Жалоба в оон по правам человека образец

Жалоба в оон по правам человека образец

Профессионализм и качество работы сотрудников нашего Центра подтверждается не только количеством выигранных дел в Европейском Суде (одно из последних выигранных резонансных дел – дело «Вдовины против России» досье № 2680/14 по защите права собственности против Газпрома ), но и целым рядом резонансных дел, которыми Центр занимается сейчас. Одним из таких резонансных дел является дело ООО Ориент-Вектор против России» досье № 60837 /17 , по сносу павильонов в Москве (Ночь длинных ковшей). Жалобы в Европейский Суд в защиту интересов и прав сотрудника счетной палаты РФ Вахонина И.А. и сотрудника аппарата Государственной Думы РФ Вахонина А.А. , членов Казанского РНЕ А.Павлова и Е.Назарова , Абрамов и другие (всего 37 человек) по невыплате заработной платы, ООО «Акцепт» по защите прав собственности и другие, широко освещались в СМИ.

Наряду с успешными и выигранными делами от граждан России, Центр имеет также успешный опыт работы с жалобами, подготовлеными от имени юридических лиц на нарушение их прав собственности, где на ряду с моральным вредом, возможно полное возмещение материального ущерба.

История нашего успеха многим обязана разработанной авторской методике Князькина по защите прав собственности юридических лиц в Европейском суде. Знание прецедентов ЕСПЧ, опыт выступления в Европейском суде, сотрудничество с адвокатами стран ЕС, научный взгляд на проблему изложенный в авторских книгах и методичках по подготовке документов в ЕСПЧ, как специалиста по международному и европейскому праву, собственное ноу-хау при подготовке жалобы – все это в комплексе позволяет рассчитывать на успех.

Новые правила подачи жалобы в Европейский суд и новый формуляр, действующие с 1 января 2019 года требуют профессионального юридического подхода, чтобы ваша жалоба выиграла судебный процесс. Ужесточение правил приема жалоб и введение нового формуляра жалобы свидетельствует о том, что Вам очень сложно добиться положительного результата в Европейском суде без профессиональных юристов.

Ежегодно Европейский Суд получает из России около 15000 жалоб. Более 98% жалоб граждан России были проиграны в Европейском Суде. Указанная статистика свидетельствует, что ежегодно не более 5% жалоб, направленных от граждан России признаются приемлемыми и приносят положительный результат.

Подавляющее большинство жалоб подготовленных нашим Центром в Европейский Суд были признаны приемлемыми, ряд из которых уже выиграны, и большая часть из которых дожидается судебного решения. Это также свидетельствует о высоком профессионализме и качестве юридических услуг оказываемых нашим Центром.

На нашем и других сайтах вы найдете материалы, которые помогут вам написать жалобу самостоятельно или заполнить новый формуляр жалобы, но если вы хотите быть уверенными в результате — обращайтесь к профессионалам, которые имеют большой положительный опыт выигранных дел, как в нашем Центре.

Жалоба в ЕСПЧ: порядок подачи, образец. Европейский суд по правам человека

Перед тем как подать жалобу в ЕСПЧ , необходимо определить, относится ли вопрос к его ведению. Для этого следует выбрать одну либо несколько статей, зафиксированных в Конвенции и протоколах, наиболее подходящих к ситуации. Далее по этим вопросам следует изучить решения ЕСПЧ. Если заявитель считает, что возникший спор может быть разрешен, то он может начать подготовку к направлению соответствующих бумаг. Рассмотрим далее порядок подачи жалобы в ЕСПЧ.

ЕСПЧ – это международный орган. Его юрисдикция распространяется на все страны-участники СЕ, ратифицировавшие Конвенцию о защите основных свобод. В компетенцию инстанции входит рассмотрение всех вопросов, которые относятся к толкованию и применению указанного документа. ЕСПЧ и Россия взаимодействуют с 1998-го г.

Подготовительный этап

Чтобы правильно составить заявление, необходимо иметь:

  1. Формуляр ЕСПЧ .
  2. Текст Конвенции и протоколов.
  3. Доверенность. Если обращение в ЕСПЧ направляется представителем, то этот документ выступает как составной элемент официального бланка заявления. Если же впоследствии необходимо сменить поверенного, оформляется специальная доверенность.
  4. 2-3 решения ЕСПЧ по аналогичным делам.
  5. Официальная инструкция по заполнению бланков.
  6. Правило 47, установленное Регламентом.
  7. Практическое руководство по признакам приемлемости.

В качестве представителя может выступать только адвокат. Иное лицо допускается к делу в исключительных случаях (по Правилу 36 Регламента). В некоторых случаях субъекту может быть разрешено самостоятельно представлять себя. На этапе направления заявления формально иметь адвоката необязательно.

Заявление в ЕСПЧ – это крайняя мера. Она может использоваться только тогда, если субъект прошел высшие инстанции в своей стране. На направление заявления в Страсбургский суд дается полгода. Исчисление срока начинается с даты принятия высшей государственной инстанцией соответствующего спорного акта.

Особое значение имеют события, предшествовавшие направлению заявления. В частности, имеются в виду внутригосударственные разбирательства. Возможность обращения в ЕСПЧ должна накладывать определенный отпечаток на тактику ведения производства в национальных судах. В первую очередь во всех местах, где это будет уместно и необходимо, следует ссылаться на Конвенцию и международную практику. Соответствующие указания можно включить непосредственно в иск, ходатайство, отзыв и прочие процессуальные документы. Кроме этого, перед национальными инстанциями необходимо ставить вопросы, касающиеся нарушения свобод и прав, охраняемых Конвенцией. Заявления об этом могут относиться как к уже свершившимся, так и к вероятным фактам. Ссылаться на конкретные положения Конвенции при этом не обязательно. В таких случаях достаточно только указать суть допущенных или возможных нарушений. На практике, однако, ссылка на нормы Конвенции при разбирательствах в национальных судах будет крайне полезна. Это впоследствии может положительно повлиять на исход дела.

Критерии приемлемости

Жалоба в ЕСПЧ, образец которой будет описан далее, должна соответствовать ряду требований. Необходимо, чтобы она была:

  1. Обоснованной.
  2. Направлена на защиту свобод и прав, закрепленных Конвенцией и протоколами.
  3. Подана против страны-участницы соглашения.
  4. Направлена после исчерпания всех эффективных средств юридической защиты и в установленный срок.

Жалоба в ЕСПЧ по гражданскому производству направляется в течение полугода с даты вынесения спорного акта четвертой инстанции. Имеется в виду вторая кассация. Жалоба в ЕСПЧ по уголовному делу отправляется после апелляционной инстанции. Если разбирательство было в арбитраже, заявление составляется после первой кассации. При этом параллельно следует обращаться в ВС РФ. Если разбирательство осуществлялось по КоАП, заявление направляется после вынесения акта второй инстанцией.

Что можно оспорить?

Жалоба в ЕСПЧ направляется только на действия государства. Другими словами, претензии можно сформулировать исключительно к госорганам. К ним в том числе относят суды и полицию. В ряде случаев предусматривается ответственность страны за бездействия/действия юрлиц, которые не являются государственными. ЕСПЧ – это орган, рассматривающий заявления, связанные только с нарушением свобод и прав, охраняемых Конвенцией и протоколами. Большая часть из них касается ст. 6. В ней предусмотрено право на справедливое судопроизводство. Между тем, не все разбирательства попадают под эту статью. К примеру, ЕСПЧ не может рассматривать споры о таможенных и налоговых платежах, связанные с иммиграционными вопросами (въездом/выездом, выдворением иностранцев, представлением политического убежища), а также дела с участием госслужащих, касающиеся увольнения.

Причины отклонения заявления

Жалоба в ЕСПЧ может быть составлена с соблюдением всей предусмотренных критериев. Однако и в таком случае она может быть отклонена. Причинами выступают:

  1. Оспаривание решений национального суда, в связи с нарушением государственных материальных и процессуальных норм, необоснованностью вынесенных актов. Последнее может обуславливаться неверным толкованием и применением внутренних правовых документов, например.
  2. Справедливость исхода разбирательства по гражданскому спору.
  3. Невиновность или виновность в уголовном деле.
  4. Отсутствие доказательств.

Все эти причины связаны с несоблюдением структуры и содержания заявления.

Общие правила оформления

Заявление в Суд (ЕСПЧ ) не допускается составлять в свободной форме. Регламентом инстанции предусмотрен специальный бланк. Формуляр состоит из 13 страниц. Однако не всегда информацию можно поместить на них. В таких случаях допускается оформлять приложения. Их не должно быть больше 20 стр. При этом приложения не могут содержать новые факты или претензии. Основной текст следует уместить (кратко) на 13 страницах. В приложениях можно дополнить то, что уже написано. При оформлении необходимо четко уяснить, какие именно положения Конвенции были нарушены. Для этого изучается практика суда по ним и подобным делам. Это важно по ряду причин. Во-первых, изучение позволяет лучше понять содержание свобод и прав, охраняемых Конвенцией. Кроме этого, логика и текст статей должны отражаться в жалобе. В заявлении необходимо избегать указания на факты, которые не имеют к спору отношения, а также излишней аргументации. Очень часто истцы совершают ошибку, приводя все возможные доводы. Такие заявления теряют убедительность, их суть размывается.

Жалоба в ЕСПЧ: образец

В официальной Инструкции приводится достаточно подробное разъяснение по вопросам оформления. Особую сложность вызывает заполнение разделов о фактах и допущенных нарушений. Рассмотрим все по порядку:

  1. Лист 1. Пункт 0 – штрих-код и номер. Поскольку их нет, то здесь ничего не пишется. В пунктах 1-15 указываются сведения о заявителе. Если жалоба в ЕСПЧ направляется физлицом, то заполняется левая колонка п. 1-8. В правой части ничего не пишется. Если заявитель – юрлицо, заполняются 9-15 пункты.
  2. Лист 2. Здесь нужно поставить галочку напротив страны, нарушившей свободы и права заявителя. Как правило, спор ведется с одним государством. Однако в ряде случаев заявление в Страсбургский суд может подаваться и против нескольких стран. Соответственно, нужно поставить галочки напротив них.
  3. Лист 3. Здесь указываются сведения о представителе. Если его нет, то лист остается пустым. Если представитель есть, информация заносится в левую колонку (18-25 пункты). Если он является адвокатом, то заполняется правая часть (п. 26-32). Левая колонка в этом случае остается пустой. При наличии представителя ставятся подписи и даты (п. 33, 34 – заявителем, 35,36 – поверенным). Лист 3 выступает как доверенность. Другие документы, подтверждающие полномочия лица, к жалобе не прилагаются.
  4. Лист 4. Здесь информация указывается аналогично предыдущей странице. Эта часть оформляется, если представителем выступает юрлицо.

В п. 56-58 излагаются факты. Следует сказать, что значение имеет любой пункт жалобы. Если в каком-то из них информация будет отсутствовать, то сотрудники секретариата могут посчитать заявление не оформленным. При этом не следует забывать о содержании. При изложении фактов необходимо руководствоваться правилом 47 Регламента. Они должны приводиться кратко и быть доступными для чтения. Текст необходимо разделить на абзацы с номерами. События нужно описывать в том порядке, в каком они имели место. Если претензии касаются различных предметов (судебных разбирательств), каждый из них излагается по отдельности.

При изложении фактов не следует использовать тексты кассационных, апелляционных, надзорных жалоб. Описывать нужно только обстоятельства, не приводя собственную их оценку. К примеру, следует избегать таких формулировок: «Судья необоснованно и незаконно уснул на заседании» (правильно будет следующее изложение: «Во время рассмотрения судья уснул»). Писать нужно только о тех фактах, которые имеют значение с точки зрения практики и Конвенции. Специалисты рекомендуют излагать информацию от третьего лица. Например: «Заявитель не был извещен о времени заседания». При изложении необходимо придерживаться стиля, который использует Европейский суд (ЕСПЧ ) в своих актах. Цитировать документы можно только в тех случаях, когда это необходимо и уместно. Однако в любом случае приведение каких-то выдержек должно быть кратким. К примеру, существенным аргументом является отказ суда вызвать главного свидетеля. В этом случае можно указать следующее. «Суд отказал в просьбе вызвать свидетеля на заседание, мотивировав это тем, что «доказательств и так достаточно». Несмотря на необходимость придерживаться краткости, изложить необходимо все существенные факты. Если новые обстоятельства будут приводиться уже на этапе подготовки дела, то они не будут учтены. Обязательным условием при описании событий является конкретика. Не следует допускать абстрактных описаний. К примеру, если заявитель указывает на плохие условия в период содержания под стражей, нужно написать, сколько часов/дней это продолжалось, количество человек и спальных мест, величину помещения и пр.

Изложение нарушений, описание использованных средств защиты

В первую очередь заполняется Лист 8 (п. 59). Слева указывается статья Конвенции (номер) и протокола. Справа излагается нарушение и подтверждающие доводы. Аргументы будут отличаться в соответствии с событиями и обстоятельствами. В Листе 10 приводятся сведения о средствах юридической защиты, которые были использованы до оформления заявления. Слева указывается также номер статьи, а справа – информацию о последнем вынесенном решении (название, номер, дата). Далее указываются акты нижестоящих инстанций.

Вопросы Листа 11

В п. 62 следует указать, располагает или располагал ли заявитель каким-нибудь средством юридической защиты, которым он не воспользовался. Если на этот вопрос ответ «да», в пункте 63 дается его описание. Здесь же поясняется причина неприменения мер. В п. 64 следует ответить на вопрос, подавалась ли вышеизложенная жалоба в иные органы международного правосудия или регулирования. Если ответ «да», то в п. 65 дается краткое описание процедур. В частности, указывается, какие именно заявления составлялись, приводится наименование органа, дата и содержание вынесенного им акта. В следующем, 66, пункте нужно ответить на вопрос, направлялись ли ранее иные жалобы в ЕСПЧ. Если ответ положительный, то в п. 67 приводятся их номера.

Перечень приложений

Он указывается на 12 Листе. Перед оформлением этого раздела необходимо тщательно продумать, какие именно документы целесообразно приложить к заявлению. С одной стороны, к жалобе не следует прикреплять абсолютно все бумаги, которые есть. Вместе с этим должны присутствовать все значимые документы. В Инструкции по этому поводу разъясняется следующее. Приложить необходимо все судебные и прочие акты, на которые заявитель ссылается в разделах жалобы, а также иных документов, которые предоставляются в качестве подтверждения доводов о нарушении Конвенции и протоколов. Это могут быть свидетельские показания, заключения медучреждений и пр. В списке приложений необходимо указать номер страниц, на которых находятся бумаги так, чтобы их можно было легко найти. Если места в бланке недостаточно, можно использовать дополнительный лист. К заявлению прилагаются разборчивые и полные копии всех бумаг, которые указаны в перечне. Следует сказать, что бумаги заявителям не возвращаются. В этой связи лучше приложить копии.

  1. Разложить бумаги отдельно по процессам в хронологическом порядке.
  2. Пронумеровать последовательно все страницы.
  3. Не сшивать, не скреплять и не склеивать документы.

Заявитель самостоятельно решает, какие именно документы он приложит к жалобе. Однако в любом случае необходимо включить в перечень акты второй и первой инстанций, копию апелляционного заявления. Если есть экземпляры актов вышестоящих органов, то их также целесообразно приложить вместе с надзорными (кассационными) жалобами. Если заявление связано с защитой права на справедливое разбирательство, уместно включить в список документов и копию протокола заседания. Заверять экземпляры не нужно. ЕСПЧ принимает совершенно любые документы в качестве доказательств. Например, допускается прилагать распечатки с сайтов, информацию из докладов негосударственных и госучреждений и так далее.

Завершающие пункты

В Листе 13 п. 69 можно оставить пустым, если заявителю нечего добавить. Если есть какие-то моменты, о которых можно сказать дополнительно, их следует привести. Например: «Обращаю внимание на то, что копия решения второй инстанции от 01.02.2015 была получена только 10.05.2015». В п. 70 ставится дата. Как правило, она будет считаться днем подачи жалобы, даже если она попадет в Суд через несколько дней (если отправка была совершена в ближайшее время). В п. 71 ставится отметка в нужную позицию и подпись. Если жалоба подается более чем от одного субъекта, целесообразно привести и расшифровку. В п. 72 следует указать адрес, на который будет приходить корреспонденция. Как правило, ответ из ЕСПЧ приходит обычным письмом. Адрес, который указывается в п. 72, должен быть стабильным. Разбирательство может продолжаться в течение нескольких лет. Можно, конечно, отправить дополнительное письмо с уведомлением о смене адреса. Но зачастую об этом в секретариате забывают и пересылают корреспонденцию по прежнему указанию.

Отправка заявления

Жалобу пересылают письмом. Оно может быть простым, ценным с описью, заказным с уведомлением. Пересылка осуществляется «Почтой России», разными курьерскими службами. Отправка письма – обязательное условие. Жалобу пересылают по адресу:

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex.

Можно также продублировать заявление по факсу: +33 (0)388 41-27-30. Средняя стоимость услуг будет следующей. Если, к примеру, письмо включает в себя 50 страниц, какие-либо вложения, кроме копий документов, отсутствуют, то «Почта России» возьмет около 400 р., DHL — 4 тыс. р., UPS — 3 тыс. руб.

Первое главное письмо придет в течение 1-13 мес. В нем секретариат уведомляет заявителя о получении жалобы и формировании досье. Его номер следует впоследствии указывать во всей корреспонденции. Кроме этого, в письме будет набор наклеек, содержащих штрих-код. Их также нужно будет использовать в процессе переписки. Если в письме будет отсутствовать указание на необходимость отправки дополнительных бумаг, то в нем будут содержаться сведения о том, что заявление рассмотрят в порядке очередности. В некоторых случаях приходят промежуточные ответы. Во втором основном письме будет указано, что или жалоба неприемлема, или она прошла предварительный анализ и о ней уведомлен ответчик. С момента вынесения акта в последнем случае начинается этап коммуникации. Фактически на данной стадии подготавливается постановление Европейского суда по правам человека . Если же заявление отклонено, то ответ приходит обычно в течение первых 2-х лет. Второе письмо может поступить в первые 2-3 мес. Такое возможно в случае, если Суд по собственной инициативе либо по ходатайству заявителя примет ускоренную процедуру разбирательства. Основанием для этого может служить существование угрозы для здоровья, связанной с частной (семейной) жизнью заявителя, его ребенка. В ускоренном порядке также могут рассматриваться жалобы, по которым были приняты обеспечительные меры, в соответствии с Правилом 39, присутствующем в Регламенте.

Следует сказать, что оформление жалобы – достаточно сложное дело с точки зрения соответствия принятым правилам. На этом этапе целесообразно заручиться поддержкой юриста, имеющего соответствующий опыт. На практике нередки случаи отклонения жалоб по выигрышным делам, составленные субъектом самостоятельно. На стадии подготовки разбирательства участие представителя считается обязательным. Суд вправе отказать заявителю в просьбе осуществлять свою защиту самостоятельно. На стадии подготовки придется составлять разные документы. В их числе и меморандум заявителя. Его оформление лучше доверить профессионалу.

Жалоба в комитет ООН по правам человека

Здравствуйте.помогите пожалуйста.ищу в интернете как и на чем подается жалоба в комитет оон по правам человека.скажите.жалоба подается как в еспч на формуляре либо как то иначе?если на формуляре то как и по какому адресу его можно запросить?спасибо

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 535 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Предисловие
Настоящее издание является переводом брошюры, изданной бюро польского Представителя по правам граждан, и предпринимается в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.
Соблюдение и обеспечение прав человека ПРООН рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.
Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.
Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая брошюра опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них — Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.
Из текста брошюры читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?
К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.
Региональный центр поддержки РБЕС ПРООН хотел бы выразить благодарность бюро Представителя по правам граждан Польской Республики за любезно предоставленное право перевода и издания брошюры на русском языке.

Введение
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации — 10 декабря — празднуется во всем мире как Международный день прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.
Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, — например, прокурор, суд, орган админист­рации — обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.
В Пакте установлены две процедуры международного контроля:
а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);
b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).
Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может — но не обязано — рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.
Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека
Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.
Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате — учитывая большое ко­личество поступающих жалоб — контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 — 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.
Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель
С жалобой· в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.
Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:
— Право на жизнь (ст. 6).
Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.
— Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.
— Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).
— Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.
— Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.
— Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).
— Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).
— Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
— Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
— Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
— Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
— Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
— Свобода слова (ст. 19).
— Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).
— Право на мирные собрания (ст. 21).
— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
— Права супругов и семьи (ст. 23).
— Права ребенка (ст. 24).
— Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).
— Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).
Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).
Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.
2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международ­ным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Содержание и форма жалобы
Жалоба должна содержать следующее:
1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;
2) указание на государство, против которого подается жалоба;
3) содержание обвинений;
4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;
5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы — см. При­ложение).

Контрольная процедура
Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:
— первый завершается решением о приемлемости жало­бы;
— во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права человека,
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.
Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.
В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.
В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.
Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также — правда, редко, — что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета
Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.
Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.
Комитет помещает в своем ежегодном докладе — кото­рый является официальным документом ООН — информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.
Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

c/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария
Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
I. Информация об авторе сообщения:
Фамилия… Имя (имена) ………………………………………………….
Гражданство…… Род занятий ………………………………………………….
Дата и место рождения . ……………………………………………………
Постоянный адрес. ……………………………………………………
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)
………………………………………………………………………………………………….

Сообщение представляет:
a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных
ниже
b) назначенный представитель/адвокат
предполагаемой жертвы (жертв)
с) иное лицо

Если отмечен квадрат с), автор должен пояснить:
в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):
почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:
………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.
II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Гражданство… Род занятий . ………………………….

Дата и место рождения . ………………………….

Нынешний адрес или местонахождение . ……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

IV. Другие международные процедуры
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты
Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат):*
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………

Дата и подпись автора: …………………………………
· Термин «жалоба» означает «сообщение» в понимании Факультативного протокола
* Добавить столько страниц, сколько необходимо для этого описания.

Другие статьи:

  • Трудовой кодекс ежегодный очередной отпуск Ежегодный оплачиваемый отпуск Трудовое право Предмет трудового права Функции трудового права Субъекты трудового права Принципы трудового права Источники трудового права Очередной ежегодный оплачиваемый отпуск Отпуском следует считать […]
  • Нотариус терского района Режим работы специалиста Администрации муниципального образования Терского сельсовета по выполнению нотариальных действий Ежедневно с 8.00.до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00 Суббота воскресенье понедельник не приемный день Глава муниципального […]
  • Налог есть на прицеп легковой Вся информация о прицепах Правила регистрации прицепа Надо ли регистрировать прицеп в ГИБДД ? Регистрировать прицеп в ГИБДД - обязательно. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее пяти суток после его приобретения, снятия с […]
  • Экспертиза права и обязанности эксперта Права и обязанности эксперта в арбитражном процессе Основные права и обязанности эксперта изложены не только в ст. 55 АПК . Суммируя статьи АПК и № 73-ФЗ от 31.05.01 , можно в обобщенном виде изложить следующие основные права и обязанности эксперта в арбитражном […]
  • Пособия по уходу за ребёнкам Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска. Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком […]
  • Судебные приставы нижегородская область корсаков Судебный пристав Корсаков Игорь Юрьевич Корсаков И.Ю. работает руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области – главным судебным приставом Нижегородской области Часы приема можно узнать по рабочему телефону […]
  • Самара мировой суд промышленного района Мировые судьи судебных участков № 37-48 Промышленного судебного района г. Самары и Самарской области адрес: Самара, ул. Теннисная, 14а телефон: +7 (846) 992-. - показать график (часы) работы: пн-чт 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00; пт 09:00-17:00, перерыв […]
Читайте так же:  Приказ минздрава узбекистана