт благо пациента, а не собственную материальную или иную выгоду.

Прямым нарушением этики является самореклама. Кроме того, крайне неэтична работа в тех учреждениях, где медработник теряет право на профессиональную независимость и становится управляемым. Также грубейшим нарушением этики является дополнительное вознаграждение за медицинские услуги, помимо заработной платы.

Для многих пациентов пребывание в больнице и лечение ассоциируются с негативными эмоциями, что обусловлено множеством факторов, в первую очередь болезненностью многих процедур и незнанием их предназначения.

Тем не менее, при формировании у пациента правильного отношения к своей болезни и осознания необходимости терапии сотрудничать с ним становится гораздо проще и приятнее как для медработника, так и для самого больного.

Всё, что должны делать врач или медсестра, — соблюдать в обращении с пациентами необходимые этические принципы. Взаимное доверие медработника и пациента – это путь к максимально быстрому выздоровлению больного.

2. Биоэтика. Медицинский этикет. Субординация. Взаимоотношениямедицинских работников в коллективе.

Биоэтика – этика живого. Этот термин предложил в 1971 г. В.Поттер, понимая биоэтику как «науку о выживании и улучшении условий жизни», как дисциплину, «определявшую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Биоэтика защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медработник, забывший, что со времён Гиппократа первым принципом его поведения должен быть: «Не вреди».

Медицинский этикет – порядок в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Этикет требует, чтобы врач, фельдшер, акушерка, медицинская сестра в коллективе всегда были вежливые, корректные, скромные, аккуратные. Недопустимы большое количество косметики, украшений. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия врачей, медсестёр в присутствии родственников пациента и с самим пациентом.

Субординация – это система служебного подчинения младшего по должности старшему. Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, что обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности и званию.

Медицинский этикет основывается на требованиях медицинской деонтологии. Нормы этикета в медицине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами. Этикет невозможно соблюдать, не зная норм общей этики. Следует выделить две стороны медицинского этикета:

— этикет взаимоотношений в трудовом коллективе;

— этикет взаимоотношений медработника и пациента.

Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медработниками, придав им деловую и товарищескую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию.

В медицинском коллективе не допускается демократия. Каждый должен безукоризненно выполнять свои обязанности, поэтому личные отношения, которые всегда возникают между людьми, долго работающими бок о бок в общем деле, нужно отграничивать от профессиональной деятельности.

Доброжелательные отношения между представителями различных звеньев персонала только приветствуются, так как это делает работу всего отделения более слаженной.

Личность врача. Структура и динамика его личности.

1. Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а так же применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учёта личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути субъекта врачебной деятельности. Сегодня есть достаточно оснований рассматривать профессиональное становление субъекта труда как двуединый процесс, включающий формирование совокупности знаний, умений и навыков — с одной стороны, и профессионально значимых личностных психологических качеств — с другой. Первой из названных составляющих традиционно уделяется существенное внимание, подтверждением чего в последнее время стала реализация в стране концепции непрерывного медицинского образования, однако проблема методологии психологического сопровождения личности врача на всех этапах его профессионального развития разработана, к сожалению, слабо.

Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Активность врача в условиях профессионального стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций — проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности.

Подавляющее большинство упоминаний о личности врача встречается в деонтологической медицинской литературе [114, 297, 319 и др.]. Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач — больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного.

В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам специалиста всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий. Однако ни в одном из предписаний не содержится требования: «Будь здоров сам!» (исключение — перечень заболеваний, являющихся противопоказанием к врачебной деятельности), хотя ни у кого не вызывает сомнения, что только при условии субъективного физического, психического благополучия врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности, которая уже своим содержанием изначально создает «фон» для формирования состояний дезадаптации, профессионального «выгорания» субъекта.

Надо признать, что деятельность врача в условиях профессионального стресса недостаточно изучена в отечественной научно-исследовательской литературе. Зарождение в нашей стране психологии медицинского труда связано с именем В.М. Бехтерева [33, 34, 35]. Одним из важных вопросов,

исследуемых ею, является вопрос об определении психологических критериев профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем — к профессиональной деятельности. Однако к настоящему времени имеется лишь одна достаточно полная психограмма практикующего врача, разработанная в 1922 году Ф. Баумгартен [84]. В ней сформулированы требования не только к личности, профессионально значимым психологическим качествам врача-клинициста, но и к его психике в целом.

К. К. Платонову [233, 234] принадлежит эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями.

В зависимости от направленности личности автор определяет три типа врачей-специалистов:

  • врач, ориентированный на разнообразные ценности;
  • врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
  • врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

В зависимости от направленности личности К. К. Платонов определял три типа врачей-специалистов:

  • врач, ориентированный на разнообразные ценности;
  • врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
  • врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Предложенная К. К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что работа К.К.

Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода.

Интерес представляет опыт формирования эталонной модели личности врача путем опроса экспертов — представителей врачебной профессии. Среди таких работ выделяются два исследования: опрос, проведенный в 1987 году на медицинском факультете университета им. Гумбольта (ГДР) среди студентов различных курсов [353] и исследование, выполненное в 1987 году в Ленинградском университете [327]. В первом случае представлены обобщенные результаты интервью, которое выявило относительно стабильные представления об эталонных характеристиках врача, а в исследовании психологов ЛГУ была сделана попытка определить основные личностные характеристики врача и среднего медицинского персонала с точки зрения самих медицинских работников, выступавших в роли респондентов-экспертов.

Можно характеризовать работу ленинградских ученых психологов как одно из первых тщательно выполненных экспериментальных исследований в области психографии труда медицинских работников.

Утверждение о возможности рассматривать субъективно сформированные представления медицинских работников о модели личности врача в качестве меры, образца, то есть эталона, достаточно спорно, а, следовательно, и система требований к личности врача, основанная на таком подходе, нуждается в экспериментально исследовательском обосновании.

  1. Определения психологической специфики профессиональной деятельности врача и динамика развития личности врача.

Рассмотренные подходы различаются механизмом формирования предъявляемых к личности врача требований:

  • нормативно-регулирующий,
  • психографический,
  • общепсихологический,
  • экспертный.

Объединяет их общность концептуального подхода: рассмотрение динамики и детерминирующих факторов развития личности врача дистанцированно от исследования субъекта медицинского труда. В результате, выводы о тех или иных требуемых психологических свойствах личности врача, их процессуальное™ носят декларативный характер, ибо не имеют под собою «фундамента» аналитических исследований психологических особенностей многогранной, разноуровневой и динамичной профессиональной деятельности врача.

Как следствие, из рассмотрения фактически исключаются процессы формирования потребностей, мотивов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, условий и тенденций развития личности врача как субъекта лечебного процесса на этапах жизненного и профессионального пути, соотнесенные к объективным требованиям профессиональной врачебной деятельности. Результатом такого подхода является отсутствие до настоящего времени объективно обоснованных психографических характеристик врачебной деятельности.

Очевидно, что исходной концептуальной основой названных исследований является своеобразная этическая парадигма, пришедшая из древних заповедей врачевания: «Светя другим, сгораю сам!». Гуманистический подход к анализу процессов профессионализации личности врача делает объективно востребованной иную этико-психологическую модель. Позволим обозначить ее так: «Светя другим, прекрасен сам!».

Высокая социальная значимость медицинского труда, связанного с факторами дестабилизирующего влияния на личность врача — с одной стороны, и отсутствие научно обоснованной системы психологического обеспечения развития субъекта врачебного труда на всех этапах его профессионального и жизненного пути — с другой.

Очевидна теоретическая, методологическая и практическая востребованность системного психологического исследования медицинского труда как направления современной психологии труда.

  • изучение личности врача в процессе профессионального развития; выделение профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективный труд врача в современных клинических специальностях (лечебное дело, стоматология, фармация) и в основных направлениях врачебной деятельности (хирургическая, терапевтическая);
  • изучение процесса формирования ценностных ориентаций и мотивационно -потребностной сферы врача;
  • анализ причин и проявлений феноменов профессиональной адаптации и дезадаптации в труде врачей;
  • разработка концептуальной модели развития личности врача для оптимизации профессионального становления специалиста и формирования системы психологического сопровождения на всех этапах его профессионального пути.

Основное предположение — моделирование личности врача и психологического сопровождения его профессионально-личностного развития позволяет активизировать процесс адаптации субъекта, блокировать риск формирования синдрома эмоционального выгорания.

Поскольку профессиональная деятельность врача-клинициста осуществляется в условиях пространственно-временной регламентации, в разной степени жесткой для различных направлений специализации, предполагается, что для эффективной работы специалиста важное значение имеют его индивидные, нейродинамические свойства.

В труде врача вероятно наличие определенных групп факторов риска формирования состояний профессиональной дезадаптации, синдромов хронической усталости и «выгорания».

Теоретическим фундаментом исследования выступают сформулированные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, А.А. Деркача, Л.Г. Дикой, М.А. Дмитриевой, Э.Ф. Зеера, Е.П. Ильина, Т.С. Кабаченко, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, А.К. Марковой, Г.С. Никифорова, Н.С. Пряжникова, Ю.К. Стрелкова, А.Р. Фонарева, В.Д. Шадрикова, А. Маслоу, Д. Сьюпера, Дж. Холланда и других ведущих ученых основы психологического профессиоведения, концепции кризисов профессионального развития, психических состояний адаптации и дезадаптации субъекта труда, личностных диспозиций как детерминант профессионального выбора и успешности профессиональной деятельности, трудовой мотивации как внутреннего ресурса и побудителя профессионального развития личности, психологического сопровождения профессиональной деятельности, методов психологического воздействия, а также представления о профессиональном самосознании (профессиональном «Я») как важнейшем психическом новообразовании и интегральном регуляторе процесса профессионального становления специалиста.

Читайте так же:  Развод при наличии несовершеннолетних детей исковое заявление

Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 958 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Республики Беларусь Учреждение образования «Мозырский государственный медицинский колледж» Лекции теоретических занятий

Тема: «Медицинская этика и деонтология. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры»

1. Краткая история развития этики и деонтологии.

Основные общеисторические категории «долг», «ответственность»,

«мораль» в деятельности медицинской сестры.

Этика – наука о морали. Термин «этика» был введён Аристотелем. Очень точно суть медицинской этики сформулировал А.Ф.Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни». Этика занимается изучением морали, нравственности. Одна из категорий морали – долг, чувство необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом.

Долг медработника – забота о физическом и психическом здоровьи людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.

Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через обычаи, нравы, поведение людей при определённой системе общественных отношений.

При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Греции врачи лечили только свободных граждан, в Древней Индии от медика требовалось не прописывать лекарства людям, которых не любил король или народ, а также лицам уродливым, опасным, диким и неукротимым, им нельзя было ничего советовать и помогать.

Медицинская деонтология – наука о должном в медицине. Большой вклад в развитие медицинской этики и деонтологии внесли русские клиницисты Н.И.Пирогов, М.Я.Мудров, С.П.Боткин …

Относительно деятельности медицинской сестры можно выделить следующие разделы медицинской этики и деонтологии:

— медсестра и пациент;

— медсестра и государство, закон;

— медсестра и её взаимоотношение с другими медсёстрами, врачами,

— медсестра и родственники пациента;

— медсестра и её отношение к себе.

Для формирования личности медработника необходимы как минимум три

— особый медицинский характер, стиль мышления и поведения.

Понятие этики неотделимо от медицинской деятельности.Медицинская этика – это раздел профессиональной этической науки, который регулирует поведение медицинских работников, определяет значимость профессии медика, учит её представителей проявлениям морали и нравственности. Проще говоря, этика – это теоретическая основа, определяющая правила поведения во время лечебной деятельности.По отношению к врачам медицинская этика называется врачебной, к медсёстрам – сестринской.Этика всегда ассоциируется с принесением клятвы Гиппократа. Действительно, в этом важном документе изложены основные этические принципы, определившие его значимость для европейских врачей на многие века вперёд.В России клятва Гиппократа преобразилась в клятву советского, а затем и российского врача. Последний вариант в ходу и до сих пор. В отношении медсестёр подобную роль играют два документа: клятва ФлоренсНайтингейл и более современный её вариант – этический кодекс медицинской сестры России.Высший и средний медперсонал может почерпнуть из вверенных им клятв все необходимые этические принципы. Во- первых, это безусловное уважение к высшей ценности- жизни человека. Во – вторых, большое значение придаётся предупреждению о ненанесении вреда. Кроме того, огромную роль играет соблюдение конфиденциальности между медработниками и пациентом.Этические принципы медицины на протяжении веков многократно менялись. Например, с формированием капиталистического строя во многих странах вводились этические нормы на некоторые понятия, которые сейчас показались бы маловажными или даже нелепыми. Так, при приглашении к больному двух разных врачей одновременно были установлены специальные нормативы, согласно которым производился делёж между ними полученного вознаграждения.Такая меркантильность стала причиной того, что с развитием особых денежных отношений между людьми медицина также стала восприниматься как услуга, которую можно купить. Исходя из этого медработники стали в большей степени не специалистами, а бизнесменами.Историю этической науки в контексте медицины рассматривать очень сложно, потому что она всегда была различной для разных стран и только в последние полвека стала более или менее общей.Большая заслуга в развитии медицинской этики принадлежит английскому врачу Т.Персивалю, который в начале XIX в. Написал книгу под названием « Медицинская этика, или Свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов». Принципы, отражённые в ней, знакомы всем медработникам: уважение к пациенту, авторитетность, настойчивость, сочувствие…Именно в этом издании впервые был введён запрет на обсуждение врачами ситуации, касающейся больного, в его присутствии. Кроме того, при общении с больным для него должны создаваться условия, при которых окружающие не слышали бы беседы и он чувствовал себя уютнее.Долгое время обсуждался вопрос о том, стоит ли спрашивать разрешения пациента на различные процедуры и лечение. Некоторое время практиковалась методика, при которой пациент, попадая в больницу, полностью переходил в руки медиков и подвергался всем нужным процедурам; его мнение не учитывалось до тех пор, пока он не выздоравливал.В настоящее время уважение к личности пациента ставится на первое место. Больной, поступая на стационарное лечение, подписывает соответствующие бумаги, удостоверяющие его согласие на проводимое лечение. Это называется принципом информированного согласия.Соглашаясь с лечением, пациент расписывается в том, что принимает авторитет врача и готов следовать его рекомендациям на пути к выздоровлению. Взамен он получает полную информацию о том, как проводится лечение и какова динамика его состояния. Это – одно из важнейших достижений современной этической науки.Древние варианты профессиональной клятвы вкладывали в профессию врача многое. В частности, на врача налагалось обязательство защищать здоровье и жизнь пациента любой ценой вплоть до своей собственной жизни.Даже люди, не относящиеся к медицине, отчётливо осознают, что главный этический принцип медицины – « не навреди». Проблема причинения и непричинения вреда очень важна. Например, известно, что приложение силы против воли человека – это вред. Тем не менее в медицине это положение не всегда оказывается верным. В частности, при судорожном припадке для введения лекарственных препаратов в вену медработники должны удерживать пациента, т. е. применять силу. Другой пример: больной с ларингоспазмом, находящийся в состоянии удушья, длительного возбуждения, паники; для проведения экстренной коникотомии необходимо обездвижить его, приложив силу.В обоих случаях приложение силы этически оправданно, так как всё это совершается во благо больного.« Вред во благо» может совершаться и в других ситуациях. Например, проведение лучевой терапии при злокачественных опухолях: с точки зрения физиологии- вред организму, так как при этом сильно страдает иммунная система. С другой стороны, ценой этой жертвы можно бороться с опухолью и таким образом спасти жизнь больному, так что в данном контексте это будет благом.Основы этики- мораль и нравственность, которыми должен обладать каждый медработник независимо от своего положения. Именно они помогают сделать работу медика гуманной, исполненной милосердия и заботы. Понятия «мораль» и «нравственность» в медицинской деятельности – практически синонимы.

Помимо всего прочего, этика предусматривает формирование особых отношений между врачом (медсестрой) и пациентом.

Уход, забота о больном во многом делают обращение медработника с пациентом похожим на обращение родителей со своими детьми. Это дало основание для того, чтобы определить модель взаимоотношений как парентализм( от английского слова parents- «родители»). Этот термин по своей сути очень верен.

Медработники должны опекать больного, чтобы он чувствовал себя лучше, быстрее шёл на поправку. Степень опеки может отличаться в зависимости от того, насколько сильной личностью является больной. При необходимости врач сам принимает за больного решение и объясняет ему, почему нужно так или иначе; в другой ситуации он просто может подсказать разные варианты и предоставить право выбора.

Сейчас очень актуальны этические принципы, принятые в 1960-е г. прошлого века Международным кодексом медицинской этики. Согласно им медработник, во- первых, должен быть максимально подготовленным в профессиональном плане, во-вторых, обязан в любом случае принимать в расчёт благо пациента, а не собственную материальную или иную выгоду.

Прямым нарушением этики является самореклама. Кроме того, крайне неэтична работа в тех учреждениях, где медработник теряет право на профессиональную независимость и становится управляемым. Также грубейшим нарушением этики является дополнительное вознаграждение за медицинские услуги, помимо заработной платы.

Врач или медсестра не должны рекомендовать людям какие- то новые лекарства или процедуры, если они не введены в широкую практику: распространение лекарств из коммерческих соображений крайне неэтично.

В последнее время и молодые врачи, и медсёстры, по- видимому, оказываются излишне честолюбивыми. Большинство решений, касающихся их деятельности, они принимают самостоятельно, вероятно, опасаясь прослыть некомпетентными. Это становится причиной риска, которого можно было избежать, если бы медработник обратился за советом или помощью к более опытному в том или ином вопросе коллеге.

Тем не менее, этика учит максимально использовать знания и делать всё во благо пациента, а не для самоутверждения. Этика приветствует обращение за помощью к коллегам, так как это помогает снизить риск для больного.

Например, введение мочевого катетера- это простая сестринская процедура, провести которую не составляет большой сложности. Однако если в терапевтическое отделение попадает пациент с аномальным расположением наружного отверстия уретры, следует обратиться к медсёстрам урологического отделения. Незнание вероятного хода мочеиспускательного канала может привести к повреждению уретры при попытке катетеризации.

Набор навыков, морально- этических и других личностных качеств формирует личность медсестры, обладающей своими особенностями, отличными от других.

Тем не менее, в работе все эти качества могут сформироваться в немногих вариациях, что позволяет выделить в медицинской этике несколько разновидностей медсестёр. На их примере каждый медработник может оценить важность тех или иных качеств характера.

Медсестра – рутинёр — сестра уделяет больше внимания непосредственно практической работе, нежели проявлению эмоций. Она обычно в совершенстве владеет всеми нужными навыками, внимательна, осторожна. Все процедуры проводит с первой попытки, несмотря на тяжёлое состояние больного, его жалобы и т. д. Однако хотя все мероприятия по уходу и осуществляются как нужно, отсутствие элемента сопереживания, приветливости не позволяет больным сблизиться с ней. Обычно у пациентов формируется такое же нейтральное отношение или недопонимание: медсестра не проявляет ни положительных, ни отрицательных эмоций.

Этически эта разновидность сестринской работы не приветствуется. В первую очередь причиной является то, что при совершенно безукоризненных навыках медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из-за этого её действия иногда могут быть неверными.

Широко распространённый пример сестры-рутинера—сестра, которая будит пациента, чтобы он принял снотворное средство, прописанное ему.

Сестра- идеалистка имеет артистические наклонности; в своих действиях она осознанно и целенаправленно двигается к своему представлению идеальной медсестры. Идеалистка искренне любит и уважает свою профессию и стремится внушить то же окружающим. Она аккуратна, предупредительна и приветлива. Тем не менее в своём стремлении она порой переходит границы естественности и становится фальшивой, что также отталкивает больных.

Нервная медсестра—часто встречающийся тип, обычно это женщина с соответствующим типом характера(темперамента), возможно, имеющие какие- то личные проблемы. В любом случае их отличают частые перепады настроения. В одном они могут быть бесконечно добры и заботливы, в другом- агрессивны и вспыльчивы.

Способствовать изменению настроения может любая мелочь, в первую очередь –какие-то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную инъекцию и не попадает с первого раза в вену, она мгновенно начинает нервничать, что делает дальнейшие действия ещё менее продуктивными.

« Сильная» медсестра имеет большой авторитет среди пациентов, кроме того, некоторые её даже побаиваются. Это классическая « правильная» медсестра: обязательная во всём, что касается приказов врачей, тщательно соблюдающая порядок и строгая к его нарушителям.

Читайте так же:  Налог на прибыль минск

Очень важно, чтобы медсестра данного типа обладала высокими интеллектуальными способностями, что позволило бы ей мыслить более гибко и вести себя оптимально в конкретной ситуации. В противном же случае зашоренность и возможная грубость сделают сестру проблемой всего отделения.

Сёстры – матери ставят в своей работе на первое место именно заботу о больных. Они для всех находят доброе слово, сочувствие. Даже при несовершенном выполнении процедур (длительность, болезненность) больные обычно прекрасно к ним относятся, так как находят в них источник поддержки. Часто этот тип сестёр обладает определённой внешностью: добродушные черты лица, порой – небольшая полнота. Забота, так необходимая им при работе, на самом деле распространяется гораздо шире.

Сёстры – врачи хорошо образованы и как никто другой ощущают причастность к лечебной работе. Пациенты часто путают их с докторами, так как такая сестра с неменьшей долей уверенности и спокойствия говорит с больными, даёт им рекомендации и др.

Для многих пациентов пребывание в больнице и лечение ассоциируются с негативными эмоциями, что обусловлено множеством факторов, в первую очередь болезненностью многих процедур и незнанием их предназначения.

Тем не менее, при формировании у пациента правильного отношения к своей болезни и осознания необходимости терапии сотрудничать с ним становится гораздо проще и приятнее как для медработника, так и для самого больного.

Всё, что должны делать врач или медсестра, — соблюдать в обращении с пациентами необходимые этические принципы. Взаимное доверие медработника и пациента – это путь к максимально быстрому выздоровлению больного.
2. Биоэтика. Медицинский этикет. Субординация. Взаимоотношения

медицинских работников в коллективе.

Биоэтика – этика живого. Этот термин предложил в 1971 г. В.Поттер, понимая биоэтику как «науку о выживании и улучшении условий жизни», как дисциплину, «определявшую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Биоэтика защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медработник, забывший, что со времён Гиппократа первым принципом его поведения должен быть: «Не вреди».

Медицинский этикет – порядок в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Этикет требует, чтобы врач, фельдшер, акушерка, медицинская сестра в коллективе всегда были вежливые, корректные, скромные, аккуратные. Недопустимы большое количество косметики, украшений. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия врачей, медсестёр в присутствии родственников пациента и с самим пациентом.

Субординация – это система служебного подчинения младшего по должности старшему. Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, что обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности и званию.

Медицинский этикет основывается на требованиях медицинской деонтологии. Нормы этикета в медицине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами. Этикет невозможно соблюдать, не зная норм общей этики. Следует выделить две стороны медицинского этикета:

— этикет взаимоотношений в трудовом коллективе;

— этикет взаимоотношений медработника и пациента.

Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медработниками, придав им деловую и товарищескую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию.

Субординация- это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.

В качестве примера как наиболее простую единицу можно рассмотреть отделение лечебно- профилактического учреждения.

Итак, палатные и процедурные медсёстры, работающие в отделениях терапевтического направления (в хирургических, кроме них, есть ещё операционные сёстры), являются представителями среднего медицинского персонала. Это значит, что они получили среднее медицинское образование в колледже или училище и имеют документальное тому подтверждение. Их работу возглавляет старшая медсестра отделения.

Среди врачей всё устроено примерно так же : есть заведующий отделением, руководящий остальными докторами. Врач имеет высшее образование, является выпускником медицинского института, университета или академии. Врачи- это старший медперсонал.

К младшему медперсоналу относятся санитары.

Представители младших звеньев подчиняются своим непосредственным начальникам и тем, кто стоит над ними, т. е. это означает, что санитар должен выполнять указания медсестёр, в том числе старшей медсестры, и врачей, в том числе заведующего отделением. Медсёстры подчиняются старшей медсестре и врачам.

Медсестра обязана выполнять все действия, на которые указывают старшие по статусу, однако только в том случае, если эти действия входят в рамки её профессиональных обязанностей. Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения в лечебной работе и различного рода взысканий.

Необходимость подчинения порождает две основные проблемы, часто встречающиеся в медицинских коллективах:

  • права медсестры на собственное мнение;
  • взаимоотношений между представителями разных звеньев медперсонала.

Что касается права медсестры на собственное мнение, то она может воспользоваться им при определённых условиях. Обычно всё, что требуется от сестры в отделении, — это выполнять указания врачей, проводя необходимые процедуры и манипуляции. Однако следует помнить о том, что она – активный участник лечения больных, один из его непосредственных исполнителей.

Медработник среднего звена – не просто носитель перечня необходимых навыков, которые используются в тот или иной момент. Медсестра, прошедшая соответствующее обучение, имеет чёткое представление о многих вещах, связанных со здоровьем. Это значит, что в вопросах, касающихся её деятельности, она может иметь свою точку зрения.

Однако это должно проявляться только в том случае, если она абсолютно уверена в правильности своей позиции. Разумеется, всё это делается в согласии с врачом. Например, при повышении артериального давления у больного, находящегося в стационаре, медсестра имеет право дать пациенту препарат для его снижения. Особенно это актуально, если пациент почувствовал себя хуже, когда находился вне поля зрения врача, но под наблюдением медсестры. В этом случае дача препарата является инициативой медсестры, однако перед выполнением этого решения она согласует свои действия с врачом.

Другой пример – если имело место какое-то экстренное ухудшение здоровья, например внезапный и сильный болевой синдром или острая дыхательная недостаточность, или спонтанное послеоперационное кровотечение. В этом случае медсестра (при условии, что она полностью осознаёт правильность и нужность своих действий) предпринимает все необходимые меры помощи на месте, ни на минуту не отходя от больного. Другие медсёстры в это время могут позвать врача.

Таким образом, на медсестре лежит не меньше ответственности, чем на врачах, и её работа не менее сложна, в том числе и в юридическом плане. Не только врачи спасают жизни; все участники лечебного процесса практически в равной степени вносят вклад в общее дело спасения пострадавшего. Сестра должна чётко осознавать, на какие действия и в какой момент она имеет право, насколько и в каких ситуациях необходима её инициатива.

Следующий серьёзный вопрос – проблема взаимоотношений. Поступая на работу, и даже до того – ещё при прохождении обучения, претендующая на должность медсестра должна

Осознавать свою роль в коллективе и занимать правильную позицию при формировании отношений с коллегами.

В медицинском коллективе не допускается демократия. Каждый должен безукоризненно выполнять свои обязанности, поэтому личные отношения, которые всегда возникают между людьми, долго работающими бок о бок в общем деле, нужно отграничивать от профессиональной деятельности.

Доброжелательные отношения между представителями различных звеньев персонала только приветствуются, так как это делает работу всего отделения более слаженной. Отсутствие эмоционального напряжения, которое может быть вызвано враждой или неприязнью совместно работающих людей, сокращает риск медицинских ошибок и небрежности в лечении пациентов. Кроме того, находясь в благоприятной атмосфере, сами больные охотнее принимают лечение и лучше на него реагируют.

Тем не менее, считается, что глубокие дружеские отношения, а также родственные связи среди людей, находящихся на разных ступенях медицинской иерархии, нежелательны. Дело в том, что чем ближе люди знают друг друга и чем лучше друг к другу относятся, тем более субъективным становится их мнение. Это привести к тому, что низшее звено будет лояльно, что повлечёт снижение качества работы среди медработников, от деятельности каждого из которых может зависеть жизнь и здоровье человека, это неприемлемо.

В том, что касается непосредственно работы, между медсёстрами и врачами не должно быть никаких обид. Требовательность врача, возможно, его излишне эмоциональное поведение в экстренной ситуации – это естественное явление, которое не должно восприниматься средним медперсоналом как личное оскорбление и повод для разрушения хороших отношений. Хотя, конечно, профессионал не должен проявлять на работе чрезмерных эмоций, ему необходима сдержанность, особенно в общении с больными людьми.

Врач ведёт в отделении несколько больных, которые лежат в палатах, числящихся за этим доктором. Он назначает им лечение, осматривает, даёт рекомендации, отслеживает динамику выздоровления. Наряду с этим не только он участвует в излечении «своих» больных. Медсёстры измеряют их давление, дают лекарства, проводят другие диагностические и лечебные процедуры.

От ошибок не застрахован никто, и в определённый момент любая медсестра может допустить более или менее значимое упущение, которое так или иначе отразится на здоровье пациента. Однако в случае ошибки медсестры ответственность, в том числе и уголовную, понесёт врач. По этой причине доктор должен периодически контролировать действия медсестры.

Это значит, что присутствие врача при введении лекарств, мероприятиях по уходу за больным и прочем не должно восприниматься медсестрой как признак недоверия к ней. Более того, даже при собственном нежелании врач обязан следить за действиями своих подчинённых, так как он, в свою очередь, отчитывается перед вышестоящим начальником, поэтому контроль с его стороны — нормальное явление.

Другие статьи:

  • Договор на вывоз тбо от частного сектора ТАРИФЫ и способы вывоза ТКО из частного сектора МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ВЫВОЗА ТБО из частного сектора: 1. Установка коллективного контейнера объемом 10 куб.м с заключением договора со старшим по улице, председателем Бункер […]
  • Пособие на ребенка-инвалида в беларуси 2019 Пособие на ребенка-инвалида в беларуси 2019 В Республике Беларусь осуществляется эффективная политика в отношении детей-инвалидов, а также направлены меры для социальной защиты данной категории лиц для их полноправного участия в жизни общества. Для этого, […]
  • Калькулятор госпошлины арбитражный суд москва Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами государственных пошлин по […]
  • Основные законы в области охраны окружающей среды рф Основные законы в области охраны окружающей среды рф Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной […]
  • Трудовой договор для главы мо Запись в трудовую книжку о выборе главы мо сельского поселения В соответствии с п. 3.1 Инструкции при приеме на работу в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное […]
  • Федеральный закон о социальной защите 442 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N […]
  • Сколько пенсия при 3 группе инвалидности 2019 Пенсия по инвалидности 3 группы в 2019 году Те граждане, кто в силу состояния своего здоровья, не может боле трудиться по своей профессии, но способен выполнять другую, более простую работу либо работать по своей первоначальной специальности, но в облегченном […]